- Нормативное употребление глагольных форм
- МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, МЕСТОИМЕНИЙ, ГЛАГОЛА И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ. Упражнения
- Школе NET
- Register
- Login
- Newsletter
- Главный Попко
- Сгруппируйте словосочетания: 1) словосочетания, в которых нарушено нормативное употребление глаголов; 2) словосочетания, в которых не нарушено нормативное употребление глаголов. Исправьте морфологические ошибки. Клади сюда; езжай домой; я фальшивю; колебается маятник; не порть бумагу; положь на место; прилягте на диван; жгёшь мусор; махаешь руками; поклади на стол; ляжь и отдохни; заведываю складом; выздоровеешь ко вторнику; движет в комнате мебель; рыскает по лесу; избегнули неприятностей; он вторгнулся на мою территор
- 🌟 Видео
Видео:Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов?Скачать
Нормативное употребление глагольных форм
1.Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа,т.к. они затруднительны для произношения, т.е. из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬи др.
В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения –образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределённой форме, а личную форму образует словосочетание, в котором глагол стоит в неопределённой форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол: ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ, ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ, ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ, МОГУ ОЧУТИТЬСЯ.
2.Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
Начальная форма глагола | Форма повелительного наклонения (единственное число) | Форма повелительного наклонения (множественное число) |
Лечь | Ты ляг (неправильно ЛЯЖЬ) | Вы лягте (неправильно ЛЯЖЬТЕ) |
Ехать | Ты поезжай (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ) | Вы поезжайте (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ) |
Ездить | Ты езди (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ) | Вы ездите (неправильно ЕЗДИТЕ, ЕЗДЬТЕ) |
Положить | Ты положи (неправильно ПОЛОЖЬ) | Вы положите (неправильно ПОЛОЖЬТЕ) |
Класть | Ты клади (неправильно ЛОЖИ) | Вы кладите (неправильно ЛОЖЬТЕ) |
Бежать | Ты беги (неправильно БЕЖИ) | Вы бегите (неправильно БЕЖИТЕ) |
лазать | Ты лазай (неправильно ЛАЗЬ) | Вы лазайте (неправильно ЛАЗЬТЕ) |
3.Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:
Ездить – я езжу, он ездит (неправильноя ездию, он ездиет).
Лазить – я лажу, он лазит (неправильно я лазию, он лазиет).
Жечь (зажечь, поджечь, разжечь) – я жгу, ты жжёшь, он жжёт, мы жжём, вы жжёте, он жгут.
Печь (испечь, запечь) – я пеку, ты печёшь, он печёт, мы печём, вы печёте, они пекут.
Беречь (сберечь) – я берегу, ты бережёшь, он бережёт, мы бережём, вы бережёте, они берегут.
Стеречь – я стерегу, ты стережёшь, он стережёт, мы стережём, вы стережёте, они стерегут.
4.Не следует путать глаголы надетьиодеть:
СЛОВО «ОДЕТЬ»имеет значение«покрыть чьё-либо тело одеждой».ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЁНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.
СЛОВО «НАДЕТЬ»имеет значение «покрыть одеждой себя».НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ, НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? – НАДЕТЬ НА РЕБЁНКА ПАЛЬТО).
Нельзя надеть Надежду,
Нельзя одеть одежду.
5.Нормативное употребление глаголов КУШАТЬи ЕСТЬ:
Глагол «КУШАТЬ»приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО)или при обращении к ребёнку (СЕРЁЖА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?).В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ».
Поэтому не рекомендуетсяговорить о себе «Я КУШАЮ», правильнобудет сказать: «Я ЕМ».Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «Вы уже ели сегодня?»
6.Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ – ОКОНЧИТЬ:
ЗАПОМНИ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО;но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИВЕРСИТЕТ.Не следует употреблять выражение «закончить школу».
7.Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ:
Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.
ЗАПОМНИ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН,но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.
8.Слова «ЛОЖИТЬ»в русском ЛИТЕРАТУРНОМ НОРМИРОВАННОМ языке нет, поэтому нельзя так говорить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ», «СЛОЖИТЬ», «ОТЛОЖИТЬ»без приставок ек употребляются. ПРАВИЛЬНО следует говорить: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».
9.Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ/ВЫЙТИ»и «СХОДИТЬ/СОЙТИ»:
Глагол с приставкой С(СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: СОЙТИ С АВТОБУСА; это значило бы, что вы идёте с крыши автобуса по его поверхности.
Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: ВЫЙТИ ИЗ АВТОБУСА.
10.Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ – ПРЕДОСТАВИТЬ:
Глагол ПРЕДСАВИТЬимеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства)».
Глагол ПРЕДОСТАВИТЬимеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».
11.Запомни нормативное употребление следующих глаголов:
ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)
НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ)
ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК
12.Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени глаголов:
Начальная форма глагола | Форма прошедшего времени этого глагола |
СОХНУТЬ | он СОХ(неправильно СОХНУЛ) |
ПРОМОКНУТЬ | он ПРОМОК(неправильно ПРОМОКНУЛ) |
ЗАМЁРЗНУТЬ | он ЗАМЁРЗ(неправильно ЗАМЁРЗНУЛ) |
ОКРЕПНУТЬ | он ОКРЕП(неправильно ОКРЕПНУЛ) |
4. Нормативное образование именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных.
1.Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов,в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание –ОВ:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АБРИКОСЫ | АБРИКОСОВ |
АНАНАСЫ | АНАНАСОВ |
АПЕЛЬСИНЫ | АПЕЛЬСИНОВ |
БАКЛАЖАНЫ | БАКЛАЖАНОВ |
БАНАНЫ | БАНАНОВ |
ГРАНАТЫ | ГРАНАТОВ |
ЛИМОНЫ | ЛИМОНОВ |
МАНДАРИНЫ | МАНДАРИНОВ |
ПОМИДОРЫ | ПОМИДОРОВ |
ТОМАТЫ | ТОМАТОВ |
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
ДЫНИ | ДЫНЬ |
СЛИВЫ | СЛИВ |
ЯБЛОКИ | ЯБЛОК |
2.Имена существительные, обозначающие названия парных предметов,в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
БАХИЛЫ (обувь) | БАХИЛ |
БОТИНКИ | БОТИНОК |
БУТСЫ | БУТС |
БРЮКИ | БРЮК |
ГЕТРЫ | ГЕТР |
ВАЛЕНКИ | ВАЛЕНОК |
КАСТАНЬЕТЫ | КАСТАНЬЕТ |
ПАНТАЛОНЫ | ПАНТАЛОН |
ПОГОНЫ | ПОГОН |
САПОГИ | САПОГ |
ТУФЛИ | ТУФЛЬ |
ЧУЛКИ | ЧУЛОК |
ШАРОВАРЫ | ШАРОВАР |
ШОРТЫ | ШОРТ |
ЭПОЛЕТЫ | ЭПОЛЕТ |
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
ГОЛЬФЫ | ГОЛЬФОВ |
ДЖИНСЫ | ДЖИНСОВ |
КЕДЫ | КЕДОВ |
КЛИПСЫ | КЛИПСОВ |
ЛАМПАСЫ | ЛАМПАСОВ |
НОСКИ | НОСКОВ |
РЕЛЬСЫ | РЕЛЬСОВ |
3.Имена существительные обозначающие название национальностей,в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АРМЯНЕ | АРМЯН |
БАШКИРЫ | БАШКИР |
БОЛГАРЫ | БОЛГАР |
БУРЯТЫ | БУРЯТ |
ГРУЗИНЫ | ГРУЗИН |
ЛЕЗГИНЫ | ЛЕЗГИН |
ОСЕТИНЫ | ОСЕТИН |
РУМЫНЫ | РУМЫН |
ТАТАРЫ | ТАТАР |
ТУРКМЕНЫ | ТУРКМЕН |
ТУРКИ | ТУРОК |
ЦЫГАНЕ | ЦЫГАН |
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
МОНГОЛЫ | МОНГОЛОВ |
ТАДЖИКИ | ТАДЖИКОВ |
ХОРВАТЫ | ХОРВАТОВ |
ЯКУТЫ | ЯКУТОВ |
4.Имена существительные среднего рода,оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –ЦЕ,в родительном падеже множественного числа, как правило оканчиваются на –ЕЦ:
Именительный падеж единственного числа | Родительный падеж множественного числа |
БЛЮДЦЕ | БЛЮДЕЦ |
ЗЕРКАЛЬЦЕ | ЗЕРКАЛЕЦ |
КОПЫТЦЕ | КОПЫТЕЦ |
ОДЕЯЛЬЦЕ | ОДЕЯЛЕЦ |
ПОЛОТЕНЦЕ | ПОЛОТЕНЕЦ |
СЕРДЦЕ | СЕРДЕЦ |
ЩУПАЛЬЦЕ | ЩУПАЛЕЦ |
Именительный падеж единственного числа | Родительный падеж множественного числа |
БОЛОТЦЕ | БОЛОТЦЕВ |
ДЕРЕВЦЕ | ДЕРЕВЦЕВ |
ОКОНЦЕ | ОКОНЦЕВ |
СОЛНЦЕ | СОЛНЦ |
5.Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности,чаще всего имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
ГРЕНАДЁРЫ | ГРЕНАДЁР |
ГУСАРЫ | ГУСАР |
ДРАГУНЫ | ДРАГУН |
КАДЕТЫ (воспитанники военного заведения) | КАДЕТ |
ПАРТИЗАНЫ | ПАРТИЗАН |
СОЛДАТЫ | СОЛДАТ |
УЛАНЫ | УЛАН |
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
САПРЫ | САПЁРОВ |
6.Имена существительные среднего рода,оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –ЬЕ без ударения,и женского рода на –ЬЯ без ударенияимеют в родительном падеже множественного числа окончание –ИЙ:
Именительный падеж единственного числа | Родительный падеж множественного числа |
ГНЕЗДОВЬЕ | ГНЕЗДОВИЙ |
ЗАПЯСТЬЕ | ЗАПЯСТИЙ |
КУШАНЬЕ | КУШАНИЙ |
НАДГРОБЬЕ | НАДГРОБИЙ |
ОЖЕРЕЛЬЕ | ОЖЕРЕЛИЙ |
ОТРОДЬЕ | ОТРОДИЙ |
ПЕЧЕНЬЕ | ПЕЧЕНИЙ |
ПЛЯСУНЬЯ | ПЛЯСУНИЙ |
ПОБЕРЕЖЬЕ | ПОБЕРЕЖИЙ |
ПОВЕРЬЕ | ПОВЕРИЙ |
ПОДЗЕМЕЛЬЕ | ПОДЗЕМЕЛИЙ |
ОЛАДЬЯ | ОЛАДИЙ |
СИДЕНЬЕ | СИДЕНИЙ |
СОЛЕНЬЕ | СОЛЕНИЙ |
УВЕЧЬЕ | УВЕЧИЙ |
УЩЕЛЬЕ | УЩЕЛИЙ |
Именительный падеж единственного числа | Родительный падеж множественного числа |
ВЕРХОВЬЕ | ВЕРХОВЬЕВ |
КОРЕНЬЯ | КОРЕНЬЕВ |
ЛОХМОТЬЯ | ЛОХМОТЬЕВ |
НИЗОВЬЕ | НИЗОВЬЕВ |
ПЛАТЬЕ | ПЛАТЬЕВ |
ПОДМАСТЕРЬЕ | ПОДМАСТЕРЬЕВ |
УСТЬЕ | УСТЬЕВ |
ХЛОПЬЯ | ХЛОПЬЕВ |
7.Имена существительные среднего рода,оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –ЬЕ без ударения,и женского рода на –ЬЯ без ударенияимеют в родительном падеже множественного числа окончание –ЕЙ:
Именительный падеж единственного числа | Родительный падеж множественного числа |
РУЖЬЁ | РУЖЕЙ |
ЛАДЬЯ | ЛАДЕЙ |
Именительный падеж единственного числа | Родительный падеж множественного числа |
КОПЬЁ | КОПИЙ |
8.Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ЕЙ:
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа |
БУДНИ | БУДНЕЙ |
БРЕДНИ | БРЕДНЕЙ |
ГАНТЕЛИ | ГАНТЕЛЕЙ |
ГРАБЛИ | ГРАБЛЕЙ |
ДРОВНИ | ДРОВНЕЙ |
ДЯДИ | ДЯДЕЙ |
ЗЛЫДНИ | ЗЛЫДНЕЙ |
КЕГЛЯ | КЕГЛЕЙ |
КОЗНИ | КОЗНЕЙ |
ПРОСТЫНИ | ПРОСТЫНЕЙ |
РАСПРИ | РАСПРЕЙ |
СКАТЕРТЬ | СКАТЕРТЕЙ |
ТЁТИ | ТЁТЕЙ |
ЧУКЧИ | ЧУКЧЕЙ |
ЯСЛИ | ЯСЛЕЙ |
9.Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа |
АМПЕР | АМПЕР |
АРШИН | АРШИН |
БАСНЯ | БАСЕН |
БАШНЯ | БАШЕН |
БРЫЗГИ | БРЫЗГ |
ВАТТ | ВАТТ |
ВОЛЬТ | ВОЛЬТ |
ДЕЛО | МНОГО ДЕЛ |
ВАФЛЯ | ВАФЕЛЬ |
ЖАБРЫ | ЖАБР |
КОПНА | КОПЁ или КОПН |
КУХНЯ | КУХОНЬ |
МАКАРОНЫ | МАКАРОН |
МАНЖЕТА | МАНЖЕТ |
НЯНЯ | НЯНЬ |
ПЕТЛЯ | ПЕТЕЛЬ |
СЕРЬГА | СЕРЁГ |
СПЛЕТНЯ | СПЛЕТЕН |
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ |
ЦАПЛЯ | ЦАПЕЛЬ |
ШПРОТЫ | ШПРОТ |
ЯБЛОНЯ | ЯБЛОНЬ |
10.Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ов:
Именительный падеж | Родительный падеж множественного числа |
БРОНХИ | БРОНХОВ |
ГРАММЫ | ГРАММОВ |
ГЕКТАРЫ | ГЕКТАРОВ |
ГЕОРГИНЫ | ГЕОРГИНОВ |
ДЕБАТЫ | ДЕБАТОВ |
КАРАТЫ | КАРАТОВ |
КИЛОГРАММЫ | КИЛОГРАММОВ |
НЕРВЫ | НЕРВОВ |
Нормативное образование форм именительного падежа множественного числа имён существительных.
1.Список слов с нормативным окончанием –Ы (-И)
Именительный падеж единственного числа | Именительный падеж множественного числа |
БУХГАЛТЕР | БУХГАЛТЕРЫ |
ВЕЕР | ВЕЕРЫ |
ВЕКТОР | ВЕКТОРЫ |
ВЕТЕР | ВЕТЕРЫ |
ВОЗРАСТ | ВОЗРАСТЫ |
ВЫГОВОР | ВЫГОВОРЫ |
ГРИФЕЛЬ | ГРИФЕЛИ |
ДЖЕМПЕР | ДЖЕМПЕРЫ |
ДОГОВОР | ДОГОВОРЫ |
ДРАЙВЕР | ДРАЙВЕРЫ |
ИНЖЕНЕР | ИНЖЕНЕРЫ |
ИНСТРУКТОР | ИНСТРУКТОРЫ |
КОНТЕЙНЕР | КОНТЕЙНЕРЫ |
ЛЕКАРЬ | ЛЕКАРИ |
МЕСЯЦ | МЕСЯЦЫ |
ПЛЕЕР | ПЛЕЕРЫ |
ПОЛИС | ПОЛИСЫ |
ПОЧЕРК | ПОЧЕРКИ |
ПРОЖЕКТОР | ПРОЖЕКТОРЫ |
ПУДЕЛЬ | ПУДЕЛИ |
РЕДАКТОР | РЕДАКТОРЫ |
РЕКТОР | РЕКТОРЫ |
СВИТЕР | СВИТЕРЫ |
СКЛАД | СКЛАДЫ |
СЛЕСАРЬ | СЛЕСАРИ |
СЛОГ | СЛОГИ |
СНАЙПЕР | СНАЙПЕРЫ |
ТАБЕЛЬ | ТАБЕЛИ |
ТОРТ | ТОРТЫ |
ТРАКТОР | ТРАКТОРЫ |
ТРЕНЕР | ТРЕНЕРЫ |
ФЛИГЕЛЬ | ФЛИГЕЛИ |
ШОФЁР | ШОФЁРЫ |
1.Список слов с нормативным окончанием –А (-Я)
Именительный падеж единственного числа | Именительный падеж множественного числа |
ВЕКСЕЛЬ | ВЕКСЕЛЯ |
ВОРОХ | ВОРОХА |
ДИРЕКТОР | ДИРЕКТОРА |
ДОКТОР | ДОКТОРА |
КАТЕР | КАТЕРА |
КИТЕЛЬ | КИТЕЛЯ |
КОЛОКОЛ | КОЛОКОЛА |
КУЗОВ | КУЗОВА |
КУПОЛ | КУПОЛА |
КУЧЕР | КУЧЕРА |
ОКОРОК | ОКОРОКА |
ОКРУГ | ОКРУГА |
ОРДЕР | ОРДЕРА |
ПАСПОРТ | ПАСПОРТА |
ПОВАР | ПОВАРА |
ПОГРЕБ | ПОГРЕБА |
ПРОФЕССОР | ПРОФЕССОРА |
СОРТ | СОРТА |
СТОРОЖ | СТОРОЖА |
ТЕНОР | ТЕНОРА |
ТЕРЕМ | ТЕРЕМА |
ТОПОЛЬ | ТОПОЛЯ |
ФЕЛЬДШЕР | ФЕЛЬДШЕРА |
ФЛЮГЕР | ФЛЮГЕРА |
ХУТОР | ХУТОРА |
ШТАБЕЛЬ | ШТАБЕЛЯ |
ШТЕМПЕЛЬ | ШТЕМПЕЛЯ |
ЯКОРЬ | ЯКОРЯ |
1) КОРПУСЫ(часов)– КОРПУСА(здания)
2) ЛАГЕРИ(политические группировки) –ЛАГЕРЯ(туристические)
3) МУЖИ(государственные) –МУЖЬЯ(в семьях)
4) ЗУБЫ(у человека, животных) –ЗУБЬЯ(у пилы)
5) ПРОПУСКИ(недосмотры) –ПРОПУСКА(документы)
6) ОРДЕНЫ(рыцарские, монашеские) –ОРДЕНА(награды)
7) ОБРАЗЫ(художественные) –ОБРАЗА(иконы)
Видео:Употребление глаголовСкачать
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, МЕСТОИМЕНИЙ, ГЛАГОЛА И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ. Упражнения
1.Образуйте краткие формы от имен прилагательных, укажите, если это возможно, варианты формообразования.
Многочисленный, естественный, безукоризненный, надменный, безнравственный, бессмысленный, неприкосновенный, ответственный, болезненный, несомненный, свойственный, легкомысленный, откровенный, бесчисленный.
2.Образуйте простую сравнительную степень имен прилагательных, где это возможно.
Хороший, лысый, умный, дешевый, близкий, богатый, широкий, краткий, далекий, редкий, дорогой, малый, жидкий, плоский, бойкий, мерзкий, частый, чуткий, жалкий, гулкий, зоркий, ломкий, хрусткий, русый.
3. Запишите словами следующие примеры, употребляя имена числительные в нужной падежной форме.
Произведение 856 и 78 равно 66768, сумма этих чисел равна 934, а разность 778. Частное от деления 87 456 на 38 равно примерно 2 302, сумма этих чисел равна 87494, а разность – 87 418.
Если с 279 сложить 311, получится 590, а если из 3978 вычесть 917, останется 3061. Произведение 67 и 146 равно 9782, сумма этих чисел равна 213. Частное от деления 2109 на 37 равно 57, сумма этих чисел равна 2146, а разность – 2072.
4.Какой из предлагаемых вариантов сочетаний соответствует литературным нормам современного языка? Свой выбор обоснуйте.
1) восьмисотлетие Москвы или восемьсотлетие Москвы; 2) около полутора суток или около полтора суток; 3) встречать двух иностранных товарищей или два иностранных товарища; 4) пройти оставшиеся полсотни шагов или оставшуюся полсотню шагов; 5) у обоих щипцов кусачки сломаны или у тех и у других щипцов; 6) состоялось 444 однодневных встреч и семинаров или 444 однодневных встречи и семинара; 7) выполнить план к 26 декабрю или к 26 декабря.
5. В приведенных предложениях укажите случаи неправильного употребления форм имени числительного. Исправьте ошибки.
1. В школе не было обоих сестер. 2. Трое гимнасток оправились на международный турнир. 3. Информация записана на двоих компьютерных дисках. 4. Двое белых медведей находилось в клетке. 5. Трое дней понадобилось, чтобы доплыть до острова. 6. Четверо котят играли на траве в саду. 7. Из леса вышли двое лосей. 8. Три неразлучных друга поступили в один университет. 9. В аудитории недоставало троих стульев. 10. Более трех суток добирались мы до назначенного пункта.
6. Укажите, какое из местоимений, стоящих в скобках, употребляется с данными предлогами.
К (ему, нему), напротив (его, него), вопреки (ему, нему), благодаря (ему, нему), около (ее, нее), впереди (их, них), наперекор (ему, нему), после (его, него), ради (ее, нее), навстречу (ему, нему), по поводу (их, них), за исключением (ее, нее), выше (его, него), старше (его, него), лучше (ее, нее), насчет (его, него), вопреки (им, ним), внутри (ее, нее), при помощи (их, них), по поводу (него, его), согласно (им, ним).
7. Исправьте предложения, допускающие двоякое толкование местоимения свой.Запишите в исправленном виде.
1. Учитель попросил учеников разобрать свои примеры. 2. Капитан поручил помощнику проверить на практике свое предложение. 3. Бабушка попросила внучку приготовить свой завтрак. 4. Майор приказал солдатам оставить пленных в своей землянке. 5. Он потребовал от меня ничего не рассказывать о своей жизни.
8. Укажите глаголы, от которых можно образовать форму 1 -го лица единственного числа. Остальные глаголы распределите на группы в соответствии с причинами, определяющими невозможность образования форм 1-го лица: а)значение действия, свойственного не человеку (не лицу); б) значение действия нескольких лиц; в)необходимость избегать омонимии; г)неудобопроизносимые сочетания.
Прорасти, затмить, ехать, обступить, тузить, ютиться, ужариться, струиться, галдеть, скопиться, дерзить, дудеть, басить, пылесосить, близиться, гласить, поразить, зиждиться, ржаветь, очутиться, бдеть, колоситься, обязать, укротить, протереть, чудить, умилостивить, осветить, убедить, снабдить, бороздить, щипать, шелестеть, молотить, давить, роптать, волочить, ощутить, молоть, пригвоздить, блюсти, ополчить, предупредить, опостылеть, повеселеть.
9. От приведенных ниже глаголов образуйте формы мужского рода прошедшего времени.
Крикнуть, застигнуть, скиснуть, вымокнуть, завянуть, свергнуть, отвыкнуть, мелькнуть, оглохнуть, замерзнуть, замолкнуть, засохнуть, прыгнуть, погаснуть, ослепнуть, остынуть, воздвигнуть, возникнуть, проникнуть, кольнуть, толкнуть, достигнуть, исчезнуть, отвергнуть, привыкнуть, окрепнуть, воскреснуть, воскликнуть, дернуть, свистнуть, зевнуть.
10. Выберите правильный вариант ответа.
1) Выглянуть (выглянь — выгляни); 2) пойти (пойди — поди); 3) ехать (езжай — поезжай — едь); 4) положить (положи — положь); 5) лечь (ляжь —ляг); 6) не морщить (не морщи — не морщь); 7) колыхать (колыши — колыхай); 8) обнять (обойми — обними); 9) класть (клади — ложи); 10) покупать (купляй – покупай); 11) ездить (езжай — езди — ехай — ездий); 12) мерить (мери — мерь).
11.Сгруппируйте словосочетания: 1) словосочетания, в которых нарушено нормативное употребление глаголов; 2) словосочетания, в которых не нарушено нормативное употребление глаголов. Исправьте морфологические ошибки.
Клади сюда; езжай домой; я фальшивю; колебается маятник; не порть бумагу; положь на место; прилягте на диван; жгёшь мусор; махаешь руками; поклади на стол; ляжь и отдохни; заведываю складом; выздоровеешь ко вторнику; движет в комнате мебель; рыскает по лесу; избегнули неприятностей; он вторгнулся на мою территорию.
