Рош ха шана где ударение

Содержание
  1. Как празднуют в Израиле Рош ха-Шана — еврейский Новый год и день рождения Человека
  2. Название, смысл и даты праздника
  3. Когда был сотворен мир?
  4. Предтеча Йом-Кипура (Судного дня)
  5. «Ташлих» – выбрасывание грехов в воду
  6. Как поздравляем, как справляем
  7. Что едим
  8. Особенности праздничных молитв и благословений
  9. Трубление в шофар
  10. Точное время начала праздника и конца шабата
  11. Рош ха шана где ударение
  12. 2. Мед и гранаты
  13. 3. Блюда из рыбы
  14. 4. Сладости
  15. 5. Новый год отмечают в седьмом месяце
  16. 6. Закопай шофар
  17. 7. Двухдневный праздник
  18. 8. Разные названия одного праздника
  19. 9. Синагога вместо вечеринок
  20. Дни праздника Рош аШана на ближайшие годы:
  21. 18 фактов о Рош а-Шана, которые должен знать каждый еврей
  22. 1. Сюрприз!
  23. 2. Время Высшего Суда
  24. 3. Почему нас судят
  25. 4. Для чего?
  26. 5. Праздник и Суд, радость и страх
  27. 6. Ткиа, шварим, труа
  28. 7. Шабат без шофара
  29. 8. О чем просим Всемогущего
  30. 9. Свет праздника
  31. 10. Круглый хлеб
  32. 11. Симаним: яблоко с медом – раз…
  33. 12. Два – «во главе, а не в хвосте»
  34. 13. Три – зернышки граната
  35. 14. Более продолжительная молитва
  36. 15. Чтение Торы
  37. 16. Избавление от грехов
  38. 17. Особый настрой
  39. 18. Всего 4 новых года

Видео:Рош ха-Шана: каббалистический смысл новогоднего пожеланияСкачать

Рош ха-Шана: каббалистический смысл новогоднего пожелания

Как празднуют в Израиле Рош ха-Шана — еврейский Новый год и день рождения Человека

Рош ха шана где ударение

Название, смысл и даты праздника

Еврейский Новый год Рош ха-Шана (רֹאשׁ הַשָּׁנָה‏‎), точное произношение на иврите «рош hа-шанА», на идише «рошешОнэ»; здесь и далее ударение в словах отмечено заглавными буквами) отмечают 1-го и 2-го числа иудейского месяца тишрей (тишри). В 2017 году его празднование начинается вечером в среду, 20 сентября, и завершается вечером в пятницу, 22 сентября .

Поскольку в этом году второй день Рош ха-Шана плавно перетекает в шабат, учреждения, многие магазины и другие предприятия, а также общественный транспорт не функционируют трое суток подряд, вплоть до вечера субботы, 23 сентября . В отличие от шабата, в праздник разрешено приготовление пищи, но только предназначенной для съедания в ближайшие часы.

«Рош ха-Шана» дословно означает «голова года». Подобно тому как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош ха-Шана зависит, каким будет для него наступающий год.

Рош ха-Шана празднуется два дня, хотя Тора предписывает соблюдать его только 1 тишрея: «И в седьмом месяце , в первый день месяца будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар» (Ваикра/Левит 23:23-25; Бемидбар/Числа 29:1-6).

Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Стране Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Сангедрина (Синедриона), когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца 29 элуля считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 тишрея или 30 элуля и следует ли начинать праздник. Во избежание сомнений постановили праздновать Рош ха-Шана два дня.

Когда был сотворен мир?

Какому из шести дней сотворения мира соответствует Рош ха-Шана, начало года? Оказывается, не первому дню, в который были сотворены небо и земля, а шестому, когда был создан человек. В этот день сотворение мира было завершено и начался первый год его полноценного существования.

«И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всей землей» (Берешит/Бытие 1:26).

Почему Тора говорит «сделаем» — во множественном числе? Разве не Бог в одиночку создал человека? На этот вопрос есть разные ответы, один из них таков: множественным числом глагола «сделаем» Бог обращается к самому человеку, который тем самым становится участником в Божественном сотворении его же личности.

Бог как будто говорит Адаму (и тем самым каждому человеку): «Если ты хочешь, если ты приложишь усилия, если ты постараешься, то мы вместе — ты и Я — сделаем из тебя человека». Таким образом, сразу при сотворении мира на человека была возложена личная ответственность за то, чтобы он был Человеком. И каждый праздник Рош ха-Шана — напоминание ему об этом.

Предтеча Йом-Кипура (Судного дня)

Установление 1 тишрея религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано и с тем, что в этот день Бог судит весь мир. В эти дни, учит иудейская традиция, Он записывает в Книгу Жизни главные события, которые произойдут с людьми в грядущем году. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник. С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния – «ямИм нораИм» («дни трепета» или «дни раскаяния»), заканчивающиеся Йом-Кипуром — днем всепрощения, искупления. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Богослужения в эти дни призваны повлиять на решение Творца. Лишь после Йом-Кипура Божественный вердикт утверждается — «скрепляется печатью». Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош ха-Шана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги.

«Ташлих» – выбрасывание грехов в воду

Слова пророка Михи: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты бросишь в пучину морскую все грехи наши» (Миха 7:18-19) легли в основу обряда «ташлИх» («выбрасывание»).

После полудня в первый день Рош ха-Шана (или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, родника или моря, встряхивают полы одежды, «вытряхивая» грехи, и произносят вышеприведенный стих, а также другие принятые в данной ситуации тексты и покаянные гимны и молитвы.

Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу и «вечноглядящее око». Обряд ташлих сам по себе не очищает человека, но символизирует его намерение укрепиться на пути покаяния в наступающем году.

Как поздравляем, как справляем

Самый простой способ поздравить с еврейским новым годом, не требующий знания иврита, – сказать «шанА товА» («год добрый»). Если ваши знакомые владеют идишем, их обрадует приветствие «а гут ёр», означающее то же самое.

После молитвы «Маарив» в первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни: «ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму» («Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью»). В этот день дарят подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Что едим

Стремясь призвать в свой дом радость и счастье, в Рош ха-Шана едят яблоки с медом, различные сладости. Также на столе стоят блюда из рыбы — символа плодородия и размножения; баранья голова — символ главенствования, «чтоб нам быть головой, а не хвостом»; гранат — «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; кружочки моркови, напоминающие золотые монеты; много других овощей и фруктов — в знак надежды на обильный урожай. В начале праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую сладкую халу с изюмом), над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует и обычай есть яблоки с медом, говоря: «Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год».

Кислое, горькое и острое есть не принято. Орехов в Рош ха-Шана не едят, потому что гематрия (числовое значение) букв этого слова на иврите равна гематрии слова «грех».

Особенности праздничных молитв и благословений

Сборник еврейских праздничных молитв называется «махзОр», (круговорот, цикл). Среди молитв на Рош ха-Шана есть обычные, читаемые и в другие дни, например «Шма, Исраэль» и «Амида», текст которых модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют «пиюты» — поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние 2000 лет.

Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, содержат десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (специально обработанный бараний рог) — один из главных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

Трубление в шофар

Одно из библейских названий Рош ха-Шана — «день трубных звуков». Важнейшая заповедь праздника – слушать, как трубят в шофар (непосредственно, а не как звук, транслируемый с помощью электроники), что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной.

Голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик души, обращенный к небесному Отцу, пробуждает человека к тшуве (раскаянию). Слушать звуки шофара принято стоя. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы «Мусаф» запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре.

Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар — напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака. Наше поколение само по себе, может, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: «Вспомни заслуги праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова — и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя, и ради праведного Машиаха Твоего». Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде, пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.

Точное время начала праздника и конца шабата

В канун первого дня Рош ха-Шана принято зажигать свечи. При этом произносят два благословения:

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ашЕр кидшАну бе-мицвотАв ве-цивАну леhадлИк нэр шель йом hа-зикарОн. АмЭн»(«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня памяти. Аминь»)

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ше-hэхьЯну ве-киймАну ве-hигиАну ла-змАн hа-зЭ. АмЭн» («Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, Который позволил нам дожить до этого времени. Аминь»)

Время зажигания праздничных свечей и исхода шабата 20/23 сентября в Москве – 18.16/исход – 19.21.

Видео:5 фактов о Рош а-Шана, которых вы не зналиСкачать

5 фактов о Рош а-Шана, которых вы не знали

Рош ха шана где ударение

Первый день Рош аШана никогда не приходится на воскресенье, среду или пятницу. Поскольку все еврейские праздники начинаются с заходом солнца накануне и заканчиваются с наступлением темноты на следующий день, современный еврейский календарь составлен так, чтобы они не пересекались с Шаббатом. Таким образом Йом Кипур не может выпасть на пятницу или воскресенье, а это означает, что Рош аШана, который отмечают за 10 дней до него, никогда не приходится на среду или пятницу. Новый год в еврейском календаре также не попадает на воскресенье, чтобы Ошана Раба, седьмой день праздника Суккот, не пришелся на Шаббат, что сделало бы невозможным исполнение определенных праздничных ритуалов. Четыре дня, когда дозволено отмечать Рош аШана, называются «четверо врат».

Видео:День, который решает судьбу на целый год! Рош ха-Шана: как праздновать Новый год? Раввин КаминецкийСкачать

День, который решает судьбу на целый год! Рош ха-Шана: как праздновать Новый год? Раввин Каминецкий

2. Мед и гранаты

По данным Министерства сельского хозяйства, израильтяне потребляют 4000 тонн меда в год. В один только месяц Тишрей они потребляют 2000 тонн. При этом для производства одной банки меда пчелы должны собрать нектар с 5-8 миллионов цветов.

Что касается гранатов, то в течение Рош аШана израильтяне поглощают около 6 тысяч тонн этих рубиновых плодов, тогда как общее потребление составляет 14 тысяч тонн в год. Израильские селекционеры вывели различные сорта гранатов – одни слаще, другие дольше хранятся. Согласно информации министерства, в среднем израильтяне съедают три граната на человека в год, и два из них – на Рош аШана.

Видео:РОШ А-ШАНА | история и традиции праздникаСкачать

РОШ А-ШАНА | история и традиции праздника

3. Блюда из рыбы

Рош аШана в буквальном переводе с иврита означает «голова года». Некоторые еврейские общины во время праздничной трапезы традиционно едят голову рыбы или ягненка (или курицы). Другие общины не едят голову рыбы, а украшают ею праздничный стол.

Эта традиция уходит своими корнями в Мишне Тора, где говорится: «Сделает тебя Г-дь главою, а не хвостом». В ашкеназских общинах принято есть рыбу (обычно гефилте фиш), поскольку это древний символ плодородия и изобилия.

Согласно данным министерства сельского хозяйства, в среднем израильтяне съедают один килограмм рыбы в месяц, но на Рош аШана это число удваивается. В месяц Тишрей израильские потребители покупают 800 тонн карпа (в другие месяцы – 250 тонн), 750 тонн тилапии (в другие месяцы – 550 тонн) и 250 тонн кефали (в другие месяцы – 170 тонн).

Видео:Рош а Шана в ИзраилеСкачать

Рош а Шана в Израиле

4. Сладости

Рош аШана может похвастаться множеством ритуалов для гурманов. Практически все общины воздерживаются от маринованных продуктов (чтобы год не был кислым). Некоторые традиции предписывают избегать орехов, поскольку числовое значение еврейского слова «эгоз» («орех») совпадает со значением слова «хет» («грех»). Тем не менее, существует множество вкусных продуктов, которые можно позволить себе в Новый год.

Принято есть яблоки в меду и изюм (чтобы год был сладким), гранаты (раввины утверждают, что в этих плодах 613 семян – столько же, сколько заповедей в Торе), круглую халу (символизирует цикличность года), морковь (символ добрых дел), свеклу (символ изгнания врагов) и, конечно, рыбу (см. выше).

Видео:Как праздновать Рош Ха-Шана в 2022 // День Суда или День Радости // Еврейский Новый год 2022Скачать

Как праздновать Рош Ха-Шана в 2022 // День Суда или День Радости // Еврейский Новый год 2022

5. Новый год отмечают в седьмом месяце

Вы можете себе представить празднование Нового года 1 июля? Рош аШана знаменует начало года в иудаизме, но его отмечают в седьмом месяце еврейского календаря. В «Хомеш шени» («Книге Исхода» в Торе) сказано, что первым месяцем года должен быть весенний месяц Нисан.
Почему же мы отмечаем его сейчас? Существует множество интерпретаций. Толкователи Мишны утверждают, что смысл вавилонского названия седьмого месяца Тишрей – «новое начало». Согласно Мишне, в иудаизме есть четыре новогодних дня: 1-е Нисана – для восхождения царей, 1-е Тишрея – для календарных лет, шаббатних лет, юбилейных лет и посадки растений, 1-е Елула (или 1-е Тишрея по другим источникам) – для маасера (десятины скота и урожая) и 1-е Швата (или 15-е Швата в наши дни) – для деревьев.

Согласно Талмуду, в первый день месяца Тишрей были созданы Адам и Ева.

Видео:Подготовка к РОШ А-ШАНА Еврейскому новому году #рошашана #подготовкакрошашанаСкачать

Подготовка к РОШ А-ШАНА Еврейскому новому году #рошашана #подготовкакрошашана

6. Закопай шофар

Шофар (бараний рог) – важный атрибут Рош аШана, поскольку он призывает к покаянию во время Ямим нораим (периода от Рош аШана до исхода Иом-Киппур). Чтобы рог считался кошерным для использования, в нем не должно быть хрящей. Согласно информации иерусалимского фонда «Ави Хай», существует специальная техника для очистки рогов, но лучшим способом считается закопать его, чтобы жуткие твари земные съели лишние ткани.

Чтобы держать шофар в чистоте и избежать неприятных запахов, современные эксперты советуют пользоваться уксусом и перекисью водорода. Один из самых простых способов для очистки рога – гравий (как правило, аквариумный) и мягкий, круглый и упругий мяч Нёрф. Когда в полый рог засыпают гравий, им затыкают широкий конец шофара. Нёрф, который позиционируется как первый мяч для игры в помещениях, мягкий и пластичный, поэтому его легко извлечь.

Видео:Как праздновать Рош ХаШана в 2023? Секрет обновления+особенности в этом году! Еврейский Новый год?Скачать

Как праздновать Рош ХаШана в 2023? Секрет обновления+особенности в этом году! Еврейский Новый год?

7. Двухдневный праздник

Раньше Рош аШана отмечался один день, но коммуникационные проблемы превратили его в двухдневный праздник.

Еврейский календарь основан на лунном цикле, и новый месяц начинается с новолунием. Казалось бы, достаточно посмотреть на небо, чтобы получить убедительное доказательство новолуния, но провозглашать новолуние мог только раввинский совет в древнем Иерусалиме (и позднее в Явне), который затем отправлял гонцов по всей земле для информирования общественности. Поскольку в древние времена не было автомобилей, телефонов и компьютеров, новость часто приходила уже после начала месяца. Когда праздник стал двухдневным, все смогли отмечать его вовремя. Обычай прижился, несмотря на то, что в современном мире очень легко выяснить, когда начинается новый месяц.

Видео:Евреи во всем мире отмечают праздник Рош ха-ШанаСкачать

Евреи во всем мире отмечают праздник Рош ха-Шана

8. Разные названия одного праздника

У Рош аШана много названий. В Торе он упоминается как Йом Ха-Зикарон – День памяти (не путать с израильским днем памяти павших солдат и жертв терроризма) или Йом Труа (день звучания шофара). Этот праздник также известен как Судный день, поскольку, согласно легенде, именно на Рош аШана Г-дь судит наши прошлогодние поступки и решает судьбу на следующий год. Считается, что впервые слова «Рош аШана» прозвучали из уст пророка Йехезкеля, хотя он имел в виду не святой день, а начало года.

Видео:Скоро Рош ха-Шана! Готовлю ростбиф!Скачать

Скоро Рош ха-Шана! Готовлю ростбиф!

9. Синагога вместо вечеринок

Рош аШана, хоть и является Новым годом по еврейскому календарю, но отмечается без шумных вечеринок и шампанского, в отличие от Нового года в григорианском календаре. На Рош аШана запрещено работать, и предполагается, что большую часть времени вы должны провести в синагоге. Молитвы, читаемые в Рош аШана, должны содержать десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар.

Видео:Еврейский новый год, тайна репчатого лука. РОШ А-ШАНА 2023Скачать

Еврейский новый год, тайна репчатого лука. РОШ А-ШАНА 2023

Дни праздника Рош аШана на ближайшие годы:

В 2017 году — наступит 5778 Рош аШана – 21 сентября (с вечера 20 сентября по вечер 22 сентября, со среды по пятницу).

В 2018 году – наступит 5779 Рош аШана – 10 сентября (с вечера 9 сентября по вечер 11 сентября, с воскресенья по вторник).

В 2019 году – наступит 5780 Рош аШана – 30 сентября (с вечера 29 сентября по вечер 1 октября, с воскресенья по вторник).

В 2020 году – наступит 5781 Рош аШана – 19 сентября (с вечера 18 сентября по вечер 20 сентября, с пятницы по воскресенье).

В 2021 году — наступит 5782 Рош аШана – 7 сентября (с вечера 6 сентября по вечер 8 сентября, с понедельника по среду).

В 2022 году — наступит 5783 Рош аШана – 26 сентября (с вечера 25 сентября по вечер 27 сентября, с воскресенья по вторник).

Видео:Рош-А-Шана. История и традиции. Праздники ИзраиляСкачать

Рош-А-Шана. История и традиции. Праздники Израиля

18 фактов о Рош а-Шана, которые должен знать каждый еврей

от Рош ха шана где ударениеЦви Фриман 28 Elul 5781 – 05.09.2021, 18:00 5.4k Просмотры 11 Голоса

Традиционное приветствие в Рош а-Шана – «Шана това!» (שנה טובה), что означает «Хорошего года!» Часто к этому добавляется «у-метука» (ומתוקה) – «и сладкого».

Рош а-Шана празднуется в течение 2 дней. Хотя к большинству еврейских праздников дополнительный день прибавляется только за пределами Земли Израиля, в диаспоре, это единственный праздник, когда по всему миру, включая Израиль, он отмечается целых 2 дня.

Первый день Рош а-Шана может приходиться только на 4 дня недели: понедельник, вторник, четверг или субботу, и никогда на воскресенье, среду или пятницу.

Рош ха шана где ударение

Рош ха шана где ударение

Видео:Рош ха-Шана еврейский Новый год УманьСкачать

Рош ха-Шана еврейский Новый год Умань

1. Сюрприз!

В переводе с иврита название праздника означает не «Новый год», а «Глава Года».

Рош а-Шана не просто знаменует начало нового календарного цикла, и в том, что он стоит во главе всех остальных праздников года, содержится глубокий смысл, потому что он очень многое определяет в нашей жизни. Подобно тому, как голова человека (а точнее, его мозг) сообщает всему телу, что оно должно делать, наше поведение в Рош а-Шана, а главное, в течение всего предыдущего года имеет далеко идущие последствия.

Видео:Что такое Еврейский Новый год (Рош Ха-Шана) и как его празднуют?Скачать

Что такое Еврейский Новый год (Рош Ха-Шана) и как его празднуют?

2. Время Высшего Суда

Рош а-Шана не похож на праздники других народов, которыми начинается год. Для нас это не время подарков и веселых сюрпризов и не радость от сбора урожая, а время Высшего Суда. Согласно еврейской традиции, именно в Рош а-Шана определяется приговор каждому живому существу на весь следующий год. На чаше весов не много не мало наши жизнь и смерть и все, что с этим связано.

В книге Зоар говорится, что Рош а-Шана – время, когда наш злейший враг, Сатан , получает у Всемогущего полномочия обвинителя – прокурора. И тем не менее, Мишна называет Рош а-Шана Йом Тов (праздник).

Видео:Всё о Рош-ха-Шана 2023 - еврейский Новый Год | ХАГИМ | Cтудия РХРСкачать

Всё о Рош-ха-Шана 2023 - еврейский Новый Год | ХАГИМ | Cтудия РХР

3. Почему нас судят

Почему начало месяца Тишрей оказалось связано с Высшим Судом?

Причина кроется в грехе Адама и Хавы, нарушивших запрет Бога не есть плоды Древа Познания. Стоило Адаму съесть кусочек этого плода – и в его сердце возникло дурное влечение (Раши, Берешит, 2:25), которого не было и не могло быть до этого момента. С той поры по собственной воле он мог приносить зло или добро, как себе, так и другим (Рамбан, Берешит 2:9), руководствуясь любовью или ненавистью. А изначально он действовал в соответствии со своей природой и предназначением, выполняя волю Всевышнего наподобие того, как это делают, к примеру, небесные светила.

Осознав изменения в своем духовном состоянии, Адам и Хава даже попытались спрятаться от Всевышнего среди деревьев Райского Сада (Берешит, 3:8). И в тот же день, когда сотворил их, Бог судил людей за нарушение завета (Санедрин, 38б). Так Рош а-Шана стал временем Божественного Суда на все поколения.

Видео:Рав Коган: В чем смысл праздника Рош Ха-Шана и как его праздовать правильно?Скачать

Рав Коган: В чем смысл праздника Рош Ха-Шана и как его праздовать правильно?

4. Для чего?

Каббала учит, что Бог создал этот мир, чтобы раскрыть в нем свое добро, однако то, что человеку тяжело, больно, неприятно, обычно он считает плохим. Но разве горькое лекарство, болезненная медицинская процедура или операция плохи, если помогают излечиться от смертельной болезни? А кроме того, непростые жизненные ситуации обогащают наш жизненный опыт, помогая выработать новые важные для жизни качества, раскрыть и задействовать тот драгоценный потенциал, который иным путем не извлечь.

Как объясняют наши мудрецы, смысл Высшего Суда в Рош а-Шана именно в том, чтобы осуществился замысел Творца дать нам максимальное добро. Конечно, максимальное не в нашем понимании (как, например, найти клад и купить «Бентли» или чтобы на старости лет выросли новые зубы), а в понимании Всевышнего – в первую очередь, добро в отношении нашей души и ее совершенства.

Пишет Рамхаль ( Даат Твунот ): дабы удостоиться такого добра, необходимо, чтобы человек получил его не даром, как «хлеб стыда», а в заслугу исполненных заповедей и добрых дел. Иначе говоря, чтобы получаемое нами добро было полным и истинным, оно должно прийти к нам по Закону – то есть по Суду, а не просто так.

Видео:Рош-а-шанаСкачать

Рош-а-шана

5. Праздник и Суд, радость и страх

С одной стороны, мы знаем, что о нас заботится сам Царь царей, а с другой – нам страшно, потому что именно из любви к нам Отец может быть беспощаден к нашим недостаткам. Так Рош а-Шана являет собой сочетание праздника и Суда одновременно, и цельность этого добра в том, что оно приходит к нам не как подачка, а как то, что нами заслужено и, возможно, даже выстрадано.

Зоар сообщает, что суд первого и второго дня не одинаков: в первый день Рош а-Шана происходит «тяжелый суд», а во второй – «мягкий суд». Довольно распространен обычай в первую ночь не спать, посвятив это время учебе, чтобы максимально смягчить суд второго дня.

Даже если праздник выпал на Шабат, когда послеполуденный сон считается отличным времяпрепровождением, мы все равно стараемся не дремать, чтобы ни одного драгоценного момента не потратить на что-то приземленное. Талмуд утверждает, что, если кто-то спит в начале года – в праздник Рош а-Шана, его счастье также «засыпает».

Видео:Израильские паломники в Умани отмечают Новый год – Рош ха-ШанаСкачать

Израильские паломники в Умани отмечают Новый год – Рош ха-Шана

6. Ткиа, шварим, труа

Как призыв к раскаянию в день Суда и в знак утверждения Божественной власти над всеми творениями в новом году в синагогах звучит пронзительный голос шофар а.

Трубление в шофар – знаковое событие Рош а-Шана. Главная заповедь праздника повелевает «слушать голос шофара».

Шофар – это особым образом обработанный бараний рог. В Рош а-Шана мы извлекаем из него три типа звуков: ткиа – звук длинный и протяжный, шварим – серия из трех непродолжительных звуков, и труа – серия отрывистых звуков (стаккато), состоящая не меньше, чем из 9.

В течение всей литургии в Рош а-Шана шофар звучит много раз и с разной периодичностью. Если постараться сосчитать все эти звуки, получится не меньше 100 «голосов».

Видео:Еврейский новый год, тайна яблока с медом. РОШ А-ШАНА 2023Скачать

Еврейский новый год, тайна яблока с медом. РОШ А-ШАНА 2023

7. Шабат без шофара

Однако в день праздника, совпадающий с Шабатом, в шофар не трубят – это постановление мудрецов было принято как мера предосторожности.

В принципе, трубление в шофар не нарушает законов Шабата, однако сам шофар, как и другие предметы, нельзя перемещать в пределах общественной территории более, чем на 4 локтя (около 2 метров), и переносить из одного частного владения в другое. Чтобы случайно не нарушить эти запреты, был принят закон, запрещающий трубить в шофар.

Нарушение может произойти, к примеру, если кто-то, не умеющий трубить, забыв о Шабате, отправится с шофаром к более опытному в этом деле человеку, чтобы тот протрубил для него или научил правильно трубить. А может быть, задумавшись, пойдет с шофаром в руке и пронесет его более 2 метров, пока сообразит, что нечаянно нарушил запрет. Может случиться и такое, что в синагогу перед Шабатом забудут принести шофар, тогда будет соблазн сходить за ним домой, а это наверняка более 2 метров. Все это было бы серьезным нарушением Шабата.

Кроме всего, в запрете трубить в Шабат содержится урок. Коронация Царя всех царей в Шабат особенная и она должна совершаться иначе, чем в другие дни. Те силы, которые обычно нам придает пронзительный звук шофара, теперь уже без его помощи мы должны извлечь во имя Всевышнего из глубины своего существа.

Видео:Духовный смысл праздника Рош а-Шана. Рабанит Голда КлейнбергСкачать

Духовный смысл праздника Рош а-Шана. Рабанит Голда Клейнберг

8. О чем просим Всемогущего

О чем мы молимся в Рош а-Шана? Об окончательном избавлении, о завершении исправления греха первого человека. О том, чтобы заново принять на себя бремя Царства Творца, то есть на новом уровне уяснить для себя очень простую вещь: только воля Творца правит этим миром – всем миром и мной в том числе. Это и есть основа Рош а-Шана.

Наставники Мусара (этическое учение) сетовали, что в своих молитвах человек может объять весь мир (он молится о том, чтобы весь мир принял на себя волю Творца), вот только про себя почему-то частенько забывает.

9. Свет праздника

– Во второй вечер праздника свечи не зажигают до наступления темноты – только начиная с момента выхода первых звезд;

– использовать нужно уже существующий огонь – как правило, это шамаш , зажженный перед праздником;

– в оба дня Рош а-Шана, как и в другие праздники, зажгая свечи, запрещено гасить спичку. Поэтому надо позаботиться, чтобы было безопасное место, куда можно положить использованную горящую спичку.

В отличие от Шабата, в праздники мы можем зажигать свечи и готовить еду, однако использовать можно только перенесенный (от шамаша ) огонь, а создавать новый или тушить огонь запрещено.

Поэтому позаботьтесь заранее о том, чтобы у вас был надежный зажженный источник, от которого можно будет перенести огонь для зажигания свечей и приготовления пищи. Обычно для этих целей используют свечи на 36 и более часов, а некоторые – если помещение хорошо проветривается, оставляют зажженной одну из конфорок газовой плиты.

Как в Шабат, так и в другие еврейские праздники будет очень хорошо, если вечерние трапезы Рош а-Шана будут проходить в том же помещении, где в установленное календарем время женщины и девочки зажгли праздничные свечи.

10. Круглый хлеб

Традиционное угощение в Рош а-Шана – прекрасная сдобная хала круглой формы. Считается, что круглый хлеб в этот праздник символизирует полный годовой цикл – «круглый год».

В течение всего праздника после Кидуша, которым начинаются праздничные застолья, мы традиционно говорим благословение на 2 круглые халы. Часто их делают с добавлением изюма, что подразумевает пожелание сладкого нового года. А чтобы добавить сладости, прежде чем откусить хлеб, мы обмакиваем кусочек халы в мед, а не в соль, как это делается в другие праздники и в Шабаты (в Суккот продолжают макать хлеб в мед, за исключением последнего дня праздника).

11. Симаним: яблоко с медом – раз…

В первые, вечерние, трапезы каждого из 2 дней праздника после благословения на хлеб, прежде, чем перейти к основным закускам и блюдам, празднующие съедают так называемые симаним – немного определенных фруктов и овощей, которые символизируют наши просьбы к Богу относительно благополучия нового года.

Самые распространенные из симаним – это яблоко с медом, голова рыбы и зерна граната, для ашкеназов обычно морковь, свекла и прочие, может быть, еще финики, как и для сефардов. Обмакнув яблоко в мед (иногда в густой сахарный сироп), перед тем, как его съесть, произносят просьбу о добром и сладком годе.

12. Два – «во главе, а не в хвосте»

Почему в Рош а-Шана принято съедать кусочек головы рыбы?

Это необычное праздничное блюдо говорит о нашем желании быть в числе передовых людей, а не аутсайдерами. Перед тем, как съесть кусочек головы рыбы, мы просим Бога помочь нам быть «головой, а не хвостом».

Некоторые общины предпочитают подавать голову барана, что тоже уместно, поскольку напоминает историю Акедат Ицхак (жертвоприношения Ицхака).

В трактате Рош а-Шана написано: почему шофар сделан из рога овна? Чтобы напомнить о заслугах Ицхака, которого вели на заклание, но вместо него в жертву был принесен овен.

В Талмуде сказано: «Когда вы трубите в шофар из рога овна, это означает, что вы сами связали себя предо Мной, как Ицхак». Речь идет о кротости и смирении, которые необходимы, чтобы принимать волю Царя царей. В чем заключалось величие Ицхака? Он принял волю Творца, которую раскрыл ему отец (с Ицхаком Он тогда еще не говорил) с максимальным смирением. В этом и состояло великое испытание Ицхака.

13. Три – зернышки граната

Как упоминалось выше, один из симаним – это зерна граната. Они олицетворяют желание иметь множество заслуг – столько же, как зернышек в гранате.

Распространено мнение, будто в каждом гранате 613 зерен, что соответствует общему числу заповедей Торы. Однако до сих пор никто это не подтверждал эмпирически (опытным путем).

14. Более продолжительная молитва

Утренняя служба в Рош а-Шана значительно длиннее обычной праздничной, что в основном вызвано дополнительной литургией при повторении Амиды кантором. Большая ее часть положена на музыку, молитва поэтична, а, кроме того, многие отрывки представляют собой стихотворения-акронимы, где каждая новая строчка начинается со следующей буквы ивритского алфавита. Кстати, для тех, кто стремится выучить Амиду наизусть, это хорошая подмога.

15. Чтение Торы

В Рош а-Шана, как в первый день, так и во второй, мы читаем отрывки из Торы о жизни праотца Ицхака:

– в первый день – о том, что Всевышний исполнил желание праматери Сары и после долгих лет бездетности наконец послал ей сына Ицхака;

– во второй день – об Акедат Ицхак (см. п. 10).

16. Избавление от грехов

В первый день Рош а-Шана – если он выпал не на Шабат, -соблюдающие евреи после дневной трапезы идут к реке или другому водоему (который пополняется родниками) и читают особую молитву, в которой упоминаются слова пророка Михи: «И Ты ввергнешь в глубины моря все грехи их». При этом принято символически вытряхивать карманы, что говорит о нашем горячем желании освободиться от всех грехов, включая грех первого человека, Адама.

Такая процедура называется ташлих , и одно из объяснений, в связи с чем она появилась, связано с коронацией Царя всего мира в Рош а-Шана. Это связано с древней традицией, когда церемония возведения царя на престол проводилась возле водоема, реки или родника, что символизировало добрые пожелания, в том числе долгого правления.

Провозглашая Всевышнего царем в день Рош а-Шана, стоя у водоема, мы признаем Его царскую власть и зависимость от Его царского милосердия. Как сказано в книге пророка Йешаяу: «Ибо Господь – Судья наш, Господь – законодатель наш, Господь – Царь наш, Он спасет нас”» (33:22).

17. Особый настрой

Итак, мы теперь знаем, что Рош а-Шана время Суда над миром, и каждое живое существо проходит перед Богом, а Он определяет его судьбу, какой ей быть впредь. И все же, несмотря на всю серьезность происходящего, это время спокойной уверенности и оптимизма. Ведь если Всевышний создал нас и продолжает поддерживать наше существование, Он знает, любит нас и желает только лучшего.

В этот особенный праздник мы демонстрируем Ему свою ответную любовь, веру, доверие, уповая на Него.

Самый высокий уровень служение Творцу – в радости. Это то, что праздник Рош а-Шана подразумевает в первую очередь. Постановление Шулхан Арух гласит: «Едят и пьют, и радуются, и не постятся в Рош а-Шана… и да пребудет страх перед Господом на их лицах» (597:1).

В книге пророка Нехемьи Эзра а-Софер велит евреям не плакать и не печалиться в Рош а-Шана: «И день этот свят перед Господом нашим; и не печальтесь, ибо радость Господня – ваша опора» (8:10).

18. Всего 4 новых года

В трактате Рош а-Шана говорится о том, что на самом деле у нас есть четыре «новых года» – «четыре периода, когда судится мир»: Песах – это время суда для злаков, Ацерет (Шавуот) – день суда для плодов деревьев, и еще принято считать, что день суда в отношении наших успехов в Торе. В Рош а-Шана перед Всевышним проходят все обитатели земли. А Суккот – время суда относительно воды (отсюда радостный праздник возлияния воды).

Мы не очень ощущаем, что Песах и Шавуот время суда, но в Суккот есть день Ошана Раба, особенные молитвы которого помогают нам ощутить атмосферу суда.

Во всех этих праздниках в той или иной мере присутствует сочетание радости и тревоги.

Использование автомобилей в Шабат и в праздники (упомянутые в Торе) запрещено. Поэтому некоторые раввины общин проходят в Рош а-Шана много километров пешком – чтобы протрубить в шофар для евреев, которые по каким-то причинам не могут присутствовать в синагоге.

Если вы знаете, что у кого-то сложная ситуация и он не сможет добраться до синагоги, поскорей сообщите об этом раввину ближайшей общины, чтобы он помог исполнить или организовал помощь в исполнении главной заповеди праздника.

Желаю всем нам Шана Това у-метука – хорошего и сладкого года!

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Поделиться или сохранить к себе: