- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Словосочетание. Связь слов в словосочетании
- 📽️ Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Таблица с примерами
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Связь слов в предложенииСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Связь слов в предложении #словоСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание. Связь слов в словосочетании
Связь слов в словосочетании»
Первушина Т.Е.- учитель русского языка и литературы Урок в 8- Б классе.
«Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока: *Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; 3) закрепление навыков правописания;
1. обучение умению связно излагать свои мысли.
· Развивающие: 1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; 3) овладение нормами литературного языка.
· Воспитательные воспитание ответственности за качество своих знаний; Воспитание любви к родному русскому языку Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Универсальные учебные действия:
· ЛичностныеУУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
· Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
· Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учетом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
· Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технологии урока: 1.Технология здоровьесбережения.
2.Технология коллективного обучения.
Язык неистощим в соединении слов.
1. Организационный момент
1. Психологический настрой
— Ребята, добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Громко прозвенел звонок –
— Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
1. Прием целеполагания.
— Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(Соединение слов – это есть словосочетание).
— Подберите синоним к слову «соединение»
( Сочетание слов – словосочетание)
— Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании». А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
( Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)
1. Актуализация знаний
— Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Итак, обобщим имеющиеся знания.
1. Деление на три группы, выбор капитана группы.
— Ребята, выходят капитаны к доске, берут по одному листочку с началом предложения. Завершите предложения. Работа у доски.
1. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании : управление, согласование, примыкание.
6.По способу выражения главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные .
Обобщение и систематизация знаний
1. Проблемная ситуация . Работа в паре
— Мы повторили изученное.
Найдите закономерность в построении словосочетаний.
Очень хорошая
Верят в любовь
( В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. , Это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания).
— Подведем итоги урока.
1. Игра «Сорви лепесток»»
— Сейчас мы поиграем в игру «Сорви лепесток»». Работаем в паре. Задание: каждая группа сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи. Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.
Бывает так: в (не)яркий день грибной
Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,
И встанет лес игластою ст…ной,
И загородит нужную д…рогу.
( Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)
Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить
Ни гордых круч, ни злого буерака.
Коль начал жить, так прямо надо жить,
Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.
( Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)
Потом раздвин…шь ветви, и в лицо
Ударит солнце, теплое, земное.
П…ляна пахнет медом и пыльцой,
Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.
(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь) (8минут)
2.Разминка Игра « Да или нет?» — Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – красную.
1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)
2.Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)
3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)
4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)
5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)
6. Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)
7.Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)
8.Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)
9. Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)
10. Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)
3. Выборочное списывание
Выпишите только словосочетания, объясняя выбор. (на слайде)
4.Придумать словосочетания к картине Васнецова «Богатыри»
5.Видео о картине «Богатыри»
6. Проверяем себя (слайд)
— Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? (Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову; определить, чем выражены главное и зависимое слова)
— На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
( По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные)
— Какое значение могут иметь словосочетания по характеру зависимого слова?
(Определительное, дополнительное, обстоятельственное)
— Как определить значение словосочетания?
(Задать к зависимому слову смысловой вопрос)
VI. Дифференцированное творческое домашнее задание:
Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.
1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.
2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.
📽️ Видео
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Русский язык, 9-й класс, Способы связи слов в словосочетании. Согласование. УправлениеСкачать