Видео:Правила ЧА - ЩА и ЧУ - ЩУ. Как писать слова с ЧА - ЩА и ЧУ - ЩУСкачать
Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Когда мы произносим звуки [ч’] и [щ’], то слышим только шум. Эти звуки являются непарными глухими и непарными мягкими согласными.
Сочетание букв ча-ща пишется с буквой а .
Сочетание букв чу-щу пишется с буквой у .
Орфограмма
Орфограмма написания буквосочетаний ча-ща и чу-щу применяется в ударной и безударной позиции звука. В случаях, если сочетания ча-ща и чу-щу применяются в безударной позиции, то необходимо выполнять проверку, изменив слово так, чтобы безударный гласный а или у стал ударным.
Например, слова с буквосочетаниями ча-ща и чу-щу в ударной позиции: ча́ ша, по ща́ да, чу́ до, щу́ ка, чу́ вство, ко щу́ нство.
Например, слова с буквосочетаниями ча-ща и чу-щу в безударной позиции: ча сово́й — ча́ с, по ща ди́ть – по ща́ да, чу да́к – чу́ до.
Исключения составляют иноязычные слова. Например, жюри, брошюра, парашют .
Издавна звуки [ч’] и [щ’] всегда были непарными мягкими согласными. Правило написания сочетаний ча-ща и чу-щу с буквой а или у является традиционным.
Видео:Русский язык 1 класс (Урок№73 - Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)Скачать
ЧУ ЩУ пиши с буквой У
Как хорошо, что вы зашли на Kidside!
Сегодня продолжаем повторять программу 1 класса.
Что должен знать ребенок ко 2 классу:
- что такое алфавит, звуко-буквенный состав
(чтобы повторить – заходите сюда) - что такое предложение, текст, монолог, диалог
- правописание
жи ши пиши с буквой и – задания на жиши
ча ща пиши с буквой а – диктанты на чаща
чу щу пиши с буквой у – смотри ниже) - имена собственные пишутся с заглавной буквы
(отрабатываем здесь) - однокоренные слова, проверочное и проверяемое слово
- словарные слова за 1 класс
(все словарные слова за 1-4 классы) - предмет, признак предмета,действие предмета
Итак, запомни!
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У!
Видео:Русский язык 2 класс (Урок№55 - Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)Скачать
Задания и диктанты для 1 класса на правило ЧУ|ЩУ
Подчеркни слова с орфограммой чу,щу:
На чужой каравай рот не разевай!
Чужие дети быстро растут
Чучело только видом пугает
На чужой стороне Родина милей вдвойне
Вставь пропущенные буквы У или Ю:
Ворчун, чучело, бублик, щука, утюг, чумазый, чудный, полощу, лютики, чугун, щуриться, полечусь, чулки, щуплый.
Проучу чужака, чубчик кучерявый, очутиться в чулане, прострочу чулки, почищу кольчуг, сюртук чуточку мал, чудак человек, чудесный сюртук, ощущение чуда, щучий хвост.
Видео:Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ, ЩН, НЩ, РЩ. Как писать слова без ошибок?Скачать
Примеры на чу щу
Вставь ЧУ или ЩУ:
Ивану Фомичу, маленькая дочурка, старинная кольчуга, ищу друга, вскипячу чай, дальняя чужбина, чудное утро, добрый молчун, опущусь на дно, визит к врачу, расчищу двор, лихо прокачу
Вкручу лампу, начищу до блеска, чувство обиды, тёмный чулан, старый чулок, оплачу штраф, напущу страху, научу читать.
Видео:ЧУ, ЩУСкачать
Диктант на Чу ЩУ
Вставь буквы у или ю:
Мал..сенький щ..рёнок вырастет и превратится в огромную щ..ку. Охотничья собака ч..ет добыч.. по запаху. Дети забрели в лесную чащ.. . В одно ч..дное утро маленькая доч..рка налила чай Ивану Фомич.. .
Видео:Русский 1. Написание жи ши, ча ща, чу щу, чк чн в словахСкачать
Правописание буквосочетаний ЧУ–ЩУ
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (151 кБ)
Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
- Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча — ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу.
- Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций : анализ, обобщение, сравнение.
- Воспитание интереса к урокам русского языка.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Демонстрационный и раздаточный материал:
- Карточки со словами:
Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .
- Карточка-задание для пробного действия со словами:
- Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
- Карточки для групп со словами:
- Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.
Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .
- Самостоятельная работа.
Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ —
Я с у пишу и чу и щу!
- Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
- Набор «яблок» красного, желтого, зеленого цвета.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок —
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание —
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.
— На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)
— Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши)
— Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)
— Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)
— Вам хочется узнать что — то новое? (Да.)
— Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
— Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)
— Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила «Правописание буквосочетаний жи — ши, ча — ща».)
— А как вы будете действовать? (По алгоритму.)
— Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)
— Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)
— Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?
— Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.
— Почему последовательность шагов будет именно такой?
— Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи — ши пиши с буквой и)
— Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)
— Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.
— Проверяем по образцу.
— У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?
Индивидуальное задание .
— Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.
— Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.
— У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак.)
— У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)
Учитель выставляет разные ответы детей на доску.
— У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?
— Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)
3. Выявление причины затруднения.
— Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука.)
— В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ)
— Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ — у или ю.)
— Кто — нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи — ши, ча — ща, мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу — щу.)
4. Проблемное объяснение нового материала.
— Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу — щу.)
— Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу.)
— Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план.)
План.
- Прочитайте слова.
- Обозначьте новую орфограмму.
- Сделайте и запишите вывод.
Учитель выдает каждой группе карточки со словами:
— Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны.)
— Кто может ответить на вопрос , будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу после твердых согласных пишем букву и, после мягких буквы а, у..)
— Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!
— Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у.)
— Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу — щу.)
— Достигли поставленной цели? (Да.)
— Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)
— Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу — щу? (Правило: в буквосочетаниях чу — щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )
— Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу — щу? (Да.)
— Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)
Учитель добавляет новое правило в алгоритм.
— Молодцы! А теперь отдохнем.
Физкультминутка.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
— Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)
— Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.
1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.
2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.
Образец: произношу слово щука. Есть опасное место — буквосочетание щу. Применяю правило : «чу — щу пишу с у», пишу в слове щука щу с буквой у.
— Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.
Учащиеся работают самостоятельно.
— Закончили выполнение работы? (Да.)
— Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)
— Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.
— Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?
— Встаньте те, у кого 20 плюсов.
— А теперь — у кого 19-17 плюсов.
— Что не получилось? (:)
— Почему она возникла? (:
Физкультминутка.
7. Включение в систему знаний и повторение.
— Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)
— Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)
— Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу.)
— Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу.)
— Достигли цели? (Да.)
— Как пишутся буквосочетания чу — щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у.)
— Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу — щу — повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения — желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения — зеленое.
Учащиеся вешают яблоки разного цвета.
— Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!
— У кого созрели красные яблоки — дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые — вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.
📸 Видео
Диктант по теме " Написание буквосочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн"Скачать
Русский язык. Памятка №2. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щуСкачать
Русский язык Написание жи ши, ча ща, чу щу, чк чн в словахСкачать
Русский язык 2 класс / Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу / ТЕЛЕУРОК 14.10.20Скачать
Правило ЖИ - ШИ. Почему ЖИ - ШИ пишется через ИСкачать
ЖИ-ШИ всегда пиши с буквой И. Всегда ли?Скачать
Русский язык 56. ЧУ и ЩУ. Пиши правильно — Шишкина школаСкачать
Русский язык 3 класс / Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу / ТЕЛЕУРОК 30.09.20Скачать
Секреты грамотного письма. Правописание ЖИ-ШИ.Скачать
Правописание буквосочетаний с шипящими. Часть 2. Видеоурок 34.2. Письмо 1 классСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык 2 класс. Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУСкачать
Слова с сочетаниями ча-ща,чу-щу. Правописание таких слов.Скачать
Диктант для 1 и 2 класса по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу" с грамматическим заданием.Скачать