Слово в его отношении к морфеме и словосочетанию

Видео:Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)

Слово в его отношении к морфеме и словосочетанию

Активное владение материалом значительно возрастает, если учащиеся сами «устанавливают», какие действия надо выполнить, чтобы правильно решить задачу (в данном случае, чтобы правильно определить тип склонения имен существительных): 1) поставить слово в именительном падеже единственного числа (в начальную форму), 2) выделить окончание, 3) узнать род, 4) по роду и окончанию определить склонение. Пример рассуждения ученика III класса: «В нашем городе много музеев. 1) Ставлю слово в начальную форму — город; 2) выделяю окончание; окончание в именительном падеже нулевое; 3) узнаю род; город — он, мой — мужского рода; 4) определяю склонение: существительное мужского рода с нулевым окончанием 2-го склонения».

Ход рассуждения требует от учащихся активного оперирования знаниями, активной умственной деятельности. Постепенно рассуждения становятся все более сжатыми и частично автоматизируются.

II. Целенаправленная работа над развитием у учащихся лингвистического отношения к слову и предложению. Лингвистическое отношение к слову и предложению формируется у учащихся в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает прежде всего осознание взаимодействия семантической и грамматической сторон языка (содержания и грамматических средств его выражения).

Сознательное овладение языком идет в параллели с формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам и, в частности, к основным из них: к слову, морфеме, словосочетанию, предложению. Развитие лингвистического отношения к слову осуществляется по мере того, как у ученика формируются умения: выполнять звукобуквенный анализ слова и соотносить звуковую и графическую сторону слова; проводить морфемный анализ и понимать роль морфем в «передаче» лексического значения слова; проводить грамматический анализ и понимать связи между принадлежностью слова к определенной части речи и грамматическими признаками слова (род, число, падеж и т. д.).

Лингвистическое отношение формируется постепенно и может быть разноуровневым: уровень узнавания, уровень осознания. Например, второклассники могут найти в предложении словосочетания, но сказать, к а к (с помощью чего) связаны слова, входящие в словосочетание, объяснить не могут. Учащимся III класса доступно объяснение связи слов на более высоком уровне по сравнению со второклассниками (они могут сказать: связаны слова с помощью окончания и предлога или только с помощью окончания, т. е. указать грамматическое средство выражения связи). Однако это уровень элементарного осознания сущности связи слов в словосочетании. Более высокий уровень осознания обусловливается знанием типов связи слов в словосочетании, особенностей стержневого и зависимого члена словосочетания.

Видео:Морфемы: словообразовательные и формообразовательныеСкачать

Морфемы: словообразовательные и формообразовательные

Словосочетание и его отношение к слову и предложению

Основные признаки словосочетания:

– словосочетание не является коммуникативной единицей, оно
входит в речь только в составе предложения;

– словосочетание не обладает предикативностью, интонационной оформленностью и завершенностью;

– в отличие от слов словосочетание не воспроизводится в речи, а создается в процессе высказывания;

– слово представляет собой цельно оформленную единицу, а словосочетание – раздельно оформленную (расчлененную);

– словосочетание по сравнении со словом более конкретно по характеру обозначаемого явления;

– с/с отличается более сложной структурой, включает не менее двух знаменательных слов, одно из них главное, другое — зависимое: знамя полка, боевой дух, добиться победы и т. д.

– словосочетание имеет систему форм, предопределенную системой форм, которая устанавливается по начальной форме главного слова словосочетания (например: тихое утро, хорошо учиться, учиться в школе, учиться писать, полный воды, очень полный и т. п.).

– парадигма сс зависит от лексико-грамматических свойств главного слова, т. е. от принадлежности к той или иной части речи;

–слово – лексическая единица, состоящая из морфем, словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из 2-х и более знаменательных слов, объединенных подчинительной связью;

– в отличие от словосочетания у предложения имеется категория предикативности, модальности, синтаксического времени и интонационной завершенности и отсутствие названных признаков у словосочетания.

Не являются словосочетаниями:

а) сочетания существительных с предлогами: к лесу, около леса, мимо леса, над лесом, вдоль леса, по направлению к лесу и т. д. (это словоформы, или предложно-падежные сочетания);

б) сложные (аналитические) формы слов, так как они не представляют собой соединения двух знаменательных слов и обычно входят в систему форм слова (в парадигму слова), например: буду говорить (форма будущего времени), самый добрый (форма превосходной степени прилагательного), сходил бы (форма сослагательного наклонения) и т. п.:

в) фразеологизмы: бить баклуши (бездельничать), точить лясы (=болтать) и т. д.

г) предикативные сочетания – это сочетания подлежащего и сказуемого, то есть сочетания слов, образующих ядро предложения;

д) сочинительные сочетания, которые образуются из слов с формальной неподчиненностыо. В состав таких словосочетаний сочинительные сочетания входят как блок однородные члены. Например: (Лес и поле) зазеленели.

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 1470 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Слово в его отношении к морфеме и словосочетанию

Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis — соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.

📸 Видео

Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 классСкачать

Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 класс

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Что такое морфема ? | ВидеоурокСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Что такое морфема ? | Видеоурок

Русский язык 6 класс (Урок№27 - Морфемика и словообразование.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№27 - Морфемика и словообразование.)

Русский язык 10 класс (Урок№9 - Морфемный состав слова и правильность и выразительность речи.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№9 - Морфемный состав слова и правильность и выразительность речи.)

Русский 5 кл Морфема значимая часть словаСкачать

Русский 5 кл Морфема  значимая часть слова

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?Скачать

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?

Русский язык 6 класс (Урок№40 - Морфемный и словообразовательный анализ слова.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№40 - Морфемный и словообразовательный анализ слова.)

Морфемика и словообразованиеСкачать

Морфемика и словообразование

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Тема 5. Морфемы как значимые части слова. Словообразовательные и формообразовательные морфемыСкачать

Тема 5. Морфемы как значимые части слова. Словообразовательные и формообразовательные морфемы

Значимые части слова: морфемыСкачать

Значимые части слова: морфемы

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)

Морфологический разбор глагола. Как сделать морфологический разбор?Скачать

Морфологический разбор глагола. Как сделать морфологический разбор?

Морфемика - что это за раздел языкознания, что изучает, чем отличается от морфологииСкачать

Морфемика - что это за раздел языкознания, что изучает, чем отличается от морфологии

Морфемика и словообразование: Производное и производящее слово. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Морфемика и словообразование: Производное и производящее слово. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Поделиться или сохранить к себе: