- Фонетический разбор слова «шефнер»
- Фонетический разбор «шефнер»:
- «Шефнер»
- Характеристики звуков
- Смотрите также:
- Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
- Морфологический разбор слова «шефнер»
- Фонетический разбор слова «шефнер»
- Карточка «шефнер»
- Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
- Что такое фонетический разбор?
- Фонетическая транскрипция
- Как сделать фонетический разбор слова?
- Пример фонетического разбора слова
- Фонетика и звуки в русском языке
- Гласные звуки в словах русского языка
- Фонетика: характеристика ударных гласных
- Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
- Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
- При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
- Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
- Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
- Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
- Позиционное оглушение/озвончение
- Мягкие согласные в русском языке
- Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
- Имя на поэтической поверке. Вадим Шефнер
- Куда падает ударение на фамилии Вадима Шефнера?
- Подбери постоянные эпитеты к словамПоле _______Молодец(ударение падает на 1 слог) ________слезы_______?
- Куда падает ударение в слове «Панове» из Тараса Бульбы?
- На какую букву падает ударение в слове вылавировали?
- 5ПРИМЕРОВ НА ЯМБ 5 НА ХОРЕЙ НУ ПОЖАЛУЙСТА НА ПОМООООООООЩЬ СРОЧНООО если не понятно вот?
- Помогите найти стих Вадима Шефнера «очень грустные стихи «?
- ‘ступень’ куда падает ударение?
- Даю 45 баллов?
- На какой слог падает ударение в слове соболько?
- Найдите слова где ударение падает на второй слог пулевер, инструмент , прожил, документ, сказки , стихи повести, всё вышеперчисленн?
- Помогите опис Вадима із твору Русалка із 7 — В?
Видео:#какэтобыло | Вадим Шефнер - Сестра печали | Book Review | Военная прозаСкачать
Фонетический разбор слова «шефнер»
Видео:Аудиокнига.В.Шефнер "Записки зубовладельца". Читает Андрей КравецСкачать
Фонетический разбор «шефнер»:
Видео:#СКЛОНЕНИЕ ФАМИЛИЙ // Как склоняются русские, заимствованные, женские, мужские... все-все фамилииСкачать
«Шефнер»
Видео:На концерте Ирины Круг в Сочи едва не произошла дракаСкачать
Характеристики звуков
Видео:💥СВИТАН: В феврале россияне готовят МАСШТАБНЫЙ УДАР / Путин готовится к ЭТОЙ ДАТЕСкачать
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор слова «шефнер»
Фонетический разбор слова «шефнер»
Карточка «шефнер»
Видео:Драма Сеска Фабрегаса / Предал Венгера и не стал счастливым | АиБ – ВечныеСкачать
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
- 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв — гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Видео:Товарищ организатор обосрался. Куплинов/ИгроМир 2015Скачать
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
- чёрный -> [ч’о́рный’]
- яблоко -> [йа́блака]
- якорь -> [йа́кар’]
- ёлка -> [йо́лка]
- солнце -> [со́нцэ]
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
- фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
- мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
- ударный [´] — ударением;
- в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
- буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
- для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Видео:Правда о фамилии ИвАноваСкачать
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
- Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
- Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
- Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
- Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
- В транскрипции разберите слово по звукам.
- Напишите буквы из фразы в столбик.
- Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
- Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
- для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
- в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
- В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
Данная схема практикуется в школьной программе.
Видео:Аудиокнига Г. Мартынов "Спираль времени". Книга 1. Читает Андрей КравецСкачать
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Видео:Эгон Шиле: жизнь, техника, где посмотреть оригиналы, сюрприз!Скачать
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
- [б] — бодрый и [б’] — белка;
- или [д]-[д’]: домашний — делать.
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Видео:Воланд и Степан Богданович. Лечить подобное подобным. Мастер и Маргарита (2005)Скачать
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Видео:Редкая запись. "Шо Вы грите?". Фаина Раневская в роли спекулянтки в спектакле "Шторм" (1951)Скачать
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Видео:ЕГЭ 2017. Литература. Двусложные размеры (ямб и хорей)Скачать
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома [йа д о ‘ма].
- Новые дома [но’выэ д а ма’].
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
- он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
- свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
- впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
- е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
- моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
- ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
- керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Видео:Проверяю рабочие тетради по русскому языкуСкачать
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
- В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
- — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
- — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
- в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
- — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
- — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
- (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
- — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
- — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
- после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
- после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
- в самом начале слова:
- — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
- лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
- после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
- ё — [о],
- е — [э],
- ю — [у].
Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
- ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
- е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
- я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
- ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]
Видео:Секрет похудения на 50 кг. История трансформации Сергея. Как похудеть?Скачать
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
- твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
- [б] — [б’]: б анан — б елка,
- [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
- [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
- [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
- [з] — [з’]: з вон — з ефир,
- [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
- [л] — [л’]: л одка — л юкс,
- [м] — [м’]: м агия — м ечты,
- [н] — [н’]: н овый — н ектар,
- [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
- [р] — [р’]: р омашка — р яд,
- [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
- [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
- [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
- [х] — [х’]: х орек — х ищник.
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
- [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
- Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Видео:"ИВАНОВ"Скачать
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
- перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Видео:Омск. Жители против предложенного им варианта расселения.Скачать
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
- Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
- Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
- Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].
Видео:Семинар «НПММвЯ» памяти А. А. ЗализнякаСкачать
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
- зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
- жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
- шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
- стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
- здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
- сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
- тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
- тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
- дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
- сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
- зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
- сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
- зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
- чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
- чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
- чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
- чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
- !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
Видео:Сергей Соседов смачно припечатал заменившего его Тимура ЕремееваСкачать
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
- «Т» — в сочетаниях:
- стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
- стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
- нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
- стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
- стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
- нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
- «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
- тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
- тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
- тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
- «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
- здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
- ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
- ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
- здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
- ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
- рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
- рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
- дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
- дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
- «Л» — в сочетаниях:
- лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
- «В» — в сочетаниях:
- вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
- Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
- Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
- Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
- Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
- Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
- Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Видео:👉 Потасовка с депутатом из "Единой России"Скачать
Имя на поэтической поверке. Вадим Шефнер
Вадим Сергеевич Шефнер был выдающимся советским литератором. Он умел писать всё-поэзию, классическую прозу, фантастику, прошёл путь фронтового журналиста.
Через творчество Вадима Шефнера, уроженца Санкт-Петербурга, красной нитью проходит образ города, в котором он родился, защищал в годы войны.
Вадим Шефнер родился 12 января 1915 года. Биография началась в санях, по пути из Кронштадта в Петроград – мать везли в родильный дом, но не успели.
Дед Вадима Сергеевича, Алексей Карлович Шефнер, командовал военным транспортом «Манджур», на Тихом океане и был адмиралом флота и основатель порта и города Владивосток, в его честь назван дальневосточный мыс у города Находка и улица во Владивостоке.
Сергей Алексеевич Шефнер, отец, был пехотинцем, выпускником Пажеского корпуса, затем офицером царской армии.
Когда в стране грянула революция, Сергей Шефнер стал военным специалистом в Красной армии.
Дед по линии матери, Евгении Владимировны фон Линдстрем, был вице-адмиралом.
Стало быть, Вадим Сергеевич был внуком двух адмиралов российского флота.
Мать Вадима была лютеранкой, отец – православным, мальчика также крестили в православном храме.
Детство Вадим провёл на Шестой линии Васильевского острова, одной из самых красивых улиц города.
Когда после революции в Петрограде начались перебои с продуктами, Евгения Владимировна увезла сына к няне, в деревню Тверской губернии.
Об этом времени поэт почти ничего не помнил – только русскую печь и уют избы.
В 1921 году мать с сыном уехали в Старую Руссу, где служил отец Вадима Шефнера, когда отец скончался от туберкулёза, мальчик какое-то время жил в детском доме – мать устроилась туда работать воспитательницей.
Что было для Вадима самым мучительным в детстве?
Пожалуй, две мысли, навязчиво сверлившие мозг.
Одна – о еде: и в Петрограде, и в провинциальном детском доме о том, как одолеть голод, и дети, и взрослые помышляли денно и нощно.
И другая мысль – о тепле.
«На все мои ранние жизненные впечатления, — признавался Вадим Сергеевич, — накладывалось ощущение озноба, тоски по теплу – не по душевному, а по самому обыкновенному, печному».
Подворотен сырые своды
И травинки между камней,
Госпитальные пароходы –
Петроград моих детских дней.
Хитрой памятью упакован
Этот город в цветной туман,
В золотую фольгу былого,
В сказок розовый целлофан.
Но припомню дни голодовки,
Холод, сгустки декабрьской мглы –
Из рождественской упаковки
Выпирают его углы.
Выпирают событий рёбра
Сквозь уюта тонкий жирок…
Петроград, ты был очень добрым,
Но счастливым ты быть не мог.
И кто знает, говорил Вадим Сергеевич, проведи я свои детские годы в сытости, тепле и холе, не получи я того жёсткого тренажа – смог ли бы я выдержать голод и холод ленинградской блокады?
В Петроград к тому времени уже ставший Ленинградом, семья вернулась только в 1924 году.
Мама Вадима много времени уделяла чтению, знала наизусть огромное количество стихов.
Любовь к художественному слову поэт, по собственному признанию, унаследовал от неё.
Хотя в детстве серьёзной поэзии у него не получалось – вместо этого Вадим писал хулиганские стишки. А в шестом классе даже написал песню скабрезного содержания.
После окончания школы поступать в вуз не решился, попадал в категорию «лишенцев».
«Во всех анкетах тех времён был вопрос о социальном положении, — рассказывал Вадим Сергеевич, и он всегда писал: из дворян.
И могу сказать, что чрезмерно больших неприятностей по этому пункту не имел, хотя и опасался их, ибо знал, что у родственников и знакомых они были, особенно после убийства Кирова1-го декабря, в 1934 году.
По плану НКВД по Ленинградской области в течении одного месяца, в ответ на убийство Кирова, было выселено 5-ть тысяч семей бывших дворян и тому подобных «бывших людей».
С 28 февраля по 27 марта 1935 года было отправлено в ссылку 11 072 человека (4833 глав и 6239 членов семей), в том числе бывших князей – 67, графов – 44, баронов – 106, бывших офицеров императорской и белой армии – 1177, священников – 218.
С 1-го апреля 1935 года началась новая операция, в ходе которой было выселено ещё 5100 семей (22 511 человек).
Позднее до 15 июня 1935 года за пределы Ленинградской погранзоны было выселено свыше 8-ми тысяч человек, так называемый «Кировский поток».
А меня как говорится, Бог миловал…».
Причина сей благодати, по словам писателя, была такая: он как «дворянский отпрыск» смолоду приобщился к физическому труду, работал и на заводе, и на стройке, в результате чего даже дали справку, получил в 1933 году, подтверждающую, что гражданин Шефнер В.С. принадлежит к рабочему сословию и в списках лишенцев не состоит.
Лишенец – неофициальное название гражданина РСФСР, лишённого избирательных прав в 1916-1936годы согласно Конституции РСФСР 1918 и 1925 годов.
Права голоса были лишены торговцы, посредники -43,3% от числа избирателей, затем священники и монахи 15, 2%, бывшие царские офицеры 9%.
Совершеннолетние (свыше 18 лет) члены семей лишенцев также не имели права голоса, таковых было 6, 4%.
Лишенцы не могли получать высшее образование, часто лишались права проживать в Москве и Ленинграде, а также вернуться в то место где были арестованы.
Лишенцы не имели возможности занимать ответственные должности, а равно быть заседателем в народном суде, защитником на суде, поручителем, опекуном.
Они не имели права получать пенсию и пособие по безработице, им не позволялось вступать в профсоюзы.
Лишенцам не выдавались продуктовые карточки, либо выдавались по самой низкой категории. Напротив, налоги и прочие платежи для «лишенцев» были существенно выше, чем для остальных граждан.
В 20-ые годы началась кампания по выселению лишенцев из коммунальных квартир, а также исключение детей из школ. Детям «лишенцев» было крайне трудно получить образование выше начального.
То есть формально не запрещалось учиться в школе и даже в ВУЗАХ, но при этом заявлялось, что на всех мест не хватает, и поэтому советская власть в первую очередь будет обеспечивать возможность образования для детей трудящихся, а дети эксплуататоров – в последнюю очередь.
Вместо призыва в армию сыновья «лишенцев» записывались в так называемое «тыловое обеспечение».
Конституция 1937 года предоставляла избирательные права всему населению.
В советских анкетах, заполняемых при приёме на работу, сохранился пункт «лишался ли права голоса, когда и за что».
Так как до 1-го января 1961 года действовал пункт «д» статьи 20 УК РСФСР 1926 года и аналогичные статьи УК союзных республик, устанавливающие что поражение политических и отдельных прав гражданина может применяться судами как мера социальной защиты по отношению к преступникам.
Число «лишенцев достигало 30-50% избирателей. Списки лишенных избирательных прав, составлялись в местных – уездных, волостных и городских – исполкомах.
Атмосфера того времени была напряжённой, и хорошо что Вадим Шефнер заранее побеспокоился и сумел получить справку, что принадлежит к рабочему сословию и в списках «лишенцев» не числится.
Получить образование молодой человек решил по системе ФЗУ, фабрично-заводского ученичества, таких в шутку называли «фабзайцами».
Закончив обучение в керамической группе комбината им. Менделеева, Вадим устроился на завод «Пролетарий» кочегаром по обжигу фарфора и начал писать первые серьёзные стихи.
До высшего образования поэт добрался только в 1935 году, когда поступил в Ленинградский университет на рабфак.
До войны Вадим Шефнер успел сменить немало рабочих мест: преподавал физкультуру, работал в литейном цехе, подносил кирпичи на стройке, выдавал в библиотеке книги.
Первая публикация Вадима Шефнера состоялась в 1933 году – одно из его стихотворений опубликовали в заводской многотиражной газете.
Во время учёбы в университете юноша посещал литературную группу при газете «Смена», был членом «Молодого объединения» Союза писателей в Ленинграде.
Регулярные публикации начались в 1936 году – сначала в газетах, затем – в солидных журналах.
После приёма в Союз писателей в 1940 году, был издан первый самостоятельный сборник стихов Вадима Шефнера — «Светлый берег».
Когда началась война, Вадим Сергеевич написал на второй день стихотворение : «Верим в победу!» и долгое время поэту было не до стихов:
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
23 июня 1941 года.
Вадим Шефнер нёс службу, часовым, в батальоне аэродромного обеспечения, осаждённого Ленинграда, хотя до войны имел «белый билет» из-за слепоты на один глаз.
Так как служба в обеспечение аэродрома не подразумевала прямого боевого взаимодействия, норму питания урезали: в ноябре рядовой Шефнер В.С. получал, согласно блокадной нормы 300 грамм хлеба в сутки.
При учёте морозов первой блокадной зимы, это привело к сёрьёзному истощению.
Позже об этом в полушутливой форме упомянет в сборнике «Стихи из Лахты» его друг Виктор Фёдотов:
Велению Музы подшефный,
В душе пересилив себя,
Поэт лирический Шефнер
В землянке варил воробья».
К поэту вдохновение вернулось после кратковременного лечения в госпитале, в 1942 году, когда Вадима Сергеевича назначили сотрудником армейской газеты «Знамя победы».
Вспоминая тяжёлые, первые дни войны Вадим Шефнер напишет стихотворение:
«Осенью сорок первого».
Память, минувшее унаследуй,
Помни сентябрь сорок первого года!
Друг мой, не веровавший в победу,
Жизнь за Отчизну бесстрашно отдал.
Это теперь незрячим и зрячим
Видно сквозь годы, что в отдаленье
Май сорок пятого нам замаячил
В дни самых горестных отступлений.
Ну а тогда не каждый, не всякий
Верил, что злую силу осилим, —
Но, не колеблясь, в час контратаки
Жизнь был готов отдать за Россию.
Память людская, всё унаследуй, —
Помни о тех, кто давней порою
Просто за Родину, не за победу,
Пали смертью героев.
Работа со словом дала толчок поэтическому творчеству, и в итоге вторая книга: «Защита», вышла в Ленинграде 1943 года, в разгар блокады.
Великую Отечественную войну Вадим Шефнер окончил в звании старшего лейтенанта. В 1945 году вступил в члены ВКП (б).
Всю жизнь почтительно вспоминал Вадим Шефнер, с гордостью, своих предков, память, об которых простирается в глубь веков.
Он не однажды сообщал, что с «парусных» времён» многие из них служили в русском военном флоте, и вот, читая выдержки из послужных списков, донесений и официальных документов в «комментариях к метрике» в его мемуарной повести:
«Имя для птицы, или Чаепитие на жёлтой веранде», можно воочию убедиться не только в достоверности шефнеровских семейных преданий, но и в том, что интерес к прошлому, ощущение себя органическим звеном в цепи поколений, наконец преданность Петербургу и любовь к России были, что называется, впитаны поэтом и писателем с молоком матери.
В самом деле, много ли найдётся старожилов, способных похвастать рукописной фамильной книгой, где хронологические записи ведутся – шутка сказать! – с 1728 года?
А ведь Шефнеры переселились в Россию из Прибалтики ещё раньше, ещё до Петра Великого. И Линдестремы, выходцы из Швеции, предки поэта по материнской линии, обосновались в Петербурге в ХVII веке.
С той поры кораблестроители, военные инженеры, лейб-медики, флотоводцы,, гвардейские пехотные офицеры значатся в шефнеровском роду, и деяния их на пользу российского государства заслуживают добрых слов: достаточно назвать Алексея Карловича Шефнера, деда поэта, волею судьбы попавшего в число славных основателей Владивостока и заработавшего на карте мира мыс своего имени…
Город Владивосток основан 2-го июля 1860 года, как военный пост.
Транспорт Сибирской флотилии «Манджур, под командованием капитан-лейтенанта, будущего адмирала, Шефнера А.К., доставил в бухту Золотой Рог воинское подразделение для основания военного поста, который теперь уже официально получил название Владивосток.
Надо сказать, в царское время, в документах национальность не писали, а только вероисповедание, в данном случае, у родных Вадима Сергеевича: «Православное».
Тем не менее, в конце 1940 годов, в жизни поэта наступили сложные времена, в период борьбы с космополитизмом, на поэта набросились критики, приняв немецкую фамилию за еврейскую.
Если с дворянским титулом, на заре советской власти, как-то обошлось, Бог действительно миловал, то на пути литературном Вадим Шефнер, быстро столкнулся и с подозрительностью, и с предвзятостью.
«Неприятности подстерегали меня, — говорил он в интервью – с другой стороны и в другое время: когда я был уже профессиональным литератором, человеком, прошедшим войну и блокаду.
Антисемитская кампания борьбы с «космополитизмом», каким-то образом коснулась и меня. Очевидно, из-за «иностранной» фамилии. Или кому-то померещилось какое-то иное её происхождение.
Сыграло свою роль и печально известное постановление 1946 года, ударившее отнюдь не только по тем, кто был в нём непосредственно поименован.
Ленинград – символический город, в нём Анна Ахматова была кумиром интеллигенции, а Михаил Зощенко – кумиром простого народа.
Напомним, 14 августа 1946 года в постановлении ЦК ВКП (б), было сказано, что журналы «Звезда» и «Ленинград» помещают на своих страницах «преимущественно бессодержательные, низкопробные литературные материалы, проникнутые духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному», всячески популяризируют произведения «типичной представительности чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии Ахматовой» и «такого пошляка и поддонка литературы» как Зощенко.
Постановление ЦК обязывало редакцию журнала «Звезда» «обеспечить высокий идейный и художественный уровень, прекратив доступ в печать произведений Ахматовой, Зощенко и им подобных».
Журнал «Ленинград» был закрыт, Ахматову и Зощенко исключили из Союза писателей СССР.
Когда Ольга Берггольц пыталась изменить ситуацию, ей ведь тоже попало.
Ей попало за «потерю бдительности и прославление безыдейных писаний Ахматовой»
Ей попало и за то, что, когда Ахматову в 1946 году после постановления лишили хлебных карточек, Ольга Берггольц носила ей еду.
И ей сказали, что это ей может дорого стоить. На что Ольга Берггольц, пережившая блокаду, сказала:
«А я не знала, что у революции есть такая кара – голодная смерть!».
После этого, Ольгу Берггольц перестали печатать.
Вадим Шефнер рассказывал, что в то время, одна из газет с явным осуждением назвала меня подражателем Гейне, Пастернака и Багрицкого.
Другая писала, что мои стихи воспринимаются «как нечто чуждое и враждебное духу нашего народа и времени».
Справиться с давлением, Вадиму Сергеевичу помогали поддержка друзей, семьи и стойкость воспитанная войной и блокадой.
С женой Екатериной Григорьевной поэт познакомился во время войны, в 1942 году, а в 1946 году родился сын Дмитрий. Супруги прожили вместе до смерти женщины в 2000 году.
Да, дорого достались Вадиму Сергеевичу Шефнеру верность родовому имени.
Но эта, же верность, унаследованные от предков постоянство характера и врожденное чувство собственного достоинства дали ему силы выстоять вопреки самым страшным историческим обстоятельствам.
«Быть самим собой, быть верным себе» — этот нравственный принцип, эту «позицию души» Вадим Шефнер отстаивал всегда – и в жизни, и в творчестве.
С 1956 года, общественный климат в стране, после ХХ съезда изменился.
Вадим Шефнер много публикуется, книги выходят регулярно. В его творчестве присутствовали как стихи, так и проза.
Поэзия Вадима Сергеевича была очень разноплановой – от коротких лирических зарисовок вроде «Середины марта» до идеалистической философии – стихотворение «Слово», является ярким примером этого стиля:
«Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить».
Эти строки, написанные в 1956 году, прежде всего, похожи на манифест поэта, декларацию собственного отношения к слову в любом его проявлении.
Несмотря на воинственный атеизм СССР, Вадим Шефнер не боялся поднимать в стихах библейскую тематику – это ярко иллюстрирует стихотворение «Лилит», посвящённое фигуре первой жены Адама.
Помимо классической прозы, в позднем творчестве Вадима Сергеевича нашлось место и для фантастики.
Среди успешных произведений в этом жанре можно назвать наиболее гуманистическую повесть «Лачуга должника» и сборник коротких рассказов «Сказки для умных».
В 2018 году, по «Лачуге должника», режиссёр Александр Котт снял мини-сериал.
Библиография: книги Вадима Шефнера:
-«Светлый берег» -1940год.
-«Защита» -1943год.
— «Пригород» -1946 год.
— «Нежданный день» -1958год.
— «Стихи о Ленинграде» -1967год.
— «Сторона отправления» -1979 год.
— «Ночная ласточка» -1991 год.
— «Лачуга должника» -1994 год.
— «Сказки для умных» -1995 год.
— «Архитектура огня» -1997 год.
-«Бархатный путь» -1999 год.
— «Девушка у обрыва» -2002 год.
Из списка выпуска книг по годам, видно, что с 1946 по 1958 год, книги у Вадима Шефнера не публиковались, из-за подозрительности, в атмосфере антисемитской истерии ,что поэт скрывает, кто он на самом деле.
За свою долгую жизнь Вадим Шефнер получил заслуженно много премий и наград:
— два ордена Отечественной войны 2-ой степени- 1945, 1985 год.
— орден Трудового Красного Знамени – 1975 год.
— орден Дружбы народов -1984 год.
— орден Красной Звезды -1944 год.
— орден Знак Почёта1967 год.
— медаль «За оборону Ленинграда».
— медаль «За победу над Германией».
— государственная премия РСФСР имени М.Горького-1985 год за книгу стихов «Годы и миги» 1983 год.
-Пушкинская премия 1997 год.
— премия «Странник» в номинации «Паладин Фантастики»-1999 год.
— премия «Аэлита» 2000 год.
Под конец жизни Вадим Сергеевич практически потерял зрение и редко выходил из дома. Скончался Вадим Шефнер 5 января 2002 года в Санкт-Петербурге на 87 году жизни.
Гражданская панихида не было проведена – на этом поэт настаивал при жизни.
Похоронен на Кузьмоловском кладбище, рядом с женой.
В память о Вадиме Сергеевиче Шефнере, на намывной части Васильевского острова есть улица имени Вадима Шефнера.
Из поэтического наследия Вадима Шефнера.
«Ночь в гостинице».
Гостиничные номера.
Стандартная койка и стол…
Отринута вся мишура,
Ты гол пред собой как сокол.
Захочешь – окно отвори,
Над городом крылья проверь,
А хочешь – летай и пари
Над будущей жизнью твоей.
Куря и вверяясь мечте,
От койки шагай до стола,
Свободен в ночной тесноте,
Как пуля в канале ствола.
«Личный враг».
Не наживай дурных приятелей –
Уж лучше заведи врага:
Он постоянней и внимательней,
Его направленность строга.
Он учит зоркости и ясности –
И вот ты обретаешь дар
В час непредвиденной опасности
Платить ударом за удар.
Но в мире и такое видано:
Добром становится беда,
Порою к дружбе неожиданно
Приводит честная вражда.
Не бойся жизни, но внимательно
Свою дорогу огляди.
Не наживай дурных приятелей –
Врага уж лучше заведи.
Бывает – жизнь поранит и обманет,
Но ты преодолей свою печаль.
Пусть светится окно твоё в тумане –
Назло судьбе ты свет не выключай.
Ты верь в свою удачу-недотрогу,
На твой огонь она придёт в свой час.
Чтобы для счастья проторить дорогу,
Порой невзгоды посещают нас.
В грехах мы все – как цветы в росе,
Святых между нами нет.
А если ты свят – ты мне не брат,
Не друг мне и не сосед.
Я был в беде – как рыба в воде,
Я понял закон простой:
Там грешник приходит на помощь, где
Отвёртывается святой.
Накоплен веком горький опыт,
Прямой опасен разговор.
Наоборот прочтите ропот –
И обозначится топор.
Но кроме смерти, есть опала,
И от неё не жди добра:
Кого она к рукам прибрала –
Как бы казнён без топора.
Из мира, где царят и судят,
Она ведёт в подвальный мрак,
В мир еле теплящихся судеб,
В мир приживалок и собак.
Она тебя загонит в угол,
Огонь погасит дотемна,
Она теперь твоя подруга,
Твоя владычица она.
Ни справочников, ни программ
Судьба не издаёт;
Она вовек не скажет нам,
Что нас в дальнейшем ждёт.
Ей, равнодушной, просто лень
В известность ставить нас,
Что нам сулит грядущий день,
Что будет через час.
Ты сам лепи свою судьбу
Из глины бытия!
Тебе, пока ты не в гробу,
Подвластна жизнь твоя.
О будущем гадалки лгут,
Примет правдивых – нет, —
И только долгий, честный труд
На всё даёт ответ.
Не пиши для всех, —
Не взойдёт посев,
И напрасен твой будет труд.
Для себя пиши,
Для своей души, —
И тогда тебя все поймут.
Ругают ли критики люто
Иль хвалят, впадая в экстаз, —
Стихи наши твёрдой валютой
Становятся лишь после нас.
С годами – без лести, без блата,
Строга, неподкупно груба –
На медь, серебро и на злато
Всё рассортирует судьба.
Бывало, дрожь берёт от стужи,
От голода – хоть волком вой, —
Но я-то знал: бывает хуже;
Мне плохо – значит, я живой.
С тех пор немало лет я прожил,
И на судьбину не ропщу;
Плохого не ищу в хорошем,
В плохом хорошего ищу.
«Ты будешь съеден и забыт», —
Быку сказал прохожий.
А бык в ответ ему мычит:
«Ты будешь съеден тоже.
Мудрец ты или идиот
Богат ты или беден, —
Когда настанет твой черёд,
Ты тоже будешь съеден.
К тебе, не постучавшись в дверь,
Придёт мадам Кончита;
Для посещения, поверь,
Отыщется причина.
И вот тогда, и вот тогда
Свершится дело злое, —
Ты будешь съеден навсегда
Огнём или землёю.
Обоих нас на все века
Забудет мирозданье…
Пока, товарищ мой, пока –
До скорого съеданья!».
«Память о сорок первом».
О, рассвет после ночи бессонной,
И трава в оловянной росе,
И шлагбаум, как нож, занесённый
Над шершавою шеей шоссе.
Мы шагаем – и головы клоним,
И знобит нас, и тянет ко сну.
В дачном поезде, в мирном вагоне
Лейтенант нас привёз на войну.
Нам исход этой битвы неведом,
Неприятель всё рвётся вперёд.
Мой товарищ не встретит Победу,
Он за Родину завтра умрёт.
…Я старею, живу в настоящем,
Я неспешно к закату иду, —
Так зачем же мне снится всё чаще
Будто я – в сорок первом году?
Будто снова я молод, как прежде,
И друзья мои ходят в живых,
И ещё не венки, а надежды
Возлагает Отчизна на них…
Дождь шумит, как дальний поезд,
Дождь летит на всех парах,
Он старается на совесть,
Он идёт во всех мирах.
Над могильными холмами,
Над причалами в порту,
Над родильными домами,
Над фиалками в цвету –
Всюду он, — и не укрыться,
Не податься никуда;
Города дрожат, как птицы,
Выпавшие из гнезда.
Он струится спозаранок,
Он навеки и везде.
Вся планета – полустанок,
Заблудившийся в дожде.
Куда падает ударение на фамилии Вадима Шефнера?
Литература | 5 — 9 классы
Куда падает ударение на фамилии Вадима Шефнера?
Первый слог, инфа сотка.
Если вы что — то не поняли или нашли ошибку, то напишите, пожалуйста, автору.
В фамилии автора ударение падает на первый слог.
Подбери постоянные эпитеты к словамПоле _______Молодец(ударение падает на 1 слог) ________слезы_______?
Подбери постоянные эпитеты к словам
Молодец(ударение падает на 1 слог) ________
Куда падает ударение в слове «Панове» из Тараса Бульбы?
Куда падает ударение в слове «Панове» из Тараса Бульбы?
На какую букву падает ударение в слове вылавировали?
На какую букву падает ударение в слове вылавировали.
5ПРИМЕРОВ НА ЯМБ 5 НА ХОРЕЙ НУ ПОЖАЛУЙСТА НА ПОМООООООООЩЬ СРОЧНООО если не понятно вот?
5ПРИМЕРОВ НА ЯМБ 5 НА ХОРЕЙ НУ ПОЖАЛУЙСТА НА ПОМООООООООЩЬ СРОЧНООО если не понятно вот.
Двухсложный размер стиха, если ударение падает на второй слог и другие четные слоги называется ямб.
Двухсложный размер стиха, если ударение падает на первый слог и другие нечетные слоги, называется хорей.
А ТЕПЕРЬ ДАЙТЕ ОБОИМ ПО 5 ПРИМЕРОВ ПОЖАЛУЙСТА!
Помогите найти стих Вадима Шефнера «очень грустные стихи «?
Помогите найти стих Вадима Шефнера «очень грустные стихи «.
‘ступень’ куда падает ударение?
‘ступень’ куда падает ударение?
Даю 45 баллов?
На какую букву падает ударение : скорбит и ходобу.
На какой слог падает ударение в слове соболько?
На какой слог падает ударение в слове соболько.
Найдите слова где ударение падает на второй слог пулевер, инструмент , прожил, документ, сказки , стихи повести, всё вышеперчисленн?
Найдите слова где ударение падает на второй слог пулевер, инструмент , прожил, документ, сказки , стихи повести, всё вышеперчисленн.
Помогите пожалуйста срочнооо!
Помогите опис Вадима із твору Русалка із 7 — В?
Помогите опис Вадима із твору Русалка із 7 — В.
Перед вами страница с вопросом Куда падает ударение на фамилии Вадима Шефнера?, который относится к категории Литература. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.
Священная война («Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой / С фашистской силой тёмною, / С проклятою ордой. ») Музыка : А. Александров. Слова : В. Лебедев — Кумач Жди меня («Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди, / Жди, когда нав..
Мышкует — охотитьсяза мышами, Жнивьё — поле, на котором сжатарожь, пшеницаили другие зерновые, Вышел за околицу — думаю что вышел из себя ну или зарамки чего либо. Пала передними ногами — думаю , что это унизилась значит . Выкамаривает — делатьчто ..
Пётр Ершов, если в начале поставить не «собака», а «пёс».
Нет в Деревне выезд в город отменили.
1) Она радовалась, для нее было интересно происходящее на балу. Эмоции переполняли ее, она долго к нему готовилась, подбирала наряд. 2) Она боялась, что что — то пойдет не так. 3) Его заинтриговало ее искренность, доброжелательность, наивность. О..
Да, именно так. Гончаров в своем романе увлекся своим талантом «рисования». Подчеркиваются черты большой лени и «голубиной» нежностиИлюши Обломова, его мало интересует, то что происходит за пределами его квартиры, так скажем ему мало интересны вопр..