Слияние словосочетания в одно слово способ образования слов примеры

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

сложение производящих слов.

Например: диван-кровать ← диван, кровать; платье-костюм ← платье, костюм; школа-интернат ← школа, интернат; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .

При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;

сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.

Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер- о -син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр- е -ног —а ← тр —и, ног —а;

сложение производящих основ без соединительной гласной.

Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;

сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.

Например: комротыком андир рот ы; стенгазетастен ная газет а; медсестрамед ицинская сестр а; полдняпол овина дн я; пол-огурцапол овина огурц а;

сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.

Например: облонообл астной о тдел н ародного о бразования; МинфинМин истерство фин ансов; ОННО рганизация О бъединённых Н аций; вузв ысшее у чебное з аведение.

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.

Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

водопровод- чик □ ← водопровод □ ; разноголос- иц —а ← разноголос —ый.

Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:

1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).

2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.

Мор- е -плава- тель □ ← мор —е, плава —ть – сложение основ мор- , плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.

Хлеб- о -убороч- н —ый ← хлеб □ , уборк —а – сложение основ хлеб- , уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.

Мимоход- ом ← мимо , ход/и —ть – сложение основ мимо- , ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.

Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.

Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □ , твори —ть – сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.

1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н —ый ← гладк —ий, шерсть □ ; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);

2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø-ий ← гладк —ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).

Слияние словосочетания в одно слово способ образования слов примеры

3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.

Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума , ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.

Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума , ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.

Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго , ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго , долго играющая пластинка.

Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).

При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.

Например: учительская, учащийся, мороженое.

В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).

Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнатуЗайдите в учительскую (сущ.).

Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.

Ср.: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массывсе трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комнатасветлая столовая (сущ.).

При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.

Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.

Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.

Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.

Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;

б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:

рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.

Ср.: рассказ, рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.

2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Способы словообразования в русском языке

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или приставки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные;
  • флек­сии, или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Слияние словосочетания в одно слово способ образования слов примеры

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

  • писа ть → вы писать
  • вид → под вид
  • забавн ый → пре забав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

  • нахо­ди ть → наход к а
  • цвет (цве­ток) → цвет ник
  • улы­ба ть ся → улыб к а

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

  • локоть → под локот ник
  • бесед а → со бесед ник
  • свеж ий → о свеж и ть
  • мор е → за мор ск ий
  • мох → за мш е ть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­ди ть → взвод
  • при­пе­ва ть → при­пев
  • свинь я → свин ой
  • золот о → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кт о → кто- то
  • чт о → что- нибудь
  • где → где- либо
  • когда → когда- то
  • бро­са ть → бро­сать ся

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

  • слу­ша ть → в слу­шать ся
  • нюха ть → при нюхать ся
  • дума ть → в думать ся
  • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
  • жда ть → до ждать ся

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

  • толп а → толп и ть ся
  • скуп ой → скуп и ться
  • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

  • север , восток → север о -восток;
  • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
  • свод неб а → неб о свод;
  • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
  • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

  • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
  • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
  • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • зам ести­тель пред седа­те­ля → зампред;
  • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
  • проф союз­ный ком итет → профком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

  • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
  • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
  • сам , вари ть + → сам о вар;
  • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
  • каш а, вари ть + → каш е вар.

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Видео:Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Слияние словосочетания в одно слово способ образования слов примеры

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Видео:Тема 10. Образование слов: производные и непроизводные слова. Способы образования слов.Скачать

Тема 10. Образование слов: производные и непроизводные слова. Способы образования слов.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Видеоурок

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№29 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 1.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№29 - Основные способы образования слов в русском языке. Часть 1.)

Способы словообразования

Приветствую всех! В этом уроке речь пойдёт о способах словообразования.

Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:

А) морфологический способ (с помощью слово­образовательных морфем – приставок, суффиксов и др.);
Б) сращение словосочетания в одно слово;
В) переход из одной части речи в другую.

Видео:Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)

А) Морфологический способ словообразования

Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) – самый распространённый в современном русском языке.

Основные разновидности морфологического способа словообразования.

Способы обра­зо­ва­ния словПримеры
Способ словообразованияПримеры
1. ПриставочныйВ-ли —ть ← ли —ть; не-глубок —ий ← глубок —ий; бес-порядок □ ← порядок □ ; на-завтра ← завтра .
2. СуффиксальныйПрыг-ну —ть ← прыг/а —ть; киевл-янин □ ← Киев ; горяч-о ← горяч —ий.
3. Нулевая суффиксацияРассказ -Ø □ ← рассказ/а —ть; зелень -Ø * □ ← зелён —ый.
4. Приставочно-суффиксальныйБез-вер-и [ j ] —е ← вер —а; при-школь-н —ый ← школ —а.
5. Сложение**Лес-о-степь □ ← лес □ , степь □ ; овощ-е-хранилищ -е ← овощ □ , хранилищ —е.

* Знаком Ø принято обозначать нулевой суффикс, т.е. значимое отсутствие суффикса.

** Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

    сложение производящих слов.

Например: диван-кровать ← диван, кровать; платье-костюм ← платье, костюм; школа-интернат ← школа, интернат; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .

Например: лесостепь – лес-о-степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен-о-тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер-о-син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн-о-исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз-е-вод-о-лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр-е-ног —а ← тр —и, ног —а;

  • сложение производящих основ без соединительной гласной.

Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;

Например: комротыком андир рот ы; стенгазетастен ная газет а; медсестрамед ицинская сестр а; полдняпол овина дн я; пол-огурцапол овина огурц а;

Например: облонообл астной о тдел н ародного о бразования; МинфинМин истерство фин ансов; ОННО рганизация О бъединённых Н аций; вузв ысшее у чебное з аведение.

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.

Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

1) Аббревиатуры инициального типа, с двумя подтипами: а) образования из сочетаний начальных звуков слов: высшее учебное заведение — вуз, загс, МХАТ, ТЮЗ; б) образования из названий начальных букв слов: Союз Советских Социалистических Республик — СССР, ЦК, РСФСР, ВДНХ (произносится: эсэсэсэр, цека, эрэсэфэсэр, вэдээнха).

2) Аббревиатуры из сочетания начальных частей слов («слоговые»): местный комитет — местком, продмаг, завхоз, комсомол.

3) Смешанный тип образований, совмещающий элементы двух предыдущих: социальное обеспечение — собес, городской отдел народного образования — гороно, главк, сельпо, ГОСТ.

4) Аббревиатуры из сочетания начальной части слова (слов) с целым словом: запасные части — запчасти, роддом, оргработа, гострудсберкасса.

5) Аббревиатуры из сочетания начальной части слова с формой косвенного падежа существительного: командир роты — комроты, поммастера, завкафедрой, управделами.

6) Аббревиатуры из сочетания начала первого слова с началом и концом второго или только с концом второго: мотоцикл­велосипед — мопед, эскадренный миноносец — эсминец, военный комиссариат — военкомат, торговое представительство — торгпредство, стекло и кристалл — ситалл (спец., назв. нового материала). Этот тип используется реже предыдущих.

Не всякое сложное слово образовано путём сложения! Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего – суффиксов) может быть образовано новое производное слово:

водопровод-чик □ ← водопровод □ ; разноголос-иц —а ← разноголос —ый.

Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:

1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод-о-провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).

2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод-чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.

Видео:Способы словообразования - какие они бывают - объясняю материал с примерамиСкачать

Способы словообразования - какие они бывают - объясняю материал с примерами

Б) Сращение словосочетания в одно слово

Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных.

Образованные этим способом слова во всех своих формах полностью тождественны синонимичному словосочетанию.

Ср.: быстрорастворимый кофе – кофе, быстро растворимый в воде.

Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс: Основные способы словообразования в русском языкеСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс: Основные способы словообразования в русском языке

В) Переход из одной части речи в другую

Суть способа – образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую. В современном русском языке так могут образовываться существительные (из прилагательных и причастий).

Рулевой, командующий, мороженое, гостиная.

Использованы материалы с сайтов licey.net и scicenter.online

12,748 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

💥 Видео

Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 5 класс. Способы образования слов. Сложение основСкачать

Русский язык 5 класс. Способы образования слов. Сложение основ

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

6 класс - Русский язык - Способы словообразования сложных и сложносокращённых словСкачать

6 класс - Русский язык - Способы словообразования сложных и сложносокращённых слов

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Основные способы словообразования (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Основные способы словообразования (5 класс, видеоурок-презентация)

Морфемы: словообразовательные и формообразовательныеСкачать

Морфемы: словообразовательные и формообразовательные

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: