С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Содержание
  1. С приведенными ниже словами составить словосочетания : подлинный, обаятельный, поражение, поразить?
  2. Придумайте и запишите предложения в которых приведенные ниже словосочетания?
  3. Помогите составить словосочетание со словами — приятный, обаятельный, хорошенький, привлекательный, милый, располагающий, симпатичный?
  4. Словосочитание со словами обаятельный , порожение , порозить?
  5. Составить предложение со словосочетанием подлинно народный?
  6. Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ?
  7. Разделить по слогам слово обаятельный?
  8. Как разобрать по составу слово поразил?
  9. Составить предложение со словом тысяче, подлинное?
  10. Укажите, какой частью речи является слово, имеющее приведенное ниже строение?
  11. Помогите?
  12. С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии
  13. Этимология на службе орфографиии
  14. Презентация по русскому языку на тему» Этимология на службе орфографии» ( 8 класс)
  15. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  16. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  17. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  18. Оставьте свой комментарий
  19. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  20. Подарочные сертификаты
  21. 💥 Видео

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

С приведенными ниже словами составить словосочетания : подлинный, обаятельный, поражение, поразить?

Русский язык | 1 — 4 классы

С приведенными ниже словами составить словосочетания : подлинный, обаятельный, поражение, поразить.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Подлинный человек, обаятельный запах, смертельное поражение,.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Придумайте и запишите предложения в которых приведенные ниже словосочетания?

Придумайте и запишите предложения в которых приведенные ниже словосочетания.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:Орфограмма - что это такое, как правильно ее объяснять и проверятьСкачать

Орфограмма - что это такое, как правильно ее объяснять и проверять

Помогите составить словосочетание со словами — приятный, обаятельный, хорошенький, привлекательный, милый, располагающий, симпатичный?

Помогите составить словосочетание со словами — приятный, обаятельный, хорошенький, привлекательный, милый, располагающий, симпатичный.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Словосочитание со словами обаятельный , порожение , порозить?

Словосочитание со словами обаятельный , порожение , порозить.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:Орфография. Употребление дефиса. Видеоурок 4. Русский язык 8 классСкачать

Орфография. Употребление дефиса. Видеоурок 4. Русский язык 8 класс

Составить предложение со словосочетанием подлинно народный?

Составить предложение со словосочетанием подлинно народный.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ?

Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Туземцы всегда объясняли дорогу со страстью, с неистовым увлечением.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:Этимология словСкачать

Этимология слов

Разделить по слогам слово обаятельный?

Разделить по слогам слово обаятельный.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Как разобрать по составу слово поразил?

Как разобрать по составу слово поразил.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:ФразеологизмыСкачать

Фразеологизмы

Составить предложение со словом тысяче, подлинное?

Составить предложение со словом тысяче, подлинное.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:Что такое этимология и зачем она нужнаСкачать

Что такое этимология и зачем она нужна

Укажите, какой частью речи является слово, имеющее приведенное ниже строение?

Укажите, какой частью речи является слово, имеющее приведенное ниже строение.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:Этимология. История словаСкачать

Этимология. История слова

Помогите?

С приведенными ниже словами составьте предложения или словосочетания, раскрывающие значения этих слов : подданный — поданный, оттопить — отопить, оттереть — отереть, поддать — подать.

Вы перешли к вопросу С приведенными ниже словами составить словосочетания : подлинный, обаятельный, поражение, поразить?. Он относится к категории Русский язык, для 1 — 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

1. Воробей (что делал? ) жил 2. Жил (когда? ) зимой 3. Жил (где? ) в трубе 4. В трубе (какой? ) печной.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Василёк гвоздика подходят флокс не подходит пион тоже трава тоже.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Надо подчеркнуть : Василек, Гвоздика.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

1) Мчались куда — то мохнатые тучи, и качался лес, в небе раздавались тревожные крики птиц. [ = — ], и [ = — ], [ = — ]. Сложное, 3 грамм. Основы ; 1и2 соединены союзом и 2)На Васюткины сапоги налипли комья грязи, он устал, вспотел и нет — нет да ..

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

1. Мчались куда — то мохнатые тучи, шумел и качался лес, в небе раздавались тревожные крики птиц. Предложение сложное. Грамматическая основа : мчались тучи — сказуемое + подлежащее ; шумел и качался лес — сказуемое + сказуемое + подлежащее ; раздав..

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Это однокоренные слова и всё.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Сегодня, я вам немного про волка расскажу. Это животное хищное, злое и коварное на первый взгляд. Давайте рассмотрим его детально? Туловище у волка обычно худое, и продолговатое видны ребра, но это смотря от того как волка питаеться. Лапки у волк..

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Волк — хищнее животное. Серая шубка. Есть детеныши. (мини — начало).

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Дедушка — дед, ходил — ход, ловил — ловля, убежал — бег, подоконник — окна, встречались — встреча, двор — во дворе, игры глас — пригласил.

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Как на крыльях(обст) они(подл) перелетают(сказ) из век в век(обст), от одного поколения к другому(обст), и не видна(сказ) та безграничная(определ) даль(подл), куда устремляют(сказ) свой полет(сказ) эта крылатая(определ)) мудрость(подл).

Видео:Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?Скачать

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

    Главная
  • Список секций
  • Русский язык и литература
  • Этимология на службе орфографиии

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс: Этимология слов | ВидеоурокСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс: Этимология слов | Видеоурок

Этимология на службе орфографиии

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

В последние десятилетия русский язык обогатился большим количеством иностранных слов. Это связано с изменениями в общественной и культурной жизни общества, более частым общением с носителями иностранных языков. Но заимствования были характерны для нашего языка в разные периоды времени. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. По характеру и объёму заимствований в русском языке можно отследить пути исторического развития языка, то есть пути международных отношений, связей, научного развития. Наблюдение за переходом слов и фраз из какого-либо иностранного языка помогает понять историю русского языка как литературного, так и диалектов.

Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные значения, но потом стали переходить в общении от человека к человеку. Даже медная монета стирается и портится, переходя из рук в руки. Ещё быстрее стираются в обращении человеческие слова. Истинность их начального смысла утрачивается; дело учёных-этимологов древности было восстанавливать её. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и, конечно, как оно сейчас пишется.

Актуальность рассматриваемой проблемы несомненна, так как умение объяснить орфографическое правило делает его более понятным. Мы предлагаем использовать для этого неформальный подход через изучение этимологии слова.

Цель исследования – изучение этимологии «словарных» слов русского языка.

Объект исследования – «словарные» слова из учебника русского языка за 6 класс.

Предмет исследования – происхождение слов в русском языке.

Определить пути заимствования русским языком трудных «словарных» слов из славянских и неславянских языков.

Познакомиться с этимологическими словарями разных авторов.

Проанализировав происхождение «словарных» слов, определить их современное значение и объяснить их правописание.

Составить в помощь одноклассникам словарь-справочник трудных в написании слов с этимологическими комментариями, объясняющими их орфографию.

В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

Изучение и анализ этимологических словарей.

Классификация и описание собранного лингвистического материала.

Выявление особенностей лексического значения слов.

Практическая значимость исследования: данный материал может быть использован при подготовке уроков русского языка и внеурочных мероприятий. Главным итогом работы должно стать повышение интереса к изучению русского языка и улучшение грамотности школьников.

Новизна исследования состоит в том, что в даннойработе собран обобщающий материал о происхождении некоторых слов, помещённых в учебнике русского языка для 6 класса для заучивания.

Гипотеза исследования: знание этимологии «словарных» слов способствует грамотному их написанию.

Глава 1. Этимология как наука

Каждый человек когда-нибудь задумывался над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения? Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология.

Этимология как наука возникла ещё в античной Греции. Русским языком слово было заимствовано в XVII из греческого языка, где etymologia – сложение etymon — «истинное, исходное значение слова» и logos — «учение». Таким образом, этимология – это наука, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.

Лексика нашего языка с течением времени меняется довольно быстро. Некоторые слова выходят из общего употребления, но появляются новые. Словарный состав русского языка постоянно пополняется. Этот процесс осуществляется в основном в результате образования из существующего уже в языке материала новых слов по законам и правилам русского языка. Так возникают в нашей речи всё новые «исконно русские» слова. Эти вновь появляющиеся новые «исконно русские» слова сливаются с известными ранее, унаследованными от наших предков. [1]

Но пополнение словарного запаса русского языка осуществляется и за счёт заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособленно. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, люди иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода, орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и другое… Одновременно усваиваются и называющие их слова. В языке появляются заимствованные слова.

В зависимости от того, из какого языка пришли те или иные слова, могут быть выделены два типа заимствований:

заимствования родственные (из славянской семьи языков). Это заимствования из старославянского, затем белорусского, украинского и других;

заимствования иноязычные (из языков иной языковой группы).

В мире насчитывается несколько тысяч языков. Интересно рассмотреть языковое древо. Наиболее полно изученной является индоевропейская языковая семья. Она состоит из языков, носители которых проживают на обширных пространствах Европы и Азии. Так, к ним относится германская группа. Основными ее языками являются немецкий и английский. Также многочисленной является романская группа, в которую входят французский, испанский, итальянский и другие языки. Кроме того, к индоевропейской языковой семье относятся и восточноевропейские языки славянской группы. Это русский, белорусский, украинский и другие. (Приложение 1)

Иноязычные слова иногда так прочно усваиваются, что люди и не подозревают об их иностранном происхождении:хлеб, кружка, зонтик, магазин, кот, лошадь, собака, обезьяна, галстук, компот, трактор, танк и другие.

О происхождении исконно русских и заимствованных слов можно узнать в этимологическом словаре.

Из этимологических словарей мы узнаём, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам.

Наиболее полным законченным современным научным этимологическим словарём русского языка является «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера, включающий диалектизмы, некоторые собственные имена.

На литературную лексику и особое внимание к истории слов ориентирован «Этимологический словарь русского языка», издаваемый коллективом МГУ под ред. Н. М. Шанского.

Популярными этимологическими словарями русского языка с наиболее упрощённым аппаратом являются «Этимологический словарь русского языка» Г. П. Цыганенко (2 изд., 1979) и «Краткий этимологический словарь русского языка» В. В. Иванова, Т. В. Шанской, Н. М. Шанского (2 изд., 1971).Для широкого читателя предназначен «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П.Я. Черных. 12, 1993.

Для того чтобы стать заимствованием, пришедшее из чужого языка слово должно закрепиться в новом для себя языке, прочно войти в его словарный состав. При заимствовании происходит адаптация слова к фонологической системе заимствующего языка, то есть отсутствующие в ней звуки заменяются на наиболее близкие. Помимо фонетической, заимствованное слово подвергается также грамматической (морфологической) адаптации. Характер этой адаптации зависит от того, насколько внешний облик заимствованного слова соответствует морфологическим моделям заимствующего языка.[3]

Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:

морфологический способ (с помощью слово­образовательных морфем – приставок, суффиксов и др.);

сращение словосочетания в одно слово;

переход одной части речи в другую.

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ – самый распространённый в современном русском языке – образование новых слов с помощью словообразовательных морфем.

При морфологическом способе образования в производной основе можно выделить производящую основу (основу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс и так далее).

Приставочный способ выражается в прибавлении приставки к слову, которое выступает в роли производящей основы. При этом при добавлении приставки часть речи не меняется.

Суффиксальный способ осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. В некоторых случаях происходит изменение части речи. Например, существительные с суффиксами – АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов: появлЕНИе – от глагола появиться.

Бессуффиксный способ осуществляется путем отсечения морфем. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

Сложение – это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолётостроение, совхоз, кинотеатр… Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e, но нередко оно осуществляется и без соединительной гласной: двухмоторный. [6] (Приложение 2)

Сращение словосочетания в одно слово

Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных. Образованные этим способом слова во всех своих формах полностью тождественны синонимичному словосочетанию: быстрорастворимый кофе – кофе, быстро растворимый в воде.

Переход из одной части речи в другую

Суть способа – образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую. В современном русском языке так могут образовываться существительные из прилагательных и причастий: рулевой, командующий, мороженое, гостиная. [6]

Иногда реальное происхождение слова может определить только его этимологический анализ. Это объясняется и теми изменениями, которые постоянно происходят в исконно русских словах, и заимствованием нашим языком иноязычных слов.

Глава 2. Взаимосвязь этимологии и орфографии

Мы начали наше исследование с того, что провели анкетирование среди учащихся МОУ СОШ № 10, целью которого было выяснить, легко ли запоминается правописание «словарных» слов. Были опрошены учащиеся 6а и 6б классов, всего 55 человек. (Приложение 3)

Анкетирование шестиклассников показало, что многие учащиеся испытывают трудности при запоминании орфограмм в «словарных» словах. Несмотря на то, что на уроках русского языка рассматриваются вопросы этимологии, только треть ребят может их применить на практике (Приложение 3). К этимологическим словарям дети обращаются редко, так как их нет под рукой постоянно. Мы решили в итоге нашей работы составить небольшой словарь – справочник шестиклассника.

В ходе исследования мы проанализировали «словарные» слова из учебника русского языка 6 класса (1 часть), опираясь на этимологический словарь Н.М.Шанского. Результаты исследования показали, что 61% рассматриваемых нами «словарных» слов имеют иноязычное происхождение. Среди них наибольшее количество – это слова, пришедшие из французского языка в XVIII – XIX веках. Много слов было заимствовано из немецкого языка, начиная с правления Петра I. Также слова заимствовались из латинского, польского, английского языков (Приложение 3).

Кроме заимствованных слов есть старославянские и исконно русские. Информация о происхождении этих слов тоже способствует грамотному их написанию.

Далее мы проанализировали, как образованы исследуемые нами «словарные» слова. Из рассмотренных выше вариантов используются приставочный, суффиксальный и бессуффиксный. Как видим, самый распространённый морфологический способ – суффиксальный (Приложение 5) ..Но мы смогли распределить по известным нам способам словообразования только около половины всех выбранных нами слов.

Остальные слова не подошли ни к одному из способов словообразования, изучаемых в 6 классе. Но в словарных статьях нам часто встречалась фраза «калька со слова-первоисточника». Мы решили узнать, что она обозначает.

Ка́лька или кальки́рование — заимствование иноязычных слов буквальным переводом соответствующей языковой единицы, а также результат этих заимствований: слова, выражения и фразы.

Среди бытующих в русском словарном составе лексических калек выделяются два вида: кальки словообразовательные и кальки семантические (смысловые).

Словообразовательные кальки — это такие слова, которые возникли в результате перевода иноязычных слов по составляющим эти слова морфемам, на основе усвоения словообразовательной структуры чужих слов: футбол(англ. foot – нога, ball – мяч).

Семантические кальки — это такие слова, в которых иноязычным по происхождению элементом является лексическое значение: само слово в своем звучании, материальном составе и словообразовательной структуре является исконным, одно же из присущих ему значений обязано иноязычному происхождению, то есть значению какого-нибудь слова другого языка. Следовательно, в данном случае калькируется уже не словообразовательная структура чужого слова, а его значение. Калькирование семантики чужих слов ведет к появлению омонимов и новых значений у существующих уже слов: raffine (франц. изысканный.изощрённый) [3] – рафинированный (утончённый, очищенный).

По нашему мнению, именно таким образом появились в нашем языке следующие слова: солдат, интерьер, пиджак, кафе и другие. (Приложение 5)

В некоторых словах процесс словообразования прошел в том языке, из которого оно заимствовалось, а в русском только калькировалось.

Зная написание слова в языке оригинала, мы можем проверить «сомнительные» буквы. (Приложение 5)

Как видим из приведенных примеров, непроверяемая безударная гласная в первоисточнике чаще всего оказывается под ударением, удвоенные согласные оказываются на стыке приставки и корня или корня и суффикса, и правописание орфограмм не вызывает сомнения.

Таким образом, мы, поработав с этимологическими словарями, изучив историю происхождения того или иного слова, понимаем, что теперь можно легко объяснить их правописание. Этимологические словари раскрывают тайны русской орфографии. Всякое слово пишется в соответствии со строгой исторической закономерностью. Ни одно не выдумано искусственно. Теперь мы знаем, что так называемые «словарные» слова можно проверить!

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

Этимология – это наука, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.

Пополнение лексического запаса нашего языка осуществляется в результате образования новых исконно русских слов и за счет заимствования слов из других языков.

О происхождении исконно русских и заимствованных слов можно узнать в этимологическом словаре: как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам.

Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами: морфологическим: с помощью словообразовательных морфем – приставок, суффиксов, сращением словосочетания в одно слово, в виде перехода слова из одной части речи в другую.

Эти способы словообразования чаще использованы в исконно русских, общеславянских и старославянских словах.

Проанализировав «словарные» слова из учебника русского языка 6 класса (1 часть), мы выяснили, что большая часть из них имеет иноязычное происхождение. Почти все иноязычные слова (из рассмотренных нами) заимствованы способом калькирования.

Исследовав орфограммы в рассматриваемых нами «словарных» словах, мы увидели, что «трудные» в правописании буквы становятся понятными и «лёгкими» для запоминания.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена. Знание происхождения заимствованных слов действительно часто приходит на помощь правильному написанию орфограмм и повышает грамотность на уроках русского языка, потому что этимология помогает вникать в значение слова, осмысливать его связи с другими историческими родственниками русского языка.

В рамках проведенного исследования для шестиклассников был составлен словарь-справочник «Этимология на службе орфографии».

В данной работе мы рассмотрели и проанализировали «словарные» слова только из первой части учебника русского языка. В дальнейшем планируем продолжить эту работу по второй части учебника 6 класса и в 7 классе.

Список литературы

Русский язык. 6 класс.учебник для общеобразовательных организаций, в 2-х частях Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016.

О работе с «трудными» словами — Русский язык в школе, 1999. — № 1.

В.Г. Демьянов. Иноязычная лексика в истории русского языка XI-XVII веков. Проблемы морфологической адаптации. Наука. Москва. 2001 г. С 103-104.

Школьный этимологический словарь русского языка. Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. 5 изд. – М.: Дрофа, 2002.

Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс. В 4-х т. – М., 2000.

Способы словообразования в русском языке: http://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya

Рис. 1. Языковое древо

Таблица 1. Основные разновидности морфологического способа словообразования

Способ словообразования

Примеры

1. Приставочный

2. Суффиксальный

3.Бессуффиксный

Рассказ-Ø□ ← рассказ/а-ть; зелень-Ø * □ ← зелён-ый.

4. Приставочно-суффиксальный

5. Сложение

Лес-о-степь□ ← лес□, степь□; овощ-е-хранилищ-е ← овощ□, хранилищ-е.

Таблица 2. Анкетирование шестиклассников

Легко ли вам запоминать правописание орфограмм в «словарных» слов?

Как вы думаете, помогут ли вам знания о происхождении «словарных» слов при их запоминании?

Часто ли вы обращаетесь за помощью к этимологическим словарям?

Таблица 3. Классификация слов по источнику этимологии

Видео:ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ В ТЕКСТЕ - ЛЕГКО!!!Скачать

ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ В ТЕКСТЕ - ЛЕГКО!!!

Презентация по русскому языку на тему» Этимология на службе орфографии» ( 8 класс)

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Этимология на службе орфографии Выполнили: Лунькова Софья Демиденко Дарья Ученицы : 8 «Г» Руководитель:Андрейцева Л.В.

Мы привыкли к словам: читаем, пишем, разговариваем. Язык нужен нам как воздух. Но мы редко задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная, и имя ей – этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слова». В этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия.

Цели : Изучить процесс формирования этимологии как науки и исследовать прием этимологического анализа как метода объяснения беспроверочных, с современной точки зрения, написаний слов в русском языке. Предмет исследования: этимология как наука, ее история; этимологический анализ как средство изучения правописания непроверяемых безударных гласных (словарных слов).

Гипотеза. Одной из актуальных проблем современного изучения русского языка является поиск эффективных способов изучения орфографии. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учиться правописанию достаточно сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что, погружаясь в море орфографических правил и исключений, мы не можем уловить логики правописания, и воспринимаем орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и « нельзя».

Задачи: Повышение интереса к изучению русского языка. Расширение и углубление знаний по правописанию непроверяемых (словарных) слов на основе этимологического анализа; Развитие умения самостоятельно пользоваться словарями; Пробуждение интереса к нашей истории, живому слову.

Этимология — раздел лингвистики , изучающий происхождение слов и реже морфем . А также — методика исследований, используемых при выявлении истории происхождения слова или морфемы сам результат такого выявления. А ещё знание этимологии может помочь… правильно писать слова. В этом случае говорят, что этимология состоит на службе у орфографии.

Белый,бельё и берёза Сейчас трудно представить, что слова белый, бельё и берёза имеют общий корень. Но это именно так. Существительное бельё является древнерусским суффиксальным производным от прилагательного бéлый с исходным значением «некрашеное (белое) полотно». И берёза получила своё название за белую кору. Зная происхождение слова берёза, мы уже никогда не напишем его по-другому.

Коньки Конькú, названные так по форме и функции, когда-то украшались спереди фигурками, похожими на лошадиную голову. Следовательно, проверочное слово – конь.

Современные этимологические словари русского языка П.Я Черных А.К Шапошников

Чем вам поможет этимология? Поможет узнать происхождения слов Поможет расширить лингвистический кругозор Повысить общую культуру речи и проникнуть в тайны нашего языка Понять значение и усвоить правильное написание слов

Азбука Слово азбука – древнерусское. По-древнерусски первая буква алфавита называлась «аз», а вторая – «буки». Из названий первых двух букв получилось слова азбука. Когда-то существовало и еще одно слово название азбуки – «абевега» , но оно не сохранилось.

Астрономия Название науки о звездах пришло к нам из греческого языка. Astron по-гречески – «звезда», а nomos – «закон».Теперь астрономией называют науку , занимающуюся изучением не только звезд , но и Вселенной вообще.

Биология Слово заимствовано из французского языка. Название этой науки образован в 1802 году выдающимся французским естествоиспытателем Ламарком из двух греческих слов : bios – «жизнь» и logos — «слово», «учение»

Вундеркинд Слово заимствовано из немецкого языка , где было образовано сложением двух слов : Wunder – «чудо» и Kind – «ребенок». Но первоначально слово использовалось как определения Иисуса Христа в детстве.

Каникулы Самое любимое слово всех школьников. Но когда-то это латинское слово к школе не имело никакого отношения. В Древнем Риме каникулой называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В переводе слово буквально означает «собачка», «щенок». В период наиболее жарких дней в году ( в июле-августе) солнце проходило через это созвездие , тогда и делали перерыв в занятиях и работе.

Мел Слово образовано от того же корня, что и глаголы мелю, молоть, и первоначально означало «мелкий», «молотый»

Педагог Русский язык заимствовал слово в XVIII веке из французского языка. Но истории его начинается гораздо раньше, в Древней Греции. Греческое слово paidagogos в переводе означает «сопровождающий ребенка» ( pais — «дитя», ago – «веду»)

Портфель Слово заимствовано из французского языка. Оно состоит их двух частей : porter – «носить» и feuille – «лист». Портфель -«листонос», в нем удобно носить тетради и книги.

Все эти слова родственны слову «печь»: «пещера» происходит от старославянского слова «Печора» — «похожая на печь» (пещера по-украински — «Печера»). «Печаль» происходит от слова «печи» — «забота», производное от слова «пекти» — «то, что жжёт, печь». «Печать» также от слова «пекти» — «печь». Печать первоначально — «орудие для выжигания знака». Что общего в словах пещера , печать , печаль?

«Ровесник»-это существительное образовано от ровесный – «равный по годам», восходящего к той же основе, что ровня, равный, ровный. «Сверстник» -образовано суффиксальным способом от исчезнувшего «съвърстьный» – «равный по возрасту», от «съвьрсть» – «равный возраст». Объясните написание слов – ровесник , сверстник

Этимология на службе орфографии. Мы, разумеется, далеки от убеждения, что этимология – панацея от всех бед. Орфографические ошибки в тетрадях учеников будут всё равно, от этого никуда не деться. Главное, однако, в том, что на смену бездумной зубрёжке непроверяемых слов приходит запоминание с пониманием. И, конечно, понимание того, что изучать этимологию на этимологической основе просто интересно!

Закончить наше выступление с удивительным миром слов нам бы хотелось бы высказыванием К.Паустовского: “В таинстве родства русских слов человеку открываются и корни языка, и весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера”.

Корнем перст Спасибо за внимание

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 849 человек из 81 региона

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 305 человек из 62 регионов

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 945 человек из 80 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

  • Сарапкина Мария ВячеславовнаНаписать 2801 29.01.2018

Номер материала: ДБ-1099318

    28.01.2018 798
    28.01.2018 723
    27.01.2018 664
    23.01.2018 7934
    15.01.2018 740
    12.01.2018 327
    07.01.2018 532
    04.01.2018 334

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Видео:Орфограммы в частях словаСкачать

Орфограммы в частях слова

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни

Время чтения: 1 минута

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов

Время чтения: 2 минуты

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся

Время чтения: 1 минута

С приведенными выше словами составьте словосочетания этимология на службе орфографии

В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

💥 Видео

Что такое фразеологизмы? Определяем значение фразеологизмовСкачать

Что такое фразеологизмы? Определяем значение фразеологизмов

Происхождение слов (Этимология).Скачать

Происхождение  слов (Этимология).

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА СловосочетаниеСкачать

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА Словосочетание

Как найти грамматическую основу предложения?Скачать

Как найти грамматическую основу предложения?

Словосочетания. Синтаксис и пунктуация | Русский язык ЦЭ и ЦТ | Задания Б части | | Решаем ЦЭ и ЦТСкачать

Словосочетания. Синтаксис и пунктуация | Русский язык ЦЭ и ЦТ | Задания Б части |  | Решаем ЦЭ и ЦТ
Поделиться или сохранить к себе: