Видео:Пожар в селе Аблязово. Август 2010 год.Скачать
Село верхнее аблязово ударение
Всю жизнь Радищев хранил в душе привязанность к семье, родителям, родному дому в селе Верхнее Аблязово, в котором прошло его детство. Он тосковал в разлуке с ними и при первой возможности спешил побывать в родных местах, обнять отца и мать.
Село Верхнее Аблязово (ныне Радищево) Кузнецкого уезда Саратовской губернии являлось родовым имением Радищевых. Основано оно прадедом писателя Григорием Афанасьевичем Облязовым, который получил эту землю во владение в 1692 году «за многую службу» отца его Афанасия Облязова.
Александр Николаевич Радищев был старшим из детей и любимцем матери. Первые семь лет своего детства он прожил с родителями в их вотчине, селе Верхнем Аблязове.
Верхнее Аблязово. Дом Радищевых ( худ.Э.Б. Бернштейн. Акварель, 1949 г.)
Помещичья усадьба стояла у самого села. Старый дедовский дом был невелик и выглядел просто. В середине XVIII века даже довольно богатые помещики вдали от столицы жили без большой роскоши.
Учить в деревне помещичьих детей было негде. Найти хорошо образованного гувернёра для обучения иностранным языкам и начальным основам разных школьных наук было трудно. Обучить детей русской грамоте и письму было легче. Это дело могли поручить деревенскому дьякону, если в доме не было подходящего человека. В доме Радищевых таким человеком оказался дядька Пётр Мамонтов, по прозванию Сума.
Радищев и крепостной Петр Мамонтов (Сума) (худ.Б.И. Лебедев. Рисунок, 1949 г.)
Мальчик скоро усвоил то, чему мог научить его дядька, но на это нельзя было останавливаться. В 1756 году Радищев переезжает в Москву для продолжения учебы.
В последующие годы Александр Николаевич наведывался к родным нечасто. С февраля по июль 1772 года он приезжал в Верхнее Аблязово в отпуск после окончания Лейпцигского университете. В начале 1775 года посетил родные места для получения родительского благословение на брак с Анной Васильевной Рубановской. С декабря 1778 по февраль 1779 года находился в имении во время отпуска, полученного им в Коммерц-коллегии.
И, наконец, в начале 1798 года Радищев совершил свою последнюю поездку в Верхнее Аблязово, чтобы повидаться с родителями после семилетней сибирской ссылки. Здоровье родителей не радовало: мать разбил паралич, отец ослеп. «Я нашёл отца в состоянии, достойном жалости, а мать в ещё более печальном положении», писал Радищев. Детей от второй жены его, Елизаветы Васильевны Рубановской (сестры первой жены, Анны Васильевны), Фёкла Степановна встретила сердечно, Николай Афанасьевич – отказался признать их за родню, тем более что и сына своего всю жизнь не особо жаловал.
За чтением, изучением проблем земледелия, набросками к очерку «Описание моего владения», в общении с родными прошёл год… В конце января 1799 года Радищев выехал из Верхнего Аблязова в Немцово.
Село Верхнее Аблязово (худ. А.П. Боголюбов. Середина XIX в.)
14 апреля 1944 года Исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся (г. Пенза) принял Решение № 414 об организации музея им. Радищева в селе Аблязово Кузнецкого района. В 1945 году была открыта его первая экспозиция.
Видео:В церкви села Нижнее Аблязово сохранился уникальный иконостасСкачать
Радищево
Видео:Поездка в Верхнее и Нижнее АблязовоСкачать
Радищево
Село Радищево находится в Кузнецком районе, раскинувшись вдоль реки Тютнярь. Село расположено в 12 километрах к юго-западу от Кузнецка, где находится и ближайшая железнодорожная станция, и проходит автомагистраль «Урал».
Видео:В музее - усадьбе с. Радищево школьникам показали театрализованное представление. Сентябрь 2011 год.Скачать
История
Точная дата основания села не установлено. Известно, что в конце 17 столетия здешней землёй владел род Назарьевых, при которых поселений на Тютняре не было. В 1703 году надел дарован Петром І «за многую службу» роду Аблязовых, а в 1707 году уже упоминается деревня Аблязово (в последствии Верхнее Аблязово).
В 1730-х годах в Верхнем Аблязово уже имелась каменная Преображенская церковь, рядом с которой находилась усадьба Аблязовых. Позже село в качестве приданного дочери Аблязова досталось Радищевым. Здесь, в усадьбе родился и провёл первые годы жизни литератор и философ Александр Радищев.
В 19 веке Верхнее Аблязово, расположенное на тракте Кузнецк – Петровск, было довольно зажиточным селом, и даже некоторое время значилось волостным центром в Кузнецком уезде Саратовской области. В 1945 году населённый пункт переименовали в Радищево – в честь самого знаменитого уроженца села.
Видео:Alexander Radishchev: Ablyazovo (Radishevo) | Кузнецк. Нижнее и Верхнее Аблязово (Радищево)Скачать
Достопримечательности
Большая часть историко-культурных объектов села так или иначе связана с Александром Радищевым и относятся к музею его имени. Мемориальная часть созданного в 1945 году музея расположена в стенах сохранившейся Преображенской церкви, где находится родовая усыпальница Радищевых. Церковь одновременно является и действующим храмом. К музею принадлежит и здание бывшей земской школы, где демонстрируются основные его экспонаты. От господского дома, где собственно жил Радищев, к концу 20 века остался лишь фундамент. Его воссоздали как образец дворянской усадьбы 18 века.
В Радищево уцелели деревянный кладбищенский Никольский храм 1800 года постройки и часовня 1902 года, построенная в честь императора Александра ІІІ.
Видео:Гостей Тихвинской ярмарки в Радищево доставят специальные автобусыСкачать
Новое в блогах
Видео:"Реальные дела". Клуб в АблязовоСкачать
Тайна Аблязовского иконостаса
Как в православный храм попал католический иконостас?
Это было давным-давно. В столичном городе Санкт-Петербурге жил в услужении у царствующей императрицы итальянский подданный Лаур Моррель, весьма искусный художник и резчик по дереву. И вот призывает как-то императрица того итальянца пред свои светлые очи и говорит :
—Имела я, Лаурка, одно виденье, уму непостижное. Видела я во сне Марию –деву, матерь Господа нашего Христа и хочу, чтоб ты тот сон мой изобразил.
Итальянец, конечно, рад императрице угодить, спрашивает: что именно видело императорское величество и в традициях какой иконописной школы ей желательно видеть образ Богоматери? С каких образцов великих мастеров ему Пречистую копировать?
— Какие тебе ещё образцы нужны, — рассердилась императрица, — когда я перед тобой! Вот и пиши Марию –деву, матерь Господа нашего Христа…с меня.
Онемел от такого богохульства итальянский мастер и наотрез отказался приказ императрицы выполнить. За что был порот нещадно и выслан по указу своей бывшей хозяйки в края не столь отдалённые.
И пошёл итальянский мастер Лаур Моррель с бубновым тузом на спине по Владимирке на уральские рудники. Шёл Моррель с ворами и убийцами, смотрел, как кривились в их почернелых лицах голубые рты и вспоминал знойный Неаполь.
От тех мечтаний затосковал Моррель и слёг, когда был этап уже в злых пензенских снегах. Тут то и укрыл его от царской немилости помещик местный, Григорий Аблязов, чудак и меценат, прослышавший о талантах каторжника. Подкупил он конвоиров и выкрал итальянца.
Моррель в долгу не остался. Отрёкся от католичества, принял православие и воздвиг в местном Христорождественском храме иконостас дивной красоты, подобного которому не сыскать и в столичном граде Санкт-Петербурге. Воздвиг и вскоре помер. Похоронили Морреля рядом с алтарной частью храма. Время уничтожило надгробную плиту на могиле опального зодчего, но народная память о нём жива в небольшом сельце Нижнее Аблязово до сих пор.
С Лауром Моррелем покончено?
Вышеизложенную историю автор услышал от настоятеля Христорождественского храма села Нижнее Аблязово иерея Сергия Боровикова. Услышал на заседании круглого стола, состоявшегося в рамках празднования 70-летия музея-усадьбы Радищева, в самом конце октября этого года. Собрался круглый стол обсудить судьбу уникальной реликвии старейшего в Пензенской области храма Рождества Христова- пятиярусного золочёного резного иконостаса, автором которого, по местной легенде, как раз и является тот самый Лаур Моррель. Кузнецкое духовенство и музейные работники области сели за круглый стол в музее Радищева для того, чтобы отделить зёрна от плевел и выяснить, где в истории с итальянским зодчим правда, а где вымысел.
—Иконостас в Христорождественской церкви — это работа отечественных столичных мастеров, -убеждена главный хранитель объединения литературно-мемориальных музеев области Лариса Викторовна Рассказова. – Конечно, какие-то иностранцы могли появиться в селе. Например, пленные солдаты из армии Наполеона после войны 1812 года. Может быть, кто-то из них был итальянцем. Возможно, здесь нужно искать корни предания об иноземном резчике по дереву Лауре Моррели. Но мы связывались с питерским Эрмитажем, со специалистами по западноевропейскому искусство той поры и нам однозначно ответили, что никаких следов мастера с такой фамилией они найти не смогли.
Такие «псевдокатолические» иконостасы имели место в русской православной традиции. В этом смысле христорождественский храм не так уж уникален. Никто из пензенских архиепископов, посещавших храм, не удивлялись иконостасу и ничего не говорили о его якобы католическом происхождении. Так что, я считаю, что с Лауром Моррелли покончено!
Но итальянский мастер, как оказалось, прочно обосновался не только в памяти жителей села Нижнее Аблязово, но и в художественном пространстве. Краевед из села Пионер Кузнецкого района Владимир Николаевич Кудрин пишет целый роман «Святыня» о временах помещика Григория Аблязова, где едва ли не центральная роль отведена Моррели.
—Я рассказывал о своих творческих планах, — признаётся краевед, — и правящему митрополиту Пензенскому, и епископу Кузнецкому. Они отнеслись к идее одобрительно. Для романа о Моррели я уже нашёл издателя!
По словам Владимира Кудрина, ему известны архивные документы, на основании которых можно смело утверждать, что иконостас в Аблязово – дело рук итальянского зодчего.
—Ну, так публикуйте эти документы, — возмутилась Лариса Викторовна Рассказова. – Этим вы окажете неоценимую услугу науке и пензенскому краеведению. Пока же, извините, ваш рассказ относится к области художественного вымысла.
Настоятель Аблязовской церкви отец Сергий
Таким образом, Лаур Моррель разделил участников круглого стола на два противоположных лагеря: тех, кто в предании об итальянце склонен видеть факт истории и тех, кто, кто считает всё это плодом художественного воображения. Примирить противоборствующие стороны попытался настоятель Христорождественского храма иерей Сергий Боровиков:
— Научный подход к истории страдает одним недостатком: сухостью и невыразительностью изложения. А вот художественное творчество стимулирует и научный поиск и интерес к истории родного края у массового читателя и зрителя. Так что, ничего плохого в позиции Владимира Кудрина я не вижу. Но хотелось бы напомнить, что церковь Рождества Христова в Аблязово была домовой церковью, отчётную документацию помещик Аблязов вряд ли вообще вёл. К тому же, многие архивные документы, нас интересующие, сгорели в Саратове во время пожара. Выходит, что, к сожалению, восстановить правдивую картину появления уникального иконостаса в глухом селе Аблязово вряд ли вообще возможно.
Ещё одна легенда?
Христорождественский храм стоит на высоком холме. Внизу сельцо Нижнее Аблязово. Кругом живописные холмы, покрытые зубчатой стеной леса, чуть далее виднеется зеркало прудов, места, словом, благодатные. Но само село потихоньку вымирает. Жителей осталось очень мало. В Христорождественском храме я застал лишь одну прихожанку, Нину Ивановну Шугурову. Она-то и рассказала мне ещё одно предание, связанное с Христорождественским храмом.
Прихожанка Аблязовской церкви Нина Ивановна Шугурова
—Храм наш мы ведь у самого Калинина отстояли, — рассказал Нина Ивановна. — Была у нас тогда учительница в селе, Елена Степановна Грылёва. Она-то и написала от имени жителей села ходатайство Михаилу Ивановичу Калинину, чтоб храм не закрывали и позволили в нём молиться. Подписались все наши под этой бумагой и отправили ходоков к Калинину. Тот их гонит, а они напирают. Их в дверь, а они, по пословице, в окно. И так Калинина одолели, что он рукой махнул и распорядился нашу церковь не трогать и открыть для верующих. Было это в 1946 –ом году, когда мне 12 лет исполнилось.
Вот какой, богатый загадками и историческими сюжетами, материал хранит в своих стенах старейший в области храм Рождества Христова в Аблязово. Церковь эта – одна из четырёх, которые построил помещик Аблязов. До наших дней сохранилось только две – Христорождественская и Преображенская в селе Радищево. И обе уникальны. Первая – своим иконостасом, а вторая – удивительными фресками, выполненными также, как и иконостас в Аблязово, под сильным западноевропейским влиянием. Но это сюжет уже для следующего очерка.
📸 Видео
«Одним ударом уничтожили полсела»: последствия ракетного удара РФ по селу Гроза |Харьковская областьСкачать
Жители Тарко-Сале и поселениях Пуровского района провели новогодние каникулы с пользойСкачать
В ВКО село может затопить из-за разлива рекиСкачать
В ВКО село Глуховка спасают от грунтовых водСкачать
Карп нижнее аблязово 2.7кгСкачать
Павлодарские села оказались отрезанными от внешнего мираСкачать
СЕЛО-ПРИВИД: 🚀наслідки ракетного удару московитів по ОдещиніСкачать
Музей - усадьба имени А. Н. Радищева предлагает новую услугу. Август 2011 год.Скачать
Війська РФ завдали ракетного удару по селу Жовта Круча Комишуваської громади | Новини | 13.12.2022Скачать
Мой фильм Нижнее АблязовоСкачать
⚡ Трогательные кадры освобождения Работино, эвакуация мирных граждан — актуальные новости войныСкачать
База отдыха в с Н АБЛЯЗОВОСкачать
Наслідки обстрілів села Волфино Білопільської громадиСкачать