Видео:РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. Симфоническая сюита «ШЕХЕРАЗАДА», 1 ч.Скачать
Словари
1. Корсак — степная лисица (слово тюркского происхождения), а также старое название некоторых кочевых народов Средней Азии.
2. Известен литовский род Корсак, от которого пошли многие Корсаковы, ставящие ударение в этой фамилии на первом слоге. Это не случайно: корсак в этом случае — от названия балтийского племени корсь, обитавшего в Курземе (территория на западе Латвии). К концу XVII века дворянский род Корсаковых стал настолько многочисленным, что представители наиболее крупных ответвлений его всерьез задумались, как бы им выделиться из однофамильцев. В 1677 году царь разрешил некоторым Корсаковым именоваться Римскими-Корсаковыми, поскольку они привели доказательства, по тогдашним понятиям убедительные, что предки их произошли из Рима. (Ф) Фамилия имеет своей основой русское слово корсак — вид небольшой лисицы (Даль). Само слово заимствованно из тюркского слова с несколькими значениями. 1. Общее название рыскающих зверей; 2. «корсак, лиса степная»; 3. общее название мух и гнуса. Также есть слово qorsoq «надменный, грубый, угрожающий». (Б)
Ри́мский-Ко́рсаков Александр Александрович (18491922), политический деятель, крупный землевладелец. В 190509 ярославский губернатор, член правой организации «Русское собрание» и его Совета (с 1914). В 190910 товарищ (заместитель) председателя Главного совета «Союза русского народа». С 1909 сенатор, с 1915 член Государственного совета (один из лидеров крайне правых), входил в Совет петроградских монархических организаций. С 1918 в эмиграции, председатель монархического Русского комитета и Русского общественного собрания (Берлин).
РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Воин Анд. (1822-71) — гидрограф, контр-адмирал. Брат Н. А. Римского-Корсакова. В 1852-55 командовал эксп. на шхуне «Восток», во время к-рой произвел гидрографич. иссл. и съемки низовьев Амура, обследовал Татарский прол. и зап. берег Сахалина. В честь Р. К. назв. о-ва в Японском м.
РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Ник. Анд. (1844-1908) — композитор, дирижер, муз.-обществ. деятель. Проф. С.-Петербургской конс. (1871-1908). Член «Могучей кучки», один из худ. рук. Беляевского кружка. Работал в раз л. муз. жанрах, особое внимание уделял опере, программным симфонич. произв. Творчество Р. К. тесно связано с традициями рус. нар. песенности, обогащенной чертами украинского, кавказского, испанского и др. фольклора. Стремился к воссозданию в музыке первоистоков нац. культуры, использованию образов былин, нар. сказаний, введению духовных напевов. Р. К. активно претворяет в оперных и симфонических произв. напевы разных фольклорных жанров, расширяя звуковую палитру собственного мат-ла музыкально преображенными звуками природы. Это позволяет ему создать великолепные примеры «музыкальной живописи» («Шехеразада», «Снегурочка»), приближающиеся по значимости к лучшим образцам муз. импрессионизма. Продолжая эпические традиции в рус. иск-ве М. И. Глинки, Р. К. создает былины («Садко» — муз. картина и опера), легенды («Сказание о невидимом граде Китеже»), сказки. Традиционные сказочные персонажи его произв. наделяются дополнительными чертами острой сатиры («Золотой петушок»), карикатурности («Кащей Бессмертный»), мягкого юмора («Сказка о царе Салтане»).
Центральное место в произв. Р. К. отводится жен. персонажам. С особой искренностью он воплощает образы кротких, духовно возвышенных героинь, наделенных особым свойством нравственной красоты (Ольга, Снегурочка, Марфа, Феврония), противопоставляя им образы сильные, страстные, неукротимые в своем стремлении к счастью (Купава, Любаша). Наряду с персонажами, вышедшими из рус. среды, внимание Р. К. привлекают и жен. «восточные» образы, претворенные композитором в условно-вост. стиле и отличающиеся неизменной роскошью и яркостью красок («Шехеразада», Шемаханская царица).
Важным мотивом, проходящим через все творчество Р. К., становится тема иск-ва, его роли в судьбах отдельных людей и целых народов. Герои, олицетворяющие собой идею служения иск-ву, наделяются композитором особой значимостью, нравственной силой, способной смягчить ожесточенные сердца и разбудить в людях потребность в истинной красоте (Садко, Лель, Моцарт).
Высокая этичность, отличающая муз. произв. Р. К., является прямым продолжением его собственных жизненных принципов. После смерти М. П. Мусоргского (1881) и А. П. Бородина (1887) Р. К. много времени посвятил завершению и редактированию их произв., благодаря чему стало возможным исполнение «Хованщины», «Князя Игоря». Большое значение имела пед. деят-ность композитора, воспитавшего неск. поколений музыкантов. Практич. деят-ность композитора и педагога нашла отражение в созданных Р. К. «Учебнике гармонии» (1884) и «Основах оркестровки» (1908). Важную роль сыграли составленные Р. К. сборники рус. нар. песен, послужившие источником муз. тем для собств. произв. и для др. композиторов («100 русских народных песен», «40 народных песен»). Незаурядный лит. талант Р. К. позволил ему стать не только либреттистом нек-рых своих опер, но и создать «Летопись моей музыкальной жизни» (1876-1906), отразившую целую эпоху рус. муз. культуры.
Лит.: Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. 1-5. М., 1933-46; Соловцов А. А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова. М., 1964.
Н. А. Римский-Корсаков (справа), А. К. Глазунов, А. К. Лядов. 1907
Ри́мский-Ко́рсаков Николай Андреевич (1844-1908), композитор, педагог, дирижёр. Классик русской музыки, создатель композиторской школы. Член «Могучей кучки», руководитель Беляевского кружка. В произведениях, связанных с миром сказки, народного быта, картинами природы, — мастерское владение оркестровыми и гармоническими средствами. В операх начала XX в. акцентирована нравственно-философская и социальная проблематика. 15 опер, в том числе, «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Ночь перед Рождеством» (1894), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже. » (1904), «Золотой петушок» (1907); для оркестра — «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888); романсы, обработки народных песен (в том числе, сборник «100 русских народных песен», 1877). Завершил и отредактировал ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871). Среди учеников — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский. Автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1906).
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич — РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908), русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) . Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже. » (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908) — российский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в т. ч. «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже. » (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен и др. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
(1844-1908), русский композитор. Родился 18 марта 1844 в Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил композиторские способности. Однако для него была избрана профессия моряка, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины служили на флоте. Мальчика отдали в петербургский Морской кадетский корпус, где он оставался до 18-летнего возраста. Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря помощи своего старшего брата, адмирала В.А.Римского-Корсакова, весьма просвещенного и одаренного человека. Римский-Корсаков начал брать уроки у серьезного музыканта Ф.А.Канилле, а тот познакомил юношу с Балакиревым, впоследствии главой группы русских композиторов — «Пятерки», или «Могучей кучки». По настоянию Балакирева 17-летний юноша, знакомый лишь с азами музыкальной теории, принялся за сочинение симфонии, которая стала первой симфонией, созданной русским композитором. (Строго говоря, первой симфонией, написанной в России, является симфония Океан А.Г.Рубинштейна, но по стилю ее вряд ли можно отнести к русской школе.) В следующем году связи Римского-Корсакова с петербургской музыкальной жизнью были прерваны, поскольку он, в качестве выпускника Морского корпуса, должен был отправиться в трехгодичное кругосветное плавание. По возвращении в Петербург он возобновил дружбу с Балакиревым и отдавал музыке все время, свободное от службы. Он быстро приобретал знания и опыт, и вскоре его репутация как музыканта стала столь высокой, что в возрасте 27 лет он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины; однако еще до этого он сумел закончить Первую симфонию, создать оперу Псковитянка (премьера ее прошла с успехом в Мариинском театре), ряд симфонических произведений, романсов. В 1872 Римский-Корсаков женился на Надежде Пургольд, талантливой пианистке, которая стала его преданной помощницей. Он обладал организаторским талантом, который вскоре нашел применение: в 29 лет он стал инспектором военных оркестров Морского ведомства, после этого — руководителем Бесплатной музыкальной школы, а потом помощником управляющего Придворной певческой капеллой. Римский-Корсаков создал 15 опер, в их числе — Снегурочка (1880), Садко (1895), Сказка о царе Салтане (1900), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1905), Золотой петушок (1907). Очень популярен ряд фрагментов из этих опер — например, «Песня индийского гостя» из Садко или оркестровый «Полет шмеля» из Салтана. Римский-Корсаков — автор красочных симфонических произведений; среди них наибольшую известность во всем мире приобрела сюита Шехеразада (1888). Часто исполняются также Вторая симфония — Антар (1868), Испанское каприччио (1887) и праздничная Воскресная увертюра (Светлый праздник, 1888) на темы из Обихода (сборника православных песновений). Умер Римский-Корсаков в Любенске близ Луги (Петербургская губерния) 21 июня 1908.
Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1982 Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. М., 1988
Николай Андреевич Римский-Корсаков.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 — 1908), композитор. Создатель композиторской школы в России. Член «Могучей кучки». В произведениях, связанных с миром сказки, народным бытом, картинами природы, раскрываются живописно-изобразительный дар Римского-Корсакова, мастерское владение оркестровыми и гармоническими средствами. В операх начала 20 в. акцентирована нравственно-философская и социальная проблематика. 15 опер, в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказание о невидимом граде Китеже. » (1904), «Золотой петушок» (1907); оркестровые сочинения, в том числе «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888); романсы и др. Важное просветительское значение имела его дирижерская деятельность. Среди учеников — А.К. Глазунов, А.К. Лядов, И.Ф. Стравинский.
Видео:Об «отвратительном вкусе» Чайковского. Римский-Корсаков.Скачать
Поиск ответа
Всего найдено: 13
Вопрос № 306837 |
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, Индекс Херфиндаля — Хиршмана пишется через дефис или тире?
Ответ справочной службы русского языка
Через тире, потому что это две разные фамилии. Дефис соединяет части двойной фамилии одного человека (ср. музыка Римского- Корсаков а).
Вопрос № 291293 |
Уважаемая справочная служба! Подскажите, пожалуйста, как правильно пишутся имена собственные в названиях каких-либо открытий? Например: Метод Каплана-Мейера, шкала Вонга-Бейкера или Каплана – Мейера, Вонга – Бейкера?
Ответ справочной службы русского языка
Между фамилиями разных людей ставится тире (с пробелами): м етод Каплана – Мейера . Дефис пишется между частями двойной фамилии одного человека: музыка Римского- Корсаков а, картина Петрова-Водкина .
Вопрос № 288088 |
Уважаемые сотрудники справочной службы! У Григория Горина есть пьеса «Счастливцев(?)Несчастливцев», о приключениях двух актеров. Правильно ли поставить между фамилиями тире с пробелами? Если можно, поясните, почему.
Ответ справочной службы русского языка
Между двумя разными фамилиями необходимо тире, через дефис пишется двойная фамилия. Ср.: Глинка – Балакирев, но Римский- Корсаков .
Вопрос № 286707 |
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно просклонять термин «Царевна-Лебедь» в следующем предложении: Артистка поделилась впечатлениями об оперном спектакле Н.А. Римского- Корсаков а «Сказка о царе Салтане», в котором накануне исполнила партию Царевны-Лебеди. Или верно будет: партию Царевны-Лебедь? Потому что начинаю склонять (думаю о Царевне-Лебеди, идет рядом с Царевной-Лебедью), получается странно. Или же мы вообще неправильно пишем, и надо употреблять отдельно: царевна Лебедь? Но в этом случае вроде бы тоже просится изменение окончания: царевны Лебеди.
Ответ справочной службы русского языка
В орфографических словарях зафиксировано написание с прописными буквами, склонение второй части необходимо, например: исполнила партию Царевны Лебеди, думаю о Царевне Лебеди, идет рядом с Ц аревной Лебедью.
Вопрос № 278762 |
По Розенталю фамилии двух человек пишутся через тире, приводится пример Закон Бойля — Мариота, кажется. А если это композиторы одной песни? Глинка-Балакирев?
Ответ справочной службы русского языка
Между двумя разными фамилиями необходимо тире: Глинка – Балакирев. Через дефис пишется двойная фамилия: Римский- Корсаков .
Вопрос № 272507 |
Как правильно указать двойное авторство: Бах — Гуно или Бах-Гуно?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Нужно тире с пробелами (или можно использовать косую черту). Если написать через дефис, получится, что это двойная фамилия одного человека (как Римский- Корсаков ).
Вопрос № 270510 |
Что пишется между фамилиями в данных случаях:
1) доктрина Рузвельта-Моргентау;
2) матч Карпов-Каспаров?
Дефис или тире, с пробелами или без них?
Ответ справочной службы русского языка
Между фамилиями разных людей ставится тире (с пробелами). Дефис пишется между частями двойной фамилии одного человека: Римский- Корсаков , Петров-Водкин.
Вопрос № 256281 |
Как правильно ставить ударение в фамилии Корсаков на первый или какой слог. И при каких условиях?
Ответ справочной службы русского языка
Правил постановки ударения в фамилиях не существует. Место ударения в фамилии определяет ее носитель.
Вопрос № 254877 |
Тандем «Медведев — Путин» или тандем Медведев-Путин?
Оч срочно! Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Между двумя разными фамилиями ставится тире: Медведев – Путин. Дефис пишется между частями одной фамилии: Римский- Корсаков .
Вопрос № 254773 |
Добрый день!
Буду очень благодарна за ответ. Какой знак между фамилиями — дефис или тире — нужно поставить в заголовке «Поправка Джэксона ? Вэника»? (Речь идет о двух людях, это не двойная фамилия).
Спасибо за проявленное внимание.
Ответ справочной службы русского языка
Между двумя фамилиями ставится тире (с пробелами): поправка Джексона – Вэника. Дефис пишется между частями одной фамилии: Римский- Корсаков .
Вопрос № 248596 |
Скажите, пожалуйста, нужны ли пробелы в следующем наименовании?
Метод Фостера—Стюарта (и какое тут действует правило?)
Ответ справочной службы русского языка
Через дефис пишутся части фамилии одного человека: Мамин-Сибиряк, Римский- Корсаков , Петров-Водкин. Если фамилии принадлежат разным людям, между ними ставится тире с пробелами. Если Фостер и Стюарт – два человека, правильно: метод Фостера – Стюарта.
Вопрос № 246834 |
Скажите, пожалуйста, как правильно пишется «система Эльконина-Давыдова»:
через дефис, через тире и нужны ли пробелы (Эльконина — Давыдова)?
Ответ справочной службы русского языка
Необходимо тире (с пробелами), т. к. это две разные фамилии: система Эльконина – Давыдова. Через дефис пишутся части одной фамилии: Римский- Корсаков .
Вопрос № 207754 |
Скажите, пожалуйста, в двойных фамилиях пишется дефис или тире?
Ответ справочной службы русского языка
В двойных фамилиях пишется дефис: _Салтыков-Щедрин, Римский- Корсаков _. Но: _закон Менделеева — Клайперона_ (пишется через тире, так как здесь две фамилии).
Видео:Океан-море синее. Вступление к опере "Садко". Н.А.Римский-КорсаковСкачать
Фамилия Римский-корсаков
Римский-корсаков – русская, болгарская, азербайджанская или еврейская мужская фамилия. С половины XVI столетия приблизительно 60-70% русских фамилий постепенно усвоило застывшие патронимические суффиксы -ов/-ев/-ёв.
Русский фамильный суффикс -ов, означающий отчество либо принадлежность, добавляемый к именам, прозвищам, иностранным фамилиям, оканчивающийся на -о/-ой либо твёрдую согласную (гончара работник → Гончаров; Абабилян → Абабилов; Тихого сын → Тихонов). Если ударением в фамилии приходится на последний слог -ов, то это преимущественно болгарские патронимические фамилии, считаются прямыми эквивалентами определенных русских фамилий, они передались в русский минуя трансформацию и были ассимилированы здешним населением. И сейчас нужен этимологическое или морфологическое исследование, в случае если мы собираемся определить болгарское происхождение.
Видео:Римский-Корсаков. Три чудаСкачать
Национальность
Русская, болгарская, азербайджанская, еврейская.
Видео:Опера Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"Скачать
Происхождение фамилии с суффиксом -ов
Как возникла и откуда произошла фамилия Римский-корсаков? Фамилия Римский-корсаков по происхождению является притяжательным прилагательным.
Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ов:
- От отчества или по имени деда/отца, от славянских или церковных личных имён.
Например, Иван → сын Ивана → Иванов, Петр → сын Петра → Петров и т.п. - От прозвищ.
Например, безусый → сын Безусого → Безусов, безбородый → сын Безбородого → Безбородов и т.п. - От прозвищ, связанных с профессией.
Например, гончар → сын гончара → Гончаров, плотник → сын плотника → Плотников и т.п. - От названия птиц.
Например, сокол → Соколов, орёл → Орлов и т.п. - От названия зверей.
Например, волк → Волков, кролик → Кроликов и т.п. - От названия рыб.
Например, карп → Карпов, ёрш → Ершов и т.п. - От названия растений.
Например, виноград → Виноградов, цветок → Цветков и т.п. - От названия насекомых.
Например, комар → Комаров, жук → Жуков и т.п. - От названия продуктов.
Например, масло → Маслов, творог → Творогов и т.п. - От названия предметов быта.
Например, горшок → Горшков, шило → Шилов и т.п.
Видео:Римский-Корсаков, Шехеразада, дирижер Валерий ГергиевСкачать
История
Властями Области Войска Донского (административно-территориальная единица в Российской империи, населённая в значительной мере донскими казаками и управлявшаяся по особому положению) не признавались фамилии, заканчивающиеся на -ин/-ий/ый. При переписи населения данные фамилии переделывались на -ов, например фамилия Мухин превращалась в Мухинов, Лисин → в Лисов и т. п.
Видео:Анна Нетребко - Римский-Корсаков. О чем в тиши ночей.Скачать
Склонение
Именительный падеж (кто?) | Римский-корсаков |
Родительный падеж (кого?) | Римский-корсакова |
Дательный падеж (кому?) | Римский-корсакову |
Винительный падеж (кого?) | Римский-корсакова |
Творительный падеж (кем?) | Римский-корсаковым |
Предложный падеж (о ком?) | Римский-корсакове |
Видео:Римский-Корсаков. Документальный фильм к 175-летию композитораСкачать
Транслитерация (фамилия латинскими буквами)
Транслит фамилии Римский-корсаков на латинице – Rimskii-korsakov.
Видео:Шехерезада. Н.А. Римский - Корсаков. ФрагментСкачать
Ударение
Ударение в фамилии Римский-корсаков не регламентируется правилами русского языка. Точно ответить затруднительно. Лучше уточнить произношение у носителя фамилии.
Другие значения и истории происхождения фамилий на сайте в нашем справочнике в алфавитном порядке:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
📹 Видео
Римский-Корсаков - Опера "Садко". Большой театр. Sadko in Bolshoi, Rimsky-Korsakov (1980)Скачать
Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита "Шехеразада". БСО, дир. В. Федосеев, БЗК. "Культура", 2015Скачать
Николай Римский-Корсаков. Лекция Марины МонаховойСкачать
Н.Римский-Корсаков "Шахерезада" 1ч "Море и Синдбадов корабль"Скачать
Римский-Корсаков - СнегурочкаСкачать
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. Симфоническая сюита «ШЕХЕРАЗАДА», 3 ч.Скачать
Римский-Корсаков Ария Снегурочки (С подружками по ягоду ходить...)Скачать
Биография Римского Корсакова краткоСкачать
Римский-Корсаков. Из моряков в музыканты (1)Скачать
Н. А. Римский-Корсаков – великий симфонистСкачать
Римский Корсаков. БиографияСкачать