Видео:Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Слог. Ударение. Орфоэпия.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Представление о слоге как единице фонетике.
- Особенности и роль ударения в русском языке.
- Представление об орфоэпии как разделе лингвистики.
Орфоэпия – (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) — раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения; совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке произносительным нормам.
Слог – звук или сочетание звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха; наименьшая единица произнесения слова.
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 14; 143.
1. Панов М. В., Русский язык. 5 класс.//Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. — М.: «Русское слово», 2008. – с. 113-114.
2. Бунеев Р.Н., Русский язык. 5 класс. //Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 23, 41.
3. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения.// Розенталь Д.Э. – М.:ОНИКС. Мир и Образование, 2009. – с. 8-11.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наша речь членится на слова, а слова на слоги. Слог – это фонетическая единица языка. Слог – это один или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог – наименьшая единица произнесения слова.
Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: не-бо, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: кар-та, кос-тюм, чёр-ный).
Если в слове два слога или больше, то на один из них падает ударение. Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Ударение всегда падает на гласный звук в слове, например, травá, óзеро, небéсный.
Ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, зáмок (строение) – замóк (приспособление для запирания двери).Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат, называются омóграфами. Например: áтлас – атлáс, гвóздики – гвоздúки.
В русском языке ударение разноместное, так как может быть на любом слоге, например на первом: бéгать, вéчером; на втором: бежáть, ребёнок; на третьем: прибежáть; на четвёртом: аккордеóн; на пятом слоге: наперегонкú. Ударение в русском языке может быть на любой морфеме, например на приставке: úзморозь, нáдпись, на корне: мúрный, молóчный, на суффиксе: дубóвый, рожóк, на окончании: горячá, неслá. Русское ударение при склонении или спряжении может сохраняться на той же морфеме, что и в начальной форме: сúний – сúнего (корень), курúный – курúного (суффикс), может перемещаться на другую: рекá – рéки, игрá – úгры(окончание – корень). При словообразовании ударение также может сохраняться на морфеме, например: дóм – дóмик(корень), может переходить на другую, например: лéс – леснóй(корень – окончание). Общего правила сохранения и перемещения ударения в русском языке нет. В случае затруднениямы обращаемся к орфоэпическому словарю.
Литературный язык имеет нормы (правила) произношения. Нормами произношения и ударения занимается наука орфоэпия. Она изучает и описывает все расхождения в написании и произношении слов, особенности звучания некоторых сочетаний звуков, правильную постановку ударений в русском языке.
Запомните несколько орфоэпических норм (правил) русского языка.
В первом предударном слоге а и о после твёрдого согласного произносятся как [а]: в[а]да, к[а]са, с[а]ма.
В первом предударном слоге после мягкого согласного а, е, и произносятся как [и]: т[и]нуть, б[и]да, п[и]сать.
В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: ястре[п], разбе[к], тра[ф]ка.
На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся звонкие: [з]бежать, о[д]бросить.
Чтобы лучше знать нормы произношения, нужно пользоваться орфоэпическим словарём.
Теоретический материал для углубленного изучения
Правила переноса слов
1. Если слово состоит из нескольких морфем, помимо корня, такие слова нужно переносить, не разбивая части слова. Про-беж-ка, смеш-ливый. Исключение составляют слова, у которых корень начинается с буквы ы. Ро-зыгрыш (нельзя роз-ыгрыш).
2. Если в слове есть корень и окончание, его нужно переносить по слогам. Бе-рё-за.
3. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.
4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Актив-но, ар-мия (нельзя а-ктивно, а-рмия).
5. При стечении согласных может быть несколько вариантов переноса. Се-стра, сес-тра, сест-ра.
6. Две одинаковые буквы разбиваются переносом. Мас-са, ван-ная. Исключение составляют начальные двойные согласные корня. Ссо-ра, по-ссорились (нельзя с-сора, пос-сорились).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбери правильную транскрипцию слова КРУЖКА
а) [кружка] б) [крушка]
Вспоминаем орфоэпические нормы: в конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются. [ж] – звонкий согласный, [к] – глухой, следовательно происходит оглушение [ж] и должен быть [ш]. Ответ: б.
- Выбор элемента из выпадающего списка.
Выбери правильное утверждение.
В русском языке ударение
а) всегда падает на последний слог;
б) чаще всего падает на предпоследний слог;
в) обычно падает на первый слог;
г) может падать на любой слог.
Разбор задания: вспоминаем, что во многих языках словесное ударение закреплено за определённым слогом, например, во французском языке ударение падает на последний слог, в английском – обычно на первый, а в польском – чаще всего на предпоследний. В русском языке ударение разномéстное, поэтому оно может падать на любой слог. Ответ: г.
Видео:Как определить ударный слог?Скачать
Лингвометодическая характеристика понятий «слог», «ударение», «звуки речи»
Фонетический этап обучения грамоте начинается с введения понятия «слог». В лингвистике это понятие трактуется но-разному: «Слог — минимальная единица речевого потока: гласный звук (слогообразующий элемент) или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками. Слог не соотносится со значимыми единицами языка (словами, морфемами), это фонетическая языковая единица. С точки зрения артикуляции — это минимальная произносительная единица. С акустической точки зрения — это звуковая волна с нарастанием и ослаблением звучности, вершиной этой волны является гласный звук». В методической науке понятие «слог» трактуется с точки зрения его практического использования как совокупность звуков, произносимых на одном выдохе.
Усвоение этого понятия оказывает влияние на весь процесс обучения чтению и письму: во-первых, ребенок учится читать по слогам; во-вторых, осваивает деление слов на слоги; в-третьих, при письме для самоконтроля диктует себе по слогам, а позже — соотносит собственное слогоделение с известными правилами переноса слов. Попутно заметим: слогораздел -явление фонетическое, объективно существующее в языке. Деление слов на слоги для переноса — условное правило письма. Смешивать два этих процесса при обучении русскому языку не следует.
Для предупреждения неверных профессиональных действий, связанных с обучением школьников фонетическому слогоделению, учителям дан такой методический совет: «Не следует навязывать детям какой-либо единственно верный способ слогоделения. Даже в лингвистических трудах существуют разные точки зрения па природу слогоделения. Поэтому учитель должен признавать верными равнодопустимые варианты: пал-ка и па-лка. Но, разумеется, недопустимы прямые ошибки слогоделения: ку-ст или око-шко. И ни в коем случае нельзя подменять естественные способы членения слова на слоги правилами переноса или морфемного членения слова» [1] .
В период обучения грамоте целесообразно определять слог как естественную произносительную единицу речи, часть слова, произносимую на одном выдохе (одном толчке воздуха). Этот опознавательный признак слога до ориентировки на его звуковой состав позволяет подвести первоклассников к выводу: чтобы разделить слово на слоги, надо произнести его быстро, резко, так, чтобы на одном выдохе прозвучала одна часть. Такое произношение близко к скандированию: слово «само распадается» на «кусочки» — слоги, поэтому этот произносительный прием вводится как способ действия ученика при делении слова на слоги. В букварях слог обозначается по-разному, в зависимости от принятой системы условных обозначений: иии или_|_|_.
Авторы книги «Мой первый учебник» предлагают познакомить первоклассников с понятием «слог» следующим образом [2] .
Фрагмент урока
- — Известно ли вам, что болельщики на стадионе изучают русский язык? Не верите? А что кричат болельщики, чтобы поддержать любимую команду? (Дети называют возможные слова: или название команды, или Шайбу] Или Молодиы и др.)
- — Давайте на время станем болельщиками, продолжает учитель, — и прокричим некоторые слова поддержки. Но только будем наблюдать, как произносятся слова: целиком или как-то иначе. (Дети скандируют слова по заданию учителя: У-ра,у-ра, у-ра! Да-вай, да-вай, да-вай! Фи-ниш, фи-ниш, фи-ниш и др.)
- — Что произошло со словами? (Они распались на кусочки.)
- — Болельщики помогли нам узнать, что слова делятся на части. Каждая часть — это слог. Повторите это новое слово. Как же нужно произнести слово, чтобы разделить его на слоги? (Прокричать, как болельщики.)
- — Давайте покажем на схеме количество слогов в слове | или ии.
Из представленного фрагмента урока сделаем методические выводы.
- 1. Для того чтобы слово «распалось» на кусочки-слоги, его необходимо два-три раза произнести особым образом — проскандировать. Скандированное произношение — это тот способ действия, которым должны овладеть учащиеся для деления слова на слоги, поэтому произносить слово и наблюдать (слушать) за его изменениями дети должны сами.
- 2. В центре внимания учителя должен находиться процесс освоения детьми способа действия, поэтому в течение всего периода обучения он не должен меняться: если надо разделить слово на слоги, следует его проскандировать.
Понятие «ударение». Ударение связывается с более длительным и громким произнесением одного из слогов, а в нем — гласного звука. Именно этот опознавательный признак отражен в определении ударения как лингвистического понятия. «Ударение — способ организации фонетически целостного отрезка речи. Словесное ударение — это выделение одного из слогов слова фонетическими средствами (увеличением длительности гласного, а также силой звука; на письме выделяется надстрочным знаком ‘»‘. Ударение играет важную роль в звуковой организации слова, обладая смыслоразличительной и форморазличительной функциями (ср.: запах (аромат) — запах (вид застежки); побеги (им. сущ. во ми. ч.) — побеги (гл. в повел, накл.) . Кроме того, русское ударение обладает подвижностью и может перемещаться с одной морфемы на другую в процессе словоизменения и словообразования (трава — травы — травы — травинка — травяной). Эта функция ударения помогает в решении орфографических задач. Кроме того, изучение свойств русского ударения направлено на закрепление в речи детей, в том числе и первоклассников, орфоэпической нормы. Важность овладения первоклассниками ударением как фонетическим понятием трудно переоценить.
Для определения места ударения слово должно быть произнесено целиком, без элементов скандирования. В практике рекомендуется прием произнесения слова с интонацией удивления или вопроса: удобно использовать модель «Это_?» Приведем пример знакомства с этим способом действия.
Фрагмент урока
- — Составим слоговые схемы имен главных героев сказки «Приключения Буратино», — говорит учитель и вывешивает на доску «портреты» Мальвины, пуделя Артемона и Тортиллы. С помощью приема хорового скандирования дети выполняют задание. На доске появляются слоговые схемы:_|_|_,_|_|_,_| |
- — Что интересного заметили? — продолжает учитель беседу. (Во всех словах три слога.)
- — Как же нам теперь узнать, где чье имя? (Дети в затруднении.)
- — Я знаю один волшебный вопрос, с помощью которого мы сможем это узнать. Послушайте: Это МальвИна? Это ТортИлла? Это Артем Он? — произносит учитель с выделением голосом места ударения в каждом слове. — Вы заметили, что один слог я произносила громче, чем другие, будто ударяла по нему голосом? Покажем этот слог специальным значком (‘).
В процессе дальнейшей коллективной работы слоговые схемы дополняются знаком ударения, а беседа заканчивается необходимыми обобщениями и выводами.
— Какой знак помог нам различить слови с одинаковым количеством слогов? Как надо произнести слово, чтобы определить в нем ударение? Что нового мы узнали о слове?
Усвоение такого произносительного приема в качестве способа действия позволяет ученику определить место ударения в слове и при самостоятельной работе, когда следует использовать шепотное произношение; вопросительная интонация сохраняется. С этого момента обучения к характеристике слога добавляется указание на его ударность.
Знакомство со звуками речи целесообразно начать с установления различия между звуками, которые окружают ребенка (школьный звонок, сигнал автомобиля, шум дождя, голоса птиц и т.д.), и звуками речи человека, из которых складываются слова устной речи. Эти звуки возникают при работе органов речи — языка, губ, зубов, голосовых связок. Па этом этапе уместно проведение фонетического эксперимента, когда ученики по заданию учителя наблюдают, как при произнесении различных звуков по-разному движутся губы, язык и т.д. В это время весьма эффективными помощниками учителя станут фонетические игры и игровые упражнения со звуками и словами, обеспечивающие ученикам естественные речевые действия, а не знания из области фонетики. Заметим, что фонетика предоставляет богатые возможности для применения игры. Это отметил известный русский методист А. М. Пешковский: «Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как в. фонетике. Нигде. эта игра не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике» [3] .
Основным способом действия, который следует освоить первоклассникам для вычленения последовательности звуков в слове и определения их качества, становится протяжное произнесение каждого звука или его многократное повторение в том случае, если звук по своим акустическим характеристикам не тянется. Этим произносительным приемом школьники не владеют, поэтому образец такого «выговаривания» каждого звука демонстрирует учитель. Способ вычленения звуков из слова обоснован и подробно описан Д. Б. Элькониным: «Для анализа слова мама ребенок должен произнести его 4 раза, каждый раз выделяя голосом следующий звук: ММММама, мАЛЛАма, маММММа, мамАААА» [4] . При этом каждый выделенный звук обозначается принятым условным знаком — сначала это Ц а по мере освоения характеристик звука (гласный (согласный), твердый (мягкий), глухой (звонкий)) добавляются и соответствующие обозначения.
Звуки речи трактуются как «кратчайшие, далее не делимые элементы произносимой речи, которые образуются при прохождении выдыхаемой воздушной струи через ротовую полость. При отсутствии преграды образуются звуки речи, состоящие только из голоса, — гласные; при наличии преграды в виде сомкнутых органов или узкой щели образуются звуки речи, состоящие из шума или шума и голоса, — согласные» [5] .
Гласные и согласные звуки целесообразно рассматривать одновременно, так как их акустические особенности ярче проявляются в сопоставлении. В качестве опознавательных признаков согласных и гласных звуков выступает наличие или отсутствие, во-первых, преграды для выдыхаемого воздуха при произнесении и, во-вторых, смыкательных и размыкательных действий речевого аппарата. «С позиций артикуляции речь представляет последовательность смыкательно-размыкательных движений: произносим согласный — артикуляция смыкания, произносим гласный — артикуляция размыкания» [6] . Распространенное объяснение различия гласных и согласных звуков, связанное с тем, что гласные звуки можно петь и тянуть, а согласные — нельзя, оказывается несостоятельным: многие согласные звуки можно тянуть. Гласные звуки можно назвать ртораскрывателями (термин М. В. Панова): чем громче их произносят, тем шире надо раскрыть рот; гласные звуки можно кричать. А согласные звуки — ртосмыкатели: чем громче их произносят, тем плотнее смыкаются губы; эти звуки кричать невозможно. Гласными звуки называются потому, что они всегда произносятся с голосом (голос — глас), а согласные звуки в русской речи перемежаются с гласными (со-гласные).
Для обозначения гласных звуков используют значок [о]: выдыхаемый воздух проходит свободно, «сквозь трубочку». Для обозначения согласных звуков до введения обозначений мягкости (твердости) остается
При рассмотрении особенностей гласных звуков следует организовать работу, из которой первоклассники сделают вывод: в слоге может быть только один гласный звук, который принимает или не принимает на себя ударение. В связи с этим к гласному звуку добавляется характеристика ударность (безударность). Для дальнейшего обучения русскому языку умение устанавливать место ударения в слове, определять ударные и безударные гласные в нем трудно переоценить, так как правило обозначения на письме безударных гласных в слове — наиболее частотная орфограмма русского правописания.
Характеристика твердых и мягких согласных звуков строится на сравнении их произношения. Эти различия особенно ярко выявляются при работе с парными по твердости (мягкости) согласными. Для вычленения таких звуков подбираются слова с парными по твердости (мягкости) согласными в сильной позиции (в начале или в конце слова), например [кошка — [к’иска. Приведем пример беседы.
Фрагмент урока
- — Каждое утро, — начинает беседу учитель, — хозяйку встречали во дворе корова и котенок. Корова приветствовала хозяйку грубым, твердым голосом: «Ммммммуууууу!», а котенок — тоненьким, мягким голоском: «Ммммммяу!» Каждый «говорил» по-своему. Давайте выделим первый звук, который произносила корова, м понаблюдаем за его произношением: МММММММ. (Дети повторяют вслед за учителем.) Какой это звук? (Согласный.) Какой голос у коровы? (Грубый, твердый.) Вот и первый звук такой же — твердый согласный. Выделите первый звук, который произносил котенок. (М’М’М’М’). Какой это звук? (Согласный.) Какой голосок у котенка? (Тоненький, мягкий.) И первый звук такой же: мягкий согласный. Произнесите твердый согласный (М). Обозначим его [^]. А теперь произнесите мягкий согласный (М’). Обозначим его [=].
- — А теперь потренируемся различать твердые и мягкие согласные звуки.
Чтобы различать мягкие и твердые согласные звуки, школьникам необходимо научиться их сопоставлять, произнося парами. В процессе такой работы постепенно дети узнают, что не все согласные звуки русского языка имеют пару по твердости (мягкости).
Учителю, работающему в классе с многонациональным составом учащихся, следует учесть, что не во всех языках согласные звуки могут дифференцироваться по твердости (мягкости), поэтому для некоторых детей, изучающих русский язык, этот аспект обучения грамоте будет представлять определенную проблему.
Формирование у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки, понимать их смыслоразличительную роль — необходимый компонент не только фонетической работы, но и пропедевтики освоения русского правописания.
Опознавательные признаки глухих и звонких согласных связаны со способом их образования (произношения). Звонкие согласные образуются вибрацией голосовых связок. При произнесении согласных глухих участвует только шум, голосовые связки спокойны. Наблюдение за работой голосовых связок — способ действия для определения качества согласных звуков. Традиционный прием, который существует в практике обучения для различения глухих и звонких согласных звуков в момент их произнесения — положение ладоней школьника на месте нахождения голосовых связок или на ушах.
Система действий, которыми овладевают первоклассники при освоении фонетических понятий, обеспечивает становление у школьников комплекса фонетических умений. В процессе дальнейшего изучения русского языка эти умения необходимо развивать. Именно сформированность фонетических умений во многом определит успешность освоения младшими школьниками правописания.
Видео:Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
Лекции по русскому языку
1. Фонетика. Предмет изучения фонетики.
Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливают существование значимых единиц языка.
[a] – не имеет значения, но могут быть единицами грамматики.
Могут также быть и лексическими единицами. (А?)
Таким образом, морфология, синтаксис, лексикология изучают языковые единицы, имеющие лексическое значение. Фонетика изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служащие для различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые явления находятся на границе фонетики и грамматики, так как невозможно верно определить основу слова не зная фонетических законов.
В зависимости от задач исследования различают фонетику:
— частную и общую;
— описательную и историческую;
Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая изучает общие закономерности. Описательная изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития. Историческая изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сопостав. изучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения. Экспер. изучает язык с помощью экспериментов.
2. Фонетическое членение речи. Характеристика фонетических единиц.
Речь – поток звуков и кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельные части. Членение может быть различным. Если это членение основано на грамматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова и морфемы. При фонетическом членении выделяются единицы: текст, фраза, речевой такт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.
Текст – только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение. (ll – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.
Фразы членятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но на границе синтагмы слышится незаконченная интонация.
На берегу пустынных волн ll стоял он ll дум великих холм
Членение речевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтому возможны варианты.
Надо учиться работать и отдыхать.
Фонетическое слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.
В ту же ночь ll широкая лодка ll отчалила от гостиницы.
3 речевых такта, по 2 фонетических слова в каждом.
Слог – толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.
3. Фонетическое письмо
Для того, чтобы как можно точнее записать звучащую речь используют фонетический транскрипт. В фонетической транскрипции используют буквы традиционного алфавита, при этом запись ведётся по особым неорфографическим законам. В дополнение к буквам используют диакритические символы. Некоторые буквы не употребляют (я, ё, ю, щ, й). Основной принцип фонетической транскрипции – строгое и однозначное соответствие буквами и звуками. Один знак и одна буква всегда обозначают один и тот же звук. Орфографическое письмо не всегда соответствует фонетическому. В РЯ есть буквы, которые могут обозначать разные звуки Г – [г] [к], один и тот же звук может обозначаться разными буквами [к] – г, к, один и тот же звук может обозначаться одной или двумя буквами [ш] щит, счастье. Есть буквы, которые не имеют самостоятельного звукового значения. (ъ, ь). Звук j в отдельных положениях не имеет конкретного буквенного значения.
Основной принцип русской транскрипции реализуется в правилах:
1. употребление букв алфавита, используемых в транскрипции, только в соответствии со звучанием, а не по правилам орфографии.
2. мягкие согласные обозначаются теми же буквами, но с диакритическим знаком
3. для обозначения йот используют j
4. я, ю и т.п. не используются, а обозначаются как ja , jy
5. ъ и ь используются для обозначения редуцированных гласных
6. для обозначения долготы используют — над буквой.
7. в фонетической записи не используются знаки препинания, но возможны ? и !
8. обязательно обозначение ударения.
4. Звуковой состав современного русского литературного языка. Классификация согласных звуков.
Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.
Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.
Согласные классифицируются по 4 признакам:
— по участию в их образовании голоса и шума
Сонорные и шумные
Сонорные – согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]
Шумные – шум преобладает над голосом:
— шумные звонкие – шум с голосом [б] [в] [д] [г] [з] [ж]
— шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]
Характерной особенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которые соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключается в том, что в одних фонетических условиях они различаются как два звука, а в других условиях неразличаются.
Роза – роса, раз – рос.
— по месту образования шума (губные и язычные)
губно-губные [м] [п] [б]
губно-зубные [ф] [в]
зубные [c ] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]
передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]
заднеязычные [к] [г]
— по способу образования шума
Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]
Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]
Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]
Смычнопроходные [н] [м] [л]
— по наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)
без парных мягких ж, ц, ш
5. Классификация гласных звуков
Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.
В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].
по месту образования
Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:
Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]
Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]
Гласные заднего ряда [у] [о]
по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу
Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y ]
Гласные среднего подъёма [э] [о]
Гласные нижнего подъёма [а]
Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.
по участию или неучастию губ
Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.
— лавиализованные [y ] [o ]
— нелавиализованные (все остальные)
Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.
6. Изменение звуков в речевом потоке. Звуковые законы в области согласных.
Изолированное употребление звуков встречается очень редко, это возможно если звук является словом.
Для гласных позиция под ударением, после твёрдых согласных и т.д. могут изменять своё качество под влиянием соседних звуков и могут взаимно меняться.
Фонетический закон конца слова:
Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т. е. произносится соответствующий ему парный глухой. В словах с двумя согл. на конце оба согласных оглушаются. Груздь. Сонорные согласные не оглушаются.
Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости
Сочетание согласных, когда один звонкий, а другой – глухой несвойственно СРЯ. Поэтому если в слове оказывается подряд два разных по звонкости звука, происходит уподобление первого второму. По этому закону звонкие согл. перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в таком же положении переходят в звонкие. Озвончение встречается реже чем оглушение. Сбор. Перед сонорными и звонким В глухие остаются без изменений. Звонкие или глухие согласные ассимилируются в след. случаях:
— на стыке морфем
— на стыке предлога и слова
— на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы.
Ассимиляция звуков по мягкости
При сочетании согласных, второй из которых – мягкий, мягкость распространяется на предшествующий согласный. Не все согласные парные по тв. мягк. смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука. Все согласные парные по тв-мягк смягчаются перед е, ю, я, и, ё. Наиболее подвержены смягчению переднеязычные-зубные з,с,д,т,н,р – небозубные и губные б,п,м. Не смягчаются перед мягкими согласными г,к,х,л
7. Звуковые законы в области гласных.
Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются и особое влияние оказывают мягкие. Изменение комбинаторное – выражается в процессе аккомодации. С фонетической точки зрения аккомодация – приспособление для всех языков, но специфичное для каждого.
Редукция гласных – изменение, ослабление гласных в безударном положении. Различают позицию гласных в первом предударном слоге и позицию в остальных безударных слогах. Гласные слабой позиции второй степени подвержены большей редукции. Безударны менее длительны и отличаются качеством звучания. Гласные верхнего подъема (и, ы, у) в безударном положении изменяют длительность но не качество. Гласные неверхнего подъема (э,о,а) изменяются по длительности и качественно.
8. Определение и характеристика слога.
Слог – минимальная нечленимая единица потока речи. У слога 2 признака – чисто произносительный характер, минимальность. 1-ый признак отличает слог от звука, т.к. звук – функциональная единица для распознания слова. По 2-му признаку слог отличается от фонетических слов, т.к. слово – произносительная единица, не является минимальной.
Слоги отличают и функционально, т.к. они могут совпадать со звуком или словом. Слог — звук или сочетание звуков произносимый одним выдыхательным толчком. Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность – слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность – слоговый носитель слога.
Неслоговые – согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 – звучный гласный, 3 – звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 – глух-шумн.
9. Слогораздел. Типы слогов.
Слогораздел – определение границ между слогами в слове. Имеет теоретич. и практическое значение. Правильное слоговыделение показывает одну из сторон устройства языка и используется для правильного переноса слов.
Основной закон слогоделения – закон восходящей звучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным. Этот закон передаётся в правилах:
— все гласные как слоговые звуки образуют вершину слогов и распределяются по разным слогам па-ук
— один согласный между гласными принадлежит следующему за ним гласному га-ла-ва
— сочетание шумных между гласными относят к следующему слогу ка-ска ла-пка
— сочетание шумных и сонорных относят к следующему слогу о-кно са-бля
— сочетание сонорных между гласными относится к следующему слогу ка-рма
— при сочетании сонорных с шумными слогораздел происходит между ними кар-та
— сочетание Й неслогового с последующими шумными или сонорными тай-фун
По структуре выделяют слоги:
— прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые
— полные – закрытые и прикрытые сок
— усечённые с начала – закрытые и неприкрытые ум, иск
— усечённые с конца мгла
— открытые и неприкрытые ау
10. Слогораздел и перенос слов на письме.
Эти 2 явления связаны, но относятся к разным разделам (фонетика и орфография). Слогоделение – объективное явление языка, перенос – условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-рота. По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога. Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении нескольких согласных между гласными допускается перенос.
Морфологический принцип – деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский.
Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.
11. Русское ударение. Функции русского ударения
Словесное ударение- это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.
Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.
Сила гласного проявляется в его громкости.. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные
Ударные гласные характеризуются и особым тембром.
Ударность/безударность — это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему — приставку, корень, суффикс и окончание:
выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.
— лексикологическая – является дополнительным средством различения слов атлас
— морфологическая – является дополнительным средством различения грамматической формы слова руки
— некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы иначе
Местом ударения различают следующие варианты слов:
— общеупотребительные и профессиональные добыча
— литературные и диалектные холодно
— литературный и просторечный магазин
— нейтральный и разговорный звонишь
Подобные варианты в РЯ встречаются нечасто. РЯ имеет зафиксированное, устойчивое ударение.
12. Клитики
Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра | и брат; сказал, | чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на спину, под руки.
Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове: до сада (ср. досада), на силу (ср. насилу), при вольном (ср. привольном)
Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцъ] (ср. на солнце [на-сонцъ]). У некоторых безударных местоимений произносятся гласные, не характерные для безударных слогов: те леса [т’э-л’иса] (ср. телеса. [т’ил’са]); дьяк он [д’ак-он] (ср. дьякон [д’акън]) и др.
13. Особенности русского словесного ударения.
1. Характеризуется как силовое или динамическое (ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью).
2. Подвижность (возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова) при этом в РЯ преобладают слова с неподвижным ударением.
Некоторые слова в РЯ могут иметь не одно а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:
— сложные слова из двух основ древнерусский
— многие сложносокращённые слова стройматериалы
— слова с приставками после вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер окололитературный, суперобложка
— в сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения. аэрофотосъемка
Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется хлебозавод, достоверный
14. Тактовое и фразовое ударение
Речевой такт – часть фонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризуется интонационной незаконченностью. Грамматически речевой такт соотносится с распространёнными членами предложения. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, выделение одного из слов (наиболее важного) в пределах речевого такта называют сигматическим ударением.
Фразовое ударение – выделение в речевом потоке наиболее важного в смысловом отношении слова, таким ударением является одно из тактовых.
Структура ударения в РЯ определяется как сложная и в этой структуре нет единых закономерностей и ударение усваивается вместе с усвоением слова.
15. Активные процессы в области ударения в СРЯ
Последнее время проблема русского ударения обостряется в связи с возрастающей ролью устной речи. Нормы нарушаются из-за того, СМИ настроены на живое непринуждённое общение и по причине расширения круга лиц, допускаемых к эфиру. Расшатывание литературных норм связано с тем, что в русский язык приходят много новых слов. Общей тенденцией считается стремление к ритмическому равновесию. Это заключается в смещении ударения к центру слова аккомпанировать
Колебание ударения в заимствованных словах объясняется степенью заимствования. Последние заимствования ещё не обжились и в большинстве случаев сохраняется ударение языка источника. Односложные слова (файл) имеют неподвижное ударение при склонении. При рассмотрении акцентных характеристик слова необходимо учитывать запасный выход, запасной игрок
Состояние СРЯ в акцентном отношении свидетельствует о живых процессах, происходящих в языке. Тенденции – смена традиционного ударения.
16. Понятие орфоэпии. Нормативность литературного произношения.
Понятие нормы связано с представлением о литературно правильной речи. Норма оценивается как социально историческое явление, характеризует литературный язык. ЛЯ – форма национального языка, признанная образцовой. Понятия языковая норма и литературная норма часто совмещаются, но исторически это не одно и то же.
Языковая складывается в реальной практике общения и закрепляется как узус. Литературная норма базируется или основывается на узусе, но специально кодифицируется определёнными установлениями (словари, учебники).
Литературная норма – принятые в общественной языковой практике правила произношения, словоупотребления, использование грамматических и стилистических средств.
Орфоэпия – совокупность правил установленного централизованного произношения. Русская орфоэпия устанавливает правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Русская орфоэпия устанавливает правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Нормы носят различный характер и имеют различное происхождение. С одной стороны имеют объективный характер – диктуются системой языка, с др. стороны нормы могут иметь субъективный характер – устанавливаться в языковой практике. Нормы литературного произношения – и устойчивое и развивающееся явление. СР литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе устной речи Москвы. К 19 веку московское произношение стало образцовым. Орфоэпия выясняет и причины нарушения норм (влияние диалектов, письменная речь, развитие языка).
Вернуться на предыдущую страницу
📺 Видео
Русский язык 5 класс. Слог. Ударение. Орфоэпия.Скачать
Видеоурок 2. Слово, слог, ударение. Чтение 1 классСкачать
Орфограмма - что это такое, как правильно ее объяснять и проверятьСкачать
Видеоурок 2. Слово и слог. Ударение. Чтение 1 классСкачать
1 класс. Русский язык. Слог. УдарениеСкачать
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Слог. Ударение. ОрфоэпияСкачать
1 класс. Обучение грамоте. 17 урок. Ударение. Ударный слогСкачать
Слог, ударение и перенос слов | Русский язык 2 класс #6 | ИнфоурокСкачать
Слог. Ударение. ОрфоэпияСкачать
Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Изучаем ударение. Русский языкСкачать
Диспансер. Где ударение?Скачать
[Видеокурс Понятно.Ру] – развитие речи – ударениеСкачать
Видеоурок 8. Слог, ударение, перенос слов. Русский язык 2 классСкачать
Русский язык 1 класс. Ударение. ВидеоурокиСкачать
Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги — Шишкина школаСкачать