- Диктанты 3 класс по русскому языку
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Учимся дома 1-11 классы
- Заметки о семейном образовании
- Диктанты на тему «Осень» для 3 класса
- Диктанты на тему «Осень» для 3 класса
- Диктант № 1 «Осенний лес» (39 слов)
- Диктант № 2 «Осенью» (40 слов)
- Диктант № 3 «Хозяюшка белка» (44 слова)
- Диктант № 4 «Сентябрь» (44 слова)
- Диктант № 5 «Прощание с осенью» (46 слов)
- Диктант № 6 «Лесной пожар» (46 слов)
- Диктант № 7 «Осенью» (47 слов)
- Диктант № 8 «Роса» (48 слов)
- Диктант № 9 «Поздняя осень» (51 слово)
- Диктант № 10 «Ноябрь» (52 слова)
- Диктант № 11 «Ёжик» (58 слов)
- Диктант № 12 «Природа осенью» (74 слова)
- Диктант № 13 «Лес осенью» (76 слов)
- Рабочая программа предмета «Русский язык» в 3 классе (стр. 2 )
Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Диктанты 3 класс по русскому языку
Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
Слова русский, листья разделите для переноса.
В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.
Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.
Слова для справки: постоянно.
Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
Подберите однокоренные слова к слову лесную.
Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!
В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.
Слова для справок: оляпка, водяной.
Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
Разберите по составу слова осинка, переход.
Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.
Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»
Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.
Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.
Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.
Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.
Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
Итоговый контрольный диктант № 10
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 621 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Халилова Гульмира МудесеровнаНаписать 96758 21.01.2016
Номер материала: ДВ-365982
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 21.01.2016 834
- 21.01.2016 1550
- 21.01.2016 1665
- 21.01.2016 1396
- 21.01.2016 5950
- 21.01.2016 771
- 21.01.2016 905
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Учимся дома 1-11 классы
Видео:Русский язык 8 класс: синтаксический разбор словосочетанияСкачать
Заметки о семейном образовании
Видео:Проверь себя /Однокоренные слова/Тренажёр № 4 (синий, трава, звон) /1 – 2 класс/ 5+.Скачать
Диктанты на тему «Осень» для 3 класса
Диктанты на тему «Осень» для 3 класса. Взяты мною из открытых источников. К каждому диктанту есть простое грамматическое задание. Диктанты расположены в порядке возрастания сложности. Они прекрасно подойдут для того, чтобы контролировать знания ребёнка. Но лучше всего проводить обучающие диктанты, когда ребёнку не дают написать слова неверно. В этом случае каждое слово перед написанием ребёнок проговаривает вслух, если сомневается — подбирает правило, пользуется помощью учителя/родителя и записывает правильно.
Видео:Русский язык 1 класс (Урок№52 - Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.)Скачать
Диктанты на тему «Осень» для 3 класса
Видео:Контрольная работа по русскому языку 3 класс 1 четверть. Диктант плюс заданияСкачать
Диктант № 1 «Осенний лес» (39 слов)
Октябрь. Деревья давно сбросили жёлтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.
Грамматическое задание
- Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень.
- Выделить грамматическую основу в 4 предложении.
Видео:Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать
Диктант № 2 «Осенью» (40 слов)
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Грамматическое задание
- Подчеркните главные члены во втором предложении.
- Выпишите словосочетания с вопросами из первого предложения.
Видео:1. Палата N6. А.П.Чехов.Скачать
Диктант № 3 «Хозяюшка белка» (44 слова)
Скоро осень. В еловом лесу весь день хлопочут проворные белки. Они прячут в свои кладовые маленькие грибочки, запасаются вкусными орешками. Носят мягкий мох в своё гнездо. Им совсем не страшны первые холода. Скоро их наряд станет тёплым и пушистым. Проворные и весёлые хозяюшки белки.
Грамматическое задание
- Подчеркните основу второго предложения.
- Сделайте фонетический разбор слова «весёлые».
Видео:Полезные советы Как написать диктант без ошибок?Скачать
Диктант № 4 «Сентябрь» (44 слова)
В середине сентября ещё можно насладиться теплой погодой. Радуют своей красотой и цветы. Сад пестрит разнообразием красок. Особенно хороши астры. Пчёлы делают последний свой сбор в этом году, готовятся к зимнему сну. Деревья одеты в золотые и багряные наряды. Природа дышит теплом и красотой.
Грамматическое задание
- Разберите слова второго предложения по составу.
- Подчеркните основу последнего предложения.
Видео:Главные и второстепенные члены предложения. Как разобрать предложение по членам?Скачать
Диктант № 5 «Прощание с осенью» (46 слов)
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Грамматическое задание
- В первом предложении подчеркните подлежащие и сказуемое.
- Разберите по составу слова: осенний, саду.
- Подчеркните любое слово, в котором букв больше, чем звуков.
Видео:Когда ставить тире между подлежащим и сказуемым. Русский язык 8 класс | TutorOnlineСкачать
Диктант № 6 «Лесной пожар» (46 слов)
На пороге стоял сентябрь. Мы возвращались с дачного участка домой. Проезжая лес, почувствовали запах гари. Раздался треск. Мы увидели языки пламени. По тропинке побежали косули. С ветки на ветку прыгала белка. Пролетели лесные птицы. Каждый пытался спастись от горящего врага. Страшен огонь в лесу. Берегите лес!
Грамматическое задание
- Подчеркните главные члены первого предложения.
- Разделите на слоги слова третьего предложения.
Видео:Что такое суффикс? Как найти суффикс в слове?Скачать
Диктант № 7 «Осенью» (47 слов)
Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор второго предложения. Выпишите словосочетания.
- Подберите однокоренные слова к данному корню: -сад-.
Видео:Диктант 3 класс плюс задания. Как научиться писать диктанты в 3 классе?Скачать
Диктант № 8 «Роса» (48 слов)
Ранней осенью погода стоит тёплая. Утром на траве можно заметить блестящие капельки воды. Откуда взялись эти водяные бриллианты? Это роса. Она образовалась из водяного пара, который всегда находится в воздухе. Ночью земля и воздух остывают. Пар превращается в капельки росы. И уже утром мы можем наблюдать прекрасное сиянье.
Грамматическое задание
- Подчеркните основу шестого предложения.
- Разделите для переноса слова первого предложения.
Видео:Русский язык 2 класс. "Состав слова. Окончание."Скачать
Диктант № 9 «Поздняя осень» (51 слово)
Наступила поздняя осень. Дни стали короче и холоднее. Часто идут дожди. Дует холодный ветер. Природа готовится к зимнему отдыху. Совсем опустели луга и поля. Деревья скинули свои золотые наряды и окунулись в глубокий сон. Только рябина, будто в огнях, привлекает шумных птиц. Им сейчас нелегко. Давайте поможем им и сделаем кормушки.
Грамматическое задание
- Разберите по составу слова пятого предложения.
- Подчеркните главные члены в первом предложении.
Видео:Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых. Практическая часть. 6 класс.Скачать
Диктант № 10 «Ноябрь» (52 слова)
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.
Грамматическое задание
- Выпишите три глагола с приставками, выделите их.
- Запишите три однокоренных слова, выделите в них корень.
Видео:Диктант по русскому языку 3 класс «Дождь в лесу»Скачать
Диктант № 11 «Ёжик» (58 слов)
Однажды наш класс поехал на экскурсию в лес. Там мы встретили ежа, он быстро бежал по полянке. Учитель нам рассказал, что осенью у ежей мало добычи. Все мелкие насекомые спрятались. Заснули до весны ящерицы и змеи. Осенними днями хлопотливые зверьки готовят своё жилище на зиму. С утра и до вечера таскает он мох и листву. Вот какой труженик.
Грамматическое задание
- Подчеркните безударные гласные в первом предложении.
- Определите основу в третьем предложении.
Видео:Калинина 1 класс. Урок 3. Длительности, ритм, размер, паузы. Ответы и пояснения.Скачать
Диктант № 12 «Природа осенью» (74 слова)
Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные дни листья жёсткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на осине. Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал водяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно речки. Смолкли птичьи голоса. Природа ждёт прихода зимы.
Грамматическое задание
- Выпишите из диктанта два существительных во множественном числе и образуйте от них формы единственного числа.
- Определите род существительных: земля, хвост, скатерть, зелёные, дождь, окно, крыльцо.
Видео:Задача на сообразительность сколько стоит стакан сока и пирожок?Скачать
Диктант № 13 «Лес осенью» (76 слов)
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают с берёз лёгкие жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись серебряные нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. Тишь стоит кругом!
Грамматическое задание
- Выпишите в три столбика существительные (по склонениям).
- Укажите род и падеж существительных. Выделите в них окончания.
- Разберите по членам предложения третье предложение.
Рабочая программа предмета «Русский язык» в 3 классе (стр. 2 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 |
(система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)
Цель: проверка остаточных знаний по программе второго класса и навыков каллиграфического написания букв.
Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово)
Слова для справок: ходим, воздухом.
1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. Слова русский, листья разделить для переноса.
Цель: проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)
Слова для справок: стало, подмёрзла.
1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков
по теме «Однокоренные слова»
Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, разбирать слова по составу.
Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад. (55 слов)
Слова для справок: лисичка-сестричка.
1. Выписать два слова, в которых есть суффиксы, и разобрать их по составу.
2. Третье предложение разобрать по членам предложения.
3. Выполнить слого-звуковой анализ слова семена.
Цель: проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов.
На улицах города
Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было. (58 слов)
1. Разобрать слова по составу.
1 вариант: подметает, с железным.
2 вариант: подходит, около снежной.
2. Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около снежной кучи.
3. Придумать слова к схемам:
по теме «Правописание корней»
Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить усвоение элементарной теории языка: правописание о, е в сложных словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, правописание приставок, разделительного твёрдого знака, удвоенных согласных, смягчающего мягкого знака; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.
Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов.
Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.
Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку.
1. Последнее предложение разобрать по частям речи и членам предложения.
2. Разобрать по составу слова: скалолаз, землетрясение, проходят, зайчишка.
Цель: проверить навык правописания двойных, непроизносимых, безударных, звонких и глухих согласных, предлогов и приставок, родовых окончаний имён существительных, не с глаголами, мягкого знака после шипящих на конце основы; проверить умение разбирать слова по составу, а предложения по частям речи.
В нашем русском краю всё в старину было деревянное. Из дерева делали ложки и дома, ступки и кадки.
Русские мастера по дереву славились повсюду. Особенно были знамениты новгородские плотники. Здесь топором владел каждый.
Они строили деревянные здания с удивительной быстротой. Плотники возвели в Коломне деревянный дворец. Это настоящее чудо из дерева. На него приезжали любоваться гости из многих стран.
Слова для справок: повсюду, деревянный.
1. Второе предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
2. Разобрать слова по составу: в старину, любоваться, дом.
по теме «Имя прилагательное»
Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.
Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!
1. Разобрать по членам предложения.
1 вариант: 4 предложение.
2 вариант: 5 предложение.
2. Разобрать по составу слова:
1 вариант: радостное, травинка.
2 вариант: в вершинах, ласковое.
3. Подобрать прилагательные, близкие по смыслу:
1 вариант: ласковое, крепкий.
2 вариант: радостное, счастливое.
Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение правильно писать родовые окончания у имён прилагательных, предлоги и приставки; выполнять разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам, изменять глаголы по временам.
Лакомства для зверей
Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.
Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.
Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.
1. Выписать три словосочетания глаголов с именами существительными, указать число и время глаголов.
2. Разобрать по составу слова: набеги, приходится, полевых.
3. Разобрать предложения по членам и частям речи:
1 вариант: 1 предложение.
2 вариант: последнее предложение.
Итоговый диктант 9
Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения.
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.
Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.
Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.
В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.
1. Подберите однокоренные слова:
1 вариант: утро, кукушка.
2 вариант: роса, работа.
2. Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.
3. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
4. В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.
Ветер занёс под берёзку семечко. Выросла под берёзкой ёлочка. Берёза защищала её от солнца и морозов.
Теперь ель догнала берёзку и стоит рядом с ней вершина к вершине. Шелестят осенние листики на берёзе. Этот шелест будит под деревьями зайцев.
Они встают и уходят. Вот один вышел из-под ёлок и остановился. Слушает заяц. Везде шелестит. Куда идти? И пошёл он от берёзы к берёзе.
Орфография: защищала, с ней, шелест, пошёл,
к вершине, к берёзе.
Ёжик делает запасы.
Однажды мы с другом гуляли по саду. Что за чудо? По дорожке ползло яблоко. Мы не поверили своим глазам. Это полз ёжик. Он наколол себе на иглы яблоко и так бежал с грузом на спине. Стоим и глядим. Куда он понесёт яблоко?
Зверёк подбежал к стогу соломы и спрятался там. Скоро он вылез из стога уже без яблока и направился в сад. Подполз к куче яблок, перевернулся на спину, наколол одно на спину. Потом опять побежал в укрытие. Так он делал свои запасы.
Составь план самостоятельно.
На зимние каникулы Дима с мамой отдыхали у дедушки в деревне. Зима выдалась вьюжная. Дима катался с ребятами на лыжах и санках. Раз они слепили снеговика.
Однажды Дима наблюдал сильный снегопад. Крупные хлопья снега плавно кружили в воздухе . Они быстро покрывали землю пушистым ковром. Около дома росли сугробы снега.
Любил Дима бывать в зимнем лесу. В лесу было светло и торжественно. Подолгу любовался он на красивый наряд сосен и елей.
Как я купил собаку.
Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся.
Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.
Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок.
Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают.
1.Охотник продал собаку.
2.Томка грустит о родном доме.
Орфография: хозяин, колени, охотник, на бок, не продают, не покупают.
Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.
Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосуль-ки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом капельки.
От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить странные ве-щи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.
Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем они провожали день. Весна!
ЗИМОЙ В ПЕЧНОЙ ТРУБЕ.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1
Цель: проверить навыки списывания.
Ирина Петровна Соловьёва работает на заводе. Она собирает часы. Семья Соловьёвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом этаже. Из её окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили семью с новосельем.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2
Цель: проверить навыки списывания.
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)
(По И. Соколову-Микитову)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3
Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.
Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.
Всем было очень весело.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 4
Цель: проверить навыки списывания.
В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.
До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».
Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не утонет!
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 5
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись.
Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.
Словарный диктант 1
Морковь, рисунок, песок, компьютер, интересный, иней, пирог, малина, ракета, остров, сегодня.
Словарный диктант 2
Трамвай, очень, газета, обычный, яблоко, шоколад, осина, шофёр, шелест, огород, медленно, гигант.
Девочка, багаж, инженер, орех, территория, галерея, картофель, метро, аптека, болото, человек, восток.
Словарный диктант 4
Вокруг, пшеница, календарь, ботинки, помидор, лучше, лагерь, океан, библиотека, запад, привет, животное.
Проверочная работа 1
1. Выпиши из текста вопросительное невосклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.
1. Повествовательное невосклицательное.
2. Вопросительное невосклицательное.
3. Повествовательное вопросительное.
3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу
Шёл я по заросшей вырубке.
Солнце поднимается быстро.
В лесу появились первые проталины.
4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь, 4-й звук в слове краб, 2-й звук в слове пою, 3-й звук в слове крюк.
5. Выпиши слова, в которых правильно отмечена приставка.
убежать, ужас, съесть, сорвать, история, истопить
6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
кусты, раздался, посвист, за, рябчик
1. Выпиши из текста побудительное восклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.
1. Вопросительное восклицательное.
2. Побудительное повествовательное.
3. Побудительное невосклицательное.
3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечены главные члены. Отметь грамматическую основу в этом предложении.
Среди ветвей мелькнули серые тени.
Слева послышался шорох листьев.
Я увидел летящего орла совсем близко.
4. Охарактеризуй 4-й звук в слове обувь, 1-й звук в слове яма, 2-й звук в слове ёлка, 3-й звук в слове ножка
5. Выпиши слова, в которых правильно отмечен корень.
перелетный, городской, пробег, поездка, бесшумный, погибают
6. (дополнительное). Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
друг, по, Кавказ, путешествовать, долго
Проверочная работа 2
по теме: «Простое предложение»
• Из предложений выпиши грамматические основы.
Сухая трава побелела от инея.
Лужи затянул тонкий ледок.
К вечеру небо просветлело.
• Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Мы любили играть под липами.
Ярко светит летнее солнышко.
3. Запиши предложения. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова. Подчеркни их как члены предложения.
Я люблю читать (что?) . и мечтать (о чём?). .
Я выполнил рисунок (чем?). .
4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ель.
Ель растёт во влажных лесах.
Игрушки висят на ели.
На поляне дети увидели ель.
5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме.
Я лежу в душистой траве на лугу, Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.
1. Из предложений выпиши грамматические основы.
С болота донесся журавлиный клич.
Холодный ветер легко продувает плащ.
В кустах за поляной раздался посвист рябчика.
2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики.
Завтра мы пойдём в музей.
3. Спиши предложения, найди и подчеркни все дополнения.
Дуб боится крепких морозов.
Отец быстро вскопал грядку.
4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ёлка.
Возле ёлки разгуливает румяный Дед Мороз.
Ребятишки украшают ёлку разноцветными игрушками.
Высокие ёлки окружили полянку зелёным хороводом.
5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:
Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.
Проверочная работа 3
по теме: «Части речи. Род и число имён существительных» (текущая)
Выпиши только имена прилагательные.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание
Распредели имена существительные в три группы по значению:
2) помещения для животных
3) профессии людей
свинья, конюх, свинарник, птичница, корова, пастух, коровник, овца, ветеринар, курица, курятник, лошадь, конюшня
Запиши слова в три столбика по родам.
сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь
Поставь имена существительные в форму единственного числа, запиши.
двери, степи, озёра, растения, орлы, города, сады, деревья, мосты, дороги
Запиши группы слов. В каждой группе найди и подчеркни «лишнее» слово (обрати внимание на род или число существительных)
1) луна, поляна, деревня, дядя
2) деревья, перья, семья, стулья
6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни в каждом предложении главные члены.
Провода провисли под тяжестью сотен ласточек. Птицы беспрерывно слетают, носятся над водой, садятся на землю и снова возвращаются на провода.
1. Выпиши только глаголы.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание
2. Найди в каждой группе лишнее по значению слово. Запиши группы слов, исключая лишние слова.
1) диван, стул, дверь, стол, шкаф
2) чай, кофе, сок, суп, кисель
3) ветер, снег, дождь, пожар, туман
• Запиши слова в три столбика по родам.
коктейль, решение, мебель, костюм, меню, сырость, высота, здание, ковёр
4. Поставь имена существительные в форму множественного числа, запиши.
стул, лестница, верёвка, доктор, смелость, учитель, волк, сапог, лиса
5. Выпиши из текста существительные мужского рода единственного числа.
Я люблю простые лесные цветы. Когда приходит весна и тает снег, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, слушаем пение птиц, обираем подснежники, вяжем из них маленькие букеты.
Эти простые цветы напоминают далёкое детство, родную любимую природу.
6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни все имена существительные как члены предложения.
Июльское солнце плывёт над лесами и полями, над городами и сёлами. Дарит солнышко своё тепло и малой травинке, и крошечному муравью, и могучему столетнему дубу.
Проверочная работа 4
по тем «Род, число, падеж имён существительных»
1. Отметь «х» все существительные мужского рода.
2. Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа.
3. Отметь «х» все существительные, у которых нет формы единственного числа.
5. Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.
2. □ около деревьев
5. □ возле дерева
6. Отметь «х» все существительные в предложном падеже множественного числа.
7. Отметь «х» все предложения, в которых существительное книга стоит в именительном падеже множественного числа.
1. □ Я люблю получать книги в подарок.
2. □ Книги лежат на столе.
3. □ Младший брат читает книги с картинками.
4. □ Эти книги рассказывают о далёких звёздах.
5. □ Учительница раздала новые книги.
8. Отметь «х» все предлоги, которые употребляются с дательным падежом.
9. Отметь «х» все существительные, падеж которых определён неверно.
1. □ через дорогу (В. п.)
3. □ без окон (Р. п.)
4. □ по земле (Д. п.)
5. □ для мамы (В. п.)
10. Отметь «х» все существительные в начальной форме.
11. Отметь «х» все существительные 3-го склонения.
12. Отметь «х» существительное не 1-го склонения.
13. Отметь «х» все несклоняемые имена существительные.
14. Отметь «х» все существительные 1-го склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе.
3. □ под тетрадью
1. Отметь «х» все существительные мужского рода.
2. Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа. .
3. Отметь «х» все существительные, у которых нет формы множественного числа.
4. Отметь «х» все вопросы дательного падежа.
5. Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.
6. Отметь «х» все существительные в предложном падеже множественного числа.
7. Отметь «х» все предложения, в которых существительное самолёт стоит в именительном падеже.
1. □ Самолёт стремительно поднялся в воздух.
2. □ В небе мы увидели самолёт.
3. □ Парашютисты покидали самолёт.
4. □ Высоко над нами пролетел самолёт.
5. □ Пассажиры заходили в самолёт.
8. Отметь «х» все предлоги, которые употребляются с предложным падежом.
9. Отметь «х» все существительные, падеж которых определён неверно.
2. □ под снегом (Т. п.)
3. □ на песке (Д. п.)
4. □ около дома (Р. п.)
10. Отметь «х» все существительные в начальной форме.
11. Отметь «х» все существительные 3-го склонения.
12. Отметь «х» все существительные не 1-го склонения
13. Отметь «х» все несклоняемые существительные.
14. Отметь «х» все существительные 1-го склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе.
2. □ над ошибками
Проверочная работа 5
на тему: «Имя прилагательное и его грамматические признаки»
1. Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.
Высокий дом, железная лестница, синее море, королевская конница, тёмный чердак, зелёное растение, звонкая песня, строгий учитель, доброе лицо, летняя веранда
2. Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.
старый ослик, на верхней полке, тёмной ночью, для первого класса
3. Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.
Летним днём мы шли по сосновому лесу.
Белый туман расстилается над тихими лугами.
4. Выпиши только качественные имена прилагательные, письменно подбери антоним к каждому записанному слову.
больший, лисий, бумажный, узкий, апельсиновый, острый, папин
5. Запиши данные имена прилагательные в краткой форме, в мужском роде, в единственном числе.
грубый, умный, седой, сильный
образец: красивый – красив (м. р., ед. ч.)
6 (дополнительное). Спиши текст. Найди притяжательные прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.
Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.
1. Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.
ёлочная игрушка, высокое дерево, хороший прыжок, райская птица, широкий проспект, старое здание, зимние вечера, дальняя дорога, верный друг, весёлая история
2. Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.
интересная книга, на скором поезде, за высокой берёзой, у деревенского колодца
3. Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.
По вечерам мама накидывала старый бабушкин пуховый платок и читала нам сказки.
Серый осенний дождь грустно стучит по мокрой крыше.
4. Выпиши только относительные имена прилагательные. Рядом запиши слова, от которых они образовались.
лимонный, широкий, высокий, птичий, шёлковый, кислый, дедушкин, настенный
5. Выпиши имена прилагательные в краткой форме, женского рода, единственного числа.
ласковы, ласкова, ласковая, мудрая, мудра, внимательная, внимательна, внимателен, прекрасная, прекрасен, прекраснейшая
6(дополнительное). Спиши текст. Найди качественные имена прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.
Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.
Проверочная работа 6
«Понятие о глаголе. Число глаголов. Время глаголов».
Ø что обозначают глаголы, и на какие вопросы они отвечают;
Ø на какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола;
Ø как изменяется глагол?
Ø выделять глагол среди других частей речи;
Ø определять форму числа глагола изменять глаголы по числам;
Ø определять время глагола;
Ø правильно писать частицу не с глаголами?
1.Прочитай. Подчеркни глаголы.
Зелень, искусство, медленный, зеленеть, плескаться, книга, прекрасный, учиться, петь, озеро, молодой, записать, застроить, красный, краснеть, любить.
2.Прочитай. Подчеркни правильный ответ.
Глаголы отвечают на вопросы (что? какое? что делать? кто? что делает? какой? какая? что сделать? что делают?)
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы ………………………………………………………………………………………………………………………………
4.Прочитай. Измени форму числа глаголов.
5.Запиши данные глаголы с частицей не.
6.Прочитай. Определи время каждого глагола. Стрелками соедини с правильным ответом.