- Методика работы с орфоэпическими нормами. Использование мнемонических приемов при выполнении задания ЕГЭ №4.
- «Календарь счастливой жизни: инструменты и механизм работы для достижения своих целей»
- Выберите документ из архива для просмотра:
- PADEJ.RU Занимательный русский язык
- Мнемотехника для запоминания ударений в словах
- УДАРЕНИЕ
- Рисунки ассоциограммы для запоминания ударений
- 🎦 Видео
Видео:Стихи для ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ | ЕГЭ Русский языкСкачать
Методика работы с орфоэпическими нормами. Использование мнемонических приемов при выполнении задания ЕГЭ №4.
Видео:✔️Стихи для запоминания ударений в словах Часть 1Скачать
«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Методика работы с орфоэпическими нормами.docx
Методика работы с орфоэпическими нормами.
Использование мнемонических приемов при выполнении задания ЕГЭ №4.
Задание №4 ЕГЭ по русскому языку связано с постановкой ударения в словах. Построить подготовку к успешному выполнению данного задания только на теоретическом обосновании – не самый продуктивный подход, поскольку правил постановки ударения в русских словах нет, а есть лишь многочисленные определенные закономерности, относящиеся к отдельным группам слов или их формам. Как запомнить ударения? Выучить? Невозможно? Возможно, хотя и не просто! Но достаточно ли этого? У меня была выпускница, которая выучила весь список слов из Орфоэпического минимума! Однако более уверенно она стала выполнять это задание после наших занятий, в основу которых заложен тот подход, о котором я расскажу в своей работе.
I . Всегда начинаю работу с создания проблемной ситуации: даю небольшой произвольный список слов из Орфоэпического минимума, прошу расставить ударение (Слайд №1). При проверке выясняется, что ребята по-разному ставят ударение, путаются, недоумевают, спорят, отстаивают свою точку зрения, пытаются убедить в своей правоте других ребят. И только после этого показываю правильные ответы (Слайд №2).
Затем знакомлю ребят со всем списком слов Орфоэпического минимума (ПРИЛОЖЕНИЕ №1). Перед ними, конечно, встает проблема: как выучить все слова, многие из которых вызывают у них недоумение или даже протест (привыкли говорить иначе)? Вот здесь хорошим помощником будет один из способов запоминания – группировка, разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д), а основными приемами, которые не только облегчат сам процесс запоминания, но и сделают его интересным, творческим, познавательным, будут мнемонические приёмы.
Мнемонические приемы для запоминания правильного ударения в словах.
Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.
Мнемоническое запоминание состоит из нескольких этапов:
1. Кодирование в образы
2. Запоминание (соединение этих образов)
3. Запоминание последовательности
4. Закрепление в памяти
Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в цепочку зрительных образов.
Принципы и правила мнемотехники:
2. Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать и производить манипуляции;
3. Запоминание лучше происходит в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлено;
4. Лучше запоминается то, что хорошо осознано.
Мнемотехника помогает в развитии объёма памяти, образного мышления; делает процесс запоминания более простым, интересным и творческим.
Память во многом основана на ассоциациях, на умении обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. При помощи каких-то ярких ассоциаций наш мозг запоминает информацию. И когда необходимо вспомнить и восстановить эту информацию, мы вспоминаем эти яркие необыкновенные ассоциации, которые были придуманы, и информация нам возвращается.
Одним из приемов мнемотехники и является прием ассоциаций и образов – нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемым словом. Произношение слова можно связать с ярким образом, который вспоминается при произношении. Ассоциативный образ должен быть связан со словом каким-либо общим признаком – цветом, формой, действием, звучанием и т.д. Причем, иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Наиболее эффективными в использовании являются такие мнемонические приёмы, как рифмизация, создание ассоциативного ряда, создание звуковых ассоциаций, ассоциативные рисунки, буквы-образы, создание зрительной опоры, — приёмы, облегчающие запоминание правильного произношения слов.
II . Работа со словами из «Орфоэпического минимума».
Обязательное условие успешной подготовки – ученик должен постоянно работать со словами. Перед каждым учащимся на столе лежит листок со словами «Орфоэпического минимума», в котором они будут постоянно работать карандашом.
1. Называю первую группу слов, которую можно выделить в одну группу, потому что они подчиняются одному правилу – « В глаголах женского рода в прошедшем времени ударение часто падает на окончание». (Слайд №4) Опознавательный значок этих слов – все они заканчиваются на ЛА . Прошу учащихся найти в списке все такие слова и карандашом отметить -ЛА (можно заключить этот слог в овал). В ходе самостоятельной работы ребята не только видят, что таких слов в данном списке достаточно (бралА, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА и др.), но и обнаруживают несколько слов, которые не соответствуют данному правилу. И тогда они сами делают вывод, что есть слова- исключения, которые необходимо запомнить, — клАла, крАла, послАла, постлАла (Слайд №5).
Конечно, находятся ребята, которые автоматически ошибочно выделяют – ЛА не в глаголах, а, например, в наречии добела. И это тоже хорошо: есть прекрасный повод поговорить о частях речи!
2. Вторая группа слов, которые учащиеся также будут находить и отмечать опять же самостоятельно, близка первой группе – «В кратких прилагательных и кратких причастиях женского рода ударение падает на окончание». (Слайд №6) Здесь можно для примера записать фразу: «Женщина всегда правА!», обратив внимание на ударение в кратком прилагательном правА. Такой пример запоминается ребятами, так как, несомненно, вызывает у них соответствующий отклик в душе.
3. Далее прошу в орфоэпическом списке найти глаголы, которые оканчиваются на — ИТЬ, -АТЬ (звонИть, накренИться, облегчИть, ободрИть, одолжИть, окружИть, повторИть, сверлИть, укрепИть и р). В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончание: вручИм, вручИте, вручАт;
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт).
Ребята отмечают в глаголах из Орфоэпического списка «опознавательный знак» — ИТЬ, АТЬ, ИТ, ИМ… (Слайд №7).
На этом этапе учащиеся выявляют группу глаголов (а также деепричастий, образованных от этих глаголов), которые не подчиняются данному подходу. И здесь для успешного запоминания нам помогут разные мнемонические приемы:
· Работа с ассоциациями . Ассоциации можно подбирать по принципу «в словарном слове спряталось слово-подсказка» («буква-подсказка»):
1) дозИровать = разделить на дозы: « И эту часть, И эту, И другую такую же дозу, И ещё….». То есть И выполняет роль разделения на равные части. На эту букву в данном слове и падает ударение! (Слайд №8)
2) озлОбить – злО, опОшлят – пОшлО. Оба слова несут отрицательную смысловую нагрузку: «злООООО, пОООООшло….ОООООО! как это плООООхо. » (Слайд №9)
3) принУдить – ПриНУдить – значит заставить, убедить, что это НУжно сделать. Когда заставляют, часто произносят фразу: «НУ-ка, сделай!» Выделим овалом слог НУ. (Слайд №10)
4) освЕдомиться, освЕдомишься и вероисповЕдание (существительное)- выделяем овалом во всех словах корень ВЕД – он всегда ударный! (Слайд №11)
· Работа с графикой («буква-образ») . Для того чтобы запомнить написание слова, учащиеся «ударную» букву или «букву-подсказку» представляют в виде рисунка. Прием схожести:
5) чЕрпать , исчЕрпав, исчЕрпать = набирать воду черпаком. Рисуем черпак, он похож на букву Ч. Нарисуем черпак на месте буквы Ч в слове черпать – ударение падает на гласную после этой буквы — Е! (Слайд №12)
6) закУпорив, закУпорить, откУпорил — ударение падает на букву У , которая внешне похожа на штопор. В данных словах на месте буквы У рисуем штопор или с помощью карандаша превращаем букву У в штопор. (Слайд №13)
4. Выделяем еще одну группу слов – в действительных причастиях настоящего времени ударение падает на суффикс -ЯЩ- и -ЮЩ-, а в действительных причастиях прошедшего времени, в которых есть суффикс -ВШ , ударение падает на гласную перед этим суффиксом. То же правило действует и для деепричастий: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий, нанЯвшийся, понЯвший, налИвший, нанЯвший, начАвший. Учащиеся отмечают данный «опознавательный» суффикс и гласную перед ним в словах из Орфоэпического минимума. (Слайд №14)
5. В причастиях прошедшего времени, образованных с помощью суффикса — ЁНН-, ударение падает на данный суффикс : включЁнный, приручЁнный, поделЁнный. Находим в списке такие причастия и отмечаем суффикс. (Слайд №15 )
6. тОрты, шАрфы, крАны, Иксы, бАнты – односложные слова, в которых ударение падает только на первый слог. (Слайд №16)
7. дОсуха, дОнизу, дОверх, добелА, докраснА . Во всех наречиях есть приставка ДО. Что еще объединяет первые три наречия? Давайте представим (и даже нарисуем её!) бочку, которую можно заполнить водой ДОверху , а можно вылить воду и вытереть её ДО низу ДО суха. При этом на бочке обводим наверху и внизу круг, напоминающий по форме букву О . Обращаем внимание на то, что, если наречие обозначает цвет, то ударение не падает на приставку ( добелА, докраснА) . (Слайд №17)
8. донЕльзя = Как нельзя более, до крайнего предела . Ассоциативный ряд слов – НЕ льзя, НЕ делай, НЕ т… Во всех словах содержится отрицание НЕ. Именно на него и падает ударение в слове доНЕльзя . (Слайд №18)
9. мусоропровОд – выделяем в слове корень ВОД , запоминаем, что он всегда ударный! (водопроВОД, нефтепроВОД, газопроВОД. Но электропрОвод !). (Слайд №19)
Можно напомнить слова из стихотворения С.Михалкова «А что у вас?», где встречается слово водопровод и рифмуется со словом вот :
«- А у нас в квартире газ!
— А у нас водопроВОД!
10. завИдно – Почему мы завидуем? Нам нравится чей-то ВИД . Выделите овалом эту ударную часть в слове — за ВИД но. (Слайд №20)
11. зАгнутый, сОгнутый – в этих словах всегда ударение падает на приставку. Выделите её — ЗА гнутый, СО гнутый. (Слайд №21)
12 . некролОг, каталОг – в этих словах выделяем ударный слог —ЛОГ: катаЛОГ, некроЛОГ. Выделяем эту часть слова. (Слайд №22)
13. придАное = имущество, выделяемое невесте её родителями и находящееся в её собственности при вступлении в брак . Невеста на предложение жениха выйти за него замуж отвечала согласием – « ДА !». Имущество ДА вали жениху вместе с невестой. Выделяем в овал эту ударную часть слова – при ДА ное. (Слайд №23)
14 . нОгтя (род.п ед.ч.) – на какую букву похож ноготь по форме? На О . Нарисуем в слове вместо буквы О ноготь. (Слайд №24)
15. жалюзИ – буква И похожа по форме на жалюзи. Поэтому на месте этой буквы в слове «рисуем» жалюзи (вертикальные). (Слайд №25)
16. обеспЕчение – синонимы к слову обеспечить ? ( обеспечить — дать, принять, создать, отдать, оснастить). Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории лиц из средств государственных фондов и бюджетов (это помощь инвалидам, престарелым, нуждающимся и т.д.). Хорошо, когда обеспечивают, помогают? Люди получают добро, теплоту. Где в данном слове «спрятан» этот мотив теплоты? – ПЕЧ (однокоренные слова – опекать, опекун, печется). Выделим эту часть в слове обес ПЕЧ ение, ставим ударение. (Слайд №26)
17. сирОты — Ассоциативный ряд? – одинокий, бедный, лишенный семейного уюта, тепла, голодный, просящий милостыню. Выделим ударную часть слова РОТ в слове сиРОТы . (Слайд №27)
18. партЕр (театр) — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены. Ассоциация? – ТЕ атр. Выделяем эту ассоциативную часть слова в слове пар ТЕ р. (Слайд №28)
19. кремЕнь, кремнЯ – выделяем слово РЕМЕНЬ (кРЕМЕНЬ, кРЕМНЯ) и по нему проверяем правильную постановку ударения в слове кремЕнь. (Слайд №29)
20. корЫсть – созвучное слово, «спрятанное» в данном слове, — РЫСЬ. Этот ассоциативный образ схож еще и на семантическом уровне: если корысть – отрицательное качество, корыстным людям свойственна жадность, стремление обогатиться любыми путями, то рысь – ловкий, сильный хищник, опасный для человека. (Слайд №30)
21. тамОжня – регулирует, контролирует, что МОЖно и что нельзя провозить при пересечении границы. Выделяем в данном слове ударную часть слова, которая ассоциируется со словом можно – та МОЖН я. (Слайд №31)
22. балОванный, баловАть, баловАться, балУясь, избалОванный – Что значит «баловать ребенка»? Хорошо это или плохо? Правильно, это плохо: если создавать ребенку сплошные праздники, не учить бороться с трудностями, он может вырасти слабым, эгоистичным. Какая часть слова ассоциируется с «праздником» — БАЛ ! Зачеркните эту часть и запомните: никогда не устраивайте детям сплошной праздник — никогда не падает ударение на эту часть в данных словах! Исключение – бАловень (судьбы). (Слайд №32)
23. мозаИчный – Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала (« И этот фрагмент надо добавить, И этот, И другой….»). (Слайд №33)
24. договОр – какое слово звучит в конце данного слова? ВОР . Это и есть ударная часть. Более того, данное слово поможет нам правильно образовать от слова договор форму множественного числа (кстати, здесь очень часто делают ошибку – договорА или договорЫ?). Поставьте слово ВОР во множественное число – ВОРЫ . Запоминаем: правильная форма множественного числа – дого ВОРЫ ! Отмечаем в слове эту ударную часть, подписываем окончание — Ы . (Слайд №34)
25. ходАтайство = просьба. Что мы хотим услышать в ответ на нашу просьбу – «да» или «нет»? Конечно, « ДА »! Этот слог в этом слове ударный. Выделяем его в слове – хо ДА тайство. (Слайд №35)
26. столЯр, доЯр, школЯр – во всех этих словах ударение падает на гласную Я:
27. слИвовый, грушЕвый, Отрочество – в этих словах ударение падает на те же гласные, что и в словах, от которых они образованы (сл И вовый – сл И ва, гр У шевый – гр У ша, О трочество – О трок ). (Слайд №37)
28. Мнемонические пары, основанные на рифме:
III . Создание учащимися собственных ассоциативных образов.
Ключевые принципы мнемонических ассоциаций:
1. Образность (ассоциации выстраиваются с помощью воображения на основе визуальных образов)
2. Эмоциональность (ассоциации должны вызывать яркое эмоциональное впечатление)
3. Индивидуальность (лучше всего запоминаются свои собственные ассоциации).
Поэтому одним из этапов работы с орфоэпическими нормами является самостоятельная работа над созданием своих ассоциативных образов. Работа может быть как организована в группах на уроке, так и дана в качестве домашнего задания.
IV . Завершаю работу над орфоэпическими нормами обычно проверочной работой, которая заключается в следующем: выдаю листок с произвольным набором слов из Орфоэпического минимума (лучше напечатать их в столбик), ребята не просто расставляют ударения в словах, но и обязательно отмечают «опознавательные знаки» (рисуют «буквы-образы», отмечают овалом или просто подчеркивают значимую «ассоциативную» часть слова и т.д.). Затем учащиеся обмениваются листочками и проверяют работы друг у друга, оценивают. После этого выполненные работы проверяет учитель, анализирует ошибки, выявляет проблемные моменты, чтобы в дальнейшем еще раз вернуться к ним.
V . Выполнение тренировочных заданий по данной теме.
Использование мнемонических приемов обеспечивает интерес к данной теме и, несомненно, способствует лучшему запоминанию орфоэпических норм, облегчает сам процесс запоминания и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Список слов для выполнения заданий по орфоэпии
А
агЕнт
алфавИт
аэропОрты, им.п. мн.ч.
Б
балОванный, прич.
баловАть
баловАться
Баловень (судьбы)
балУясь
бАнты, им .п.мн.ч
бОроду, вин.п.ед.ч.
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н
В
вЕрба
вернА
вероисповЕдание
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
вложИв
вОвремя
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт
Г
гналА
гналАсь
граждАнство
Д
давнИшний
дефИс
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
дОверху
договорЁнность
дождалАсь
дозвонИтся
дозвонЯтся
дозИровать
докраснА
докумЕнт
донЕльзя
дОнизу
досУг
дОсуха
доЯр
Е
еретИк
Ж
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь
З
завезенО
завезенЫ
завИдно
зАгнутый
зАгодя
закУпорив
закУпорить
зАнял
занялА
зАняло
занятА
зАнятый
заселЁн
запертА
зАсветло
нЕнависть
ненадОлго
низведЁн
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.
нормировАть
О
обеспЕчение
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облилАсь
обнялАсь
обогналА
ободралА
ободрИть
ободрЁнный
ободрЁн
ободренА
ободрИшься
обострЁнный
обострИть
одолжИт
озлОбить
оклЕить
окружИт
опломбировАть
опОшлят
определЁн
оптОвый
освЕдомиться,
освЕдомишься
отбылА
отдалА
отдАв
Отзыв (на публикацию)
отключЁнный
откУпорил
отозвалА
отозвалАсь
Отрочество
П
партЕр
перезвонИт
перелилА
плодоносИть повторЁнный
поделЁнный
поднЯв
позвалА
позвонИт, позвонИшь
полилА
положИл
положИть
понЯв
понЯвший
пОнял,
понялА
портфЕль
пОручни
послАла
(вы) прАвы
пОчестей
(она) правА
прибЫв
прИбыл
прибылА
прИбыло
придАное
призЫв
прИнял
прИняли
принУдить
прИнятый
принялсЯ
принялАсь
приручЁнный
прожИвший
прозорлИва
процЕнт
Р
рвалА
С
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
(она) серА
(вы)сЕры
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
сОгнутый
создалА
созданА
созЫв сорИт
срЕдства, им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
(она) стройнА
Оно) стрОйно
(вы)стрОйны
Т
тамОжня
тОрты
тОртов
тОтчас
У
убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИт
Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка
Ч
чЕлюстей
чЕрпать
Ш
шАрфы
шофЁр
Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать
Э
экспЕрт
Видео:Стихи для ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ | ЕГЭ Русский языкСкачать
PADEJ.RU Занимательный русский язык
ТОТ, КТО ЗАДАЕТ ВОПРОС, РИСКУЕТ НА ПЯТЬ МИНУТ ПРОСЛЫТЬ ГЛУПЦОМ. ТОТ, КТО НЕ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, ОСТАНЕТСЯ ГЛУПЦОМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ. ВЕРБЕР.
Видео:✔️Стихи для запоминания ударений в словах Часть 14Скачать
Мнемотехника для запоминания ударений в словах
Видео:Запоминалки ударенийСкачать
УДАРЕНИЕ
Владелец бутИков
Страдает от тИков.
***
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
***
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Фёкла красная, как свЁкла!
***
Срубили ель, сорвали щавЕль.
СлепЕнь сел на пЕнь.
Ах, скорее посмотрите:
Тут граффИти про Гаити.
И больше не было проблемы,
Когда закончились все крЕмы.
СвЁкла плакать началА,
До корней намокла:
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свЁкла!
(П.Синявский)
А у них претензия [тэ]:
Не цветет гортензия [тэ].
ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевАть.
Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно,то искра,
Если ВЕРНО – Искра!
(С. Белорусец)
Доезжай до поворота:
Вот наш дом, вот вход в ворОта!
Красит нам забор малЯр,
Стулья делает столЯр!
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
А вот у Аланты –
Есть в горошек бАнты!
***
Я взял муку и взял творОг –
Испек рассыпчатый пирог.
Мы с шофёром пустились по грЯзи
И, подолгу буксуя в грязИ,
ПрорвалИсь в отделение свЯзи,
Нам типОграф прислал жалюзИ.
Сегодня тошнотА,
Вчера в костях ломОта,
К тому ж дремОта не пускает за ворОта,
И лавки зАняты, а печь не занятА,
ВорОта Отперты, а дверь не запертА.
Был наш Вася удивлённый:
Апельсин-то поделЁнный.
ВОры украли у нас договОры.
***
СтолярЫ и малярЫ
За два месяца зимы
Возвели домов квартАлы,
Чтобы жить мы в них могли.
И красИва, и смазлИва,
И ловкА, и прозорлИва,
Но прожОрлива слегка.
Мы услышали от Веры про какие-то афЕры.
Познакомьтесь, это бАрмен,
Он напитками обстАвлен.
МолЯщий, в рай манЯщий.
ЭкспЕрт подарок вам вручИт
И сразу в списки вас включИт.
Через наши мостовые
Текут воды грунтовЫе.
У меня болят бока,
У ног валяется киркА.
СлАла, клАла, крАла у Карла Клара кораллы.
Вот зажат брусок в тискИ,
Поработал мастерскИ.
Рассердиться папа смог —
Не нашёл он каталОг.
Самолёт меня неси,
Приземляйся на шассИ.
Вот она, какая! Наша кладовая.
Затевается скандал —
Нет отчёта за квартАл.
Куплю платье синее,
Буду всех красИвее!
Ох, как часто смОлоду
Мы не бреем бОроду!
Если мальчик насорИт,
Его мама укорИт.
Этот хлеб здесь будет лИшний,
Потому что он давнИшний.
Сэр, пройдите в диспансЕр.
Ты запомни, что нельзя
Ставить в слове «донЕльзя» ударения на я.
У меня случился тик после слова «еретИк»
Мне сегодня не спалОсь и невесело жилОсь.
Мне обидно и завИдно —
Ничегошеньки не видно.
Мы не слушали про Иксы,
Потому что ели чипсы.
Мы смотрели на экрАны,
Там показывали крАны.
Папа снял с гвоздя ремень,
Я не плакал — я кремЕнь.
Жили у бабУси два весёлых гУся.
Курьер доставку облегчИт
И на дому товар вручИт.
ПремировАть — деньги давАть.
Больше не было заботы —
Разбежались все сирОты.
Эти срЕдства знаю с дЕтства.
Видео:✔️Стихи для запоминания ударений в словах Часть 13Скачать
Рисунки ассоциограммы для запоминания ударений
Исключите из списка те слова, ударение в которых вы определяете безошибочно. Сосредоточьтесь на оставшихся. Распределите их в отдельные группы по какому-либо признаку. Например, в 1-ую группу внесите слова с ударением на первом слоге, во вторую — с ударением на втором и т.д. Для быстрого заучивания слов из каждой группы, попробуйте придумать с ними какую-нибудь историю (это может быть одно предложение или небольшой текст). И чем она будет фантастичнее и неправдоподобнее, чем ярче будут созданные вами образы, тем быстрее вы запомните нужные слова.
Например, необходимо запомнить следующие слова:
Всё хохотим да хохотим! (С.Белорусец)
38. Вот ведро,
И мусор вот.
Мусор — в мусоропровОд.
Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.
Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:
А вот в немецком языке ударение в словах падает на второй слог:
Как научить школьника правильно ставить ударение?
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек .Самые ритмичные , запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.
(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.
(квартАл — устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.
Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.
Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.
Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.
Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах , делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва» Просвещение»2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.
Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.
Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
( Б. Успенский).
Для уроков по теме «Окончания существительных» можно предложить и такие рифмовки:
В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.
Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.
🎦 Видео
Словарик ударений на песню В. Цоя «Перемен»Скачать
Стихи для запоминания ударений в словах Часть 2Скачать
✔️Стихи для запоминания ударений в словах Часть 12Скачать
✔️Стихи для запоминания ударений в словах Часть 4Скачать
✔️Стихи для запоминания ударений в словах Часть 3Скачать
Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭСкачать
СИСТЕМА ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ [IrishU]Скачать
✔️Стихи для запоминания ударений в словах Часть 11Скачать
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Как запомнить ударение в словах? Стишки - запоминалкиСкачать
Словарик ударений ЕГЭ по русскому языку в одной песнеСкачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
✔️Стихи для запоминания ударений в словах Часть 5Скачать
✔️Стихи для запоминания ударений в словах Часть 7Скачать