- Синдром Аспергера
- Симптомы и признаки синдрома Аспергера
- Семантико-прагматическое нарушение речи при синдроме Аспергера
- Синдром Аспергера у детей
- Синдром Аспергера у взрослых
- Известные личности с синдромом Аспергера
- Синдром Аспергера
- Причины синдрома Аспергера
- Симптомы синдрома Аспергера
- Хорошие и плохие дни
- Признаки синдрома Аспергера у взрослых
- Как понять, нет ли у меня синдрома Аспергера?
- Диагностика синдрома Аспергера
- Стимминг
- Лечение синдрома Аспергера
- Что может помочь взрослому человеку с синдромом Аспергера?
- Прогноз
- Заключение
- Синдром Аспергера — симптомы и лечение
- Определение болезни. Причины заболевания
- Характеристика синдрома Аспергера
- Сильные и слабые стороны при синдроме Аспергера
- Исполнительное функционирование и теория психического
- Отличия от аутизма
- Синдром Аспергера у детей
- Синдром Аспергера у взрослых
- Симптомы синдрома Аспергера
- Особая увлечённость
- Трудности с социальным взаимодействием
- Сопутствующие состояния
- Признаки синдрома Аспергера у взрослых
- Патогенез синдрома Аспергера
- Классификация и стадии развития синдрома Аспергера
- Осложнения синдрома Аспергера
- Диагностика синдрома Аспергера
- Дифференциальная диагностика
- Лечение синдрома Аспергера
- Обучение и поддержка родителей
- Модификация поведения
- Медикаментозное лечение
- Можно ли вылечить синдром Аспергера
- Лечебная физкультура при синдроме Аспергера
- Питание и диета при синдроме Аспергера
- Прогноз. Профилактика
Видео:Иллюстратор с синдромом АспергераСкачать
Синдром Аспергера
Синдром Аспергера — это высокофункциональная форма аутизма, нарушение психического развития, при котором человека всю жизнь сопровождают трудности в социальной коммуникации, социальном взаимодействии и воображении. По статистике, данному расстройству подвержено менее 1% населения планеты.
Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, как называть этот симптомокомплекс: расстройством аутистического спектра, синдромом или особенностью функционирования мозга.
В отличие от «классического» аутизма или синдрома Каннера, который обычно сопровождается умственной отсталостью, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется на высоком уровне, но среди всех пациентов, у кого было диагностировано расстройство аутистического спектра, людей с синдромом Аспергера крайне мало.
Австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер — первопроходец в изучении аутизма, серьезно занимавшийся наблюдением за детьми с расстройствами социального общения и адаптации, называл это состояние синдромом аутистической психопатии. В честь него английский психиатр Лорна Уинг предложила термин «Синдром Аспергера». Безусловно, вклад Аспергера в изучение аутизма велик, но методы исследований доктора вызывают много споров. Книга Эдит Шеффер «Дети Аспергера» и другие исторические расследования приоткрывают тайну о нацистском прошлом детского психиатра. Сообщества врачей-психиатров из разных стран призывают отменить этот термин, но многие больные называют себя «аспи». Как к этому относиться, — каждый решает сам.
Видео:СИНДРОМ АСПЕРГЕРА - ГЕНИАЛЬНОСТЬ ИЛИ АУТИЗМ | Как выглядит синдром Аспергера | Синдром Илона МаскаСкачать
Симптомы и признаки синдрома Аспергера
Синдром Аспергера является врожденной «скрытой дисфункцией», и по внешнему виду определить его наличие крайне затруднительно.
Люди, страдающие данным расстройством, обладают высоким или выше среднего интеллектом. Им свойственна особенная манера вербального общения: речь развитая, беглая, но им трудно поддерживать беседу. Они воспринимают речь другого человека в буквальном смысле: не понимают шутки, метафоры, сарказм, иронию, испытывают затруднения в интерпретации невербальных знаков. Интонация, мимика, жесты, выраженные другими людьми, трудны для понимания и не несут смысловой нагрузки для страдающего синдромом Аспергера, а сам он их практически не использует, к тому же, избегает зрительного контакта. Непонимание этикета, правил поведения, законов общежития социального окружения создают сложности в общении.
Нарушения обработки сенсорной информации, которые проявляются повышенной чувствительностью к звукам, освещению, прикосновениям, приводят иногда к агрессивным или подавленным состояниям.
Сконцентрированность на одной теме разговора или хобби, несвойственном обычным людям, возможность легко выполнять монотонную работу, навязчивое внимание к определенному человеку тоже указывают на неординарность личности.
Структурирование деятельности, строгое следование плану можно назвать особенностью, помогающей людям с синдромом Аспергера в достижении целей и приобретении профессиональных навыков. Однако при обстоятельствах, связанных с изменением привычного ритма жизни или переноса запланированных ими событий, психика больного подвергается серьезному испытанию, иногда приводя к срыву.
Неумение договариваться, дружить, неконтролируемые эмоции, неспособность к сопереживанию, эмпатии тоже являются признаками синдрома.
Видео:Люди с синдромом Аспергера | Неудобные вопросыСкачать
Семантико-прагматическое нарушение речи при синдроме Аспергера
Важнейшим для человека средством коммуникации является осознанная речь, высший уровень которой – семантика, – является продолжением развивающего мышления. На этом уровне человеческий мозг представляет окружающие его образы и понятия в форме речевых конструкций, устанавливая отношения между объектами и описывающими их словами.
Семантико-прагматическое расстройство речи, часто сопутствующее синдрому Аспергера в детстве, можно обозначить как «отсутствие отношений». Вербальное общение в таком случае не эффективно, поскольку беглая речь ребенка характеризуется нарушением понимания, не относится к собеседнику и не обладает коммуникативной функцией. Ребенок разговаривает сам с собой, говорит о себе в третьем лице, а при непонимании смысла слов собеседника использует эхолалию (повторение речевых конструкций другого человека).
Видео:У Саши синдром Аспергера. Сенсорная перегрузкаСкачать
Синдром Аспергера у детей
Мнения специалистов расходятся: одни считают синдром обособленным заболеванием, другие относят его к легкой форме аутизма. Синдром Аспергера диагностируется с 4 до 11 лет.
По внешнему виду очень трудно определить у ребенка какое-либо заболевание психики, но при тесном контакте и наблюдении начинают проявляться особенности:
- достаточно высокий интеллектуальный уровень развития ребенка;
- нормальные навыки внятной речи, в которой коммуникативный смысл отсутствует;
- неспособность играть в ролевые игры, предпочтение логическим занятиям, требующим последовательности и системности;
- отсутствие зрительного контакта;
- повышенная сенсорная чувствительность (раздражающие звуки, обостренное осязание, обоняние, вкус);
- нарушение координации движений — неуклюжесть, неловкость при ходьбе и выполнении действий, требующих ловкости (плавание, езда на велосипеде) и возникающие трудности в развитии мелкой моторики (раскрашивание, письмо, вырезание ножницами);
- стереотипное поведение, проявляющееся в часто повторяющихся движениях и действиях, зацикленности на определенном виде занятий;
- трудности коммуникации и социального взаимодействия со сверстниками, приводящие к одиночеству или насмешкам со стороны других детей.
Исследования подтверждают, что у большинства детей с синдромом Аспергера, с которыми с раннего возраста занимались родители, психологи, врачи, обучая социальному взаимодействию, умению вести диалог, поддерживать и развивать отношения с окружающими людьми, наблюдается значительное улучшение состояния в раннем школьном и подростковом возрасте.
Видео:Синдром АспергераСкачать
Синдром Аспергера у взрослых
Причины возникновения синдрома Аспергера не ясны, но ученые склоняются к генетической предрасположенности по отцовской линии, утверждая, что 80% страдающих — мальчики.
С течением времени симптомы сглаживаются, и расстройство у взрослых становится менее выраженным, чем в детстве. Им свойственны педантичность, самодостаточность, ответственность, высокая работоспособность, целеустремленность, сосредоточенность на деталях. Знания в интересующей их области глубоки и структурированы, а результаты труда достойны восхищения.
Специалисты подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, обладавшие в детстве высокими способностями к планированию и выполнению сложных заданий, легче адаптировались к социальной среде, налаживали отношения с окружающими, получали профессиональные навыки и создавали семью.
Видео:Отличие синдрома Аспергера от высокофункционального аутизмаСкачать
Известные личности с синдромом Аспергера
Синдром Аспергера (иногда это состояние называют формой высокофункционального аутизма) — пожизненная дисфункция личности, отражающая необычность восприятия мира и отношения к людям, уникальность способа обработки информации.
Из воспоминаний близких известно, что А. Моцарт, А. Эйнштейн, И. Ньютон, А. Линкольн, Л. Бетховен, Ч. Дарвин имели странности характера, которые сейчас можно было бы отнести к признакам синдрома Аспергера.
Множество одаренных людей, страдающих синдромом Аспергера, стали известными деятелями науки, искусства, спорта и внесли огромный вклад в дело развития общества.
Стивен Спилберг стал прекрасным кинорежиссером, Бобби Фишер — чемпионом мира по шахматам, Майкл Фелпс — известнейшим спортсменом, Дэн Эйкройд — знаменитым актером, Гленн Гулд — пианистом-виртуозом своего времени, Вернон Смит— Нобелевским лауреатом в области экономики. Относят к этой плеяде и Билла Гейтса. Список известных людей с синдромом Аспергера не закончен. Представители различных профессий достигли недосягаемых высот благодаря тому, что приспособились к жизни в обществе, научились использовать свои особенности психики для достижения цели и управлять ими.
Видео:Психиатр Мартынихин И.А.: Синдром АспергераСкачать
Синдром Аспергера
Некоторым людям сложно понимать мимику, жесты или интонацию. Из-за этого у них возникают проблемы при общении и восприятии информации. Иногда это связано с синдромом Аспергера — расстройством аутического спектра. При этом заболевании у человека возникают трудности во взаимодействии с другими людьми и в общении, но в то же время интеллект остается нормальным, высоким или даже очень высоким.
Видео:Синдром Аспергера // Что такое синдром АспергераСкачать
Причины синдрома Аспергера
Синдром Аспергера — врожденное нарушение развития, одна из форм аутизма. Расстройство влияет на восприятие и поведение человека при общении с другими людьми. При этой болезни человеку сложно понимать выражения лиц, интонацию, позы, жесты, и это влияет на взаимодействие с другими людьми, а также на проявление эмоций. Это может проявляться по-разному: иногда люди с синдромом Аспергера кажутся обыкновенными, но при этом все равно испытывают сложности в общении.
Синдром Аспергера у мужчин встречается чаще, чем у женщин (по некоторым оценкам, в 8 раз чаще). Он может быть и у детей, и у взрослых. Обычно его выявляют, когда ребенок идет в детский сад или школу и возникают первые проблемы в общении.
Точные причины заболевания не установлены. Известно, что оно связано с генетическими нарушениями, но механизм наследования не определен. Синдром Аспергера у женщин встречается намного реже, чем у мужчин, и это, в том числе, подтверждает генетическую природу нарушения. Также рассматривают влияние иммунологических и экологических факторов, определяют, какие из них в период беременности могут так влиять на организм матери, что это вызывает нарушения в развитии ребенка, но пока точные закономерности не выявлены. Кроме того, ученые изучают связь расстройств аутического спектра с влиянием социальных факторов, с применением вспомогательных репродуктивных технологий, но накопленных данных недостаточно, чтобы делать достоверные выводы.
Рисунок 1. Симптомы синдрома Аспергера. Источник: Verywell Health
Видео:Что такое Синдром АспергераСкачать
Симптомы синдрома Аспергера
У разных людей синдром Аспергера проявляется по-разному, обычно сочетанием сразу нескольких симптомов.
Существует несколько основных признаков¹:
- Трудности с невербальной коммуникацией, например, при разговоре сложно смотреть собеседнику в глаза, понимать мимику или жесты, интонацию.
- Проблемы в отношениях с другими людьми: сложно начинать общаться, поддерживать контакт, дружить. Даже в тех случаях, когда люди с синдромом Аспергера хотят общаться, заводить друзей и поддерживать дружбу, им сложно это делать.
- Неспособность к эмоциональному общению из-за проблем с распознаванием эмоций других людей.
- Опыт, увлечения, события в жизни других людей не вызывают интереса.
- Есть склонность к постоянному повторению шаблонных или ограниченных действий, например, соблюдение определенного порядка действий (даже если в нем нет практического смысла) или совершение однообразных движений (раскачивание вперед и назад, постукивание пальцами).
- Склонность к постоянному планированию, строгой организации, внимание к деталям.
- Монотонная, неэмоциональная, лишенная интонаций речь.
- Странная осанка или движения, неловкость, неуклюжесть, недостаточно хорошая координация движений.
- Трудности с пониманием образной речи, абстрактных идей, обобщений, но при этом хорошее восприятие четкой, структурированной, допускающей только одну трактовку информации.
- Наличие сенсорной чувствительности — некоторые ощущения (яркий свет, громкие звуки, грубые ткани, прикосновения) могут вызывать очень сильный дискомфорт.
- Высокий уровень тревожности, который у взрослых может даже провоцировать появление панических атак.
Не всегда при заболевании есть все эти симптомы. Нарушения могут проявляться по-разному, в разной степени влиять на жизнь человека и его отношения с другими людьми.
Хорошие и плохие дни
Проявления болезни не всегда одинаково влияют на самочувствие и поведение. Иногда могут быть «хорошие» дни, когда удается избежать раздражителей, связанных с сенсорной чувствительностью, и тогда самочувствие остается нормальным. В «плохие» дни из-за сенсорной чувствительности, нарушения планов или по другим причинам может нарастать тревога, напряжение, и это может приводить к срыву. Чтобы срывы случались как можно реже, важно создавать вокруг ребенка или взрослого комфортную для него среду, учитывать важные для него ограничения (например, необходимость строго придерживаться распорядка дня или избегать большого скопления людей).
Признаки синдрома Аспергера у взрослых
Связанные с синдромом Аспергера симптомы могут сохраняться всю жизнь. У взрослых людей на наличие заболевания могут указывать несколько признаков:
- Специфическая манера речи. Иногда это необычный тембр голоса или отсутствие интонации. Часто в речи почти нет пауз, она больше похожа на монолог, во время которого собеседника почти не слушают и сообщают ему очень много фактов.
- Бедная мимика и жестикуляция. Причина — в проблемах с невербальной коммуникацией.
- Необычный зрительный контакт. Во время беседы человеку с синдромом Аспергера просто не нужно смотреть в глаза собеседнику, но если обратить его внимание на это, он, напротив, может начать смотреть слишком пристально.
- Проблемы с эмпатией. Из-за особенностей восприятия таким людям трудно понимать чужие эмоции, и поэтому кажется, что они не в состоянии проявлять сочувствие или сопереживать.
- Некорректное поведение. Заболевание мешает интерпретировать реакции окружающих и интуитивно правильно выстраивать свое поведение. Из-за этого поведение может казаться грубым, отстраненным или невоспитанным.
- Концентрация на одной теме или предмете. Это может проявляться в разговоре, когда человек начинает долго и подробно рассказывать о том, чем он увлечен, проявлять навязчивый интерес к чему-то, безостановочно говорить на одну и ту же тему, не замечая при этом, что другим собеседникам неинтересно или некомфортно.
- Стремление планировать. При этом нарушении важно во всем следовать некоему порядку или соблюдать определенные правила. Любые изменения могут вызывать дискомфорт, тревогу и даже панику.
- Проявления сенсорной чувствительности. Из-за измененного восприятия звуки, свет, тактильные ощущения могут доставлять дискомфорт. Это описывают так, будто мир становится в несколько раз громче, ярче, шумнее. Такое восприятие влияет на поведение: человек избегает объятий и прикосновений или старается не бывать там, где слишком шумно.
Как понять, нет ли у меня синдрома Аспергера?
Ниже — список утверждений, характерных для этого заболевания:
- Мне трудно понимать, что чувствуют окружающие, о чем они думают.
- Мне сложно взаимодействовать с другими людьми или группами людей.
- Мне тяжело вести светские разговоры, поддерживать беседы на отвлеченные темы.
- Я часто стараюсь перевести разговор на тему, которая мне интересна (даже если собеседника она не интересует).
- Часто окружающие считают меня грубым или невоспитанным человеком.
- У меня есть узкие или необычные интересы, на которых я могу полностью и подолгу сосредотачиваться.
- Я обращаю внимание на детали и хорошо запоминаю факты.
- Мне трудно заводить друзей или с кем-то знакомиться.
- Я предпочитаю всегда действовать определенным образом и вообще не менять порядок действий.
Видео:Синдром Аспергера. Часть 1, социальные ситуацииСкачать
Диагностика синдрома Аспергера
Первые признаки болезни могут появляться у детей в раннем возрасте. Родители или педиатр могут заметить их уже к 2-2,5 годам. Часто состояние становится заметным только после того, как ребенок начинает ходить в детский сад или школу. Иногда заболевание диагностируется только во взрослом возрасте. Набор симптомов и их тяжесть могут сильно различаться у разных людей. Из-за этого при диагностике могут возникать проблемы, а сам синдром может долго оставаться нераспознанным.
Мир для ребенка с синдромом Аспергера ярче и громче, чем для обычных детей. Это особое восприятие действительности доставляет дискомфорт. Фото: drobotdean / freepik.com
Синдром Аспергера характеризуется несколькими признаками, при наличии которых ставят диагноз:
- Есть нарушения невербальной коммуникации: например, проблемы с интерпретацией поз, жестов, выражения лица, отсутствие зрительного контакта при разговоре.
- Проблемы в общении с ровесниками, трудности в поддержании дружеских отношений, в общении с другими людьми.
- Нет спонтанного побуждения разделять радость, достижения или интересы с другими людьми.
- Отсутствует эмпатия, сопереживание, эмоциональная или социальная взаимность.
- Есть стереотипные, постоянно повторяющиеся действия, деятельность, алгоритмы поведения или интересы. Например, сохранение активного узконаправленного интереса, стремление следовать строго определенному распорядку, совершать повторяющиеся движения, постоянная концентрация на отдельных объектах или их частях.
Ограниченные интересы, повторяющееся поведение, постоянная концентрация на одних предметах — все это симптомы синдрома Аспергера. Фото: Poindexter Propellerhead / Wikipedia (CC BY-SA 3.0)
В то же время при этом заболевании нет задержки речи, отставания в развитии навыков самообслуживания, мышления, адаптации (кроме общения с другими людьми). Ребенок растет любознательным, его интеллект нормально развит, а проблемы с учебой могут возникать только из-за трудностей в общении. Иногда болезнь проявляется неуклюжестью, небольшими нарушениями координации движений, но это необязательный симптом.
Стимминг
Как и при других расстройствах аутического спектра, при синдроме Аспергера ребенок или взрослый может периодически стиммить — совершать однообразные ритмичные движения, которые его успокаивают, помогают справляться с тревогой или с влиянием подавляющей сенсорной обстановки. Стимминг может проявляться по-разному: например, как раскачивание корпуса тела, как повторение слов, кружение на одном месте или хождение вперед и назад. Стимминг важен — он помогает снять напряжение, «отключиться» от раздражающего фактора, избежать срыва. Поэтому важно не мешать и, тем более, не ругать и не стыдить ребенка за стимминг.
У детей в диагностике синдрома Аспергера может участвовать сразу несколько специалистов: не только психиатр, но и психолог, педиатр, педагог, логопед. Взрослым за диагностикой нужно обращаться к психиатру.
Для людей с синдромом Аспергера характерен ограниченный или специализированный интерес, например, к созданию башни из банок, как у мальчика на фото. Фото: Andwhatsnext at English Wikipedia (CC BY-SA 3.0)
Видео:Люди с синдром АспергераСкачать
Лечение синдрома Аспергера
Пока не существует способа вылечить синдром Аспергера, но некоторые методы терапии могут облегчить симптомы, упростить адаптацию, помочь человеку с этим расстройством лучше взаимодействовать с обществом. Для этого важно получать поддержку от лечащего психиатра и психолога, обучаться социальным навыкам и общению. Если дополнительно развиваются и другие нарушения, врач может назначить прием лекарств. Это могут быть антипсихотические, противотревожные, седативные, снотворные и другие препараты. Лекарственная терапия не является основным способом лечения заболевания. Основной способ контролировать его течение — это психосоциальная поддержка².
Что может помочь взрослому человеку с синдромом Аспергера?
- Информация. Важно принять собственный диагноз, узнать о нем как можно больше, понять, как именно и в каких ситуациях он оказывает влияние.
- Самостоятельность. Нужно постепенно вырабатывать навыки самостоятельной жизни. В этом можно использовать стремление к планированию и контролю.
- Обучение. Изучая нормы социального поведения, тренируя коммуникативные и социальные навыки, постепенно можно научиться общаться.
- Предупреждение. Можно использовать планирование, чтобы избегать заведомо некомфортных ситуаций (пребывание в шумных местах, скопление большого числа людей).
- Профориентация. Узкие интересы могут становиться профессией. Часто сильная концентрация на них, стремление следовать правилам, соблюдать инструкции позволяет добиваться больших успехов в профессиональном отношении.
Если синдром Аспергера диагностирован в детстве, большое значение имеет поддержка со стороны родителей, а также социальная адаптация. Чтобы помочь ребенку с таким расстройством, нужно:
- Сохранять спокойствие и доброжелательную атмосферу в семье. Родителям особенно важно заботиться о своем эмоциональном состоянии. Оно влияет на ребенка, и раздражительность, напряжение, усталость могут повышать его тревожность и сенсорную чувствительность.
- Позволять ребенку оставаться личностью. Гиперопека не позволит потенциалу ребенка раскрыться. Важно, чтобы он смог получить навыки самообслуживания, приобрести самостоятельность. Для этого нужно постепенное обучение. Можно планировать его вместе с врачом или педагогом.
- Развивать сильные стороны. Ребенок может сильно концентрироваться на определенных занятиях. Например, он может постоянно рисовать или изучать все по выбранной им теме. Важно поддерживать такие интересы, относиться к ним с уважением, развивать их. Любой из них в будущем может стать основой профессии.
- Сделать социализацию комфортной. Она не должна быть насильственной. Важно, чтобы ребенок учился общаться в том режиме, который подходит именно ему. При этом он должен знать, что родители поддерживают его. Для этого нужно спокойно и подробно объяснять правила поведения в коллективе, общения с другими детьми, ведения диалога, поддержания дружбы. Ребенку с синдромом Аспергера сложно адаптироваться в детском коллективе, и помощь родителей особенно важна для него.
- Учитывать сенсорные особенности. При этом нарушении восприятие изменено так, что любые звуки могут быть очень громкими, цвета или источники света слишком яркими, а тактильные ощущения — раздражающими. Родителям нужно выяснить, какие сенсорные особенности есть у ребенка, и, по возможности, ограничить действие тех факторов, которые ему мешают, облегчив его состояние.
- Пир синдроме Аспергера особенно важно развивать сильные стороны личности.
Важно! Нельзя ругать или физически наказывать ребенка за проявления синдрома Аспергера. Если у него случается срыв, важно оградить его от действия провоцирующих факторов. Нужно найти способы помощи при срыве, например, иногда помогает правильное дыхание или просто отдых в тихом безопасном пространстве. Если ребенок стиммит (совершает повторяющиеся движения для самоуспокоения или концентрации), не нужно мешать ему это делать.
Видео:#ЛичныйОпыт Ребенок с аутизмом. Синдром Аспергера. Врачи 10 лет не могли поставить диагноз.Скачать
Прогноз
У 40%³ детей с синдромом Аспергера по мере взросления его проявления смягчаются, но при этом могут сохраняться проблемы в общении, сенсорная чувствительность, а также стремление к концентрации на предмете интереса.
Ребенку с синдромом Аспергера очень важна психосоциальная поддержка. Занятия с психологом могут смягчить симптомы заболевания. Фото: photographee.eu / Depositphotos
Если смягчения симптомов не происходит, когда больной взрослеет, диагноз изменяют на «шизоидное расстройство личности», но, фактически, человек продолжает страдать от синдрома Аспергера³. Чаще всего результаты адаптации оказываются средними. Человек становится более или менее самостоятельным, но у него сохраняется ряд личностных особенностей, связанных с заболеванием. Во многих случаях все связанные с общением, поведением и взаимодействием в обществе проблемы в определенной степени сохраняются в течение всей жизни. Со временем симптомы могут изменяться. На фоне основного заболевания могут появляться и другие расстройства или заболевания, включая алкогольную зависимость, депрессию.
При хорошей адаптации человек с синдромом Аспергера может быть очень успешным в выбранной профессии, он может создать семью, быть полностью самостоятельным и почти не испытывать заметных трудностей в социальном взаимодействии.
Видео:Что такое синдром Аспергера / Що таке синдром АспергераСкачать
Заключение
Синдром Аспергера считают одним из «мягких» вариантов расстройства аутического спектра, но у него есть ряд симптомов, которые могут усложнять социальную адаптацию, общение, обучение. Важно, чтобы при этом расстройстве человек начал получать помощь, психологическую и социальную поддержку как можно раньше. Обучение, психотерапия и создание комфортной среды помогают справляться с проявлениями болезни, обеспечивая нормальное качество жизни.
Видео:Успешные люди с аутизмом и синдромом АспергераСкачать
Синдром Аспергера — симптомы и лечение
Что такое синдром Аспергера? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Серегина Д.А., психотерапевта со стажем в 12 лет.
Видео:Тест на аутизм, синдром Аспергера, РАС: Как и Зачем?Скачать
Определение болезни. Причины заболевания
Синдром Аспергера — это нарушение развития, которому свойственны серьёзные трудности в социальном взаимодействии и невербальной коммуникации наряду с ограниченными и повторяющимися моделями поведения и интересов. [4] Данное расстройство отличается от других состояний аутистического спектра относительно нормальной речью и интеллектом. [7]
C 2005 по 2015 год Синдром Аспергера затронул 37,2 миллионов человек во всём мире. [6] Люди, идентифицирующие себя с этим синдромом могут называть себя в разговоре Аспи.
Характеристика синдрома Аспергера
Расстройство названо в честь австрийского педиатра Ганса Аспергера. В 1944 году он описал четырёх детей из своей медицинской практики, которым не хватало навыков невербальной коммуникации. У этих детей было ограниченное понимание чувств других людей — они не проявляли сочувствия к сверстникам, отличались неуклюжестью. Из-за этих особенностей детям было трудно интегрироваться в общество. Аспергер назвал такое состояние «аутичной психопатией» и описал его, прежде всего, как социальную изоляцию. [5] [9] [13]
Современная концепция расстройства появилась в 1981 году и пережила период популяризации. [14] [15] [16] В начале 1990-х годов синдром Аспергера стал стандартизированным диагнозом: его включили в Международную классификацию болезней (МКБ-10) и добавили в руководство по психическим расстройствам (DSM-IV) Американской психиатрической ассоциации.
В своём описании Ганс Аспергер коснулся не только характеристики детей, но и поиска общих симптомов среди членов семьи своих пациентов (в особенности отцов). Исследования подтверждают выводы такого наблюдения, поэтому учёные предлагают генетическую природу синдрома Аспергера.
Несмотря на то, что до сих пор не идентифицировано ни одного конкретного гена, вызывающего расстройство, считается, что несколько факторов играют определённую роль в экспрессии аутизма, учитывая фенотипическую изменчивость, наблюдаемую у детей с синдромом Аспергера. [8] [26] Свидетельством генетической связи такого расстройства в семьях является наблюдаемая более высокая частота членов семьи, имеющих поведенческие симптомы, аналогичные синдрому Аспергера, только в более ограниченной форме (например, небольшие трудности с социальным взаимодействием, речью или чтением). [5]
Достижения в области генетических технологий позволяют клиническим генетикам связывать примерно 40 % случаев расстройств аутистического спектра с генетическими причинами синдрома Аспергера. Причём большинство поведенческих генетических исследований показывают, что все расстройства аутистического спектра обладают общими генетическими механизмами. [8] Вероятно, существует общая группа генов, в которой отдельные аллели (формы гена) делают человека уязвимым для развития синдрома Аспергера. Если это так, то определённая комбинация аллелей определит тяжесть и симптомы для каждого человека с синдромом Аспергера. [5]
Сильные и слабые стороны при синдроме Аспергера
Проявления синдрома Аспергера варьируются от одного человека к другому, хотя есть ключевые черты, общие для всех людей, страдающих РАС. Это:
- трудности в социальном взаимодействии;
- ограниченные и повторяющиеся модели поведения, занятий или интересов [34] .
К сильным сторонам людей с синдромом Аспергера можно отнести высокую концентрацию во время длительной рутинной работы и быстрое усвоение логических правил и шаблонов [35] .
Исполнительное функционирование и теория психического
Термин «исполнительные функции» означает психические процессы, от которых зависит подавление нежелательных и автоматических реакций и развитие желательного поведения. По результатам тестов, люди с РАС справлялись с подавлением нежелательного ответа хуже, чем нормотипичные люди. Однако этот навык улучшался с возрастом [36] .
«Модель психического» — это когнитивный механизм понимания собственных психических состояний (знаний, желаний, эмоций, убеждений и т. п.) и психических состояний другого человека. Такой механизм даёт возможность прогнозировать поведение других людей. К концу дошкольного возраста развитие модели психического позволяет детям эффективно взаимодействовать в социуме, понимать эмоциональные переживания других людей и «неписанные» правила поведения в группе. У детей с РАС обнаруживается дефицит способности к распознаванию эмоций и пониманию намерений других людей по их внешним проявлениям [37] .
Отличия от аутизма
В 2013 году диагноз «синдром Аспергера» был удалён из DSM-IV и включён в расстройство аутистического спектра наряду с аутизмом. Аналогично в МКБ-11 синдром Аспергера диагностируется как расстройство аутистического спектра. Существует сомнение в том, что синдром Аспергера отличается от высокофункционального аутизма — формы аутистического расстройства, при котором уровень интеллекта относительно высок (IQ > 70) [17] . Отчасти из-за этого истинный процент людей, страдающих синдромом Аспергера, не установлен [8] .
Синдром Аспергера у детей
Раньше считалось, что РАС невозможно диагностировать до 5-6 лет. Но сегодня диагноз может быть поставлен с двух лет [36] .
Родители детей с синдромом Аспергера, как правило, могут заметить различия в развитии своих детей до 30 месяцев, хотя диагноз не ставится в среднем до 11 лет [10] [26] . Скрининг развития ребёнка во время планового осмотра врачом общей практики или педиатром может выявить признаки, которые требуют дальнейшего исследования [5] .
Дети с синдромом Аспергера могут иметь сложную лексику в молодом возрасте, и таких детей часто в разговорной речи называют «маленькими профессорами», но им трудно понять образный язык, и они, как правило, используют буквальные значения слов [8] .
Нарушение социального взаимодействия иногда не проявляется до тех пор, пока ребёнок не достигнет возраста, в котором это поведение становится важным. Социальные нарушения часто впервые замечаются тогда, когда дети сталкиваются со сверстниками в детском саду или дошкольном учреждении. [9]
Синдром Аспергера у взрослых
Симптомы РАС обычно появляются в возрасте до двух лет и наблюдаются в течение всей жизни человека [4] . При своевременной диагностике и лечении детей с синдромом Аспергера симптоматика может уменьшиться, а до 20 % детей перестают соответствовать диагностическим критериям заболевания, хотя социальные и коммуникационные трудности всё же могут сохраняться во взрослом возрасте. И хотя социальное ухудшение может быть пожизненным, исход синдрома Аспергера более положителен, чем прогноз других расстройств аутического спектра [8] [11] .
Видео:Как живут люди с синдромом Аспергера. Документальный фильмСкачать
Симптомы синдрома Аспергера
Синдром Аспергера, как распространённое расстройство развития, отличается не одним, а целым рядом симптомов:
- трудности с социальной коммуникацией — дефицит невербального коммуникативного поведения, необходимого для социального взаимодействия, начиная, например, от плохо интегрированной вербальной и невербальной коммуникации до аномалий зрительного контакта и языка тела, а также от дефицита понимания и использования жестов до полного отсутствия мимики и невербальной коммуникации;
- стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использования объектов или слов (например, движение стереотипными и повторяющимися способами, выстраивание игрушек, переворачивание объектов или их выравнивание до шаблонной формы, идиосинкразические фразы, эхолалии — бесконтрольные повторения услышанных слов);
- любовь к определённому порядку — настаивание на одинаковости, негибкая приверженность рутине или ритуализированным моделям вербального или невербального поведения (например, крайнее расстройство при небольших изменениях, трудности с переходами, жёсткие шаблоны мышления, ритуалы приветствия, необходимость идти тем же путём или есть ту же пищу каждый день);
- трудности с социальным воображением — у людей с РАС могут возникать трудности в понимании и представлении точки зрения других людей, а также интерпретации мыслей, чувств и действий другого человека;
- сенсорные трудности, физическая неуклюжесть, задержка двигательных навыков;
- отсутствие клинически значимой задержки в когнитивном развитии или общей задержки речи.
Особая увлечённость
Стремление к конкретным и узким областям интересов является одним из наиболее ярких признаков среди возможных особенностей синдрома Аспергера. Лица с этим расстройством могут собирать тома подробной информации по относительно узкой теме (например, метеорологические данные или названия звёзд), при этом не обязательно понимания подлинную глубину и широту темы. Например, ребёнок может выучить номера моделей фотокамер, при этом мало увлекаясь самой фотосъёмкой. Такое поведение обычно проявляется в возрасте 5 или 6 лет. Хотя эти особые интересы могут время от времени изменяться, становиться всё более необычными и узко сфокусированными, при этом часто доминируя в отношениях с людьми настолько, что вся семья может погрузиться в это увлечение. Так как узкие темы чаще всего интересуют детей, этот симптом может остаться незамеченным.
Трудности с социальным взаимодействием
Люди с синдромом Аспергера могут быть не такими замкнутыми, по сравнению с теми, у кого другие, более тяжёлые формы аутизма: они приближаются к другим людям, даже если им неловко. Например, человек с синдромом Аспергера может односторонне и многословно разговаривать на любимую тему, при этом неправильно понимая или не признавая чувства или реакции слушателя (например, желание сменить тему разговора или прекратить взаимодействие). Иначе эту социальную неуклюжесть можно назвать «активный, но странный». Такое отсутствие способности адекватно реагировать на социальное взаимодействие может проявляться как пренебрежением к чувствам других людей, так и отсутствием проявления каких-либо эмоций (казаться бесчувственным). [8] [17]
Однако не все индивидуумы с синдромом Аспергера будут подходить к другим людям. У некоторых из них может проявляться избирательный мутизм — такие дети не обращаются к большинству людей, а только к «избранным» личностям, которые им нравятся. Также детское стремление к общению может быть подавлено опытом неудачных социальных встреч. [8]
Когнитивные способности детей с указанным расстройством зачастую позволяют им сформулировать социальные нормы. Они в состоянии показать теоретическое понимание эмоций окружающих, однако, как правило, испытывают трудности, опираясь на понимание текущей жизненной ситуации. Хотя люди с синдромом Аспергера приобретают языковые навыки без значительных общих задержек, приобретение и использование языка часто нетипично: [8] [17]
- многословие;
- резкие переходы;
- буквальные интерпретации и непонимание нюанса;
- использование метафоры, значимой только для говорящего;
- дефекты слухового восприятия;
- необычно педантичная, формальная или идиосинкразическая речь;
- странности в громкости, высоте, интонации, просодии (ударении) и ритме.
У людей с синдромом Аспергера часто слуховое и зрительное восприятие отличается от обычного. [23]
Гипотеза о том, что люди с синдромом Аспергера предрасположены к насильственному или преступному поведению, была исследована, но она не подтвердилась. [8] [19] Много доказательств говорит о том, что дети с таким расстройством являются скорее жертвами, а не правонарушителями. [20] Обзор 2008 года показал, что подавляющее число зарегистрированных насильственных преступников с синдромом Аспергера имело и другие сосуществующие психотические психические расстройства (например, шизоаффективное расстройство).
Сопутствующие состояния
Среди пациентов с РАС распространены расстройства настроения, биполярное расстройство, депрессия, тревожно-диссоциативные и соматоформные расстройства (психические нарушения, скрывающиеся за «соматическими» проявлениями), расстройства поведения и гиперкинетический синдром детского возраста (патологические непроизвольные движения мышц) [39] .
Признаки синдрома Аспергера у взрослых
Общие признаки взрослых с РАС:
- плохо понимают социальные правила и то, что думают или чувствуют другие люди;
- избегают зрительного контакта;
- могут казаться грубыми и незаинтересованными в других людях;
- с трудом рассказывают о своих чувствах;
- могут не понимать сарказм;
- имеют один и тот же распорядок дня и беспокоятся, если он изменится;
- избегают близко подходить к другим людям и испытывают дискомфорт, если кто-то прикасается к ним или подходит слишком близко;
- внимательны к мелким деталям;
- испытывают повышенный интерес к определённым предметам или занятиям [38] .
Видео:Синдром Аспергера / высокофункциональный аутизм в произведении А.П.Чехова "Человек в футляре".Скачать
Патогенез синдрома Аспергера
Существует множество теорий возникновения Синдрома Аспергера. Одна из них — теория зеркальных нейронов. Она предполагает, что появление расстройства связано с нарушением функции зеркальных нейронов головного мозга, которые отвечают за распознание того, что чувствуют другие люди. Некоторое доказательство данной теории обеспечивает функциональная магнитно-резонансная томография. [29] [30]
Синдром Аспергера является результатом факторов развития, которые влияют на многие или все функциональные системы мозга. [31] Нейроанатомические исследования и ассоциации с тератогенами убедительно свидетельствуют о том, что механизм возникновения расстройства включает изменение развития мозга вскоре после зачатия. [27] Аномальная миграция эмбриональных клеток во время развития плода может повлиять на конечную структуру и связность мозга, что приводит к изменениям в нейронных цепях, которые контролируют мышление и поведение.
Стоит отметить, что все расстройства аутистического спектра связаны с воздействием тератогенов (веществ, вызывающих врождённые дефекты) в течение первых восьми недель от зачатия. Хотя это не исключает возможности того, что они могут быть инициированы или затронуты позднее. [27] Многие факторы окружающей среды предположительно приводят к подобным расстройствам и после рождения, но ни один из них не был подтверждён научными исследованиями. [28]
Ещё одна теория — теория слабой центральной когерентности. Она предполагает, что при расстройствах аутистического спектра возникает дефицит центральной когерентности — внутренней способности связывать воедино множество деталей. В результате этого у людей с Синдромом Аспергера ограничивается способность видеть общую картину. [32]
Родственная теория — улучшенное перцептивное функционирование (восприятие объективной действительности) — больше фокусируется на превосходстве локально ориентированных и перцептивных операций у аутичных индивидов. [33]
Видео:Особенности сенсорного профиля при синдроме Аспергера и раннем детском аутизмеСкачать
Классификация и стадии развития синдрома Аспергера
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит синдром Аспергера к расстройствам аутистического спектра.
Как и другие расстройства психологического развития, расстройства аутистического спектра начинаются в младенчестве или детстве, имеют устойчивое течение без ремиссии или рецидива, а также нарушения, которые являются результатом изменений в различных системах мозга, связанных со взрослением.
Расстройства аутистического спектра, в свою очередь, являются подмножеством более широкого фенотипа аутизма, включающего людей, которые могут не иметь расстройство аутистического спектра, но обладать аутистическими чертами (например, социальный дефицит).
Всего в DSM-5 выделяют четыре расстройства данного спектра:
- аутизм (синдром Каннера);
- синдром Аспергера;
- детское дезинтегративное расстройство (деменция Геллера);
- неспецифическое первазивное нарушение развития.
Из всех четырёх форм аутизм наиболее похож на синдромом Аспергера по признакам и вероятным причинам, но его диагностика требует подтверждения нарушения коммуникации и задержки когнитивного развития. Синдром Ретта (умственная отсталость, преимущественно у девочек) и Детское дезинтегративное расстройство имеют несколько общих признаков с аутизмом, но могут иметь несвязанные причины. [18]
Видео:Синдром АспергераСкачать
Осложнения синдрома Аспергера
Тревожные расстройства и основные депрессивные расстройства являются наиболее распространёнными состояниями, протекающими одновременно. У людей с синдромом Аспергера эти нарушения существуют в 65% случаев. [8]
У детей с синдромом Аспергера довольно часто возникают проблемы со сном, включая трудности с засыпанием, частые ночные и ранние утренние пробуждения, а также сложности, связанные с высоким уровнем алекситимии (способности выразить свои эмоции словами), трудности идентификации и описании своих эмоций. [25]
Люди с синдромом Аспергера могут иметь психопатологические симптомы, которые не зависят от диагноза, но способны повлиять на человека или семью. [22]
У детей с синдромом Аспергера может возникнуть задержка в приобретении социальных навыков, требующих определённой ловкости (езда на велосипеде или открытие консервной банки).
Отсутствие проявленной эмпатии влияет на аспекты общественной жизни людей с синдромом Аспергера. [9] Они испытывают трудности в основных элементах социального взаимодействия, которые могут включать в себя неспособность развивать дружеские отношения или искать общие увлечения или достижения с другими (например, показывать другие объекты интереса). У таких людей социальное или эмоциональное взаимодействие не происходит, нарушается невербальное поведения (зрительный контакт, выражение лица, поза и жесты). [8]
Видео:СИНДРОМ АСПЕРГЕРА. АУТИЗМ. Что со мной не так? Симптомы РАССкачать
Диагностика синдрома Аспергера
Стандартизированного теста на синдром Аспергера не существует. Для подтверждения или исключения РАС потребуется всесторонняя групповая оценка команды врачей: психолога, невролога, психиатра, дефектолога речи и языка и других специалистов, имеющих опыт в диагностике детей с с данным расстройством. [5] [6]
При диагностике врачи ищут наличие первичной группы поведения:
- ненормальный зрительный контакт;
- отчуждение;
- неспособность откликаться на своё имя;
- неспособность использовать жесты, чтобы указать на что-либо;
- отсутствие интерактивной игры с другими людьми;
- отсутствие интереса к сверстникам.
Стандартные диагностические критерии:
- нарушение взаимодействия с обществом;
- поведение, деятельность и интересы повторяющегося и стереотипного характера;
- отсутствие существенного замедления языкового или когнитивного развития.
Стереотипное и повторяющееся моторное поведение является основной частью диагностики синдрома Аспергера и иных расстройств аутистического спектра. Оно включает в себя движения рук (взмах или скручивание) и сложные движения всего тела. Подобные манипуляции, как правило, повторяются длительно и выглядят скорее добровольными или ритуальными, в отличии от тиков, которым обычно быстры, менее ритмичны и реже симметричны. [21]
Золотой стандарт в диагностике заболевания расстройств аутистического спектра сочетает в себя:
- клиническое суждение с диагностическим полуструктурированным интервью с родителями;
- график диагностического наблюдения аутизма, разговор и игровое интервью с ребёнком.
Генетическая диагностика является относительно дорогостоящей, и генетический скрининг, как правило, непрактичен. По мере разработки генетических тестов возникнет ряд этических, правовых и социальных проблем. Коммерческая доступность тестов может предшествовать адекватному пониманию того, как использовать результаты тестов, учитывая сложность генетического исследования. [12]
Комплексная подход включает в себя неврологическую и генетическую оценку с углубленным когнитивным и языковым тестированием для установления IQ и оценку психомоторной функции, вербальных и невербальных сильных/слабых сторон, стиля обучения и навыков для независимой жизни.
Анализ сильных и слабых сторон коммуникации включает:
- оценку невербальных форм коммуникации (взгляд и жесты);
- использование небуквального языка (метафор, иронии, абсурдности и юмора);
- паттерны (заимствование) речевых интонаций, ударений и громкости;
- прагматика (поворотливость и чувствительность к вербальным сигналам);
- содержание, ясность и связность разговора. [6]
Тестирование может включать аудиологическое направление для исключения нарушения слуха. Образование и социальный статус семей имеет решающее значение в разработке стратегий для понимания сильных и слабых сторон. [9] [20]
Дифференциальная диагностика
Проблемы диагностики включают в себя разногласия между диагностическими критериями, споры о различии между синдромом Аспергера и другими формами расстройств аутистического спектра (или даже о том, существует ли синдромом Аспергера как отдельный синдром), а также чрезмерную и недостаточную диагностику по нетехническим причинам.
Основное внимание при диагностике расстройства обращается на наличие указанных выше симптомов. Причём интенсивная узкая предметная озабоченность, односторонняя многословность, ограниченная просодия и физическая неуклюжесть типичны для данного состояния, но не требуются для постановки диагноза. [2] Симптомы расстройства должны быть значительно выраженными и затрагивать важные области функции. Если при этих признаках также наблюдаются критерии аутизма, то синдром Аспергера исключается. [1]
Диагностирование взрослых является более сложной задачей, так как стандартные диагностические критерии предназначены для детей. В связи с этим взрослый диагноз требует кропотливого клинического обследования и тщательного изучения истории болезни, полученной как от самого человека, так и от других людей, которые знают его, сосредоточив внимание на детском поведении.
Дифференциация между синдромом Аспергера и другими расстройствами аутистического спектра основывается на суждении опытных клиницистов. [9]
Многим детям с синдромом Аспергера первоначально ставят ошибочный диагноз «Синдромом дефицита внимания и гиперактивности». [8] Однако такой ошибочный или же отсроченный диагноз способен усугубить состояние пациента. Например, неправильный диагноз может привести к приёму лекарств, которые ухудшают поведение человека с синдромом Аспергера. Поэтому стоит помнить, что диагностика, основанная исключительно на неврологическом, речевом, языковом или образовательном уровне, может дать только частичный (предварительный) диагноз. [3]
Лечение синдрома Аспергера
Единого метода лечения синдрома Аспергера не существует, а эффективность конкретных вмешательств подтверждается лишь ограниченными данными. [8] Лечение направлено на улучшение коммуникативных навыков, коррекцию навязчивых/повторяющихся действий и физической неуклюжести. Интервенции (психологическое стимулирование позитивных изменений) могут включать:
- приобретение более подходящих социальных навыков для более эффективных межличностных взаимодействий;
- когнитивно-поведенческую терапию для улучшения управления стрессом, связанного с тревогой или взрывными эмоциями, и сокращения навязчивых интересов и повторяющихся действий;
- физиотерапию;
- терапию речи;
- медикаментозное лечение для коррекции аффективных психопатологических симптомов. [5]
Обучение и поддержка родителей
По мере взросления пациентов с таким расстройством отмечается положительная динамика, но социальные и коммуникационные трудности, как правило, сохраняются. [11]
Исследование модели обучения родителей показало, что родители, которые посетили однодневный семинар или шесть индивидуальных уроков, сообщают о меньшем количестве поведенческих проблем, в то время как родители, получающие индивидуальные уроки, сообщали о менее интенсивных проблемах поведения своего ребёнка.
Модификация поведения
ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — техники, направленные на коррекцию поведения ребёнка для обучения бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется похвала, вкусная еда, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный метод для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет в дальнейшем повысить уровень его адаптации в социуме.
Для детей старшего возраста и взрослых с синдромом Аспергера важна профессиональная подготовка для обучения этикету прохождения собеседований при устройстве на работу и поведению на рабочем месте.
Медикаментозное лечение
Медикаментозная терапия может быть эффективна в комбинации с поведенческими интервенциями для купирования тревоги, навязчивых действий и агрессии. Было показано, что нетипичные антипсихотические лекарства уменьшают агрессивное поведение и импульсивность. [8]
Приём нейролептиков может привести к появлению побочных эффектов:
- гипокинезия (недостаточная двигательная активность);
- ригидность (повышенный тонус мышц);
- гиперсаливация (увеличение слюноотделения);
- акатизия (потребность в движении, неусидчивость);
- острая дистония (непроизвольные мышечные спазмы);
- увеличение уровня пролактина сыворотки крови. [26]
Такая группа антидепрессантов, как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, эффективна в коррекции ограниченных и повторяющихся интересов и поведения. [8] [9] [26] Седативные (успокаивающие) побочные эффекты препаратов, возникающие у детей школьного возраста, негативно влияют на обучение в классе, так как может снижаться когнитивная функция.
Можно ли вылечить синдром Аспергера
Расстройство аутистического спектра вылечить нельзя. Однако ранняя диагностика и коррекция способны помочь ребёнку в будущем установить социальные связи, реализовать свой потенциал и вести продуктивную жизнь.
Лечебная физкультура при синдроме Аспергера
У пациентов с РАС могут возникать проблемы с ловкостью, координацией движений и мелкой моторикой, поэтому физические упражнения, развивающие эти навыки, будут полезны. Улучшению двигательных навыков также будут способствовать занятия плаванием [40] .
Питание и диета при синдроме Аспергера
Соблюдение диеты при РАС не требуется. Необходимость безглютеновой и бесказеиновой диеты при РАС является примером псевдонаучных теорий [36] . При аутизме в целом характерны очень стойкие пищевые привычки и приверженность к определённым блюдам, из-за чего питание будет несбалансированным, и ребёнок будет недополучать необходимые нутриенты. Расширять рацион в таких случаях нужно целенаправленно.
Прогноз. Профилактика
Прогноз может быть улучшен благодаря диагностики в синдрома в детстве, что позволяет раньше начать лечение, тогда как коррекция синдрома у взрослых также возможна и необходима, но оказывается менее эффективной. [9]
Лица с синдромом Аспергера имеют нормальную продолжительность жизни, однако повышенная распространённость таких сопутствующих психиатрических состояний, как основные депрессивные и тревожные расстройства, может значительно повлиять на прогноз. [8] [11]
Большинство студентов с данным расстройством обладают средними математическими навыками, но некоторые из них одарены высокими математическими способностями, например, Вернон Л. Смит — лауреат Нобелевской премии в области экономических наук. [23]
Британский клинический психолог Саймон Барон-Коэн утверждает, что гены, участвующие в патогенезе синдрома Аспергера, действовали на протяжении всей недавней эволюции человека и внесли замечательный вклад в человеческую историю. Он также выяснил, что люди с указанным расстройством склонны к систематизации, что является положительной стороной заболевания. Всё это благодаря такому проявлению синдрома, как повышенный интерес к деталям. [12]
Большинство детей с синдромом Аспергера посещают обычные учебные классы, но некоторым детям приходится прибегать к специальным образовательным услугам из-за своих социальных и поведенческих трудностей. [17] У подростков с указанным синдромом могут возникать постоянные трудности с самообслуживанием или организацией, а также нарушения в социальных и романтических отношениях. Несмотря на высокий познавательный потенциал, большинство молодых людей с синдромом Аспергера живут дома с родителями, хотя некоторые обзаводятся собственной семьёй и работают самостоятельно. [8]
Переживание подростками «непохожести» на других может быть травматичным. [19] Депрессия часто является результатом хронического расстройства из-за неоднократных неудачных попыток вовлечь других в социальную жизнь. В связи с этим могут развиться расстройства настроения, которые необходимо будет лечить. [8]
Клинический опыт показывает, что уровень самоубийств может быть выше среди тех, у кого диагностирован синдром Аспергера, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями. [24]