Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
1.7. Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей. 1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог. В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть. 2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог. Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты. 3. Именно ударение может: отличать одно слово от другого; Ср.: а́тлас – атла́с. быть показателем грамматической формы слова. 4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение. 5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка. 6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными. Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное. 7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными. Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть. Обычно варианты различаются сферой употребления. Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся). Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными). Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь. При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям. Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать Роль словесного ударения в речиФонетическая сторона устной речи характеризуется также и словесным ударением. Словесное ударение — это один из факторов, который определяет произносительную сторону речи. Бесплатные занятия с логопедомФонетическая сторона устной речи характеризуется также и словесным ударением. Словесное ударение — это один из факторов, который определяет произносительную сторону речи. Словесное ударение играет известную роль в обеспечении внятности речи: если в словах не соблюдается правильное ударение, затрудняется понимание речи. Поэтому в процессе обучения глухих устной речи необходимо осуществлять соответствующую работу по формированию навыков словесного ударения. Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука. Ударение как бы спаивает звуки в единый речевой комплекс— слово. Отсутствие его делает слово простым набором звуков. Словесное ударение является организующим звеном ритмической структуры слова. Словесное ударение в русском языке’ выступает в качестве одного из смыслоразличительных средств. Часто мы сталкиваемся со словами, которые имеют одинаковый звуковой состав. Разное значение таких слов определяется местом ударения в слове: замок — замок, атлас — атлас, стоит — стоит. С помощью словесного ударения можно также определить иногда ту или иную грамматическую форму слова; например: пить — Мы пили чай; пилить — Иди пили дрова. Таким образом, в русском языке словесное ударение имеет немаловажное значение. Словесное ударение характеризуется следующими особенностями. Прежде всего оно разноместно. В разных словах ударение может приходиться на разные слоги: на первый слог (парта, книга, школа), на второй слог (катушка, окно, морковь), на третий слог (пароход, паровоз, огурец) и т. д. Второй особенностью словесного ударения является его подвижность. Это значит, что в пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой. Так, .например, в словах рука, нога ударение подвижно. В именительном падеже единственное числа рука, нога ударение стоит на втором слога в именительном падеже множественного числа оно перемещается со второго слога на первый: руки, ноги. Разумеется, что при овладении ударением глухие учащиеся будут испытывать известные трудности. Работая над словесным ударением, сурдопедагогу необходимо решить несколько задач: прежде всего на! учить глухих детей технике выделения ударного слога т. е. силой голоса, более длительным произнесением ударного гласного звука выделять один из слогов слова. Далее глухих нужно научить правильной постановке ударения в словах. Глухой ученик должен уметь не только! выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно слог необходимо выделить — первый, второй или третий. Наконец, глухие учащиеся должны обладать подвижностью ударения. Работа над словесным ударением начинается с первых дней пребывания учащихся в школе. Техника выделения ударного слога и правильной постановки словесного ударения вырабатывается с первых лет обучения Обучение технике выделения ударного слога, как правило, начинается на слоговом материале. Школьники учатся правильному воспроизведению разных ритмов! Так, например, разучивается ритм, состоящий из двух! слогов — из ударного и безударного слога: гага, сасал вава, заза и т. д. Здесь учащиеся овладевают техников выделения ударного слога в двухсложных словах с ударением на первом слоге. Затем берутся другие ритмы гагата (капуста), гагата (виноград), тата (окно) и т. д.! Обучение технике выделения ударного слога в том или! ином ритме проводится следующим образом: прежде всего внимание учащихся обращается на более интенсивную вибрацию в области гортани и на длительное произнесение гласного звука. При этом опираются на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, зрительное восприятие и слуховые ощущения (остатки слуха). Используются также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемым ритм отхлопывается. При этом хлопком большей интенсивности выделяется ударный слог слова, менее сильным хлопком сопровождается безударный слог. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование 1 . Обучение технике выделения ударного слога на определенном ритме соединяется с обучением правильному произношению слов, соответствующих данному ритму, например: тата — парта, книга, школа, Лида. Разумеется, что берется словарь, которым владеют учащиеся данного класса. Желательно первоначально каждый ритм разучивать в отдельности. Начинать надо со слогов и сразу переходить к словам. В дальнейшем можно вести работу параллельно над несколькими ритмами. Приведем наиболее часто встречающиеся пять ритмов, на которых глухие учатся и технике выделения ударного слога, и правильной постановке ударения в словах. тата — лампа, палка, космос татата — улица, курица, дедушка, девочка татата — капуста, рубашка, собака татата — огород, молодец, пароход Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у учащихся навыков дирижирования. Глухие дети должны обучаться дирижированию, так как оно помогает овладению правильным словесным ударением. Сущность дирижирования состоит в том, что ритм воспроизводится движением руки в воздухе. Для обозначения ударного слога используется более энергичное движение руки, а безударные слоги выделяются слабее. Различаются два вида дирижирования. Первый из них состоит в том, что движением руки сопровождается каждый слог произносимого слова. Ударный слог выделяется более интенсивным и длительным движением в момент звучания гласного звука, безударный слог сопровождается менее интенсивным и менее длительным движением руки. Второй вид дирижирования состоит в том, что движением руки сопровождается только ударный слог. В первом случае дирижирование дает возможность обозначать место ударения в слове и количество слогов, во втором случае лишь обозначается место в слове. Глухой ребенок должен овладеть прежде первым видом дирижирования, затем на последующих годах обучения можно применять второй вид дирижирования! Однако если у детей появляются затруднения в правили ной постановке ударения в слове, в определении количиства слогов, необходимо вновь вернуться к первому виду дирижирования. Обучать дирижированию рекомендуется как на слоговом материале, так и на материале слов, фраз и связном текста. Для овладения дирижированием необходим подготовка. Сначала у глухих вырабатывается умением выделить один из слогов силой голоса. Затем произнесение сопровождается отхлопыванием, отстукиванием и, наконец, дирижированием. Так же проводится работа над материалом слов, фраз и текста. В дальнейшем учяащиеся переходят на самостоятельное дирижирования Для обучения глухих правильному дирижированию можно рекомендовать такие, например, виды работы: 1) учащиеся сопровождают дирижированием чтение речевом материала; 2) под дирижирование ученика класс произносит хором тот или иной речевой материал. Здесь очень хорошо использовать стихотворные тексты, загадки, nословицы, материалы обиходно-разговорной речи. Дирижирование учителя — один из приемов, которые следует пользоваться для выделения словесного ударения, для обучения дирижированию глухих детей. Учитель должен использовать оба вида дирижирования. Выбор вида дирижирования определяется степенью знакомств с речевым материалом учащихся, их возрастными особенностями и задачами, которые стоят перед учителем (коррекция или обучение), видом работы. Работа над словесным ударением ведется на индивидуальных занятиях, на уроках по технике речи, на речевых зарядках и т. д. При обучении глухих учащихся словесному ударению необходимо использовать разнообразные виды работ, о которых мы скажем дальше. Приведем отдельные уроки, на которых у учащихся формируются навыки правильного ударения в словах. Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать Доклад «Словесное ударение — важный компонент внятности речи»Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать «Календарь счастливой жизни: |