Словесное ударение у глухих

Видео:ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать

ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?

Словесное ударение у глухих

Автор: Скворцова Анна Борисовна

Организация: КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Населенный пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский

Речевое развитие глухих школьников — актуальная проблема. Из за монотонной, но модулированной речи глухи возникают трудности заключаются в построении связного высказывания. Развитие речи глухих школьников индивидуально и требует персональный подход к каждому учащемуся, создания условий. Для того чтобы глухие дети могли доступно общаться и выражать свои желания, необходимо, чтобы они научились пользоваться языковыми средствами, используемыми окружающими. Поэтому формирование словесного и логического ударения имеет важное значение в работе с глухими и слабослышащими школьниками.

Суть словесного ударения в выделении ударного слога голосом и большей протяжностью звука. Без сформированного словесного ударения невозможна работа над логическим ударением. Логическое же ударение в отличие от словесного выделяет не слоги, а целые слова в предложении ( Я хочу учиться. – Я хочу учиться. – Я хочу учиться). И таким образом, устная речь перестаёт развиваться.

Коррекционная работа над постановкой логического и словесного ударения тесно связана с работой над паузами, речевым дыханием, голосом, формированием выразительности произношения.

Необходимо, прежде всего, научить учащихся технике выделения ударного слога (силой голоса, более длительным произнесением гласного звука) и правильной постановке ударения в словах. Учащийся должен не только уметь выделить голосом слог слова, но и знать, какой именно — первый, второй или третий. Наконец, следует добиться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.

Обучение словесному ударению начинается с различения неречевых ритмов, простейших слогосочетаний. Задачей этого раздела является определение более длительного звука среди прочих кратких звуков, различение на слух ритма простейших слогосочетаний и умение воспроизводить их голосом.

Следует объяснить ребенку, что среди нескольких звуков может быть один длительнее других. Акцентируется внимание на этом не случайно. Именно данные упражнения готовят слуховое восприятие детей к различению ударного слога в слове.

В зависимости от цели высказывания расставляются логические акценты. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописным шрифтом.

Важно, чтобы речь была интонированная, эмоционально-окрашенная. Это содействует формированию внешней и естественной речи, что важно для активизации устной коммуникации глухих со слышащими детьми.

Работа над логическим ударением осуществляется двумя путями. С одной стороны, дети чисто практически, следуя указаниям учителя, приучаются произносить те или иные фразы, заучиваемые на память стихи и тексты с правильным логическим ударением. При этом они руководствуются готовым образцом. Овладение умением выделять ударное слово во фразе достигается тем же способом, который используется при работе над словесным ударением. В обоих случаях огромная роль принадлежит остаточному слуху глухих школьников, с помощью которого они легко улавливают усиление громкости произношения слов, несущих на себе логическое ударение. Кроме того, учащиеся могут воспринимать логическое ударение и с помощью тактильно-вибрационных ощущений.

Использование зрения и тактильно-вибрационных ощущений является единственной, но все же достаточной возможностью для восприятия логического ударения полностью или почти полностью лишенными слуха школьниками. С другой стороны, глухие школьники учатся и самостоятельному выделению во фразах логического ударения, и прежде всего в вопросах и ответах. Во время упражнений полезно выделять ударные слова не только голосом, но и подчеркиванием их в тексте. Например: Какая сегодня погода? Сегодня пасмурно.

Хорошим приемом работы над логическим ударением является постановка вопросов к разным словам фразы с последующим на них ответом. Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться голосом учителем в вопросе и учеником в ответе. Можно воспользоваться и написанным текстом. Например:

• Мальчик читает интересную книгу.

• Кто читает книгу? Мальчик читает книгу.

• Что делает мальчик? Мальчик читает.

• Что читает мальчик? Мальчик читает книгу.

Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи. Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением – задача школьного обучения.

Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы. Практическая часть состоит из различных упражнений.

Упражнения могут проводиться и на материале учебников. Система заданий предусматривает тренировку голосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразительного чтения. Специальные упражнения направлены на воспитание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости. В тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков, обязательных для выразительного чтения, а также одновременно совершенствовать технику чтения учащихся в силу многофункциональности ряда упражнений (например таких, как: многократное чтение, убыстрение темпа чтения и др.)

1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.

Для работы над дикцией удобны групповые упражнения.

2. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.

3. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

4. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.

А О И Ы У Э и т.д.

5. Подстановка одного гласного ко всем остальным.

6. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.

ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ

7. Упражнения на развитие логической выразительности.

— У меня болит живот.

— У меня болит нога.

— У меня болит рука.

Одновременно в работе над логическим ударением необходимо учить внедрять свои видения и чувства в слушателей. Ведь нередко бывает так: «увидел», «услышал», «представил», но все осталось при говорящем.

Полезно вести работу над логическим ударением с упражнениями в диалогической речи.

— Куда ты ходил вчера?

— Лена. Лена. Как дела?

— Где ты пропадала?

— В магазине я была. Книгу покупала.

Особое место в работе над развитием речи глухих и слабослышаших школьников занимает работа над произношением. Для работы над произносительной стороной речи, предложены следующие примеры заданий:

Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривать слова сначала медленно, затем быстрее и очень быстро.

Ви – ви – ви, ви – ви – ви, Витю мне позови.

Во – во – во, во – во – во, Вова держит пальто.

Ву – ву – ву, ву – ву – ву, не садись на траву.

Ве – ве – ве, ве – ве – ве, Вера ходит в траве.

Прохлопать ритмический рисунок.

Работа над речевым дыханием. Предложения говорить слитно на одном выдохе (Время года весна. Первый месяц весны – март)

Работа над голосом. Изменять силу голоса от тихого до громкого и наоборот (Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь , февраль, март, апрель, май).

Работа над логическим ударением

Две синицы прилетели на сосну,

Две синицы засвистели про весну.

При чтении каждое слово поочередно выделяется ударением.

Работа над интонацией

— Гости к нам приехали! Хвастливая

— Ехали, ехали! Утвердительная

— Мы их угощаем! Хвастливая

— Чаем? Чаем? Вопросительная

— Чая нет, но есть вода! Огорченная

— Да – да! Да – да! Успокаивающая

— Ну, прощай! Пора домой! С сожалением

— Ой – ой! Ой – ой! Печальная

— Ты не плачь! Приду сюда! Радостная

— Да – да! Да – да! Радостная.

Целенаправленная работа по развитию речи оказывает положительное влияние на расширение речевых навыков детей, а использование ряда упражнений, направленных на развитие компонентов просодики будет способствовать формированию просодической стороны речи. Кроме того, предполагается совершенствование и развитие слуховой памяти, эмоционального восприятия, накопление эмоционально-нравственного опыта. Дети становятся более активными и общительными. А это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативной функции речи.

Из всего вышеизложенного можно сформулировать следующие методические рекомендации:

  1. Ударение легче усваивается с использованием звукоусиливающей аппаратуры, хуже усваивается по чтению с губ. Поэтому использование звукоусиливающей аппаратуры,слуховых аппаратов кохлеарных имплантов обязательно.
  2. Речь учителя должна быть достаточно громкой, с хорошо выраженным ударением, потому как глухие подражают слышащим, опираясь на слух и вибрацию.
  3. При проведении занятий учитель обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Занятия должны проходить в занимательной форме с использованием различного наглядного материала.
  4. Целесообразно проведение специальных упражнений по выделению словестного ударения.
  5. Первое время следует давать речевой материал с опорой на зрительный анализатор с проставленным словесным ударением.
  6. На всех занятиях следует пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной, повелительнойинтонациями. Также необходимо уделять внимание на формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение.
  7. Тренировочные упражнения плана не должны быть громоздкими, а, наоборот, краткими и занимательными.
  8. Отдельное место занимает выполнение упражнений, связанных с составлением диалогов на разные темы, знакомые и актуальные для обучающихся.
  9. Одновременно необходимо учить внедрять свои видения и чувства в слушателей и учить их вкладывать свои эмоции в ответы.

Список используемой литературы:

  1. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
  2. Волкова К.А., Казанская Л.В. Методика обучения глухих детей произношению. М: Владос, 2008.
  3. Денисова О.А.Формирование навыков самоконтроля над произношением глухих детей старшего дошкольного возраста.Автореф.канд.пед.наук.- М., 1997.
  4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
  5. Королевская Т.К. «SPEESHVIEWER II» — программа «Видимая речь и ее применение в обучении детей с нарушением слуха» ИКП РАО. – М., 1993.
  6. Рау Ф.Ф. формирование устной речи у глухих детей/под ред. Т.А.Власовой, Н.Ф. Слезиной. – М., 1981.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Герасимчик Л.В. Методические разработки по работе над словесным ударением глухих и слабослышащих.
статья на тему

Словесное ударение у глухих

Словесное ударение в русском языке выступает в качестве одного из смыслоразличительных средств встречающихся слов с одинаковыми графическим изображением и смысл их определяется местом ударения.

Видео:проблема глухих людейСкачать

проблема глухих людей

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendatsii_po_rabote_nad_slovesnym_udareniem_gluhih_i_slaboslyshashchih.docx14.68 КБ

Словесное ударение у глухих

Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Видео:удары по Украине #ржя #глухиеСкачать

удары по Украине #ржя #глухие

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе над словесным ударением глухих и слабослышащих.

Этот раздел работы очень важен, так как практика работы с глухими показывает, что у них нет навыка в постановке ударения в словах.

Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука.

Словесное ударение, организующее звено ритмической структуры слова

Словесное ударение в русском языке выступает в качестве одного из смыслоразличительных средств встречающихся слов с одинаковыми графическим изображением и смысл их определяется местом ударения.

С помощью словесного ударения можно определить ту или иную грамматическую форму слова. Русское ударение разноместно. Ударение может быть на первом, втором, третьем слоге. Русское ударение подвижно. В пределах одного слова оно может передвигаться с одного слога на другой.

Все эти особенности русского словестного ударения трудны для усвоения глухими. Следует отметить, что словестное ударение легче усваивается с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Ударение хуже усваивается глухими по чтению с губ.

Речь сурдопедагога должна быть с хорошо выраженным ударением, так как глухие подражают учителю, опираясь на слух и вибрацию. Кроме того, на уроках проводятся специальные занятия по выделению словестного ударения.

На первых порах необходимо давать речевой материал с проставленным словестным ударением. Это облегчает усвоение и правильное воспроизведение слов. Работа проводится на основе подражания. Сурдопедагог выделяет ударение силой и продолжительностью звучания гласного звука в ударном слоге.

Выработке ритма способствуют сопутствующие движения (отхлопывание, отстукивание заданного ритма молча и с проговариванием).

Усвоение словестного ударения способствует дирижирование. С одной стороны, дети говорят подчиняясь дирижированию учителя, с другой они сами учатся дирижировать, воспроизводя ритм движением руки в воздухе.

Специальными исследованиями установлено, что длинные слова воспринимаются лучше, чем короткие. Односложные слова опознаются в 12-13% случаев, а шестисложные в 40% (И.М.Лущихина). Причем не на все звуки речи важны для опознания. Одни звуки несут основную информацию о слове, другие –второстепенную.

Известно, что начало слова несет больше информации, чем его середина и конец. В коротких словах практически все звуки важны для опознания, а в более длинных появляются избыточные звуки, которые помогают разобрать слово. Правильное восприятие ударного слога-одна из главных объективных предпосылок для обозначения слов (Зиндер).

Результаты исследований показали, что слабослышащие лучше воспринимают трехсложные слова с ударением на последнем слоге. Такая же тенденция имеется и у глухих учащихся, которые при воспроизведении слов делают слоги или равноударными или переносят ударение на последний слог.

С информативной точки зрения для коротких слов характерно монотонное убывание информации от начала к концу, а в длинных словах распределение информации носит V-образную форму.

Содержание максимума информации в начале слова отражает тот факт, что начальные фонемы слова содержат больше всего неопределенности. Повышение информации в конце слова обусловлено морфологической структурой слова. Поэтому при воспроизведении длинных слов плохая разборчивость конца слова может привести к неправильному опознанию всего слова.

Исследования показали, что первый слог почти не подвержен позиционному ослаблению. Интенсивность первого слога не ослабляется независимо от того, ударный он или безударный. Сам процесс речепроизводства способствует тому, чтобы наиболее информативная часть слова была наиболее разборчива. Конец же слова наиболее подвержен позиционному ослаблению, что характеризуется уменьшением интенсивности и четкости артикуляции. Поэтому и трёхсложные слова с ударением на последнем слоге воспринимаются лучше, чем с ударением на первом слоге.

Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Технология формирования навыков словесного ударения у детей с нарушением слуха.

Видео:УдарениеСкачать

Ударение

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГБОУ школа-интернат №20

Технология формирования навыков словесного ударения у детей с нарушениями слуха.

Словесное ударение, коррекционная педагогика, слабослышащие, индивидуальные занятия.

Работа над словесным ударением, начинается с первого класса и проводится на протяжении всего школьного курса обучения. На индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи , также ведется постоянная работа над словесным ударением. Из опыта нашей работы, над словесным ударением, вас занимал вопрос, почему слабослышащие дети ставят ударение на последнем слоге?

Анализ речи слабослышащих показывает, что у них наблюдается склонность произносить слова, делая ударение на последнем слоге. Объяснение этому факту, следует искать, видимо, в том, что для слабослышащего, рассматривающего слово как отдельную единицу речи, произнесение слова представляет собой самостоятельный, изолированный акт, вынужденный так или иначе экономить дыхание, произнося первые слоги слов, слабослышащий расходует на последний слог весь запас своего выдоха. При этом, естественно, что по мере приближения к конечному слогу напряженность произнесения возрастает, тогда как первые слоги произносятся слабее всего. Поэтому, например, в трехсложных словах дети, если не делают ударения на последнем слоге, то скорее склоны сделать его на втором, чем на первом. Следовательно, слабослышащему свойственно ставить ударение на последнем слоге и менее всего – на первом. Это, в свою очередь, приводит к тому, что слабослышащие реже всего делают ошибки в словах с ударением на конце и чаще всего – в словах с ударением на начальном слоге.

Одной из основных и специфических задач школ для детей с недостатками слуха, является формирование у учащихся фонетически правильной, внятной и выразительной речи.

Существенным условием внятности, разборчивости и естественности звучания речи является правильное словесное ударение. Оно является основным организующим звеном ритмической структуры слова, важным фонетическим средством: без ударения по существу нет слова, а неверное ударение, как правило, разрушает слово.

Важность словесного ударения для внятности речи отмечалась в литературе многими сурдопедагогами. Так, Н.М.Лаговский прямо указывал, что «. речь почти всех глухонемых учеников потому только непонятна, что ей недостает правильного ударения»./1911/

П.Д. Енько писал, что речь детей с нарушенным слухом «. мало понятна потому, что они производят нелепые ударения, потому что произносят все слоги одинаково отчетливо»./1912/

Роль словесного ударения подчеркивал также профессор Ф.А.Рау, который говорил, что правильное ударение «. покрывает изъяны отдельных звуков»./1934/

Насколько дефекты ударения снижают внятность глухих и слабослышащих детей, показывает эксперимент, проведенный Л.М.Суржиковой, в котором испытуемым предлагалось дважды прочитать серию фраз: первый раз так, как они читают обычно, и второй- с правильным ударением, отмеченным в тексте. В первом случае было понято правильно в среднем 70% фраз, а во втором-90% /1947/

В связи с этим формирование навыков правильного словесного ударения составляет необходимый раздел работы над словом в процессе обучения глухих и слабослышащих произношению. К работе над ударением приступают с первых дней пребывания детей в школе и на протяжении всех лет обучения постепенно, от простого к сложному, знакомят учащихся с сущностью, особенностями словесного ударения в русском языке.

Сущность, функции и особенности словесного ударения.

Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с большей протяжностью гласного, а все остальные слоги своеобразно изменяются в виде редукции безударных гласных.

Характерной особенностью словесного ударения в русском языке является его разноместность и подвижность. Первая особенность выражается в том, что в отличие, например, от чешского языка, где ударение в слове падает всегда на первый слог, или французского, где под ударением всегда оказывается последний слог, в русском языке в разных словах ударение может падать на разные по счету слоги: на первый (парта, школа), на второй (капуста, окно), на третий (пароход, огурец) и т. д.

Вторая особенность ударения заключается в том, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой. Так, например, в словах рука, нога ударение подвижно. В именительном падеже единственного числа (рука, нога) ударение стоит на втором слоге, а в именительном падеже множественного числа оно перемещается со второго слога на первый: руки, ноги.

Указанные особенности русского ударения придают речи определенную гибкость и выразительность. Но эти особенности являются и причиной известных трудностей усвоения словесного ударения даже слышащими детьми. Нередко можно слышать, как маленькие дети произносят вместо воду, ногу- воду, ногу (ударение на последнем слоге), в известной мере потому, что эти слова в именительном падеже имеют ударение на последнем слоге (вода, нога).

Однако трудности овладения русским ударением, обусловленные его разноместностью и подвижностью, в общем, сравнительно легко преодолеваются слышащими детьми благодаря их огромной речевой практике. Речевая практика глухих и слабослышащих детей вследствие нарушения их слуховой функции ограничена, что создает условия, неблагоприятно влияющие на овладение ими словесным ударением, и является основной причиной неудовлетворительного его состояния в речи этих детей.

Более глубоким изучением этого вопроса — выявлением состояния ударения в речи глухих и слабослышащих, установлением особенностей усвоения ими словесного ударения — занималась К.А.Волкова. Проведя исследование устной речи детей с недостатками слуха, она приводит следующие 5 типов ошибок в словесном ударении:

1-й тип — послоговая речь с ударением на каждом слоге слова (ко-ро-ва, яб-ло-ко);

2-й тип — перенесение словесного ударения на последний слог слова в тех случаях, когда оно не должно падать на этот слог;

3-й тип — словесное ударение не переносится на последний слог, но все лее ставится неправильно;

4-й тип — двойное ударение;

5-й тип — нечеткое, монотонное произнесение всех слогов слова.

Характер и количество ошибок в словесном ударении у глухих и слабослышащих школьников различается. Так В.И.Бельтюков, рассматривая вопрос о том, как отражается на состоянии словесного ударения та или иная степень сохранности слуха, установил, что у слабослышащих учащихся в сравнении с глухими количество ошибок в ударении значительно уменьшается. Более того, он отметил, что послоговое, равноударное произнесение слов наиболее характерно для глухих детей. В.И.Бельтюков объясняет это тем, « что учащиеся стремятся донести до собственного уха звучание каждого слога и поэтому произносят все слоги того или иного слова со значительным напряжением речевых органов»./1960/

У слабослышащих школьников количество случаев равноударного произнесения слов встречается гораздо меньше, уступая место иному типу ошибок — переносу ударения на другие слоги. Объясняется это тем, что у слабослышащих учащихся речь начинает развиваться до прихода их в школу. При этом развитие речи происходит главным образом на слуховой основе, путём подражания окружающим. Воспринимая на слух гласные, произносимые окружающими с различной интенсивностью и длительностью звучания, слабослышащие дети имеют возможность более чётко улавливать ритмическую структуру слова. Эти дети в большей степени, чем глухие усваивают принцип выделения в слове лишь одного ударного слога, что в свою очередь ведёт к уменьшению количества ошибок, связанных с выделением в качестве ударных всех его слогов.

У глухих же учащихся речь развивается в школе под воздействием педагогического процесса. При этом формирование речи происходит на основе других анализаторов: зрительного, кожного и двигательного. Кроме того, в самом процессе формирования навыков произношения у глухих основное внимание уделяется звукам речи, а не слову в целом, одним из элементов которого является ударение.

Главным условием, необходимым для усвоения глухими и слабослышащими детьми словесного ударения является восприятие и подражание речи взрослого (педагога, родителей). Роль подражания в овладении школьниками словесным ударением огромна. Поэтому к слитности ритмичности речи взрослых предъявляются особые требования. Послоговая, с подчёркнутыми окончаниями слов речь педагога, родителей нарушает основное условие, необходимое для усвоения словесного ударения. Необходимо произносить слова так, как это свойственно русской устной речи. Но иногда, чтобы облегчить понимание речи, мы произносим слова с утрированным делением их на слоги, иногда даже выделяем отдельные, трудно улавливаемые с помощью зрения, звуки. Это не только не способствует формированию словесного ударения, а наоборот, закрепляет неправильные навыки произнесения слова по элементам, что в свою очередь создаёт условия для возникновения равноударной речи. Поэтому главным, необходимым условием формирования словесного ударения в речи глухих и слабослышащих школьников является правильная и выразительная речь взрослых.

Методика работы над словесным ударением.

Работая над словесным ударением, необходимо, прежде всего, научить детей технике выделения ударного слога (силой голоса, более длительным произнесением гласного звука) и правильной постановке ударения в словах. Ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно — первый, второй или третий. Наконец, следует добиться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.

Обучение словесному ударению начинается с различения неречевых ритмов, простейших слогосочетаний.

Задачей этого раздела является определение более длительного звука среди прочих кратких звуков, различение на слух ритма простейших слогосочетаний и умение воспроизводить их голосом.

Следует объяснить ребенку, что среди нескольких звуков может быть один длительнее других. Акцентируется внимание на этом не случайно. Именно данные упражнения готовят слуховое восприятие детей к различению ударного слога в слове.

Для закрепления умения в различении ритмов можно использовать следующие упражнения, которые проводятся с опорой на слуховой анализатор.

1. Взрослый отбивает ритм, ребенок отхлопывает его в ладоши.

2. Взрослый отбивает ритм на барабане, ребенок воспроизводит его на других инструментах (дудки, ксилофон, бубен и т. д.)

3. Взрослый отбивает ритм на инструментах, ребенок записывает графическое обозначение ритма (ударный слог обозначается черточкой большей длины ( ______ __ __ ) или скобкой с вертикальной черточкой, а безударный просто скобочкой).

4. Взрослый проговаривает ритм слогосочетаний (тата, татата), ребенок записывает ритм и воспроизводит голосом.

5. Взрослый с помощью слогосочетаний воспроизводит строчку из знакомого стихотворения, ребенок записывает ее, находит в стихотворении, читает вместе с взрослым и т.п.

Следующим этапом в работе над словесным ударением является различение ритмической структуры слова.

Задача упражнений этого раздела заключается в выработке умения определять ударные слоги в словах, выделять голосом ударные слоги при чтении слов и различать слова по количеству слогов, месту ударения и ударному слогу.

Для этого подбираются слова различной сложности (двусложные и трехсложные) и с разным местом ударения, но с одинаковыми ударными гласными: мама, коза, варежки, собака, собака, карандаш. Работу начинают с двусложных слов, т.к. двусложные слова представляют собой наиболее благоприятный материал для различения количества слогов в слове.

Для закрепления материала можно использовать следующие виды работ:

1. Ребенку предлагается конверт с набором прямоугольников различной величины и цветовой окраски. Взрослый произносит слово, ребенок слушает и составляет из прямоугольников его модель.

2. Ребенку предлагается конверт с набором готовых схем слов (односложных, двусложных, трехсложных). Взрослый произносит слово, а ребенок подбирает соответствующую схему.

3. Взрослый располагает на столе картинки с изображением, например, альбома, кисточки, красок, карандаша (соответствующие им слова различны по количеству слогов и по месту ударения) и произносит одно из этих слов. Ребенок определяет, какое слово произнес учитель. Существует три варианта ответов:

а) только словесный;

б) словесный с отхлопыванием, отстукиванием ритма;

в) словесный с изображением ритма.

4. Подбор слов по заданному ритму. По инструкции взрослого: «Назови трехсложное (двусложное, четырехсложное) слово с ударением на втором (первом, третьем. ) слоге» — ребенок подбирает соответствующие слова, отхлопывает их ритм и правильно, с ударением произносит.

5. Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии. В тетради или на табличке записан ряд слов. Взрослый читает эти слова, а ребенок ставит ударения и др.

После различения ударения в словах можно перейти к распознаванию словесного ударения в словосочетаниях, предложениях, текстах и стихотворениях. Для этой работы тексты и предложения лучше выбирать из « Книг для чтения».

Широкое использование разнообразных видов работ в процессе обучения ударению, систематическое повторение речевого материала помогает глухим и слабослышащим учащимся довольно быстро овладеть ритмической структурой слова.

1. Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1947г.

2. Валгина Н.С. Современный русский язык. — М.: изд-во Высшая школа, 1989г.

3. Волкова К.А. Словесное ударение в речи глухонемых школьников. — М.: известия АПН РСФСР, вып.79, 1956г.

4. Енько П.Д. Методика обучения глухонемых речи. Ч. IT СПб. 1912г.

5. Лаговский Н.М. Обучение глухонемых устной речи. -Александровск, 1911г.

6. Назарова Л.П. методика развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха / Под ред. В.И. Селиверстова / .

7. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

8. Pay Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1961г.

9.Pay Ф.А., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. — М.: Учпедгиз, 1934г.

10. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981г.

11. Суржикова Л.М. Учебно-воспитательная работа в специальных школах О словесном ударении в речи глухонемых школьников .М.: Учпедгиз, 1947

🔥 Видео

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?Скачать

Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?

Пополнение словарного запаса у глухого ребёнка 1,5 года с помощью жестового языка.Скачать

Пополнение словарного запаса у глухого ребёнка 1,5 года с помощью жестового языка.

Парламентские слушания в Госдуме. Подробности на РЖЯСкачать

Парламентские слушания в Госдуме. Подробности на РЖЯ

Что раздражает глухих. Стереотипы. (Субтитры)Скачать

Что раздражает глухих. Стереотипы. (Субтитры)

вот как слабослышащие/глухие живутСкачать

вот как слабослышащие/глухие живут

утренний обзор - 31.01.2024. ржя. deaf news. rslСкачать

утренний обзор -  31.01.2024. ржя. deaf news. rsl

V. Россия из Крыма один человек глухих Владимир уже (P) как Руслан РубановСкачать

V. Россия из Крыма один человек глухих Владимир уже (P) как Руслан Рубанов

Новые технологии обучения для глухих и слабослышащих детейСкачать

Новые технологии обучения для глухих и слабослышащих детей

Как определить глухой или звонкий согласный звук? Как объяснить ребенку звонкие и глухие согласные?Скачать

Как определить глухой или звонкий согласный звук? Как объяснить ребенку звонкие и глухие согласные?

На каком языке думают глухие?Скачать

На каком языке думают глухие?

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

Короткометражный фильм для глухих и слабослышащих "Пренебрегать хорошими советами ли опасно?"Скачать

Короткометражный фильм для глухих и слабослышащих "Пренебрегать хорошими советами ли опасно?"

Как правильно поставить ударение?Скачать

Как правильно поставить ударение?
Поделиться или сохранить к себе: