Сергий радонежский куда ударение

Видео:Святой Сергий РадонежскийСкачать

Святой Сергий Радонежский

Словари

Се́ргий Ра́донежский (около 1321 — 1391), церковный и государственный деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, в котором ввёл общежитийный устав. Стремился распространить на Руси почитание Троицы (как символа единства Русской земли). Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики князя Дмитрия Донского. Воспитал плеяду учеников и последователей. Канонизирован Русской православной церковью.

Сергий радонежский куда ударение

СЕРГИЙ Радонежский — СЕ́РГИЙ Радонежский (в миру Варфоломей) (1314 или 1322, село Варницы, близ Ростова — 25 сентября 1392, Троице-Сергиев монастырь), русский церковный деятель, святой (преподобный), игумен Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиева лавра (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА)), реформатор монашеского общежития.Родился боярской семье, его отца звали Кириллом, мать — Марией. В семилетнем возрасте мальчика отдали в школу, которая была в попечении ростовского епископа Прохора. По легенде, сначала грамота давалась с трудом, но затем Варфоломей увлекся учебой и показал отличные способности. Позднее, его семья, страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась в Московское княжество и получила земли недалеко от города Радонежа. В конце жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотькове.

После кончины родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, стремясь к иноческой жизни, удалились в Маковец — пустынное место в окрестностях Радонежа. Здесь они срубили келью и небольшую церковь, посвященную Троице. Позднее Стефан, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Варфоломей же был пострижен в 1337 году священником Митрофаном в монашество с именем Сергий.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря относят к 1330-1340-м годам. Сергий стал его вторым игуменом (около 1353) и оставался на этом посту до конца жизни. В новом монастыре строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали непрестанную молитву. С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Кроме Троицкого монастыря, Сергий основал Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова, его ученики учредили около 40 новых монастырей. Константинопольский патриарх Филофей в 1372 году прислал Сергию свое благословение. С благословения митрополита Алексия (см. АЛЕКСИЙ (митрополит)) Сергий ввел в своем монастыре общежитийный устав, принятый позднее во многих русских монастырях. Этот устав отменял принятое до того раздельное жительство монахов. Принятие общежитийного устава и его распространение при поддержке великокняжеской власти, русского митрополита и константинопольского патриарха на другие монастыри Северо-Восточной Руси явилось важной церковной реформой, способствовавшей превращению монастырей в крупные корпоративные организации. Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который просил его занять митрополичью кафедру после своей смерти, но Сергий решительно отказался.

Сергий пользовался высоким авторитетом у русских князей, нередко гасил княжеские усобицы. Тесные связи он поддерживал с семьей московского великого князя Дмитрия Донского (см. ДМИТРИЙ Донской), был крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. В 1380 году Сергий благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле, дал ему в помощь двух иноков Александра (Пересвета) и Родиона (Ослябю), хотя этот факт оспаривается некоторыми историками.

В 1385 году Сергий уладил конфликт московского князя с рязанским князем Олегом Ивановичем (см. ОЛЕГ Иванович). Сергий был похоронен в основанном им монастыре. Через 30 лет после смерти, 5 июля 1422 года, состоялось обретение его мощей, в 1452 году он был канонизирован Русской православной церковью; память 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля. Древнейшее «Житие Сергия Ражлнежского» написано Епифанием Премудрым.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (ок. 1321-91) — основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Канонизирован русской православной церковью.

СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321-91) — рус. святой, церк. и полит. деятель, основатель Троице-Сергиева мон. Происходил из семьи рост. боярина Кирилла, переселившегося на терр. Моск. княжества и поселившегося вблизи г. Радонежа. После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан, уже бывший к этому времени монахом, поселились в урочище Маковеи близ Радонежа и около 1337 основали Троицкий мон., где построили дерев. ц. Троицы. Постепенно распространяется слух о подвижнической жизни отшельника, к Варфоломею стали приходить монахи, мн. оставались с ним. В 1344 он был посвящен в сан игумена основанного им мон. По рекомендации патриарха Филофея С. Р. ввел в своем мон. общежительный устав, согласно к-рому монах не должен был иметь какого-либо личн. имущества, а трапеза в мон. должна быть общей. Мон. при С. Р. еще не был крупным землевладельцем, каким он стал в 15-17 вв. Сам Сергий выполнял самую черную работу в мон., прислуживал братии, соблюдал самый строгий пост, сам служил в мон. храме и ежедневно многократно молился. Он никому не отказывал в подаянии и духовном поучении. Благодаря своему подвижничеству С. Р. приобрел на Руси исключит. духовно-нравств. авторитет. За советом к С. Р. шли как простые люди, так и правители гос-ва. Последнее обстоятельство делало его заметной фигурой в полит. жизни об-ва, тесно связанной с начинающей возрождаться нац. идеей. С. Р. был близок к Дмитрию Донскому, став крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. Накануне Куликовской битвы (1380) он поддержал объединение рус. сил против татар и, согласно преданию, благословил Дмитрия Донского на решительное сражение. В 1385 уладил конфликт между Дмитрием Донским и рязанским кн. Олегом. Сам С. Р. и особенно его ученики основали немало новых мон., основанных на общежительном уставе (так, ученик и племянник Сергия, Федор, основал Симонов мон. ок. 1370, а еще раньше др. ученик, Андроник, основал в Москве Спасо-Андроников монастырь, 1360). С. Р. стал фактическим основателем на Руси нов. культа св. Троицы, священного первообраза любви и согласия. Вскоре после смерти СР. стал почитаться монахами Троице-Сергиевого мон. как святой. 5 июля 1422 состоялось открытие мощей Сергия, в 1422-23 над его могилой был выстроен сохранившийся Троицкий собор. С сер. 14 в. С. Р. почитается как общерос. св. Память св. празднуется 12(25) сент. и 23 июня (5 июля).

Сергий Радонежский. Шитье. Кон. 16 в.

Сергий радонежский куда ударение

Сергий радонежский куда ударение

Сергий Радонежский. Икона «Преподобный Сергий Радонежский». 18 в.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру — Варфоломей) (около 1321 — 1391), преподобный, чудотворец. Из семьи ростовских бояр, переселившихся в город Радонеж (Московское великое княжество). Основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря (смотри Троице-Сергиева лавра). Отличался подвижничеством, необычайным духовным воздействием на окружающих; мирил враждующих. Положил начало введению общежитийного устава в русских монастырях. Поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Канонизирован Русской православной церковью.

Видео:Преподобный Сергий РадонежскийСкачать

Преподобный Сергий Радонежский

Как правильно +

Видео:Святой Сергий Радонежский Мультфильм 2022 гСкачать

Святой Сергий Радонежский   Мультфильм 2022 г

Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны

Видео:18.01.2024г Крещение Господне/Храмовый комплекс Сергия Радонежского/ Духовный центр "Вятский Посад"Скачать

18.01.2024г Крещение Господне/Храмовый комплекс Сергия Радонежского/ Духовный  центр "Вятский Посад"

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: «Сочинение по литературе в декабре»

—>

Видео:Пророчество Сергий Радонежский. Невидимо видимый станет у престолаСкачать

Пророчество Сергий Радонежский. Невидимо видимый станет у престола

Как правильно? Сергий Радонежский. Как правильно произнести?

Сергий радонежский куда ударение

Преподобный Сергий Радонежский благословляет Московского князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем». Художник А.Д. Кившенко. 1847 г.

Сергий Радонежский (1314 — 1392) — игумен Радонежский, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой.

С XV века почитается Русской православной церковь святым. Сергий Радонежский Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Именно он благословил Дмитрия Ивановича (будущего Донского) на Куликовскую битву в 1380 году.

Как правильно произнести имя Сергия Радонежского?

В исторической и богословской литературе отмечено, что имя святого произносится так:

СЕргий РАдонежский.

Из наставлений С е ргия Р а донежского.

  • Любовью и единением спасемся!
  • Я прежде, чем руки мои не потрудились, платы не беру.
  • Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание, их надо мужественно и терпеливо переживать.
  • Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

Видео:"Сергий Радонежский. Путь подвижника". Документальный фильм (2014) @SMOTRIM_KULTURAСкачать

"Сергий Радонежский. Путь подвижника". Документальный фильм (2014) @SMOTRIM_KULTURA

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Смотреть что такое СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в других словарях:

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

(в Мире Варфоломей) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родите. смотреть

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

(до принятия монашества — Варфоломей Кириллович) (около 1321, близ Ростова Великого, — 25.9.1391, Троице-Сергиев монастырь, ныне Загорск Московс. смотреть

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

— преподобный Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря. Ни в житии С., ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобног. смотреть

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Варфоломей (так до пострижения звался святой Сергий) родился в 1319 г Отец его, боярин Кирилл, служил сначала у ростовского князя, а потом перешел на службу к Ивану Даниловичу Калите и поселился в небольшом подмосковном городке Радонеже Пишут, что с семи лет Варфоломей был отдан в учение, которое давалось ему с большим трудом, так что он далеко отставал даже от своего младшего брата Это несчастье преследовало его до тех пор, пока один святой старец горячо не попросил Бога открыть для мальчика книжную премудрость После этого Варфоломей сразу постиг грамоту и сильно пристрастился к чтению С раннего детства он имел тягу к святой жизни Уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился «Поступь его, — пишет первый жизнеописатель Сергия блаженный Епифании, — была полна скромности и Целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко замечались слезы — свидетели его сердечного умиления Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности». В 1339 г., после смерти родителей, Варфоломей раздал большую часть своего имущества бедным и решился всецело посвятить себя Богу. Вместе со старшим братом Стефаном он нашел в десяти верстах от Хотьковского монастыря уединенное место, которое было очень удобно для отшельнической жизни. Вокруг рос густой лес, которого еще никогда не касалась рука человека. С большим трудом братья расчистили делянку, устроили себе сначала шалаш из древесных ветвей, а потом келию. Подле нее поставили небольшую церковь, которую посвятили Пресвятому Имени Живоначальной Троицы. Стефан, не выдержав тяжелой жизни отшельника, короткое время спустя ушел в Москву. Варфоломей же остался тверд в своих замыслах. В 1342 г. он принял пострижение под именем Сергия и начал свой монашеский подвиг. Твердость его на избранном пути была удивительной. По словам Епифания, с принятием обета, он не только отложил власы со своей головы, но и отсек навсегда всякое свое хотение; совлекая мирские одежды, он в то же время совлекал и ветхого человека, чтобы облечься в нового, ходящего в правде и преподобии истины. Стужу, голод, жажду, изнурительную тяжелую работу — неизменных спутников суровой отшельнической жизни — сносил он с неизменной твердостью и смирением. Кроме хлеба, который время от времени приносил ему из Радонежа младший брат Петр, у Сергия не было другой пищи. Зимними ночами к келий являлись стаи голодных волков, иногда приходил медведь (с ним отшельник из жалости делился своей скудной пищей). Доставалось Сергию и от бесов, которые, по свидетельству того же Епифания, часто принимали образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника. Однажды, когда он молился глухой ночью, они вломились к нему прямо в церковь, но должны были отступить перед его верой и твердостью. Прошло всего два-три года, и о юном пустыннике заговорили как в Радонеже, так и в соседних селениях. Один за другим жители стали приходить к нему ради духовного совета, а потом нашлись желающие разделить его подвиг. Сергий сначала не соглашался принимать их, но потом, тронутый их мольбами, решил отказаться от своего уединения. Пришельцы построили себе келий, обнесли обитель высоким тыном и стали жить, во всем подражая Сергию. Никакого определенного монастырского устава не существовало, как, впрочем, и самого монастыря. Каждый монах жил отдельно от других, сам добывал себе пропитание и сам вел свое хозяйство. Семь раз в день братья встречались в церкви на молитве. В праздничный день для свершения литургии приглашали священника из ближайшего села. Все свободное от молитвы время монахи проводили в постоянном труде, причем Сергий работал больше всех: он своими руками построил несколько келий, рубил и колол для всех дрова, молол в ручных жерновах, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежды и приносил воду. По словам Епифания, он служил братии как купленный раб, всячески стараясь облегчить их трудную жизнь. Несмотря на воздержание в пище был он очень силен и необыкновенно вынослив. Однако такая жизнь не могла продолжаться долго. Когда число монахов умножилось, возникла настоятельная нужда как-то организовать их жизнь, и Сергий в 1354 г. против своего желания принужден был принять священство и был поставлен в игумены. Но и после этого он продолжал учить не столько словом, сколько своим примером. В последующие годы обитель расширилась и приняла вид вполне благоустроенного монастыря. Разбросанные в беспорядке по лесу келий были собраны в правильный четырехугольник и расположены вокруг церкви. Прежняя Троицкая церковь стала тесной. Ее разобрали и поставили на ее место другую, гораздо более просторную. Позже (около 1372 г.) Сергий решился ввести в своей обители общежитие. Это было по тем временам большим новшеством. (Хотя на юге, в Киево-Печерской лавре, общежитие было введено еще святым Феодосием, на севере Руси этот обычай не привился.) Устав, выбранный Сергием, был очень строг: монахам запрещалось иметь личную собственность, и каждый отныне должен был трудиться на благо монастыря. Учреждены были должности келаря, духовника, экклесиарха и другие. С годами местность вокруг становилось все более заселенной. Вслед за монахами пришло в эти места много крестьян-переселенцев, которые быстро вырубили леса, распахали поля. Затем мимо монастыря была проложена большая дорога в северные города. Обитель Сергиева, по словам Никона, как бы вдруг выдвинулась из дремучих лесов на распутие людской жизни. Но и после этого еще очень долго уделом Сергиевых иноков была самая суровая, ничем не прикрытая бедность. Монахи нуждались буквально во всем: недоставало пищи, одежды, вина для литургии, воска для свеч, елея для лампад (вместо них перед образами зажигали лучины), взамен пергамента для книг употребляли бересту, ели и пили из деревянных сосудов, которые изготавливали своими руками. В это скудное время, по свидетельству сподвижников Сергия, его молитвами стали совершаться чудеса. Так, например, после горячей мольбы игумена вблизи обители из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды (до этого братии приходилось с немалым трудом доставлять воду издалека). Затем, благодаря молитвам святого, случилось несколько чудесных исцелений. Слава о Сергии стала греметь по всей округе. К нему потянулись болящие и калеки, и многие после бесед со святым старцем и его молитв испытывали облегчение, а некоторые и вовсе получали полное исцеление. С умножением числа посетителей благосостояние монастыря стало поправляться. Но сам Сергий никогда не имел пристрастия к земным вещам, все раздавая братии или беднякам. До самой смерти он носил сшитую им самим ветхую одежду из сермяжной ткани и простой овечьей шерсти. Между тем известность его распространилась далеко за пределы Радонежа. Даже патриарх Константинопольский знал о троицком игумене и отправлял к нему свои послания. Для русских людей Сергий был почти что тем же, чем были древние пророки для иудеев. Не только простолюдины, но уже бояре и великие князья искали его советов и благословения. Собираясь в 1380 г. в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посчитал своим долгом посетить по пути Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия. Святой старец, предвидя, что грядущая битва закончится гибелью множества воинов, просил Дмитрия не скупиться — послать множество даров хану и тем купить мир. Князь отвечал, что все это он уже сделал, однако враг от его уступок вознесся еще больше. «Если так, — сказал Сергий, — то его ожидает конечная гибель, а тебя, князь, — милость и слава от Бога. Иди, господин, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» Воодушевленный этими пророческими словами, Дмитрий поспешил вдогонку за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия благословение на битву, вскоре облетела все войско и вдохнула мужество во все сердца. В день Куликовской битвы 8 сентября все иноки Троицкого монастыря вместе с самим Сергием ни на минуту не прекращали молитвы за русское воинство. Сам Сергий, как повествуют его жизнеописатели, телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и как очевидец рассказывал братии о ходе сражения. Время от времени он называл по именам павших героев и сам произносил за них заупокойные молитвы. Наконец, он возвестил о совершенном поражении врагов. Вскоре это пророчество подтвердилось — на обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично сообщил Сергию о своей победе. После этих событий авторитет Сергия на Руси сделался непререкаемым. В 1385 г., когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, великий князь попросил Сергия принять на себя труд миротворца. Поздно осенью Сергий отправился пешком в Рязань и здесь, по свидетельству летописца, кроткими речами много беседовал с Олегом о душевной пользе, о мире и о любви. Под его влиянием Олег переменил свирепость свою на кротость, утих и умилился душой, устыдясь такого святого мужа, и заключил с московским князем вечный мир В последние годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божий: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Для его духовного взора не существовало ни вещественных преград, ни расстояния, ни времени. Однажды братия видела, как во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица За полгода до кончины подвижник удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу Тогда он созвал всю братию и в присутствии всех передал управление обителью своему ученику, преподобному Никону, а сам принял на себя обет безмолвия. Лишь перед самой смертью, в сентябре 1391 г., он опять собрал к себе всех монахов и обратился к ним с последним напутствием. После этого он тихо скончался. Знавшие его писали позже, что никогда во всю свою жизнь он ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел, всегда был спокоен, невзирая на искушения и скорби человеческие. смотреть

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей) (ок. 1321-91), основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских. смотреть

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

1314 — 25.09.1392), святой преподобный, преобразователь монашества на Руси, величайший русский подвижник. Во святом крещении получил имя Варфоломея. Родители его были небогатые ростовские бояре Кирилл и Мария, жившие раньше в Ростовском княжестве, а затем переселившиеся в городок Радонеж, находившийся в уделе сына Иоанна Калиты — Андрея. В житии св. Сергия рассказывается, что, еще находясь в материнской утробе, когда его мать молилась в храме, младенец трижды издал крик. И родители, и приходский священник поняли это необычайное явление как знак, что младенец прославит своею жизнью Святую Троицу. Подобное предзнаменование имело место и в детские годы Варфоломея: однажды, когда он пас лошадей своего отца, он увидел таинственного странника, который благословил его и предрек, что он прославит Бога своею жизнью. Божественная Благодать через родителей, приходский храм и инока направляет отрока к устремлению в область духа. Братья Варфоломея женились, но он отказался от вступления в брак и просил родителей отпустить его на путь отшельничества. Те уговорили его остаться с ними до их смерти, а затем сами постриглись в соседнем Покровском Хотьковском монастыре, где вскоре и умерли. Варфоломей мог наблюдать в этой обители монашеский строй жизни и монастырский быт, который не пришелся ему по душе: его тянуло к подвигам уединенной пустыннической жизни, о которой он читал в житиях святых Египетской фиваиды, Синая и Палестины. Варфоломей отдал свою часть наследства женатому брату Петру, а сам уговорил брата Стефана поселиться в двенадцати верстах от Радонежа в дремучем лесу. Там они построили келью и небольшой храм, который был освящен по благословению митр. Феогноста в честь Св. Троицы. Это произошло в 1335. Но Стефан не выдержал трудностей такого отшельничества и ушел в Москву в Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался в одиночестве. Изредка его навещал и совершал богослужения некий игумен Митрофан, быть может, инок того же Хотькова монастыря, где скончались родители Варфоломея. Этот же игум. Митрофан в 1337 постриг юного подвижника, которому было всего двадцать три года, в иноческий чин с наречением имени Сергия. Более года Сергий провел в полном одиночестве, преодолевая непрестанною молитвою и трудами искушения помыслами и страхи от диких зверей. Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям, и около него начали селиться любители уединения. Постепенно создался поселок, принявший вид киновии, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, собираясь вместе только к богослужению. Затем киновия начала принимать вид настоящего общежительного монастыря, возрастая и числом насельников, и духовными силами. В ее святом руководителе чудесно сочетались три основные способности человеческой природы: молитвенно-созерцательное устремление в область духа, неустанный труд и горячая деятельная любовь не только к людям, но и ко всему живому. Чистые молитвенные возношения в горний мир снискали преподобному особое благоволение Матери Божией, Которая его удостоила чудесными посещениями. Отдавая почти все ночное время молитвенным подвигам, св. Сергий целыми днями трудился на благоустройство обители: сам рубил деревья, таскал бревна, колол дрова, носил воду, пек просфоры, варил квас, катал для церкви восковые свечи, кроил и шил одежду и обувь, будучи поистине всем слугою. Вместе с тем известно, что преподобный, несмотря на просьбы братии, долго не хотел принимать по смирению ни сана священника, ни игуменства, и только угроза насельников монастыря, что если он не согласится исполнить их желание, то они разойдутся, заставила его исполнить их просьбу. Это произошло почти через двадцать лет после того, как молодой Варфоломей начал свои уединенные подвиги. За эти годы он стал известен свв. митрополитам Феогносту и Алексию, а через них и самому патриарху Константинопольскому, приславшему Сергию грамоту с предложением устроить монастырскую жизнь по образцу общежительных монастырей Православного Востока. Св. Сергий последовал этому совету и, с благословения митр. Алексия, ввел общинножительный устав. Св. Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Св. Сергий благословил Дмитрия перед битвой, предсказал ему победу и дал двух иноков Пересвета и Ослябю. Дмитрий перед битвой советовался со св. Сергием и без его одобрений не нападал на врага. После битвы князь стал с еще большим благоговением относиться к св. Сергию и в 1389 пригласил его скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Св. Сергий скончался 25 сентября 1392. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 он был причислен к лику святых. Св. Сергий основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси. Влияние его с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились благостными воспитателями окружавшего их общества. В «Патерике» Троице-Сергиевой лавры названо около ста имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим «игуменом всея Руси». Память прп. Сергию отмечается 25 сентября/8 октября, 6/ 19 июля, 5/18 июля. Прот. Н. Смирнов. смотреть

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим — в 1319 году). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 года родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково — Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея , Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356 году, нижегородского — в 1365 году, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получил от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси. См. «Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины» («Христианское Чтение», 1892, № 9 — 10); «Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского» («Странник», 1892, № 9); А. Г-в «О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества» («Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения», 1892, № 9); Е. Голубинский «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им лавра» (Сергиевский Посад, 1892); «Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского» (Москва, 1897, 5-е издание); В. Эйнгорн «О значении преподобного Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории» (Москва, 1899, 2-е издание). В. Р-в.
. смотреть

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Церковно-политический деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря (лавры), один из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви.Се. смотреть

📹 Видео

Молитва Сергию РадонежскомуСкачать

Молитва Сергию Радонежскому

Сергий Радонежский не благословлял Дмитрия Донского? История ЕГЭСкачать

Сергий Радонежский не благословлял Дмитрия Донского? История ЕГЭ

Преподобный Сергий Радонежский - Моли Бога о нас...Скачать

Преподобный Сергий Радонежский - Моли Бога о нас...

Мощи Сергия Радонежского в Сергиев Посаде.Скачать

Мощи Сергия Радонежского в Сергиев Посаде.

Житие Сергия Радонежского (В сокращении)Скачать

Житие Сергия Радонежского (В сокращении)

Святой Сергий Радонежский - Путь служенияСкачать

Святой Сергий Радонежский - Путь служения

Святой Сергий Радонежский.Скачать

Святой Сергий Радонежский.

Жизнь и чудеса игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского чудотворца (1392)Скачать

Жизнь и чудеса игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского чудотворца (1392)

Дмитрий Донской. Часть 4. Куликовская битва. Сергий Радонежский. Смерть Дмитрия. #shortsСкачать

Дмитрий Донской. Часть 4. Куликовская битва. Сергий Радонежский. Смерть Дмитрия. #shorts

Сергий Радонежский молитва о помощи.Скачать

Сергий Радонежский молитва о помощи.

Радонеж, где преподобный Сергий Радонежский жилСкачать

Радонеж, где преподобный Сергий Радонежский  жил

мощи Святого Сергия РадонежскогоСкачать

мощи Святого Сергия Радонежского

МОЩИ СВЯТОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГОСкачать

МОЩИ СВЯТОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Святой Сергий Радонежский - Благословение на БитвуСкачать

Святой Сергий Радонежский - Благословение на Битву
Поделиться или сохранить к себе: