Видео:Сенека. ФилософияСкачать
Ударение в слове сенека
Видео:Просветлённый мудрец или пособник тирана? Луций Анней Сенека как философ и человек. Часть 1/2Скачать
Значение слова сенека
1. Луций Анней С. Старший (Lucius Anneus S. Major) (ок. 58 до н.э. — после 34 н.э.) — римский оратор, выходец из Кордубы (совр. Кордова в Испании); образование получил в Риме. Сохранились его произведения «Контроверсии» и «Свазории» (букв. «убеждающие речи»). Оба сочинения С. написал по желанию своих сыновей, попросивших отца познакомить их с прежним курсом обучения и дать характеристику знакомых ему ораторов; они выражают его скептическое отношение к принципату и к современному обществу.
2. Луций Анней С. Младший (Lucius Anneus S. Minor) (4 до н.э. — 65 н.э.) — римский ритор, писатель, поэт, драматург и философ, сын С. Старшего; родился в Кордубе, получил риторское образование в Риме. Из-за активного участия в политических интригах императорского двора С. в 41 г. был сослан на Корсику; возвратившись в Рим, он стал воспитателем Нерона, нажил богатство, однако был обвинен в участии в заговоре Пизона против Нерона и по приказу императора покончил жизнь самоубийством.
Среди произведений С. встречаются сочинения литературного и философского характера: сатира «Отыквление божественного Клавдия», «Письма к Луцилию», «О провидении», «О безмятежной жизни», «О спокойствии духа», «О краткости жизни». Сохранилось также 10 трагедий С.: «Медея», «Эдип», «Фиест», «Федра», «Геркулес безумный», «Агамемнон», «Троянки», «Финикиянки», «Геркулес Эгейский» и «Октавия». Заимствуя сюжеты из мифологии, С. ставил цель показать шаткость человеческой судьбы, недолговечность счастья, пагубные последствия не обузданных разумом страстей. Трагедии С. носят на себе печать его философских взглядов, иллюстрируют стоический тезис о человеке, которым играют мощные, непонятные силы.
Луций Анней Сенека. Трагедии / Пер. С.А. Ошерова. М., 1983; Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии / Пер. С.А. Ошерова, сост. и науч. подгот. М. Гаспарова. М., 1986; Горсков В.С. Политические взгляды Сенеки // Из истории античной культуры: философия, литература, искусство. М., 1976. С. 94-111; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 524-529; Т.2. С. 63-83; Межерицкий Я.Ю. Древности в исторической концепции Сенеки // Норция. Воронеж. 1978. С. 89-96.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001)
1. Сенека Анней Старший (ок. 55 до н. э. — ок. 40 н. э.)
Римский ритор из Кордубы (Испания), отец философа Сенеки (2) и дед поэта Лукана. До нас частично дошло руководство по риторике, содержащее записанные по памяти отрывки речей великих ораторов, которых Сенеке доводилось слышать за свою жизнь; он представляет интерес как для истории ораторского искусства, так и для истории литературной критики.
2. Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.)
Родился в Испании, но провел большую часть жизни в Риме, будучи философом и писателем, а одно время — воспитателем и главным советником императора Нерона. Именно благодаря наставничеству Сенеки первые пять лет царствования Нерона впоследствии вспоминали как время образцового правления. Благосклонность императорского двора позволила Сенеке нажить огромное состояние, за что со стороны сената он подвергался неоднократным нападкам. В 62 Сенека испросил у Нерона разрешения уйти в отставку. Тремя годами позже Нерон вынудил Сенеку покончить жизнь самоубийством после обвинения в причастности к заговору Пизона. Стоическим самообладанием Сенеки перед смертью восхищается Тацит в «Анналах» (кн. 15); умирающего Сенеку изобразил также на своей картине Рубенс. В число основных сочинений Сенеки входят его сатиры «Отыквление божественного Клавдия» (от слова «тыква»), философские диалоги на этические темы («О дружбе», «О благодарности», «О предопределении» и др.), его труд «Естественно-научные вопросы» и, наконец, «Моральные письма», адресованные его другу Луциллию и на самом деле представляющие собой экзистенциальные эссе, в которых Сенека выразил свои стоические убеждения.
Сенека писал также трагедии, девять из которых до нас дошли. Сенека использует классические мифологические сюжеты («Медея», «Федра», «Эдип», «Фиест» и др.), однако трактует их совершенно иначе, нежели греческие трагики, и, кроме того, из-за своей патетичности и риторического стиля они скорее предназначены для чтения, чем для постановки на сцене. Долгое время считалось, что эти трагедии принадлежат другому Сенеке, и на протяжении средних веков Сенека был известен только как философ-моралист. Сенеку вместе с Цицероном и греческими философами Данте с Вергилием встречают на Лимбе («Божественная комедия», Ад, 4). Св. Джером даже включил Сенеку в свой список христианских святых, опираясь на апокрифическую переписку Сенеки с апостолом Павлом. Сенека оказал влияние на таких мыслителей Возрождения и нового времени, как Петрарка, Эразм Роттердамский, Бэкон и Монтень.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»
Видео:Сенека. О ГневеСкачать
Словари
Сенека (Seneca) Луций Анней (Младший) (4 до н.э. — 65)
Римский философ, драматург и оратор. Второй сын Сенеки Старшего (ритора). При Калигуле по проискам Мессалины был осужден сенатом и сослан на остров Корсику. Вернулся в Рим после смерти Мессалины. Был наставником, а потом советником Нерона и удерживал его от совершения жестокостей. По наущениям врагов был примешан к заговору Пизона против Нерона и кончил жизнь самоубийством (вскрытием жил). Как философ был эклектиком, хотя и называл себя стоиком.
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод.
Как было бы похвально, если бы люди столько же упражняли свой мозг, сколько упражняют тело, и так же рьяно стремились к добродетели, как они стремятся к удовольствиям.
Не было еще гения без некоторой доли безумия.
Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.
Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером.
Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее.
Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.
Мы не получаем жизнь короткой, но делаем ее таковой.
Боги устроили так, что всякий может отнять у нас жизнь, но никто не в состоянии избавить нас от смерти.
Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня.
Щадя преступников, вредят честным людям.
Не тот беден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.
Интересуйся не количеством, а качеством твоих почитателей: не нравиться дурным для человека похвально.
Не считай счастливым того, кто зависит от счастья.
Пьянство не создает пороков, а только выставляет их напоказ. Всякий порок выходит на свободу: у спесивого растет чванство, у жестокого — свирепость, у завистливого — злость.
Мужество без благоразумия — только особый вид трусости.
А покажи мне, кто не раб в том или другом смысле.
Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
Избыток пищи мешает тонкости ума.
Сделай первый шаг и ты поймешь, что не все так страшно.
Нет ничего безобразней старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста.
Закон должен быть краток, чтобы его легко могли запомнить и люди несведущие.
Опьянение — не что иное, как добровольное безумие.
Как басня, так и жизнь цениться не за длину, но за содержание.
Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено все.
Задуманное, пусть и не осуществленное, преступление все же есть преступление.
Некоторые неписаные законы тверже всех писаных.
Смерть предстоит всему: она — закон, а не кара.
Исполнение самых сильных наших желаний часто бывает источником величайших наших скорбей.
Сколько рабов, столько врагов.
Глупо умирать из страха перед смертью.
Небольшая сумма, данная взаймы, делает должника другом, большая — врагом.
Одни преступления открывают путь другим.
Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх.
Пить вино так же вредно, как принимать яд.
Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним.
Пришла к тебе смерть? Она была бы страшна, если бы могла оставаться с тобою, она же или не явится, или скоро будет позади.
Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует.
Некоторые лекарства опаснее самих болезней.
Никогда число прожитых дней не заставит нас признать, что мы прожили достаточно.
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Необходимость ломает все законы.
Жить правильно — доступно всем, жить долго — никому.
Осуждение невинного — есть осуждение самих судей.
Ничто так не препятствует здоровью, как частая смена лекарств.
Кто принимает решение, не выслушав противную сторону, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое.
Пока мы откладываем жизнь, она проходит.
Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим.
Что естественно, то не постыдно. Естественное не безобразно.
Пусть твои пороки умрут прежде тебя.
Век живи — век учись тому, как следует жить.
Жизнь длинна, если умело ею пользоваться.
Никакое зло не велико, если оно последнее.
Нет лекарства для того, у кого пороки стали нравами.
Благополучие похоже на нежную, но безрассудную мать, которая балует своих детей.
Что у кого болит, тот о том, естественно, и говорит.
Дружба кончается там, где начинается недоверие.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Пользуйся настоящими удовольствиями так, чтобы не повредить будущим.
Дело искореняет пороки, порожденные бездельем.
Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
Всякое зло легко подавить в зародыше.
Выгода от доброго деяния — то, что ты использовал возможность его совершить.
Первый же час, давший нам жизнь, укоротил ее.
Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе.
Честолюбцы подобны собакам, которым кидают куски мяса: они хватают их на лету и, разинув пасть, вытянув шею, вечно ждут следующего куска, а получив, проглатывают не смакуя и даже не ощутив вкуса, — ненасытные.
Большое состояние бывает большим рабством.
Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.
Речь — убранство души: если она старательно подстрижена, подкрашена и отделана, то ясно, что и в душе нет ничего подлинного, а есть некое притворство.
Честный судья осуждает преступление, а не преступника.
Большая библитека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать многих.
Все явные недуги менее опасны; самыми страшными являются те, что скрываются под личиной здоровья.
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Всякое удовольствие усиливается от той самой опасности, которая может нас лишить его.
Судьба ничего не дает в вечную собственность.
Зло не вне, а внутри нас; оно пребывает в нашей душе. Мы излечиваемся от него с трудом, потому что не знаем, что были больны.
Преступление остается иногда ненаказанным, но оставляющим в покое — никогда.
Высшее богатство — отсутствие жадности.
Благополучие походит на нежную, но безрассудную мать, которая балует своих детей.
сущ., кол-во синонимов: 2
1. Сенека Анней Старший (ок. 55 до н. э.-ок. 40 н. э.)
Римский ритор из Кордубы (Испания), отец философа Сенеки (2) и дед поэта Лукана. До нас частично дошло руководство по риторике, содержащее записанные по памяти отрывки речей великих ораторов, которых Сенеке доводилось слышать за свою жизнь; он представляет интерес как для истории ораторского искусства, так и для истории литературной критики.
2. Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.)
Родился в Испании, но провел большую часть жизни в Риме, будучи философом и писателем, а одно время — воспитателем и главным советником императора Нерона. Именно благодаря наставничеству Сенеки первые пять лет царствования Нерона впоследствии вспоминали как время образцового правления. Благосклонность императорского двора позволила Сенеке нажить огромное состояние, за что со стороны сената он подвергался неоднократным нападкам. В 62 Сенека испросил у Нерона разрешения уйти в отставку. Тремя годами позже Нерон вынудил Сенеку покончить жизнь самоубийством после обвинения в причастности к заговору Пизона. Стоическим самообладанием Сенеки перед смертью восхищается Тацит в «Анналах» (кн. 15); умирающего Сенеку изобразил также на своей картине Рубенс. В число основных сочинений Сенеки входят его сатиры «Отыквление божественного Клавдия» (от слова «тыква»), философские диалоги на этические темы («О дружбе», «О благодарности», «О предопределении» и др.), его труд «Естественно-научные вопросы» и, наконец, «Моральные письма», адресованные его другу Луциллию и на самом деле представляющие собой экзистенциальные эссе, в которых Сенека выразил свои стоические убеждения. Сенека писал также трагедии, девять из которых до нас дошли. Сенека использует классические мифологические сюжеты («Медея», «Федра», «Эдип», «Фиест» и др.), однако трактует их совершенно иначе, нежели греческие трагики, и, кроме того, из-за своей патетичности и риторического стиля они скорее предназначены для чтения, чем для постановки на сцене. Долгое время считалось, что эти трагедии принадлежат другому Сенеке, и на протяжении средних веков Сенека был известен только как философ-моралист. Сенеку вместе с Цицероном и греческими философами Данте с Вергилием встречают на Лимбе («Божественная комедия», Ад, 4). Св. Джером даже включил Сенеку в свой список христианских святых, опираясь на апокрифическую переписку Сенеки с апостолом Павлом. Сенека оказал влияние на таких мыслителей Возрождения и нового времени, как Петрарка, Эразм Роттердамский, Бэкон и Монтень.
— Философ, воспитывавший Нерона.
— Крупное племя американских индейцев ирокезской группы.
— В 4 веке была создана апокрифическая переписка этого философа и апостола Павла.
— Этот стоик, бывший воспитателем Нерона, позднее был обвинен в попытке заговора и вынужден окончить жизнь самоубийством.
— Этот древнеримский философ говорил: «Лучший способ продлить жизнь — это не укорачивать ее».
— Древнеримский писатель, философ, автор трагедий «Эдип», «Медея», «Федра», «Фиест».
— Древнеримский писатель, философ, автор трактатов «О благоденствиях», «О милосердии», «О спокойствии духа».
— Кто сказал фразу: «Трудно изменить природу»?
Се́не́ка Луций Анней (Seneca) (около 4 до н. э. — 65 н. э.), римский политический деятель, философ и писатель, представитель стоицизма. Воспитатель Нерона; по его приказу Сенека, обвинённый в заговоре, покончил жизнь самоубийством. Презрение к смерти, проповедь свободы от страстей отличают его философско-этическое сочинение «Письма к Луцилию», трактаты («О благодеяниях», «О милосердии», «О спокойствии духа») и полные риторического пафоса трагедии («Эдип», «Медея» и др.). В духе «менипповой сатиры» сатирическое описание кончины императора Клавдия.
СЕНЕКА Луций Анней — СЕ́НЕ́КА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) (1 до н. э. / 1 н. э., Кордуба, ныне Кордова, Испания — 65 н. э., Рим), римский государственный деятель, писатель, философ, крупнейший представитель позднего стоицизма (см. СТОИЦИЗМ). Сын ритора Сенеки-старшего, Сенека в молодости приехал в Рим, где получил представление о стоицизме у Аттала и Сотиона; значительное влияние на Сенеку оказали сочинения Посидония (см. ПОСИДОНИЙ) (в поздние годы Сенека начал изучать Эпикура, (см. ЭПИКУР) не разделяя, впрочем, его установок).
Некоторое время он провел в Египте, где его родственник был префектом. Возвратясь в Рим в возрасте 31 года начал заниматься правом и политикой. Он вызвал гнев императора Калигулы (см. КАЛИГУЛА), который не казнил Сенеку лишь потому, что его уверили, будто он проживет недолго. При Клавдии (см. КЛАВДИЙ (император)) отправлен в изгнание на Корсику (41) по обвинению в связи с племянницей императора; новая жена императора, Агриппина, в 49 добилась его возвращения из ссылки. В 50 был избран претором (см. ПРЕТОРЫ) и женился на Помпее Паулине, богатой и влиятельной женщине. В число его друзей вошел военачальник Секст Афраний Бурр. Императрица и Бурр способствовали тому, что Сенека стал воспитателем молодого Нерона (см. НЕРОН), в правление которого достиг вершин власти и богатства. Его влияние продолжалось до начала 60-х гг., он был автором инаугурационой речи Нерона, доктрины clementia. В 62 после смерти Бурра и убийства Агриппины он отошел от дел. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой по приказу своего воспитанника.
До нас дошли т. н. «Диалоги» — 10 небольших морально-наставительных трактатов («О промысле», «О постоянстве мудреца», «О гневе», «О досуге», «О блаженной жизни», «О спокойствии души», «О скоротечности жизни» и три «Утешения» — к Марции, к Полибию и к матери Гельвии), написанные с 41 по 64; трактаты «О снисходительности» (ок. 55 — 56) в 2 кн., «О благодеяниях» (ок. 56 — 64) в 7 кн., 124 «Нравственных письма к Луцилию» (закончены в 64) и трактат «Исследования о природе» (63 — 64) в 7 кн., посвященный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах Посидония (см. ПОСИДОНИЙ). Ряд трактатов сохранился во фрагментах («О браке», «О суеверии»).
В трагедиях Сенеки философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. 9 трагедий на мифологические сюжеты («Эдип», «Медея», «Федра», «Агамемнон» и др.), развивающие мысли о всевластии рока, гибельности страстей, оказали большое влияние на европейскую трагедию эпохи Ренессанса и классицизма. С именем Сенеки сохранился ряд небольших стихотворений («Эпиграммы»), а также памфлет «Отыквление божественного Клавдия», описывающий превращение его врага, императора Клавдия в тыкву.
Сенека является ключевым представителем Поздней Стои, реализовавшим основные тенденции эволюции учения. Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего «я»: философия — «лекарство» для души (Ер. 117,33); она » учит делать, а не говорить» (Ер. 20,2). Логика — вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять и самого себя, — но никакая теория не делает человека лучше (Ер. 88).
Вместе с тем, Сенека — последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики (Ер. 117) и онтологии (Ер. 65). В психологии Сенека следует Панэтию и Посидонию (см. ПОСИДОНИЙ), но к психологическому дуализму у него присоединяется заметный дуализм душа / тело в духе Филолая и Платона (см. ПЛАТОН (философ)): тело — оковы и темница души и т. п. (Ad Helv. 11, 7; Ep. 65, 16 — 24; 79,12). В области теории Сенека несистематичен и непоследователен; его своеобразие — в новом, еще неведомом Стое (да и не только Стое) личном отношении к божеству: Сенека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religio (Ер. 41,3), а его теология во многих отношениях сливается с этикой, для которой характерен общий паренетический тон.
Излюбленная тема Сенека — «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет» (Ер. 107,11). Мудрец Сенека обладает «величием души»; он не лишен чувств, но не доступен аффекту («апатия» как «несогласие» на аффект — Ep. 9, 1 сл.). Конечным выражением добродетельного состояния является «постоянст-во» (constantia, tranquillitas animi — De const. sap. passim; Ep. 9, 1 — 2; 35, 4; 67, 2; 10; 71, 35). Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: «Будь благ — этим ты достаточно почтишь богов» (Ер. 95,5). Императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ep. 103, 3; 105, 7 cf. 47, 11). Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве Сенеки с апостолом Павлом (см. ПАВЕЛ (апостол)) (а также их «переписку», широко известную уже в 4 в.). В средние века сочинения Сенеки были основным источником сведений о стоическом учении.
(Lucius Annaeus Seneca) (ок. 54 до н.э. — 39 н.э.), римской риторик, обычно именуемый Сенекой Старшим. Уроженец Кордубы (совр. Кордова, Испания), вторым из его сыновей был гораздо более известный Сенека Младший, а внучатым племянником — поэт Лукан. От принадлежащего Сенеке сочинения Споры (Controversiae) в десяти книгах, сборника риторических упражнений, где им были изложены 74 случая, сохранились 35 из области уголовного и гражданского права, а также касающихся общественных проблем. От Поучений (Suasoriae) сохранились 7 упражнений в жанре увещевания на вымышленную тему. Сенека, удрученный упадком современного ему ораторского искусства, напоминает в этих книгах своим сыновьям и широкой публике о величии римской риторики в эпоху Цицерона. Следуя Катону Старшему в недоверчивом отношении к греческой изворотливости, Сенека утверждал, что римляне прежних времен сравнялись с лучшими достижениями греческого стиля. Хотя сами по себе Споры скучны, в преамбулах содержатся ценные критические суждения, содержательная характеристика участников диалога, интересные сведения исторического и литературного характера. Споры и Поучения служили в античности пособием по риторике Цицерона. Практика рассмотрения гипотетических случаев, как в сочинениях Сенеки, несомненно способствовала либерализации римского законодательства и поощряла в юристах стремление к справедливости.
2. римский государственный деятель
(Lucius Annaeus Seneca)
(ок. 4 до н.э. — 65 н.э.), римский государственный деятель, стоический философ и автор трагедий. Сенека родился в Кордубе (совр. Кордова, Испания), в богатой семье. Его отец и полный тезка, известный больше как Сенека Старший, был выдающимся ритором. Старший брат, Юний Галлион (первоначально носил имя Луций Анней Новат), ок. 52 был прокуратором Ахайи, упоминание о нем имеется в Деяниях апостолов (18: 12-17), и отказался рассматривать обвинение, которое выдвинули против апостола Павла иудеи в Коринфе. Сведения о жизни Сенеки до 41 скудны. В детстве его привезла в Рим тетка (жена видного имперского чиновника), которая воспитала страдавшего слабым здоровьем мальчика. Сенека занимался риторикой, рано заинтересовался философией, сведя знакомство с представителями эклектической школы Квинта Секстия. Успешная адвокатская практика вскоре доставила Сенеке значительное состояние. Около 33 при императоре Тиберии Сенека стал квестором, что было первой ступенью в служебной карьере римлянина. Ко времени восшествия на престол Калигулы (37) слава Сенеки как оратора и писателя возросла настолько, что возбудила зависть императора. В первый год правления Клавдия (41) третья жена императора Мессалина добилась, чтобы Сенека был сослан на Корсику по обвинению в связи с Юлией Ливиллой, сестрой Клавдия. В 49 Агриппина, четвертая жена императора, добилась возвращения философа в Рим и сделала его и префекта претория Секста Афрания Бурра воспитателями своего сына Нерона. Когда в 54 Нерон взошел на престол, его наставники сделались первыми советниками императора. В самом деле, великодушие Нерона на протяжении первых пяти лет пребывания у власти относят на счет руководства Бурра и в особенности Сенеки (в частности, он назывался при Нероне amicus principis, «другом принцепса»). Сенека был, по сути дела, главой имперского административного аппарата. Однако в 59 Нерон обнаружил свой подлинный характер: Сенеке и Бурру пришлось тогда, пусть неохотно, сыграть отведенную им роль в убийстве Агриппины, а Сенека даже написал для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становились все более натянутыми, а после смерти Бурра в 62 Сенека подал прошение об отставке и удалился на покой, оставив все свое огромное состояние императору. В 65 Нерон заставил Сенеку покончить с собой на основании сомнительных обвинений в причастности к заговору Пизона. Тацит (Анналы XV 62-64) повествует, как мужественно, но не без театральности, обставил Сенека свой уход из жизни. Кассий Дион (155-235) в Римской истории (LXI 10) рисует весьма непривлекательный портрет Сенеки, признавая, однако, его мудрость (LIX 19).
Стоицизм. Сенек проповедовал самодостаточность, достигаемая через жизнь, соответствующую природе. Это предполагает презрение к богатству и боли как к «вещам безразличным», подавление страстей («апатия»), подчинение порядку (в том числе политическому строю). Трагедии обнаруживают симпатии Сенеки к стоикам, не только в легко выделяемых пассажах, восхваляющих простую жизнь и безразличие к внешним обстоятельствам, в подчеркивании роли правителей как служителей, а не как господ, но и, главным образом, в изображении страстей, которые стоику полагается подавлять.
Стиль. Проза Сенеки уснащена вычурными метафорами, изречениями, парадоксами, все они тщательно отделаны, так что целые абзацы превращаются в нагромождение эпиграмм. В трагедии стихомифия (диалог, в котором каждый произносит по строке) нередко превращается в игру афоризмов. В трагедии Сенеки риторика играет столь же важную роль, как ритм в стихах. В отличие от своих греческих предшественников, Сенека мало озабочен проблемой нравственного выбора. Главное для него — изобразить крайние пределы страсти.
Творчество. До недавнего времени Сенека-драматург и Сенека-философ воспринимались как два разных человека. Единственным (но вполне достаточным) свидетельством того, что это все же один человек, явилась строка из трагедии Медея, которую Квинтилиан приписывает философу. Предлагаемые хронологии творчества Сенеки остаются неубедительными. Впрочем, порядок появления сочинений на свет не столь важен, поскольку существенных изменений в мысли или стиле у Сенеки не наблюдается. Риторические произведения Сенеки утрачены, как и ряд трактатов, известных лишь по фрагментам. Сенека считается автором следующих дошедших до нас произведений.
Диалоги. Под этой вводящей в заблуждение рубрикой рукописная традиция сохранила всего 10 трактатов в 12 книгах. Три из них по форме принадлежат к «Утешениям», хорошо известному в античности жанру. В Утешении к Марции (Ad Martiam de consolatione) по поводу смерти ее сына, произошедшей тремя годами прежде, даются стандартные советы сдерживать скорбь, что сопровождается ссылками на примеры других несчастных матерей. Утешение к Гельвии (Ad Helviam de consolatione) адресовано матери философа в период его ссылки на Корсику. Полибию, влиятельному вольноотпущеннику и приближенному Клавдия, предназначалось утешение по случаю смерти брата (Ad Polybium de consolatione), в надежде, что Полибий поспособствует возвращению Сенеки из ссылки. Два диалога адресованы брату Сенеки Новату. В большем — О гневе (De ira, в 3 книгах) — рассматривается один из главных «аффектов», от которых стоик стремится освободить свою душу. Этот трактат плохо скомпонован, но его оживляют хорошие примеры из жизни. В трактате О блаженной жизни (De vita beata) доказывается, что жить согласно природе можно и при наличии богатства. Три тесно связанных между собой трактата адресованы Аннею Серену (другу или родственнику философа). Трактат О постоянстве мудреца (De constantia sapientis) имеет подзаголовок «О том, что мудрец не ведает ни обиды, ни оскорбления»; в трактате О спокойствии души (De tranquillitate animi) предлагаются противоядия против соблазнов роскоши и общественной деятельности; трактат О досуге (De otio) поощряет отказ от активной деятельности, в особенности по достижении старости, во имя философского созерцания. В трактате О краткости жизни (De brevitate vitae) проводится мысль, что свой век нужно измерять не годами, а разумным употреблением отпущенного человеку времени. Трактат О провидении (De providentia) имеет подзаголовок «Если провидение существует, почему на хороших людей обрушиваются несчастья?» Ответ гласит, что страдание способствует духовному совершенствованию и предоставляет возможность для упражнения в добродетели. Два более длинных трактата, не вошедшие в число Диалогов, носят в общем тот же характер. Трактат О милосердии (De clementia, из 3 книг сохранилась 1-я и небольшой отрывок другой) адресован Нерону и относится к самому началу его правления. В трактате О благодеянии (De beneficiis, в 7 книгах) подробно исследован вопрос о том, что является благодеянием, как следует его совершать и как принимать, а также о природе благодарности и неблагодарности.
Письма. Нравственные письма к Луцилию (Epistulae morales, всего 124) с точки зрения большинства читателей — самое блестящее произведение Сенеки. Это короткие проповеди в свободной форме по поводу таких событий в жизни автора, как путешествие, приступ болезни, посещение морского курорта или цирка и т.д.
Естествознание. Исследования о природе (Naturales quaestiones), в 7 книгах, посвящены грому и молнии, снегу, граду, дождю, землетрясениям, кометам и т.п. Стоики рассматривали небесные и вообще природные феномены как непосредственное доказательство того, что Вселенной управляет разумное провидение. Тесная связь между этикой и метеорологией обусловлена тем, что ими управляет одна и та же природа. Сенека побуждает читателя изучать природу для уподобления человеческого разума великому направляющему разуму, из которого он происходит; кроме того, это занятие является упражнением в нравственности. До тех пор, пока Запад не познакомился с Аристотелем, Исследования о природе Сенеки воспринимались в качестве главного источника по космологии.
Сатира. Отыквление (Apocolocyntosis), пародия на апофеоз императора Клавдия, заметно отличается от прочих произведений Сенеки и содержанием, и тоном. Здесь высмеиваются не только физические недостатки Клавдия, но и его пристрастие к книгам, к судебной процедуре, щедрая раздача им гражданских прав. По форме это Мениппова сатира, смешение стихов и прозы ради комического эффекта.
Трагедии. Трагедии Сенеки — это переработки греческих образцов. Они отличаются от греческих оригиналов тем, что хоровые песнопения предназначены скорее для декламации, чем для пения. Они отличаются также и по содержанию, поскольку посвящены не нравственным проблемам, а изображению сильной страсти. Главные герои никогда не раскаиваются в своих преступлениях, сколь бы чудовищными они ни были, а прочие персонажи, напрасно пытающиеся их смягчить, лишь подчеркивают непоколебимую решимость протагонистов. Одна из наиболее потрясающих и знаменитых трагедий Сенеки — Фиест (Thyestes). Большая часть событий происходит вне сцены, после чего вестник рассказывает о них публике. Пьеса начинается с появления тени Тантала и рассказа о родовом проклятии его сына Атрея, царя Микен. Его брат Фиест соблазнил жену Атрея и захватил его царство, и Атрей поклялся отомстить за это преступление. Притворившись, что простил брата, он приглашает Фиеста на пир. Фиест принимает приглашение, и на пиру его потчуют мясом троих его сыновей, убитых Атреем. Драма завершается тем, что Атрей открывает брату истину.
Троянки (Troades) — переработка трагедии Эврипида, центральным пунктом сюжета здесь становится не развенчание войны, а ужас принесения в жертву Поликсены и Астианакса. Финикиянки (Phoenissae) дошли во фрагментарном состоянии, и их греческий образец не сохранился, хотя имеется преемственность в отношении трагедий Семеро против Фив Эсхила, Эдип в Колоне Софокла и Финикиянки Эврипида. Медея (Medea) следует трагедии Эврипида, особенно тщательно отделана сцена заклинания. Федра (Phaedra) напоминает Ипполита Эврипида за тем исключением, что Федра не пытается бороться со своей страстью, а скорее похваляется ею, кормилица же пытается отговорить свою госпожу, а не советует ей отдаться страсти. Эдип (Oedipus) соответствует Царю Эдипу Софокла, но лишен его трагического размаха; зато здесь происходит описанное во всех деталях жертвоприношение и жуткая сцена некромантии. В Агамемноне (Agamemnon), если сравнивать эту пьесу с трагедией Эсхила, обнаруживается, что в образе Клитемнестры усилен мотив любви. Трагедия Безумствующий Геркулес (Hercules furens) в основном повторяет трагедию Эврипида. Геркулес на Эте (Hercules Oetaeus), вероятно, завершенный уже другим автором, описывает смерть Геракла, как и Трахинянки Софокла; здесь Геракл превращается в стоического святого, возносящегося на небеса в награду за спасение человечества от чудовищ.
Другие произведения и дальнейшее влияние. Среди произведений Сенеки имеются еще две рубрики: ряд традиционных коротких стихотворений, в том числе любовных, и его переписка с апостолом Павлом — вне всякого сомнения, подложная, хотя западные отцы церкви были убеждены в ее подлинности. В Средние века Сенеку высоко ценили, поскольку считалось, что он был знаком с апостолом Павлом. В эпоху гуманизма его влияние ощутимо в Опытах Монтеня и в становлении елизаветинской трагедии. На французских просветителей 18 в. большое влияние оказали представления Сенеки о природе.
Луций Анней Сенека. Трагедии. М., 1983 Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986
Видео:Сенека. О Безмятежности ДухаСкачать
Поиск ответа
Всего найдено: 7
Вопрос № 306907 |
Здравствуйте! Я перечитала всю информацию на вашем портале но уже окончательно запуталась по поводу того, склоняется ли моя фамилия. Дело в том что эта фамилия произошла в годы Великой отечественной войны из за геноцида над евреями и изменена моей прапрапрабабушкой из «Палыгман» на «Палыга». Тоесть фамилия Палыгман изначально мужского происхождения и является еврейской фамилией, а фамилия Палыга уже по «легенде» славянская фамилия женского происхождения. Ударение в обеих фамилиях падает на второй слог. Остаётся только один вопрос: склоняется ли моя нынешняя фамилия «Палыга»?
Ответ справочной службы русского языка
Ваша фамилия склоняется. Правило таково.
Все фамилии, кончающиеся на неударное а после согласных, склоняются по первому склонению (напр.: Рибера — Риберы, Рибере, Риберу, Риберой, Сенека — Сенеки и т.д.). Все такие фамилии, независимо от происхождения, являются морфологически членимыми в русском языке, т. е. в них выделяется окончание -а.
Вопрос № 277776 |
Сколяняется ли и куда падает ударение в итальянской фамилии Sala?
Например: вышла замуж за Марко Сал[*]
Ответ справочной службы русского языка
В собственных именах, пришедших в русский язык из итальянского, ударение ставится преимущественно на втором слоге от конца, что, как правило, соответствует ударению в языке-источнике: Пер у джа, Пал е рмо, Д а нте Алигь е ри, Гв и до, Леон а рдо, Ник о ло Паган и ни, Джорд а но Бр у но .
Вероятное ударение в фамилии: Марко С а ла.
Все фамилии, кончающиеся на неударное а после согласных, склоняются по первому склонению: Рибера — Риберы, Рибере, Риберу, Риберой, Сенека — Сенеки и т.д.; так же склоняются Кафка, Спиноза, Сметана, Петрарка, Куросава, Глинка, Дейнека, Гулыга, Олеша, Нагнибеда, Окуджава и др. Все такие фамилии, независимо от происхождения, являются морфологически членимыми в русском языке, т. е. в них выделяется окончание -а.
Вопрос № 276932 |
Добрый день! Вчера задала вопрос, ответа, к сожалению, не получила. Помогите, пожалуйста, сама не смогла разобраться: склоняется ли фамилия Балла? — Учится у Джакомо Балла (ы). Выступает вместе с Джакомо Балла (ой, ом)?
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Все фамилии, кончающиеся на неударное а после согласных, склоняются по первому склонению: Рибера — Риберы, Рибере, Риберу, Риберой, Сенека — Сенеки и т.д.; так же склоняются Кафка, Спиноза, Сметана, Петрарка, Куросава, Глинка, Дейнека, Гулыга, Олеша, Нагнибеда, Окуджава и др. Все такие фамилии, независимо от происхождения, являются морфологически членимыми в русском языке, т. е. в них выделяется окончание -а.
Верно: учится у Джакомо Баллы, выступает с Джакомо Баллой.
Вопрос № 270164 |
Здрасьте!
Моя фамилия Затилла, а имя Нурдаулет. До 7 класса мою фамилию склоняли как, например, Нурдаулету Затилле, Нурдаулета Затиллы. А потом в 7 классе учительница русского языка сказала, что моя фамилия не склоняется. С тех пор пишется Затилла Нурдаулету, Затиллы Нурдаулета. Несколько дней назад я сообщил «ВКонтакте», что моя фамилия не склоняется. И они попросили меня отправить им ссылку, чтобы доказать того, что моя фамилия не склоняется. Так спрошу у вас. СКЛОНЯЕТСЯ ЛИ МОЯ ФАМИЛИЯ ИЛИ НЕТ??
Жду ответа.
Ответ справочной службы русского языка
Все фамилии, кончающиеся на неударное а после согласных, склоняются по первому склонению: Рибера — Риберы, Рибере, Риберу, Риберой, Сенека — Сенеки и т.д.; так же склоняются Кафка, Спиноза, Сметана, Петрарка, Куросава, Глинка, Дейнека, Гулыга, Олеша, Нагнибеда, Окуджава и др. Все такие фамилии, независимо от происхождения, являются морфологически членимыми в русском языке, т. е. в них выделяется окончание -а. Подробнее см. в «Письмовнике» (пункт 13.1.11).
Также склоняются фамилии с ударным а после согласной, если они не являются фамилиями французского происхождения.
Таким образом, и Ваша фамилия Затилла склоняется.
Вопрос № 257364 |
Как правильно ставить ударение в имени Сенека ? Допустимы ли оба варианта?
Ответ справочной службы русского языка
Допустимы оба варианта, но предпочтение словари имен собственных отдают варианту Сен е ка.
Вопрос № 255339 |
Подскажите, склоняется японское слово «манга»? И склоняются ли женские японские имена, оканчивающиеся на -А, например, Аракава, Фуджисава и т.п.?
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Это слово ( манга ) на практике чаще склоняется, словарных рекомендаций пока что нет.
Все фамилии, кончающиеся на неударное а после согласных, склоняются по первому склонению: Рибера — Риберы, Рибере, Риберу, Риберой, Сенека — Сенеки и т.д.; так же склоняются Кафка, Спиноза, Сметана, Петрарка, Куросава, Глинка, Дейнека, Гулыга, Олеша, Нагнибеда, Окуджава и др. Все такие фамилии, независимо от происхождения, являются морфологически членимыми в русском языке, т. е. в них выделяется окончание -а.
Вопрос № 201633 |
Склоняется ли в современном русском языке фамилия грузинского политика по имени Георгий Хаиндрава? И если склоняется, то почему не склоняется, скажем, фамилия Ющенко?
Ответ справочной службы русского языка
Все фамилии, кончающиеся на неударное _а_ после согласных, склоняются по первому склонению: _Рибера — Риберы, Рибере, Риберу, Риберой, Сенека — Сенеки_ и т. д.; так же склоняются _Кафка, Спиноза, Сметана, Петрарка, Куросава, Глинка, Дейнека, Гулыга, Олеша, Нагнибеда, Окуджава_ и др. Все такие фамилии, независимо от происхождения, являются морфологически членимыми в русском языке, т. е. в них выделяется окончание _-а_.
Таким образом правильно: _Хаиндравы, Хаиндраву_ и т. д.
Фамилии с конечным _о_ несклоняемы; таковы фамилии _Гюго, Клемансо, Ларошфуко, Мийо, Пикассо, Марло, Шамиссо, Карузо, Леонкавалло, Лонгфелло, Ремесло, Доливо, Дурново, Хитрово, Бураго, Мертваго._ По строгим нормам литературного языка это распространяется и на фамилии украинского происхождения с конечным _-ко_ (среди которых много на _-енко_): _Короленко, Макаренко, Франко, Квитко, Шепитько, Бондарсо, Семашко, Горбатко, Громыко._
Таким образом, правильно: _Виктора Ющенко, Виктору Ющенко_.
🌟 Видео
Сенека. О ПровиденииСкачать
Сенека. О Скоротечности ЖизниСкачать
Сенека. О Стойкости МудрецаСкачать
Сенека - Письма к Луцилию. (аудиокнига, часть1)Скачать
Сенека. О Блаженной ЖизниСкачать
Сенека. О досугеСкачать
Просветлённый мудрец или пособник тирана? Луций Анней Сенека как философ и человек. Часть 2/2Скачать
Сенека. Утешение к МарцииСкачать
ВЕЛИКИЕ ЦИТАТЫ, которые изменят твою ЖИЗНЬ. Сенека.Скачать
Сенека: письма 11 и 12. Беседа в Клабхаусе №22Скачать
Сенека. О милосердииСкачать
СТОИЦИЗМ И ЛЮБОВЬ | Что стоики говорили о любви?Скачать
СТОИЦИЗМ. Почему он претендует на роль главной религии нашего времени?Скачать
Римская философия. История стоицизма, Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия. Часть II [Нарратив #2]Скачать