Видео:Здесь стоял дом Ивана Сусанина Часть 2Скачать
Иван Сусанин
Фото Все
Видео Все
По следам Ивана Сусанина | Телеканал «История»
Смута 1612. Иван Сусанин. Интервенция
Фильм «Иван Сусанин»
Видео:Домнино. Иван Сусанин и Сусанинское болото.Скачать
Иван Сусанин — биография
Иван Сусанин – национальный герой России, простой крестьянин деревни Домнино. Прославился тем, что спас царя Михаила Романова от смерти, увел в сторону польско-литовский отряд, имевший целью уничтожить российского царя.
Всему миру известен подвиг Ивана Сусанина, совершенный им более четырех сотен лет назад. В те смутные времена, когда русский народ находился под угрозой порабощения, обычный костромской крестьянин не пожалел своей жизни и отдал ее за независимость родины. Личность Ивана Сусанина вызывает искреннее уважение народа, вне зависимости от того, как относилась к его памяти история. Нужно сказать, что официальное отношение к герою менялось неоднократно. Несмотря на это, его образ стал неотъемлемой частью искусства, культуры и фольклёра, он стал плотью и кровью русского народа. Он стал привычным до такой степени, что стерлась трагичность самой личности Сусанина. А образ его трагичен, и не только от того, что умер мученической смертью, а тем отношением, которое сложилось к нему после гибели. Главная роль в этом вопросе отводится политике, потому что ни один исторический персонаж после смерти не был в роли жертвы политических спекуляций так, как Сусанин, ни в дореволюционное время, ни после него.
Смутные времена
Прежде чем рассматривать личность и подвиг Сусанина, необходимо освежить в памяти тот исторический период, когда жил национальный герой. Шла первая половина 16-го столетия, Россия охвачена многочисленными природными, классовыми и религиозными катаклизмами. Это было время голодомора 1601-1603-го годов, престол захватил самозванец Василий Шуйский, в 1609 году на русские земли вторглись поляки, в 1611-м поднялось ополчение, и еще много других факторов, повлиявших на ход событий.
Портрет Ивана Сусанина
Костромская область, где проживал Сусанин, тоже сильно пострадала в те времена. В 1608-1609-м годах Лжедмитрий II практически полностью разрушил Кострому, Ипатьевский монастырь подвергся атакам, польские войска разгромили Кинешму.
Неизвестно, как эти события отразились на самом Сусанине и его родных и близких. Однако это был тот исторический отрезок времени, когда жил национальный герой. Война подобралась к его дому тогда, когда все решили, что она уже на исходе.
Личность Ивана Сусанина
До наших дней биография Ивана Сусанина не дошла, да и кто тогда записывал исторические факты рождения и личной жизни простых крестьян. Никаких сведений о его родных и близких не сохранились. Известно только, что у него была дочь, которая носила имя Антонида, непривычное для уха современного человека. Она стала женой крестьянина Богдана Сабинина, и в этом браке родила двух сыновей – Константина и Даниила. Точная дата рождения мальчиков тоже не установлена.
Ни одной записи касающейся жены Сусанина найти не удалось. Историки предполагают, что в то время, когда Иван совершал свой подвиг, она умерла. На тот момент дочери Антониде было шестнадцать лет. Поэтому когда возникает вопрос о возрасте самого Сусанина, то ученые говорят, что он уже подошел к зрелому возрасту, и было ему от 32 до 40 лет.
Время и место подвига
В наши дни почти всем известно, что совершил Сусанин, а вот на вопрос, когда это происходило, ответят единицы. История сохранила несколько версий развития событий. По одной из них, все случилось поздней осенью 1612-го. Эту версию подтверждают предания, которые говорят, что герой спрятал царя в яме, где недавно сожгли овин, и накрыл эту яму обгоревшими на пожаре досками. Но эта история поддавалась критике многих исследователей. Если ее все же отнести к разряду достоверных, то это может быть правдой по той причине, что овины жгли именно осенью, а не в другое время года.
Но вторая версия напрочь отвергает первую, потому что во всех литературных произведениях и на художественных полотнах видно, что Сусанин водил поляков по лесу через снежные сугробы. Поэтому реально рассматривать вариант, что действие приходится на конец февраля – начало марта 1613 года, а не на осень 1612-го. Именно в это время поляки шли с целью лишить жизни царя Михаила, разрушить стабильность России и впоследствии завоевать российский престол.
У каждой из версий есть свои поклонники и противники, точную дату узнать уже не сможет никто, потому что важные детали так и остались скрыты под толщей времени. А те, что дошли до потомков, неправильно расшифрованы. Главное, что подвиг Сусанин совершил, а все остальное можно воспринимать как миф.
Село Деревнище
Некоторые исторические хроники придерживаются версии, что никакого похода по заснеженным лесам не было. Сусанин спрятал царя в селе Деремнище и там же был схвачен поляками. Они долго пытали его, а потом убили, так и не получив ответа на интересующий их вопрос. Однако исторического подтверждения эта версия не имеет.
Версия гибели Сусанина
Эта версия развития событий записана во всех учебниках истории, к ней больше всего склоняются историки. Эта версия гласит, что местом смерти Сусанина стало Исуповское болото. Говорят, что на месте его гибели выросла сосна красного цвета, напитавшись кровью героя. Иногда болото называют «Чистым», потому, что его омыла страдальческая кровь национального героя. Однако все эти домыслы стоит отнести к фольклорному наследию. Но, тем не менее, именно на болоте происходили все исторические события. Сусанин долго водил поляков по трясине, пытаясь завести их как можно глубже в лес, в противоположную сторону от нужного им села.
Однако эти события тоже сопровождаются многочисленными вопросами. Когда Сусанина убили на болоте, куда делись все польские вояки, все ли они умерли или кому-то удалось выбраться? Откуда тогда сведения о смерти Сусанина, кто мог рассказать о том, что он погиб. Смерть польских воинов не зафиксирована ни в одном из исторических документов, много раз перелопаченных учеными. Однако есть мнение, что местом гибели Сусанина стало не болото.
Смерть в деревне Исупово
И таким местом некоторые историки называют деревню Исупово. Доказательством этой версии служит документ, где правнук Ивана обращается к императрице Анне Иоанновне с просьбой о подтверждении льгот, которыми пользуются потомки Сусанина. На основании этого прошения можно сделать вывод, что смерть настигла национального героя именно в Исупово, и свидетелями его казни были жители этого населенного пункта. Именно они сообщили печальную новость родным героя, и доставили его тело в село Домнино.
Картина Сусанин и поляки
Это предположение единственное, которое подтверждается документально, и считается самым реальным. Тем более его правнуку – Собинину И.Л., было доподлинно известно место гибели своего знаменитого предка. Историки больше склоняются к этой версии развития событий.
Могила Сусанина
Естественно, у всех возникает вопрос о месте захоронения национального героя. Если придерживаться версии, что местом гибели была деревня Исупово, а не болото, то его обязательно должны были похоронить. Есть предположение, что останки Сусанина покоятся на кладбище близ Воскресенской церкви, служившей приходом селянам Домнино и Деревнища. Однако весомые доказательства этого факта отсутствуют.
Могила Ивана Сусанина
Некоторые источники утверждают, что впоследствии тело героя перезахоронили на территории Ипатьевского монастыря. Однако эту версию тоже нечем подтвердить, и она не прижилась среди исследователей биографии Сусанина.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Видео:Иван Сусанин. Краткое содержаниеСкачать
Куда повёл Иван Сусанин поляков осенью 1612 года?
/День памяти Сусанина 27 ноября./
На днях, в центре «богохранимого» города Костромы, у памятника Ивану Сусанину я встетил двух любителей старины и сказал им, что в Прозе Ру опубликовал своё расследование о том кого спасал Сусанин. Они мне хором ответили, что никакого Сусанина в природе вообще не существовало, что это сказка.
Подошедший в конце разговора гражданин неопределённого возраста спросил: «А кого спасал Сусанин?» Я ответил: боярина Мишу Романова. Тот возразил, какого ещё Михаила, он спасал Николая!? Вот до какого маразма доведён наш, когда то самый грамотный народ!
Куда повёл поляков Иван Сусанин осенью 1612 года?
Впервые в Русской истории имя Ивана Сусанина появилось в указе царя Михаила Фёдоровича от 30 ноября 1619 года. Но и в ХVII и даже до конца ХVIII века мало, кто слышал и знал о нём. Костромской дворянин Николай Сумароков был первым, кто написал об Иване Сусанине.
А широкую известность Сусанин получил при Николае I, в связи с направлением его идеологии: православие, самодержавие, народность. В 1834 году Николай I совершил поездку по историческим местам России, в частности он посетил Куликово поле, Смоленск, Тарутино, Малоярославец, а также Кострому.
Во время пребывания царя в Костроме костромские дворяне предложили Николаю I поставить памятник первому царю из династии Романовых, Михаилу Фёдоровичу в Ипатьевском монастыре, откуда тот, 23 февраля 1613 года, был призван на Московское царство.
Николай поддержал начинание и распорядился, чтобы на памятнике царю Михаилу была установлена и скульптура Ивана Сусанина. Кроме того этот памятник царь приказал установить в самом центре города Костромы на Екатеринославской площади, а саму площадь переименовать в Сусанинскую.
С этого времени имя Сусанина в России становится широко известно. В 1851 году на Сусанинской площади в Костроме был открыт памятник царю Михаилу с коленопреклонённой скульптурой Ивана Сусанина, а на трёх сторонах кубического пьедестала были помещены сцены подвига Сусанина.
Историк Николай Костомаров первым выразил большие сомнения в факте спасения царя Михаила Романова Иваном Сусаниным, справедливо считая, что в этом деле очень много вымысла. Костомаров утверждал, что подвиг Ивана Сусанина — миф династии Романовых.
Я решил опубликовать своё расследование по главным вопросам: Куда повёл Сусанин поляков из села Домнино, вотчины Романовых, и где в это время находились сын Фёдора Никитича Романова, Михаил и его мать, инокиня Марфа Ивановна?
В начале необходимо коротко напомнить о тех исторических событиях, которые предшествовали тому, как стал Русским царём Михаил Романов.
После смерти в январе 1598 года царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, династия Великого князя Московского Ивана Калиты пресеклась. Патриарх Иов, чтобы избрать нового Московского государя, собрал Земский Собор. Из всех Московских князей и бояр самыми вероятными претендентами были двое: правитель государства, шурин покойного царя Федора, Борис Годунов и родной племянник первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны Юрьевой, старший сын её брата Никиты Романовича, Федор Никитич Романов. Патриарх Иов был на стороне Годунова и Земский Собор единогласно избрал на Московское царство Бориса Годунова.
В 1601 году Борис Годунов, воспользовавшись фиктивным доносом о якобы злоумышлениях против него Романовых, отдал всех их под суд: пять братьев были сосланы на дальний север, а старший, Федор Никитич, с женой Ксенией Ивановной были пострижены в монашество и сосланы в монастыри. После страшного голода 1601 – 1603 годов, в Московской Руси началась самозванческая смута.
Во время войны с первым самозванцем, Лжедмитрием I, Борис Годунов неожиданно умирает, его жена и сын Федор были убиты. В июне 1605 года Москва торжественно встретила «истинного» царя Дмитрия Ивановича. Лжедмитрий I вернул из ссылки Филарета Никитича Романова, он поставил его митрополитом в Ростове и подарил ему Костромской Ипатьевский монастырь.
Но Лжедмитрий I царствовал недолго: 17 мая 1606 года он был убит заговорщиками и воцарился главный руководитель заговора, Василий Шуйский. 1 июня 1606 года Василий Шуйский поспешно короновался, а 3 июня из Углича было также спешно принесено нетленное тело убиенного царевича Дмитрия (как доказательство факта его смерти), за которым ездил митрополит Ростовский Филарет. Но народ всё равно не верил Шуйскому и за царя его не хотел признавать. Потем пошли слухи, что Дмитрий спасся, и он скоро появился на Южной Украине.
Половина государства перестала повиноваться Шуйскому, а к осени 1606 года в государстве поднялась кровавая смута, в которой принимали участие все слои населения России. Летом 1608 года Лжедмитрий II осадил Москву, установив свой стан в селе Тушино, в 10 километрах от Москвы. Лжедмитрий II взял к себе в Тушино Ростовского митрополита Филарета, где Филарет был наречён патриархом всея Руси.
В начале 1610 года Первое народное ополчение отогнало Лжедмитрия II от Тушино к Калуге, а в декабре 1610 года Джедммитрий был убит. Часть русских под руководством патриарха Филарета и бояр Салтыковых осталась в Тушино, где они возглавляли свой «Тушинский лагерь», не примкнув ни к Лжедмитрию II, ни к Шуйскому.
4 февраля 1610 года Тушинский патриарх Филарет Никитич Романов и бояре Салтыковы обратились к польскому королю Сигизмунду, который в это время осаждал Смоленск, с просьбой отдать его сына, королевича Владислава, на Московский престол. Сигизмунд согласился, но этот договор пока ещё силы не имел, так как Василий Шуйский ещё был царём. 17 июля 1610 года Шуйского насильно постригли в монахи и власть перешла к семи боярам.
В августе 1610 года москвичи по инициативе боярина Фёдора Никитича Романова избрали на Московское царство польского королевича Владислава и целовали ему крест. Чтобы утвердить московский престол за королевичем, из Москвы к Смоленску направилось посольство знатных людей во главе с патриархом Филаретом и князем Василием Голицыным.
Когда посольство прибыло под Смоленск, Сигизмунд вдруг потребовал, чтобы Москва присягнула ему, а не Владиславу. Но эти требования польского короля посольство категорически отвергло и тогда поляки арестовали послов и отправили их в качестве пленников в Польшу.
Главнокомандующий польскими войсками гетман Станислав Жолкевский подошел к Москве и объявил москвичам о том, что польский королевич Владислав призван боярами на Московское царство. Гетмана Жолкевского с войском москвичи пустили в Москву и он занял Кремль. Москва присягнула королевичу Владиславу, были начеканены серебряные копейки с его именем. Но не все желали, чтобы русским царём был Владислав, а называли своих князей и бояр кто Василия Голицына, а кто Михаила Романова.
В Московском государстве вновь разгорелась междоусобная смута и к осени 1611 года положение в государстве стало отчаянным. Только Второе народное ополчение, которое возглавили земский староста Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, прекратило эту смуту.
22 октября 1612 года народное ополчение взяло приступом у поляков первые укрепления Кремля – Китай город. Находящиеся в Кремлёвской осаде, поляки были уже истощены голодом и доходили до людоедства и 25 октября 1612 года польский полковник Струсь сдал Кремль князю Дмитрию Пожарскому.
Спешивший на помощь «московским сидельцам», Польский король Сигизмунд опоздал: «московские сидельцы» вместе с полковником Струсем сдались князю Пожарскому. Сигизмунд, встретив под Москвой дружный отпор ополчения, был вынужден отступить.
Но Московское царство по-прежнему было разделено на два лагеря: одни поддерживали ранее выбранного на царство польского королевича Владислава, другие сделали вывод, что надо выбирать царя из своих великих родов и большинство из этих сторонников склонялось к избранию на царство Михаила Федоровича Романова, имя которого уже называлось в 1610 году.
После взятия Кремля вместе с пленными поляками 25 октября 1612 года из «кремлёвской осады» вышли инокиня Марфа Ивановна (жена Фёдора Никитича Романова) с сыном Михаилом. Из Москвы они сразу же направились в отчину Марфы Ивановны, село Домнино дорогой через Троице Сергиев монастырь, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль и Кострому. Целью их поездки был Макарьевский Унженский монастырь. Посетив Домнино, инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом тут же отправилась на Унжу.
Почему инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом решила совершить паломничество именно в этот отдалённый монастырь, который находился за 200 вёрст от села Домнино? Всё дело в том, что преподобный Макарий Унжннский у русских считался защитником людей, находящихся в плену. Макарий Унженский сам побывал в плену у Казанского хана Улу Мухаммеда, а когда Улу Мухаммед отпустил из плена Макария с его братией, то Макарий основал на реке Унже свой новый монастырь. Поэтому инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом и отправилась помолиться у гроба преподобного Макария об освобождении из польского плена Филарета Никитича Романова, отца Михаила.
7 февраля 1613 года земский собор остановил свой выбор на Михаиле Романове и разослал по всем городам узнать, будет ли люб им царь Михаил. Получив одобрение городов, 23 февраля 1613 года Михаил Федорович был провозглашен царём и ему принесли присягу члены собора и Москва.
В начале царствования Михаилу Фёдоровичу пришлось вести активную борьбу с внутренними и внешними врагами. В стране всё ещё орудовали многочисленные шайки из казаков и поляков, продолжалась и война с польским королём. Король Сигизмунд не признавал Михаила Фёдоровича Московским государём, а считал себя и сына обладателями Московского государства.
В 1617 – 1618 годах польский королевич Владислав даже предпринял большой поход на Москву и осенью 1618 подступил к её стенам. Но, встретив дружный отпор, был вынужден отступить к Троице — Сергиеву монастырю. Здесь, недалеко от монастыря, в деревеньке Деулино между русскими и поляками было заключено перемирие на четырнадцать с половиной лет, при этом русские уступили Польше Смоленск и северские города при условии освобождении пляками из плена митрополита Филарета (Фёдора Никитича Романова).
.
В начале июня 1619 года под Вязьмой Филарета обменяли на польского полковника Струся. 14 июня Москва торжественно встречала Филарета, который через десять дней стал патриархом всея Руси с титулом великого государя. А 24 августа 1619 года Москва провожала царя Михаила и его мать Марфу Ивановну на богомолье в Макарьевский Унженский монастырь. Их путь, как и 7 лет назад проходил через Троицко — Сергиеву лавру, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль и Кострому.
Прибывшие в Кострому 10 сентября, Марфа Ивановна и Михаил, посетили Богоявленский и Ипатьевский монастыри и спустя несколько дней отправились в своё дворцовое село Домнино, вотчину Марфы Ивановны, куда прибыли 17 сентября. На Унжу из Домнино Романовы выехали 20 сентября и 30 сентября прибыли в Унженский монастырь, где они, по данному ими в 1612 году обещанию, совершили благодарственные молебны у «цельбоносного гроба» преподобного Макария. Проведя в монастыре несколько дней, в начале октября они уехали с Унжи и 2 ноября вернулись в Москву.
А 30 ноября 1619 года царём Михаилом Федоровичем была выдана следующая жалованная грамота:
«Божьей милостью мы, великий государь, царь и великий князь Михало Федорович, всея Русии самодержец по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда нашего села Домнина крестьянина Богдашку Собинина за службу к нам и за кровь и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Русии в прошлом 121 году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди а тестя его Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими непомерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь всея Русии были и он Иван ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей не мерные пытки про нас великого государя тем польским и литовским людям где мы в те поры были не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти. И мы вел государь, царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси пожаловали его Богдашку за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнино половину деревни Деревнищ…»
Дана сия грамота в Москве лета 7128 (1619) ноября в 30 день.
Какие выводы можно сделать из этой жалованной грамоты? То, что во время пребывания в сентябре 1619 года в селе Домнине с великой старицей инокиней Марфой Ивановной встречался крестьянин Богдан Собинин, который рассказал ей что произошло в Домнино 7 лет тому назад: в село Домнино в конце 1612 года приходили поляки и искали Михаила Романова.
Поляки заставили тестя Богдана Собянина, старосту села Домнино, Ивана Сусанина, «вести их в то место, где Романовы в ту пору на Костроме были». Выражение «на Костроме» имеет в виду не сам город Кострома, а Костромскую землю, то есть Костромские пределы. (В повторной грамоте императрицы Анны Иоанновыны то же написано, что Михаил с матерью из Московских осад прибыли на Кострому) Иначе получается нелепость: в грамоте записано, что Михаил с матерью «были на Костроме», а Иван Сусанин не сказал полякам где они в ту пору «на Костроме» были?
Богдан Собинин рассказал Марфе Ивановне, что поляки пытали Ивана Сусанина, чтобы тот сказал, где находятся Михаил и его мать, по словам Собинина Сусанин им не сказал. Но в то же время, судя по тому направлению, куда Иван Сусанин повёл поляков, выходит, что он повёл их в сторону Унжи, то есть в направлении к Макарьево — Унжинскому монастырю. (Сусанин был убит в селе Исупово, которое находится у огромного болота по дороге на Унжу).
С 19 века ведутся споры, кого спас Сусанин: боярского сына Михаила Романова или царя Михаила?
Исходя из жалованной грамоты видно, что поздней осенью или в начале зимы 1612 года староста села Домнина (вотчина Марфы Ивановеы), Иван Сусанин привёл поляков в село Исупово, котрое расположено у огромного болота, где поляки Сусанина пытали и убили.
Возникает основнй вопрос: где в это время находились Михаил Романов и его мать инокиня Марфа Ивановна, когда Ивана Сусанина убили поляки?
На этот вопрос имеются три варианта ответа:
— Романовы были в Костроме (в Ипатьевском монастыре).
— Романовы были в селе Домнино.
— Романовы были в Макарьево – Унженском монастыре.
В начале попробуем определить время, когда могли пибыть Романовы в Макарьево — Унженский монастырь, если известно, что Михаил Романов и его мать Марфа Ивановна выехали из Москвы 25 октября. Для того чтобы определить, хотя бы приблизительно, сколько времени им понадобилось, чтобы добраться до Макарьево — Унженского монастыря, воспользуемся сведениями из их паломничества 1619 года. Известно, что в 1619 году от села Домнино до Макарьево — Унжинского монастыря (расстояние примерно 200 вёрст) Романовы преодолели за 10 дней. А расстояние от Москвы до села Домнино более 400 вёрст. Значит Романовы могли преодолеть всё расстояние от Москвы до Унжи (более 600 вёрст) примерно за 15 — 20 дней.
Тогда выходит, что осенью 1612 года Романовы могли прибыть в Макарьево — Унженский монастырь примерно 20 ноября. А Сусанин был убит поляками в селе Исупово 27 ноября. Таким образом получается, что когда в Домнино приходили поляки, Романовых в Домнино не было. Можно сделать вывод, что поляки за Романовыми шли почти «по пятам», но не настигли.
Исходя из этого расчёта в то время, когда в Домнино пришли поляки, Романовых в Домнино конечно уже не было. В противном случае поляки и Михаила и его мать или нашли, или если бы они были там и Иван Сусанин Михаила и его мать предупредил, то они знали об этом уже в 1612 году. Но Михаил и его мать о том, что их «спас» Сусанин до осени 1619 года ничего не знали!
Когда польский король Сигизмунд со своей армией осенью 1612 года подходил к Москве, но потом был вынужден отступить, то вероятно один из польских отрядов им был послан в погоню за претендентом на Московский престол. Поляки пришли к Домнино по Вологодской дороге от Ярославля через Кострому. Будучи у Костромы они конечно же узнали, что Михаила и его матери в Костроме нет (тайком уехать они никак не могли). Надо иметь ввиду и то, что ранее (1609 году) часть костромичей активно поддерживала Лжедмитрия I и была на стороне поляков. От Костромы отряд поляков направился к селу Домнино, вотчине инокини Марфы Ивановны.
Следует однозначный вывод: Михаила Романова и его матери ни в Костроме, ни соответственно в Ипатьевском монастыре в это время не было.
Где мог находиться Михаил Романов с его матерью инокиней Марфой Ивановной, в то время, когда поляки пришли в Домнино? Получается только один вариант ответа: в это время они были на богомолье на Унже, в монастыре преподобного Макария.
Что происходило в селе Домнино в то время, когда туда пришли поляки из Костромы? Можно уверенно предположить (в царской грамоте от 1619 года об этом так прямо и говорится), что домнинские крестьяне несомненно знали о том, что Романовы отправились на богомолье в Макарьевский монастырь на Унжу и даже могли об этом полякам сказать, но вот провожать их туда категорически отказались: есть староста Сусанин — он пусть и ведёт! Поляки заставили старосту Ивана Сусанина вести их на Унжу, на это показывает направление движения куда вёл Сусанин поляков. Иван Сусанин был убит поляками 27 ноября в селе Исупове, которое расположено около огромного болота, то есть Сусанин вёл поляков правильно в сторону Унжи.
Но Сусанин, очевидно намеренно (чтобы напугать), повёл поляков в сторону Макарьево — Унженского монастыря через огромное непроходимое болото. А чтобы добраться до монастыря, надо было преодолеть расстояние более 200 вёрст. Таким образом план захвата Михаила Романова у поляков сорвался и они в озлоблении убили Ивана Сусанина.
В различых исторических источниках была зафиксирована точная дата гибели Ивана Сусанина это 27 ноября 1612 года. Потомки Сусанина в этот день всегда творили его поминовение.
Как видно, это произошло задолго до призвания Михаила Романова на царство, кроме того Романовы об этом и не знали, так как из Макарьево — Унженского монастыря зимой 1612 — 1613 года в Кострому направились прямой дорогой через Кадый, Семёновское и Судиславль. О гибели Ивана Сусанина Романовы узнали только осенью 1619 года, когда впервые, после 1612 года, побывали в селе Домнино.
В грамоте 1619 года не говорится о конкретном месте гибели Ивана Сусанина, но об этом говорится в повторной грамоте, выданной потомкам Ивана Сусанина императрицей Анной Иоанновной в 1731 году. Грамота Анны Иоанновны от 1731 года ссылается на прошение праправнука Сусанина и в ней написано:
«… во прошлом 7121 году (1612) приходил из Москвы, из осад на Кострому блаженныя и вечныя достойныя памяти великий государь и великий князь Михайло Федорович с великой государынею инокиней Марфою Ивановною и были в Костромском уезде в дворцовом селе Домнине в которую бытность их величества в селе Домнине приходили польские и литовские люди поимав многих языков пытали и расспрашивали про него великого государя которые языки сказали им, что великий государь имеется в оном селе Домнине и в то время прадед ево оннаго села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными польскими людьми, а деда их Богдана Сабинина, а своего зятя оной Сусанин отпустил в село Домнино с вестью к великому государю чтобы великий государь шел на Кострому в Ипатский монастырь для того что польские и литовские люди до села Домнино доходят да он польских людей оной прадед его от села Домнина отвёл и про великого государя не сказал и за то в селе Исупове прадеда ево в мелкие части за которое мучение и смерть оного прадеда даны деду Богдану Сабинину государевы жалованные грамоты.»
В своём прошении на имя императрицы Анны праправнук Ивана Сусанина написал такую фантастическую картину, что якобы находящийся в Домнино Михаил Романов был предупреждён Иваном Сусаниным и Сусанин даже посоветовал Михаилу скрыться в Ипатьевском монастыре?! Конечно, слишком густо праправнук перемешал истину с фантастическими легендами об Иване Сусанине ходившими в народе в то время!
Но я в то же время не согласен с несерьёзным отношением к памяти Ивана Сусанина историка Николая Костомарова, который насмехаясь, пытался развенчать у Сусанина ореол мученика принявшего «смерть за царя». Он писал, что Сусанин погиб якобы от рук шайки воришек бродивших в те годы по России. Это очень несерьёзная причина для убийства Сусанина, можно было его просто ограбить, да и грабить то в те годы у бедных крестьян было нечего.
О том, что отряд поляков приходил в село Домнино, знали все жители этого села и о том, с какой целью они приходили: им был нужен Михаил Романов. Поляки заставили крестьянина, старосту села Домнино Ивана Сусанина их вести к Макарьевскому Унженскому монастырю, где в это время находились Михаил Романов со своей матерью. И Ивану Сусанину пришлось их вести и он повёл поляков в сторону Унжи, но этим его подвиг не умаляется.
Ясно одно: Иван Сусанин погиб от рук врагов — поляков, желавших подчинить Московское царство Польше. Цель моего исследования была: доказать, где находились Михаил Романов и его мать инокиня Марфа Ивановна в то время, когда поляки приходили в село Домнино и когда был убит староста села Домнино Иван Сусанин, и я считаю, что доказал.
На мифе о «спасении» царя Михаила Фёдоровича Иваном Сусаниным нужно поставить жирный крест, Сусанин «спасал» сына Филарета, Михаила Фёдоровича Романова.
Но тем не менее даже солидная «Парламентская газета пишет, что «Сусанин, костромской крестьянин, совершил свой патриотический подвиг 30 марта 1613 года»?! Ей вторит и Сергей Петухов, вроде бы грамотный обозреватель из РИА Новости, утверждая, что Сусанин погиб в конце марта 1613 года!?
Всем известно, что Михаил Фёдорович Романов в начале марта 1613 года был уже в Москве, а 14 марта принял Московское царство! Газетчики и разные там обозреватели должны быть подкованными, грамотными людьми, но получается, что они или плохо знают нашу Русскую историю или стараются запустить «дурочку».
На заставке помещена картина со сценой, когда Иван Сусанин сказал полякам: «А теперь, панове, мы с вами пойдём 200 вёрст через это непроходимое болото».
Видео:Россия, г. Кострома, село Домнино, село Сусанино, Юсуповское болото.Скачать
Сусанино. По следам спасителя царской династии
История подвига Ивана Сусанина, спасшего первого царя новой династии Михаила Романова от польско-литовского отряда убийц во времена Смуты до сих пор овеяна кучей преданий и легенд. Некоторые историки подвергают сомнению сам факт подвига в целом, или хотя бы его детали и мотивы. Другие же наоборот, находят якобы археологические подтверждения своим теориям. События там действительно были очень запутанными и неодназначными. Но тем не менее, имя национального героя крепко утвердилось в головах наших сограждан ещё со времён школьной скамьи. Поэтому, будучи на Костромской земле, мне непременно лично захотелось побывать в тех местах, где жил и вошёл в историю этот колоритный персонаж наших учебников:
В наши дни до мест геройской славы легче всего добраться личным автотранспортом или рейсовым автобусом из Костромы, идущим в сторону Буя. От Костромы до Сусанино около 62 км, соответственно от Москвы — чуть больше 400 км. К слову, одной из причин, по которой я так долго откладывал поездку в те места, были ужасающего качества дороги. И это ещё мягко сказано. По словам активных автопутешественников, дорог в том направлении долгое время, по сути, не было вовсе, особенно в межсезонье.
Но видимо и мне когда-то везёт. Подготовившись к самому худшему, я тронулся в путь, и с каждым километром ждал, что вот-вот нормальное дорожное покрытие закончится, и начнётся… Не началось. Трасса к огромному моему удивлению была отличного качества. Честно говоря, даже странно было видеть такие дороги в Костромской области, где даже и в областном центре на городских окраинах иногда запросто можно подвески лишиться:
Сам путь из Костромы недолог. К тому же, места проезжаешь очень красивые: холмистый ландшафт, зеленые рощи, речки и ручьи с перекинутыми через них мостиками, пролетающие над головой стаи птиц. Настоящие русские просторы:
Вскоре слева на холме появились деревянные домики и главная доминанта этих мест — пятикупольная церковь Воскресения Христова, постройки XVII века — посёлок Сусанино.
Тут нужно сразу оговориться, что сам населённый пункт Сусанино к подвигу нашего героя имеет отношение лишь косвенное. Своё нынешнее название он получил лишь в 1939 году, а до того именовался селом Молвитино. Удивительно, но уроженцем этих же самых мест является другой спаситель царской особы — Осип Комиссаров, спасший в 1866 году жизнь императору Александру II от рук террориста Дмитрия Каракозова. Богата, всё-таки, на героев сусанинская земля:
И не только ими. Место это знакомо многим ещё и по другой причине. Но об этом чуть позже…
Пока же въезжаем в сам поселок, который по своей планировке вытянут вдоль своей главной улицы — ул. Карла Маркса. Чтобы прочувствовать всё более отчётливо, повторюсь: ул. Карла Маркса. В Сусанино:) Заметно веет каким-то сюрреализмом. Хотя, в общем-то, можно уже и привыкнуть:
В Сусанино зарегистрировано чуть свыше 3 тысяч жителей, но по ощущениям казалось, что их здесь не больше 300–500. Посёлок в полуденное время будто вымер. Лишь изредка встречался одинокий прохожий, и то ненадолго, сворачивая куда-нибудь во двор:
Застройка на центральной улице в целом типичная для небольших поселений северной части Европейской России: деревянные жилые дома с красивыми резными наличниками на окнах перемежаются с краснокирпичными двух-и-трёхэтажными строениями второй половины XIX века. Вообще, надо отметить, что любителям гражданской архитектуры конца XIX — начала XX веков здесь есть чему порадоваться. На удивление, в таком небольшом посёлке сохранилось немалое количество интересных зданий различного назначения:
Особенно выделяется дом, принадлежавший некогда братьям Ивану и Василию Осиповым, крупным местным торговцам, занимавшимся шапочным промыслом. Живёт ли в нём кто сейчас достоверно сказать не могу, но проезжавшая мимо меня женщина на велосипеде, увидев, что я фотографирую, мимоходом поведала историю о том, что здание в последние годы принадлежало некоему банку, но банк закрылся, а новый хозяин всё никак не находится. Вот и пустует пока:
Имеются образцы и классической советской архитектуры, где ныне размещается районная администрация. Всё, как в лучших традициях: герб советский на фронтоне, Ильич, как всегда молодой:
Но это всё не главное здесь. Жемчужиной бывшего села Молвитино является тот самый храм с колокольней, который мы видели ещё при подъезде к посёлку — Воскресенская церковь. Считается, что именно её художник Саврасов изобразил на своей знаменитой картине «Грачи прилетели», и с тех пор она в определённом ракурсе известна каждому школьнику:
Однако, как и в истории с Сусаниным, здесь тоже не всё так гладко. По сей день существуют как сторонники, так и противники «молвитинской» версии написания знаменитой картины:
Действительно, даже при беглом взгляде и поверхностном сравнении, различия и несостыковки видны невооруженным глазом. Во-первых, основное, на что сразу обращаешь внимание — это то, что на картине церковь расположена как бы внизу, а художник писал её сверху, будто на уровне колоколов на звоннице. Такого ракурса сейчас просто не найти, наоборот, церковь стоит на возвышении. Некоторые искусствоведы ссылаются на то, что Саврасов её «отзеркалил», а писал как раз с противоположной стороны, т. е. с северо-востока на юго-запад (это, кстати, подтверждается и тем, что на заднике картины хорошо видна разлившаяся река Воложница, а река здесь только одна). Но не очень понятно зачем это нужно было делать, ведь и с той стороны церкви никакого возвышения также нет.
Во-вторых, заметно, что художник изобразил колокольню несколько более высокой по отношению к храму, чем есть на самом деле, а также уменьшил расстояние между колокольней и храмом:
Но как бы там ни было, большинство историков и искусствоведов, всё-таки, сходятся на том, что знаменитое полотно написано здесь, в Молвитино. Это подтверждает и сам художник, подписавший в левом нижнем углу картины: «1871. с. Молвитино. А. Саврасовъ».
На одной из стен храма висит памятная табличка:
Осмотрев церковь вокруг, из Сусанино/Молвитино отправляемся дальше. Уже собственно по местам жизни и деятельности крестьянина-героя.
Сперва едем к месту, на котором в XVII веке стояла небольшая, всего в несколько дворов, деревня Деревеньки, где по утверждениям историков, краеведов и археологов находился родовой дом Сусаниных. Чтобы туда добраться, нужно выехать из Сусанина и двигаться дальше по трассе примерно 5 километров, мимо поворота на Шипилово и Домнино. После чего свернуть на следующем повороте в сторону Сумароково. Тут главное не пропустить по дороге указатель:
Наконец, добираемся и до сюда. Оказывается, что сегодня от былых времён ничего не осталось. Бывшая деревня ныне густо заросла лесом, а на её месте возвышается лишь невысокая часовня из красного кирпича, к которой с трассы спускается асфальтовая дорожка:
Согласно источникам, здесь-то и проживал сам Иван Осипович Сусанин, его дочь Антонида с мужем Богданом Собининым, и воспитывавшийся у них мальчик-сирота Иван. Видимо, именно тут Сусанин и встретил польский отряд, рыскавший по костромской глубинке в поисках новоизбранного русского государя. Поняв, что поляки идут убить царя, он незаметно отправил в соседнее село Домнино с тревожной весточкой своего зятя, а сам, пообещав незваным гостям показать туда дорогу, повел их в ровно противоположную сторону. Но к версиям произошедшего мы ещё вернёмся…
Что касается часовни, то её возвели лишь в 1913 году, в память 300-летия подвига, на средства местных крестьян. Вроде бы даже есть основания полагать, что фундамент часовни стоит ровно на старом фундаменте избы семейства Сусаниных:
К приятному удивлению, створки дверей были настежь открыты (хотя многие до этого писали об обратном). Но смотреть внутри особенно не на что. Если и была какая-то роспись внутренних стен столетие назад, то до наших времён она не дожила. Привлекает внимание лишь небольшое возвышение по центру часовни, похожее на основание каменного аналоя:
А вокруг, на месте бывшей деревни — непролазные дебри. Природа быстро берёт своё:
Отсюда едем в следующий пункт, обязательный к осмотру — деревню Домнино, родовую вотчину бояр Шестовых. К этому семейству принадлежала мать избранного царя боярыня Марфа (в миру Ксения), пока не вышла замуж за Федора Романова, взяв его фамилию.
Как мы помним, именно сюда Иван Сусанин отправил с тревожной вестью своего зятя Богдана Собинова с целью предупредить о близости поляков. Велико ли было Домнино в 1612–1613 годах, нам неизвестно. Некоторые местные историки полагают, что в начале XVII века в самом Домнине крестьяне не жили вовсе, а стояла здесь лишь барская усадьба с церковью, да рядом жили дворовые с церковным причтом. Но одновременно с этим практически все исследователи единогласно утверждают, что в тот судьбоносный день Ксения с сыном была как раз там:
Сегодня Домнино, в отличие от тех же Деревенек, вполне себе обитаема и может похвастаться весьма живописными деревянными домами, стоящими на высоком холме с пейзажными видами вокруг:
Здесь приятно прогуляться, понаблюдать за настоящим деревенским бытом. Отовсюду так и дышит той самой деревней, которую уже не везде сейчас встретишь. Если бы не электрические провода, нависшие над домами, то и вовсе можно подумать, что провалился в столетнее прошлое. Или хотя бы в прошлое советское (как в случае с тракторами во дворе):
Повсюду плодовые деревья с яблоками, сливами, грушами, смородиной:
Всё такое аутентичное и настоящее, что прогуливаясь по тихим улочкам, забываешь даже основную цель своего визита сюда:
А главная цель посещения Домнино — это, всё-таки, побывать на месте, где в XVII веке стояла усадьба бояр Шестовых. До наших дней усадьба, понятное дело, не дожила. На её основании в 1809–1817 годах возвели Успенский храм, а уже позже, в 2004 году, вокруг этого храма основали монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев — Николая II и его семьи:
Как я понял, на территорию монастыря попасть крайне затруднительно, вход туда закрыт, а разрешение можно получить только у монахинь, которых заметить, к сожалению, никак не удавалось:
Вообще, считается, что прямо рядом с домом Шестовых тогда стояла деревянная Воскресенская церковь, разрушенная со временем. И вот как раз именно в подклете этой старой церкви и был похоронен сам Иван Сусанин. То есть, возможно (по крайней мере, есть такая вероятность), что останки легендарного героя действительно находятся где-то тут:
Мы же тем временем покидаем село Домнино, и двигаемся дальше на восток, мимо деревни Перевоз, к заключительному пункту поездки — знаменитому Исуповскому болоту. Слева от дороги плавно, но с громким гиканьем проплывает клин гусей летящих на юг:
Вскоре на безлюдной развилке вырастает указатель, обстрелянный каким-то злодеем из ружья:
Дорога тут же круто сворачивает направо, и буквально через 300 метров упирается в огромных размеров валун:
Здесь и начинается так называемый «последний путь Ивана Сусанина», откуда ведут местные экскурсоводы туристические группы показывать место гибели национального героя, патриота земли русской и защитника царской династии:
Насколько всё это верно и исторически правдиво, мы ещё обсудим, а пока что покажу как же здесь живописно! Место для начала экскурсий выбрали действительно потрясающее! По мне, так это одна из лучших смотровых площадок Костромской области.
Сам камень (чёрный базальт весом в 60 тонн) не местный, привезли его сюда лишь в 1988 году с одного из карьеров под Костромой, когда хотели создать музея подвига Ивана Сусанина. Хотя здешние бабушки эту версию оспаривают, рассказывая «быль» об исторжении валуна самим Исуповским болотом (наподобие переяславского Синь-камня). Спорить не будем, но что здесь ему самое место — это правда:
Отсюда, с холма всё Исуповское болото как на ладони. И где-то там, в центре, стоит одинокая сосна, у которой и нашёл свою гибель патриот земли Русской. Опять же, по версии местных «сусаниноведов»:
Вниз с холма спускается что-то наподобие лестницы. Наподобие — потому что, как таковой лестницы нет, торчат из земли лишь крепления под будущие ступени. Но какой-то особой проблемы спуск из себя не представляет. Во всяком случае, при сухой погоде. Если погода мокрая, то… я думаю, некие проблемы появятся:
Наконец, вступаем на первые доски, выложенные вдоль тропы по болоту, ведущей к месту гибели. Атмосфера сразу становится тяжкой и гнетущей. И это уже без шуток:
Готовясь к этой поездке, я ото всех слышал только одно напутствие — без резиновых сапог на болоте делать нечего! Но как это часто у меня бывает, к советам я особенно не прислушался. В общем, оказался я там без сапог. В кроссовках оказался. Они же удобные) И первые несколько сотен метров я даже порадовался, что не обманувшись в собственных ожиданиях не стал слушать «всех подряд». Плотные, крепкие, сухие доски уверенно держали вес, и устремлялись куда-то вдаль:
Но вскоре то тут, то там под ногами начало подхлюпывать, а по бокам от тропы появляться островки подозрительно мутной зелёной жижи:
Плюс ко всему, как-то неожиданно и стремительно солнце стало спускаться к закату, что тоже немного поднапрягло… Но доски уверенно уходили вперёд, и я поспешил продолжить путь:
Вскоре показалась небольшая площадка со скамейками по периметру. Видимо, здесь периодически проводятся какие-то массовые мероприятия с приезжими туристами. Может быть, исторический экскурс какой-нибудь вводный даётся. Могу только предполагать, потому как с той минуты, как я ступил на тропу, и до возвращения в «цивилизацию», ни одного живого человека я уже не встречал:
Зато случилось нечто такое, что и до сегодняшнего дня осталось для меня без ответа.
А дело было так. Я сел немного передохнуть на скамью (на фотографии ниже она самая крайняя справа), спиной к берёзам. Сел, сижу, слушаю тишину. В голове разные мысли на историческую тематику, воспоминания о том, что ещё помню с рассказов о Сусанине… Вдруг, за спиной внезапно затрещали сухие ветки. И было отчётливо понятно, что трещат они не просто так. Я повернулся, смотрю — никого не вижу. Всматриваюсь сквозь деревья — никого. Отворачиваюсь… И в этот момент слышу как кто-то будто сморкается. Так громко и смачно! Я вскочил, начинаю пристально глядеть в сторону нарушителя спокойствия, но как специально никого нет. Не вижу никого! Этот «никто» опять издал звук, теперь больше похожий на глубокий шумный выдох через нос. После чего всё стихло, и уже ни треска веток, ни выдохов я больше не слышал.
Кто это мог быть? Я по дурости сначала было подумал, что медведь) Но какой там может быть медведь на болотах? Может лось? Кабан? Животное явно крупное, судя по шумных выдохам. Чем-то похоже на то, как всхрапывают лошади. В общем, для меня до сих пор тот момент на Исуповском болоте остался неразгаданным:
Постояв ещё пару минут, я всё же решил продолжить путь. Хотя на душе уже было не так спокойно, и всё оставшееся время ловил себя на мысли, что постоянно прислушиваюсь к шорохам вокруг.
А тропа из досок всё тянулась и тянулась вперёд, периодически виляя то в одну, то в другую сторону:
Как, вдруг, она просто закончилась. Внезапно. Прямо передо мной) По сторонам лежали штабели из новых досок, но выложить их, по-видимому, ещё просто не успели. Сказать, что было досадно и обидно — ничего не сказать… Как же так?! Столько пройти, и не дойти самую малость:
Я было попробовал идти так, прямо по болоту, и наплевать, что кроссовки были бы полные воды. Но, опробовав топь на ощупь ногой, понял — могу не дойти)) Топь совсем мягкая, рыхлая, нога тут же стремится увязнуть где-то в пучине. В общем, на этом мой путь к той сосне, где якобы нашлись останки тех самых поляков и самого Ивана Сусанина был окончен:
Я сел на эту груду наваленных друг на друга свежих досок, и решил перед обратной дорогой немного передохнуть, попутно предавшись размышлениям…
И здесь самое время обсудить вкратце то, о чём я уже упоминал выше. О версиях гибели Сусанина, и был ли подвиг вообще.
Первую версию, официальную, я уже упоминал, рассказывая о часовне, возведённой будто бы на месте дома Ивана Сусанина в деревне Деревеньки, где поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя — Богдана Собинина — с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону — на эти самые болота. Его пытали и казнили — но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского. Согласно этой общепринятой версии вместе с нашим крестьянином погибли и сами поляки.
Но сколько тогда встает вопросов, если Сусанин действительно погиб на болоте: а что, поляки после этого погибли все? или только часть? а кто тогда рассказал? как об этом узнали? Ни в одном из известных нам документов того времени о гибели поляков не говорится ни слова. И думается, что не здесь, не на болоте, погиб реальный (а не фольклорный) Сусанин:
Вторая версия ещё менее вероятная. Она повествует о том, как в феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.
Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина — и ускакали прочь. Михаил же выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.
Эта версия не имеет никакого документального подтверждения. Практически никто из серьезных исследователей её не разделяет:
Но есть и третья версия, которая на мой взгляд, более похожа на истину. Согласно ей местом гибели Сусанина является не Исуповское болото, а само село Исупово, расположенное чуть южнее топи.
Неким доказательством этого служит прошение правнука Сусанина И. Л. Собинина на имя новой императрицы Анны Иоанновны по случаю её восшествия на престол в 1730 году. Прошение это подразумевало подтверждение льгот, положенных потомкам Сусанина ещё с начала XVII века. В нём в частности вспоминалось, как: «…в бытность их Величества в селе Домнине приходили Польские и Литовские люди, поймав многих языков пытали и расспрашивали про него великого Государя, которые языки сказали им, что великий Государь имеетца во оном селе Домнине и в то время прадед ево онаго села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными Польскими людьми… оной прадед его от села Домнина отвел и про него великого Государя не сказал и зато оне в селе Исупове прадеда ево пытали разными немерными пытками и посадя на столб изрубили в мелкие части…»
Если отбросить такие сомнительные подробности о том, что Сусанина посадили на кол, то суть документа довольно ясна — Сусанина убили в Исупове. В таком случае, смерть Сусанина видели наверняка сами исуповцы, они же и сообщили об этом в Домнино, или же сами отнесли туда тело погибшего земляка.
В общем, версия гибели Сусанина в Исупове — единственная имеющая под собой документальную основу. Она же самая реальная, на мой взгляд. Да и вряд ли этот самый И. Л. Собинин, по времени еще не так отдаленный от прославленного своего предка, не знал точно, где именно погиб его прадед.
В общем, вопросов масса, а ответов… Ответов нет. Только версии.
…Так, в размышлениях и с приятной усталостью в ногах, я поднялся, и пошёл в обратную сторону. Солнце уже закатывалось за горизонт, и из леса я уже вышел практически в полной темноте:
Вроде бы столько раз бывал в Костроме, а здесь очутился впервые. Небольшой осадок остался лишь от того, что не смог дойти до конечной точки тропы. Но, как случилось, так случилось. Может и доведётся ещё когда-нибудь вернуться.
🎦 Видео
Вторая версия подвига Ивана Сусанина Часть 6Скачать
Тур по Костромским болотам. Куда завели Поляков. Тропа Ивана Сусанина. В кроссовках по болотам.Скачать
Иван Сусанин (Первый GPS навигатор на Руси) — Скетч шоу «Рюрики» (15 Сюжетов) — ПародииСкачать
Село Домнино Женский МонастырьСкачать
Иван Сусанин. Краткая биографияСкачать
Сусанинский краеведческий музей подвига И СусанинаСкачать
Краткая история Ивана Сусанина: правда или вымыселСкачать
Сцена подвига Ивана Сусанина Часть 5Скачать
И так, поехали, в гости к Ивану Сусанину Часть 1Скачать
Болото Ивана Сусанина с высоты. Исуповское. Костромская областьСкачать
ДругСкачать
Иван Сусанин и глубина болотаСкачать
М. Глинка Иван Сусанин / Сусанин, Антонида, Собинин / Нестеренко - Мещерякова - ШапинСкачать
Подвиг Ивана Сусанина! #shortsСкачать
Подвиг СусанинаСкачать
Тропой Ивана СусанинаСкачать