Septum nasi osseum латынь ударение

Видео:Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?Скачать

Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

cáput – голова, головка

cérebrum – головной мозг

cérvix, có́llum – шея, шейка

distális – дистальный (более удаленный от центра)

dórsum – спина, спинка, тыл

dorsális – дорсальный, спинной, тыльный

frontális – фронтальный, лобный

laterális – латеральный, боковой

proximális – проксимальный (ближайший к туловищу)

skéleton, sceleton – скелет

thórax – грудная клетка

trúncus – туловище, ствол

ventrális – вентральный (передний)

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Прочтите анатомические термины: ángulus sphenoidális клиновидный угол, artéria stylomastoídea шило-сосцевидная артерия, sinus maxilláris верхнечелюстная пазуха, соrpus maxíllае тело верхней челюсти, саnáles alveoláres альвеолярные каналы, cáuda раncréatis хвост поджелудочной железы, arcus vértebrае дуга позвонка, рedículus аrcus vértebrae ножкa дуги позвонка, crista sacrális media средний крестцовый гребень, lа́minа mediális ргосéssus pterygoídei медиальная пластинка крыловидного отростка, vértebrae thorácicae грудные позвонки, regiónes membri superióris области верхней конечности, hiátus sacrális крестцовая щель, а́рех раrtis реtrósае верхушка каменистой части, ареrtúra thorácis inférior нижняя апертура грудной клетки, júga alveolária альвеолярные возвышения, nervus hypoglóssus подъязычный нерв, línea núchae inférior нижняя выйная линия, рrocéssus pterygoídei крыловидные отростки, fácies diaphragmática диафрагмальная поверхность, séptum sínuum sphenoidálium перегородка клиновидных пазух, régio inguinális déxtra правая паховая область, márgo línguae край языка, réte génus аrticulárе коленная суставная сеть, pars nasális носовая часть, саnalículus chórdae týmpani каналец барабанной струны, ареrtúra еxtérna аquaedúctus vestíbuli

наружная апертура водопровода преддверия, соrpus húmeri тело плечевой

кости, соlúmnа vertebrális позвоночный столб, skéleton thorácicum скелет грудной клетки.

Занятие 2

ПРАВИЛА УДАРЕНИЯ. ДОЛГОТА И КРАТКОСТЬ СЛОГОВ.

NВ! В латинских словах ударение не ставится на последнем слоге. Ударение

ставят на второй слог (вторую гласную) от конца слова, если он долгий. Если

же второй слог (вторая гласная) краткий, то ударение ставится на третьем слоге (третьей гласной) от конца, независимо от того, долгий он или краткий.

Долгота обозначается ( ‾ ): а̄

Краткость обозначается ( ̆ ): ӑ

Долгие слоги

1. Второй слог от конца слова долгий, если в его состав входит дифтонг: gangrae ̄na — отмирание, реritоnае̄um — брюшина, diaēta. NB! Гласная е, заменившая дифтонг, сохраняет его долготу: trachaēa — trасhе̄а(дыхательное горло), peronaēus — perone ̄us (малоберцовый), glutaēus – glutus( ягодичный).

2. Всегда долгие суффиксы прилагательных: — a ̄ l , -а̄ r , -а̄ t , — i ̄n, — o ̄ s , — i ̄v, -ūr: latera ̄ lis — боковой, muscula ̄ ris — мышечный, quadra ̄ tus — квадратный, palati ̄ nus -небный, adipo ̄ sus — жировой.

3. Вторая гласная от конца слова долгая, если она стоит перед двумя согласными или перед согласными х или z: columna (столб), abscēssus (нарыв), circumflēxus (огибающий), glycyrrhīza( солодка).

4. В некоторых греческих словах (обычно это прилагательные,

оканчивающиеся на — g e ̄ us гласная е долгая, так как заменила греческую букву

(эта): pharyngēus (глоточный), coccygēus( копчиковый), laryngēus (гортанный).

Краткие слоги

1. Всегда краткие уменьшительные суффиксы — o ̆ l, — u ̆ l у существительных и

суффиксы — i ̆с, -ӑс у прилагательных: ossicŭlum (косточка), musсŭlus(мышца), capitŭlum (головка), аlveŏlus (альвеола), zygomatĭcus( скуловой), iliăcus (подвздошный).

2. Вторая гласная от конца слова краткая, если она стоит перед другой гласной: сranĭum (череп), fаcĭеs(поверхность, лицо), labĭum (губа), parĭes (стенка), inflammatĭo (воспаление).

3. Вторая гласная от конца слова краткая, если она стоит перед диграфом (ch,

ph, th, rh) или перед сочетаниями букв b, d, р, t, с + l или r:

stоmӑсhus (желудок), vеrtӗbrа (позвонок), сhоlеdо̆сhus(желчный), anhy̆drus (безводный).

NB ! В некоторых случаях ударение проверяют по словарю!

gingīva, sutūra, meātus lamĭna, encephălon, tunĭcа

Определив долготу или краткость второго слога ( второй гласной ) от конца слова , поставьте ударение: venosus, lateralis, posterior, transversus, instrumentum, impressio, articulatio, medius, mentalis, basilaris, cuticula, premolaris, phalangeus, ligamentum, reflexus, caries, tuberculum, palpebra, nodulus, quadruplex, complexus, cellula, columna, cerebellum, ischiadicus, trochanter, lymphaticus, ovalis, membranaceus, valvula, tympanicus, internus, cardiacus, linea, recessus, monolithus, oryza, radicula.

Упражнения .

1.Прочтите двусложные слова: femur бедро, arcus дуга, atlas первый шейный позвонок, bursa сумка, bulbus луковица, sternum грудина, barba борода, cauda хвост,vena саvа полая вена, соrnu рог, рожок, collum шейка, costa ребро, minor малый, manus кисть руки, larynx гортань, sella седло, vomer сошник, арех верхушка, ramus ветвь, corpus costae тело ребра, corpus sterni тело грудины.

2.Определив долготу или краткость предпоследнего слога, поставьте ударение в словах:

arcus vertebrae дуга позвонка, patella надколенник, medulla ossium костный

мозг, ligamentum связка, mеmbrum inferius нижняя конечность, epigastrium надчревье, соchlеа улитка, processus transversus поперечный отросток, facies poplitea подколенная поверхность, ductus choledochus желчный проток, соrpus mахillае тело верхней челюсти, quadruplex четвертной, periosteum надкостница, palpebra superior верхнее веко, сеrebrum большой (головной) мозг.

3.Учитывая долготу и краткость суффиксов, поставьте ударение: incisura vertebralis позвоночная вырезка, mentalis подбородочный, clavicularis ключичный, fossa glandulae lacrimalis ямка слезной железы, fossa pterygopalatina крыло-небная ямкa, foramen spinоsum остистое отверстие, sulcus pulmonalis легочная борозда, pars squamosa чешуйчатая часть, processus zygomaticus скуловой отросток, incisura supraorbitalis надглазничная вырезка, incisura mandibulае вырезка нижней челюсти, hyomandibulаris подъязычно- нижнечелюстной, сribrosus решетчатый, реlvinus тазовый, glomerulus клубочек, foveolae granulares зернистые ямочки, hamulus pterygoideus крыловидный крючок, geniculum коленце.

4. Прочтите, соблюдая правила ударения, обращаясь в необходимых случаях к словарю: myologia миология, osteologia остеология, trachea трахея, gingiva десна, реronaeus малоберцовый (нерв, мышца), cartilagineus хрящевой, саrpeus запястный, gluteus ягодичный, pylōrus привратник, реroneum брюшина, metathalămus метаталамус (часть мозга позади зрительного бугра), glossopharyngeus языко-глоточный, os coccygis копчиковая кость, копчик, os palatinum небная кость, ala vоmĕris крыло сошника, lamĭna horizontаlis горизонтальная пластинка, orbita oculi глазница, pars duоdеni часть двенадцатиперстной кишки, аrticulatio sасrососсуgеа крестцово-копчиковый сустав, orgănon gustus орган вкуса, nervus trigemĭnus тройничный нерв, labyrinthus ethmoidalis решетчатый лабиринт, corpus mandibulae тело нижней челюсти, geniсulum canalis facialis коленце лицевого канала, minimus наименьший, dens incisivus pезцовый зуб, резец; incisurа cardiaca сердечная вырезка; genĕsis генез, происхождение, развитие.

5. Выделите предпоследний слог, определите его долготу или краткость,поставьте ударение: diрlоё диплоэ, septum nasi osseum костная перегородка носа, concha nasаlis superior верхняя носовая раковина, ramus hyoideus подъязычная ветвь, lineae transvеrsae поперечные линии, fissurа transversa cerebri поперечная щель большого (головного) мозга, angulus mastoideus сосцевидный угол, condylus occipitalis затылочный мыщелок, fovea trochlearis блоковая ямка, nucleus pulposus студенистое ядро, os trapezoideum трапециевидная кость, ligamentum longitudinale anterius передняя продольная связка, recessus subpopliteus подколенное углубление, nervus laryngeus inferior нижний гортанный нерв.

Видео:Латинский язык. Lingua Latina. Латинское ударение Практические правилаСкачать

Латинский язык. Lingua Latina. Латинское ударение  Практические правила

Модуль I. . Введение в анатомо-гистологическую терминологию занятие 1 — 2 Тема: Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение

Septum nasi osseum латынь ударение

ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМО-ГИСТОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕРМИНОЛОГИЮ

ТЕМА: Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение.

ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:

· знать латинский алфавит, правила чтения букв и буквосочетаний, правила постановки ударения;

· уметь читать латинские термины в соответствии с алфавитом и правилами произношения букв;

· владеть навыками чтения латинских терминов с расстановкой ударения.

Вопросы для рассмотрения:

1. Сколько букв в латинском алфавите? Назовите их.

2. Какие латинские буквы обозначают гласные звуки?

3. Сколько дифтонгов в латинском языке? Что это такое?

4. Как произносятся согласные звуки?

5. Как произносятся буквосочетания qu, ngu, ti?

6. Как произносятся буквосочетания с «h» ch, ph, th, rh?

7. Как ведется счет слогов в латинских словах?

8. Куда ставится ударение в слове, если второй слог долгий?

9. Куда ставится ударение в слове, если второй слог краткий?

10. На какой слог в латинских словах никогда не ставится ударе­ние?

11. Когда второй слог считается долгим (перечислите все слу­чаи)?

12. Когда второй слог считается кратким (перечислите все слу­чаи)?

13. Что необходимо сделать, если встретилось слово, к которому неприменимы приведенные правила?

14. Каким знаком обозначается долгота слога?

15. Каким знаком обозначается краткость слога?

Основные понятия темы: гласные согласные звуки, дифтонги, буквосочетания, диграфы, слог долгий, слог краткий.

1. , , Михина язык: учеб. пособие / , , . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 496 с.

2. , Коровина -грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» на медико-профилактическом факультете [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / , , 2013. — 1 эл. опт. диск

3. , Бухарина язык и основы медицинской терминологии. Логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. — 171 с.

Самостоятельная работа студентов к занятию.

Задание 1. Заучите следующие слова в словарной форме:

ala, ae f — крыло

bursa, ае f — сумка

costa, ае f — ребро

crista, ае f — гребень, гребешок

fibŭla, ае f — малоберцовая кость

linea, ае f — линия

lingua, ае f — язык

scapŭla, ae f — лопатка

tibia, ae f — большеберцовая кость

vertĕbra, ae f — позвонок

angǔlus, i m угол

cavum, i n полость

cerĕbrum, i n большой головной мозг

collum, i n шея, шейка

dorsum, i n спина, тыльная сторона

ligamentum, i n связка

palātum, i n нёбо

radius, i m лучевая кость

septum, i n перегородка

tubercǔlum, i n бугорок

basis, is f основание

canālis, is m канал

caput, ĭtis n голова, головка

cartilāgo, ĭnis f хрящ

corpus, ŏris n тело

dens, dentis m зуб

radix, īcis f корень, корешок

arcus, us m дуга

genu, us m колено

processus, us m отросток

sinus, us m синус, пазуха

Задание 2. Прочитайте анатомические термины.

А. Glándula lacrimális

Súlcus palatínus májor

Appéndix fibrósa hépatis

Línea nuchális supérior

Árcus dúctus thorácici

Artéria cáudae pancréatis

Artériae nutríciae húmeri

Básis óssis sácri

Canális palatínus májor

Básis cránii extérna

Aponeurósis músculi bicípitis bráchii

Arachnoídea máter craniális

Árbor vítae cerebélli

Árcus cartiláginis cricoídeae

Ánulus inguinális superficiális

Artéria caecális antérior

Большая нёбная борозда

Волокнистый отросток печени

Водопровод среднего мозга

Верхняя выйная линия

Дуга грудного протока

Хвостовая панкреатическая артерия

Общий желчный проток

Артерии, питающие плечевую кость

Большой нёбный канал

Наружное основание черепа

Пирамида (каменистая часть)

Апоневроз двуглавой мышцы плеча

Паутинная оболочка головного мозга

Древо жизни мозжечка

Дуга перстневидного хряща

Поверхностное паховое кольцо

Передняя слепокишечная артерия

Задание 3. Определите долготу или краткость предпоследнего слога, поставьте ударение в словах, объясните.

Medicīna, tonsilla, glutaeus, superior, lateralis, vertebra, arcus, medulla, transversus, fascia, palatinus, tuberculum, solutio, extensor, sublingualis, longus, systema, curatio, palpebra, dilūtus, lobulus, linimentum, abdōmen, auricula, emplastrum, injectio, fractura, columna, medĭcus, glandula, cranium, oleosus, cerebrum, accessorius, capitulum, structura, palatinus, refluxus, diaeta.

Invia est in medicīna via sine lingua Latīna. Непроходим путь в медицине без латинского языка.

Primum noli nocēre. – Прежде всего – не навреди.

Medicus amicus et servus aegrotum. – Врач – друг и слуга (помощник) больных.

ТЕМА: Введение в анатомическую терминологию. Имя существительное. Структура терминов с несогласованным определением.

ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:

· знать основные грамматические категории имени существительного в латинском языке, используемые в анатомической номенклатуре;

· знать словарную форму имени существительного;

· уметь строить анатомические термины с несогласованным определением;

· владеть навыками определения рода и склонения существительных, приемами перевода с русского языка на латинский и с латинского языка на русский многословных анатомических терминов, состоящих из существительных.

Вопросы для рассмотрения:

1. Какие грамматические категории имеет латинское существительное?

2. Сколько родов в латинском языке? Какие?

3. Сколько чисел имеет латинское существительное?

4. Какие падежи имеет латинское существительное?

5. Сколько склонений в латинском языке?

6. Как определить склонение существительного?

7. Как определить род существительного?

8. Что входит в словарную форму латинских существительных?

9. Как определить основу существительного?

10. Какие окончания имеют существительные I, II, III, IV, V склонений в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа?

11. Что такое «определяемое слово»?

12. Что такое «несогласованное определение»?

13. Какова последовательность построения терминов с несогласованным определением?

Основные понятия темы: имя существительное, грамматические категории: род, число, падеж, склонение, определяемое слово, несогласованное определение.

1. , , Михина язык: учеб. пособие / , , . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 496 с.

2. , Коровина -грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» на медико-профилактическом факультете [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / , , 2013. — 1 эл. опт. диск

3. , Бухарина язык и основы медицинской терминологии. Логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. — 171 с.

Самостоятельная работа студентов к занятию.

Задание 1. Заучите следующие слова в словарной форме:

Существительные I склонения:

concha, ae f раковина

fossa, ae f ямка

fovea, ae f ямка

glandǔla, ae f железа

incisūra, ае f вырезка

mandibǔla, ае f нижняя челюсть

maxĭlla, ae f верхняя челюсть

palpĕbra, ае f веко

sutūra, ae f шов

vesīca, ae f пузырь

Существительные II склонения:

atrium, i n предсердие

cranium, i n череп

digĭtus, i m палец

ganglion, i n узел (нервный)

huměrus, i m плечевая кость

muscǔlus, i m мышца

nervus, i m нерв

ramus, i m ветвь

sulcus, i т борозда

utĕrus, i m матка

Существительные III склонения:

apex, ĭcis m верхушка

articulatio, ōnis f сустав, соединение

cavĭtas, atis f полость

cervix, īcis f шея, шейка

crus, cruris n ножка; голень

forāmen, ĭnis n отверстие

os, ossis n кость

pes, pedis m стопа

Существительные IV склонения:

cornu, us n рог, рожок

ductus, us m проток

manus, us f кисть

meātus, us m проход, ход

plexus, us m сплетение

Существительные V склонения:

facies, ēi f поверхность, лицо

Задание 2. Проанализируйте структуру терминов, переведите:

а) collum costae (mandibulae); corpus fibulae (maxillae, tibiae, linguae); incisura scapulae; radix dentis (nasi); angulus costae (mandibulae); crista tuberculi; sulcus sinus; apex linguae; caput humeri;

б) apex capitis fibulae; canalis radicis dentis; crista colli costae; articulatio capitis costae; ligamentum apicis dentis.

Задание 3. Постройте термины (по полной схеме):

а) верхушка носа; дуга позвонка; шейка лопатки; корень языка; го­ловка ребра (малоберцовой кости); вырезка нижней челюсти; по­лость зуба (матки); тело матки; перегородка носа; отросток лучевой кости; ямка железы;

б) канал шейки (cervix) матки; гребень головки ребра; отверстие (foramen) верхушки зуба; связка бугорка ребра.

Salus aegroti suprema lex medicorum.Благо больного – высший закон врачей!

Aegroto dum anĭma est spes esse dicĭtur. – Пока у больного есть дыхание, есть и надежда.

Tempus vulnera sanat. – Время лечит (врачует) раны.

Дополнительные упражнения для самостоятельной работы

I. Проанализируйте структуру терминов, переведите:

а) spina scapulae; skelĕton membri; os cranii; caput fibulae; angulus mandibulae; basis cranii; tuber maxillae; linea nuchae; corpus tibiae; septum nasi; processus radii; vena portae; fossa glandulae; nodus ligamenti; canalis mandibulae;

б) os digĭti; tuberosĭtas ulnae; caput radii; canalis nervi; bulbus oculi; membrāna sterni; ligamentum patellae; angulus sterni; cervix dentis; capsula ganglii; articulatio genus; ligamentum tuberculi ossis; hiatus canalis nervi.

II. Постройте термины (по полной схеме).

Бугорок ребра; плечевой сустав; головка нижней че­люсти; полость носа; шейка (collum) малоберцовой кости; перегородка языка; шейка (cervix) матки; бугорок зуба; тело позвонка; отверстие (foramen) нижней челюсти; верхушка корня зуба; хрящ перегородки носа.

ТЕМА: Введение в анатомическую терминологию. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Структура терминов с согласованным определением.

ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:

· знать особенности употребления прилагательных в анатомических терминах; знать правила образования сравнительной и превосходной степени прилагательных в латинском языке;

· уметь согласовывать прилагательные с существительными;

· владеть навыками перевода с русского языка на латинский и с латинского языка на русский многословных анатомических терминов, с согласованным определением в положительной, сравнительной и превосходной степени.

Вопросы для рассмотрения:

1. Какие грамматические категории имеет латинское прилагательное?

2. На какие группы делятся прилагательные в положительной степени?

3. Какие прилагательные относятся к первой группе?

4. Что входит в словарную форму прилагательных первой группы?

5. Как склоняются прилагательные первой группы?

6. Какие прилагательные относятся ко второй группе положительной степени?

7. На какие подгруппы делится вторая группа и по какому признаку?

8. Что входит в словарную форму прилагательных с тремя родовыми окончаниями?

9. С двумя родовыми окончаниями? С одним родовым окончанием?

10. В чем особенность словарной формы прилагательных с одним родовым окончанием?

11. Как склоняются прилагательные второй группы?

12. Как образуется сравнительная степень прилагательных?

13. Что входит в словарную форму прилагательных в сравнительной степени?

14. Как склоняются прилагательные в сравнительной степени?

15. Как образуется превосходная степень прилагательных?

16. Что входит в словарную форму прилагательных превосходной степени?

17. Как склоняются прилагательные в превосходной степени?

18. Какую роль выполняют прилагательные в многословных анатомических терминах?

19. Что такое «согласованное определение»?

20. Как согласовывается прилагательное с существительным? Приведите схему

построения двухсловного термина с согласованным определением.

Основные понятия темы: имя прилагательное, грамматические категории: род, число, падеж, склонение, степени сравнения, согласованное определение.

1. , , Михина язык: учеб. пособие / , , . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 496 с.

2. , Коровина -грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» на медико-профилактическом факультете [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / , , 2013. — 1 эл. опт. диск

3. , Бухарина язык и основы медицинской терминологии. Логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. — 171 с.

Самостоятельная работа студентов к занятию.

Задание 1. Заучите следующие слова в словарной форме:

Прилагательные I группы:

cavus, a, um – полый

dexter, tra, trum – правый

gastrĭcus, a, um – желудочный

externus, a, um – наружный

internus, a, um – внутренний

longus, a, um – длинный

mucōsus, a, um – слизистый

optĭcus, a, um – зрительный

palatīnus, a, um – нёбный

pterygoideus, a, um – крыловидный

sinister, tra, trum – левый

transversus, a, um – поперечный

urinarius, a, um – мочевой

Прилагательные II группы:

articulāris, e – суставной

biliāris, e – желчный

cerebrālis, e – мозговой

costālis, e – реберный

dorsālis, e – спинной, тыльный

frontālis, e – лобный

lacrimālis, e – слезный

laterālis, e – боковой

occipitālis, e – затылочный

pulmonālis, e – легочный

sacrālis, e – крестцовый

simplex, ĭcis – простой

superficiālis, e – поверхностный

teres, ětis – круглый

vertebrālis, e – позвоночный

Прилагательные сравнительной степени

anterior, ius — передний

posterior, ius — задний

superior, ius — верхний

inferior, ius — нижний

maior, ius — большой

minor, us — малый

NB! Перечисленные прилагательные имеют ту особенность, что на русский язык они переводятся положительной степенью.

Заучите степени сравнения следующих прилагательных:

magnus, a, um – большой

parvus, a, um – маленький

Задание 2. Согласуйте прилагательное с существительными:

нёбный (отросток, кость, борозда);

позвоночный (отверстие, канал, гребень);

поперечный (синус, линия, связка);

лобный (шов, угол, бугор);

суставной (поверхность, бугорок);

правый (поверхность, кисть).

Задание 3. Проанализируйте структуру терминов, переведите.

Arteria occipitalis; tuberculum articulare; angulus frontalis; facies externa; arcus costalis; articulatio simplex; ligamentum teres; forāmen occipitāle magnum; canalis caroticus; digĭtus minĭmus; processus frontalis; fossa pterygoidea; crista transversa; radix lateralis; incisura lacrimalis; vena cava; vesica biliaris, musculus latissĭmus dorsi.

Задание 4. Постройте термины (по полной схеме):

а) лобный гребень; латеральная связка; затылочный угол; легочная поверхность; крестцовый канал; поверхностная вена; позвоночный узел (ganglion); правая стопа; нёбный отросток; мочевой пузырь; слезная железа; поперечный отросток; простая ножка;

б) передняя ямка, нижняя вена, задняя мышца, верхняя связка, большой рог, малый рог, нижняя поверхность, верхний отросток, заднее сплетение, большое (малое) крыло.

Amat victoria curam. – Победа любит старание.

Debes, ergo potes. – Ты должен, значит можешь.

Dum spiro, spero. – Пока дышу, надеюсь.

Дополнительные упражнения для самостоятельной работы

I. Проанализируйте структуру терминов, переведите.

Foramen magnum; nervus occipitalis; facies superior; arteria thyroidea; arcus anterior; tuberculum maius; ligamentum longitudinale; muscŭlus longissĭmus cervīcis; angulus inferior; ganglion superius; radix anterior; cornu maius; arteria magna; incisura vertebralis; vena mediana; bursa ischiadĭca muscŭli glutēi maxĭmi.

II. Постройте термины (по полной схеме):

а) верхний угол; лобная борозда; передняя пластинка; грудная артерия; простая ножка; задняя дуга; носовая ость; передняя поверхность; каменистый нерв; круглая мышца; щитовидный бугорок; передняя ножка; сердечная вена; длинная мышца.

б) большой каменистый нерв / малый каменистый нерв;

верхняя лобная пазуха / нижняя лобная пазуха;

суставной отросток позвонка;

костная перегородка носа;

малая ягодичная мышца / большая ягодичная мышца;

носовая поверхность верхней челюсти;

короткая мышца мизинца (=наименьшего пальца);

длиннейшая мышца груди (=грудной клетки).

ТЕМА: Основы анатомической терминологии. Структура многословных анатомических терминов.

ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:

· знать признаки прилагательных I—II склонения, III склоне­ния, сравнительной и превосходной степеней; структуру трехсловного анатомического термина; схему построения терминов с согласованным и несогласованным определениями; схему анали­за анатомических терминов;

· уметь ориентироваться в структуре многословных анато­мических терминов, определять грамматические формы слов, склонять существительные и прилагательные.

· владеть навыками анализа изучаемого терминологического материала с разных точек зрения с целью развития языкового мышления, расширения знаний и формирования основ профессиональной грамотности.

Вопросы для рассмотрения:

1. Как склоняются прилагательные первой группы и превосходной степени? Какова их словарная форма?

2. Какие окончания имеют прилагательные первой группы и превосходной степени в Nom. еt Gen. Pl.?

3. Как склоняются прилагательные второй группы?

4. Какова словарная форма прилагательных с одним родовым окончанием, чем отличается от словарной формы прилагательных с двумя и тремя окончаниями?

5. Какие окончания имеют прилагательные второй группы в Nom. et Gen. Pl.?

6. Какова словарная форма прилагательных сравнительной степени?

7. Как склоняются прилагательные в сравнительной степени? Какие окончания имеют в Gen. Sg., Nom. et Gen. Pl.?

8. Как отличаются окончания прилагательных второй группы от прилагательных в сравнительной степени в Nom. et Gen. Pl.?

9. Как найти основу прилагательного?

10. Как найти основу существительного?

11. Что такое определяемое слово?

12. Что такое несогласованное определение?

13. Что такое согласованное определение?

14. Какова логическая последовательность построения трехсловного анатомического термина?

15. Какова логика анализа многословного термина?

Основные понятия темы: определяемое слово, несогласованное определение, согласованное определение.

1. , , Михина язык: учеб. пособие / , , . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 496 с.

2. , Коровина -грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» на медико-профилактическом факультете [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / , , 2013. — 1 эл. опт. диск

3. , Бухарина язык и основы медицинской терминологии. Логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. — 171 с.

Самостоятельная работа студентов к занятию.

Задание 1. Заучите следующие слова в словарной форме:

Существительные I склонения:

columna, ae f столб

fibra, ae f волокно

lamĭna, ae f пластинка

spina, ae f ость

tunĭca, ae f оболочка

vagīna, ае f влагалище

Существительные II склонения:

labium, i n губа

membrum, i n конечность

ostium, i n устье, отверстие

Существительные III скл.:

femur, ŏris n бедро

hepar, ātis n печень

pars, partis f часть

Существительные IV скл.:

genu, us n колено

hiātus, us m щель, расщелина

recessus, us m углубление, карман

Прилагательные I группы:

intermedius, a, um

hepatĭcus, a, um lymphatĭcus, a, um

thoracĭcus, a, um

thyroideus, a, um

tympanĭcus, a, um

Прилагательные II группы:

Задание 2. Проанализируйте структуру терминов, переведите.

Ramus medianus anterior; crista occipitalis interna; ductus hepaticus dexter; incisura vertebralis superior; fossa cranii posterior; facies inferior linguae; fascia dorsalis pedis; musculus longissimus cervicis; arteria fibulae media; ligamentum capitis fibulae anterius; musculus rectus capitis posterior minor; ligamentum transversum scapulae superius.

Задание 3. Выполните следующие контрольные термины:

Проанализируйте термины, переведите.

1. tuberculum costae

2. corpus vertebrae

3. incisura mandibulae

4. canalis radicis dentis

5. cartilago septi nasi

6. ligamentum capitis fibulae

7. digitus minimus

8. spina tympanica minor

9. crista occipitalis interna

10. nervus auricularis posterior

11. sulcus temporalis inferior

12. nervus transversus colli

2. отверстие нижней челюсти

3. верхушка головки большеберцовой кости

4. сустав головки ребра

5. нижняя правая легочная вена,

6. наружная поверхность

7. мочевой пузырь

8. простой сустав

9. внутренний слуховой проход

10. малый каменистый нерв

11. промежуточный крестцовый гребень

12. срединный небный шов

Comple aegrotum bona spe. – Внушай больному надежду на хорошее!

Diagnosis bona – curatio bona. – Хороший диагноз – хорошее лечение.

Дополнительные упражнения для самостоятельной работы

Musculus transversus abdominis; musculus biceps femoris; nodus lymphaticus lateralis; nervus alveolaris anterior; membrana intercostalis interna; plica palatina transversa; membrana antebrachii intercostalis; sulcus linguae medianus; lobus cerebelli cranialis; lamina mucosae muscularis; nervus scapulae dorsalis; lobus pulmonis medius; septum nasi osseum; tunica oris mucosa; musculus linguae longitudinalis profundus; atrium cordis sinistrum.

II. Постройте термины (по полной схеме):

а) поверхностная височная артерия, слизистая оболочка носа, малый каменистый нерв, левая доля печени, нижняя лобная борозда, наружное основание черепа, верхний щитовидный бугорок, круговая мышца глаза, глубокая артерия языка, тыльная венозная сеть кисти;

б) простая перепончатая ножка, внутренняя грудная артерия, срединная борозда языка, суставная поверхность бугорка ребра, широчайшая мышца спины, венозное сплетение овального отверстия, борозда сухожилия длинной малоберцовой мышцы.

ТЕМА: Введение в анатомическую терминологию. Систематизация построения многословного анатомического термина. Подготовка к контрольной работе.

ЦЕЛЬ: Для успешного овладения темой необходимо:

· знать лексический минимум по всему пройденному материалу.

· уметь строить термины с прилагательными в положительной, сравнительной и превосходной степени и переводить их с русского языка на латинский и с латинского на русский.

· владеть навыками определения склонения, рода существительных и групп прилагательных.

Вопросы для рассмотрения: Для систематизации грамматического материала используйте контрольные вопросы, данные в занятиях 2 — 4.

Основные понятия темы: словарная форма существительных, словарная форма прилагательных первой группы, словарная форма прилагательных второй группы, словарная форма прилагательных в сравнительной степени, основа существительного, определяемое слово, несогласованное определение, согласованное определение.

1. , , Михина язык: учеб. пособие / , , . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 496 с.

2. , Коровина -грамматический практикум к курсу «Латинский язык и основы терминологии» на медико-профилактическом факультете [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / , , 2013. — 1 эл. опт. диск

3. , Бухарина язык и основы медицинской терминологии. Логико-дидактические схемы, тесты, эталоны ответов: учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. — 171 с.

Самостоятельная работа студентов к занятию.

Как в русском, так и в латинском языке прилагательные могут переходить в разряд существительных. В анатомической терминологии названия кишок относятся к таким существительным, все они являются существительными среднего рода, так как под каждым из них подразумевается существительное intestīnum, i nкишка.

duodēnum, i n – двенадцатиперстная кишка

jejūnum i n – тощая кишка

ileum i n – подвздошная кишка

caecum i n – слепая кишка

colon i n – ободочная кишка

rectum i n – прямая кишка

NB! intestīnum tenue – тонкая кишка

intestīnum crassum – толстая кишка

Задание 1. Проанализируйте структуру терминов, переведите.

Ligamentum transversum genus; facies articularis capitis costae; facies posterior partis petrosae; arteria transversa cervicis; pars thoracica aortae; arteria ligamenti teretis uteri; vena transversa faciei; vena magna cerebri; sulcus arteriae temporalis mediae; hiatus canalis nervi petrosi minoris; vagina musculi recti abdominis.

Задание 2. Выполните следующие контрольные термины:

Проанализируйте термины, переведите.

1. fossa cranii anterior

2. facies inferior linguae

3. fascia dorsalis pedis

4. crista tuberculi minoris

5. nodus lymphaticus lateralis

6. ligamentum teres hepatis

7. arteria cerebri anterior

8. musculus rectus femoris

9. arteria transversa cerebri

10. vena pulmonalis dextra superior

11. sulcus arteriae temporalis mediae

12. plexus venosus foraminis ovalis

13. musculus rectus capitis posterior maior

1. верхняя грудная артерия

2. задняя глубокая височная артерия

3. круглая связка матки

4. борозда поперечного синуса

5. поперечная артерия лица

6. внутреннее основание черепа

7. глубокая артерия языка

8. колено внутренней капсулы

9. суставная мышца колена

10. тело круглой связки

11. широчайшая мышца спины

12. вена крыловидного канала

13. синус полых вен правого предсердия

Dura lex, sed lex. – Закон суров, но это закон.

Errāre humānum est. – Человеку свойственно ошибаться.

Eruditio aspĕra optĭma est. – Строгое обучение – наилучшее.

Дополнительные упражнения для самостоятельной работы

I. Проанализируйте структуру терминов, переведите.

Аpertura thoracis superior; sulcus sinus petrosi inferioris; sulcus lacrimalis processus frontalis maxillae; lamina horizontalis ossis palatini; lamina orbitalis ossis ethmoidalis; fovea articularis processus articularis superioris; processus articularis superior vertebrae lumbalis.

II. Постройте термины (по полной схеме).

Добавочная позвоночная вена; скуловой отросток лобной кости; внутренний слуховой проход; перегородка лобных пазух; фиброзное влагалище пальцев кисти; боковая спайка век; латеральная связка сустава; дорсальный бугорок лучевой кости; борозда слуховой трубы.

Видео:Ударение в латыни за 7 минут. 4 простых правила. Тайна предпоследней гласной.Скачать

Ударение в латыни за 7 минут. 4 простых правила. Тайна предпоследней гласной.

Долгота или краткость предпоследнего слога по природе

Имеются слова, к которым нельзя применить приведенные правила долготы и краткости слога. Это происходит в тех случаях, когда за гласным предпоследнего слога следует только один согласный. В одних словах предпоследний слог оказывается кратким, в других – долгим. В таких случаях необходимо обратиться к словарю, где долгота предпоследнего слога условно обозначается надстрочным знаком ( ), а краткость – знаком (˘ ): gingīva – десна, fissūra – щель, canālis – канал, lamĭna – пластинка, tunĭca – оболочка.

Кроме того, следует запомнить, что

— суффиксы прилагательных —al-, —ar-, —at-, —in-, —os— всегда долгие и, следовательно, ударные. Например: orbitālis – глазничный, articulāris – суставной, hamātus – крючковатый, uterīnus – маточный, spinōsus – остистый (исключ.: serotĭnus – запоздалый, trigemĭnus – тройничный);

— суффикс —ĭc— в прилагательных краткий и безударный: gastrĭcus – желудочный, thoracĭcus – грудной;

— суффиксы существительных —ūra, -īn-, -īt (is)-, -ōs (is)-, -ōma- всегда долгие: fissūra – щель, incisūra – вырезка;

— суффиксы —ŏl-, —ŭl-, (-cŭl-) всегда краткие и безударные: muscŭlus- мышца, lobŭlus – долька, alveŏlus – альвеола.

Упражнение 2. Прочтите, соблюдая правила ударения:

1. Прочтите двусложные слова: arcus дуга; cornu рог, рожок; collum шейка; costa ребро; minor малый; manus кисть руки; femur бедро; sella седло; vomer сошник; apex верхушка; atlas первый шейный позвонок; bursa сумка; bulbus луковица; sternum грудина; barba борода; cauda хвост; cava полая; larynx гортань; corpus costae тело ребра; corpus sterni тело грудины.

2. Определив долготу или краткость предпоследнего слога, поставьте ударение: facies poplitea подколенная поверхность; ductus choledochus желчный проток; periosteum надкостница; patella надколенник; arcus vertebrae дуга позвонка; medulla ossium костный мозг; ligamentum связка; corpus maxillae тело верхней челюсти; quadruplex четвертной; membrum inferius нижняя конечность; cerebrum головной мозг; epigastrium надчревье; processus transversus поперечный отросток; palpebra superior верхнее веко.

3. Учитывая долготу и краткость суффиксов, поставьте ударение: hyomandibularis подъязычнонижнечелюстной; glomerulus клубочек; pubicus лобковый; foveolae granulares зернистые ямочки; hamulus pterygoideus крыловидный крючок; cribrosus решетчатый; pelvicus тазовый; nodi pancreatici панкреатические (лимфатические) узлы; incisura vertebralis позвоночная вырезка; mentalis подбородочный; clavicularis ключичный; fossa glandulae lacrimalis ямка слезной железы; fossa pterygopalatina крыло-небная ямка; forāmen spinosum остистое отверстие; sulcus pulmonalis легочная борозда; pars squamosa чешуйчатая часть; processus zygomaticus скуловой отросток; incisura supraorbitalis надглазничная вырезка; incisura mandibulae вырезка нижней челюсти; geniculum коленце.

4. Прочтите, соблюдая правила ударения, обращаясь в необходимых случаях к словарю: cartilagineus хрящевой; carpeus запястный; gluteus ягодичный; pylorus привратник; peritoneum брюшина; metathalamus метаталамус (часть мозга позади зрительного бугра); glossopharyngeus языко-глоточный; myologia миология; osteologia остеология; trachea трахея; gingiva десна; peroneus малоберцовый (нерв, мышца); os coccygis копчиковая кость, копчик; os palatinum небная кость; alae vomeris крылья сошника; lamina horizontalis горизонтальная пластинка; orbita oculi глазница; pars superior duodeni верхняя часть двенадцатиперстной кишки; articulatio sacrococcygea крестцово-копчиковый сустав; organon gustus орган вкуса; musculus levator fornicis мышца, поднимающая свод; apertura thoracis inferior нижняя апертура грудной клетки; nervus trigemĭnus тройничный нерв; labyrinthus ethmoidalis решетчатый лабиринт; corpus mandibulae тело нижней челюсти; geniculum canalis facialis коленце лицевого канала; minimus наименьшей; dens deciduus молочный зуб; dens incisivus резцовый зуб, резец; incisura cardiaca сердечная вырезка; corona венец, корона.

5. Выделите предпоследний слог, определите его долготу или краткость, поставьте ударение: ligamentum longitudinale anterius передняя продольная связка; recessus subpopliteus подколенное углубление; angulus mastoideus сосцевидный угол; condylus occipitalis затылочный мыщелок; fovea trochlearis блоковая яма; diploё диплоэ; septum nasi osseum костная перегородка носа; concha nasalis superior верхняя носовая раковина; ramus hyoideus подъязычная ветвь; lineae transversae поперечные линии; fissura transversa cerebri поперечная щель большого (головного) мозга; os trapezoideum трапециевидная кость; nervus laryngeus inferior нижний гортанный нерв.

Имя существительное

Падежи и типы склонений

Словоизменение существительных по падежам и числам называется склонением.

В латинском языке 6 падежей:

Nominativus (Nom.) – именительный (кто, что?)

Genetivus (Gen.) – родительный (кого, чего?)

Dativus (Dat.) – дательный (кому, чему?)

Accusativus (Асc.) – винительный (кого, что?)

Ablativus (Abl.) – аблятив, творительный (кем, чем?)

Vocativus (Voc.) – звательный.

Для называния предметов, явлений и тому подобного в медицинской терминологии используются только два падежа – именительный (имен. п.) и родительный (род. п.).

Типы склонений

В латинском языке 5 типов склонений. Определить тип склонения можно по родительному падежу единственного числа. Формы род. п. ед. ч. во всех склонениях различны.

Распределение существительных по типам склонения в зависимости от окончания род. п. ед. ч.

Тип склонения Окончание род. п. ед. ч.

Следует обратить внимание, что:

В I и V склонениях – существительные только женского рода;

во II и IV склонениях – существительные мужского и среднего рода;

в III склонении – существительные мужского, женского и среднего рода.

📸 Видео

СЛОГОРАЗДЕЛ В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ (УДАРЕНИЕ. ДОЛГОТА СЛОГА)Скачать

СЛОГОРАЗДЕЛ В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ (УДАРЕНИЕ. ДОЛГОТА СЛОГА)

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК // ФОНЕТИКА // Ударение, долгота и краткость слогаСкачать

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК // ФОНЕТИКА // Ударение, долгота и краткость слога

Латинский язык. Урок 1. Латинский алфавит. Правила чтения. Постановка ударения.Скачать

Латинский язык. Урок 1. Латинский алфавит. Правила чтения. Постановка ударения.

Латынь 3 Правила ударенияСкачать

Латынь 3 Правила ударения

Ударение в латинских словахСкачать

Ударение в латинских словах

Как правильно выписывать рецепты на латинском языке? | МедвузаСкачать

Как правильно выписывать рецепты на латинском языке? | Медвуза

Изучение латыни-оно такоеСкачать

Изучение латыни-оно такое

СЛОГОРАЗДЕЛ В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕСкачать

СЛОГОРАЗДЕЛ В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ

Ударения в латинском языке. Lingua latinaСкачать

Ударения в латинском языке. Lingua latina

Урок 12 - Ударение в латинском языкеСкачать

Урок 12 - Ударение в латинском языке

Латинский язык, имена существительные; падежи, склонение; первое склонениеСкачать

Латинский язык, имена существительные; падежи, склонение; первое склонение

Как учить ЛАТИНСКИЙ язык| + бонус| 1-й курс медицинского|Учеба в медеСкачать

Как учить ЛАТИНСКИЙ язык| + бонус| 1-й курс медицинского|Учеба в меде

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ СУФФИКСЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКАСкачать

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ СУФФИКСЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МЕДИКОВСкачать

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МЕДИКОВ

Читаем по-латинскиСкачать

Читаем по-латински

Латинские медицинские терминыСкачать

Латинские медицинские термины

Второй урок латинского: ударение.aviСкачать

Второй урок латинского: ударение.avi
Поделиться или сохранить к себе: