Шевалье де роган ударение

Видео:Легендарные бои — Хёрнс-Дюран (1984)Скачать

Легендарные бои — Хёрнс-Дюран (1984)

Виконты де Роган

Генеалогия фамилии де Роган

Видео:Почему 3 Рейх Проиграл Англии В Воздухе?Скачать

Почему 3 Рейх Проиграл Англии В Воздухе?

Таблица 1

Гутенок, виконт де Шатотро-на-Поре в 1008-21, имел сына виконта Джосселина Реннского(+1074), который был отцом Джоффруа де Поре(+1142) (основателя фамилии Ла Зуш) и Алана де Рогана(+1128) (основателя фамилии Роганов)

Алан де Роган(+1128) виконт де Кастельноэ
1 Алан II(+1168) виконт де Роган, сир де Жимене
11 Алан III(+1195) ж- Констанс Бретонская
111 Алан IV(1165-1205)ж- Мабель де Фужер(1165-)
1111 Годфри(1190-1221) ж- Жервейз де Динан(1185-1237)
1112 Оливье(+1228)
1113 Алан V(1205-1242) ж- Алиенор де Порэ(1200-)
11131 Алан VI(1232-1304) ж-Томасси де Ла Рош-Бернар(1245-1304)
111311 Оливье II(1271-1326) ж- Аликс де Рошфор(1280-)
1113111 Алан VII(1308-1352) убит при Пуатье, ж- Жанна де Ростренен(+1354)
11131111 Жан(1325-1395) ж- Жанна де Леон(+1372) (см. Таблица 2)
11131112 Маргарита(+1406) м- Иоанн IV сир де Бомануар, Олиьве IV де Клиссон(+1407)
111312 Эд(1285-1346) сир Ги-де-Л’Иль Шевалье де Л’Иль ж- Алиетта де Ги-де-Л’Иль(1300-)
112 Маргарита(1160-) м- Жерве де Лион(1165-1216)
113 Маргилья(1160-) м- Гимаш V де Лион(1165-1208)
114 Констанс(1160-) м- Эдон де Понтшато(1150-)
2 Жан(1120-) ж- Жасцелин де Монфор-л’Амори(1135-) 21 Эрмина(1152-) м- Амори де Монфор(1145-1187)

Видео:Очереди на подпись за Надеждина. Кот Твикс погиб. За «фейки» об армии будут конфисковывать имуществоСкачать

Очереди на подпись за Надеждина. Кот Твикс погиб. За «фейки» об армии будут конфисковывать имущество

Таблица 2

Жан(+1395) виконт де Роган, ж- Жанна де Леон(+1372), Жанна д’Эвре(+1403)
1 Алан VIII(1350-1429) сир де Леон, ж- Беатрисса де Клиссон, гр. Поре(+1448)
11 Алан IX(1382-1462) граф де Поре, ж- Маргарита Бретонская, мадам де Жильяк(1360-1448), Мари де Водемон(+1455)
111 Жанна(+1459) м- Франциск де Ре, граф Аркур(+1458)
112 Маргарита(+1497) м- граф Жан д’Ангулем Орлеанский(+1467)
114 Екатерина м- Жак Динан, сир де Бомануар(+1444), Жан д’Альбре, вик. де Тартас(+1468)
113 Жан II(+1516) (от 2 брака) виконт де Роган де Леон, граф де Поре, ж- Мари Бретонская(1444-1506)
1131 Жак(+1527) виконт де Роган де Леон, граф де Поре, ж- Франсуаза де Роган
1132 Клод(1480-1540) епископ Квимпер
1133 Мари(+1542) м- Луи IV де Роган, сир де Жимене(+1527)
114 Екатерина м- Рене де Керардре(+1479)
115 Пьерр(+1489) сир де Поншато, ж- Жанна де Перрир, гр. Квинтин(+1480)
2 Жанна де Нойон м- Роберт Алансонский граф дю Перш(+1377), Пьер Амбуаз вик. де Тур(+1426)
3 Шарль де Роган(+1438) сир де Жимене, ж- Катерина дю Геклен(1390-1461)
31 Луи(+1457) ж- Мария де Монтабон(+1497)
311 Луи II(+1508) барон де Ланво, ж- Луиза де Рье
3111 Луи III(+1498) ж- Рени де Фу
31111 Луи IV(+1527) ж- Мария де Роган
311111 Луи V(1513-1557) ж- Маргарита де Лаваль
3111111 Луи VI(1540-1611) принц де Жимене граф де Монбазон, ж- Леонора де Роган, гр. Рошфор(1539-1583), Франсуаза де Лаваль(+1614) Принцы де Роган-Жимене
3112 Жан де Роган(+1524) сир де Ландаль, губернатор Турина, ж- Жийонна де Лоржериль(+1502), Изабо де ла Шапель(+1519)
31121 Хелена де Ландаль(+1541) м- граф Франсуа де Мар(+1556)
31122 Маргарита(+1550) мадам де Трессан, м- Луи де Мальструа, сир де Понкалле
31123 Екатерина(+1556) мадам де ла Рибодьер, м- Жильбер Лиможский
3113 Франсуаза мадам де Маршвиль м- Луи де Уссон, граф де Тоннер
3114 Маргарита м- Франсуа де Мейль, виконт де Тур(+1501)
3115 Жанна м- Франсуа де Шастле, виконт де Поммери
312 Пьер де Роган(1451-1513) принц де Роган, сир де Жи, ж- Маргарита д’Арманьяк, гц. де Немюр, гр. де Гизе(+1503)
3121 Шарль(+1528) принц, граф де Гизе де Орбек, ж- Шарлотта д’Арманьяк, гц. де Немур де Гизе, Джованна Сан-Северино (все дети от 2 брака)
31211 Франциск(+1559) виконт де Фронсак, ж- Екатерина де Силли, гр. де Рошфор
312111 Леонора де Рошфор(1539-1583) м- Луи VI де Роган
312112 Диана(+1585) мадам де Жильбурж, м- Франсуа де Майли де Ла Тур Ландри, граф де Шатору(+1598)
31212 Жаклин(1520-1587) м- Франсуа д’Орлеан, маркиз де Ротлин(+1548)
31213 Клод, мадам де Тури м- Клод де Бовильер, граф де Сен-Эйнан(+1540) 3122 Франсуа де Роган(1479-1536) арх. Ланнский
31221 Жорж(1507-1546) (внебр.) комендант Сен-Эло (Анжу)
3123 Пьер II де Роган(+1525) убит при Павии, сир де Фронтеней де Ла Марш де Жи, виконт Карентан, ж- Анна де Роган
31231 Рене I(+1552) убит под Мецом, граф де Поре, маркиз де Блэйн, ж- Изабелла Альбре, инфанта Наваррская
312311 Генрих(1535-1575) первый принц крови в Наварре, ж- Франсуаза де Турнемин(+1609)
312312 Рене II(1550-1586) принц де Леон, граф де Поре, ж- Катерина де Партенэ(1553-1631)
3123121 Генрих II(1579-1639) герцог де Роган, лидер гугенотов в 1621-29, ж- Маргарита де Бетюн(1595-1660)
31231211 Маргарита де Роган де Леон де Субиз(1616-1684) м- Генрих де Шабо, гц. де Роган(+1655)
3123122 Бенджиамин(1583-1641) герцог де Фронтенэ
3123123 Екатерина(1578-1607) м- Иоганн II, герцог Цвайбрюккен, пфальцграф Рейнский(+1635)
312313 Франсуаза(+1591) гц. Лоудон, м- Франсуа Лесфель, сир де Жубриан
313 Хелен(+1507) м- Пьер дю Пон(+1488)
4 Эдуард(+1415) м- Маргарита де Шатобриан
41 Луиза, мадам де Леон м- Патри III де Шатожирон(+1427)

Видео:Чехарда премьеров. Удар властьюСкачать

Чехарда премьеров. Удар властью

Шевалье де роган ударение

Слава и испытания

Длительность правления, продолжавшегося с 1643 по 1715 год, твердость королевского характера, удивительное самообладание и неистребимое желание оставить свой след во времени, важнейшие социально-политические изменения, происходившие в то время во Франции, невероятный подъем литературы и искусства, в чем отчасти заслуга монарха, — все это снискало Людовику XIV исключительное место в Истории. Тем не менее в национальной памяти этот король не оставил единодушного к себе отношения. Одни испытывают безграничное восхищение перед бессмертным создателем Версаля и покровителем Мольера, Расина, Буало, Ленотра или Ардуэнамансара. Другие, напротив, ненавидят надменного фараона, щеголявшего в обществе фавориток, презирают его «солнечную» мегаломанию и идолопоклонничество, окружавшее монарха, его экспансионистские устремления, чрезмерное влечение к войне и религиозный фанатизм, ставший причиной гонений и преследований, которые обрушились в королевстве на протестантов… Лубочному образу «славного короля» легко можно противопоставить «обратную сторону солнца», тем самым продолжив тщетный, а главное, заведомо ложный спор, который ведут поклонники и хулители «Великого Короля». Оба лагеря запросто трактуют общепринятую, глубоко мифичную и стереотипную (но, увы, помещенную в большинстве школьных учебников!) модель классического величественного общества, погрузившегося после барочной вычурности начала XVII века в атмосферу торжествующей гармонии незыблемого догматического порядка и дисциплины. В сущности, неумолимым выразителем того, что названо пустым и звучным словом «абсолютизм», могла бы стать четкая планировка садов на французский манер.

В действительности же все проще и скромнее. Дебют правления Людовика XIV пришелся на время трагических событий Фронды, брожения умов, бестолковых действий «судейских крючков», восстания вельмож, тоскующих по феодальному укладу, обнищания деревень и крестьянских волнений. Восстановление порядка, приведение королевства к повиновению, создание административной монархии в конечном счете заняли гораздо больше времени, чем о том принято говорить. Во Франции, с трудом поддающейся упорядочению, обремененной привилегиями, льготами, неискоренимыми обычаями и сословиями, дорожащими своими правами, королевская власть, представляющая собой растущую государственную силу, должна была непрестанно бороться, чтобы отстоять свои интересы. Подобная борьба, ведомая монархом и его соратниками, была далека от того, чтобы окончиться «досрочно». Поэтому современной историографии следовало бы пересмотреть представления о веке и его короле, понять, какие усилия были приложены монархом и какие препятствия вставали у него на пути, не упуская при этом из виду ни его трагических ошибок, ни заблуждений.

Второй период царствования Людовика XIV, начавшийся с первого Нимвегенского договора (1678), гораздо лучше (по крайней мере, внешне) соответствует тому образу короля, каким его обычно представляют. После нескончаемых беспорядочных переездов из одного замка в другой королевский двор располагается в Версале. Древнее родовитое дворянство наконец «одомашнено» и заключено в оковы этикета. Министры и интенданты выполняют волю монарха даже в самых отдаленных провинциях. Народные волнения идут на убыль…

Но этот бесспорный успех все же не может утаить того, насколько хрупким является величие короля и его королевства, сколь много трудностей им пришлось преодолеть на пути к нему. Формирование нового государства проходит медленно, в несколько этапов, и порой королю приходится отступать от задуманного или идти на компромисс, так как у него в распоряжении нет штата служащих в современном понимании этого слова. К нескольким десяткам тысяч чиновников, собственников своих должностей, Людовик XIV добавил несколько сотен «комиссаров», назначаемых и отзываемых самим королем. Из-за отсутствия эффективного бюрократического аппарата монарху приходится опираться на частную клиентелу своих министров, разжигая дух соперничества между министерскими кланами. В конечном счете лишь после смерти Лувуа, всемогущего военного министра, ушедшего из жизни в 1691 году, образ королевского правления коренным образом меняется: именно в этот период закладываются основы административной монархии.

Но увы… Силы Франции истощены нескончаемыми войнами: порой их затевает Людовик XIV, порой — другие европейские правители, надменные и алчущие славы, как и он. На провинции, из-за которых ведется спор, обрушивается волна грабежей и мародерства. Бедствия войны, жестокий голод 1693-1694 годов — о котором нечасто вспоминают, хотя он унес в могилу более миллиона трехсот тысяч человек (из двадцати двух миллионов жителей) — лишь разжигают недовольство, приводя к брожению умов. Сюда же следует добавить эмиграцию множества протестантов, преследуемых и до и после отмены Нантского эдикта (1685). В стране вновь действует учение янсенистов, вновь набирает силу оппозиция аристократов. В 1709 году, несмотря на желание старого короля заключить мир, пусть даже ценой больших уступок, коалиция его противников не желает отказаться от мысли разорвать Францию на куски. В 1711 и 1712 годах смерть наносит удар за ударом по его потомству: внезапно уходят из жизни его сын Великий Дофин, затем его внук герцог Бургундский, супруга последнего герцогиня Бургундская и, наконец, его правнук, еще совсем юный герцог Бретонский. Людовик сражен несчастьем, обрушившимся на его родственников, короля снедают грусть и тоска, его уверенность подточена, но все же монарх не сгибается под ударами судьбы и крепко держит в руках бразды правления. Непревзойденное величие Людовика XIV проявляется вовсе не в апофеозе молодости и не в блистательной зрелости, когда король достиг всего, к чему стремился. Истинное величие — в той силе характера Людовика XIV, которая помогает ему противостоять страшным бурям и высокомерным вызовам судьбы.

В то воскресенье ликовали небеса

Субботним вечером 4 сентября 1638 года, за час до полуночи, в Сен-Жермен-ан-Ле, в элегантном новом дворце, возведенном Филибертом Делормом и Жаном-Батистом Андруэ дю Серсо на краю высокой лесистой террасы, чье подножие, утопающее в садах, омывает Сена, королева Анна Австрийская почувствовала приближение родов. После двадцати трех лет супружеского союза с Людовиком XIII у Анны еще не было детей. Началась тревожная ночь…

«Это мальчик! Это мальчик!»

Король, утомленный конной лесной поездкой, что окончилась тремя днями ранее, выглядит встревоженным. В четыре часа утра епископ Лизье направляется в королевские покои, дабы отслужить мессу. Епископ Мо и первый духовник короля — монсеньор Сегье — наставляет и благословляет королевскую роженицу, в то время как главный медик Ее Величества Бувар и хирург Оноре следят за выражением ее лица, готовые уловить в нем малейшие признаки родовых мук. Ожидание длится большую часть утра. В одиннадцать часов Людовик, едва сев за стол, узнает радостную новость из уст госпожи де Сенесе, придворной дамы его супруги: «Это мальчик! Это мальчик!» Действительно, это хорошенький крепкий дофин, толстощекий блондин, которого госпожа Перонн, акушерка, показывает Его Величеству. Король, обычно угрюмый и погруженный в свои мысли, сияет от счастья; опустившись на колени, он горячо благодарит Бога. Брат короля Гастон Орлеанский, которого называют Месье, прячет разочарование за судорожной улыбкой: отныне его имя не первое в списке претендентов на трон! После малого крещения, произведенного монсеньором кардиналом Сегье, кормилица, госпожа Лажирудьер, уносит кричащего младенца в его покои, обитые белой камчатой тканью.

Видео:САМЫЙ СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ РАЗГРОМ КРЕСТОНОСЦЕВ сарацинами - 1187 г. Битва при Хаттине (Рога Хаттина)Скачать

САМЫЙ СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ РАЗГРОМ КРЕСТОНОСЦЕВ сарацинами - 1187 г. Битва при Хаттине (Рога Хаттина)

Словари

РОГАН Rohan. Символ гордого рыцаря. От имени шевалье де Рогана, принадлежавшего к древней бретонской знати, связанной узами со многими владетелями Европы, которому приписывается знаменитая фраза: «Roy ne puis, Duc ne daygne, Rohan suys. Знаменитое гордостью и чувством собственного достоинства, выражение Рогана: «Королем быть не могу, князем не хочу — я Роган» звучит совершенно особым смыслом, подразумевает особые чувства. Наши Роганы принесли из прошлого только одно — «бьет тебе челом худородный раб твой Ивашка». РБ 1907 9 2 89. На основных трех-ярусных избах крестьян .. огромными и резными из дерева буквами и написан год и число постройки, имя строителя и почти всегда какой-нибудь поучительный девиз, в роде Mensch, lebe fromm und gut.. Это своего рода крестьянские арматуры и гербы, стоющие Роганов и Субизов, столь же гордые и часто столь же древние. 1877. Е. Марков Горные мечты. // М. 2 135.

ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа Аруэ — Arouet) (1694-1778), французский писатель и философ-просветитель, деист, иностранный почетный член Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (издана в 1761), сатирические поэмы («Орлеанская девственница», 1735, издана в 1755), публицистика, исторические сочинения. деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764-69). Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).—* * *—ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Франсуа Мари Аруэ, Arouet) (21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, там же), французский мыслитель, писатель и публицист эпохи Просвещения. Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.—Семья—Мать Вольтера, Мари Маргерит Домар, была дочерью секретаря уголовного суда, а отец, Франсуа Аруэ, — нотариусом и сборщиком налогов.

Сам Вольтер не любил этого человека и его ремесло, а позднее (1744) предпочел объявить себя незаконным отпрыском некоего шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, чем оставаться сыном преуспевающего буржуа.—Начало литературной карьеры—После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-11) юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. В мае 1717 за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал в Бастилию, однако год тюремного заключения не охладил пробудившегося литературного пыла. Уже в 1718 была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер». Крупная эпическая Поэма «Генриада», первоначально названная «Лига» (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею. Посвященная эпохе Религиозных войн 16 в. и ее главному герою королю Генриху IV, Поэма осуждала религиозный фанатизм королей-деспотов и прославляла монарха, сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления.—Пребывание в Англии. «Философские письма»—В начале 1726 произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, позволившим себе публично насмехаться над его попыткой скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. Дерзский ответ («Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!») дорого обошелся Вольтеру: перенесенные от лакеев де Рогана побои и последующие унижения дали ему почувствовать на собственном опыте, что такое социальная несправедливость. Вооружившись пистолетами, он пытался отомстить обидчику, но был арестован, брошен в Бастилию, а в конце 1726 вынужден покинуть Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах», вышедших в 1733 на английском, а в 1734 на французском языках. «Письма» идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов Франции. В 1734, уже после возвращения Вольтера на родину, книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а над автором нависла угроза ареста.—Сирейский период—Решив не искушать судьбу, Вольтер тогда же, в 1734, удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты о результатах совместных лабораторных опытов Они отправляли в Париж, в Королевскую Академию наук. Десять лет, проведенных в Сирее, оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира» (1736) и «Магомет» (1742), «Трактат о метафизике» (1734) и «Основы философии Ньютона» (1738), написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV» (1751). Приобретенные в Сирее познания укрепили Вольтера в неприятии традиционной христианской картины мира, усилили критическую направленность его ума, стимулировали дальнейшие поиски рационального объяснения природных и социальных явлений.—Воинственный скепсис сирейского периода проявился в работе Вольтера над эпической поэмой «Орлеанская девственница», первая половина которой была завершена к 1735. Поэма в течение долгого времени распространялась в списках, ее первое пиратское издание появилось лишь в 1755, а официальная публикация состоялась только в 1762 в Женеве. Вольтер не побоялся использовать дорогую сердцам французов историю Жанны д Арк для нового разоблачения религиозных предрассудков. Он избрал для этой цели самое мощное орудие — иронию. Стремясь опровергнуть мнение хронистов о том, что Жанна была послана Богом, их повествования о ее видениях и чудесах, Вольтер изобразил эти стороны предания в смешном виде. Досталось и пресловутой девственности Жанны, ибо Вольтеру претила сама мысль, будто именно эта добродетель героини стала залогом спасения Франции. Подлинную причину ее успеха он видел в том, что Жанна уверовала в собственные силы, и свою уверенность сумела передать королю и армии. Трагическая смерть Орлеанской девы побуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, который обрушивается на головы палачей Жанны — отцов-инквизиторов.—Вольтер-придворный—В 1744 началась краткая и неудачная карьера Вольтера-царедворца. Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили ему место придворного историографа Франции (1745). В 1746 состоялось его избрание во Французскую Академию, однако ему так и не удалось снискать расположение короля, несмотря на все заискивания писателя.—Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы Дю Шатле (1749) склоняли Вольтера принять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750. Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом началась еще в 1736 с восторженного письма молодого кронпринца. В последующее десятилетие Они несколько раз встречались. Полагаясь на испытанную годами привязанность и щедрость «короля-философа», Вольтер рассчитывал прижиться в Пруссии. Но вблизи ему открылись во Фридрихе не только острый ум, но и двуличие и деспотизм, что и стало причиной отъезда Вольтера в 1753 из Пруссии.—Вольтер и «Энциклопедия»—В декабре 1754 Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. В окрестностях Женевы он купил небольшое имение, названное им «Делис» («Отрада»). Здесь Вольтер начал сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро и Д Аламбера. Первые его статьи появились в 1755 в 5-м томе: «Дух», «Красноречие», «Изящество». Уже к 1756 из-под его пера вышла дюжина энциклопедических статей, отличавшихся большой смелостью. Так, в статье «История» (1756) он выразил сомнение в достоверности многих исторических сказаний, в т. ч. преданий о чудесах, а в статье «Идол, идолопоклонник, идолопоклонство», написанной в 1757, а вышедшей только в 1765 в 8-м томе «Энциклопедии», утверждал, что христиане в сущности ничуть не меньше идолопоклонники, чем язычники. Именно Вольтер поддержал Д Аламбера в его намерении опубликовать знаменитую статью «Женева» (1757, 7-й т.). Похвалы республиканскому строю и вольнолюбивым женевцам звучали в ней как критика французской действительности. Кальвинистские пасторы Женевы были представлены почти как деисты, что далеко не соответствовало истине, однако расправа Кальвина над Серветом была уподоблена ужасной Варфоломеевской ночи. Решительный протест самих пасторов и Женевского университета поставил швейцарских друзей «Энциклопедии» в затруднительное положение, Они признали статью неудачной.—Фернейский период—После всего случившегося Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенства Женевы. В конце 1758 он арендовал поместье Турней, а в начале 1759 приобрел еще и поместье Ферней, расположенные по обе стороны границы Женевского кантона с Францией. Ферней стал его «удельным княжеством», которым он правил как просвещенный государь. Наконец-то Вольтер мог позволить себе роскошный образ жизни. Состояние его пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 годовой доход Вольтера составил двести тысяч ливров, что превращало фернейского патриарха в одного из богатейших людей Франции.—Ферней стал тем местом, где в течение 20 лет разворачивалась просветительская деятельность Вольтера. Здесь он принимал гостей со всей Европы. Паломничество в Ферней стало чуть ли не обязательным для всякого просвещенного путешественника. Отсюда Вольтер вел обширнейшую переписку. К числу его корреспондентов принадлежали прусский король Фридрих II, российская императрица Екатерина II, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король Густав III, датский король Христиан VII. В свои 65 лет и далее он продолжал отправлять сотни писем, выпускать множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом» (1759-63). Написанная по заказу русского правительства, «История» прославляла царя-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих плодов фернейского периода — философские повести «Кандид» (1759) и «Простодушный» (1767), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа» (1756-69), «Карманный философский словарь» (1764), «Вопросы об «Энциклопедии» (1770-72).—Наибольшую известность на протяжении 1760-70-х гг. принесло Вольтеру его участие в защите доброго имени таких жертв религиозных и политических преследований, как Калас, Сирвен, шевалье де Ла Барр, граф де Лалли. Призыв Вольтера: «Раздавите гадину!», впервые прозвучавший в письме к Д Аламберу в октябре 1760, был направлен против всесильной католической церкви. Впрочем, не менее знаменита и другая его крылатая фраза, относящаяся к 1769: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Он отнюдь не призывал вовсе отказаться от религии — она по-прежнему должна была оставаться уздой для народа.—Возвращение в Париж. Смерть—На склоне лет, когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил еще раз, может быть последний, повидать Париж. 10 февраля 1778 патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях Французской Академии, посмотрел постановку своей пьесы «Ирена» (1776) в «Комеди Франсез» и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер. Спустя три месяца он скончался.—Даже смертью своей Вольтер нанес удар по католицизму. Деизм мыслителя был широко известен. Бог Вольтера, создавший Вселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, отличался от Бога правоверных католиков. Однако Вольтер не желал, чтобы его тело, тело еретика, выбросили на свалку, и формально исповедовался перед смертью. Парижский архиепископ Кристоф де Бомон счел сие недостаточным и отказал останкам Вольтера в христианском погребении. Они были тайно вывезены из Парижа и захоронены в Шампани. Такое обращение с гордостью Франции подрывало авторитет церкви и вызвало справедливое негодование. Вольтеру предстояло еще раз триумфально вернуться в Париж в 1791 и обрести покой в национальной усыпальнице выдающихся людей — Пантеоне.—Сочинения:—Бог и люди: Статьи, памфлеты, письма. М., 1961. Т. 1-2.—Орлеанская девственница. Магомет: Философские повести. М., 1971.—Философские сочинения. М., 1988.—Oeuvres completes. Paris, 1877-1885. V. 1-50.—Oeuvres completes. Geneve; Oxford, 1968-. Из 150 запланированных томов вышло 77, издание продолжается; собственно труды Вольтера займут тт. 1-84, указатели — т. 136-150, вся переписка уже опубликована в тт. 85-135. В 1997 все вышедшие тома появятся на CD-ROM производства оксфордского Фонда Вольтера и компании Чедвик-Хили.—Литература:—Вольтер в России: Библиографический указатель 1735-1995.—Русские писатели о Вольтере. М., 1995.—Spear F. A. Bibliographie analytique des ecrits relatifs a Voltaire 1966-1990. Oxford, 1992.—Voltaire en son temps / Sous la dir. de Rene Pomeau. Paris; Oxford, 1995. V. 1-2.—Inventaire Voltaire / Sous la dir. de J. Goulemot, A. Magnan, D. Masseau. Paris, 1995.—С. Я. Карп ВОЛЬТЕРРА (Volterra) Вито (1860-1940) — итальянский математик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1908), иностранный почетный член АН СССР (1926). Труды по математической физике, интегральным и интегро-дифференциальным уравнениям, функциональному анализу.

ОБИНЬЕ Теодор Агриппа д’ (Aubign, Thodore Agrippa d’)

(1552-1630), французский поэт, писатель, воин. Родился 8 февраля 1552 в Сен-Мори. Литературное наследие д’Обинье велико, но в первую очередь он был человеком действия, ревностным защитником протестантизма во Франции. С 1572 по 1595 д’Обинье — начальник ставки в армии Генриха Наваррского, будущего короля Франции Генриха IV; принимал участие во всех крупных сражениях. После обращения Генриха в католицизм д’Обинье оставил военную службу. Резко выступал против политики Марии Медичи. В 1620 за участие в восстании гугенотов под предводительством его друга Анри де Рогана д’Обинье был объявлен вне закона.Умер Обинье в Женеве 9 мая 1630. Главный труд его жизни — Трагические поэмы (Les Tragiques) в семи книгах. Это произведение, исполненное страсти и ярости, создавалось с 1577 по 1616, в основном в промежутках между сражениями. Сострадая и негодуя, рисует д’Обинье бедствия крестьян на опустошенной земле, бичует слуг правосудия и правителей Франции, описывает ужасы религиозных войн, завершая поэму величественной картиной Страшного суда. Его наиболее значительная работа на историческую тему — Всеобщая история с 1550 по 1601 (Histoire universelle depuis 1550 jusqu’ l’an 1601) в 3-х томах (1616-1620).

Обинье Т. д’. Трагические поэмы. М., 1996

Вольте́р (Voltaire), настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet) (1694-1778), французский писатель и философ-просветитель, действительный иностранный почетный член Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (изд. 1761), сатирические поэмы («Орлеанская девственница», 1735, издание 1755), публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозного фанатизма, с критикой абсолютистской системы, пороков цивилизации: «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764-1769). Сыграл значительную роль в идейной подготовке Французской революции конца XVIII в. С именем Вольтера связано распространение в России так называемого вольтерьянства (дух свободомыслия, в том числе религиозного, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).

ВОЛЬТЕР — ВОЛЬТЕ́Р (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа АРУЭ, Arouet) (1694-1778), французский писатель и философ-просветитель, деист, иностранный почетный член Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (издана в 1761), сатирические поэмы («Орлеанская девственница», 1735, издана в 1755), публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764-69). Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).

ВОЛЬТЕ́Р (Voltaire) (наст. имя Франсуа Мари Аруэ, Arouet) (21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, там же), французский мыслитель, писатель и публицист эпохи Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)). Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.

Мать Вольтера, Мари Маргерит Домар, была дочерью секретаря уголовного суда, а отец, Франсуа Аруэ, — нотариусом и сборщиком налогов. Сам Вольтер не любил этого человека и его ремесло, а позднее (1744) предпочел объявить себя незаконным отпрыском некоего шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, чем оставаться сыном преуспевающего буржуа.

Начало литературной карьеры

После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-11) юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. В мае 1717 за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал в Бастилию (см. БАСТИЛИЯ), однако год тюремного заключения не охладил пробудившегося литературного пыла. Уже в 1718 была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер». Крупная эпическая поэма «Генриада», первоначально названная «Лига» (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею. Посвященная эпохе Религиозных войн (см. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ во Франции)16 в. и ее главному герою королю Генриху IV (см. ГЕНРИХ IV Бурбон), поэма осуждала религиозный фанатизм королей-деспотов и прославляла монарха, сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления.

Пребывание в Англии. «Философские письма»

В начале 1726 произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, позволившим себе публично насмехаться над его попыткой скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. Дерзский ответ («Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!») дорого обошелся Вольтеру: перенесенные от лакеев де Рогана побои и последующие унижения дали ему почувствовать на собственном опыте, что такое социальная несправедливость. Вооружившись пистолетами, он пытался отомстить обидчику, но был арестован, брошен в Бастилию (см. БАСТИЛИЯ), а в конце 1726 вынужден покинуть Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах», вышедших в 1733 на английском, а в 1734 на французском языках. «Письма» идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов Франции. В 1734, уже после возвращения Вольтера на родину, книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а над автором нависла угроза ареста.

Решив не искушать судьбу, Вольтер тогда же, в 1734, удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты о результатах совместных лабораторных опытов они отправляли в Париж, в Королевскую Академию наук. Десять лет, проведенных в Сирее, оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира» (1736) и «Магомет» (1742), «Трактат о метафизике» (1734) и «Основы философии Ньютона» (1738), написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV» (1751). Приобретенные в Сирее познания укрепили Вольтера в неприятии традиционной христианской картины мира, усилили критическую направленность его ума, стимулировали дальнейшие поиски рационального объяснения природных и социальных явлений.

Воинственный скепсис сирейского периода проявился в работе Вольтера над эпической поэмой «Орлеанская девственница», первая половина которой была завершена к 1735. Поэма в течение долгого времени распространялась в списках, ее первое пиратское издание появилось лишь в 1755, а официальная публикация состоялась только в 1762 в Женеве. Вольтер не побоялся использовать дорогую сердцам французов историюЖанны д»Арк (см. ЖАННА Д`АРК) для нового разоблачения религиозных предрассудков. Он избрал для этой цели самое мощное орудие — иронию. Стремясь опровергнуть мнение хронистов о том, что Жанна была послана Богом, их повествования о ее видениях и чудесах, Вольтер изобразил эти стороны предания в смешном виде. Досталось и пресловутой девственности Жанны, ибо Вольтеру претила сама мысль, будто именно эта добродетель героини стала залогом спасения Франции. Подлинную причину ее успеха он видел в том, что Жанна уверовала в собственные силы, и свою уверенность сумела передать королю и армии. Трагическая смерть Орлеанской девы побуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, который обрушивается на головы палачей Жанны — отцов-инквизиторов.

В 1744 началась краткая и неудачная карьера Вольтера-царедворца. Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили ему место придворного историографа Франции (1745). В 1746 состоялось его избрание во Французскую Академию, однако ему так и не удалось снискать расположение короля, несмотря на все заискивания писателя.

Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы Дю Шатле (1749) склоняли Вольтера принять приглашение Фридриха II (см. ФРИДРИХ II Великий), ко двору которого он явился в 1750. Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом началась еще в 1736 с восторженного письма молодого кронпринца. В последующее десятилетие они несколько раз встречались. Полагаясь на испытанную годами привязанность и щедрость «короля-философа», Вольтер рассчитывал прижиться в Пруссии. Но вблизи ему открылись во Фридрихе не только острый ум, но и двуличие и деспотизм, что и стало причиной отъезда Вольтера в 1753 из Пруссии.

Вольтер и «Энциклопедия»

В декабре 1754 Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. В окрестностях Женевы он купил небольшое имение, названное им «Делис» («Отрада»). Здесь Вольтер начал сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро (см. ДИДРО Дени)и Д»Аламбера (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон). Первые его статьи появились в 1755 в 5-м томе: «Дух», «Красноречие», «Изящество». Уже к 1756 из-под его пера вышла дюжина энциклопедических статей, отличавшихся большой смелостью. Так, в статье «История» (1756) он выразил сомнение в достоверности многих исторических сказаний, в т. ч. преданий о чудесах, а в статье «Идол, идолопоклонник, идолопоклонство», написанной в 1757, а вышедшей только в 1765 в 8-м томе «Энциклопедии» (см. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (французская)), утверждал, что христиане в сущности ничуть не меньше идолопоклонники, чем язычники. Именно Вольтер поддержал Д»Аламбера в его намерении опубликовать знаменитую статью «Женева» (1757, 7-й т.). Похвалы республиканскому строю и вольнолюбивым женевцам звучали в ней как критика французской действительности. Кальвинистские пасторы Женевы были представлены почти как деисты, что далеко не соответствовало истине, однако расправа Кальвина (см. КАЛЬВИН Жан)над Серветом (см. СЕРВЕТ Мигель)была уподоблена ужасной Варфоломеевской ночи (см. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ). Решительный протест самих пасторов и Женевского университета поставил швейцарских друзей «Энциклопедии» в затруднительное положение, они признали статью неудачной.

После всего случившегося Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенства Женевы. В конце 1758 он арендовал поместье Турней, а в начале 1759 приобрел еще и поместье Ферней, расположенные по обе стороны границы Женевского кантона с Францией. Ферней стал его «удельным княжеством», которым он правил как просвещенный государь. Наконец-то Вольтер мог позволить себе роскошный образ жизни. Состояние его пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 годовой доход Вольтера составил двести тысяч ливров, что превращало фернейского патриарха в одного из богатейших людей Франции.

Ферней стал тем местом, где в течение 20 лет разворачивалась просветительская деятельность Вольтера. Здесь он принимал гостей со всей Европы. Паломничество в Ферней стало чуть ли не обязательным для всякого просвещенного путешественника. Отсюда Вольтер вел обширнейшую переписку. К числу его корреспондентов принадлежали прусский король Фридрих II (см. ФРИДРИХ II Великий), российская императрица Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II), польский король Станислав Август Понятовский (см. ПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август), шведский король Густав III (см. ГУСТАВ III Готторп), датский король Христиан VII. В свои 65 лет и далее он продолжал отправлять сотни писем, выпускать множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом» (1759-63). Написанная по заказу русского правительства, «История» прославляла царя-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих плодов фернейского периода — философские повести «Кандид» (1759) и «Простодушный» (1767), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа» (1756-69), «Карманный философский словарь» (1764), «Вопросы об «Энциклопедии» (1770-72).

Наибольшую известность на протяжении 1760-70-х гг. принесло Вольтеру его участие в защите доброго имени таких жертв религиозных и политических преследований, как Калас, Сирвен, шевалье де Ла Барр, граф де Лалли. Призыв Вольтера: «Раздавите гадину!», впервые прозвучавший в письме к д»Аламберу (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон) в октябре 1760, был направлен против всесильной католической церкви. Впрочем, не менее знаменита и другая его крылатая фраза, относящаяся к 1769: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Он отнюдь не призывал вовсе отказаться от религии — она по-прежнему должна была оставаться уздой для народа.

Возвращение в Париж. Смерть

На склоне лет, когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил еще раз, может быть последний, повидать Париж. 10 февраля 1778 патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях Французской Академии, посмотрел постановку своей пьесы «Ирена» (1776) в «Комеди Франсез» и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер. Спустя три месяца он скончался.

Даже смертью своей Вольтер нанес удар по католицизму. Деизм мыслителя был широко известен. Бог Вольтера, создавший Вселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, отличался от Бога правоверных католиков. Однако Вольтер не желал, чтобы его тело, тело еретика, выбросили на свалку, и формально исповедовался перед смертью. Парижский архиепископ Кристоф де Бомон счел сие недостаточным и отказал останкам Вольтера в христианском погребении. Они были тайно вывезены из Парижа и захоронены в Шампани. Такое обращение с гордостью Франции подрывало авторитет церкви и вызвало справедливое негодование. Вольтеру предстояло еще раз триумфально вернуться в Париж в 1791 и обрести покой в национальной усыпальнице выдающихся людей — Пантеоне (см. ПАНТЕОН (усыпальница)).

Мари́я Антуане́тта (Marie-Antoinette) (1755-1793), французская королева, жена (с 1770) Людовика XVI. Дочь австрийского императора. С начала Французской революции вдохновительница контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена.

МАРИЯ АНТУАНЕТТА — МАРИ́Я АНТУАНЕ́ТТА (фр. Marie-Antoinette, нем. Maria Antonia Josepha Joanna) (2 ноября 1755, Вена — 16 октября 1793, Париж), жена французского короля Людовика XVI (см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон), дочь австрийской эрцгерцогини Марии Терезии (см. МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ) и Франца I, (см. ФРАНЦ I Лотарингский) императора Священной Римской империи. Казнена во время Великой Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ).

Младший (одиннадцатый) ребенок и любимая дочь Марии Терезии, Мария Антония была воспитана в строгих правилах Габсбургского дома (см. ГАБСБУРГИ). В 1770 году состоялась ее свадьба с дофином Людовиком, внуком французского короля Людовика XV (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон). Полноценные брачные отношения между молодоженами не могли быть установлены из-за физического недостатка Людовика. Дело могла поправить простая операция, но Людовик решился на нее лишь через несколько лет спустя. Несомненно, этот факт имел важное значение в их отношениях: причинив жене немало огорчений, король впоследствии ни в чем не мог ей отказать.

Хорошенькая и грациозная дофина с удовольствием приняла участие в придворных развлечениях: она играла в придворном театре (впоследствии сыграла Розину в запрещенном мужем-королем «Севильском цирюльнике»), много танцевала, увлекалась музицированием. С первых месяцев пребывания в Версале она показала свой гордый характер, отказавшись наладить отношения с Дюбарри (см. ДЮБАРРИ Мари Жанна), признанной метрессой Людовика XV. Лишь сам король вынудил ее придерживаться правил этикета. Эта история, вышедшая за пределы двора, заставила говорить о принцессе как об «австрийской гордячке».

После коронации Мария Антуанетта более отдалилась от старой придворной знати. Она окружила себя небольшим числом избранных, среди которых первое место занимала графиня Полиньяк и ее семья. Королева покидает Версальский дворец и воцаряется в своем интимном кружке в Малом Трианоне. Такое поведение вызывает всеобщее неодобрение — королева настраивает против себя большинство придворных. Не только двор, но и вся страна неприязненно воспринимают новую для Франции ситуацию, когда после столетнего правления тихих, незаметных королев и череды блестящих метресс, Францией управляет полностью подчинившая своего мужа королева.

В 1777 году король наконец решается на хирургическую операцию, и у правящей четы начинается нормальная семейная жизнь. Через полтора года у королевы рождается дочь, затем еще трое детей (к моменту начала революции остались живы лишь двое). Однако это не прекращает распространение порочащих королеву слухов о ее невероятном разврате. За пределами Франции печатаются памфлеты о больших тратах на придворные увеселения, тайных развлечениях в ночном Париже. Особую ярость вызывает «искусственная» деревня в Малом Трианоне. Слухи падают на благодатную почву — экономическое положение Франции ухудшается, королева получает прозвище «мадам Дефицит». Историки предполагают, что, помимо оппозиционеров, в распространении порочащих королеву слухов повинны обиженные ею влиятельные придворные и, прежде всего, граф Прованский, брат короля, будущий Людовик XVIII (см. ЛЮДОВИК XVIII), которого рождение у королевы наследников лишало надежд занять трон. Заказчиками памфлетов, направленных против королевы, были весьма состоятельные особы, а среди авторов были и такие высокооплачиваемые сочинители, как Бомарше. (см. БОМАРШЕ Пьер Огюстен)

В 1785 году престижу королевской семьи был нанесен сильнейший удар. 9 августа у королевы получает аудиенцию ювелир Бомер, который излагает ей историю, известную впоследствии как «дело об ожерелье королевы». Центральным действующим лицом в ней являлась некая Жанна, именовавшая себя графиня Валуа де ла Мотт. Она представляла себя как родственницу королевской семьи и подругу королевы. Сойдясь близко с кардиналом де Роганом, она предложила ему приобрести для королевы уникальное ожерелье, изготовленное ювелирами Бомером и Боссанжем еще для Дюбарри и не раз предлагавшееся ими королеве Марии Антуанетте. Принц крови кардинал де Роган был одно время послом при дворе Марии Терезии, но навлек на себя ее немилость. Мария Антуанетта также не испытывала к нему добрых чувств, а вот Роган мечтал стать ее фаворитом. Для его большей уверенности авантюристка Жанна устраивает ему тайное свидание с актрисой, изображающей королеву и вручает письменный документ с ее подделанной подписью. Кардинал через Жанну начинает выплаты ювелирам, через нее же королеве «передается» колье. Мнимая Валуа присваивает себе и то и другое. Колье она с мужем отправляет в Лондон, где его продают по частям. В эту историю было также замешано еще множество авантюристов, включая Калиостро (см. КАЛИОСТРО Александр), через которого была найдена актриса, сыгравшая для кординала роль королевы.

Настоящая Мария Антуанетта получила письменное изложение истории с колье от ювелиров. Она обратилась к мужу с просьбой защитить ее честь. Главным врагом и виновником она считала Рогана, и находившийся всецело под ее влиянием король отдал приказ об его аресте. Арест принца крови вызвал негодование в парижском обществе.

Дело о колье было передано на рассмотрение парижского парламента. Суд полностью оправдал кардинала, Калиостро и мягко отнесся к другим сообщникам. Вся вина была возложена на Жанну. Оправдание кардинала, виновного в том, что он мог предположить, что королева Франции может дать ему тайное свидание, означало приговор легкомысленному (подлинному или мнимому) поведению Марии Антуанетты. Через несколько недель после приговора Жанна бежала из тюрьмы (что было возможно лишь при чьем-то покровительстве). Уехав в Лондон, она выпустила там «Мемуары», полные злобных выпадов против королевы. Практически вся страна была убеждена в вине «австриячки». Престиж династии был основательно подорван.

С началом революции, после взятия Бастилии 14 июля 1789 года Мария Антуанетта вела себя гораздо решительнее своего супруга. Она настаивала на вооруженном подавлении восстания. С октября 1789 королева наладила тайную связь с одним из вождей революции, Мирабо (см. МИРАБО (деятель Французской революции)). Она же организовала бегство королевской семьи в Варенн 25 июня 1791 года. После его провала Мария Антуанетта пыталась организовать вторжение во Францию войск своего брата, императора Леопольда II Габсбурга. Она мужественно встретила и казнь своего мужа и обвинения в совращении своего девятилетнего сына. 14-15 октября 1793 года состоялся процесс по обвинению «вдовы Капет» (так ее стали называть после казни мужа) в государственной измене. Она была признана виновной и гильотинирована.

🌟 Видео

Битва на Гидаспе. Александр Македонский.Скачать

Битва на Гидаспе. Александр Македонский.

Олимпийские игры 1996 вольная борьба (68 кг финал) Вадим Богиев (RUS) vs Таусенд Сандерс (USA)Скачать

Олимпийские игры 1996 вольная борьба (68 кг финал) Вадим Богиев (RUS) vs Таусенд Сандерс (USA)

Битва при Левктрах: Падение Спарты (главный фактор победы) / Battle of LeuctraСкачать

Битва при Левктрах: Падение Спарты (главный фактор победы) / Battle of Leuctra

Как генуэзцы смогли основать свои фактории в Северном ПричерноморьеСкачать

Как генуэзцы смогли основать свои фактории в Северном Причерноморье

КАМЕННЫЕ КУЛАКИ. ИСТОРИЯ РОБЕРТО ДЮРАНА (2020) Documentary Film Roberto "Manos De Piedra" DuranСкачать

КАМЕННЫЕ КУЛАКИ. ИСТОРИЯ РОБЕРТО ДЮРАНА (2020) Documentary Film Roberto "Manos De Piedra" Duran

Аварайрская битва на картеСкачать

Аварайрская битва на карте

Одоакр и падение Западной Римской империи (рассказывает историк Наталия Басовская)Скачать

Одоакр и падение Западной Римской империи (рассказывает историк Наталия Басовская)

удар по сонной артерииБасси 7 aviСкачать

удар по сонной артерииБасси   7 avi

Лев Рохлин. Удар властьюСкачать

Лев Рохлин. Удар властью

Самые кровавые сражения Рима | Римская армия №12 (Араузион, Аквы Секстиевы, Алезия и Эдесс)Скачать

Самые кровавые сражения Рима | Римская армия №12 (Араузион, Аквы Секстиевы, Алезия и Эдесс)

HS 512 Rus 17. Сюжет девятый. Раннепротестантские движения. ПавликианеСкачать

HS 512 Rus 17. Сюжет девятый. Раннепротестантские движения. Павликиане

БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В ПРАВЯЩИХ ДИНАСТИЯХ. Русская История. Исторический ПроектСкачать

БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В ПРАВЯЩИХ ДИНАСТИЯХ. Русская История. Исторический Проект

Профессор Дерлугьян: история зарождения и падения империй последних 500 лет.Скачать

Профессор Дерлугьян: история зарождения и падения империй последних 500 лет.

Принцип волны, удар без размаха и символ бесконечности... СВОБОДА ДВИЖЕНИЙ. Михаил Грудев. ИЗВОР.Скачать

Принцип волны, удар без размаха и символ бесконечности... СВОБОДА ДВИЖЕНИЙ. Михаил Грудев. ИЗВОР.

Grande Armée - дивизионный генерал ДезеСкачать

Grande Armée - дивизионный генерал Дезе
Поделиться или сохранить к себе: