Сгруппируйте словосочетания 1 словосочетания в которых нарушено нормативное употребление глаголов

Видео:Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов?Скачать

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов?

Нормативное употребление глагольных форм

1.Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа,т.к. они затруднительны для произношения, т.е. из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬи др.

В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения –образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределённой форме, а личную форму образует словосочетание, в котором глагол стоит в неопределённой форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол: ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ, ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ, ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ, МОГУ ОЧУТИТЬСЯ.

2.Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:

Начальная форма глаголаФорма повелительного наклонения (единственное число)Форма повелительного наклонения (множественное число)
ЛечьТы ляг (неправильно ЛЯЖЬ)Вы лягте (неправильно ЛЯЖЬТЕ)
ЕхатьТы поезжай (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ)Вы поезжайте (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)
ЕздитьТы езди (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ)Вы ездите (неправильно ЕЗДИТЕ, ЕЗДЬТЕ)
ПоложитьТы положи (неправильно ПОЛОЖЬ)Вы положите (неправильно ПОЛОЖЬТЕ)
КластьТы клади (неправильно ЛОЖИ)Вы кладите (неправильно ЛОЖЬТЕ)
БежатьТы беги (неправильно БЕЖИ)Вы бегите (неправильно БЕЖИТЕ)
лазатьТы лазай (неправильно ЛАЗЬ)Вы лазайте (неправильно ЛАЗЬТЕ)

3.Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Ездить – я езжу, он ездит (неправильноя ездию, он ездиет).

Лазить – я лажу, он лазит (неправильно я лазию, он лазиет).

Жечь (зажечь, поджечь, разжечь) – я жгу, ты жжёшь, он жжёт, мы жжём, вы жжёте, он жгут.

Печь (испечь, запечь) – я пеку, ты печёшь, он печёт, мы печём, вы печёте, они пекут.

Беречь (сберечь) – я берегу, ты бережёшь, он бережёт, мы бережём, вы бережёте, они берегут.

Стеречь – я стерегу, ты стережёшь, он стережёт, мы стережём, вы стережёте, они стерегут.

4.Не следует путать глаголы надетьиодеть:

СЛОВО «ОДЕТЬ»имеет значение«покрыть чьё-либо тело одеждой».ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЁНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.

СЛОВО «НАДЕТЬ»имеет значение «покрыть одеждой себя».НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ, НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? – НАДЕТЬ НА РЕБЁНКА ПАЛЬТО).

Нельзя надеть Надежду,

Нельзя одеть одежду.

5.Нормативное употребление глаголов КУШАТЬи ЕСТЬ:

Глагол «КУШАТЬ»приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО)или при обращении к ребёнку (СЕРЁЖА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?).В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ».

Поэтому не рекомендуетсяговорить о себе «Я КУШАЮ», правильнобудет сказать: «Я ЕМ».Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «Вы уже ели сегодня?»

6.Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ – ОКОНЧИТЬ:

ЗАПОМНИ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО;но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИВЕРСИТЕТ.Не следует употреблять выражение «закончить школу».

7.Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ:

Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН,но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.

8.Слова «ЛОЖИТЬ»в русском ЛИТЕРАТУРНОМ НОРМИРОВАННОМ языке нет, поэтому нельзя так говорить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ», «СЛОЖИТЬ», «ОТЛОЖИТЬ»без приставок ек употребляются. ПРАВИЛЬНО следует говорить: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».

9.Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ/ВЫЙТИ»и «СХОДИТЬ/СОЙТИ»:

Глагол с приставкой С(СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: СОЙТИ С АВТОБУСА; это значило бы, что вы идёте с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: ВЫЙТИ ИЗ АВТОБУСА.

10.Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ – ПРЕДОСТАВИТЬ:

Глагол ПРЕДСАВИТЬимеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства)».

Глагол ПРЕДОСТАВИТЬимеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».

11.Запомни нормативное употребление следующих глаголов:

ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)

ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)

НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ)

ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК

12.Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени глаголов:

Начальная форма глаголаФорма прошедшего времени этого глагола
СОХНУТЬон СОХ(неправильно СОХНУЛ)
ПРОМОКНУТЬон ПРОМОК(неправильно ПРОМОКНУЛ)
ЗАМЁРЗНУТЬон ЗАМЁРЗ(неправильно ЗАМЁРЗНУЛ)
ОКРЕПНУТЬон ОКРЕП(неправильно ОКРЕПНУЛ)

4. Нормативное образование именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных.

1.Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов,в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание –ОВ:

Именительный падеж множественного числаРодительный падеж множественного числа
АБРИКОСЫАБРИКОСОВ
АНАНАСЫАНАНАСОВ
АПЕЛЬСИНЫАПЕЛЬСИНОВ
БАКЛАЖАНЫБАКЛАЖАНОВ
БАНАНЫБАНАНОВ
ГРАНАТЫГРАНАТОВ
ЛИМОНЫЛИМОНОВ
МАНДАРИНЫМАНДАРИНОВ
ПОМИДОРЫПОМИДОРОВ
ТОМАТЫТОМАТОВ
Именительный падеж множественного числаРодительный падеж множественного числа
ДЫНИДЫНЬ
СЛИВЫСЛИВ
ЯБЛОКИЯБЛОК

2.Имена существительные, обозначающие названия парных предметов,в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числаРодительный падеж множественного числа
БАХИЛЫ (обувь)БАХИЛ
БОТИНКИБОТИНОК
БУТСЫБУТС
БРЮКИБРЮК
ГЕТРЫГЕТР
ВАЛЕНКИВАЛЕНОК
КАСТАНЬЕТЫКАСТАНЬЕТ
ПАНТАЛОНЫПАНТАЛОН
ПОГОНЫПОГОН
САПОГИСАПОГ
ТУФЛИТУФЛЬ
ЧУЛКИЧУЛОК
ШАРОВАРЫШАРОВАР
ШОРТЫШОРТ
ЭПОЛЕТЫЭПОЛЕТ
Именительный падеж множественного числаРодительный падеж множественного числа
ГОЛЬФЫГОЛЬФОВ
ДЖИНСЫДЖИНСОВ
КЕДЫКЕДОВ
КЛИПСЫКЛИПСОВ
ЛАМПАСЫЛАМПАСОВ
НОСКИНОСКОВ
РЕЛЬСЫРЕЛЬСОВ

3.Имена существительные обозначающие название национальностей,в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числаРодительный падеж множественного числа
АРМЯНЕАРМЯН
БАШКИРЫБАШКИР
БОЛГАРЫБОЛГАР
БУРЯТЫБУРЯТ
ГРУЗИНЫГРУЗИН
ЛЕЗГИНЫЛЕЗГИН
ОСЕТИНЫОСЕТИН
РУМЫНЫРУМЫН
ТАТАРЫТАТАР
ТУРКМЕНЫТУРКМЕН
ТУРКИТУРОК
ЦЫГАНЕЦЫГАН
Именительный падеж множественного числаРодительный падеж множественного числа
МОНГОЛЫМОНГОЛОВ
ТАДЖИКИТАДЖИКОВ
ХОРВАТЫХОРВАТОВ
ЯКУТЫЯКУТОВ

4.Имена существительные среднего рода,оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –ЦЕ,в родительном падеже множественного числа, как правило оканчиваются на –ЕЦ:

Именительный падеж единственного числаРодительный падеж множественного числа
БЛЮДЦЕБЛЮДЕЦ
ЗЕРКАЛЬЦЕЗЕРКАЛЕЦ
КОПЫТЦЕКОПЫТЕЦ
ОДЕЯЛЬЦЕОДЕЯЛЕЦ
ПОЛОТЕНЦЕПОЛОТЕНЕЦ
СЕРДЦЕСЕРДЕЦ
ЩУПАЛЬЦЕЩУПАЛЕЦ
Именительный падеж единственного числаРодительный падеж множественного числа
БОЛОТЦЕБОЛОТЦЕВ
ДЕРЕВЦЕДЕРЕВЦЕВ
ОКОНЦЕОКОНЦЕВ
СОЛНЦЕСОЛНЦ

5.Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности,чаще всего имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числаРодительный падеж множественного числа
ГРЕНАДЁРЫГРЕНАДЁР
ГУСАРЫГУСАР
ДРАГУНЫДРАГУН
КАДЕТЫ (воспитанники военного заведения)КАДЕТ
ПАРТИЗАНЫПАРТИЗАН
СОЛДАТЫСОЛДАТ
УЛАНЫУЛАН
Именительный падеж множественного числаРодительный падеж множественного числа
САПРЫСАПЁРОВ

6.Имена существительные среднего рода,оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –ЬЕ без ударения,и женского рода на –ЬЯ без ударенияимеют в родительном падеже множественного числа окончание –ИЙ:

Именительный падеж единственного числаРодительный падеж множественного числа
ГНЕЗДОВЬЕГНЕЗДОВИЙ
ЗАПЯСТЬЕЗАПЯСТИЙ
КУШАНЬЕКУШАНИЙ
НАДГРОБЬЕНАДГРОБИЙ
ОЖЕРЕЛЬЕОЖЕРЕЛИЙ
ОТРОДЬЕОТРОДИЙ
ПЕЧЕНЬЕПЕЧЕНИЙ
ПЛЯСУНЬЯПЛЯСУНИЙ
ПОБЕРЕЖЬЕПОБЕРЕЖИЙ
ПОВЕРЬЕПОВЕРИЙ
ПОДЗЕМЕЛЬЕПОДЗЕМЕЛИЙ
ОЛАДЬЯОЛАДИЙ
СИДЕНЬЕСИДЕНИЙ
СОЛЕНЬЕСОЛЕНИЙ
УВЕЧЬЕУВЕЧИЙ
УЩЕЛЬЕУЩЕЛИЙ
Именительный падеж единственного числаРодительный падеж множественного числа
ВЕРХОВЬЕВЕРХОВЬЕВ
КОРЕНЬЯКОРЕНЬЕВ
ЛОХМОТЬЯЛОХМОТЬЕВ
НИЗОВЬЕНИЗОВЬЕВ
ПЛАТЬЕПЛАТЬЕВ
ПОДМАСТЕРЬЕПОДМАСТЕРЬЕВ
УСТЬЕУСТЬЕВ
ХЛОПЬЯХЛОПЬЕВ

7.Имена существительные среднего рода,оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –ЬЕ без ударения,и женского рода на –ЬЯ без ударенияимеют в родительном падеже множественного числа окончание –ЕЙ:

Именительный падеж единственного числаРодительный падеж множественного числа
РУЖЬЁРУЖЕЙ
ЛАДЬЯЛАДЕЙ
Именительный падеж единственного числаРодительный падеж множественного числа
КОПЬЁКОПИЙ

8.Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ЕЙ:

Именительный падежРодительный падеж множественного числа
БУДНИБУДНЕЙ
БРЕДНИБРЕДНЕЙ
ГАНТЕЛИГАНТЕЛЕЙ
ГРАБЛИГРАБЛЕЙ
ДРОВНИДРОВНЕЙ
ДЯДИДЯДЕЙ
ЗЛЫДНИЗЛЫДНЕЙ
КЕГЛЯКЕГЛЕЙ
КОЗНИКОЗНЕЙ
ПРОСТЫНИПРОСТЫНЕЙ
РАСПРИРАСПРЕЙ
СКАТЕРТЬСКАТЕРТЕЙ
ТЁТИТЁТЕЙ
ЧУКЧИЧУКЧЕЙ
ЯСЛИЯСЛЕЙ

9.Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падежРодительный падеж множественного числа
АМПЕРАМПЕР
АРШИНАРШИН
БАСНЯБАСЕН
БАШНЯБАШЕН
БРЫЗГИБРЫЗГ
ВАТТВАТТ
ВОЛЬТВОЛЬТ
ДЕЛОМНОГО ДЕЛ
ВАФЛЯВАФЕЛЬ
ЖАБРЫЖАБР
КОПНАКОПЁ или КОПН
КУХНЯКУХОНЬ
МАКАРОНЫМАКАРОН
МАНЖЕТАМАНЖЕТ
НЯНЯНЯНЬ
ПЕТЛЯПЕТЕЛЬ
СЕРЬГАСЕРЁГ
СПЛЕТНЯСПЛЕТЕН
ТУФЛИТУФЕЛЬ
ЦАПЛЯЦАПЕЛЬ
ШПРОТЫШПРОТ
ЯБЛОНЯЯБЛОНЬ

10.Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ов:

Именительный падежРодительный падеж множественного числа
БРОНХИБРОНХОВ
ГРАММЫГРАММОВ
ГЕКТАРЫГЕКТАРОВ
ГЕОРГИНЫГЕОРГИНОВ
ДЕБАТЫДЕБАТОВ
КАРАТЫКАРАТОВ
КИЛОГРАММЫКИЛОГРАММОВ
НЕРВЫНЕРВОВ

Нормативное образование форм именительного падежа множественного числа имён существительных.

1.Список слов с нормативным окончанием –Ы (-И)

Именительный падеж единственного числаИменительный падеж множественного числа
БУХГАЛТЕРБУХГАЛТЕРЫ
ВЕЕРВЕЕРЫ
ВЕКТОРВЕКТОРЫ
ВЕТЕРВЕТЕРЫ
ВОЗРАСТВОЗРАСТЫ
ВЫГОВОРВЫГОВОРЫ
ГРИФЕЛЬГРИФЕЛИ
ДЖЕМПЕРДЖЕМПЕРЫ
ДОГОВОРДОГОВОРЫ
ДРАЙВЕРДРАЙВЕРЫ
ИНЖЕНЕРИНЖЕНЕРЫ
ИНСТРУКТОРИНСТРУКТОРЫ
КОНТЕЙНЕРКОНТЕЙНЕРЫ
ЛЕКАРЬЛЕКАРИ
МЕСЯЦМЕСЯЦЫ
ПЛЕЕРПЛЕЕРЫ
ПОЛИСПОЛИСЫ
ПОЧЕРКПОЧЕРКИ
ПРОЖЕКТОРПРОЖЕКТОРЫ
ПУДЕЛЬПУДЕЛИ
РЕДАКТОРРЕДАКТОРЫ
РЕКТОРРЕКТОРЫ
СВИТЕРСВИТЕРЫ
СКЛАДСКЛАДЫ
СЛЕСАРЬСЛЕСАРИ
СЛОГСЛОГИ
СНАЙПЕРСНАЙПЕРЫ
ТАБЕЛЬТАБЕЛИ
ТОРТТОРТЫ
ТРАКТОРТРАКТОРЫ
ТРЕНЕРТРЕНЕРЫ
ФЛИГЕЛЬФЛИГЕЛИ
ШОФЁРШОФЁРЫ

1.Список слов с нормативным окончанием –А (-Я)

Именительный падеж единственного числаИменительный падеж множественного числа
ВЕКСЕЛЬВЕКСЕЛЯ
ВОРОХВОРОХА
ДИРЕКТОРДИРЕКТОРА
ДОКТОРДОКТОРА
КАТЕРКАТЕРА
КИТЕЛЬКИТЕЛЯ
КОЛОКОЛКОЛОКОЛА
КУЗОВКУЗОВА
КУПОЛКУПОЛА
КУЧЕРКУЧЕРА
ОКОРОКОКОРОКА
ОКРУГОКРУГА
ОРДЕРОРДЕРА
ПАСПОРТПАСПОРТА
ПОВАРПОВАРА
ПОГРЕБПОГРЕБА
ПРОФЕССОРПРОФЕССОРА
СОРТСОРТА
СТОРОЖСТОРОЖА
ТЕНОРТЕНОРА
ТЕРЕМТЕРЕМА
ТОПОЛЬТОПОЛЯ
ФЕЛЬДШЕРФЕЛЬДШЕРА
ФЛЮГЕРФЛЮГЕРА
ХУТОРХУТОРА
ШТАБЕЛЬШТАБЕЛЯ
ШТЕМПЕЛЬШТЕМПЕЛЯ
ЯКОРЬЯКОРЯ

1) КОРПУСЫ(часов)– КОРПУСА(здания)

2) ЛАГЕРИ(политические группировки) ЛАГЕРЯ(туристические)

3) МУЖИ(государственные) МУЖЬЯ(в семьях)

4) ЗУБЫ(у человека, животных) ЗУБЬЯ(у пилы)

5) ПРОПУСКИ(недосмотры) ПРОПУСКА(документы)

6) ОРДЕНЫ(рыцарские, монашеские) ОРДЕНА(награды)

7) ОБРАЗЫ(художественные) ОБРАЗА(иконы)

Видео:Употребление глаголовСкачать

Употребление глаголов

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, МЕСТОИМЕНИЙ, ГЛАГОЛА И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ. Упражнения

1.Образуйте краткие формы от имен прилагательных, ука­жите, если это возможно, варианты формообразования.

Многочисленный, естественный, безукоризненный, надменный, безнравственный, бессмысленный, неприкосновенный, ответственный, болезненный, несомненный, свойственный, легкомысленный, откровенный, бесчисленный.

2.Образуйте простую сравнительную степень имен прилагательных, где это возможно.

Хороший, лысый, умный, дешевый, близкий, богатый, широкий, краткий, далекий, редкий, дорогой, малый, жидкий, плоский, бойкий, мерзкий, частый, чуткий, жалкий, гулкий, зоркий, ломкий, хру­сткий, русый.

3. Запишите словами следующие примеры, употребляя имена числительные в нужной падежной форме.

Произведение 856 и 78 равно 66768, сумма этих чисел равна 934, а разность 778. Частное от деления 87 456 на 38 равно примерно 2 302, сумма этих чисел равна 87494, а разность – 87 418.

Если с 279 сложить 311, получится 590, а если из 3978 вычесть 917, останется 3061. Произведение 67 и 146 равно 9782, сумма этих чисел равна 213. Частное от деления 2109 на 37 равно 57, сумма этих чисел равна 2146, а разность – 2072.

4.Какой из предлагаемых вариантов сочетаний соот­ветствует литературным нормам современного языка? Свой выбор обо­снуйте.

1) восьмисотлетие Москвы или восемьсотлетие Москвы; 2) около полутора суток или около полтора суток; 3) встречать двух иностранных товарищей или два иностранных товарища; 4) пройти оставшиеся полсотни шагов или оставшуюся полсотню шагов; 5) у обоих щипцов кусачки сломаны или у тех и у других щипцов; 6) состоялось 444 однодневных встреч и семинаров или 444 одно­дневных встречи и семинара; 7) выполнить план к 26 декабрю или к 26 декабря.

5. В приведенных предложениях укажите случаи неправильного употребления форм имени числительного. Исправьте ошибки.

1. В школе не было обоих сестер. 2. Трое гимнасток оправились на международный турнир. 3. Информация записана на двоих компьютерных дисках. 4. Двое белых медведей находилось в клетке. 5. Трое дней понадобилось, чтобы доплыть до острова. 6. Четверо котят играли на траве в саду. 7. Из леса вышли двое лосей. 8. Три неразлучных друга поступили в один университет. 9. В аудитории недоставало троих стульев. 10. Более трех суток добирались мы до назначенного пункта.

6. Укажите, какое из местоимений, стоящих в скобках, упот­ребляется с данными предлогами.

К (ему, нему), напротив (его, него), вопреки (ему, нему), благодаря (ему, нему), около (ее, нее), впереди (их, них), наперекор (ему, нему), после (его, него), ради (ее, нее), навстречу (ему, нему), по поводу (их, них), за исключением (ее, нее), выше (его, него), старше (его, него), лучше (ее, нее), насчет (его, него), вопреки (им, ним), внутри (ее, нее), при помощи (их, них), по поводу (него, его), согласно (им, ним).

7. Исправьте предложения, допускающие двоякое тол­кование местоимения свой.Запишите в исправленном виде.

1. Учитель попросил учеников разобрать свои примеры. 2. Ка­питан поручил помощнику проверить на практике свое предложение. 3. Бабушка попросила внучку приготовить свой завтрак. 4. Майор при­казал солдатам оставить пленных в своей землянке. 5. Он потребовал от меня ничего не рассказывать о своей жизни.

8. Укажите глаголы, от которых можно образовать форму 1 -го лица единственного числа. Остальные глаголы распределите на группы в соответствии с причинами, определяющими невозможность образования форм 1-го лица: а)значение действия, свой­ственного не человеку (не лицу); б) значение действия нескольких лиц; в)необходимость избегать омонимии; г)неудобопроизносимые соче­тания.

Прорасти, затмить, ехать, обступить, тузить, ютиться, ужариться, струиться, галдеть, скопиться, дерзить, дудеть, басить, пылесосить, близиться, гласить, поразить, зиждиться, ржаветь, очутиться, бдеть, колоситься, обязать, укротить, протереть, чудить, умилостивить, осветить, убедить, снабдить, бороздить, щипать, шелестеть, молотить, давить, роптать, волочить, ощутить, молоть, пригвоздить, блюсти, ополчить, предупредить, опостылеть, повеселеть.

9. От приведенных ниже глаголов образуйте формы мужского рода прошедшего времени.

Крикнуть, застигнуть, скиснуть, вымокнуть, завянуть, свергнуть, отвыкнуть, мелькнуть, оглохнуть, замерзнуть, замолкнуть, засохнуть, прыгнуть, погаснуть, ослепнуть, остынуть, воздвигнуть, возникнуть, проникнуть, кольнуть, толкнуть, достигнуть, исчезнуть, отвергнуть, привыкнуть, окрепнуть, воскреснуть, воскликнуть, дернуть, свистнуть, зевнуть.

10. Выберите правильный вариант ответа.

1) Выглянуть (выглянь — выгляни); 2) пойти (пойди — поди); 3) ехать (езжай — поезжай — едь); 4) положить (положи — положь); 5) лечь (ляжь —ляг); 6) не морщить (не морщи — не морщь); 7) колыхать (колыши — колыхай); 8) обнять (обойми — обними); 9) класть (клади — ложи); 10) покупать (купляй – покупай); 11) ездить (езжай — езди — ехай — ездий); 12) мерить (мери — мерь).

11.Сгруппируйте словосочетания: 1) словосочетания, в которых нарушено нормативное употребление глаголов; 2) словосо­четания, в которых не нарушено нормативное употребление глаголов. Исправьте морфологические ошибки.

Клади сюда; езжай домой; я фальшивю; колебается маятник; не порть бумагу; положь на место; прилягте на диван; жгёшь мусор; маха­ешь руками; поклади на стол; ляжь и отдохни; заведываю складом; выздоровеешь ко вторнику; движет в комнате мебель; рыскает по лесу; избегнули неприятностей; он вторгнулся на мою территорию.

12.Выберите правильный ответ.

1) Положить (положивший — поклавший); 2) пересохнуть (пересохнувший — пересохший); 3) привести (приведший — привёвший); 4) при­выкнуть (привыкший — привыкнувший); 5) отцвести (отцветший — отцвёвший); 6) мучить (мучивший — мучавший); 7) нагнести (нагнётший — нагнёвший); 8) приобрести (приобрёвший — приобретший); 9) забрести (забредший — забрёвший); 10) приобрести (приобретший — приобрёвший); 11) приплести (приплетший — приплёвший); 12) заклеймить (заклеймён­ный — заклеймлённый; 13) изрешетить (изрешечённый — изрешетённый); 14) обезопасить (обезопасенный — обезопашенный); 15) пронзить (пронзённый — пронжённый); 16) обгрызть (обгрызенный — обгрызанный); 17) спеленать (спелёнутый — спеленанный (спелёнатый).

13. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный падеж, объясните выбор падежа.

1. В каждой группе осталось по (несколько) детей. 2. По (окончание) лекции все собрались уходить. 3. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. 4. Хорошей погоды порой ждали по (много) дней. 5. Встречались часто, по (настроение).

14. Какой предлог употребить?

По или о? Лекция (физика, археология, творчество Васнецова, вос­стание декабристов); книга (русский фарфор, животный мир Африки); учебник (русский язык, зоология, искусство Востока); беседа (жизнь писателя, поэзия, прочитанное за лето); диспут (искусство, творчество Пикассо); отчет (работа, успеваемость, командировка).

По или для? за? Автомат (продажа газированной воды, размен мо­нет); приз (велогонка, стрельба из лука).

15.В каких словосочетаниях следует употребить пред­лог в, а в каких на?

1) Жить . районе; 2) первый . селе работник; 3) поехать . Украину; 4) отдыхать . Альпах; 5) событие . Балканах; 6) остаться . Закавказье; 7) уехал . Кавказ; 8) работать . учреждении; 9) работать . заводе; 10) дежурить . избирательном участке; 11) пошли . концерт; 12) поехал . оперу; 13) уехать . Крым; 14) вернуться . Поволжья; 15) работать .. фирме.

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 127936

Сгруппируйте словосочетания 1 словосочетания в которых нарушено нормативное употребление глаголов

Главный Попко

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№72 - Значение и употребление глаголов в речи.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№72 - Значение и употребление глаголов в речи.)

Сгруппируйте словосочетания: 1) словосочетания, в которых нарушено нормативное употребление глаголов; 2) словосо­четания, в которых не нарушено нормативное употребление глаголов. Исправьте морфологические ошибки. Клади сюда; езжай домой; я фальшивю; колебается маятник; не порть бумагу; положь на место; прилягте на диван; жгёшь мусор; маха­ешь руками; поклади на стол; ляжь и отдохни; заведываю складом; выздоровеешь ко вторнику; движет в комнате мебель; рыскает по лесу; избегнули неприятностей; он вторгнулся на мою территор

🌟 Видео

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Глагол JÍST | Запоминаем спряжение неправильных глаголов в предложении | Новые выраженияСкачать

Глагол JÍST | Запоминаем спряжение неправильных глаголов в предложении | Новые выражения

Значение и употребление глаголов в речиСкачать

Значение и употребление глаголов в речи

Русский язык 6 класс (Урок№87 - Разноспрягаемые глаголы.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№87 - Разноспрягаемые глаголы.)

Глагол spát | Спряжение и фразы | Запоминаем глаголы в предложенииСкачать

Глагол spát | Спряжение и фразы | Запоминаем глаголы в предложении

Значение и употребление глаголов в речиСкачать

Значение и употребление глаголов в речи

Значение и употребление глаголов в речи урок русского языка в 3 классеСкачать

Значение и употребление глаголов в речи урок русского языка в 3 классе

Видеоурок 12. Часть 1. Правописание глаголов и нормы их употребления . Русский язык 10 классСкачать

Видеоурок 12. Часть 1. Правописание глаголов и нормы их употребления . Русский язык 10 класс

Глагол ЛИКРО в иврите. Значение и употребление (полное спряжение). Часть 1.Скачать

Глагол ЛИКРО в иврите. Значение и употребление (полное спряжение). Часть 1.

Фразовый глагол Get с примерами.Фразовый глагол Get в Английском языке.Скачать

Фразовый глагол Get с примерами.Фразовый глагол Get в Английском языке.

1 Глагол+Значение+и+употребление+глаголов+в+речиСкачать

1 Глагол+Значение+и+употребление+глаголов+в+речи

Урок 176. Употребление глаголов smell и taste. В чем особенность этих глаголов?Скачать

Урок 176. Употребление глаголов smell  и taste. В чем особенность этих глаголов?

Употребление переходных и непереходных глаголовСкачать

Употребление переходных и непереходных глаголов

Употребление глаголов с предлогами -1Скачать

Употребление глаголов с предлогами -1

Употребление глагола treiben. Немецкий.Скачать

Употребление глагола treiben. Немецкий.

Недостаточные глаголы. Какими они бывают? | Русский языкСкачать

Недостаточные глаголы. Какими они бывают? | Русский язык
Поделиться или сохранить к себе: