Видео:Устьяны - край подвесных мостов. Деревни возрождаются в Архангельской области?Скачать
Палащелье
Страна Российская федерация
История и география
Часовой пояс MCK
Высота центра 190 м
Население 34 человека (2010)
Плотность 1116,45 чел./км²
Код ОКАТО 11238824007
Код ОКТМО 11638424116
Почтовые индексы 164694
Палащелье — деревня в Лешуконском районе Архангельской области. Входит в состав Ценогорского сельского поселения (муниципальное образование «Ценогорское»).
Деревня расположена на правом берегу реки Мезень. Ближайший населённый пункт Ценогорского сельского поселения, деревня Белощелье, расположен в 15 км к западу. Расстояние до административного центра сельского поселения, села Ценогора, составляет 27 км, а до административного центра района, села Лешуконское, — 100 км.
Жилищный фонд села составляет 1,9 тыс. м², покинутые и пустующие дома — 70% от общей площади жилищного фонда. Объекты социальной сферы на территории населённого пункта отсутствуют. В число организаций, расположенных в деревни на 1 января 2010 года, входит ПО «Ценогорское».
Видео:Поречье-Рыбное || Со своей колокольниСкачать
Мезенская роспись из деревни Палащелье
Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская. Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.
Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.
В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.
Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина. Для мезенских прялок выбирались подходящие деревья, корневую часть которых можно было приспособить под днище. Поэтому прялка получила местные названия «корневуха» или «прялица-кокорица». 1820 годом датирован самый старинный экземпляр мезенской прялки в рукописях собрания Пушкинского Дома.
Прялки изготавливали преимущественно из ели или березы. Березовая древесина в давние времена считалась более дорогой, так как имеет более однородную основу и благодаря этому обладает высокой прочностью. Еловая древесина отличалась более светлым цветом и запахом хвои. Ель применялась для изготовления прялок на продажу. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины.
Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалист в области русского народного искусства С.К. Жегалова в своей книге проводит параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья, обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.
Григорий Аксёнов, Василий Аксёнов и Василий Федотов, по прозванию Вася Климович, прославились как наиболее выдающиеся художники по росписи. Степан Филиппович Фатьянов и его сын Иван в селе Селище и Федор Федотов в деревне Палащелье продолжают традиции отцов — мастеров прошлого и вновь воскресили почти забытую в военные и послевоенные годы роспись.
В наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры». Здесь росписью занимаются в основном женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.
Видео:Опасная Лешукония - страна чудес и беззакония. Нас обстреляли в деревнеСкачать
Палащелье. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Видео:село Хопер Колышлейского района Пензенской области \ обзорная аэросъемкаСкачать
Иоаннопредтеченская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Предтеченская церковь в деревне Палащелье Лешуконского района Архангельской области
Деревянная церковь, обшитая тесом. Устроена в 1874 г. из прежде существовавшей часовни, была приписана к храму в Койнасе. Четверик, перекрытый четырёхскатной кровлей, первоначально увенчанный главкой, с пятигранным алтарём, небольшой трапезной и колокольней, завершённой восьмериком звона под куполом со шпилем. Закрыта не позже 1930-х гг. В настоящее время закрыта.
Церковь во имя Иоанна Предтечи в д. Палащелье
Церковь Иоанна Крестителя — клетская постройка трапезного типа, образованная четырьмя срубами, расположенными по продольной оси: малый пятистенный сруб — алтарь, средний — собственно церковь, большой — трапезная и последний квадратный в плане — колокольня. Сруб самой церкви несколько выше алтаря и трапезной и перекрыт четырехскатным шатром типа «колпак» и увенчан небольшой главкой. Алтарь перекрыт пятискатной кровлей; трапезная — простой двускатной крышей. Колокольня — восьмерик на высоком четверике с шатровым криволинейного очертания покрытием.
В интерьере стены оштукатурены, покрашены голубой маслянной краской и украшены полукруглыми рельефными розетками над окнами. Помещения собственно церкви и трапезной перекрыты единым потолком на матицах. Потолок покрашен в голубой цвет и украшен рельефными розетками. Входная дверь тоже украшена рельефным рисунком, покрашенным в голубой цвет на сером фоне, двухстворчатая ажурная алтарная дверь с позолоченной резьбой окрашена в такие же цвета.
Единственная в Лешуконском районе культовая постройка с сохранившейся вокруг неё оградой.
🎬 Видео
Фильм о Медновском сельском поселении.Скачать
Лешукония. Полёты над Родиной. Часть 1.Скачать
Лешукония. Полёты над Родиной. Часть 2.Скачать
Исторический очерк о селе ПалкиноСкачать
Жители нескольких улиц Малой Сердобы остаются в критической ситуации из-за паводкаСкачать
В селе Воеводском Целинного района завершили ремонт старой школыСкачать
В селе Лопатино произошел ураганСкачать
Чин освящения недавно построенного храма в честь Архангела Господня Михаила в селе СлаговищиСкачать
Людей объединяет хорошее: Как благодаря жителям процветает село ЛохСкачать
Перемышль. Калужская область. "Пролетая над Перемышлем".Скачать
Российская колонна, сожженная у села ЛисичьеСкачать
В Выгоничском селе Лопушь отремонтируют ДКСкачать
Сёла Михайловского и Волчихинского районов восстанавливаются после сильного градаСкачать
Разрушенный Сосновоборский мост: почему жители села Малая Садовка опасаются осенней распутицыСкачать
Больше всего от обстрелов досталось жителям АрхангельскогоСкачать
Из-за плохой дороги в пензенском селе первокласснице предложили учиться на домуСкачать