Роль словесного ударения в речи

Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)

1.7. Ударение

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударениеСловесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

быть показателем грамматической формы слова.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

Роль словесного ударения в речи

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Роль словесного ударения в речи

Фонетическая сторона устной речи характеризуется также и словесным ударением. Словесное ударение — это один из факторов, который определяет произноси­тельную сторону речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Фонетическая сторона устной речи характеризуется также и словесным ударением. Словесное ударение — это один из факторов, который определяет произноси­тельную сторону речи. Словесное ударение играет изве­стную роль в обеспечении внятности речи: если в словах не соблюдается правильное ударение, затрудняется понимание речи. Поэтому в процессе обучения глухих устной речи необходимо осуществлять соответ­ствующую работу по формированию навыков словесного ударения.

Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с боль­шей протяжностью гласного звука. Ударение как бы спаивает звуки в единый речевой комплекс— слово. От­сутствие его делает слово простым набором звуков.

Словесное ударение является организующим звеном ритмической структуры слова.

Словесное ударение в русском языке’ выступает в ка­честве одного из смыслоразличительных средств. Часто мы сталкиваемся со словами, которые имеют одинаковый звуковой состав. Разное значение таких слов опреде­ляется местом ударения в слове: замокзамок, атласатлас, стоитстоит.

С помощью словесного ударения можно также опре­делить иногда ту или иную грамматическую форму сло­ва; например: питьМы пили чай; пилитьИди пили дрова. Таким образом, в русском языке словесное ударе­ние имеет немаловажное значение.

Словесное ударение характеризуется следующими особенностями. Прежде всего оно разноместно. В раз­ных словах ударение может приходиться на разные сло­ги: на первый слог (парта, книга, школа), на второй слог (катушка, окно, морковь), на третий слог (пароход, па­ровоз, огурец) и т. д.

Второй особенностью словесного ударения является его подвижность. Это значит, что в пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой. Так, .например, в словах рука, нога ударение подвижно. В именительном падеже единственное числа рука, нога ударение стоит на втором слога в именительном падеже множественного числа оно перемещается со второго слога на первый: руки, ноги.

Разумеется, что при овладении ударением глухие учащиеся будут испытывать известные трудности.

Работая над словесным ударением, сурдопедагогу необходимо решить несколько задач: прежде всего на! учить глухих детей технике выделения ударного слога т. е. силой голоса, более длительным произнесением ударного гласного звука выделять один из слогов слова. Далее глухих нужно научить правильной постановке ударения в словах. Глухой ученик должен уметь не только! выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно слог необходимо выделить — первый, второй или третий. Наконец, глухие учащиеся должны обладать подвижностью ударения.

Работа над словесным ударением начинается с первых дней пребывания учащихся в школе. Техника выделения ударного слога и правильной постановки словесного ударения вырабатывается с первых лет обучения

Обучение технике выделения ударного слога, как правило, начинается на слоговом материале. Школьники учатся правильному воспроизведению разных ритмов! Так, например, разучивается ритм, состоящий из двух! слогов — из ударного и безударного слога: гага, сасал вава, заза и т. д. Здесь учащиеся овладевают техников выделения ударного слога в двухсложных словах с ударением на первом слоге. Затем берутся другие ритмы гагата (капуста), гагата (виноград), тата (окно) и т. д.! Обучение технике выделения ударного слога в том или! ином ритме проводится следующим образом: прежде всего внимание учащихся обращается на более интенсивную вибрацию в области гортани и на длительное произнесение гласного звука. При этом опираются на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, зрительное восприятие и слуховые ощущения (остатки слуха). Используются также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемым ритм отхлопывается. При этом хлопком большей интенсивности выделяется ударный слог слова, менее сильным хлопком сопровождается безударный слог. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование 1 . Обучение технике выделения ударного слога на опре­деленном ритме соединяется с обучением правильному произношению слов, соответствующих данному ритму, например: тата — парта, книга, школа, Лида. Разумеет­ся, что берется словарь, которым владеют учащиеся дан­ного класса. Желательно первоначально каждый ритм разучивать в отдельности. Начинать надо со слогов и сразу переходить к словам. В дальнейшем можно вести работу параллельно над несколькими ритмами. Приве­дем наиболее часто встречающиеся пять ритмов, на ко­торых глухие учатся и технике выделения ударного слога, и правильной постановке ударения в словах.

тата — лампа, палка, космос

тататаулица, курица, дедушка, девочка

татата — капуста, рубашка, собака

тататаогород, молодец, пароход Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у учащихся навыков дирижирования. Глухие дети должны обучаться дирижированию, так как оно помогает овладению правильным словесным ударе­нием. Сущность дирижирования состоит в том, что ритм воспроизводится движением руки в воздухе. Для обо­значения ударного слога используется более энергич­ное движение руки, а безударные слоги выделяются слабее.

Различаются два вида дирижирования. Первый из них состоит в том, что движением руки сопровождается каждый слог произносимого слова. Ударный слог выде­ляется более интенсивным и длительным движением в момент звучания гласного звука, безударный слог со­провождается менее интенсивным и менее длительным движением руки. Второй вид дирижирования состоит в том, что движением руки сопровождается только удар­ный слог. В первом случае дирижирование дает возмож­ность обозначать место ударения в слове и количество слогов, во втором случае лишь обозначается место в сло­ве. Глухой ребенок должен овладеть прежде первым видом дирижирования, затем на последующих годах обучения можно применять второй вид дирижирования! Однако если у детей появляются затруднения в правили ной постановке ударения в слове, в определении количиства слогов, необходимо вновь вернуться к первому виду дирижирования.

Обучать дирижированию рекомендуется как на слого­вом материале, так и на материале слов, фраз и связном текста. Для овладения дирижированием необходим подготовка. Сначала у глухих вырабатывается умением выделить один из слогов силой голоса. Затем произнесение сопровождается отхлопыванием, отстукиванием и, наконец, дирижированием. Так же проводится работа над материалом слов, фраз и текста. В дальнейшем учяащиеся переходят на самостоятельное дирижирования Для обучения глухих правильному дирижированию можно рекомендовать такие, например, виды работы: 1) учащиеся сопровождают дирижированием чтение речевом материала; 2) под дирижирование ученика класс произносит хором тот или иной речевой материал. Здесь очень хорошо использовать стихотворные тексты, загадки, nословицы, материалы обиходно-разговорной речи.

Дирижирование учителя — один из приемов, которые следует пользоваться для выделения словесного ударения, для обучения дирижированию глухих детей. Учитель должен использовать оба вида дирижирования. Выбор вида дирижирования определяется степенью знакомств с речевым материалом учащихся, их возрастными особенностями и задачами, которые стоят перед учителем (коррекция или обучение), видом работы.

Работа над словесным ударением ведется на индивидуальных занятиях, на уроках по технике речи, на речевых зарядках и т. д. При обучении глухих учащихся словесному ударению необходимо использовать разнообразные виды работ, о которых мы скажем дальше. Приведем отдельные уроки, на которых у учащихся формируются навыки правильного ударения в словах.

Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Доклад «Словесное ударение — важный компонент внятности речи»

Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Роль словесного ударения в речи

Словесное ударение – важный компонент внятности речи.

Одной из основных и специфических задач школ для детей с недостатками слуха, является формирование у учащихся фонетически правильной, внятной и выразительной речи.

Существенным условием внятности, разборчивости и естественности звучания речи является правильное словесное ударение. Оно является основным организующим звеном ритмической структуры слова, важным фонетическим средством: без ударения по существу нет слова, а неверное ударение, как правило, разрушает слово.

Важность словесного ударения для внятности речи отмечалась в литературе многими сурдопедагогами. Так, Н.М.Лаговский прямо указывал, что «. речь почти всех глухонемых учеников потому только непонятна, что ей недостает правильного ударения»./1911/

П.Д. Енько писал, что речь детей с нарушенным слухом «. мало понятна потому, что они производят нелепые ударения, потому что произносят все слоги одинаково отчетливо»./1912/

Роль словесного ударения подчеркивал также профессор Ф.А.Рау, который говорил, что правильное ударение «. покрывает изъяны отдельных звуков»./1934/

В связи с этим формирование навыков правильного словесного ударения составляет необходимый раздел работы над словом в процессе обучения глухих и слабослышащих произношению. К работе над ударением приступают с первых дней пребывания детей в школе и на протяжении всех лет обучения постепенно, от простого к сложному, знакомят учащихся с сущностью, особенностями словесного ударения в русском языке.

Сущность, функции и особенности словесного ударения.

Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с большей протяжностью гласного, а все остальные слоги своеобразно изменяются в виде редукции безударных гласных.

Характерной особенностью словесного ударения в русском языке является его разноместность и подвижность. Первая особенность выражается в том, что в русском языке в разных словах ударение может падать на разные по счету слоги: на первый (парта, школа), на второй (капуста, окно), на третий (пароход, огурец) и т. д.

Вторая особенность ударения заключается в том, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой. Так, например, в словах рука, нога ударение подвижно. В именительном падеже единственного числа (рука́, нога́) ударение стоит на втором слоге, а в именительном падеже множественного числа оно перемещается со второго слога на первый: ру́ки, но́ги.

Указанные особенности русского ударения придают речи определенную гибкость и выразительность. Но эти особенности являются и причиной известных трудностей усвоения словесного ударения даже слышащими детьми. Однако трудности овладения русским ударением, обусловленные его разноместностью и подвижностью, в общем, сравнительно легко преодолеваются слышащими детьми благодаря их огромной речевой практике. Речевая практика глухих и слабослышащих детей вследствие нарушения их слуховой функции ограничена, что создает условия, неблагоприятно влияющие на овладение ими словесным ударением, и является основной причиной неудовлетворительного его состояния в речи этих детей.

Более глубоким изучением этого вопроса — выявлением состояния ударения в речи глухих и слабослышащих, установлением особенностей усвоения ими словесного ударения — занималась К.А.Волкова . Проведя исследование устной речи детей с недостатками слуха, она приводит следующие 5 типов ошибок в словесном ударении:

1-й тип — послоговая речь с ударением на каждом слоге слова (ко-ро-ва, яб-ло-ко);

2-й тип — перенесение словесного ударения на последний слог слова в тех случаях, когда оно не должно падать на этот слог;

3-й тип — словесное ударение не переносится на последний слог;

4-й тип — двойное ударение;

5-й тип — нечеткое, монотонное произнесение всех слогов слова.

Главным условием, необходимым для усвоения глухими и слабослышащими детьми словесного ударения является восприятие и подражание речи взрослого (педагога, родителей). Роль подражания в овладении школьниками словесным ударением огромна. Поэтому к слитности ритмичности речи взрослых предъявляются особые требования. Послоговая, с подчёркнутыми окончаниями слов речь педагога, родителей нарушает основное условие, необходимое для усвоения словесного ударения. Необходимо произносить слова так, как это свойственно русской устной речи. Но иногда, чтобы облегчить понимание речи, мы произносим слова с утрированным делением их на слоги, иногда даже выделяем отдельные, трудно улавливаемые с помощью зрения, звуки. Это не только не способствует формированию словесного ударения, а наоборот, закрепляет неправильные навыки произнесения слова по элементам, что в свою очередь создаёт условия для возникновения равноударной речи. Поэтому главным, необходимым условием формирования словесного ударения в речи глухих и слабослышащих школьников является правильная и выразительная речь взрослых.

Методика работы над словесным ударением.

Работая над словесным ударением, необходимо, прежде всего, научить детей технике выделения ударного слога (силой голоса, более длительным произнесением гласного звука) и правильной постановке ударения в словах. Ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно — первый, второй или третий. Наконец, следует добиться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.

Обучение словесному ударению начинается с различения неречевых ритмов, простейших слогосочетаний.

Задачей этого раздела является определение более длительного звука среди прочих кратких звуков, различение на слух ритма простейших слогосочетаний и умение воспроизводить их голосом.

Следует объяснить ребенку, что среди нескольких звуков может быть один длительнее других. Акцентируется внимание на этом не случайно. Именно данные упражнения готовят слуховое восприятие детей к различению ударного слога в слове.

Для закрепления умения в различении ритмов можно использовать следующие упражнения, которые проводятся с опорой на слуховой анализатор.

1. Взрослый отбивает ритм, ребенок отхлопывает его в ладоши.

2. Взрослый отбивает ритм на барабане, ребенок воспроизводит его на других инструментах ( на дудке, на ксилофоне, на бубне и т. д.)

3. Взрослый отбивает ритм на инструментах, ребенок записывает графическое обозначение ритма (ударный слог обозначается черточкой большей длины ( ______ __ __ ) или скобкой с вертикальной черточкой, а безударный просто скобочкой).

4. Взрослый проговаривает ритм слогосочетаний (тата, татата), ребенок записывает ритм и воспроизводит голосом.

5. Взрослый с помощью слогосочетаний воспроизводит строчку из знакомого стихотворения, ребенок записывает ее, находит в стихотворении, читает вместе с взрослым и т.п.

Следующим этапом в работе над словесным ударением является различение ритмической структуры слова.

Задача упражнений этого раздела заключается в выработке умения определять ударные слоги в словах, выделять голосом ударные слоги при чтении слов и различать слова по количеству слогов, месту ударения и ударному слогу.

Для этого подбираются слова различной сложности (двусложные и трехсложные) и с разным местом ударения, но с одинаковыми ударными гласными: мама, коза, варежки, собака, карандаш. Работу начинают с двусложных слов, т.к. двусложные слова представляют собой наиболее благоприятный материал для различения количества слогов в слове.

Для закрепления материала можно использовать следующие виды работ:

1. Ребенку предлагается конверт с набором прямоугольников различной величины и цветовой окраски. Взрослый произносит слово, ребенок слушает и составляет из прямоугольников его модель.

2. Ребенку предлагается конверт с набором готовых схем слов (односложных, двусложных, трехсложных). Взрослый произносит слово, а ребенок подбирает соответствующую схему.

3. Взрослый располагает на столе картинки с изображением, например, альбома, кисточки, красок, карандаша (соответствующие им слова различны по количеству слогов и по месту ударения) и произносит одно из этих слов. Ребенок определяет, какое слово произнес учитель. Существует три варианта ответов:

а) только словесный;

б) словесный с отхлопыванием, отстукиванием ритма;

в) словесный с изображением ритма.

4. Подбор слов по заданному ритму. По инструкции взрослого: «Назови трехсложное (двусложное, четырехсложное) слово с ударением на втором (первом, третьем. ) слоге» — ребенок подбирает соответствующие слова, отхлопывает их ритм и правильно, с ударением произносит.

5. Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии. В тетради или на табличке записан ряд слов. Взрослый читает эти слова, а ребенок ставит ударения и др.

После различения ударения в словах можно перейти к распознаванию словесного ударения в словосочетаниях, предложениях, текстах и стихотворениях. Для этой работы тексты и предложения лучше выбирать из « Книг для чтения».

Работа над словесным ударением ведётся как на индивидуальных занятиях, так и на всех уроках, а также на речевых зарядках. Вводя новые слова, учитель ставит ударение, тренирует в произношении.

Широкое использование разнообразных видов работ в процессе обучения ударению, систематическое повторение речевого материала помогает глухим и слабослышащим учащимся довольно быстро овладеть ритмической структурой слова.

📽️ Видео

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать

Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафора

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?

[Видеокурс Понятно.Ру] – развитие речи – ударениеСкачать

[Видеокурс Понятно.Ру] – развитие речи – ударение

ТЕХНИКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ. Анна БруссерСкачать

ТЕХНИКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ. Анна Бруссер

Секреты Грамотной РечиСкачать

Секреты Грамотной Речи

Топ 10 слов с неожиданным 😯 ударением в словаряхСкачать

Топ 10 слов с неожиданным 😯 ударением в словарях

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

УдарениеСкачать

Ударение

Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Ударение меняет часть речи? Список важных слов!Скачать

Ударение меняет часть речи? Список важных слов!

Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать

Интонация  Логическое ударение. Уроки русского языка

Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Понятие о частях речиСкачать

Понятие о частях речи
Поделиться или сохранить к себе: