- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Русский язык. 4 класс
- Методическая разработка по русскому языку » Контрольная работа по теме «Синтаксис»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 🔍 Видео
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Вставные слова, словосочетанияСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое словоСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Словосочетание. 8 классСкачать
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Как связаны слова в словосочетании?
Главное и зависимое слово.
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке мы вспомним, что такое словосочетание и из каких частей оно состоит. Мы потренируемся находить главное и зависимое слова в словосочетании. Узнаем, как отличить словосочетание от предложения. Научимся выделять словосочетания из предложения, составлять словосочетания из слов, а из словосочетаний – предложения.
Словосочетание – это два (или более) слова, которые связаны по смыслу и грамматически и служат для образования предложения.
Главное слово – слово в словосочетании, от которого ставится вопрос.
Зависимое слово – слово в словосочетании, к которому ставится вопрос.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. Стр. 22-23.
- Грабчикова Е. С. Словарь словосочетаний русского языка. Для школьников. Минск: Аверсэв, 2005.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы — М.: Просвещение, 2018. Стр. 15.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. Стр. 17-18.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
- Лободина Н.В. Школьный словарь синонимов и антонимов. С практическими упражнениями и заданиями. Волгоград: Учитель, 2018
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы знаем, что предложение можно составить из слов, а можно из словосочетаний.
Представим себе, что предложение – это дом, который нам нужно построить.
Тогда слова – это кирпичи, а словосочетания – строительные блоки, в которых кирпичи-слова уже связаны между собой.
У нас есть слова: УСЕРДНЫЙ, МУРАВЬИ, СТРОИТЬ, НА, ПОЛЯНА, БОЛЬШОЙ, МУРАВЕЙНИК
Так из слов-кирпичей: УСЕРДНЫЙ и МУРАВЬИ получается строительный блок-словосочетание: УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ.
А из слов ПОЛЯНА, НА и СТРОИТЬ-словосочетание: СТРОИТЬ НА ПОЛЯНЕ.
А из слов: БОЛЬШОЙ и МУРАВЕЙНИК словосочетание: БОЛЬШОЙ МУРАВЕЙНИК
Теперь из этих готовых блоков, где слова уже связаны между собой, гораздо легче построить наше здание-предложение. УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ СТРОЯТ НА ПОЛЯНЕ БОЛЬШОЙ МУРАВЕЙНИК.
Слова в словосочетании связаны по смыслу.
Например, УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ – это словосочетание, потому что муравьи могут быть усердными.
А вот если рядом поставить слова УСЕРДНЫЙ и ТЕКСТ словосочетания не получится, потому что текст усердным быть не может.
Слова в словосочетании связаны не только по смыслу, но и грамматически. То есть, слова приноравливаются друг к другу по грамматическим признакам: роду, числу и падежу. Существительное МУРАВЬИ требует от прилагательного УСЕРДНЫЙ: «Встань, как и я, во множественном числе!». УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ
А глагол СТРОИТЬ требует от существительного с предлогом встать в предложном падеже: СТРОИТЬ (на чём? – пр.падеж) НА ПОЛЯНЕ.
Мы видим, что слова в словосочетании связаны так, что одно подчиняется другому. В словосочетании есть главное слово и есть зависимое. То слово, от которого ставится вопрос, называется главным.
МУРАВЬИ, МУРАВЕЙНИК и СТРОИТЬ – это главные слова.
А вот слова, которые отвечают на вопросы главных – называются зависимыми.
МУРАВЬИ – какие? → УСЕРДНЫЕ
СТРОИТЬ – где? → НА ПОЛЯНЕ
МУРАВЕЙНИК – какой? → БОЛЬШОЙ
УСЕРДНЫЕ, НА ПОЛЯНЕ и БОЛЬШИЕ – это зависимые слова.
Основа предложения (подлежащее и сказуемое) не рассматривается как словосочетание. Подлежащие и сказуемое – не строительный материал для предложения, они сами уже составляют предложение.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Какие из этих групп слов являются словосочетаниями?
1. солнце светит
3. утреннее солнце
4. светится на солнце
Словосочетание – это два (или более) слова, которые связаны по смыслу и грамматически. Во всех 4-х группах слова связаны по смыслу и грамматически.
Рассуждаем дальше. К словосочетаниям не относятся главные члены предложения. Значит, первая группа слов: солнце (что делает?) светит – не является словосочетанием.
Правильный ответ: 2, 3 и 4.
2. Выделите красным цветом главные слова в словосочетаниях.
Нырнуть в прорубь, знаменитый футболист, громко петь, горячий чай, уехать далеко, гулять по лесу, зимний лес, с хорошим другом.
Главное слово в словосочетании – то, от которого можно поставить вопрос.
Нырнуть (куда?) в прорубь; футболист (какой?) знаменитый, петь (как?) громко. Нырнуть, футболист и петь – это главные слова, потому что от них можно поставить вопрос.
Правильные ответы: Нырнуть в прорубь, знаменитый футболист, громко петь, горячий чай, уехать далеко, гулять по лесу, зимний лес, с хорошим другом.
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Методическая разработка по русскому языку » Контрольная работа по теме «Синтаксис»
по русскому языку.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО РАЗДЕЛУ « Синтаксис»
Укажите, какие утверждения верны, а какие – нет:
А) верно Б) неверно
1. Слова в словосочетаниях всегда связаны по смыслу
2. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены одной и той же частью речи.
3. В сложном предложении может быть одна грамматическая основа.
4. Обращение не является членом предложения.
5. Восклицательным может быть любое предложение.
6. Между частями сложносочиненного предложения может ставиться только запятая.
7. Подлежащее и сказуемое могут образовывать словосочетание.
8. Точка с запятой может ставиться только в бессоюзном сложном предложении.
9. Однородные члены предложения всегда относятся к одному и тому же слову.
10. При цитировании нельзя менять форму ни одного слова.
Определите тип словосочетаний:
А) глагольное; Б) именное; В) наречное.
1. Сформулировать тезис.
2. Желанный финиш.
3. Светлое солнце.
4. Охотно командовать.
5. Куда-нибудь подальше.
6. Участвовать в митинге.
8. Искусство игры.
9. Упорно стремиться.
10. Справа от меня.
11. Игра в футбол.
12. Очень хорошо.
3. Укажите вид связи в словосочетаниях:
А) согласование; Б) управление; В) примыкание.
1. Туманным утром.
2. Тормозить движение.
3. Написать письмо.
5. Сказал волнуясь.
8. Нарушение правил.
9. Гуляли в лесу.
10. Надо пригласить.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Определите, простое предложение или сложное:
А) простое Б) сложное
1. Брат отказался от моей помощи и хотел всё сделать сам.
2. Тебе не спится, и мне не уснуть.
3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
4.Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
5. Из дома регулярно приходили письма, и нам было спокойно.
6.Жилище моё обросло случайными, но интересными вещами.
7. В воздухе чувствуется запах весны, и в школах готовятся к экзаменам.
8. Здесь, как гласит предание, был густой лес.
9.Ночь подобралась незаметно, окутавши землю тёмной вуалью.
10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.
4. Укажите, чем выражено подлежащее:
А) существительным; Б) местоимением; В) числительным; Г) прилагательным;
Д) глаголом ; Е) наречием; Ж) словосочетанием. Д) междометием
1. Мы с Аликом принялись за работу.
2. Подойти к зверю было страшно.
3. Пять не делиться на два.
4. Наше завтра непредсказуемо.
5. Кто стучится в дверь ко мне.
6. К славному подвигу каждый готов.
7. Бывалые поучали молодых.
8. Я долго сидел над задачей и всё-таки решил её.
5. Укажите, чем выражено сказуемое:
А) существительным; Б) прилагательным; В) глаголом + сущ.
Г) глаголом + прилаг. Д) глаголом + глаголом Е) прилагат. + глагол
1. Сегодня месяц как светлый серп.
2. Пять подбитых танков являются результатом боя.
3. Пойду погуляю в парк.
4. Он горел желанием поскорее уехать.
5. Ветер был встречный.
6. Девушка бродит такая унылая.
7. Жизнь прекрасна и удивительна.
8. Я слышу весёлую речь.
9. К полночи зарево погасло.
10. Я всегда готов вам помочь.
6. Определите вид сказуемого:
А) простое глагольное;
Б) составное глагольное;
В) составное именное.
1. Я буду долго гнать велосипед.
2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.
3. Всем хотелось принять участие в вечере.
4. Мы должны были пересечь равнину.
5. Сейте разумное, доброе, вечное.
6. Осень пришла дождливая и холодная.
7. В вагоне оказалось пусто и темно.
8. Рад учиться языку.
9. Он был мастером на все руки.
10. Пять плюс пять будет десять.
7. Определите тип простого предложения:
1. Открой нам, отчизна, просторы свои.
2. Шесть лет войны запомнил шар земной.
3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!
Героя в бой водила песня.
5 Жить и верить это замечательно.
6. Танк, почерневший в объятьях пожара.
7. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.
8. Лёгкие облака на рассвете.
9. Пахнет вербой и смолою.
10. Травою запахло душистою.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 838 человек из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 303 человека из 61 региона
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 943 человека из 80 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Пиманова Светлана НиколаевнаНаписать 1744 25.03.2016
Номер материала: ДВ-555664
- 25.03.2016 570
- 25.03.2016 321
- 25.03.2016 808
- 25.03.2016 644
- 25.03.2016 391
- 25.03.2016 678
- 25.03.2016 394
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
🔍 Видео
4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Знаки препинания в предложениях с вводными словамиСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
8 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Русский язык. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст..Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать