Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
САЛТЫКOВ-ЩЕДРИН
Расстановка ударений: САЛТЫКO`В-ЩЕДРИ`Н
САЛТЫКOВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович (наст. фам.- Салтыков; псевд. — Н. Щедрин) [15(27).1. 1826, с. Спас-Угол, ныне Московской обл., — 28.4(10.5).1889, Петербург], рус. писатель, революц. демократ, журналист и редактор. Обучался в Александровском (б. Царскосельском лицее, 1838 — 44), после окончания служил в канцелярии Воен. министерства. В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петерб. молодёжи — петрашевцами, пережил увлечение утопич. социализмом. В 1848 выслан в Вятку за «вредный образ мысли», где провёл ок. 8 лет. В 1862 предпринял попытку издания своего журнала «Русская правда», задуманного для объединения «всех партий прогресса», но пр-во воспрепятствовало этому. После ареста Н. Г. Чернышевского по приглашению Н. А. Некрасова вошёл в редакцию «Современника», вёл в нём большую редакторскую работу и активно выступал как автор. В 1864, в ходе полемики с журн. «Русское слово» и «почвенническими» журн. «Время» и «Эпоха», возникли идейные расхождения с членами новой редакции «Современника» (М. А. Антонович, А. Н. Пыпин, Г. З. Елисеев). С.-Щ. вышел из состава редакции журнала и возвратился на гос. службу. В 1868 повелением царя был уволен в отставку и по приглашению Некрасова стал соредактором и пайщиком обновлённого журн. «Отечественные записки», заменившего закрытый в 1866 «Современник». После смерти Некрасова возглавил журнал. Работа в «Отечественных записках» — важнейший период в общественно-политич. и лит. деятельности С.-Щ. Под руководством Некрасова и С.-Щ. журнал стал трибуной рус. революц. демократии 70 — 80-х гг. Издатели стремились к тому, чтобы на страницах журнала помещались лишь произв. передовых литераторов. Критерием при отборе материала были идейные и художеств. достоинства произведения, политич. и эстетич. позиции автора.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Редакторская работа С.-Щ. была огромной по масштабам и многогранной по содержанию. «Сказать, что он просто читал и приготовлял к печати рукописи, значит мало еще сказать, потому что надо знать, как это делалось: . он сильно марал и исправлял рукописи. а иные страницы и совсем вновь бывали переписаны на полях его рукою» (Кривенко С. Н., см. в кн.: М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников, т. 2, 1975, с. 27, см. там же Г. З. Елисеев, с. 22). С.-Щ. был принципиальным и взыскательным редактором, требовал от писателей искренности и простоты, часто повторяя, что слово должно быть «проникнуто дельностью» (см. Поли. собр. соч., т. 5, 1937, с. 392).»Отечественные записки» были школой лит. мастерства для мн. начинающих авторов, идейному и эстетич. воспитанию к-рых С.-Щ. уделял большое внимание. Высокую оценку редакционно-педагогич. приёмам С.-Щ. дал М. Горький: «Редактор — это человек, который в известной мере учит писателя, воспитывает его, как воспитывал Салтыков-Щедрин. как помогал встать на ноги. целому ряду. писателей (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 326). Значительна роль С.-Щ. как критика, автора многочисл. рецензий на вновь выходящие книжные издания. Как и Некрасов, С.-Щ. упорно и умело боролся с цензурными препятствиями, однако пр-во не пожелало мириться с оппозиционным изданием и закрыло «Отечественные записки» в 1884.
Лит.: Мордовченко Н. И., М. Е. Салтыков-Щедрин — редактор Г. И. Успенского, в кн.: Глеб Успенский. Материалы и исследования, т. 1, М.-Л., 1938; Барыкин В. Е., Из редакторского опыта М. Е. Салтыкова-Щедрина, в сб.: Книга. Исследования и материалы, в. 26, М., 1973.
- Книговедение: энциклопедический словарь/ Ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1982, — 664 с. с илл., 12 л. илл.
Видео:Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина для ЕГЭ за 35 минут | Литература с Лилией БулгаринойСкачать
Фонетический разбор: щедрин
Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «щедрин»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.
Ударение: щедри́н — ударение падает на 2-й слог Слоги: ще-дрин (2 слога) Возможные переносы: ще-дрин, щед-рин (2 варианта) Фонетическая транскрипция слова: [щ’идр’`ин]
Разбор на буквы и звуки:
Буква | Звук | Характеристики звука | Цвет |
---|---|---|---|
щ | [ щ’ ] | согласный, глухой непарный, мягкий, шипящий | щ |
е | [ и ] | гласный, безударный | е |
д | [ д ] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный | д |
р | [ р’ ] | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | р |
и | [ `и ] | гласный, ударный | и |
н | [ н ] | согласный, звонкий непарный (сонорный) , твёрдый | н |
Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 6 букв и 6 звуков.
Буквы: 2 гласных буквы, 4 согласных буквы.
Звуки: 2 гласных звука, 4 согласных звука. Из них 2 мягких согласных и 2 твёрдых согласных.
Для разбора этого слова с ударением на другом слоге выберите нужный вариант:
Выбрать вариант →
Видео:Он жил (и умер) в худшем кошмаре каждого писателя — Михаил Салтыков-ЩедринСкачать
Словари
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович — САЛТЫКО́В-ЩЕДРИ́Н (Салтыков) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) [15 (27) января 1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский р-н Тверской обл. — 28 апреля (10 мая) 1889, Санкт-Петербург], русский писатель-сатирик, публицист.
Был шестым ребенком потомственного дворянина коллежского советника Е. В. Салтыкова, мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи — равнодушие, разобщенность, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания — позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых («Господа Головлевы», 1875-80) и Затрапезных («Пошехонская старина», 1887-89). В 1836 был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич) (в то время назывался благородным университетским пансионом), а в 1838 как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей (см. ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ). Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Во время обучения сблизился с выпускником лицея М. В. Буташевичем-Петрашевским (см. ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич), оказавшим серьезное влияние на мировоззрение будущего писателя. С увлечением изучал философские труды французских социалистов-утопистов Шарля Фурье (см. ФУРЬЕ Шарль) и Сен-Симона (см. СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа), знакомился с прогрессивными взглядами сторонников эмансипации, идеями В. Г. Белинского (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич).
В 1844 был определен на службу в канцелярию военного министерства, бюрократическая служба его тяготила — Салтыков мечтал заниматься только литературой. В 1847 начал работу над первой повестью «Противоречия», «повестью из повседневной жизни» — как сам определил ее автор, опубликованную в журнале «Отечественные записки (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ)». В повести явственно слышен отзвук идей петрашевцев (см. ПЕТРАШЕВЦЫ), а в противоречивом и сложном образе главного героя Нагибина угадываются черты друзей и единомышленников самого писателя. Вторая повесть «Запутанное дело» (1848) продолжала и по-своему развивала традиции, с одной стороны, Гоголя и Достоевского, с другой, — представителей натуральной школы. Рельефно выписанная история своеобразного «маленького человека», обитателя Петербургских низов, имела неожиданный резонанс: выход «Дела» совпал с ужесточением цензурных ограничений после Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) и организацией секретного комитета под председательством князя Меншикова, в результате повесть была запрещена, а ее автор выслан в Вятку и назначен на должность писца в Губернском правлении.
Блестящего выпускника Царскосельского лицея ожидали годы отчаяния, рутинной бумажной работы, мучительной неизвестности относительно своего будущего (в это время начались аресты членов кружка петрашевцев) и внутреннего одиночества. В 1850 круг обязанностей писателя неожиданно меняется, Салтыков становится членом комиссии по подготовке вятской выставки плодов крестьянского труда. Новое занятие дало возможность глубже познакомиться с бытом народа, проникнуть в специфические особенности экономического развития русской провинции. В 1855 получил долгожданное разрешение на возвращение в столицу. Еще во время вятской ссылки произошло важное событие — знакомство с Лизой Болтиной, ставшей женой Салтыкова в 1856, несмотря на активное недовольство родителей писателя.
Семилетние наблюдения за неэффективной, а порой преступной работой чиновничьего аппарата, отсталостью и косностью законов, регулирующих экономическую жизнь деревни, скучным и невежественным существованием обывателей нашли отражение в «Губернских очерках» (1856-1857), опубликованных в журнале «Русский вестник (см. РУССКИЙ ВЕСТНИК)» под псевдонимом Щедрин. Время написания очерков было пропитано духом свободы и либерализма: эпоха реформ Александра II вернула независимость и насыщенность литературной жизни, возродила интерес к сатире, оживила надежду интеллигенции на возможность коренных преобразований в устройстве общества и духовном мире человека. В «Губернских очерках» на первый план выходит талант Салтыкова-обличителя, страстного борца со всем отсталым, нечистым, ограниченным, порочным. В 1958-62 свет увидели два сборника: «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», в которых впервые появился город Глупов, собирательный образ современной российской действительности.
В феврале 1862 решает выйти в отставку и всецело посвятить себя писательскому и издательскому делу, принимает активнейшее участие в издании «Современника (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов))». Однако в 1866 возвращается на службу на этот раз в должности управляющего пензенской Казенной палатой, где продолжает активно работать над «глуповскими» памфлетами, пополняя коллекцию уродливых образов за счет наблюдений за нравом своих начальников и подчиненных. В 1868 оставляет должность и переходит в журнал «Отечественные записки», а после смерти Некрасова, бывшего главным редактором, становится во главе журнала.
В конце 1860-х гг. начинает работу над «Историей одного города» (1970), при этом портрет Глупова, запечатленный в сатирических памфлетах, существенно меняется, обрастая новыми чертами. Раньше корень всех российских бед виделся в дворянских инертности и произволе, теперь к этому прибавились крестьяне с их тупой покорностью и готовностью терпеть этот произвол. Размышляя о причинах такого положения, Салтыков обращается к истории, так формируется основной замысел книги. Талант сатирика и безграничная фантазия породили причудливый гротескно-фантастический мир «Истории», мир страшный и обреченный, населенный монстрами, причем уродливы и градоначальники, и сам народ. Главной задачей, стоявшей перед писателем, было не создание собственно пародии на официальную историографию, несмотря на то что в образах градоначальников отражены характерные черты их прототипов, и каждый глуповский правитель соответствует реальному историческому деятелю, здесь Салтыков поднимается до уровня обобщения, предлагая собирательный образ российского общества с его вневременными пороками (в этом плане нарисованный писателем образ России оказался во многом пророческим). Параллельно работает над публицистическими статьями, в 1870 выпускает сборники рассказав «Признаки времени» и «Письма из провинции», «Помпадуры и Помпадурши» (1873), «Господа Ташкентцы» (1873), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873), «Благонамеренные речи» (1876), ставшие заметным явлением не только в литературе, но и социально-политической жизни.
В 1878 свет увидел самый серьезный и значительный роман «Господа Головлевы». История семьи Головлевых — это подавляющая своей трагичностью и глубиной история разложения и смерти дворянского семейства, мучительной агонии рода. Писателя интересует процесс распада человеческой личности, одержимой страстью: страстью стяжательства, страстью к алкоголю, словесным запоям. Наряду с социальной проблематикой Салтыков-Щедрин поднимает ряд онтологических вопросов, напрямую касающихся основ духовной жизни человека, как непременного условия жизни физической.
Сказки Салтыкова-Щедрина (впервые появились в 1869, но основная их часть была написана в период 1883-86) органично вписываются в сатирическое русло писателя. Этот жанр оказался очень близок художественным методам Салтыкова-Щедрина, таким как гиперболизация образов, гротескное смешение деталей, включение элементов фантастики и фантасмагории, иносказание. При этом активно использует жанр классической народной сказки о животных: за каждым животным у Салтыкова-Щедрина закреплен традиционный набор пороков и отрицательных качеств, дополненный узнаваемыми социальными характеристиками.
Роман «Пошехонская старина» (1886) во многом повторяет основные идеи «Господ Головлевых». Однако в композиционном отношении роман намного более сложный и многоплановый: хроника, жизнеописание героев (значительная часть которых представляет собой автобиографию) и эпическая историко-бытовая панорама крепостничества предопределяют три основных уровня построения романа. Кроме того, писатель почти полностью отказывается от сатиры, роман мыслится как исторический документ ушедшей ужасной эпохи рабства и бесправия. Ушла ли эта эпоха? Превратились ли мрачные годы в настоящую «старину»? На эти принципиальные для всего творчества писателя Салтыков-Щедрин дает отрицательный ответ.
📹 Видео
Салтыков-Щедрин День в помещичьей усадьбе Аудиокнига Онлайн литература книга чтение школа СлушатьСкачать
Андрей Норкин в прямом эфире НТВ узнает о смерти своей женыСкачать
Культурная повестка: М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина». Март 2023Скачать
Вот как надо стихи сдавать! Прикол в школе)))Скачать
Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина. Читает Вячеслав Невинный (1990)Скачать
"ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ" Пересказ. Герои. Смысл. Салтыков-Щедрин М.Е.Скачать
8–9 классы, №4. Русский язык, ударение в фамилияхСкачать
"Страсти по Щедрину". Документальный фильм @SMOTRIM_KULTURAСкачать
ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ [IrishU]Скачать
Чехов. Рассказы. Читает Ростислав Плятт (1985)Скачать
Мхат. курс Брусникиной М.С. Мастерство 1 курс 1 семестр. тренинг, наблюденияСкачать
Неологизмы Серебряного векаСкачать
Юлия Андреева "Салтыков-Щедрин. Гораций Третьего Рима"Скачать
#12: «Еще не поздно узнать о….» сторителлинге | Сергей ЩедринСкачать
Р. Щедрин "Подражание Альбенису" исп. Д.Хрычев и О.ВайнштейнСкачать
Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать