Слово ударение на ий

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Затеи грамотея

Слово ударение на ий

Автор, влюблённый в грамматику русского языка, с увлечением рассуждает о склонении имён существительных, производных предлогах, причастиях и деепричастиях. В результате изучения предложенных автором тем у читателя значительно улучшается правописание, предлоги начинают употребляться в нужном падеже, а запятые становятся послушными.Фото на обложке сделано автором Халеевой Мариной.

Оглавление

  • От автора
  • Падежные окончания существительных на -ия, -ие, -ий

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Затеи грамотея предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Падежные окончания существительных на — ия, — ие, — ий

Слово ударение на ий

Имена существительные, как известно, имеют три склонения, т. е. три варианта изменений окончаний по падежам.

Есть, конечно, слова, которые не относятся ни к одному из склонений (например, существительные на — мя, выделенные в особую группу) или же не изменяемые по падежам, несклоняемые заимствованные слова, но сейчас мы будем говорить об окончаниях существительных на -ия, ие, -ий, в которых чаще всего ошибаются пишущие.

Имена существительные женского рода единственного числа на -ия относятся к существительным 1-го склонения, к которому относятся все слова женского и мужского рода с окончаниями -а, — я.

Самыми «опасными» падежами, где в окончаниях могут встретиться ошибки, являются родительный, дательный и предложный падежи.

Возьмём для примера обычные слова 1-го склонения «ласточка» и «земля» и посмотрим на их окончания в указанных падежах:

Р. (нет) кого? чего? — ласточки, земли;

Д. (даю) кому? чему? — ласточке, земле;

П. (думаю) о ком? о чём? — о ласточке, о земле.

Сравним склонение этих слов со склонением имён существительных женского рода на -ия: «армия», «география», «Филадельфия», «Наталия»:

Р. (нет) кого? чего? — армИИ, географИИ,

Д. (даю) кому? чему? — армИИ, географИИ,

П. (думаю) о ком? о чём? — об армИИ, о географИИ, о ФиладельфИИ, о НаталИИ.

Казалось бы, как замечательно: во всех этих падежах одно и то же окончание -ИИ и, при случае, надо только определить падеж нужного слова и написать на конце его то, что необходимо, а именно: -ИИ! И неважно, нарицательное это существительное или собственное!

Откуда бы в таком случае взяться ошибкам при написании существительных на -ия?

Мне кажется, окончания этих слов часто путают с падежными окончаниями обычных слов 1-го склонения.

Но как раз СЛОВА, которые мы разбираем, НЕОБЫЧНЫЕ: у них НА КОНЦЕ в именительном падеже, в его начальной форме, сразу ДВЕ ГЛАСНЫЕ. И этот их признак надо непременно запомнить!

Запомнил признак, увидел слово, поставил в «трудный» падеж и на конце написал -ИИ! И всё — ошибки нет!

Но есть ещё одна особенность у некоторых разбираемых нами существительных: одно и то же слово с одинаковым значением может иметь разное написание, ведь существуют слова «Наталия» и «Наталья», «Мария» и «Ма́рья»… Из-за разности в написании слов у некоторых и возникают ошибки правописания.

Теперь же, когда мы видим на конце слов женского рода единственного числа две гласные -ия, мы уже знаем, что делать: в родительном, дательном и предложном падежах на конце пишем -ИИ.

Посмотрим внимательно на слова «Наталья» и «Марья»: после мягкого знака в этих словах на конце только одна гласная! И, рассмотрев их склонение во всех падежах, мы видим, что у них у всех окончания существительных 1-го склонения! И склонять их (а значит, и писать окончания) надо так же, как и все остальные существительные 1-го склонения, т. е. по обычному общему правилу:

И. (это) кто? — Наталья, Марья;

Р. (нет) кого? — Натальи, Марьи;

Д. (даю) кому? — Наталье, Марье;

В. (вижу) кого? — Наталью, Марью;

Т. (доволен) кем? — Натальей, Марьей;

П. (думаю) о ком? — о Наталье, о Марье.

НО, как известно, у всякого правила существуют разные «тонкости», «уточнения» или ИСКЛЮЧЕНИЯ: если в слове женского рода на -ия ударение падает на последний слог, то в предложном падеже будет окончание :

П. о ком? — о Зульфие́ (женское имя Зульфия).

Таким же исключением из правил является имя собственное «Ли́я»:

П. о ком? — о Ли́е.

Заметим также, что у существительных женского рода случаются и другие окончания с двумя гласными на конце. Например: Зея, Нея (названия рек), но это не наш случай, тут на конце другие две гласные! Эти существительные склоняются по общему правилу.

Мы рассматривали существительные 1-го склонения женского рода, но интересно, что с -ия на конце встречается и существительное мужского рода «судия», которое в словарях даётся с пометой «Устар.» и «Выс.» и часто используется в Библии. Интересно, что в родительном, дательном и предложном падежах так же, как и в словах женского рода, на конце этого слова пишется -ИИ:

Р. (нет) кого? — судии;

Д. (даю) кому — судии;

П. (думаю) о ком? — о судии.

Теперь рассмотрим существительные 2-го склонения единственного числа на ие (ср. род) и -ий (м. род).

В этом случае «трудным» для написания падежом оказывается только предложный, именно в нём эти существительные оканчиваются на -ИИ.

Возьмём для примера слова «вдохновение» (ср. род), «гений» и «Василий» (м. род):

Р. (нет) кого? чего? — вдохновения, гения, Василия;

Д. (даю) кому? чему? — вдохновению, гению, Василию;

П. (думаю) о ком? о чём? — о вдохновенИИ, о генИИ, о ВасилИИ.

Один-единственный падеж легко запомнить, правда? Это окончание пишется как в нарицательных, так и в собственных именах существительных.

Позволю себе напомнить читателю, что предложный падеж не всегда употребляется с предлогом «о», ему «нравятся» и другие предлоги, он вообще без предлога не употребляется.

Например, предлоги в, на, при (в чём? в зданИИ, при ком? при ВасилИИ).

Поэтому, чтобы поставить правильно вопрос падежа, надо ещё и обладать умением подобрать нужный предлог!

Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Гласный на конце основы в существительных на «-ий», «-ия», «-ие»

Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнение

Безударные гласные в суффиксах.

В существительных на -ий, -ия, -ие безударный гласный на конце основы (перед й, я, е ) передается буквой и независимо от того, проверяется этот гласный ударной позицией или нет, а также от того, входит этот гласный в состав суффикса или корня. К этой большой группе слов относятся и производные суффиксальные существительные на -ий, -арий, -орий, -ия, -ация (-яция ), -ие, -ние, -ение, -тие, -ствие , в большинстве которых гласный на месте буквы и – всегда безударный, напр.:

1) слова на -ий: гений, натрий, алюминий, виночерпий, аграрий, планетарий, сценарий, лекторий, Анатолий, Дмитрий (исключения: иней , а также улей и чирей , где перед й – беглый гласный, см. § 64, п. 3);

2) слова на -ия: молния, братия, фантазия, бухгалтерия, теория, пенсия, секция, станция, ревизия, дискуссия, оккупация, изоляция, тарификация, дезинфекция, Клавдия, Греция ;

3) слова на -ие: здание, лезвие, условие, усилие, доверие, полугодие, безветрие, знание, восхищение, принятие, спокойствие .

Примечание 1. Гласный, передаваемый буквой и в словах этого типа, проверяется ударной позицией в таких, например, случаях (в целом немногочисленных): ка́лий – кали́йный, сту́дия – студи́йный и студи́ец, ава́рия – авари́йный, се́рия – сери́йный, ору́дие – оруди́йный, поня́тие – поняти́йный, артилле́рия – артиллери́йский, А́нглия – англи́йский, Бе́льгия – бельги́йский и бельги́ец . Проверяется также гласный суффикса -uj в образованиях типа агроно́мия, диплома́тия (ср. хирурги́я, тирания́).

Исключения: в следующих словах на -ия, -ие гласному, передаваемому на письме буквой и , под ударением соответствует гласный е: а́рмия – арме́йский и арме́ец, Би́блия – библе́йский (и отсюда библеи́ст, библеи́стика с буквой е на месте безударного гласного), гва́рдия – гварде́йский и гварде́ец, ги́льдия – гильде́йский, компа́ния – компане́йский и компане́йщина, ли́лия – лиле́йный и лиле́йник, ли́ния – лине́йный к лине́йка, мили́ция – милице́йский, ору́жие – оруже́йный и оруже́йник, поли́ция – полице́йский и полице́йщина.

Примечание 2. От слов на -ия, -ие с безударным окончанием следует отличать две группы слов, имеющих ударение на окончании:

1) слова на -ея́ (в том числе слова с суффиксом -еj), где гласный е проверяется, напр.: швея́, ворожея́, жнея́, толчея́, змея́, колея́, кисея́, шлея́, ячея́ (ср. формы род. п. мн. ч. швей, змей, коле́й и т. п.; шве́йный, белошве́йка, вороже́йка, жне́йка, зме́йка, шле́йка, яче́йка, кисе́йный, двухколе́йный, узкоколе́йка);

2) слова на -ия, -ие , где гласный и также проверяется: лития́, ектения́, епитимия́ (варианты ектенья́, епитимья́ ), бытие́, житие́ (ср. формы род. п. мн. ч. лити́й, ектени́й, епитими́й, жити́й; прилагательные лити́йный, епитими́йный, быти́йный, жити́йный).

Видео:ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ №2 [IrishU]Скачать

ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ №2 [IrishU]

1.2.2. Ударение в именах существительных

1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:

2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):

  • -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле; сдача дома намечена на второй кварта́л);
  • -а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать) : глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительное хода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
  • -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д, но: электропро́вод;
  • -ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление – устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние;
  • -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н. Исключение:ба́рмен.

    Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) – греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н), но такое произношение всё же не является правильным.

    3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:

      -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние;

    Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.

    Так, в литературной речи встречается произношение воздви́жение и воздвиже́ние: первое – при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение), второе – в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн).

    4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:

    • -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключениеана́лог);
    • -́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог;
    • -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр;
    • -́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр.
      Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.

    5. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия .

    Так, в словах на -анин (-ане) , обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:

    горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.

    В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:

    Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:

    Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.

    Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.

    Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия. Однако сейчас нормативным является произношение индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я. Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина́ри́я. Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью – кулина́рия. Варианты апопле́ксия и апоплекси́я равноправные.

    Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов.

    Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:

    а́рия, ма́ния, ма́фия.

    Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения):

    месси́я, вити́я, стихи́я.

    В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова:

    фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.

    Большинство многосложных слов на -ия относится к специальной лексике, к терминологии. Как уже отмечалось в п. 1.2.1, далеко не все варианты произношения, распространённые в профессиональной среде, являются нормативными.

    При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я :

    психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.

    Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, — ́ция:

    русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.

    Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями.

    Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия – истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния – телефони́я, стереофони́я.

    Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения – симме́трия и симметри́я, но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).

    Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор. Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор – с ударением в начале слова; пригово́р – с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р. Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор, однако употреблять её всё же не следует.

    6. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.

    Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным (постоянным):

    аэропорт – аэропо́рта (но: в аэропорту́), Бальзак – Бальза́ка, бунт – бу́нта, верблю́д – верблю́да, воз – во́за (но: на возу́), воя́ж – воя́жа, ко́готь – ко́гтя, ло́коть – ло́ктя, марш – ма́рша, но́готь – но́гтя, сте́бель – сте́бля, торт – то́рта, фаза́н – фаза́на, фарш – фа́рша, шаг – ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́; с предлогом в : в шагу́; в сочетании: на каждом шагу́), шарф – ша́рфа, шёлк – шёлка.

    В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание:

    бинт – бинта́, блин – блина́, герб – герба́, кисель – киселя́, прут – прута́, серп – серпа́, столяр – столяра́.

    В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:

    гусь – гу́ся (допустимо – гуся́); пруд – пру́да (допустимо – пруда́; в предложном падеже – на пруду́); мост – обе формы (моста́ и мо́ста) равноправны.

    Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.

    Ударение передвигается на окончание в словах:

    школьный бал – школьные балы́, бинт – бинты́, воз – возы́, герб – гербы́, маляр – маляры́, мост – мосты́, пруд – пруды́, серп – серпы́, столяр – столяры́, шкаф – шкафы́.

    Ударение не передвигается на окончание:

    арбу́з – арбу́зы, проходной балл – проходные ба́ллы, вор – во́ры, догово́р – догово́ры, ко́зырь – ко́зыри, кран – кра́ны, торт – то́рты, тост – то́сты, шарф – ша́рфы, шприц – шпри́цы (в речи медиков – шприцы́).

    Два литературных варианта фиксируются у существительных: равноправные варианты – по́рты и порты́, детские хо́ры и хоры́, шрифты́ и шри́фты, штабы́ и шта́бы; основной и допустимый, но менее желательный варианты: фло́ты (допустимо – флоты́), ходы́ (допустимо – хо́ды).

    Аналогичные явления есть и при склонении существительных других родов.

    Например, во множественном числе существительных среднего рода ударение может перемещаться на окончание (войска́, дела́, зеркала́), а может оставаться неподвижным (ко́льца, кры́льца, пя́тна).

    Достаточно много колебаний можно отметить и при образовании родительного и других падежей множественного числа существительных всех родов.

    Остаётся неподвижным ударение в следующих формах:

    бо́ли – бо́лей (у медиков – боле́й), бу́дни – бу́дней (допустимо – бу́ден), вёрсты – о вёрстах, воло́кна – воло́кон, ве́рфи – ве́рфей, гра́бли – гра́бель и гра́блей, гу́сли – гу́слей, о́кна – о́кон, ру́жья – ру́жей, стёкла – стёкол, ту́фли – ту́фель, ша́рфы – ша́рфов, я́сли – я́слей.

    Равноправными являются формы косвенных падежей во множественном числе:

    бу́бны – бубён, бубна́м и бу́бен, бу́бнам.

    Упражнения к теме «1.2.2. Ударение в именах существительных»

    Читайте также другие темы раздела 1 «Орфоэпические нормы»:

    🎦 Видео

    Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

    Русский 1 класс. Слоги и ударение

    УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

    УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

    10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

    10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

    Как ставить ударение в словах?Скачать

    Как ставить ударение в словах?

    Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)Скачать

    Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)

    Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "каталог"?Скачать

    Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "каталог"?

    Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

    Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

    Изучаем ударение. Русский языкСкачать

    Изучаем ударение. Русский язык

    15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]Скачать

    15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]

    Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "договор"?Скачать

    Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "договор"?

    Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

    Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

    На какой слог ставится ударение в слове ходатайство?Скачать

    На какой слог ставится ударение в слове ходатайство?

    Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

    Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

    рн#8. на/в Украине. Предлог, ударение, происхождение словаСкачать

    рн#8. на/в Украине. Предлог, ударение, происхождение слова

    Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

    Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

    Почему русское ударение такое сложное?Скачать

    Почему русское ударение такое сложное?
Поделиться или сохранить к себе: