- Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса» план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Русский язык. 5 класс
- Конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему «Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание»
- 💥 Видео
Видео:Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Учитель Пучкова Галина Анатолиевна
МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.
Класс: 5-Б
Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
Тип урока: урок “открытия” нового знания
Познавательные:
* знать, что изучают синтаксис и пунктуация;
* познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса – словосочетанием,
* познакомить учащихся с новым разделом науки о языке и основными понятиями,
изучаемыми в разделе «Синтаксис. Пунктуация»;
* ввести понятие «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица»
Практические:
* учить редактировать текст;
* самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации;
Общепредметные:
* развивать у детей интерес к предложению и тексту как единицы языка;
* развивать стремление обогащать свой словарный запас, нормы орфоэпии.
Видео:Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 классСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симфероп | 43.5 КБ |
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Учитель Пучкова Галина Анатолиевна
МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.
Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
Тип урока: урок “открытия” нового знания
* знать, что изучают синтаксис и пунктуация;
* познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса – словосочетанием,
* познакомить учащихся с новым разделом науки о языке и основными понятиями,
изучаемыми в разделе «Синтаксис. Пунктуация»;
* ввести понятие «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица»
* учить редактировать текст;
* самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации;
* развивать у детей интерес к предложению и тексту как единицы языка;
* развивать стремление обогащать свой словарный запас, нормы орфоэпии.
1)Русский яэык.5кл:Учебник для общеобразовательных школ. В двух ч. Авт.-сост.Л.М. Рыбченкова и др.-Москва.Просвещение.2014
2)Планы-конспекты уроков .Русский язык. 5 кл. в двух.ч. Авт.-сост.И.Л.Челышева-Ростов-на-
I Актуализация опорных знаний.
1)Ребята, посмотрите внимательно на экран(слайд2).Чем отличаются слова в 1 , 2 и 3 колонке
- Весна ранняя Ранняя весна
- Веселый веселый Веселый друг
- Первый урок Первый урок
3 колонка-Словосочетание состоит из двух самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически
Словосочетания. Два слова – одно главное, а другое зависимое. ( словосочетание)
2)Под, дома ,ласточка ,гнёздышко, крышей, свила, уютное(слайд 4)
Ребята, перед вами слова. Есть ли у этих слов связь? Что можно сделать с этими словами.
Ответы учащихся.(Можно составить предложении) Запишите предложения.
Сделайте синтаксический разбор предложения.
3) Ребята, предлагаю вам следующий слайд(слайд №5,6)
Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Местный воробей решил занять его и влетел туда.
Ласточка подняла шум, стала гнать воробья. Воробей раскрыл крылья, резко закричал. Бедняжка в испуге отлетела. Воробей успокоился.
Как называется данный набор предложений.
II Мотивация учебной деятельности
2.Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока.
Как называется наука изучающая словосочетание-предложение-текст ? Синтаксис.
Синтаксис – греческое слово, оно значит
«составление», «построение», «порядок».
Словосочетание, предложение, текст – основные единицы синтаксиса. Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая большая.
III. Постановка целей и задач урока.
На уроках литературы мы проходили произведения Маршака «Двенадцать месяцев». С какими трудностями в области синтаксиса столкнулась главная героиня?
Казнить нельзя помиловать. Где поставить запятую?(Слайд 9)
Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел лингвистики, изучающий эти правила.
IV Работа с темой.
1)Рассмотрим схему в учебнике на стр. 82.упр 435. Опираясь на схему, расскажите,какие единицы языка изучаются в синтаксисе.( словосочетание,предложения)
2)Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица
Работа с упражнением 436 письменно.
3) Слова, связанные грамматически, называются ( предложением)
Предложения бывают разные по цели высказывания. (слайд 11)
Придумайте и запишите по одному предложению с вопросительным и восклицательным знаком.
Чем они отличаются.(Интонацией)
Виды предложений по цели высказывания бывают
повествовательные, вопросительные и побудительные.
Ребята, сформулируйте определения предложений по цели высказывания и приведите примеры..(Ответы учащихся)
Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии:
В лесу появились первые подснежники.
Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа:
Побудительные предложения побуждают собеседника к действию,
содержат просьбу, совет, запрет:
Не шумите, пожалуйста.
Предложения могут различаться не только по цели высказывания,
но и по силе выраженных в них чувств, эмоций. Предложения, которые
произносятся с восклицательной интонацией, называются
восклицательными. В конце восклицательных предложений ставится
восклицательный знак:
Какой прекрасный день!
Составьте и запишите в тетрадь предложения вопросительные и восклицательные.
Ученики зачитывают свои варианты.
4)Рассмотрим схему в учебнике на стр. 82. Упр 436. Работа в группах. Выписать по группам пары слов, связанных между собой :
1-я группа –только по смыслу;
2-я группа –по смыслу и с помощью окончаний;
3-я группа – по смыслу, с помощью предлогов и окончаний.
5) Найдите отличия между написанным.
Запись на доске.
Стол Кухонный стол Я подошел к кухонному столу
Аккуратно Писать аккуратно В тетрадях мы будем писать аккуратно
Спишите предложения. Обозначьте главные члены предложения.
Выпишите словосочетание(Внимание! Подлежащие и сказуемое не могут быть словосочетанием)
Как узнать, какое слово в них главное? (задать от него вопрос)
Кухонный стол –словосочетание, в котором главное слово –«стол», зависимое –«кухонный».
Обратите внимание, что ударение в слове «кухонный» падает на букву «у»
6) Выборочный диктант
Запишите только словосочетание.
Белый шарф, дети поют, красиво писать, бежать быстро, маленький котенок, самый умный.
Поставьте себе от 1 до 10 баллов, в зависимости от того, как вы поняли материал сегодняшнего урока.
Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?
VI Домашнее задание . Упр.438, стр.83.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.
Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И.
Презентация по русскому языку (5 класс). Тема: «Разделы науки о языке»
2011 учебный год.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы.
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: «Роль языка в жизни общества. Язык и человек»
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред.
Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема «Синтаксис и пунктуация «
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Синтаксис и пунктуация».Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация «Синтаксис и пунктуация».
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:»Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса.»/ Учитель: Пучкова Г.А./
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:»Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса.»/ Учитель: Пучкова Г.А./.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Предложение как единица синтаксиса.
- Отличие предложения от словосочетания.
- Предложения односоставные и двусоставные.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главной и зависимой части.
Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.
Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.
- Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016 .– С. 66-69.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С.148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 122 – 249.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сравните содержание колонок.
Вышла на прогулку
Утренний лес окутал туман.
Лучи солнца пробивались сквозь туман.
Осторожная медведица вышла с медвежонком на прогулку.
Конечно, вы заметили, что в первой колонке – слова, во второй – словосочетания, в третьей – предложения.
Чем же предложение отличается от словосочетания?
Предложение – основная единица синтаксиса. Предложение представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. Я разбудил своих друзей. С помощью восклицательного знака – восклицательную интонацию. Какой красивый восход! С помощью вопросительного знака – вопросительную интонацию. Куда мы пойдём дальше?
Таким образом, предложение проявляет свою основную функцию в языке – коммуникативную, т. е. функцию сообщения.
В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них. Рассмотрим следующие примеры. Утро. (Есть только подлежащее). Всходит солнце. (Есть подлежащее и сказуемое). Теплеет. (Есть только сказуемое).
- Я иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен. (А. Ахматова). – Иду по тропинке, собираю цветы.
2. Ты расскажи мне эту историю. – Расскажи мне стихотворение.
В первых предложениях пар есть подлежащее и сказуемое: я иду, ты расскажи, наступила осень. Во вторых предложениях есть только один главный член: иду – сказуемое, расскажи – сказуемое, осень – подлежащее.
По строению грамматической основы предложения бывают с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) и с двумя. Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения.
В предложении кроме подчинительных связей (согласования, управления, примыкания) встречается сочинительная связь (между равноправными членами – однородными). Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. И. Тютчев) Хлопочет и ворчит – однородные сказуемые, связанные сочинительной связью, т.е. они равноправны.
Сочетания слов, связанные сочинительной связью, не являются словосочетаниями.
• выражает законченную мысль
• характеризуется интонацией законченности
• имеет грамматическую основу
• отделяется паузами в устной речи и знаками препинания на письме.
• состоит из главного и зависимого слова
• уточняет значение слова
• не выражает законченной мысли
Примеры заданий из Тренировочного модуля
- Сгруппируйте предложения по наличию главного члена: подлежащее, сказуемое.
Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.
Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.
Разбор задания: вспоминаем, что предложение выражает законченную мысль, подлежащее может быть выражено существительным, числительным. В представленных примерах подлежащее: привал, избушка лесника, встреча. Сказуемое выражено глаголом: отправимся, найдём, узнали.
Подлежащее: Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.
Сказуемое: Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.
- Соотнесите понятия.