Видео:ОГЭ-2022. Задание 4. Типы словосочетанийСкачать
Синтаксический анализ замените словосочетание волевое усилие построенное на основе согласования
Задание №1891.
Синтаксический анализ словосочетаний и слов. ОГЭ по русскому
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «волевое усилие», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Пояснение:
Заменим словосочетание «волевое усилие», построенное на основе согласования, на словосочетание «усилие воли» со связью управление.
Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово: конец игры, жарко у печки, писать статью.
Показать ответ
усилие воли
Источник: ОГЭ 2020. Русский язык. 36 вариантов. Под ред. И.П. Цыбулько
Сообщить об ошибке
Видео:ОГЭ 2022 по русскому языку. Задание 4. Виды связи в словосочетанияхСкачать
Синтаксический анализ замените словосочетание волевое усилие построенное на основе согласования
Задание 4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «волевое усилие», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Найдите в словосочетании главное и зависимое слово. Главное слово оставьте без изменения, зависимое замените на однокоренное слово другой части речи так, чтобы изменить тип связи в словосочетании.
Волевое усилие (какое?) — согласование. Зависимое слово «волевое» — прилагательное, отвечает на вопрос «какое?».
Усилие (чего?) воли — управление. Зависимое слово зависит от главного (принимает форму косвенного падежа), то есть главное слово управляет зависимым.
В ответ записываем словосочетание без пробелов.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Конспект урока на тему «Подготовка к ОГЭ. Стнтаксический анализ .Задание №4»
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к
ОГЭ Задание №4 (синтаксический анализ)
Учитель Горохова Вера Михайловна
Цели урока : повторить материал по теме занятия, создать и управлять ситуацией, где учащиеся готовятся к экзамену, решая задания в формате ОГЭ.
Образовательные : создание условий для систематизации и обобщения знаний учащихся по теме «Словосочетание».
Воспитательные : формирование возможности сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками. воспитание заинтересованности в успешной сдаче ОГЭ.
Развивающие: возможностей управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки усвоения.
Задачи: заинтересовать учащихся в выполнении упражнений в формате ОГЭ.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.
Предметные: повторить алгоритмы решения заданий в формате ОГЭ.
Личностные: умение работать в парах, уважать собеседника, сориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Метапредметные: уметь обрабатывать информацию ( выбрать способы решения заданий ; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности).
I . Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
— Вспомнить какие разделы науки о языке вы изучали на уроках? Назовите их.
Запишем тему сегодняшнего занятия.
Объявить тему урока, акцентировать внимание на целях и задачах урока.
-Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к ОГЭ и отрабатываем задания , связанные с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание». Что изучается в синтаксисе? Какие единицы синтаксиса вы знаете? (ответы учащихся).
II I Работа по теме урока.
Повторение и обобщение материала. Контроль знаний над пройденным теоретическим материалом из раздела «Синтакс
— Давайте вспомним, какие сочетания слов можно назвать словосочетаниями, а какие нет?
1. ГРАМ. ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
2. СЛОВО С ПРОИЗВ.ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола; сравни: Стоять возле )
3.сочетания слов в составе фразеологизмов: валять дурака, сломя голову ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
4.составные словоформы: более светлый, будет ходить ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Задание № 1 по выделению из предложения всех словосочетаний .
— Запишем предложение, чтобы выделить из них все словосочетания (предложение на доске). Коллективная проверка.
Быстро бежит по склону горы изящная тонконогая косуля .
а) быстро бежит
б) по склону горы
в) изящная косуля
г) бежит по склону
д) бежит косуля
е) тонконогая косуля
— Какие из сочетаний слов не являются словосочетаниями? Почему?
Учащиеся читают каждое выписанное сочетание слов по очереди с последующим объяснением. Ученики объясняют, почему данные сочетания слов можно назвать словосочетаниями.
— Назовите виды словосочетаний. Мы обращаем особое внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в текстах ОГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетаниях
родители и дети
одно слово подчиняется другому
главное слово + зависимое
— Какие вы можете назвать способы связи слов в словосочетаниях?
Способы связи слов в словосочетании.
Х + зав.сл. Гл. сущ.
Изменяются ОБА слова, в предложении чаще всего ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Изменяется ТОЛЬКО ГЛАВНОЕ слово, в предложении чаще всего ДОПОЛНЕНИЕ
В предложении часто бывает ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ
Задание № 2 по определению способов связи слов в словосочетаниях. Способ проверки – взаимопроверка.
Читающий мальчик, говорить волнуясь, наше село, лисий хвост, открытая тетрадь, акция милосердия, сверкающий на снегу, сверкая на снегу, слушать новости, бежать быстро, по-зимнему холодно, начал читать.
— У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Задание №2». Подпишите одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч.
— Поменялись листочками (учитель диктует– учащиеся проверяют).
Отработка задания ОГЭ.
-Задание в тестах звучит так: « Замените словосочетание ФАНЕРНЫЕ САНОЧКИ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание».
Образец: ФАНЕРНЫЕ САНОЧКИ – САНОЧКИ ИЗ ФАНЕРЫ
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1. Главное слово оставляем неизменным, ставим над ним крестик и стрелочку к зависимому, пишем над стрелочкой вопрос, пытаемся определить, каким членом предложения оно будет
2. Изменить способ связи, подобрав к зависимому слову однокоренное.
· Если необходимо преобразовать примыкание в управление, то наречие заменяем однокоренным существительным (можно использовать предлог):
Уверенно сказал > сказал с уверенностью.
· Если управление в примыкание, то существительное — наречием:
посмотрели с радостью > посмотрели радостно.
· Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем однокоренным существительным:
Материнское сердце > сердце матери.
Школа лётчиков > лётная школа и т.д.
3. Обратить внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (материнское сердце), а при управлении — ПОСЛЕ главного (сердце матери).
IV Тренировочные задания
— Поработаем над следующим заданием. «Задание № 3».
1. Замените словосочетание ЗАПАХ МЁДА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
2. Замените словосочетание ПОЛОСАТАЯ МАЙКА, подстроенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Замените словосочетание РАБОЧАЯ ОДЕЖДА, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Замените словосочетание СКАЗАЛ С РАДОСТЬЮ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
6. Замените словосочетание ПИСАТЕЛЬ БЕЗ ТАЛАНТА построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание МАТЕРИЯ С БЛЕСКОМ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание УПАСТЬ ОТ ИСПУГА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
9. Замените словосочетание ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
10. Замените словосочетание ПОКОРНО ВЫПОЛНЯЛИ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11. Замените словосочетание БИНОКЛЬ КАПИТАНА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
12. Замените словосочетание ДОЩАТЫЙ ПОЛ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
13. Замените словосочетание МЕХОВЫМ ВОРОТНИКОМ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
14. Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО ДВИГАЯСЬ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
15. Замените словосочетание БОЛЬНИЧНЫЙ КОРПУС, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
16. Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
17. Замените словосочетание МАНИНА СЕСТРА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
18. Замените словосочетание ЛУЧОМ СОЛНЦА построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
19. Замените словосочетание КЛЕТЧАТАЯ РУБАШКА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
20. Замените словосочетание БЕСПЕРЕБОЙНО РАБОТАТЬ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетания.
V . Самостоятельная работа. Решить тест (ответы записать в тетрадь)
1. Какое утверждение неверное?
А) словосочетание — соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи.
Б) в словосочетании выделяются главные и зависимые слова.
В) различаются три вида сочинительной связи словосочетаний — согласование, управление , примыкание.
Г) При виде связи управление зависимое слово ставится в том падеже, который требует главное слово.
2. Какое сочетание слов является словосочетанием?
А) трое учеников
Б) согласно расписанию
В) заруби на носу
Г) грустное событие.
3. В каком ряду у всех словосочетаний вид связи согласование?
А) хмурое небо, увиденное чудо, их работа
Б) мои поступки, весьма интересный, будущий учитель
В) синий пиджак, хитрая улыбка, разница во времени
Г) непредвиденные обстоятельства, летняя практика, румяное лицо
4. В каком ряду у всех словосочетаний вид связи примыкание?
А) увлеченно читать, вовремя проснуться, радоваться оценке
Б) по-зимнему холодно, выглядеть устало, очень сладкий
В) ложка для десерта, великие открытия, петь на бис
Г) лежать задумавшись, увлечённо говорить, радоваться подарку.
5. В каком ряду у всех словосочетаний вид связи управление?
А) носить с гордостью, забота о ближнем, приветливо улыбнуться
Б) ходить пешком, слегка проголодаться, вечные ценности
В) размышления о приятном, беречь природу, школа танцев
Г) вид предложения, его учебник, рисовать красками.
Ответ: 1В, 2Г, 3Г, 4Б, 5В
VI Домашнее задание
Различные варианты выполнения домашнего задания: по принципу каждому по силам. Сильным учащимся индивидуальные.
1. В данном словосочетании найдите главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, ОДЕВАЛАСЬ (как?) КРАСИВО.
2. Оставляем без изменения главное слово (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Зависимое слово – в центре внимания. Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании — прилагательным, при управлении — существительным.
4. Подумайте и запишите, какой тип связи мы должны получить.
Домашнее задание
1. Словосочетание из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Вечером Катя одиноко сидела на скамеечке у пляжа и горящими глазами смотрела в вольную даль моря. (В.Вересаев)
2. Словосочетание НЕПРИЯЗНЕННО ПОВЕРНУЛСЯ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Греков выпрямился в кресле и почти неприязненно повернулся к двери. (Ю.Бондарев)
3. Словосочетание БРЕЗЕНТОВЫЙ МЕШОК из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ . Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Австриец устало тащил на плечах тяжелый брезентовый мешок. (В.Быков)
4. Словосочетание С НЕЖНОСТЬЮ СМОТРИТ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Динка с нежностью смотрит на спящую сестру, потом снова на пустынную ночную улицу. (В.Осеева)
5. Словосочетание ХЛЕБНЫМИ КРОШКАМИ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ . Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Воробьи задорно чирикали, храбро подпрыгивая на ступени террасы за хлебными крошками. (К.Станюкович)
6. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ . Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.(И.Соколов-Микитов)
7. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Внизу широко раскинулась долина, за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор. (В.Быков)
8. Словосочетание В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ . Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Я показал друзьям книги, которые взял в детской библиотеке. (Е.Коковин)
9. Словосочетание НЕ ПОСКУПИЛАСЬ НАГРАДИТЬ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Природа не поскупилась наградить этого зверя строгими внешними формами, приятно ласкающими глаз. (Г.Федосеев)
10. Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ . Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и в очках. (Е.Коковин)
V I I Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Поработали мы сегодня неплохо. Но если отнестись критически к своим знаниям ,попробуйте ответить на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?»
Оценивание работы учеников.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
🌟 Видео
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
ОГЭ_2024. Задание 9: согласование, управление, примыкание. Алгоритм выполнения заданияСкачать
Разбор сложного варианта ОГЭ по русскому | Прогноз на ОГЭ | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать
Разбор ОГЭ по русскому 2023. Вариант 8. Цыбулько Дощинский | Онлайн-школа EXAMhackСкачать
Разбор ОГЭ по русскому 2023. Вариант 34. Цыбулько Дощинский | Онлайн-школа EXAMhackСкачать
Разбор демоверсии 2022 | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать
Подготовка к ОГЭ по русскому языку Разбор заданий ч 2Скачать
Разбор ОГЭ по русскому — как написать на "5"? | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать
Разбор ОГЭ по русскому 2023. Вариант 17. Цыбулько Дощинский | Онлайн-школа EXAMhackСкачать
Разбор ОГЭ по русскому 2023. Вариант 20. Цыбулько Дощинский | Онлайн-школа EXAMhackСкачать
Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Разбор 1 варианта из сборника Егораевой / Русский язык ОГЭСкачать
ЕГЭ по Русскому языку 2022. Задание 18. Теория. Вводные слова и обращенияСкачать
Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык | Вводные слова и словосочетания | Открытый онлайн урокСкачать
Как я сдал ОГЭ по русскому? | Нужно ли готовиться к обязательным экзаменам на ОГЭ? | УмскулСкачать
Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать