- Синдром аспергера куда ударение
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
- Речевые особенности и проблемы
- Синдром Аспергера
- Причины синдрома Аспергера
- Симптомы синдрома Аспергера
- Хорошие и плохие дни
- Признаки синдрома Аспергера у взрослых
- Как понять, нет ли у меня синдрома Аспергера?
- Диагностика синдрома Аспергера
- Стимминг
- Лечение синдрома Аспергера
- Что может помочь взрослому человеку с синдромом Аспергера?
- Прогноз
- Заключение
- Синдром Аспергера
- Симптомы и признаки синдрома Аспергера
- Семантико-прагматическое нарушение речи при синдроме Аспергера
- Синдром Аспергера у детей
- Синдром Аспергера у взрослых
- Известные личности с синдромом Аспергера
- 🌟 Видео
Видео:Люди с синдром АспергераСкачать
Синдром аспергера куда ударение
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! ?
Аннотация: Язык ребенка с синдромом Аспергера может включать бросающиеся в глаза способности.
Статья:
Ганс Аспергер очень красноречиво описал необычный профиль речевых способностей, которые включают: проблемы с навыками разговора, «мелодию» или поток речи и необычную историю развития речи, например, задержку речи или ее раннее развитие. Он также описал тенденцию некоторых маленьких детей разговаривать как взрослые — большой словарный запас и использование весьма сложных предложений. Аспергер писал, что: «Если внимательно прислушаться, то неизбежно обращаешь внимание на подобные аномалии языка аутичных индивидов, а потому их признание имеет особенное диагностическое значение» (Asperger [1944] 1991, p.70).
Диагностические критерии Кристофера Гиллберга признают необычный профиль речевых навыков — для диагностики синдрома Аспергера у человека должны присутствовать не менее трех из следующих особенностей речи и языка (Gillberg and Gillberg 1989):
- задержка речевого развития
- поверхностное совершенство в экспрессивном языке
- формальный и педантичный язык
- странная просодия, необычные характеристики голоса
- нарушения в понимании речи, включая неправильную интерпретацию буквальных/подразумеваемых смыслов.
Диагностические критерии Питера Сзатмари и его коллег также признают странные характеристики речи и требуют как минимум двух из перечисленных ниже критериев для постановки диагноза (Szatmari et al. 1989b):
- аномалии во флексии
- слишком много говорит
- слишком мало говорит
- недостаток связности в разговоре
- уникальное использование слов
- повторяющиеся речевые паттерны.
Эти диагностические критерии включают оригинальное описание этих речевых характеристик Гансом Аспергером, и в результате они признаются врачами, которые проводят диагностическую оценку. Диагностические критерии Американской психиатрической ассоциации для расстройства Аспергера и Всемирной организации здравоохранения лишь мельком упоминают способности к языку, при этом утверждая «отсутствие клинически значимой задержки речи» (APA 2002, p.84). К сожалению, такую формулировку можно ошибочно интерпретировать как полное отсутствие необычных особенностей речевых навыков.
К возрасту пяти лет ребенок с синдромом Аспергера не имеет общей задержки речи, но исследования, клинический опыт и описания родителей указывают на то, что ребенок или взрослый продолжает оставаться необычным в отношении специфических или более тонких аспектов языка. …
Видео:СИНДРОМ АСПЕРГЕРА - ГЕНИАЛЬНОСТЬ ИЛИ АУТИЗМ | Как выглядит синдром Аспергера | Синдром Илона МаскаСкачать
Речевые особенности и проблемы
Язык ребенка с синдромом Аспергера может включать бросающиеся в глаза способности. У ребенка может развиться очень впечатляющий словарный запас, включающий технические термины (обычно они связаны со специальным интересом) и выражения, которые обычно ассоциируются с речью взрослого, а не ребенка. Иногда ребенок говорит словно «маленький профессор», он может увлечь собеседника хорошо отработанным монологом на любимую тему. Тем не менее, у подростка та же самая особенность может стать еще одним фактором, который способствует социальной изоляции.
У ребенка может присутствовать естественное любопытство к физическому миру и к тому, как что устроено, что сопровождается тенденцией задавать много вопросов и постоянно сообщать окружающим интересные факты. Я сам получаю огромное удовольствие от интеллектуального обмена информацией, когда разговариваю с человеком с синдромом Аспергера. Многие такие люди (особенно взрослые), чьи знания значительно превосходят мои собственные, могут быть способны на исключительно терпеливые объяснения тех или иных концепций – очень важное качество, если вы объясняете мне, в чем причина проблемы в моем компьютере, и хотите предотвратить мою эмоциональную «истерику».
У некоторых маленьких детей, у которых в дальнейшем был диагностирован синдром Аспергера, могла быть задержка речи, однако когда они начинают говорить, то используют сразу несколько слов и целые предложения. У сестры моей жены есть синдром Аспергера, и она начала говорить только после трех лет, но ее первые слова были весьма примечательны. Она собиралась поцеловать своего отца в щеку, но тут внезапно отпрянула, говоря: «Не хочу целовать папу, пока папа не включай папаГувер». Гувер – это разновидность пылесоса, а отпрянула она потому, что он не побрился. Этот случай также иллюстрирует творческое применение слов – бритва представляется пылесосом для волос на лице.
Артикуляция ребенка может соответствовать возрасту, но при этом оставаться необычной из-за своей чрезмерной точности. Ребенок может осваивать язык с помощью чтения, а не слушания чужой речи, и тогда каждое слово произносится так, как оно пишется, а не говорится. Он может подчеркивать отдельные слоги, что меняет ожидаемое произношение. По моим наблюдениям, у некоторых маленьких детей с синдромом Аспергера развитие языка в меньшей степени зависит от разговоров с семьей и ровесниками, и в большей степени от просмотра телевизионных программ и фильмов.
Очень часто маленький ребенок с синдромом Аспергера произносит слово с акцентом того человека, от которого он впервые его услышал. Это объясняет, почему многие маленькие дети с синдромом Аспергера из Великобритании и Австралии говорят по-английски с американским акцентом. Дело в том, что их словарь и произношение развивались во время просмотра телевизора, а не в ходе разговора с окружающими людьми, в первую очередь, это мультфильмы и фильмы с американскими актерами и голосами. Эта особенность может выглядеть крайне необычно, когда все остальные члены семьи говорят с местным акцентом, а ребенок с синдромом Аспергера говорит так, словно он иностранец.
Ребенок с синдромом Аспергера даже может создавать свои собственные неологизмы (Tantam 1991; Volden and Lord 1991). Один ребенок создал слово «снук» для кусочка шоколада в брикете мороженого и слово «клинк» для магнита. Другого ребенка спросили, почему он совсем не интересуется своим новорожденным братом, и он ответил: «Он не может ходить, не может говорить – он сломанный». Однажды один ребенок устраивал беспорядок в комнате, разбрасывая игрушки по полу, и другой мальчик объяснил, что это он «разбирается» (противоположность от «убирается»). Сестра моей жены называла свою лодыжку «запястьем ноги», а кубики льда «водяными косточками».
Иногда звук или значение отдельного слова вызывает у ребенка приступ смеха или хихиканья. Он или она может снова и снова повторять такое слово и смеяться, при этом ребенок совершенно не собирается делиться своей радостью с другими или объяснять, почему это слово смешное. Такой ребенок обладает уникальным чувством юмора, которое может озадачивать учителя или родителей.
Подобная способность посмотреть на язык с новой точки зрения завораживает и является одной из очаровательных и творческих сторон синдрома Аспергера. Возможно, ребенку следует давать призы за творчество, чтобы поощрять нестандартное мышление, которое производит новые слова, фразы и описания, и включение таких слов в свою письменную речь.
Хотя синдром Аспергера может сопровождаться положительными языковыми навыками, ему сопутствуют и специфические трудности. Наиболее значимой является неспособность модифицировать свою речь в зависимости от социального контекста. Типичные школьники ведут взаимные или «сбалансированные» разговоры – они понимают знания, интересы и намерения другого человека, а также социальные конвенции, которые определяют, что сказать, как сказать и как внимательно слушать собеседника. Логопеды называют модификации и применение языка в зависимости от социального контекста прагматическими аспектами речи, и следующий раздел этой главы описывает трудности в этой области языка боле детально, включая стратегии для родителей и учителей.
Просодия и особенно вокальный тон голоса может быть очень необычным, у некоторых детей и взрослых с синдромом Аспергера «плоский» вокальный тон, поэтому их речь воспринимается как монотонная. Голосовые характеристики могут включать проблемы с громкостью голоса, когда человек говорит слишком громко или слишком тихо для данного контекста. Слишком громкая речь может очень сильно раздражать членов семьи и представляет особые трудности для учителей, которые борются с шумом в классе. Человек может говорить необычно высоким голосом или «в нос», на что собеседник поневоле обращает внимание. Скорость речи может быть слишком высокой, особенно если человек возбужден или говорит о своем специальном интересе. Напротив, речь может быть необычно замедленной, когда человеку приходится напряженно думать, что именно сказать, особенно в ситуациях, требующих понимания мыслей и чувств собеседника.
Разговор с человеком с синдромом Аспергера может включать моменты, когда кажется, что произошло коммуникативное «замыкание». Человек погружается в собственные мысли, думает, что ему сказать в ответ, и, чтобы лучше сосредоточиться, он отворачивается от своего собеседника. К сожалению, такая неожиданная потеря контакта глазами может озадачивать другого человека, который ожидал немедленного ответа и не понимает, нужно ли пытаться возобновить диалог с человеком с синдромом Аспергера. Я в таких ситуациях просто терпеливо жду – я прекрасно знаю, что некоторые взрослые люди с синдромом Аспергера предпочитают, чтобы их не перебивали, поскольку любое перебивание может заставить человека начать весь мыслительный процесс сначала.
Хотя человек с синдромом Аспергера может тяжело переносить, когда его перебивают, тот же самый человек может постоянно перебивать других или говорить одновременно с ними. Учителя могут жаловаться, что ребенок ненавидит, когда его самого перебивают или прерывают его работу, но при этом он как будто не замечает, когда он сам перебивает других людей. Логопеды и психологи часто просят совета, как научить ребенка не перебивать учителя.
Во время разговора человек с синдромом Аспергера может постоянно менять тему беседы, не понимая, что его собеседник не видит логической связи между темами. Такие разговоры, или точнее, монологи, со стороны могут казаться лишенным структуры потоком сознания, который является бессвязным и не имеет отношения к контексту. У человека не получается учесть точку зрения слушателя, который пытается проследить за логикой в такой речи, гадая, какова же здесь основная мысль и когда же ему дадут хоть слово вставить. В речи такого человека могут полностью отсутствовать фразы, которые приглашают собеседника к участию, например: «Что вы думаете об этом предложении?» или «У вас был похожий опыт?»
Другая характеристика детей и некоторых взрослых с синдромом Аспергера – это вокализация своих мыслей, комментирование своих собственных действий или монологи, не обращенные к слушателю (Hippler and Klicpera 2004). Все маленькие дети склонны вокализировать свои мысли, когда они играют одни или с другими детьми.
Однако к школьному возрасту они учатся не произносить свои мысли вслух. С возрастом привычка говорить с собой начинает восприниматься окружающими как признак психической болезни. Дети с синдромом Аспергера могут продолжать вокализировать свои мысли, хотя предполагалось, что они интериоризировали их много лет назад. Часто это отвлекает других детей в классе, и ребенка могут дразнить, если он говорит, находясь один. Ребенок также может игнорировать инструкции учителя, потому что он слишком увлечен личным «разговором».
Есть несколько возможных причин подобного поведения. Во-первых, ребенок может быть меньше подвержен влиянию сверстников, а потому его меньше волнует, как он выглядит со стороны. Вокализация также может преследовать конструктивные цели или оказывать успокаивающий эффект. Например, один подросток с синдромом Аспергера говорит, что «когда я говорю с собой, это помогает мне разобраться в ситуации и попрактиковаться в том, как формулировать свои идеи». Другой объясняет: «Вы знаете, я люблю звук моего собственного голоса, потому что он не дает мне чувствовать одиночество. Мне кажется, я боюсь, что если я не буду говорить, то я потеряю свой голос. Я ведь не говорил, пока мне не исполнилось почти пять лет, знаете ли» (Dewey 1991, p.204).
Другая причина может быть в том, что человек репетирует возможные разговоры следующего дня или повторяет предыдущие разговоры в попытке их понять. Иногда дети и взрослые с синдромом Аспергера, которые склонны к тревожности, говорят с собой ради чувства комфорта и утешения. Такой человек экстернализирует утешающие комментарии, которые типичные люди проговаривают про себя.
Важно определить, почему именно человек говорит с собой. Это может быть просто задержка в развитии, способ организации собственных мыслей, улучшения понимания или источник комфорта. Если эта особенность языка станет проблемой, то следует поощрять ребенка скорее шептать, чем говорить или попробовать «думать это, а не говорить», если рядом находятся другие люди. Я заметил, что когда некоторые взрослые люди с синдромом Аспергера погружены в свои мысли, то их губы начинают двигаться, как будто человеку трудно прервать связь между разумом и ртом.
Представленный выше материал — перевод главы 8 из книги Тони Эттвуда «Полное руководство по синдрому Аспергера» (Tony Attwood «The Complete Guide to Asperger’s Syndrome»).
Видео:Иллюстратор с синдромом АспергераСкачать
Синдром Аспергера
Некоторым людям сложно понимать мимику, жесты или интонацию. Из-за этого у них возникают проблемы при общении и восприятии информации. Иногда это связано с синдромом Аспергера — расстройством аутического спектра. При этом заболевании у человека возникают трудности во взаимодействии с другими людьми и в общении, но в то же время интеллект остается нормальным, высоким или даже очень высоким.
Видео:Как живут люди с синдромом Аспергера. Документальный фильмСкачать
Причины синдрома Аспергера
Синдром Аспергера — врожденное нарушение развития, одна из форм аутизма. Расстройство влияет на восприятие и поведение человека при общении с другими людьми. При этой болезни человеку сложно понимать выражения лиц, интонацию, позы, жесты, и это влияет на взаимодействие с другими людьми, а также на проявление эмоций. Это может проявляться по-разному: иногда люди с синдромом Аспергера кажутся обыкновенными, но при этом все равно испытывают сложности в общении.
Синдром Аспергера у мужчин встречается чаще, чем у женщин (по некоторым оценкам, в 8 раз чаще). Он может быть и у детей, и у взрослых. Обычно его выявляют, когда ребенок идет в детский сад или школу и возникают первые проблемы в общении.
Точные причины заболевания не установлены. Известно, что оно связано с генетическими нарушениями, но механизм наследования не определен. Синдром Аспергера у женщин встречается намного реже, чем у мужчин, и это, в том числе, подтверждает генетическую природу нарушения. Также рассматривают влияние иммунологических и экологических факторов, определяют, какие из них в период беременности могут так влиять на организм матери, что это вызывает нарушения в развитии ребенка, но пока точные закономерности не выявлены. Кроме того, ученые изучают связь расстройств аутического спектра с влиянием социальных факторов, с применением вспомогательных репродуктивных технологий, но накопленных данных недостаточно, чтобы делать достоверные выводы.
Рисунок 1. Симптомы синдрома Аспергера. Источник: Verywell Health
Видео:Люди с синдромом Аспергера | Неудобные вопросыСкачать
Симптомы синдрома Аспергера
У разных людей синдром Аспергера проявляется по-разному, обычно сочетанием сразу нескольких симптомов.
Существует несколько основных признаков¹:
- Трудности с невербальной коммуникацией, например, при разговоре сложно смотреть собеседнику в глаза, понимать мимику или жесты, интонацию.
- Проблемы в отношениях с другими людьми: сложно начинать общаться, поддерживать контакт, дружить. Даже в тех случаях, когда люди с синдромом Аспергера хотят общаться, заводить друзей и поддерживать дружбу, им сложно это делать.
- Неспособность к эмоциональному общению из-за проблем с распознаванием эмоций других людей.
- Опыт, увлечения, события в жизни других людей не вызывают интереса.
- Есть склонность к постоянному повторению шаблонных или ограниченных действий, например, соблюдение определенного порядка действий (даже если в нем нет практического смысла) или совершение однообразных движений (раскачивание вперед и назад, постукивание пальцами).
- Склонность к постоянному планированию, строгой организации, внимание к деталям.
- Монотонная, неэмоциональная, лишенная интонаций речь.
- Странная осанка или движения, неловкость, неуклюжесть, недостаточно хорошая координация движений.
- Трудности с пониманием образной речи, абстрактных идей, обобщений, но при этом хорошее восприятие четкой, структурированной, допускающей только одну трактовку информации.
- Наличие сенсорной чувствительности — некоторые ощущения (яркий свет, громкие звуки, грубые ткани, прикосновения) могут вызывать очень сильный дискомфорт.
- Высокий уровень тревожности, который у взрослых может даже провоцировать появление панических атак.
Не всегда при заболевании есть все эти симптомы. Нарушения могут проявляться по-разному, в разной степени влиять на жизнь человека и его отношения с другими людьми.
Хорошие и плохие дни
Проявления болезни не всегда одинаково влияют на самочувствие и поведение. Иногда могут быть «хорошие» дни, когда удается избежать раздражителей, связанных с сенсорной чувствительностью, и тогда самочувствие остается нормальным. В «плохие» дни из-за сенсорной чувствительности, нарушения планов или по другим причинам может нарастать тревога, напряжение, и это может приводить к срыву. Чтобы срывы случались как можно реже, важно создавать вокруг ребенка или взрослого комфортную для него среду, учитывать важные для него ограничения (например, необходимость строго придерживаться распорядка дня или избегать большого скопления людей).
Признаки синдрома Аспергера у взрослых
Связанные с синдромом Аспергера симптомы могут сохраняться всю жизнь. У взрослых людей на наличие заболевания могут указывать несколько признаков:
- Специфическая манера речи. Иногда это необычный тембр голоса или отсутствие интонации. Часто в речи почти нет пауз, она больше похожа на монолог, во время которого собеседника почти не слушают и сообщают ему очень много фактов.
- Бедная мимика и жестикуляция. Причина — в проблемах с невербальной коммуникацией.
- Необычный зрительный контакт. Во время беседы человеку с синдромом Аспергера просто не нужно смотреть в глаза собеседнику, но если обратить его внимание на это, он, напротив, может начать смотреть слишком пристально.
- Проблемы с эмпатией. Из-за особенностей восприятия таким людям трудно понимать чужие эмоции, и поэтому кажется, что они не в состоянии проявлять сочувствие или сопереживать.
- Некорректное поведение. Заболевание мешает интерпретировать реакции окружающих и интуитивно правильно выстраивать свое поведение. Из-за этого поведение может казаться грубым, отстраненным или невоспитанным.
- Концентрация на одной теме или предмете. Это может проявляться в разговоре, когда человек начинает долго и подробно рассказывать о том, чем он увлечен, проявлять навязчивый интерес к чему-то, безостановочно говорить на одну и ту же тему, не замечая при этом, что другим собеседникам неинтересно или некомфортно.
- Стремление планировать. При этом нарушении важно во всем следовать некоему порядку или соблюдать определенные правила. Любые изменения могут вызывать дискомфорт, тревогу и даже панику.
- Проявления сенсорной чувствительности. Из-за измененного восприятия звуки, свет, тактильные ощущения могут доставлять дискомфорт. Это описывают так, будто мир становится в несколько раз громче, ярче, шумнее. Такое восприятие влияет на поведение: человек избегает объятий и прикосновений или старается не бывать там, где слишком шумно.
Как понять, нет ли у меня синдрома Аспергера?
Ниже — список утверждений, характерных для этого заболевания:
- Мне трудно понимать, что чувствуют окружающие, о чем они думают.
- Мне сложно взаимодействовать с другими людьми или группами людей.
- Мне тяжело вести светские разговоры, поддерживать беседы на отвлеченные темы.
- Я часто стараюсь перевести разговор на тему, которая мне интересна (даже если собеседника она не интересует).
- Часто окружающие считают меня грубым или невоспитанным человеком.
- У меня есть узкие или необычные интересы, на которых я могу полностью и подолгу сосредотачиваться.
- Я обращаю внимание на детали и хорошо запоминаю факты.
- Мне трудно заводить друзей или с кем-то знакомиться.
- Я предпочитаю всегда действовать определенным образом и вообще не менять порядок действий.
Видео:СИНДРОМ АСПЕРГЕРА. АУТИЗМ. Что со мной не так? Симптомы РАССкачать
Диагностика синдрома Аспергера
Первые признаки болезни могут появляться у детей в раннем возрасте. Родители или педиатр могут заметить их уже к 2-2,5 годам. Часто состояние становится заметным только после того, как ребенок начинает ходить в детский сад или школу. Иногда заболевание диагностируется только во взрослом возрасте. Набор симптомов и их тяжесть могут сильно различаться у разных людей. Из-за этого при диагностике могут возникать проблемы, а сам синдром может долго оставаться нераспознанным.
Мир для ребенка с синдромом Аспергера ярче и громче, чем для обычных детей. Это особое восприятие действительности доставляет дискомфорт. Фото: drobotdean / freepik.com
Синдром Аспергера характеризуется несколькими признаками, при наличии которых ставят диагноз:
- Есть нарушения невербальной коммуникации: например, проблемы с интерпретацией поз, жестов, выражения лица, отсутствие зрительного контакта при разговоре.
- Проблемы в общении с ровесниками, трудности в поддержании дружеских отношений, в общении с другими людьми.
- Нет спонтанного побуждения разделять радость, достижения или интересы с другими людьми.
- Отсутствует эмпатия, сопереживание, эмоциональная или социальная взаимность.
- Есть стереотипные, постоянно повторяющиеся действия, деятельность, алгоритмы поведения или интересы. Например, сохранение активного узконаправленного интереса, стремление следовать строго определенному распорядку, совершать повторяющиеся движения, постоянная концентрация на отдельных объектах или их частях.
Ограниченные интересы, повторяющееся поведение, постоянная концентрация на одних предметах — все это симптомы синдрома Аспергера. Фото: Poindexter Propellerhead / Wikipedia (CC BY-SA 3.0)
В то же время при этом заболевании нет задержки речи, отставания в развитии навыков самообслуживания, мышления, адаптации (кроме общения с другими людьми). Ребенок растет любознательным, его интеллект нормально развит, а проблемы с учебой могут возникать только из-за трудностей в общении. Иногда болезнь проявляется неуклюжестью, небольшими нарушениями координации движений, но это необязательный симптом.
Стимминг
Как и при других расстройствах аутического спектра, при синдроме Аспергера ребенок или взрослый может периодически стиммить — совершать однообразные ритмичные движения, которые его успокаивают, помогают справляться с тревогой или с влиянием подавляющей сенсорной обстановки. Стимминг может проявляться по-разному: например, как раскачивание корпуса тела, как повторение слов, кружение на одном месте или хождение вперед и назад. Стимминг важен — он помогает снять напряжение, «отключиться» от раздражающего фактора, избежать срыва. Поэтому важно не мешать и, тем более, не ругать и не стыдить ребенка за стимминг.
У детей в диагностике синдрома Аспергера может участвовать сразу несколько специалистов: не только психиатр, но и психолог, педиатр, педагог, логопед. Взрослым за диагностикой нужно обращаться к психиатру.
Для людей с синдромом Аспергера характерен ограниченный или специализированный интерес, например, к созданию башни из банок, как у мальчика на фото. Фото: Andwhatsnext at English Wikipedia (CC BY-SA 3.0)
Видео:Отличие синдрома Аспергера от высокофункционального аутизмаСкачать
Лечение синдрома Аспергера
Пока не существует способа вылечить синдром Аспергера, но некоторые методы терапии могут облегчить симптомы, упростить адаптацию, помочь человеку с этим расстройством лучше взаимодействовать с обществом. Для этого важно получать поддержку от лечащего психиатра и психолога, обучаться социальным навыкам и общению. Если дополнительно развиваются и другие нарушения, врач может назначить прием лекарств. Это могут быть антипсихотические, противотревожные, седативные, снотворные и другие препараты. Лекарственная терапия не является основным способом лечения заболевания. Основной способ контролировать его течение — это психосоциальная поддержка².
Что может помочь взрослому человеку с синдромом Аспергера?
- Информация. Важно принять собственный диагноз, узнать о нем как можно больше, понять, как именно и в каких ситуациях он оказывает влияние.
- Самостоятельность. Нужно постепенно вырабатывать навыки самостоятельной жизни. В этом можно использовать стремление к планированию и контролю.
- Обучение. Изучая нормы социального поведения, тренируя коммуникативные и социальные навыки, постепенно можно научиться общаться.
- Предупреждение. Можно использовать планирование, чтобы избегать заведомо некомфортных ситуаций (пребывание в шумных местах, скопление большого числа людей).
- Профориентация. Узкие интересы могут становиться профессией. Часто сильная концентрация на них, стремление следовать правилам, соблюдать инструкции позволяет добиваться больших успехов в профессиональном отношении.
Если синдром Аспергера диагностирован в детстве, большое значение имеет поддержка со стороны родителей, а также социальная адаптация. Чтобы помочь ребенку с таким расстройством, нужно:
- Сохранять спокойствие и доброжелательную атмосферу в семье. Родителям особенно важно заботиться о своем эмоциональном состоянии. Оно влияет на ребенка, и раздражительность, напряжение, усталость могут повышать его тревожность и сенсорную чувствительность.
- Позволять ребенку оставаться личностью. Гиперопека не позволит потенциалу ребенка раскрыться. Важно, чтобы он смог получить навыки самообслуживания, приобрести самостоятельность. Для этого нужно постепенное обучение. Можно планировать его вместе с врачом или педагогом.
- Развивать сильные стороны. Ребенок может сильно концентрироваться на определенных занятиях. Например, он может постоянно рисовать или изучать все по выбранной им теме. Важно поддерживать такие интересы, относиться к ним с уважением, развивать их. Любой из них в будущем может стать основой профессии.
- Сделать социализацию комфортной. Она не должна быть насильственной. Важно, чтобы ребенок учился общаться в том режиме, который подходит именно ему. При этом он должен знать, что родители поддерживают его. Для этого нужно спокойно и подробно объяснять правила поведения в коллективе, общения с другими детьми, ведения диалога, поддержания дружбы. Ребенку с синдромом Аспергера сложно адаптироваться в детском коллективе, и помощь родителей особенно важна для него.
- Учитывать сенсорные особенности. При этом нарушении восприятие изменено так, что любые звуки могут быть очень громкими, цвета или источники света слишком яркими, а тактильные ощущения — раздражающими. Родителям нужно выяснить, какие сенсорные особенности есть у ребенка, и, по возможности, ограничить действие тех факторов, которые ему мешают, облегчив его состояние.
- Пир синдроме Аспергера особенно важно развивать сильные стороны личности.
Важно! Нельзя ругать или физически наказывать ребенка за проявления синдрома Аспергера. Если у него случается срыв, важно оградить его от действия провоцирующих факторов. Нужно найти способы помощи при срыве, например, иногда помогает правильное дыхание или просто отдых в тихом безопасном пространстве. Если ребенок стиммит (совершает повторяющиеся движения для самоуспокоения или концентрации), не нужно мешать ему это делать.
Видео:Психиатр Мартынихин И.А.: Синдром АспергераСкачать
Прогноз
У 40%³ детей с синдромом Аспергера по мере взросления его проявления смягчаются, но при этом могут сохраняться проблемы в общении, сенсорная чувствительность, а также стремление к концентрации на предмете интереса.
Ребенку с синдромом Аспергера очень важна психосоциальная поддержка. Занятия с психологом могут смягчить симптомы заболевания. Фото: photographee.eu / Depositphotos
Если смягчения симптомов не происходит, когда больной взрослеет, диагноз изменяют на «шизоидное расстройство личности», но, фактически, человек продолжает страдать от синдрома Аспергера³. Чаще всего результаты адаптации оказываются средними. Человек становится более или менее самостоятельным, но у него сохраняется ряд личностных особенностей, связанных с заболеванием. Во многих случаях все связанные с общением, поведением и взаимодействием в обществе проблемы в определенной степени сохраняются в течение всей жизни. Со временем симптомы могут изменяться. На фоне основного заболевания могут появляться и другие расстройства или заболевания, включая алкогольную зависимость, депрессию.
При хорошей адаптации человек с синдромом Аспергера может быть очень успешным в выбранной профессии, он может создать семью, быть полностью самостоятельным и почти не испытывать заметных трудностей в социальном взаимодействии.
Видео:Что такое синдром Аспергера / Що таке синдром АспергераСкачать
Заключение
Синдром Аспергера считают одним из «мягких» вариантов расстройства аутического спектра, но у него есть ряд симптомов, которые могут усложнять социальную адаптацию, общение, обучение. Важно, чтобы при этом расстройстве человек начал получать помощь, психологическую и социальную поддержку как можно раньше. Обучение, психотерапия и создание комфортной среды помогают справляться с проявлениями болезни, обеспечивая нормальное качество жизни.
Видео:Синдром Аспергера // Что такое синдром АспергераСкачать
Синдром Аспергера
Синдром Аспергера — это высокофункциональная форма аутизма, нарушение психического развития, при котором человека всю жизнь сопровождают трудности в социальной коммуникации, социальном взаимодействии и воображении. По статистике, данному расстройству подвержено менее 1% населения планеты.
Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, как называть этот симптомокомплекс: расстройством аутистического спектра, синдромом или особенностью функционирования мозга.
В отличие от «классического» аутизма или синдрома Каннера, который обычно сопровождается умственной отсталостью, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется на высоком уровне, но среди всех пациентов, у кого было диагностировано расстройство аутистического спектра, людей с синдромом Аспергера крайне мало.
Австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер — первопроходец в изучении аутизма, серьезно занимавшийся наблюдением за детьми с расстройствами социального общения и адаптации, называл это состояние синдромом аутистической психопатии. В честь него английский психиатр Лорна Уинг предложила термин «Синдром Аспергера». Безусловно, вклад Аспергера в изучение аутизма велик, но методы исследований доктора вызывают много споров. Книга Эдит Шеффер «Дети Аспергера» и другие исторические расследования приоткрывают тайну о нацистском прошлом детского психиатра. Сообщества врачей-психиатров из разных стран призывают отменить этот термин, но многие больные называют себя «аспи». Как к этому относиться, — каждый решает сам.
Видео:Синдром Аспергера. Часть 1, социальные ситуацииСкачать
Симптомы и признаки синдрома Аспергера
Синдром Аспергера является врожденной «скрытой дисфункцией», и по внешнему виду определить его наличие крайне затруднительно.
Люди, страдающие данным расстройством, обладают высоким или выше среднего интеллектом. Им свойственна особенная манера вербального общения: речь развитая, беглая, но им трудно поддерживать беседу. Они воспринимают речь другого человека в буквальном смысле: не понимают шутки, метафоры, сарказм, иронию, испытывают затруднения в интерпретации невербальных знаков. Интонация, мимика, жесты, выраженные другими людьми, трудны для понимания и не несут смысловой нагрузки для страдающего синдромом Аспергера, а сам он их практически не использует, к тому же, избегает зрительного контакта. Непонимание этикета, правил поведения, законов общежития социального окружения создают сложности в общении.
Нарушения обработки сенсорной информации, которые проявляются повышенной чувствительностью к звукам, освещению, прикосновениям, приводят иногда к агрессивным или подавленным состояниям.
Сконцентрированность на одной теме разговора или хобби, несвойственном обычным людям, возможность легко выполнять монотонную работу, навязчивое внимание к определенному человеку тоже указывают на неординарность личности.
Структурирование деятельности, строгое следование плану можно назвать особенностью, помогающей людям с синдромом Аспергера в достижении целей и приобретении профессиональных навыков. Однако при обстоятельствах, связанных с изменением привычного ритма жизни или переноса запланированных ими событий, психика больного подвергается серьезному испытанию, иногда приводя к срыву.
Неумение договариваться, дружить, неконтролируемые эмоции, неспособность к сопереживанию, эмпатии тоже являются признаками синдрома.
Видео:Аутизм, Синдром Аспергера, Расстройства Аутистического СпектраСкачать
Семантико-прагматическое нарушение речи при синдроме Аспергера
Важнейшим для человека средством коммуникации является осознанная речь, высший уровень которой – семантика, – является продолжением развивающего мышления. На этом уровне человеческий мозг представляет окружающие его образы и понятия в форме речевых конструкций, устанавливая отношения между объектами и описывающими их словами.
Семантико-прагматическое расстройство речи, часто сопутствующее синдрому Аспергера в детстве, можно обозначить как «отсутствие отношений». Вербальное общение в таком случае не эффективно, поскольку беглая речь ребенка характеризуется нарушением понимания, не относится к собеседнику и не обладает коммуникативной функцией. Ребенок разговаривает сам с собой, говорит о себе в третьем лице, а при непонимании смысла слов собеседника использует эхолалию (повторение речевых конструкций другого человека).
Видео:Синдром АспергераСкачать
Синдром Аспергера у детей
Мнения специалистов расходятся: одни считают синдром обособленным заболеванием, другие относят его к легкой форме аутизма. Синдром Аспергера диагностируется с 4 до 11 лет.
По внешнему виду очень трудно определить у ребенка какое-либо заболевание психики, но при тесном контакте и наблюдении начинают проявляться особенности:
- достаточно высокий интеллектуальный уровень развития ребенка;
- нормальные навыки внятной речи, в которой коммуникативный смысл отсутствует;
- неспособность играть в ролевые игры, предпочтение логическим занятиям, требующим последовательности и системности;
- отсутствие зрительного контакта;
- повышенная сенсорная чувствительность (раздражающие звуки, обостренное осязание, обоняние, вкус);
- нарушение координации движений — неуклюжесть, неловкость при ходьбе и выполнении действий, требующих ловкости (плавание, езда на велосипеде) и возникающие трудности в развитии мелкой моторики (раскрашивание, письмо, вырезание ножницами);
- стереотипное поведение, проявляющееся в часто повторяющихся движениях и действиях, зацикленности на определенном виде занятий;
- трудности коммуникации и социального взаимодействия со сверстниками, приводящие к одиночеству или насмешкам со стороны других детей.
Исследования подтверждают, что у большинства детей с синдромом Аспергера, с которыми с раннего возраста занимались родители, психологи, врачи, обучая социальному взаимодействию, умению вести диалог, поддерживать и развивать отношения с окружающими людьми, наблюдается значительное улучшение состояния в раннем школьном и подростковом возрасте.
Видео:Признаки синдрома Аспергера у новорождённыхСкачать
Синдром Аспергера у взрослых
Причины возникновения синдрома Аспергера не ясны, но ученые склоняются к генетической предрасположенности по отцовской линии, утверждая, что 80% страдающих — мальчики.
С течением времени симптомы сглаживаются, и расстройство у взрослых становится менее выраженным, чем в детстве. Им свойственны педантичность, самодостаточность, ответственность, высокая работоспособность, целеустремленность, сосредоточенность на деталях. Знания в интересующей их области глубоки и структурированы, а результаты труда достойны восхищения.
Специалисты подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, обладавшие в детстве высокими способностями к планированию и выполнению сложных заданий, легче адаптировались к социальной среде, налаживали отношения с окружающими, получали профессиональные навыки и создавали семью.
Видео:Синдром Саванта - Елисей Осин//высокофункциональный аутизм, синдром Аспергера, аутизм и гениальностьСкачать
Известные личности с синдромом Аспергера
Синдром Аспергера (иногда это состояние называют формой высокофункционального аутизма) — пожизненная дисфункция личности, отражающая необычность восприятия мира и отношения к людям, уникальность способа обработки информации.
Из воспоминаний близких известно, что А. Моцарт, А. Эйнштейн, И. Ньютон, А. Линкольн, Л. Бетховен, Ч. Дарвин имели странности характера, которые сейчас можно было бы отнести к признакам синдрома Аспергера.
Множество одаренных людей, страдающих синдромом Аспергера, стали известными деятелями науки, искусства, спорта и внесли огромный вклад в дело развития общества.
Стивен Спилберг стал прекрасным кинорежиссером, Бобби Фишер — чемпионом мира по шахматам, Майкл Фелпс — известнейшим спортсменом, Дэн Эйкройд — знаменитым актером, Гленн Гулд — пианистом-виртуозом своего времени, Вернон Смит— Нобелевским лауреатом в области экономики. Относят к этой плеяде и Билла Гейтса. Список известных людей с синдромом Аспергера не закончен. Представители различных профессий достигли недосягаемых высот благодаря тому, что приспособились к жизни в обществе, научились использовать свои особенности психики для достижения цели и управлять ими.
🌟 Видео
Синдром Аспергера.Скачать
Синдром Аспергера / высокофункциональный аутизм в произведении А.П.Чехова "Человек в футляре".Скачать
Успешные люди с аутизмом и синдромом АспергераСкачать
Тест на аутизм, синдром Аспергера, РАС: Как и Зачем?Скачать
У Миши синдром Аспергера. В 4 он читал на русском, а в 6 на английском #синдромаспергера #shortsСкачать