Видео:Деление слов на слоги. Мультфильм 2020Скачать
Словари
1. Слог, слово, словосочетание, предложение как естественно и закономерно вычленяющиеся из потока речи.
2. Единица языка, наделенная производной комбинацией значения и способная выполнять коммуникативные функции.
3. Результат свободного комбинирования единиц языка, которые характеризуются ригидностью структур). Единицы речи образуются в результате комбинирования морфем, слов и словосочетаний в процессе речи. Общими свойствами единиц речи являются их производность, сложное строение и способность входить в более крупные образования. К единицам речи относятся предложения, словосочетания и слова, если они включены в речь. Те же слова или устойчивые словосочетания, выделенные в словарь и застывшие в своих значениях, относятся к единицам языка.
Единицы речи — коммуникативные единицы, представляющие собой конкретные высказывания, образующиеся в процессе общения и составляющие это общение. Они характеризуются:
1) комплексным знаковым составом (сегментным, просодическим и т. д.),
2) конкретным значением, связанным с замыслом отправителя и получателя сообщения,
3) фактурными свойствами: ритмом, темпом речи и др.,
4) определенностью позиции в процессе коммуникативного обмена (реплика диалога осмысливается не сама по себе, но как элемент последовательности реплик).
Лит.: Зарубина Н. Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Под редакцией Г. А. Золотовой. — М., 1979; Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. — М., 1981; Рождественский Ю.А., Волков А. А., Марчук Ю. Н. Введение в прикладную филологию.- М., 1987.
Коммуникативные единицы, образующиеся в процессе общения и организующие это общение. Результат комбинирования единиц языка в процессе общения. Общими свойствами Е. р. являются их производимость, сложное строение и способность входить в более крупные образования. К Е. р., выделяемым по формально-смысловым критериям в составе различных речевых образований, относят высказывания в составе речевого акта, реплики в составе диалога, а также предложения, слова, словосочетания, если они включены в речь.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Звук, буква, слог, слово, предложение
Звук представляет собой мельчайшую фонетическую единицу, которая выделяется в потоке речи.
1. Мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки звуков не обозначают: вест ь – [в’эс’ т’ ], радост ь – [радас’ т’ ]
2. Удвоенные согласные обозначают один звук: жу жж ание – [жу жа н’ий’э].
3. Четыре гласные буквы (е, ё, ю, я) обозначают два звука: е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я – [й’а]: серь ё зный – [й’о], е ль – [й’э], ю ла – [й’у], я блоко — [й’а].
Для того, чтобы подсчитать количество звуков в слове, нужно посчитать количество букв, а потом обратить внимание на то, есть ли в слове 1. удвоенные согласные (нн, жж и т.д.), 2. гласные е, ё, ю, я, 3. мягкий (ь) или твёрдый (ъ) знаки. Например, в слове весна 5 букв и 5 звуков: $в^1е^2с^3н^4а^5 – [в’^1и^2с^3н^4а^5]$; в слове тетрадь 7 букв и 6 звуков: $т^1е^2т^3р^4а^5д^6ь^7$ – [$т’^1и^2т^3р^4а^5т’^6$]; в слове длинный 7 букв и 8 звуков: $д^1л^2и^3н^4н^5ы^6й^7$ – [$д^1л’^2и^3н^4ы^5й’^6$]; в слове ёжик 4 буквы и 5 звуков: $ё^1ж^2и^3к^4$ – [$й’^1о^2ж^3ы^4к^5$].
Буква – звук речи, который обозначается на письме специальным знаком. Например, з, к, с, ы, о, у.
Посчитать количество букв в слове просто: 1 знак – это 1 буква. Например, в слове рисовать 8 букв: $р^1и^2с^3о^4в^5а^6т^7ь^8$; в слове река 4 буквы: $р^1е^2к^3а^4$; в слове весна 5 букв: $в^1е^2с^3н^4а^5$.
Слог представляет собой звук либо сочетание звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Например, ка, ту, зи, ва.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Например, $ра^1|до^2сть$ – 2 слога, $пе^1|сен^2|ка^3$ – 3 слога, $со^1лн|це^2$ – 2 слога.
Слоги бывают двух видов: 1. открытый и 2. закрытый.
Открытый слог оканчивается гласным звуком . Например, ле|то, де|ло. Закрытый слог оканчивается согласным звуком . Например, кап|кан, вул|кан.
Удвоенные согласные относятся к одному слогу: жу|жжа|ни|е, ан|те|нна.
Слово – это структурная единица языка. При помощи слова человек называет предметы, их качества и характеристики, а также действия и пр. Например, рисунок, весёлый, узнавать.
Для того, чтобы подсчитать количество слов в предложении, нужно знать, что одно слово – это одна единица. Например, $По^1 небу^2 плывёт^3 пушистое^4 облако^5$. В этом предложении 5 слов.
Предложение – несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают определённую мысль. Например, Солнце выглянуло из-за туч.
Для того, чтобы подсчитать количество предложений в тексте, нужно знать, что 1. каждое предложение начинается с новой мысли, 2. первое слово в предложении пишется с большой буквы, 3. в конце предложения ставится точка. Например:
Солнце светит всё ярче да жарче.(1) Тает в поле снег.(2) На пригорках показалась земля.(3) Вот и пришла весна.(4)
Видео:ЗВУК. СЛОГ. СЛОВО. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА С КАЖДЫМ ПОНЯТИЕМ.Скачать
Русский язык. 10 класс
Конспект урока
Тема: «Единицы языка. Языковая норма»
Перечень рассматриваемых вопросов
- Что такое единицы языка?
- Какую роль играют единицы языка в различении смысла?
- Как зависит единица языка от контекста?
- Как соотносятся единицы языка между собой?
- Что такое языковая норма?
Глоссарий по теме
Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.
Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.
Морфема – минимальная значимая единица языка.
Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.
Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.
Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.
Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.
Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.
Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.
Литература по теме
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.
Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.
1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.
Материал для самостоятельного изучения
На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.
В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.
Когда судов широкий вес
Был пролит на груди,
Мы говорили: видишь, лямка
Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.
Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.
Есть еще одна единица языка – слог. В потоке речи мы произносим не отдельные звуки, а именно слоги. Слогообразующим элементом является гласный, к которому могут присоединяться согласные – один (ра-) или несколько (ржа-). Слог может обойтись и совсем без согласных, но гласный в нем непременно присутствует. Сам по себе слог, как и звук, не имеет значения, но в качестве морфемы (раз-, холм, -ян) он значение обретает.
Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Найдите соответствия между двумя множествами:
- Разделы лингвистики: синтаксис, лексикология, морфемика, фонетика.
- Единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.
В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.
Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:
На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.
Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.
Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».
🔥 Видео
Русский язык. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст..Скачать
Предложение и словосочетаниеСкачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слогиСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
СБОРНИК | Учимся читать по слогам | 1 часть | Карточки по методике ЗайцеваСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык 3 класс (Урок№80 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Русский язык 1 класс Слово и предложениеСкачать
Подготовка к школе. Грамота. Буква, Слог. Слово. Словосочетание. Предложение. ТекстСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
Главные и второстепенные члены предложения. Как разобрать предложение по членам?Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать