Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Терминологический диктант:
1. Слова, которые характерны для речи населения какой-либо области, района: пимы, хата, изба…;
2. Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений: креатив, мобильный, лифтинг…;
3. Слова и словосочетания полуофициального характера, названия специальных понятий и предметов в разного рода ремёслах, профессиях: морфемы, глагол, кабель…;
4. Общеупотребительные слова: дом, красивый, ученик…;
5. Слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали: стрелец, царь, боярин, холоп…;
6. Слова, которые относятся к лексике ограниченного употребления, слова той или иной социальной группы людей: музон, препод, халява, тусоваться…;
7. Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия: ланиты, очи, чело…;
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Изобразительно-выразительные средства
1 Лексические средства ( Тропы)
Разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению
Он был слаб телом, но силен духом.
Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте
Ум и сердце — лед и пламень — вот основное, что отличало этого героя.
Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление
Я вас не видел тысячу лет.
Мальчик с пальчик
Позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблему
…как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширились за счет прав других? ( А. Солженицын)
Использование литературных образов
Поясняет какое-либо положение, явление, другой образ
Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.
Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения
Влюбленность-любовь, приятель — друг
Слова, являющиеся синонимами только в данном тексте
Ломоносов— гений — любимое дитя природы.
Отличаются стилистической окраской, сферой употребления
Усмехнулся — хихикнул – засмеялся — заржал
Слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению
Балка – брус среда — день недели
Балка – овраг среда — окружение
Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре, но совершенно разные по смыслу
Доверительный – доверчивый; лирический – лиричный; удачный – удачливый.
Замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого. Синекдоха употребляется к слову человек
Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц
Скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. Основана на внешнем сходстве:
1) на сходстве формы предметов
2) на сходстве цвета
3) на сходстве функций
Солнце катилось к закату. Ночь уже шла по ущелью.
1)голова человека – голова сыра
2)золотой браслет – золотой берег
3)клапан сердца – клапан механизма
Похожа на развернутое сравнение, но более неожиданна и иносказательна
Оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали.
Перенос значения по смежности явлений:
1)с человека на его какие-либо внешние признаки
2)с учреждения на его обитателей
3) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру)
1)Скоро ли обед?- спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке.
2) Весь пансион признавал превосходство Писарева.
3) Великолепный Микеланджело!( о его скульптуре)
Сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление
Грустное веселье, «Живой труп»,
Молодая старость, пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда
Перенос признака осуществляется с живого
предмета на неживой
Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
Оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений. 1)Присоединяется союзами как, словно, будто, точно.
2)существительным в Тв. п.
3) передается формой сравнительной степени наречия, прилагательного
1) Как ночь, черны его глаза.
2) Тревога змеею в наши сердца.
3) Земля нежнее пуха.
Иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
Волк — злобы и жадности
Использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово.
Город на Неве приютил Гоголя.
Утверждение, изречение, противоречащее здравому смыслу, но таящее более глубокое значение
Лучшее правительство то, которое меньше всего правит. ( Джефферсон)
Слово, выделяющее в предмете или в явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Это художественное определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове его значительное свойство.
Жадно всматривается, слушает замерев
Взоры сонные, нежные, влюбленные
Слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали
Боярин, вече, опричник, бурмистр, армяк, стрельцы
Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия
Брадобрей – парикмахер, сей – этот, зело – очень, пиит – поэт, ланиты – щеки.
Новые слова. появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений
Аккредитация, спонсор, менеджер, флорист
Характерны для речи населения какой-либо области, района
Всходы ржи на севере — озимь, на юге – зеленя,
Валенки в Сибири – пимы, на юге — чёсанки
Слова и словосочетания полуофициального характера, названия специальных понятий и предметов в разного рода ремеслах, промыслах
Кок – повар, предлог, союз, предложение;
Лексика ограниченного употребления – слова той или иной социальной группы людей
Учащиеся: пара – два, студенты: пара – сдвоенная лекция; водители: баранка – руль.
2 Синтаксические средства.
Стилистические фигуры (Риторические фигуры, или фигуры речи)
Постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами
Рожденный ползать — летать не может. Любовь — главнее всех.
Анафора, или единоначатие
Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений
Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
Резкое противопоставление понятий, характеров, образов. Создающий эффект резкого контраста
Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен…
Способ выражения эмоционального настроя автора
О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!
Выражают эмоциональное отношение автора к описываемому
Безобразное отношение! Как можно беречь счастье?
Сбережем свою душу как святыню!
Расположение перечисляемых сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств речи в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значений ( «нисходящей градации»)
Ради своего ребёнка, ради семьи, ради своего народа, ради человечества – берегите мир!
Обратный порядок слов в предложении.
Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!
Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его
Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила. Вырастила. Дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Расчленение фразы на части или отдельные слова
Намеренное повторение сочинительных союзов
И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя.
Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями
Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…
Сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова
Вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению
Знаете ли вы украинскую ночь?
Подчеркнутое, иногда повторяющееся обращение писателя к герою своего произведения, к явлению природы, к читателю
Не пой, красавица, при мне…
А вы, надменные потомки.
Отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи
О времена! О нравы!
Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие явлений, сообщает особенную выразительность.
Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво мое сердечко,
Горя нет, а ты болишь…
Одинаковая концовка нескольких предложений
Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения
Мы села — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги.
При помощи намека указывается на то, что по цензурным условиям нельзя высказывать прямо.
В 1 гл «Евгения Онегина» намекает на свою ссылку, маскируя это бытовым тоном так, как будто речь идет о его здоровье: «Но вреден север для меня»
Повторение, воспроизведение фрагмента чужого текста
— Пушкин ввел в роман «Евгений Онегин» Буянова из поэмы своего дяди
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Методическая разработка урока «Русская лексика с точки зрения сферы употребления»
методическая разработка по русскому языку на тему
Цель учебного занятия: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»;
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№13 - Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razr._uroka_leksika.doc | 74 КБ |
Видео:#10класс #онлайнурок 10 класс - Русский язык - Понятие о лексике, фразеологии, лексикографииСкачать
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Преподаватель: Уфанюкова Елена Алексеевна
Предмет: русский язык
Специальность: 031601 Реклама
Тема урока: Русская лексика с точки зрения сферы употребления
Тип урока: комбинированный урок
Длительность: 45 минут
Дидактические задачи (цель учебного занятия):
Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики , определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»;
Развивать умение работать самостоятельно и в паре;
Строить логическую цепочку рассуждений.
Воспитывать коммуникативную культуру;
Уметь участвовать в диалоге;
Понимать и принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение;
Самостоятельно организовывать взаимодействие в паре.
Ход учебного занятия
Этапы учебного занятия
Содержание учебного материала
Ориентировочная дозировка времени
1.Преподаватель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
2.Сообщение темы и целей урока.
Преподаватель сообщает тему и цели урока
3.Актуализация уже имеющихся знаний.
Учащимся предлагаются карточки с утверждениями. Задача обучающихся оценить достоверность предложенных утверждений и заполнить графы «До чтения»: напротив утверждения поставить «+», если оно верное и «-», если неверное.
Работа выполняется индивидуально, затем обсуждается в парах.
Карточки с заданием Приложение 1
Учащимся предлагается текст, во время чтения которого делаются пометки.
5.Заполнение маркировочной таблицы.
По окончании чтения учащимся предлагается вернуться к сделанным пометкам и заполнить на их основе маркировочную таблицу.
Учащиеся возвращаются к карточкам, по которым работали, на основе полученной информации еще раз оценивают степень достоверности утверждений и заполняют графу «После чтения», еще раз оценивая утверждения.
Учащимся предлагается выделить смысловые блоки для составления схемы. Преподаватель помогает наводящими вопросами.
Эти блоки обсуждаются в парах, затем в группе.
Схемы составляются в парах и представляются.
Получившаяся схема переносится в тетрадь
8.Заполнение схемы примерами.
Каждый обучающийся заполняет блоки примерами. Работа выполняется индивидуально, затем обсуждается в группе.
Преподаватель организует беседу с учащимися по вопросам.
Преподаватель выставляет оценки.
Карточки с заданием Приложение 1
Схема Приложение 3
(внеаудиторная самостоятельная работа)
Преподаватель дает комментарий к домашнему заданию.
Учащиеся составляют рассказ по схеме, добавляют примеры; отвечают на вопросы, которые возникли у них во время чтения текста.
1.Национальный русский язык включает в себя общеупотребительные слова.
2.Национальный русский язык включает в себя общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления.
3.Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова
4.К ограниченной в употреблении лексики относятся диалектизмы, специальная лексика и жаргонизмы.
5.Диалектизмы – названия специальных понятий и предметов в разных ремеслах, промыслах.
6.Жаргонизмы- слова той или иной социальной группы людей.
7.Профессионализмы – слова, характерные для речи населения какой–либо области, района.
Русский народ живёт на огромных просторах нашей Родины: на Дону и Кубани, на Десне и Печоре, на Неве и Оке, на Кольском полуострове и Алтае, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, на Камчатке и Чукотке. Все русские люди говорят на одном национальном русском языке, поэтому, например, жители берегов Белого моря и Ставрополья без труда поймут друг друга, так как большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, т.е. являются, как вы уже знаете, общенародными (общеупотребительными).
Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики национального русского языка в результате производства новых слов с помощью различных способов образования.
Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Например, слово амуница – «рукоятка у кормового весла» употребляется на Дону, абик — «вершина прибрежного подводного камня, показавшегося из воды»- в Архангельской обл.; всходы ржи на севере называют озимь , а на юге – зеленя, дом – в северорусских говорах зовется изба , а в южнорусских – хата. Это слова территориально ограниченного употребления, или диалектизмы. Диалектизмы характерны для речи населения какой-либо области, района.
Со словами ограниченного употребления мы сталкиваемся, не только беседуя с жителями той и или иной местности. Представьте себе, что вы слушаете разговор маляров, красящих в доме двери, рамы. Вам понятно все, о чем они говорят, но вот один просит другого: «На эту комнату нам не хватит левкаса, приготовить его». Слово левкас, означающее смесь алебастра или мела с клеем, употребляемое для грунтовки дерева под масляную краску, знакомо уже не всем. Оно бытует в речи маляров, художников.
В каждой профессии, помимо общеупотребительных, используются слова специальные. Это тоже слова ограниченного употребления, но ограниченного по специальному признаку, по признаку профессии, поэтому их называют специальными словами, или профессионализмами.
Специальная лексика – это слова и выражения, употребляемые преимущественно представителями определенной отрасли знания, профессии. Среди специальных слов выделяют прежде всего профессионализмы и термины.
Профессионализмы – слова и словосочетания полуофициального характера, названия специальных понятий и предметов в разного рода ремеслах, промыслах. Есть язык охотников, рыболовов, полиграфистов. В языке охотников, например, много названий лисы по масти и породе: простая, рыжая, лесная, огневка, красно-бурая, черно-бурая.
Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно – политическое понятие, т.е. является официально принятым. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией. Приведем примеры лингвистических терминов: подлежащее, сказуемое, суффикс, глагол, фонема.
Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи отдельных социальных групп, например, школьников, студентов, спортсменов, уголовников. В их речи, наряду с общеупотребительными, мы встречаем слова особые, например: хвост — «несданный экзамен»; срезаться — «не выдержать экзамена»; автомат — «зачет, поставленный преподавателем без предварительного собеседования» и д.р. Такие слова являются жаргонизмами и, в отличие от диалектизмов и профессионализмов, имеют ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер. Жаргонизмы употребляются в языке художественной литературы при изображении определенных социальных групп.
Таким образом, национальный русский язык включает в себя общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (диалектизмы, специальная лексика и жаргонизмы).
💥 Видео
Что такое лексическое значение слова?Скачать
Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Русский язык 3 класс (Урок№14 - Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.)Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№47 - Слово и его лексическое значение.)Скачать
9 класс - Русский язык - Лексика. ФразеологияСкачать
ФразеологизмыСкачать
Видеолекция "Структура лексического значения" (Часть 1. Макрокомпоненты ЛЗ)Скачать
Все способы словообразованияСкачать
Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать
Что такое лексическое значение слова?Скачать
Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать
Прямое и переносное значение словаСкачать
Что такое лексика понятным языком и чем она отличается от лексикологии - объясняю и привожу примерыСкачать
Русский язык. Урок 1. Слово и его функции. Состав лексического значения словаСкачать
Русский язык, 5 класс: ЛексикаСкачать