- Слова в окончании существительных под ударением
- Правописание гласных «О/Е» в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих
- Правописание гласных «О/Е» в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих.
- Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв у существительных
- Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв у прилагательных
- Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв в суффиксах наречий.
- О Ё Е после шипящих
- Буква е после шипящих и ц
- Буква ё после шипящих и ц
- Что мы узнали?
- Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе
- Правописание гласных «О/Е» в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих
- Правописание гласных «О/Е» в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих.
- Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв у существительных
- Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв у прилагательных
- Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв в суффиксах наречий.
- 🔥 Видео
Видео:ЭТО ПРАВИЛО поможет тебе писать ПРАВИЛЬНО — О Ё после шипящихСкачать
Слова в окончании существительных под ударением
Видео:О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Правописание гласных «О/Е» в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№71 - Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.)Скачать
Правописание гласных «О/Е» в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих.
Важно знать, что написание букв «о», «е», «ц» после шипящих согласных (ж,ш,ч,щ) у существительных, прилагательных и наречиях зависит от того, куда падает ударение.
Давайте обратимся к правилу русского языка!
В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих согласных под ударением следует написать гласную букву «о», а без ударения «е».
А теперь давайте рассмотрим, как применяется данное правило для различных частей речи!
Видео:Как правильно писать окончания? Как проверить безударные падежные окончания? Падежи существительных.Скачать
Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв у существительных
Таким образом, следует запомнить, что у существительных творительного падежа после шипящих в суффиксах и окончаниях под ударением будем употреблять букву «о».
Как мы видим, у существительного творительного падежа «врачом» после шипящей буквы суффикс «-ом» находится под ударением. Следовательно, согласно правилу выше, следует написать гласную букву «о» по ударением.
Приведём ещё примеры существительных, у которых под ударением находится гласная после шипящей:
- Ре ч онка
- Бере ж ок
- Обли ц овка
- Дев ч онка
- Руба ш онка
- Сунду ч ок
- Пры ж ок
- Кирпи ч ом (творительный падеж)
- Клю ч ом (творительный падеж)
- Плю щ ом (творительный падеж)
Приведём примеры существительных, у которых суффикс и окончания находятся без ударения:
- Ре ч енька
- Кусо ч ек
- Товари щ ем (творительный падеж)
- Зада ч ей (творительный падеж)
- Ту ч ей (творительный падеж)
- Ро щ ей (творительный падеж)
- Ово щ ем (творительный падеж)
Следует знать, что в заимствованных существительных, которые имеют суффикс «-ёр-», после шипящей буквы следует написать строго гласную «ё».
А ещё у существительных, которые образованы от глаголов, сохраняется суффикс от этой части речи и в суффиксе после шипящих пишутся с гласной «ё»:
- Межевать – межёвка
- Растушевать – растушёвка
- Ночевать – ночёвка
Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв у прилагательных
В данном случае действует правило русского языка: у прилагательных под ударением после шипящих согласных пишется гласная «о» в суффиксе «-ов-», «-он».
Давайте приведём примеры:
- Камы ш овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Мор ж овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Пар ч овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Гро ш овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Е ж овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Хол щ овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Сме ш он (суффикс «-он» является ударным, пишем «о»)
- Боль ш ой (окончание находится под ударением, пишем «о»)
- Чу ж ой (окончание находится под ударением, пишем «о»)
Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв в суффиксах наречий.
Для наречий аналогично правило русского языка: под ударением после шипящих пишется буква «о», а без ударения – буква «е».
Давайте приведём примеры:
- Све ж о (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Горя ч о (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Хоро ш о (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Голы ш ом (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Наги ш ом (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Об щ о (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Жар ч е (без ударения напишем «е»)
- Бли ж е (без ударения напишем «е»)
- Даль ш е ( без ударения напишем «е»)
- Ти ш е (без ударения напишем «е»)
- Неуклю ж е (без ударения напишем «е»)
Таким образом, мы с вами разобрались, какую гласную «о» или «е» ставить после шипящих. Все эти правила следует запомнить, а также стараться не допускать ошибок!
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
О Ё Е после шипящих
Правописание буквы о после шипящих и ц зависит от морфемы, части речи и ударения:
- в суффиксах имен существительных под ударением (девчонка);
- в суффиксах имен прилагательных под ударением (камышовый);
- в суффиксах наречий под ударением (хорошо);
- в окончаниях имен существительных под ударением (мячом);
- в окончаниях имен прилагательных под ударением (чужой);
- в словах, если нельзя подобрать однокоренное слово с гласной е, под ударением (чокаться);
- в словах, у которых при изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных, под ударением (шов);
- во многих заимствованных словах под ударением или без (шоссе).
Приведенные примеры показывают, что о в большинстве случае пишется под ударением.
Видео:Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать
Буква е после шипящих и ц
Правило написания буквы е после шипящих и ц также зависит от морфемы, части речи и ударения:
- в суффиксах имен существительных без ударения (рученька);
- в суффиксах имен прилагательных без ударения (плюшевый);
- в окончаниях имен существительных без ударения (овощем);
- в окончаниях имен прилагательных без ударения (трескучего);
- на конце наречий без ударения (круче);
- в именах существительных с беглым гласным без ударения (песочек);
- в именах прилагательных с беглым гласным без ударения (страшен).
Буква е пишется в безударном положении.
Видео:Как определить окончаниеСкачать
Буква ё после шипящих и ц
Часто правописание буквы е, ё после шипящих и ц объединяют в одно условие, и правило приобретает следующий вид: «Правописание е (ё) – о после шипящих и ц».
Буква ё пишется в следующих случаях:
- в корне слова под ударением, если можно подобрать однокоренное слово, где ё меняется на е (чёрный);
- в окончаниях глаголов под ударением (печёт);
- в суффиксе глагола -ёвыва- под ударением (выкорчёвывать);
- в суффиксах страдательных причастий -ённ-, -ён- под ударением (сгущённый);
- в суффиксах любых слов, образованных от глагола, под ударением (тушёнка);
- в суффиксе имени существительного -ёр- под ударением (стажёр);
- в местоимении что в предложном падеже под ударением (о чём);
- в словах причём, нипочём, ни при чём под ударением.
Буква ё под ударением пишется всегда.
Видео:Существительные с подвижным ударениемСкачать
Что мы узнали?
Правописание букв е, ё о после шипящих и ц зависит от морфемы, части речи и ударения. Существует множество условий, по которым пишется та или иная гласная после шипящих и ц. Буква е пишется в безударном положении. В ударном положении пишется о или ё.
Видео:Поставьте ударение в словах. Задание из ВПР по русскому языку за 4 класс.Скачать
Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе
Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.
Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.
Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?
Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.
Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.
На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.
Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит
от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).
При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).
При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.
Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.
Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?
Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.
Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.
А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате, по деревне – по воде).
Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием ( из деревни — из земли; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа — -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.
Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе, в парке, в Смоленске — в столе, в селе, в Орле).
3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).
Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.
Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.
В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.
Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.
Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” ( Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)
В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.
Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:
первая — с низкой степенью обучаемости;
вторая — группа со средней степенью обучаемости;
третья — группа с высокой степенью обучаемости.
Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”
Объяснение нового материала
Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.
1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.
3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)
Выписать в тетрадь в три столбика окончания имён
существительных (по падежам)
(Работа детей 1-го уровня)
1-СКЛ. И. –а, -я Р. –ы, -и Д. –е В. –у, -ю Т. –ой, -ей П. –е | 2-СКЛ. -о, -е -а, -я -у, -ю -а, -я -ём, -ом -е |
Используя пример в табли-це, просклонять им. сущ.:
струя, пень, тень. Поставьте ударение, выделите окончание.
1-скл. И.струя Р. струи Д. струе В. струю Т. струёй П.о струе | 2 — скл. пень пня пню пень пнём о пне | 3 — скл. тень тени тени тень тенью о тени |
Используя данные табли-цы просклонять слова: зарядка, класс, тетрадь.
Поставьте ударение, выделите окончание.
1-скл. И. зарядка Р. зарядки Д. зарядке В. зарядку Т. зарядкой П. о зарядке | 2- скл. класс класса классу класс классом о классе | 3- скл. тетрадь тетради тетради тетрадь тетрадью о тетради |
2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).
— Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? ( просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
— Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
— В окончании.
— Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
— Окончания ударные.
— Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
— На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
— Кто заметил ещё одну особенность?
— Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
— Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
— Прочитайте вывод на 82 странице учебника.
Первичная проверка нового материала
(дифференциация по уровню трудности)
1-й уровень | 3-й уровень |
|
1- скл. И. куколка Р. куколк.. Д. куколк.. В. куколк.. Т. куколк.. П. куколк.. | 2 – скл. пожар пожар.. пожар.. пожар.. пожар.. пожар.. | 3-скл. жизнь жизн.. жизн.. жизнь.. жизн.. жизн.. |
- Определи склонение и
падеж имени существительного,
вставь пропущенное окончание,
в скобках напиши проверочное слово.
К запруд.. — ______(_____)
На бальзам.. -______(_____)
К оград.. — ________(_____)
В роскош.. -_______(_____)
О глад.. — _________(_____)
Без озер.. — ________(_____)
На автомобил. -___(_____)
Без ботаник. — _____(_____)
Под плащ.. -_______(_____)
Над луж.. -________(_____)
С мышь.. -_________(_____)
Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).
- Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
- Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
- Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.
Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.
- Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
- (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)
Закрепление изученного материала
(задание можно проработать в двух вариантах)
В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)
Задание упражнения:
- Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.
Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.
- Первое предложение выполняется с комментированием.
- Самостоятельная работа
1-й уровень — 2, 3 предложение;
2-й уровень — 2, 3, 4 предложение;
3–й уровень — 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.
Проверка выполненного задания.
Проводится с помощью карточек с безударными падежными окончаниями:
-е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.
В – 2.
( Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.
- Ознакомление с заданием.
- Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
- С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
- Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
- Проверка выполненного задания.
(осуществляется с 3-го предложения)Формирование умений и навыков
В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по ( 1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ( (1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на ( 2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к ( 1скл., ж.р., Р.п.)2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.
Около постельк… — ____________________
По колыбельк… — ______________________
О медал… — ___________________________
В бутылк… -__________________________
О ноч… — _____________________________
На снег… _____________________________
3-й уровень
- Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
- Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.
записать только окончания мякоть пустыня пароход радость берлога победа горизонт капель Волга Театр Радость | река земля двор конь окно степь | Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
1-й уровень — Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень – Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор ( пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень — Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.
Подобрать синонимы к словам : солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.
Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на ( машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).
Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.
Первичное закрепление темы:
“Правописание безударных окончаний имён существительных”
К- №10 (дифференциация по степени трудности)
1-й уровень
Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.
Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .
а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние.2-й уровень
Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
Указать склонение и падеж имён существительных.а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние. Расскажи о его значении.3-й уровень
Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга( ед.ч., Д.п.)
в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань( ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.
Видео:Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать
Правописание гласных «О/Е» в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих
Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать
Правописание гласных «О/Е» в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих.
Важно знать, что написание букв «о», «е», «ц» после шипящих согласных (ж,ш,ч,щ) у существительных, прилагательных и наречиях зависит от того, куда падает ударение.
Давайте обратимся к правилу русского языка!
В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих согласных под ударением следует написать гласную букву «о», а без ударения «е».
А теперь давайте рассмотрим, как применяется данное правило для различных частей речи!
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№6 - Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.)Скачать
Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв у существительных
Таким образом, следует запомнить, что у существительных творительного падежа после шипящих в суффиксах и окончаниях под ударением будем употреблять букву «о».
Как мы видим, у существительного творительного падежа «врачом» после шипящей буквы суффикс «-ом» находится под ударением. Следовательно, согласно правилу выше, следует написать гласную букву «о» по ударением.
Приведём ещё примеры существительных, у которых под ударением находится гласная после шипящей:
- Ре ч онка
- Бере ж ок
- Обли ц овка
- Дев ч онка
- Руба ш онка
- Сунду ч ок
- Пры ж ок
- Кирпи ч ом (творительный падеж)
- Клю ч ом (творительный падеж)
- Плю щ ом (творительный падеж)
Приведём примеры существительных, у которых суффикс и окончания находятся без ударения:
- Ре ч енька
- Кусо ч ек
- Товари щ ем (творительный падеж)
- Зада ч ей (творительный падеж)
- Ту ч ей (творительный падеж)
- Ро щ ей (творительный падеж)
- Ово щ ем (творительный падеж)
Следует знать, что в заимствованных существительных, которые имеют суффикс «-ёр-», после шипящей буквы следует написать строго гласную «ё».
Например: дириж ёр, монтаж ёр, ухаж ёр, стаж ёр, массаж ёр.
А ещё у существительных, которые образованы от глаголов, сохраняется суффикс от этой части речи и в суффиксе после шипящих пишутся с гласной «ё»:
- Межевать – межёвка
- Растушевать – растушёвка
- Ночевать – ночёвка
Видео:Падежные окончания существительных. Как правильно писать окончания?Скачать
Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв у прилагательных
В данном случае действует правило русского языка: у прилагательных под ударением после шипящих согласных пишется гласная «о» в суффиксе «-ов-», «-он».
Давайте приведём примеры:
- Камы ш овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Мор ж овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Пар ч овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Гро ш овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Е ж овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Хол щ овый (суффикс «-ов-» является ударным, пишем «о»)
- Сме ш он (суффикс «-он» является ударным, пишем «о»)
- Боль ш ой (окончание находится под ударением, пишем «о»)
- Чу ж ой (окончание находится под ударением, пишем «о»)
Видео:Правописание гласных после шипящих и Ц| Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать
Правописание гласных «О/Е» после шипящих букв в суффиксах наречий.
Для наречий аналогично правило русского языка: под ударением после шипящих пишется буква «о», а без ударения – буква «е».
Давайте приведём примеры:
- Све ж о (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Горя ч о (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Хоро ш о (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Голы ш ом (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Наги ш ом (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Об щ о (под ударением после шипящей напишем «о»)
- Жар ч е (без ударения напишем «е»)
- Бли ж е (без ударения напишем «е»)
- Даль ш е ( без ударения напишем «е»)
- Ти ш е (без ударения напишем «е»)
- Неуклю ж е (без ударения напишем «е»)
Таким образом, мы с вами разобрались, какую гласную «о» или «е» ставить после шипящих. Все эти правила следует запомнить, а также стараться не допускать ошибок!
🔥 Видео
Русский язык. Правописание О, Е, Ё после Ж, Ч, Ш, Щ в разных частях слов всех частей речи. ВидеоурокСкачать
О Е после шипящих и ЦСкачать
Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать
ЕГЭ по русскому языку. Безударные гласные в корнеСкачать