12.Выберите правильный ответ.
1) Положить (положивший — поклавший); 2) пересохнуть (пересохнувший — пересохший); 3) привести (приведший — привёвший); 4) привыкнуть (привыкший — привыкнувший); 5) отцвести (отцветший — отцвёвший); 6) мучить (мучивший — мучавший); 7) нагнести (нагнётший — нагнёвший); 8) приобрести (приобрёвший — приобретший); 9) забрести (забредший — забрёвший); 10) приобрести (приобретший — приобрёвший); 11) приплести (приплетший — приплёвший); 12) заклеймить (заклеймённый — заклеймлённый; 13) изрешетить (изрешечённый — изрешетённый); 14) обезопасить (обезопасенный — обезопашенный); 15) пронзить (пронзённый — пронжённый); 16) обгрызть (обгрызенный — обгрызанный); 17) спеленать (спелёнутый — спеленанный (спелёнатый).
13. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный падеж, объясните выбор падежа.
1. В каждой группе осталось по (несколько) детей. 2. По (окончание) лекции все собрались уходить. 3. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. 4. Хорошей погоды порой ждали по (много) дней. 5. Встречались часто, по (настроение).
14. Какой предлог употребить?
По или о? Лекция (физика, археология, творчество Васнецова, восстание декабристов); книга (русский фарфор, животный мир Африки); учебник (русский язык, зоология, искусство Востока); беседа (жизнь писателя, поэзия, прочитанное за лето); диспут (искусство, творчество Пикассо); отчет (работа, успеваемость, командировка).
По или для? за? Автомат (продажа газированной воды, размен монет); приз (велогонка, стрельба из лука).
15.В каких словосочетаниях следует употребить предлог в, а в каких на?
1) Жить . районе; 2) первый . селе работник; 3) поехать . Украину; 4) отдыхать . Альпах; 5) событие . Балканах; 6) остаться . Закавказье; 7) уехал . Кавказ; 8) работать . учреждении; 9) работать . заводе; 10) дежурить . избирательном участке; 11) пошли . концерт; 12) поехал . оперу; 13) уехать . Крым; 14) вернуться . Поволжья; 15) работать .. фирме.
Видео:Все способы словообразованияСкачать
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 127936
Главный Попко
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№72 - Значение и употребление глаголов в речи.)Скачать
Сгруппируйте словосочетания: 1) словосочетания, в которых нарушено нормативное употребление глаголов; 2) словосочетания, в которых не нарушено нормативное употребление глаголов. Исправьте морфологические ошибки. Клади сюда; езжай домой; я фальшивю; колебается маятник; не порть бумагу; положь на место; прилягте на диван; жгёшь мусор; махаешь руками; поклади на стол; ляжь и отдохни; заведываю складом; выздоровеешь ко вторнику; движет в комнате мебель; рыскает по лесу; избегнули неприятностей; он вторгнулся на мою территор
🌟 Видео
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Глагол JÍST | Запоминаем спряжение неправильных глаголов в предложении | Новые выраженияСкачать
Значение и употребление глаголов в речиСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№87 - Разноспрягаемые глаголы.)Скачать
Глагол spát | Спряжение и фразы | Запоминаем глаголы в предложенииСкачать
Значение и употребление глаголов в речиСкачать
Значение и употребление глаголов в речи урок русского языка в 3 классеСкачать
Видеоурок 12. Часть 1. Правописание глаголов и нормы их употребления . Русский язык 10 классСкачать
Глагол ЛИКРО в иврите. Значение и употребление (полное спряжение). Часть 1.Скачать
Фразовый глагол Get с примерами.Фразовый глагол Get в Английском языке.Скачать
1 Глагол+Значение+и+употребление+глаголов+в+речиСкачать
Урок 176. Употребление глаголов smell и taste. В чем особенность этих глаголов?Скачать
Употребление переходных и непереходных глаголовСкачать
Употребление глаголов с предлогами -1Скачать
Употребление глагола treiben. Немецкий.Скачать
Недостаточные глаголы. Какими они бывают? | Русский языкСкачать