- Самый перспективный новичок Голливуда: что мы знаем о Тимоти Шаламе
- Тимоти Шаламе: «Я думал, это моя лучшая ночь, пока наши фото не появились во всех газетах»
- Фонетический разбор слова «шаламе»
- Фонетический разбор «шаламе»:
- «Шаламе»
- Характеристики звуков
- Смотрите также:
- Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
- Морфологический разбор слова «шаламе»
- Фонетический разбор слова «шаламе»
- Значение слова «шаламе»
- Карточка «шаламе»
- Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
- Что такое фонетический разбор?
- Фонетическая транскрипция
- Как сделать фонетический разбор слова?
- Пример фонетического разбора слова
- Фонетика и звуки в русском языке
- Гласные звуки в словах русского языка
- Фонетика: характеристика ударных гласных
- Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
- Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
- При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
- Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
- Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
- Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
- Позиционное оглушение/озвончение
- Мягкие согласные в русском языке
- Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Видео:ТИМОТИ ШАЛАМЕ и его ВРАНЬЁ: его бойфренды, пиар с Кайли Дженнер, скандалыСкачать
Самый перспективный новичок Голливуда: что мы знаем о Тимоти Шаламе
Хроника
Мировые СМИ называют Тимоти Шаламе самым ярким молодым актером киносезона. Роль в пронзительной гей-драме «Зови меня своим именем» (Call Me by Your Name) режиссера Луки Гуаданьино уже принесла актеру, отметившему в конце декабря свое 22-летие, номинации на «Золотой глобус» и SAG Award. А может принести и главную кинонаграду: знатоки прогнозируют, что Тимоти светит в этом году номинация на «Оскар». Делимся самыми интересными фактами о жизни актера, которому прочат большое будущее в мире кино.
Постер фильма «Зови меня своим именем»
Фамилию актера (Chalamet) журналисты и поклонники не сразу научились произносить правильно. Он вовсе не «Чаламет» и не «Шаламет». У Тимоти французская фамилия, она произносится как «ШаламЭ» (с ударением на последний слог). Актер родился и вырос на Манхэттене, в районе под названием Адская Кухня. Но его отец — француз, и часть детства Тимоти провел у него на родине, так что хорошо говорит по-французски. Мать актера — американка еврейского происхождения с русскими и австрийскими корнями.
В артистической среде Тимоти находится с самого детства. Его мать Николь Флендер в юности танцевала в Нью-Йоркском балете, а затем участвовала в мюзиклах на Бродвее. Старшая сестра Полин — тоже актриса, живет в Париже. Родственники актера имеют непосредственное отношение к миру кино: дядя — актер и режиссер, тетя — телевизионный продюсер, дедушка писал сценарии. Отец молодого человека Марк Шаламе работает редактором в ЮНИСЕФ.
Шаламе обучался в школе искусств LaGuardia на Манхэттене, а сразу после нее поступил в Колумбийский университет. Проучился, правда, всего год, поскольку решил сосредоточиться на съемках в кино.
Тимоти еще в детстве снимался в рекламе и короткометражках, а официально его первой телевизионной работой значится роль в сериале «Закон и порядок» (играл он там жертву убийства). Но полноценным дебютом актера все же лучше считать его работу в 16-летнем возрасте в сериале «Родина» (Homeland), после которого ему начали предлагать интересные роли. Например, в фильме Криса Нолана «Интерстеллар» (Interstellar) Тимоти сыграл сына героя Мэттью МакКонахи. Потом были «Аддеролловые дневники» с Джеймсом Франко (Шаламе исполнил роль его персонажа в юности), понравившаяся критикам комедия «Любите Куперов» и ряд других проектов.
Тимоти Шаламе в сериале «Родина»
Тимоти Шаламе, Маккензи Фой и Мэттью МакКонахи в фильме «Интерстеллар»
В 2017 году о Тимоти Шаламе заговорили как о новой звезде. В первую очередь, конечно, благодаря «Зови меня своим именем», где он сыграл старшеклассника, влюбленного в героя Арми Хаммера. Никакого кастинга не было: Лука Гуаданьино просто случайно познакомился с Шаламе и сразу понял, что сниматься должен именно он. Более того, встреча с Тимоти подтолкнула режиссера наконец взяться за съемки этого проекта, который он задумал уже давно.
Я увидел невероятно живого, яркого, умного, амбициозного молодого человека, который относится к себе без нарциссизма, но стремится показать на экране свое актерское мастерство во всем блеске,
— говорит об актере Лука Гуаданьино.
Лука Гуаданьино и Тимоти Шаламе
Тимоти Шаламе, Лука Гуаданьино и Арми Хаммер на съемках фильма «Зови меня своим именем»
Тимоти Шаламе и Арми Хаммер в фильме «Зови меня своим именем»
Арми Хаммер и Тимоти Шаламе
Второй по значимости работой актера в 2017 году назвали фильм «Леди Берд» — режиссерский дебют актрисы Греты Гервиг. Персонаж Тимоти — богатый хипстер, в которого влюблена героиня Сирши Ронан.
В нем есть что-то от молодого Кристиана Бейла, что-то от молодого Дэниэла Дэй-Льюиса, немного Леонардо ДиКаприо — и ко всему этому добавьте проведенное на Манхэттене детство, высокий IQ и любовь к хип-хопу,
— описывает актера Грета Гервиг.
Тимоти Шаламе и Сирша Ронан в фильме «Леди Берд»
Единственный роман актера, о котором знает пресса, — это его отношения пятилетней давности с дочерью Мадонны. Лурдес Леон и Тимоти Шаламе вместе учились в школе искусств LaGuardia, и, похоже, все было серьезно: девушка познакомила бойфренда и со звездной мамой, и с менее знаменитым отцом Карлосом Леоном.
Неизвестно, почему отношения закончились. В интервью Тимоти предпочитает не отвечать на вопросы о бывшей девушке. Он вообще не откровенничает на личные темы, говоря лишь о том, что его жизнь сейчас — это постоянные поездки и съемки. По словам актера, он полностью сконцентрирован на работе.
А вот свои любительские видеоклипы, где он читает рэп, актеру скрыть от публики не удалось: блогеры нашли эти шедевры в сети и поспешили поделиться с массами. Школьник Тимоти в них повествует об уроках статистики и своей учительнице мисс Лотон (надеемся, она, увидев видео, поставила будущей звезде высший балл). Цитата из ролика:
Вот вам такая задачка: вероятность того, что вы увидите меня по телевизору? Триллион процентов!
Не фанат соцсетей
В отличие от многих молодых знаменитостей, документирующих каждый свой шаг в социальных сетях, Шаламе очаровательно безразличен к количеству лайков. В его Instagram всего-то чуть больше 50 постов (за весь 2015 год, к примеру, он запостил три фото). Зато поклонники, которых у него уже немало, куда более активны и выкладывают в соцсети самые разные материалы, связанные с актером. Например, видео с его падением со стула, рассмешившее и самого Тимоти с коллегами, и его фанатов.
Это может показаться старомодным, но соцсети актеру заменяет дневник.
Все, что со мной сейчас происходит, для меня так ново. Я стараюсь вести записи, чтобы в подробностях запомнить это время моей жизни,
После более чем успешного 2017 года Тимоти ожидает наверняка не менее удачный 2018-й. По крайней мере предстоит премьера нового проекта Вуди Аллена, где у Шаламе главная роль. «Двое молодых людей прибывают в Нью-Йорк на уикенд, там их ждет плохая погода и целая серия приключений», — таково краткое содержание фильма под названием «Дождливый день в Нью-Йорке». Актерский состав впечатляет: помимо Тимоти в проекте задействованы Селена Гомес, Джуд Лоу, Эль Фаннинг, Диего Луна, Лив Шрайбер и другие.
Селена Гомес и Тимоти Шаламе на съемках фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»
Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг и Вуди Аллен на съемках фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»
Еще один фильм с Шаламе, выходящий в этом году, носит название «Красивый мальчик», в нем актер сыграл подростка с наркотической зависимостью. Ждем обе премьеры и, конечно, болеем за Тимоти в преддверии объявления номинантов на «Оскар»!
Тимоти Шаламе и Арми Хаммер в фильме «Зови меня своим именем»
Тимоти Шаламе в фильме «Зови меня своим именем»
Тимоти Шаламе
Дакота Джонсон и Тимоти Шаламе
Тимоти Шаламе
Видео:Как Превратить Неловкость в Привлекательность (Тимоти Шаламе)Скачать
Тимоти Шаламе: «Я думал, это моя лучшая ночь, пока наши фото не появились во всех газетах»
В свои 25 лет он один из самых востребованных артистов поколения. Уже в 22 года его выдвинули на «Оскар» за фильм «Назови меня своим именем», и Тимоти стал самым молодым актером за 80 лет, номинированным за лучшую мужскую роль.
Затем последовали роли, не менее обласканные критикой и полюбившиеся зрителям, — в картинах «Леди Бёрд», «Дождливый день в Нью-Йорке», «Король», «Маленькие женщины», «Дюна». И вот совсем скоро на экраны выходит тоже долгожданный фильм знаменитого режиссера Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан». Картина буквально набита под завязку величайшими актерами разных поколений: Билл Мюррэй, Фрэнсис Макдорманд , Бенисио Дель Торо , Тильда Суинтон , Эдриен Броуди.
Тимоти начал сниматься и играть на сцене еще во время учебы в известной школе для артистически одаренных детей в Нью-Йорке. Дебютировал в эпизоде сериала «Закон и порядок» в 2009 году, а потом снялся еще в двух телесериалах. В «Родине» он сыграл сына вице-президента Америки и удостоился с другими участниками сериала первой престижной номинации на премию Гильдии киноактеров «За выдающееся исполнение». Выступал он и на сцене театров в Америке и Англии. В кино одним из первых громких проектов стало его участие в фильме «Интерстеллар» — Тимоти досталась роль сына главного героя (Мэттью Макконохи).
На интервью с Тимоти даже в голову не придет спросить о том, сколько раз он ходит в спортзал и какой у него любимый вид фитнеса. Это не про него. Зато у Шаламе поразительная харизма, которой позавидует и рок-звезда. Не покидает ощущение, что перед тобой актер старого доброго Голливуда 20-х годов прошлого века.
— Тимоти, вы стали безумно востребованным буквально за три года. Только в этом году побывали на двух фестивалях — в Венеции и в Каннах. На последнем представляли фильм «Французский вестник. ». В Каннах вы ведь впервые поднимались по знаменитой лестнице, верно?
— Да, точно. Забавно, что моя старшая сестра Полин занималась балетом и много раз бывала в летнем танцевальном лагере неподалеку от Канн. И я тоже провел немало времени во Франции, но ни разу не был в этих местах, на Ривьере, когда проходил фестиваль. Конечно, это впечатляющий опыт. Я, как и все актеры «Французского вестника…», приехал на премьеру в личном автобусе Уэса Андерсона. К счастью, наш фильм успели снять до того, как разразилась эпидемия. Я даже побывал на показе для актеров в кинотеатре на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Тогда я репетировал в спектакле в лондонском театре, но потом все надолго закрылось — и в Англии, и в Америке. Поэтому, когда мы приехали в Канны, возникло ощущение, что этот фильм мы снимали в совершенно ином мире и в другой жизни.
Мне безумно везет. Я почти всегда работал с такими режиссерами, как Уэс Андерсон , — когда не о чем волноваться, кроме как о своей актерской работе. Но я прекрасно знаю, что бывают полные противоположности ему — когда приходится переживать абсолютно за все, происходящее на площадке. Хотя на самом деле не в твоей власти что-то изменить и проконтролировать.
— Уэс Андерсон собрал в этом фильме, кажется, всех любимых актеров, с кем работал раньше, вы один «новенький». Вас это смущало?
— Смущало — не то слово! Помню, как получил от Андерсона письмо за пару недель до начала съемок, где он написал: «За прошедшие годы я не раз приглашал молодых актеров, и были случаи, когда они не являлись или являлись неподготовленными. » Конечно, я очень близко к сердцу принял эти слова и старался изо всех сил не выглядеть белой вороной, не подвести команду таких профессионалов. Разумеется, я видел все фильмы Уэса и понимал, насколько написанные им сценарии уникальны и по стилю, и по тону. Но нельзя этот текст воспринимать как руководство к действию, пока не уловишь истинного смысла. Для меня образцом такого понимания сути остается игра Рэйфа Файнса в картине Андерсона «Отель «Гранд Будапешт».
Когда я приехал во Францию на съемки своей части фильма (это триптих, состоящий, соответственно, из трех частей, глав, статей — как угодно), мне повезло жить в комнате в отеле по соседству с нашим редактором. И он меня пустил посмотреть уже отснятые части с Эдриеном Броуди, Бенисио Дель Торо , Леа Сейду . Это было бесценно и очень мне помогло. Я смотрел и думал: какие они потрясающие актеры!
— В «главе» фильма, где вы участвуете, вашей партнершей стала Фрэнсис Макдорманд . Причем сценарий написан на основе реальной истории — романа между взрослой журналисткой и юным студентом-революционером.
— Я, разумеется, встречал Фрэнсис раньше, у нас один агент, но мне всегда казалось, что я к ней не посмею даже подойти. Ну о чем, скажите, пожалуйста, могу я говорить с такой звездой? Она приехала на съемки, только-только отыграв в великолепной картине «Земля кочевников», за которую, кстати, потом получила «Оскар»… Конечно, я волновался! И радовался одновременно, ведь чем раньше начинаешь работать с выдающимися актерами, тем лучше.
Вот с тех пор я почувствовал себя принадлежащим к касте драматических артистов, а не просто актеров. Знаю, как ужасающе претенциозно это звучит! (Смеется.) Мы с Фрэнсис много разговаривали. Например, о том, что к успеху ведет длинная дорога, ну или это лестница, в которой очень много ступеней. Ты можешь ярко засветиться уже на первой, а пройдет немного времени, и про тебя забудут… И еще мы с ней говорили о браке. О том, как это важно, когда партнер тоже творческий человек и с ним можно многое обсудить, потому что вы на равных. Как у самой Фрэнсис — она замужем за Джоэлом Коэном, одним из тех самых братьев Коэн. (Улыбается.) Он приезжал ее навещать, и мы с ним несколько раз гуляли и общались, когда я не был занят в сценах с его женой.
Когда вы на равных, это здорово, даже если есть большая разница в возрасте, как в этом фильме у наших персонажей. В общем, несмотря на то, что Фрэнсис опытная, мудрая женщина, а я наивный юнец, отношения у нас сложились ровно такие, как я люблю. Мне нравится общаться со старшими коллегами. Бабушка даже иногда говорит, что я должен побольше дружить со своими сверстниками. (Улыбается.)
— Фильм снимали во Франции, в маленьком городке. Вы родились в Нью-Йорке, но у вас папа француз, и вы прекрасно говорите на этом языке.
— Да, и у меня даже есть французское гражданство. Этот городок очень похож на тот, где я проводил у родителей отца все лето в детстве, в нескольких часах езды от Лиона. Такой типичный, до карикатуры, провинциальный маленький город. Когда я там жил подолгу, начинал думать по-французски и даже сны видел на французском языке. (Улыбается.) Полностью пропитывался местной культурой. И мечтал одно время стать профессиональным футболистом. В летнем футбольном лагере во Франции тренировал десятилетних мальчишек, хотя мне самому было тогда всего 13 лет. (Улыбается.)
— И атмосфера на съемках «Французского вестника. » была совсем не похожа на студийную.
— Мы все жили в одной гостинице, очень скромной, никакого гламура и размаха, как бывает на студийных проектах. Такой артистический салон, как в прошлом веке. (Улыбается.)
Не забуду, как на наших ужинах Билл Мюррэй бесконечно откалывал свои шутки. А на последнем ужине я произнес тост, поблагодарил режиссера за то, что он мне подарил такую прекрасную возможность. Еще несколько человек встали и тоже сказали теплые слова Уэсу. И тут же Билл постучал по своему бокалу и попросил слова. Конечно же он нас всех высмеял, спародировал и поиздевался над нами всласть. (Смеется.)
Билл — отличный пример актера, который до сих пор не пресытился своей работой и успехами за такую долгую карьеру. Было невероятно интересно наблюдать, как он искренне радовался, волновался и веселился, как будто первый раз на съемках. Над новенькими он подшучивал, и иногда довольно жестко, никто не жаждал попасть ему на язык. Но это лишнее доказательство его неравнодушия. Мол, каждая картина — особенная, не проходная, выкладываться нужно на сто процентов.
— В 22 года вы получили номинацию на «Оскар» за фильм «Назови меня своим именем». Голова от такого успеха не закружилась?
— Полагаю, я не стал психопатом потому, что на следующий день после оскаровской церемонии моя карета превратилась в тыкву, как в известной сказке. Я вернулся в Нью-Йорк, без денег, квартиры, и ютился у своих друзей. Не хотел жить у родителей, а своего жилья у меня еще не было. Конец зимы, самая мерзкая погода в Нью-Йорке в это время, и настроение у меня было под стать. Но зато без помех выучил роль к предстоящим съемкам «Короля». Мне нужно было забыть, вымарать из памяти всю эту глупость, этот миф о Тимоти Шаламе , возникший за время предоскаровской рекламной кампании… При этом для многих я оставался пустым местом. «Здравствуйте, я Тимоти Шаламе. Вам понравился фильм, где я играю?» — «Очень мило, но я еще его не посмотрел», — отвечал мне на очередном мероприятии очередной член академии, чей голос нужно было заполучить.
В общем, в компании старых друзей я пытался «поженить» в своей голове две эти реальности, убрать диссонанс из своего уходящего из-под ног мира. И слава богу, мне тогда удалось не быть пойманным в столь очевидную ловушку.
— Естественно, многих фанатов интересует ваша личная жизнь, кого вы сейчас приглашаете на свидания. (Тимоти встречался с дочкой Мадонны Лурдес в 2013 году — они вместе учились в известной нью-йоркской Школе искусств, музыки и драмы. В 2018 году на съемках фильма «Король» у актера начался роман с Лили-Роуз Депп, дочерью Джонни Деппа и Ванессы Паради. Они расстались в 2020 году. Но периодически встречаются и, судя по фото, остались как минимум близкими друзьями. — Прим. ред.)
— Ради любви мы все и живем, и благодаря ей сумели так долго продержаться, выжить. Кстати, уже на первых свиданиях можно понять многое о человеке. Но пока я не готов отвечать на такие вопросы. Всегда вспоминаю одну историю, как дурной анекдот. Мы были с Лили-Роуз в Венеции на фестивале с нашим фильмом «Король». Все прошло хорошо, и после мероприятия мы решили немного отдохнуть. Поехали на Капри, катались на яхте в море. Я в ту ночь почувствовал себя самым счастливым человеком на свете, потому что провел целый день в лодке с девушкой, которую любил. И это был лучший день в моей жизни. Так я думал, пока наутро не узнал, что наши с Лили-Роуз фото появились во всех таблоидах. Кто-то издалека засек и сфотографировал, как мы целуемся. Все это сопровождалось гадкими подписями и комментариями. Например, таким: мол, мы якобы обнимаемся ненатурально, для пиара. Меня как будто по голове ударили. Уму непостижимо! Вы реально думаете, что я захотел бы так бледно выглядеть, будь это пиар-акция? И смех и грех, но с тех пор я стал еще более закрытым человеком, признаюсь честно.
— Что ж, у славы и романов с красивыми и тоже известными девушками бывают издержки. К слову, о славе. Фантастический фильм «Дюна» — первый в вашей карьере проект такого огромного масштаба, где у вас главная роль. Было ли вам неуютно от всей этой шумихи, завышенных ожиданий вокруг картины? Все обсуждали, сумеет ли Дени Вильнев «переплюнуть» киноверсию Дэвида Линча.
— Если от чего и испытываешь давление, так не от размаха самого фильма, а исключительно от цифр — я имею в виду финансовую сторону проекта. «Дюна» — фильм мечты, основанный прежде всего на абсолютном творчестве. Так я к нему и своей роли и относился. А от всего остального держался в стороне.
— Режиссер «Дюны» утверждает, что никого, кроме вас, не видел в роли Пола. И если бы вы не согласились, у него не было плана Б. Очень лестно, наверное, такое слышать.
— Мне позвонил Дени Вильнев, когда я прочитал половину романа, и пригласил встретиться. Он собирался на Каннский фестиваль, а я в Лондоне заканчивал подготовку к съемкам «Короля». Ну я быстренько дочитал книгу и поехал на встречу. В результате половина книги вся испещрена моими заметками, мыслями, а вторая — нет. (Улыбается.) Роман был написан почти 60 лет тому назад, но проблемы никуда не делись. Все предсказания автора и сейчас невероятно актуальны. Все его предостережения — и насчет губительного отношения к окружающей среде, и чрезмерного увлечения и поклонения технологиям. По своему воздействию на несколько поколений я сравниваю «Дюну» с «Гарри Поттером». В том смысле, как много людей выросло на этой эпопее.
Я до сих пор не могу забыть, как Дени при нашей встрече расхаживал по своему номеру и рассказывал, как собирается снимать этот фильм, делился идеями. А я не мог избавиться от мысли, что это просто сон. Еще совсем недавно, год тому назад, я жил у друзей и уж точно не мог рассчитывать на такую удачу. Я испытываю огромное уважение к режиссерам. Мы, актеры, всего лишь шестеренки в механизме, придуманном ими. Сейчас снимаюсь у еще одного прекрасного режиссера Пола Кинга в картине «Вилли Вонка» (Тимоти играет знаменитого персонажа Вонку из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» с Джонни Деппом. Только теперь — этого героя в молодости. — Прим. ред.). Недавно мы записывали музыку к фильму на легендарной студии «Эбби-Роуд», где записывали свои альбомы «Битлз». Боже, вот там я себя особенно остро почувствовал настоящим самозванцем! Словно осквернил историю своим присутствием в таком месте. Но это стало хорошим уроком — как приспособиться к странным вещам, событиям, обстоятельствам, в которых я оказываюсь и куда мне так трудно себя «вписать».
— И все же, каково быть таким знаменитым в 25 лет?
— Я не пытаюсь отрицать этот факт. (Улыбается.) Но хочу понять, как с этим жить и что делать. В плохие дни мне кажется, что не сумею это вынести, но в хорошие бываю менее пессимистичен. Один из моих кумиров — не назову его имя, он рассердится — дал мне мудрый совет: «Никаких наркотиков и фильмов о супергероях».
— Хороший совет. Вы, кажется, умеете относиться к себе не слишком серьезно, а это тоже хорошая прививка от звездной болезни.
— Один только этот термин — «звезда кино» — ассоциируется у меня со смертью, честное слово. Не хочу выглядеть банальным пустозвоном и себя принижать, но мои успехи — это сочетание удачи и еще одного хорошего совета: не размениваться понапрасну. Его я получил еще в юности, когда только начинал актерскую карьеру. И этому совету пытаюсь следовать. «Ты всего лишь актер. Всего лишь актер». Я повторяю эти слова как мантру.
Видео:Почему Тимоти Шаламе на самом деле хороший актерСкачать
Фонетический разбор слова «шаламе»
Видео:Тимоти Шаламе: ТАК ЛИ ОН ИДЕАЛЕН? (спойлер: да)Скачать
Фонетический разбор «шаламе»:
Видео:Почему все помешались на Тимоти Шаламе и что нам от него ждать? | Английский на слухСкачать
«Шаламе»
Видео:Кайли Дженнер и Тимоти Шаламе | Селена Гомес и Зейн | Белла ненавидит себя | Ариана Гранде в бедеСкачать
Характеристики звуков
Видео:Шаламе и Дженнер-Кардашьян: не может быть?!Скачать
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор слова «шаламе»
Фонетический разбор слова «шаламе»
Значение слова «шаламе»
Карточка «шаламе»
Видео:Рэп от Тимоти Шаламе на русскомСкачать
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
- 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв — гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Видео:ТИМОТИ ШАЛАМЕ: провалы в карьере, слезы после неудачи в Интерстеллар, Кайли Дженнер, он непо-бейби?Скачать
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
- чёрный -> [ч’о́рный’]
- яблоко -> [йа́блака]
- якорь -> [йа́кар’]
- ёлка -> [йо́лка]
- солнце -> [со́нцэ]
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
- фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
- мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
- ударный [´] — ударением;
- в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
- буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
- для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Видео:Тимоти Шаламе в неловкой ситуации 😐Скачать
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
- Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
- Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
- Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
- Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
- В транскрипции разберите слово по звукам.
- Напишите буквы из фразы в столбик.
- Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
- Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
- для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
- в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
- В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
Данная схема практикуется в школьной программе.
Видео:Будь Готов Идти На Жертвы | Тимоти Шаламе (Правила Успеха)Скачать
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Видео:АНГЛИЙСКИЙ НА СЛУХ - Timothée Chalamet (Тимоти Шаламе)Скачать
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
- [б] — бодрый и [б’] — белка;
- или [д]-[д’]: домашний — делать.
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Видео:Лицо поколения. Почему все любят Тимоти Шаламе?Скачать
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Видео:Новые кадры Тимоти Шаламе со съемок в Нью-Йорке🤩 #timotheechalamet #тимотишаламе #newyork #nyСкачать
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Видео:ТИМОТИ ШАЛАМЕ и КАЙЛИ вместе? МЕГАН и MGK помирились. ТЕЙЛОР снова СВОБОДНА. ДЖЕЙ ЛО и РЕКЛАМАСкачать
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома [йа д о ‘ма].
- Новые дома [но’выэ д а ма’].
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
- он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
- свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
- впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
- е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
- моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
- ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
- керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Видео:Твоя галерея, если бы Тимоти Шаламе был твоим парнем💜 #timotheechalamet #тимотишаламе #mydreamСкачать
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
- В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
- — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
- — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
- в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
- — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
- — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
- (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
- — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
- — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
- после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
- после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
- в самом начале слова:
- — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
- лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
- после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
- ё — [о],
- е — [э],
- ю — [у].
Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
- ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
- е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
- я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
- ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]
Видео:Том Холланд звонит Тимоти ШаламеСкачать
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
- твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
- [б] — [б’]: б анан — б елка,
- [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
- [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
- [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
- [з] — [з’]: з вон — з ефир,
- [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
- [л] — [л’]: л одка — л юкс,
- [м] — [м’]: м агия — м ечты,
- [н] — [н’]: н овый — н ектар,
- [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
- [р] — [р’]: р омашка — р яд,
- [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
- [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
- [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
- [х] — [х’]: х орек — х ищник.
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
- [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
- Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Видео:"Если бы я был..."от Тимоти Шаламе. Ох, Тим, что же ты делаешь)Скачать
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
- перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Видео:Самая милая дружба Сирши Ронан и Тимоти Шаламе ❤️Скачать
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
- Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
- Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
- Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].
Видео:Замечательное интервью с Тимоти Шаламе и Сиршей РонанСкачать
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
- зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
- жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
- шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
- стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
- здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
- сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
- тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
- тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
- дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
- сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
- зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
- сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
- зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
- чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
- чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
- чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
- чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
- !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
- «Т» — в сочетаниях:
- стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
- стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
- нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
- стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
- стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
- нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
- «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
- тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
- тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
- тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
- «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
- здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
- ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
- ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
- здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
- ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
- рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
- рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
- дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
- дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
- «Л» — в сочетаниях:
- лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
- «В» — в сочетаниях:
- вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
- Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
- Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
- Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
- Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
- Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
- Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.