- Ласково
- Ласково
- В тридцати километрах к северу от Рязани имеется совсем небольшая, но популярная деревушка, окружённая лесом. А история у неё многовековая и знаменитая.
- Ласковское озеро – куда поехать купаться из Рязани
- Как добраться до Ласкового озера
- Ласковское озеро – особенности природы
- Войти используя соц. сеть
- Введите Ваше имя и email
- 🎦 Видео
Видео:15.03.2020.Рязанская область.Село Ласково,озеро Сегденское.Скачать
Ласково
54°50′05″ с. ш. — 39°55′38″ в. д.
Страна Российская федерация
История и география
Часовой пояс MCK
- 0
Высота центра 190 м
Население 27 человек (2010)
Плотность 1116,45 чел./км²
Телефонный код +7 4912
Код ОКАТО 61234836003
Код ОКТМО 61634436121
Почтовые индексы 390523
Ласково — село в Рязанском районе Рязанской области России. Входит в состав Заборьевского сельского поселения.
Село Ласково расположено у автомобильной трассы Р123 Рязань — Спас-Клепики примерно в 25 км к северу от Рязани. Ближайшие населённые пункты: посёлок Ласковский к северу, посёлок Приозёрный к востоку и село Заборье к югу.
Деревня Ласкова в Рязанской земле впервые упоминается в Повести о Петре и Февронии Муромских, созданной в середине XVI в. писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий, как родина святой Февронии. Точно датировать события, описанные в Повести, невозможно. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем, правившим в Муроме с 1205-го по 1228 год, и его супругой.
В 1898 г. к северу от деревни была открыта станция Ласково Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги. В начале 90-х годов XX века станция стала закрытой.
В 1905 году деревня относилась к Солотчинской волости Рязанского уезда и имела 34 двора при численности населения 224 чел.
В 1911 г. в деревне была построена каменная церковь и она стала селом.
Уличная сеть села состоит из 6 улиц.
Село имеет регулярное автобусное сообщение с областным центром.
Видео:село Ласково 2015Скачать
Ласково
Видео:Обращение о.Алексия из с.Ласково Рязанской областиСкачать
В тридцати километрах к северу от Рязани имеется совсем небольшая, но популярная деревушка, окружённая лесом. А история у неё многовековая и знаменитая.
Деревенька Ласково никогда не славилась большими размерами. Домов здесь немного, коренных жителей и того меньше. За шесть лет до революции построили было каменную церковь, благодаря которой Ласково обрело статус села, но прослужила она недолго. И сегодня на въезде на большой поляне перед сельским кладбищем стоит маленькая часовенка.
Пётр и Февронья
Не так давно не где-нибудь, а именно в этой часовне рязанские пары закрепили обычай бракосочетаться на глазах довольной публики. Свадебные церемонии на свежем воздухе в окружении вольногуляющих проводить задумали не с бухты-барахты, а сознательно. В 2008 году по инициативе на тот момент первой леди в стране появился новый праздник — День семьи, любви и верности. Он получил одобрение Межрелигиозного совета России, обрёл свой символ в образе ромашки и награды в виде медали за любовь и верность. Таким образом был брошен вызов западному Дню святого Валентина: в России вдруг поняли, что и нам есть, кого почитать, — Петра и Февронию Муромских. Официальный государственный праздник, правда, приходится на Петров пост, когда таинство венчания не совершается, но на Рязанщине он с лёгкостью прижился. Ещё и потому, что «Повесть о Петре и Февронии», написанная Ермолаем-Еразмом в XVI столетии, рассказывает о девушке из рязанского села, называемого Ласково.
Сказание сие довольно любопытное по содержанию и заключает сразу две истории. В первой, как покажется, присутствует сказочный момент. Пётр в нём, приходясь муромскому князю Павлу братом, спасает родственника от змея крылатого, который стал летать к невестке на блуд в облике князя Павла. Спас от сего наваждения Пётр — как и было суждено умереть змею, тот погиб от Агрикова меча, забрызгав блаженного князя своей кровью. От зловредной крови покрылся Пётр струпьями и, прослышав, что в Рязанской земле есть хорошие врачи, велел везти его туда. Где и повстречал Февронию — обладательницу не только познаний в народной медицине, но и женской хитрости, в общем, за словом в карман она не лезла, пообещав вылечить Петра лишь в том случае, если в жёны возьмёт и сделает княгиней муромской.
Со страниц повести мы узнаём, что являлась она дочерью бортника-древолаза, а вовсе не знатных кровей, отчего князь замуж не позвал, откупившись дарами. Первоисточник в деталях рассказывает о появлении Февронии в княжеском дворце, и о том, как девушка из глухого села справилась с трусливыми и алчными боярами, и как муж её Пётр добровольно отрёкся от власти ради заповеди не оставлять своей супруги. Такова легенда, нравственная часть которой о счастливых супругах, умерших в один день, и легла в основу праздника. Летописно же сказание ничем не подтверждается, разве что некоторые отождествляют Петра и Февронию с муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Правил тот в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра. Канонизировала Русская православная церковь Петра и Февронию в 1547 году, а уже позже Ермолай-Еразм описал житие святых в известной повести.
Потому праздник исторической привязки не имеет, а несёт больше мораль, чтобы помнили — семья на первом месте. Ежегодно вспоминают об этом и в курортном Ласково, которое собирает на массовых гуляниях паломников, молодожёнов, семьи нынешние, а, возможно, и будущие. Утром 8 июля служится молебен в часовне, которая освящена в честь Петра и Февронии. К полудню уже все готовы разделить с молодожёнами радость момента на публичной церемонии бракосочетания. Не забывают и о семейных парах, что в браке, а стало быть, в любви и верности, прожили 25, 30, 50, а то и больше лет. Кто знает, заходит и на старое кладбище — здесь растёт куст орешника, у которого, уже по другому преданию, молилась сама Феврония. Считается, что если к веточке привязать ленточку и загадать правильное желание, то оно обязательно сбудется.
Окрестности
И так как мероприятие летнее, то сам бог велел прогуляться по окрестностям. Сама деревня Ласково занимает вершину обширного взгорья-холмища. Такие песчаные холмы народ издавна называл островами, имея в виду положение среди топких болот. Вершины таких холмищ, как правило, плоские. Но стоит пойти от деревни напрямую в лес, — и вот уже песок под ногами начинает собираться в мозаику отдельных холмов, разделённых котловинами замшелых ям. Дальнейшее удаление в лес сопровождается общей ходьбой под уклон и после долгого спуска путник оказывается среди мшистых зарослей черники под пологом сосны и берёзы. На этой равнине разбросана россыпь озёр. Наиболее доступное из них известно как Ласковское. На старых картах именовалось Ближним. Чередование сухих боровых островов и сырых болот-мшар — вообще-то характерная черта мещёрской природы, и вековая дилемма для многих поколений её обитателей. Большинство деревень издавна возникали на островах, потому как в болотах ни строить, ни жить невозможно. Но острова эти сложены толщей песка, не способного порадовать крестьян урожаем.
За тощие пески и худородный урожай крестьяне могут благодарить московский ледник. Примерно 140 тысяч лет назад, в эпоху предпоследнего оледенения, язык ледника, рождённого в Карелии, дополз до Москвы, где остановился и стал интенсивно таять. Потоки талой воды разливались руслами громадных рек, перед которыми Ока покажется ручейком. Потоки талой воды тащили от края ледника на юг большую массу песчаных наносов, загромождая ими своё дно. А затем ледник отступил и реки сдулись. Минуло ещё более ста тысяч лет. Ледник возникал ещё дважды, но его сил хватало лишь для того, чтобы достичь Твери и Осташкова, то есть он тормозил где-то на полпути от Питера до Москвы. Ока за период с момента окончания московского оледенения постепенно размывала свои же древние наносы, утаскивая их вниз по течению в Волгу, а затем и в Каспийское море. Петляя из стороны в сторону, она притесняла свои то левый, то правый борт, будто локтями раздвигая корыто своей долины, делая его всё глубже и глубже. И сегодня непросто поверить, что песок в огородах жителей Ласково когда-то был дном древней Оки. Тот же песок лежит не вершине Лысой горы в Солотче , где открывается грандиозный вид на долину Оки и становятся понятны масштабы её геологических работ.
До конца не разгадана тайна о том, почему пески на окраинах островов собраны в бугры высотой до семи метров. По мнению географов, это настоящие дюны, возникшие ещё в ледниковую эпоху под действием ветра. Ведь во времена, когда край ледника подступал к Москве, все природные зоны смещались на юг. И рязанскую землю захватывала тундра и зона арктических пустынь, где сильные ветры при отсутствии леса и сплошного ковра трав, (а на голом песке даже в тёплом климате у растений большие трудности) ветер создавал барханы и дюны. С общим потеплением климата вернулись леса. Они закрепили подвижные дюны, заставив их замереть.
Возвращаясь к Петру и Февронии, следует вспомнить, что девушка была дочерью бортника-древолаза. Бортничество, как особый промысел, с давних пор был типичен для жителей Мещеры. Промысел заключался в поиске дуплистых деревьев, в которых устраивали колонии дикие пчёлы. Позднее придумали борть — пустотелую колоду с щелью. Её крепили на высоте к дереву, а для удобства отбора мёда у пчёл старались установить борть над толстым сучком. На таком можно удобно расположиться, выкурить пчёл и, сняв крышку с борти, извлечь до пуда мёда. Брат Февронии в момент прихода посланника от муромского князя, судя по витиеватому ответу девушки, «пошёл сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Бортничество было широко развито на Рязанщине и сохранилось в названии села Бортное Рыбновского района. Деревья с бортями представляли большую ценность, а сам мёд был предметом дани, поставки на рынки Москвы и стратегическим ресурсом для изготовления алкогольного напитка.
До недавних пор у Ласково начиналась ветка узкоколейки, тянувшаяся на восток, в сторону современного посёлка Приозёрный. Её строили в предвоенные годы для вывоза больших масс горелой древесины, как результата пожаров 1936 года. Позднее её разобрали. Сохранились лишь фрагменты песчаной насыпи вдоль асфальтированной дороги.
Бывалые туристы, ходившие в поход с пудового веса брезентовой палаткой, завязочки на входе в которую никогда не спасали от комаров, любили ходить на ласковские озёра. Они стартовали на Приокском автовокзале, седлали пригородные автобусы, тряслись на поворотах к Полково, Солотче и Заборье. И почти через час покидали транспорт в Ласково у магазина «Ласточка», откуда уже пешком устремлялись кто на Ближнее, кто на Чёрненькое, а кто и на Сегденское озёра. Собирая, в зависимости от сезона, сморчки, чернику, боровики или свинушки.
Ласковское озеро имеет площадь всего 18 гектаров. То есть в десять футбольных полей. Его глубина, видимо, не превышает пяти метров. К озеру существует два основных подхода. Первый на участке стометрового сближения с автодорогой на Деулино. Второй — через лесную дорогу к обширному пляжу. До 2010 года озеро стояло в кольце соснового леса. После пожаров и последующих работ по расчистке завалов горизонты на северной и восточной стороне озера открылись обширной прогалиной. Здесь всегда куча рыбаков, особенно в зимнее время. Из рыбы встречаются щука, окунь, карась, язь, плотва и ёрш. Именно на Ласковском озере 1 апреля уже несколько лет широко отмечают День дураков. Вход на праздник открыт всем желающим встретить Лешего, Кикимору, Водяного и хорошее настроение. А если позволит здоровье, ещё и занырнуть в прорубь.
Дорога в эти края нехитрая. По автодороге Рязань – Спас-Клепики в объезд Солотчи 30 километров. По пути следования есть поворот с указателем на Ласково.
Видео:Скрываемое прошлое Рязанской областиСкачать
Ласковское озеро – куда поехать купаться из Рязани
Недалеко от курортного поселка Солотча, километрах в тридцати с небольшим от Рязани, в мещерских лесах располагаются несколько озер, в которых можно купаться. По науке они называются мореными, поместному, по-рязански торфяными: из-за прозрачной воды темного цвета, связанного с высоким содержанием торфа. Самое большое из них называется Великим, но до него сложно добраться. Более известны: Урженское, Черненькое, Сегденское и Ласковское, расположенные недалеко от деревни Ласково. Я расскажу, куда я сам езжу купаться.
В силу множества особенностей, а особенно из-за красивого травянистого пляжа озеро Ласковое пользуется самой большой любовью у рязанцев, ведь сюда всегда приятно приехать купаться в сезон. Настолько, что в последнее время летом народу на нем бывает даже больше чем на иных официальных пляжах. Пожар 2010 года, во время которого сгорел лес на восточном берегу почти вплоть до Черненького озера, конечно, несколько подпортил красивый вид, но лес потихоньку начинает восстанавливаться.
Как добраться до Ласкового озера
Если вы на автомобиле, то просто выезжаете из Рязани в сторону Солотчи. Доехав по дороге на Клепики, Туму, Касимов, на повороте в Ласково поворачиваете направо. Дальше проезжаете через деревню и после перекрестка-поворота на Деулино сворачиваете в лес, чтобы по проселочной дороге попасть на южный пляж. Для того, чтобы посмотреть на озеро с северной стороны, надо просто проехать после перекрестка немного дальше в сторону Деулино.
Около перекрестка желающие могут затариться натуральными дарами природы. В зависимости от времени года аборигены продают тут чернику, лисички, белые грибы, подберезовики, подосиновики и пр. Цены рассчитаны на гостей из Москвы или лохов. В Рязани на рынке то же самое вам предложат в два раза дешевле, с точно таким же качеством и из того же леса. Таковы особенности мещерско-российского рынка и ценообразования.
Лично я добираюсь более интересным маршрутом. Его и рекомендую вам. От автовокзала «Приокский» (для рязанцев он остается «Торговым городком», хотя этот самый городок-имитация ВДНХ давно полуразвалился), в сторону Солотчи и далее ходят автобусы и маршрутки. Будете спрашивать у местных дорогу, называйте автовокзал именно «Торговым городком», иначе вас могут не понять и по простоте душевной отправить на другой автовокзал, расположенный на другом конце города (немногие помнят, что тот, другой, называется «Центральным»).
Подойдя к маршруткам, спрашиваю у водителей, чья очередь отправляться в сторону Солотчи, оплачиваю проезд, сажусь в миниавтобус и еду до магазина «Ласточка» в Ласково. Маршрутка поедет дальше в деревню Требухино, а я топаю полкилометра по асфальту.
Потом сворачиваю на перекрестке в лес, подхожу к северо-западному краю озера и тропой вдоль берега иду на южный пляж. По дороге можно поесть черники, в грибной сезон набрать грибов: белых, моховиков, волнушек, сыроежек и пр.
Ласковское озеро – особенности природы
Берега Ласковского озера со всех сторон заросли травой. С трех сторон есть удобные подходы к воде. Лично мне больше всего нравится южный травяной пляж, хотя идти до него дольше, а отдыхающих там всегда много. Подход с северо-западной стороны отличается тем, что там сразу начинается большая глубина, а к чистой воде, не заросшей травой, ведут деревянные мостки. Интересно, конечно, но это для любителей экстрима и лесного отдыха, так как тут лес вплотную подступает к воде.
Северный подход к озеру удобен тем, что находится рядом с асфальтированной дорогой Ласково-Деулино. Но там лес также близко подступает к воде и по сути, погреться на солнышке негде, а размещаться приходится прямо на торчащих из земли корнях сосен.
Южный пляж любят все. Там большая поляна, на которой могут разместиться много людей.
Мне очень нравится заход в воду с этой стороны. Рельеф дна Ласковского озера таков, что с южной стороны имеется протяженное мелководье. Для того, чтобы человек среднего роста зашел в воду по грудь надо пройти метров 50, не меньше.
Около берега вода очень быстро прогревается и с конца весны до середины августа остается теплой. Когда на реках купаться уже холодновато, на этом озере вода еще в самый раз.
Может быть, именно поэтому оно получило свое название. Хотя может быть и из-за названия находящейся в паре километров деревни. Или из-за мягкой торфяной воды. Кто теперь знает. Главное, что тут реально красиво, чистый воздух, а природа, несмотря на большое количество отдыхающих, остается почти не загаженной. Даже последствия страшных мещерских пожаров постепенно начали зарастать новым лесом.
Войти используя соц. сеть
Введите Ваше имя и email
К северо-востоку от Рязани лежит заповедный край — Мещера. Там бродит зверь и есть всякая птица. Озера и реки до краев наполнены мягкой коричнево-прозрачной водой. Там можно встретить дуб о семи стволах, березу несказанной красоты и село с примечательным названием — Ласково. И озеро того же имени близ него!
Жила в том селе лекарка-знахарка, ведунья — дочь крестьянина, древолазца-бортника, промышлявшего в лесу сбором меда диких пчел. Звали ее Феврония. По местным преданиям, была она вековухой-незамужницей, слыла деревенской дурочкой, юродивой, блаженной. В непроглядные темные ночи собирала она лекарственные травы, варила из них целебные снадобья и врачевала всех, кто ни прибегал к ее помощи. Недужные и увечные шли к ней со всей округи, несли и горе свое, и смертные недуги: трясею, мокрею, черную немочь. На иных-то и смотреть было гребостно и страшно, а блаженная Феврония всякого привечала, всякого выхаживала. Врачевала не столько лекарственными зельями, сколько приветом своим да ласкою, беря на свои плечи тяжкие людские хвори и скорби.
Так не по деяниям ли этой крестьянки село ее так названо — Ласково? Феврония вошла в историю как героиня поэтичнейшей древнерусской «Повести о Петре и Февронии», созданной на основе народных преданий и повестей вьщающимся русским писателем и публицистом Ермолаем Прегрешным (в монашестве Еразмом) в связи с канонизацией на соборе 1547 года муромского князя Петра и рязанской крестьянки Февронии, супруги его.
Перелистаем страницы «Повести».
Муромский князь Петр поразил заветным мечом-кладенцем злокозненного змея, который летал по наушению дьявола к жене его брата Павла на блуд и силой овладел княгиней. Обрызганный змеиной кровью, Петр весь острупел, «появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих докторов во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его».
Прослышав, что рязанская земля славна врачевателями, он приказал отвезти себя туда.
Один из княжеских отроков забрел в поисках лекаря в Февроньину избу на околице села Ласкова. Вошел — и с удивлением увидел: сидит девица за ткацким станом, а перед ней скачет заяц. Смущенная, что нечаянный гость застал ее «сидящую в простоте», Феврония молвила, оправдываясь:
— Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!
— Не понимаю тебя, — сказал юноша
— А где хозяин дома?
— Родители ушли взаем плакать, а брат через ноги могилу свою зреть.
Юноша сначала ничего не понял. Феврония объяснила:
— Уши дому — собака, очи — ребенок. Если бы они были в моем доме, предупредили бы о приближающемся госте. Отеи и мать пошли по упокойнику плакать, чтобы и их достойно оплакали, когда и за ними смерть прейдет. Брат же, древолазец, мед в лесу собирает и, лезучи на дерево, вниз через ноги смотрит, боясь, как бы не сорвагься и могилу свою здесь не найти. На вопрос юноши о лекаре для князя, она ответила еще загадочнее:
— Если бы кто-нибудь потребовал твоего князя к себе, тот мог бы вылечить его.
Когда юноша рассказал об этой встрече князю, тот велел отвезти его к Февронии. Увидев Петра, она с первого взгляда угадала в нем своего суженого, полюбила его. И сказала без обиняков:
-Я сама уврачую князя, но имения от него не потребую. Вот к нему слово мое — если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его.
Недуг Петра был настолько тяжек, что вылечить Феврония смогла бы, лишь став с ним «плотью единой», то есть взяв на себя его скорбь и хворь, как это по-настоящему бывает только в истинном супружестве. И в короткой ее фразе было все: любовь, готовность к самопожертвованию и великая надежда, что вдвоем они одолеют черную беду, с которой в одиночку Петру не справиться.
«Князю жениться на крестьянке, на дурочке?!» Петру такое и в голову не могло прийти. Но он согласился, намереваясь пренебречь обещанием. Феврония разгадала его лукавый умысел, но виду не подала. Зачерпнув в ковш хлебной закваски, полной жизненных соков земли и ее, Февроньиного, нестерпимого желания излечить Петрову хворь, она велела Петру отпить из ковша, а тем, что останется, помазать все тело, предварительно попарившись в бане. Но один струп оставить непомазанным.
Петр сделал, как она велела. «И удивился своему быстрому исцелению, но жениться на Февронии все же не захотел из-за происхождения ее». Он послал Февронии богатые дары, но она их не приняла. Уехал Петр в Муром, но от непомазанного струпа пошли новые. С великим стыдом Петр вернулся к мудрой лекарке, просил прощения и исцеления. Феврония зла не помнила и помогла Петру. После выздоровления он женился на Февронии, вместе приехали они в Муром.
Став княгиней, Феврония по-прежнему помогала людям исцелительством и милостыней, рукодельничала, собирала в ладонь со стола хлебные крошки.«Аки голодныя», — злобно роптали бояре. Как-то они устроили пир и, охмелев, бесстыдно заявили Февронии: -не хотят, дескать, наши жены, чтобы у князя была такая жена. Предложили взять ей богатства, сколько захочет, и уйти. А Феврония им в ответ:
— Ничего не прошу у вас, только супруга своего, князя Петра.
Петр же предпочел княжескому престолу изгнание, лишь бы не разлучаться с супругой. «И поплыли они по реке в судах».
В Муроме же в междоусобной борьбе за власть погибли многие бояре. Оставшиеся в живых пришли к Петру и Февронии, просили их снова вернуться в Муром.
Князь Петр и Феврония услышали их просьбы. «И правили они в городе том, чадолюбивые отец и мать». Они жили долго и умерли в один час, вымолив эту милость у Бога. Случилось это в двадцать пятый день месяца июня.
— Да славится Петр, — возглашает в конце повести ее автор, — убивший злокозненного змея. Да славится Феврония, в женской голове которой мудрость великих мужей заключена.
Киселева Э. Да славится Феврония. //Ва-банкъ. (Рязань). — 1995. — 11 августа
В топонимике «Ласково» бесполезно искать «ласковый» смысл. Речь идет не о «ласке», а о «воде»! Ласково — древний городок или сельцо, созвучное своим именем с городом Псковом. И в том, и в другом случае речь идет об озере (Пльскы — Пльскъвь), но с разными упрощениями имени: псковичи упростили Пльск — в Пск-, а ласковцы — в Льск-. Имя стало созвучно слову «ласка», «ласковый»; озерный смысл был забыт.
Руделев В. «Село, значит, наше — Радово». // Рязанский следопыт. — 1997. -№ 7. — С. 26, 27
Происхождение данного топонима до сих пор не установлено. Возможно, он связан с древнерусским неканоническим именем Ласка. Ср.: ласка — «небольшое хищное животное из семейства куньих». У восточных славян ряд имен был образован от наименований животных: Баран, Барсук, Волк, Заяц, Горностай, Лиса и др.
Никольский А. А. Ласково. // Топонимич. словарь Ряз. обл. — 2-е изд., перераб. и доп. — Рязань, 2004.
Селищев А. М. Избранные труды. — М., 1968. — С. 113
На земле Рязанской. — М., 1968. — С. 70- 72
История русской литературы X — ХVII вв. — М., 1980. — С. 296 — 300
Денисьев С. Н. Рязанский район. //Города и районы Рязанской области: Ист. -краевед. очерки. — Рязань. 1990. — С. 331 — 332.
🎦 Видео
"Рязанская область" Фильм Олега БуцкогоСкачать
Ласково, Рязанская область.Скачать
Празднование Дня семьи, любви и верности в Рязанской области в селе ЛасковоСкачать
Феврония из села ЛасковоСкачать
Под Рязань, в 3 минут от деревни Ласково очень часто ходят стаи кабановСкачать
Памятник Петру и Февронии открыт в селе Ласково под РязаньюСкачать
Подарок судьбы: мужчина погиб в свой день рождения в Сасово Рязанской областиСкачать
7 чудес Рязанской областиСкачать
Рязань: жители древнего села спасают разваливающиеся исторические ценностиСкачать
Заброшенная деревня Рязанской областиСкачать
Майский лес у деревни Ласково и дорога в РязаньСкачать
История самого богатого села в России | Свободная жизнь рязанского ИжевскогоСкачать
Вот так люди живут в Рязани…Скачать
Родина Февронии - село ЛасковоСкачать
Стрельба в деревне Высокое: оружие в руки взял уроженец ВологдыСкачать
Пьяный лес, железный гусь и исчезновение города Рязанской области |@Русское географическое обществоСкачать