Сбросить со счетов ударение

Содержание
  1. «Сбрасывать со счетов»
  2. Значение
  3. Происхождение
  4. Какой вариант правильный?
  5. Интересное о счётах
  6. Фонетический разбор «сбросить со счетов»
  7. Фонетический разбор «сбросить»:
  8. «Сбросить»
  9. Характеристики звуков
  10. Фонетический разбор «со»:
  11. Характеристики звуков
  12. Фонетический разбор «счетов»:
  13. «Счетов»
  14. Характеристики звуков
  15. Смотрите также:
  16. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  17. Морфологический разбор «сбросить со счетов»
  18. Фонетический разбор «сбросить со счетов»
  19. Синонимы «сбросить со счетов»
  20. Карточка «сбросить со счетов»
  21. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  22. Что такое фонетический разбор?
  23. Фонетическая транскрипция
  24. Как сделать фонетический разбор слова?
  25. Пример фонетического разбора слова
  26. Фонетика и звуки в русском языке
  27. Гласные звуки в словах русского языка
  28. Фонетика: характеристика ударных гласных
  29. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  30. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  31. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  32. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  33. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  34. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  35. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  36. Позиционное оглушение/озвончение
  37. Мягкие согласные в русском языке
  38. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  39. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  40. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  41. Словари

Видео:Котика ударило током, 10 т. ВольтСкачать

Котика ударило током, 10 т. Вольт

«Сбрасывать со счетов»

Сбросить со счетов ударение

Фразеологизм сбрасывать (сбросить) со счетов «переживает» тяжелые времена: образ, лежащий в его основе, почти забылся большинством людей. Отсюда возникают сложности понимания и употребления. Что этот оборот означает? А какое в нем существительное, как его писать и произносить: со счето́в, со счёта, со счётов или вообще со щитов (да-да, теперь можно найти и такой вариант)? Попробуем разобраться.

Видео:Интересный эксперимент был проведен со счетами. И может рано списывать счеты со счетовСкачать

Интересный эксперимент был проведен со счетами. И может рано списывать счеты со счетов

Значение

Выражение сбросить со счетов значит ‘перестать принимать во внимание кого- или что-либо, перестать считаться с чем-либо’.

Не будем говорить здесь о достоинствах и недостатках обычая, связывающего со свадьбой самые большие затраты в жизни человека. Подчеркнем лишь, что он существует как немаловажный социологический фактор, который нельзя сбрасывать со счетов.

В. Овчинников «Ветка сакуры» (1971)

Меня вышвырнули, не удостоив взгляда. Меня сочли смиренным и беспомощным. Сбросили со счетов. Изъяли из колоды. В яму.

Марина Дяченко, Сергей Дяченко «Привратник» (1994)

Видео:1С Шаг за шагом. Закрытие «затратных» счетовСкачать

1С Шаг за шагом. Закрытие «затратных» счетов

Происхождение

Отметим сразу: ни о каких щитах в данном выражении речь не идет. Сбрасывать со щитов — ошибочный вариант, путаница, возникшая из-за незнания происхождения оборота и случайного созвучия со словом щит. Возможно, сыграло роль и наличие в русском языке нескольких фразеологизмов с этим словом (поднимать на щит, со щитом или на щите и др.).

К счастью, вариант сбрасывать со щитов редко встречается в речи. Большинству говорящих по-русски людей теперь кажется, что этом выражении использована форма множественного числа слова счёт. Оно многозначное, но не всегда может употребляться во множественном числе. Так, только в формах единственного числа употребляется слово счёт в значениях:

  • ‘действие по глаголу считать’;
  • ‘итог подсчета, результат, выраженный в числах’.

Формы единственного и множественного числа есть у данного слова, если оно обозначает:

  • ‘документ с указанием суммы денег, которую нужно уплатить за что-либо’;
  • ‘документ, отражающий состояние финансовых расчетов в банке, наличие денежных вкладов;
  • ‘взаимные денежные расчеты, деловые отношения’;
  • ‘претензии к кому-либо, личные обиды’.

Может быть, во фразеологизме сбрасывать со счетов имеются в виду денежные или личные расчеты? Или финансовые документы? Те, кто так думает, иногда употребляют вариант фразеологизма с существительным в единственном числе: сбрасывать со счёта.

Но и это ошибка с точки зрения литературной нормы. Существительное в этом выражении всегда должно иметь форму множественного числа: счетов.

Дело в том, что есть еще одно близкое родственное слово. О нем обычно забывают, потому что обозначаемый им предмет практически ушел из нашего обихода: счёты ‘приспособление для арифметических вычислений’. В состав выражения сбрасывать со счетов вошло именно оно, и в форме единственного числа не употреблялось. Счёты в значении ‘приспособление для счета’ — это в современном русском языке существительное pluralia tantum (как ножницы, брюки, ворота, сутки и др.).

Хотя мы теперь не пользуемся счётами в повседневной жизни, вряд ли можно найти человека, не представляющего, как этот предмет выглядел. Деревянная рамка с горизонтально расположенными металлическими стержнями, на которые нанизаны костяшки — по десять штук (и лишь в одном ряду четыре штуки). Каждый горизонтальный ряд соответствовал определенному числовому разряду: единицам, десяткам, сотням, тысячам, десятым и сотым долям и т. д. Костяшки двигали по стержням, откладывая нужные числовые значения, а в конце вычисления «сбрасывали», т. е. возвращали в исходную позицию к правому краю. Также частичное сбрасывание производилось в ходе подсчета, по мере завершения отдельных этапов вычисления.

Сбросить со счетов ударение

Итак, наш фразеологизм первоначально имел форму сбросить со счётов и буквально означал ‘возвратить костяшки счётов в исходную позицию’. Этот сброс костяшек знаменовал собой завершение подсчета (и возможный переход к другим вычислениям). Поэтому данное выражение употреблялось в ситуациях, когда что-либо переставало восприниматься как актуальное и значимое.

Почему исследователи считают, что в данном фразеологизме первоначальным было именно слово счёты, а не счёт? Такой вывод сделан на основе сопоставления этого оборота с его разговорными синонимами, среди которых были и такие: сбросить (скинуть) с костей, с костей долой. Здесь кости — это разговорно-просторечный синоним к слову счёты ‘прибор для вычисления’.

Видео:Как контролировать наличие полученных счетов в 1С:Бухгалтерии 8Скачать

Как контролировать наличие полученных счетов в 1С:Бухгалтерии 8

Какой вариант правильный?

Выражение сбрасывать со счетов появилось в русском языке в XIX в. Довольно рано в нем слово счёты стало смешиваться со словом счёт. Это привело к сдвигу ударения в существительном внутри фразеологизма: сбрасывать со счето́в. Хотя исторически эта форма ошибочна, из-за широкой распространенности она превратилась в литературную норму. Так что теперь правильным вариантом является не первоначальный сбрасывать со счётов, а измененный — сбрасывать со счето́в.

Вариант сбросить со счёта, как уже было сказано, литературной нормой не стал. Он возник, вероятно, в результате контаминации (объединения элементов) оборота сбросить со счётов и бухгалтерского выражения списать со счёта.

Видео:Ошибки при закрытии 20 счета. Три ситуации в 1С:Бухгалтерии 3.0Скачать

Ошибки при закрытии 20 счета. Три ситуации в 1С:Бухгалтерии 3.0

Интересное о счётах

Счёты — это инструмент типа абака. Русские счёты по своему устройству похожи на суаньпань — древнее китайское приспособление для вычислений. Поэтому есть версия, что русские заимствовали счёты у китайцев.

Согласно другой версии, убедительно обоснованной исследователем И. Г. Спасским, счёты являются чисто русским изобретением. У них есть значимые отличия от суаньпаня: горизонтальное расположение рядов костяшек (у суаньпаня — вертикальное) и, самое главное, — десятичная система представления чисел (у китайского варианта — пятеричная). И. Г. Спасский предполагал, что счеты в привычном нам виде восходят к прибору, который назывался дощаный счёт и был изобретен в России приблизительно в XVI в. От современных счётов дощаный счёт отличался наличием не одного, а нескольких счетных полей (как если бы несколько обычных счётов соединили вместе) и отчасти иным количеством и расположением костяшек. Немного отличалась и конструкция счетного поля: не рамка, а ящик с прутьями.

Интересно, что счёты с несколькими полями позволяют не только вычитать, складывать, умножать и делить числа, но и, например, извлекать из них корни.

В Западную Европу счёты из России попали в XIX столетии. После Отечественной войны 1812 года в России оставались военнопленные французы. Был среди них и математик Жан-Виктор Понселе. В 1812-14 гг. он жил в Саратове и здесь впервые познакомился со счётами (во Франции того времени аналогичных приспособлений почти не было, подсчет велся обычно на бумаге). Математик высоко оценил удобство счётов как вычислительного устройства и как средства преподавания арифметики в школах. После возвращения на родину Понселе пропагандировал использование счётов для обучения детей.

Разумеется, счёты в Европе, как и в России, стали использоваться не только в учебных классах, но и заняли свое место на столах торговцев, бухгалтеров, математиков и вообще тех, кому требовалось производить вычисления. Называли этот инструмент русскими счётами (англ. russian abacus).

В наши дни и на Западе, и у нас счёты и им подобные устройства почти вышли из употребления. В России их можно увидеть в музеях, а в повседневном обиходе — изредка в магазинах маленьких деревень. Кроме того, их еще используют для обучения маленьких детей сложению и вычитанию, а в некоторых домах они хранятся как своеобразный антиквариат. Вот только пользоваться ими умеют уже далеко не все члены семьи…

И это нормально. Научно-технический прогресс приводит к замене устройств на более совершенные. А то, что использовалось раньше, занимает свое почетное место в истории культуры, а подчас и оставляет след в языке на долгие годы.

Мокиенко В. М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. — М., 2009.

Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник. — СПб., 1998.

Спасский И. Г. Происхождение и история русских счетов // Историко-математические исследования. — Вып. V. — М., 1952.

Иллюстрация: Б. М. Кустодиев «Купец» (1918, фрагмент).

Видео:В каких случаях списание со счетов без разрешения владельца законно. Списание денежных средств.Скачать

В каких случаях списание со счетов без разрешения владельца законно. Списание денежных средств.

Фонетический разбор «сбросить со счетов»

Видео:Как сбросить счетчик деталей PARTS COUNTСкачать

Как сбросить счетчик деталей PARTS COUNT

Фонетический разбор «сбросить»:

Видео:Как контролировать наличие выставленных счетов в 1С:Бухгалтерии 8Скачать

Как контролировать наличие выставленных счетов в 1С:Бухгалтерии 8

«Сбросить»

Видео:забыл пинкод от банковского счета // для форумаСкачать

забыл пинкод от банковского счета // для форума

Характеристики звуков

Видео:Требование документов, штрафы за остановку, счета должниковСкачать

Требование документов, штрафы за остановку, счета должников

Фонетический разбор «со»:

Видео:Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnline

Характеристики звуков

Видео:Блокировка расчётного счёта банком: судебная практикаСкачать

Блокировка расчётного счёта банком: судебная практика

Фонетический разбор «счетов»:

Видео:Как снять арест с имущества и со счетовСкачать

Как снять арест с имущества и со счетов

«Счетов»

Видео:Математика. Приемы быстрого счета.Скачать

Математика. Приемы быстрого счета.

Характеристики звуков

Видео:Приемы быстрого счета.Скачать

Приемы быстрого счета.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор «сбросить со счетов»

Фонетический разбор «сбросить со счетов»

Синонимы «сбросить со счетов»

Карточка «сбросить со счетов»

Видео:Счет. Двойная запись I Короткова Светлана Анатольевна. РУНОСкачать

Счет. Двойная запись I Короткова Светлана Анатольевна. РУНО

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:Кражи со счетов в банке Москвы.wmvСкачать

Кражи со счетов в банке Москвы.wmv

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:КАК ЗАКРЫТЬ ВСЕ СВОИ СЧЕТА ВО ВСЕХ БАНКАХ. ПОЧЕМУ ОНИ НИКАК НЕ ЗАКРЫВАЮТСЯ. СОПРОТИВЛЕНИЕ БАНКОВ.Скачать

КАК ЗАКРЫТЬ ВСЕ СВОИ СЧЕТА ВО ВСЕХ БАНКАХ. ПОЧЕМУ ОНИ НИКАК НЕ ЗАКРЫВАЮТСЯ. СОПРОТИВЛЕНИЕ БАНКОВ.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:Правила обжалования блокировки банковского счётаСкачать

Правила обжалования блокировки банковского счёта

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Словари

1. Бросать откуда-либо вниз.

отт. Стряхивать с чего-либо.

отт. Спускать вниз резким движением, рывком.

отт. перен. разг. Атакуя, заставлять отступать войска противника с какой-либо высоко расположенной позиции.

Свергать, лишать власти кого-либо.

3. Отводить воду из какого-либо водоема.

Быстро, небрежно, рывком снимать с себя (одежду, обувь).

отт. Лишаться при сезонной линьке (шерсти, перьев, кожи и т.п.).

отт. перен. Избавляться, освобождаться от чего-либо тягостного, гнетущего.

Отнимать какую-либо часть от общего количества (веса, объема, стоимости и т.п.); сбавлять.

отт. перен. Уменьшать сумму, счет на какую-либо величину.

6. Небрежно складывать в одном месте.

Отбрасывать, отклонять в сторону.

Выпускать в продажу, на рынок одновременно и в большом количестве.

Класть меньшую по достоинству карту, отдавая взятку противнику или партнеру (в карточных играх).

отт. Откладывать одну или несколько карт так, чтобы они не принимали участия в игре.

СБРА́СЫВАТЬ, сбрасываю, сбрасываешь. несовер. к сбросить и к сбросать.

СБРА́СЫВАТЬ(СЯ) см. сбросить, -ся.

СБРАСЫВАТЬ, сбросать мн. сбросить ед. что, откуда, скидывать, сметывать, свергать, сошвыривать, сталкивать, бросать сверху вниз, или прочь, долой с места. Сбрасывать сено с воза. Сбросить с себя одежду, раздеться уторопь. Конь седока сбросил. Грозой трубу с крынии сбросило. Жена не лапоть: с ноги не сбросишь. Муж не башмак, с ноги не сбросишь.

| Сбрасывать вещи в кучу, бросать в одно место, собирать. Встречная рудная жила сбросила старую, горн. откинула и уклонила ее вбок. -ся, страд., ·возвр. по смыслу. Пена паточная сбрасывается и снова переваривается. Он в белой горячке сбросился с крыши. Сбрашиванье ср., ·длит. сбросанье ·окончат. сброшенье ·окончат. сброс муж. сброска жен., ·об. действие по гл.

СБРА́СЫВАТЬ см. Сбро́сить и Сброса́ть.

сбра́сывать, -аю, -ает

СБРАСЫВАТЬ/СБРОСИТЬ, ронять/обронить, терять/потерять, разг. скидывать/скинуть

Syn: сваливать, бросать, скидывать

сбросить вес => обладание, прерывание

сбросить скорость => изменение, мало

Переставать скрывать свою подлинную сущность, свои истинные чувства или намерения, прекращать притворяться.

Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), реже — страна (L) больше не выдаёт себя за другое лицо (Y) или не считает нужным и дальше демонстрировать эмоции, душевные состояния и т. п. (Р), которые на самом деле не испытывает. реч. стандарт.Активный конец ситуации: Х <L> сбросил маску [Y-а <Р>].

Именная часть неизм.

Обычно в роли сказ.

Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊙ Многие из этих людей боятся продемонстрировать свою истинную сущность: пока ещё не очевидно, что настало время сбрасывать маски. Вот и живут они двойной жизнью, наживая депрессии и стрессы. АиФ, 1997.Мне пришлось скинуть маску наивной абитуриентки и встретиться с первым проректором ПГУ. АиФ, 2002.

Она сочла возможным скинуть маску подавальщицы, словно выказывая этим доверие Лиде. К. Булычёв, Заповедник для академиков.

Я одна сама с собой. Завтра операция. Пора снимать маску и подводить итоги. Завтра с меня будут сняты одежды современной деловой женщины. В.Чистякова, Вспять листая календарь.

Новый тяжкий вздох вырвался из груди Василия. Он даже не старался подавить его — ведь эти дети — он знал прекрасно — не выдадут его, и при них, хоть на мгновение, можно скинуть давившую его своей тяжестью личину. А. Красницкий, Гроза Византии.

⊛ «Плохих людей нет» — самая свежая литературная мистификация, автор которой пока не желает снимать маску. Деловой Ростов, 2001.

Видеть своих родителей расслабленными и в игривом настроении — настоящая радость для детей. Поэтому взрослые просто обязаны время от времени снимать маску серьёзности и давать волю чувствам. Няня, 1999.

У порога обители отставного генерала Сварог решил скинуть личину добропорядочного бюргера. А. Бушков, Чужие берега (Сварог-4).

⊜ Перемените стиль, сбросьте маску, чтобы иллюзий по поводу вашего настоящего лица ни у кого не было. АиФ, 2000.

Человек, скинь личину исполина, побывай в тайге милым братом. Т. Пьянкова, Спиридонова досада.

⊝ Его мысли далеко. — Я не могу знать. — Когда же сбросим маски? — Никогда. С. Говорушко, Без лица.

— Регистрация временная, но в принципе бессрочная, — пояснил сержант без особого энтузиазма. — Поскольку вы в нашей базе значитесь как исключительно законопослушный Тёмный, мы можем пойти вам навстречу и позволить бессрочную. <. > — Не возражаю, — хмыкнул я <. > и вышел на проспект. Личину Тёмного я сбросил шагов через сто. В. Васильев, С. Лукьяненко, Дневной дозор.

⊡ Можно говорить сегодня о самораскрытии тайны беззакония. Его важность невозможно переоценить. Мировое зло, средоточием которого стала Америка, сбрасывает маску. В. Тростников, Анафема Америке.

Образ данного фразеол связан с тем, который описан в НАДЕВАТЬ МАСКУ (см. комментарий).

фразеол. имеет аналоги в других европейских языках; напр., в нем. — die Maske fallen lassen, die Maske von sich werfen, в исп. — quitarse la careta.

СБРАСЫВАТЬ МАСКУ. СБРОСИТЬ МАСКУ. Разг. Экспрес. Переставать прикидываться кем-либо или чем-либо, показывая свою истинную сущность.

Она робка, скромна или горда, неприступна или нежна, послушна — смотря по роли, по моменту. Но сбросив маску, она часто зла, груба и даже страшна (Гончаров. Обрыв). [Смельский] сбросил теперь маску и был отвратителен в своей откровенности (Н. Морозов. Повести моей жизни).

Разг. Обнаруживать, показывать свою истинную сущность, переставать прикидываться, притворяться кем-л., каким-л. ФСРЯ, 409; ЗС 1996, 232.

СБРАСЫВАТЬ С ПЛЕЧ что. СБРОСИТЬ С ПЛЕЧ что. Разг. Экспрес. Освобождаться от чего-нибудь трудного, обременительного, хлопотного.

Сбросив с плеч спор о мистических книгах, к которому я решительно приготовлялся как будто к учёному диспуту, я стал свободнее располагать своим временем (С. Аксаков. Встреча с мартинистами).

Избавляться от чего-л. обременительного, доставляющего много хлопот и проблем.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц, организация или социальный коллектив (X) освобождается от трудных, неприятных, сопряжённых с неудобствами, тягостью, большими заботами дел, обязанностей, работы, ситуации, состояния (p). Говорится с одобрением, реже — с неодобрением, если говорящий считает действие неблагоприятным, нежелательным. реч. стандарт.Активное прекращение ситуации: X сбрасывает p с плеч [долой].

Именная часть неизм.

Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊙ Я условился, что буду писать четыре очерка в месяц. <…> План заключался в том, чтобы свалить как можно скорее с плеч эти очерки и по ночам опять-таки писать. М. Булгаков, Театральный роман.Принесённая в класс работа выполнена кое-как, только бы с плеч свалить. Неуважения к искусству Корсаков не прощает никому. И. Кунин, Римский-Корсаков.

Захаров решил не спорить — пусть пропадает двугривенный — лишь бы только скорее сплавить с плеч всё это дело и с облегчённой душой убраться домой. М. Булгаков, Мастер и Маргарита.

⊛ Вместе с собственностью государство фактически сбрасывает с плеч и заботу о здоровье своего гражданина. Медицинский вестник, 2003.

Может быть, сепаратизм ряда территорий сам по себе не так уж плох, ведь Россия в итоге имеет шанс сбросить с плеч груз ответственности за разрешение большого количества региональных узлов противоречий? Час пик, 1996.

— Ладно, Андрюха. — Он резко поднялся, сбросив с плеч груз тревожной бездеятельности. — Если честно, ты мне здорово помог. А. Щёголев, Инъекция страха.

В такой нервозной ситуации следователь по особо важным делам МУРа майор Никодимов принимал дела у следователя Пушкинского УВД капитана Хазаряна. Капитан, который сваливал с плеч долой тяжеленный груз, был весел и оживлён, хоть и не проявлял этого внешне. Майор — удручён и заторможен. В. Тучков, Русская рулетка.

При умело подобранном доказательственном материале местные правоохранительные органы в перспективе могли свалить с плеч сразу несколько дел из разряда безнадёжных, связанных с тяжкими преступлениями. Л. Кожевников, Смерть прокурора.

Никанор Иванович, сплавив с плеч обузу с долларами, вернулся к себе, первым долгом заперся, а в три часа отправился к себе обедать. М. Булгаков, Мастер и Маргарита.

⊜ — Ты сбрасываешь с плеч решение этой проблемы, а напрасно. Она ещё даст о себе знать. (Реч.)

⊝ Надоело! Хватит! Откажусь / Помнить всё негодное и злое — / Сброшу с плеч воспоминаний груз / И предам забвению былое! Л. Мартынов, Воспоминания.

Сбросив с плеч спор о мистических книгах, к которому я решительно приготовлялся, как будто к учёному диспуту, я стал свободнее располагать своим временем. С. Аксаков, Встреча с мартинистами.

СБРАСЫВАТЬ СО СЧЕТОВ (СЧЁТА) кого, что. СБРОСИТЬ СО СЧЕТОВ (СЧЁТА) кого, что. Разг. Переставать принимать всерьёз.

Впервые она почувствовала себя несправедливо и жестоко оскорблённой им. Он не заметил в ней того, чем она больше всего в себе дорожила, попросту сбросил со счёта ее лучшие дни, её гордость и радость (Г. Николаева. Жатва).

Поделиться или сохранить к себе: