Рейнгольд морицевич глиэр ударение

Видео:Рейнгольд Морицевич Глиэр "О, если б грусть моя..."Скачать

Рейнгольд Морицевич Глиэр "О, если б грусть моя..."

Словари

— Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

— Русский композитор, автор балетов «Медный всадник», «Красный мак».

— Русский композитор, автор опер «Рашель», «Гюльсара».

Глиэ́р Рейнгольд Морицевич (1874/1875 — 1956), композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения (1941). Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты «Красный мак» (1927; с 1957 — «Красный цветок»), «Медный всадник» (1949), 5 опер, в том числе «Шахсенем» (1927). Концерт для голоса с оркестром (1943), 3 симфонии, 4 струнных квартета, романсы и песни (около 150). Профессор Киевской (с 1913) и Московской (с 1920) консерваторий Государственная премия СССР (1946, 1948, 1950).

ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич — ГЛИЭ́Р Рейнгольд Морицевич (1874/75 — 1956), русский композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения. Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты «Красный мак» (1927; с 1957 — «Красный цветок»), «Медный всадник» (1949), опера «Шахсенем» (1927). Концерт для голоса с оркестром (1943), 3 симфонии, 4 струнных квартета, романсы. Профессор Киевской (с 1913) и Московской (с 1920) консерваторий. Сталинская премия (1946, 1948, 1950).

ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (1874/75 — 1956) — российский композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения. Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты «Красный мак» (1927; с 1957 — «Красный цветок»), «Медный всадник» (1949), опера «Шахсенем» (1927) и др. Концерт для голоса с оркестром (1943), 3 симфонии, 4 струнных квартета, романсы. Профессор Киевской (с 1913) и Московской (с 1920) консерваторий. Государственная премия СССР (1946, 1948, 1950).

ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (1875-1956), русский композитор. Родился 11 января 1875 в Киеве, учился в Московской консерватории (1894-1900). Был директором Киевской консеватории (1914-1920), преподавал композицию в Московской консерватории (до 1941). В 1938 стал председателем Союза советских композиторов. Среди самых известных произведений Глиэра — симфония Илья Муромец (1910), балет Красный мак (1927) и опера Шахсенем (1925). Глиэр собирал народную музыку кавказских и других республик Советского Союза и, кроме сочинений крупной формы, создал немало романсов и фортепианных пьес. Умер Глиэр в Москве 25 июня 1956.

Гулинская З. К. Р. М. Глиэр. М., 1986

ГЛИЭ́Р Рейнгольд Морицевич (1874-1956) — композитор, дирижер, педагог, муз.-обществ. деятель. Окончил Моск. конс. в 1900 (по композиции — кл. Ипполитова-Иванова, по гармонии — кл. Аренского, по полифонии — кл. Танеева). Дир. Киев. конс. (1914), проф. Моск. конс. (1920-41). Нар. артист СССР (1938). Нар. артист Аз. ССР (1934) и Узб. ССР (1937). Д-р иск-ведения (1941). Среди учеников Г. — Прокофьев, Мясковский, Лятошинский, Ревуцкий, Ан. Александров, Давиденко и др.). Развивал классич. традиции рус. музыки, гл. обр. ее лирико-эпич. аспекты. Сдержанно-выразит. музыка Г. выделяется естественностью, нац. определенностью тематизма, лаконичностью форм. Осн. творч. достижения Г. связаны с жанром балета; наиб. известны «Красный мак» (1927) и «Медный всадник» (1949). Наряду с рус. песенностью, широко претворял в своих соч. интонации азербайджанского (опера «Шахсенем и Гариб», 1927), украинского (симфонич. картина «Запорожцы» по Репину, 1921) и узбекского (опера «Лейли и Меджнун», в соавт. с Т. Садыковым, 1940) фольклора. Симфонич. произв. отличаются стремлением к программной четкости замысла, эпичности, картинностью образов (симфония № 3 «Илья Муромец», 1911). Большой популярностью пользуется написанный Г. в форме вокализа Концерт для голоса с оркестром (1943) — первое в мировой музыке соч. данного жанра.

Лит.: Бэлза И. Ф. Р. М. Глиэр. М., 1962.

Рейнгольд морицевич глиэр ударение

ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (1874/75 — 1956), композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Продолжатель традиций русской музыкальной классики (линии эпического симфонизма). Автор опер, сыгравших значительную роль в развитии музыкальной культуры Азербайджана и Узбекистана (в том числе «Шахсенем», 1927, «Лейли и Меджнун», 1940, совместно с Т. Садоковым), балетов («Красный мак», 1927, с 1957 — «Красный цветок»; «Медный всадник», 1949), симфонических произведений. Популярны концерты для арфы с оркестром (1938) и голоса с оркестром (1943).

Видео:Популярная классика - Р. Глиэр, В. Игнатов/ Vene KultuurikeskusСкачать

Популярная классика - Р. Глиэр, В. Игнатов/ Vene Kultuurikeskus

ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич

Расстановка ударений: ГЛИЭ`Р Рейнгольд Морицевич

ГЛИЭР, Рейнгольд Морицевич [30. ХII. 1874 (11. I. 1875), Киев, — 23. VI. 1956, Москва] — советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Музыкальное образование получил в Киевском муз. уч-ще (1891 — 1894) и в Моск. консерватории, где учился по кл. скрипки у Н. Соколовского и И. Гржимали и теории композиции у А. С. Аренского, С. И. Танеева, М. М. Ипполитова-Иванова, Г. Э. Конюса (1894 — 1900). С 1908 началась деятельность Г. как дирижёра. С 1913 Г. — профессор, в 1914 — 20 — директор Киевской консерватории. В 1920 — 1941 — профессор Моск. консерватории. Автор 5 опер, в т ч. «Шахсенем» (1927, Т-р оперы в Баку, в новой редакции — там же, 1934), «Лейли и Меджнун» (совм. с Т. Садыковым, 1940, Т-р оперы в Ташкенте), «Рашель» по новелле Мопассана «Мадемуазель Фифи» (соч. 1942), «Гюльсара» (совм. с Т. Садыковым, 1949, там же); балетов: «Хризис» по П. Льюису (соч. 1912), «Египетские ночи» («Клеопатра») по Пушкину (соч. 1925), «Красный мак» (Большой т-р, 1927; под назв. «Красный цветок», 1957), «Комедианты» («Большой т-р, 1931; в новой редакции — «Дочь Кастилии», 1955), «Тарас Бульба» (соч 1952), «Овечий источник» (соч. 1954), «Медный всадник» (1949, Большой т-р, Ст. пр. 1950), многочисл. симф., камерно-инструмент. и др. соч. Балет Г. «Красный цветок» — первый балет на совр. революц. тему — заложил основу плодотворного развития сов. реалистич. балетного иск-ва. В своих балетах автор обнаруживает большую чуткость к сценич. ситуациям, чутьё хореографич. формы, тонкую музыкальную грацию.

Рейнгольд морицевич глиэр ударение
Глиэр Рейнгольд Морицевич

В своём творчестве Г. продолжал реалистич. традиции рус. классич. музыки. Музыка Г. привлекает красивыми напевными мелодиями, ясностью гармонич. языка, светлым жизнеутверждающим тоном.

Глубокое изучение муз. творчества народов Азербайджана и Средней Азии определили значение Г. как активного строителя многонац. муз. культуры Сов. Союза. Произв. Г. оказали большое влияние на становление нац. муз. т-ров Азербайджана и Узбекистана, содействовали росту проф. мастерства композиторов этих республик.

Высокое мастерство, простота и искренность музыки Г. определили популярность его лучших произведений. Г. принадлежит также музыка к спектаклям «Царь Эдип» Софокла (1921, т-р б. Корша, Москва), «Лисистрата» Аристофана (1923, Муз. студия MX AT), «Меловой круг» (1924, Моск. драм, т-р), «Свадьба Фигаро» Бомарше (1927, МХАТ) и др. Педагогич. деятельность Г. сыграла важную роль в развитии советской композиторской школы. У Г. учились: С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский (в ранние годы), Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, А А Давиденко, Н. П. Иванов-Радкевич, Н. П. Раков, Б А. Александров, А. Г. Новиков и др. Ст. пр. 1946, 1948.

Лит : Сеженский К., Р. М. Глиэр, 2 изд., М.-Л., 1940; Бэлза И., Р. Глиэр, М., 1955.

  1. Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский — М.: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 стб. с илл., 12 л. илл.

Видео:Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875–1956) «Концерт для колоратурного сопрано с оркестром», OP. 82Скачать

Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875–1956) «Концерт для колоратурного сопрано с оркестром», OP. 82

Рейнгольд Глиэр
Рейнгольд Эрнест Морицевич Глиэр

Советский композитор. Дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель. Директор и преподаватель Киевской консерватории. Лауреат трех Сталинских премий I степени. Является автором музыки гимна города Санкт-Петербург. Отмечен званием Народный артист СССР.

Глиэр Рейнгольд родился 11 января 1875 года в городе Киев, Украина. Являлся выходцем из семьи переселившегося в Киев немецкого мастера по производству медных духовых инструментов. Учился во 2 Киевской гимназии. Первоначальное музыкальное образование получил в домашних условиях.

В 1894 году окончил Киевское музыкальное училище. Затем поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Соколовского.

Российское подданство Рейнгольд Глиэр принял 11 мая 1897 года.

В 1900 году окончил Московскую консерваторию, где прошел курс полифонии у Танеева, гармонии у Аренского и Конюса, класс композиции у Ипполитова-Иванова. В то же время являлся участником собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1906 по 1908 год брал уроки дирижирования у Фрида в Германии.

С 1908 года выступал в качестве дирижера с исполнением главным образом собственных произведений. Как композитор сформировался во многом благодаря общению с Глазуновым, Рахманиновым и Римским-Корсаковым.

В период с 1913 по 1920 год работал профессором и возглавлял Киевскую консерваторию. Руководил оперным, оркестровым, камерно-инструментальным классом. Среди учеников Глиэра можно выделить таких музыкантов как: Лятошинский, Ревуцкий и Фролов. Позже преподавал в Московской консерватории по классу композиции.

С 1920 года, композитор являлся заведующим музыкальной секцией Московского отделения народного образования и сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. Входил в состав этнографической секции Московского отделения Пролеткульта.

В 1923 году получил приглашение Наркомпроса Азербайджанской ССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» и в соавторстве с Садыковым опер «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара». Работая над этими произведениями, все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния.

Так же, вплоть до 1930 года возглавлял Всероссийское общество драматургов и композиторов. На протяжении 1938 года руководил Московским союзом композиторов, а с 1939 по 1948 год являлся председателем Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

Имел ученую степень Доктора искусствоведения. Автор первого советского репертуарного балета на современную тему «Красный мак». Единственный российский композитор, трижды награжденный и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской.

Рейнгольд Глиэр скончался 23 июня 1956 года в городе Москва. Похоронен известный композитор на Новодевичьем кладбище столицы.

Семья Рейнгольда Глиэра

Отец — Мориц Глиэр (1835-1896), владелец музыкальной мастерской

Мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852-1937)

Жена — Мария Робертовна Ренквист, ее предки имели скандинавские корни

Дети

Близнецы Нина (1905-) и Лия (1905-1982)

Сын — Роман (1907)

Близнецы Валентина (1913-2002) и Леонид (1913-1994) — инженер, работал в государственном проектно-изыскательском институте транспортного строительства «Мосгипротранс».

Прямые наследники и потомки Глиэра живут и работают в Москве.

Внучка — Сэнта Викторовна Глиэр, хранительница музея-квартиры своего деда.

Ее сын — Кирилл Новосельский, ученый, доктор географических и экономических наук.

Награды и звания Рейнгольда Глиэр

Премия имени М. И. Глинки (1905) — за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым и Балакиревым)

Премия имени М. И. Глинки (1912) — за симфоническую поэму «Сирены»

Премия имени М. И. Глинки (1914) — за Третью симфонию («Илья Муромец»)

Заслуженный артист Республики (1925)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)

Народный артист Азербайджанской ССР (1934) — «за особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»

Народный артист РСФСР (1935)

Народный артист Узбекской ССР (1937) — за создание музыкальной драмы «Гюльсара»

Народный артист СССР (1938)

Доктор искусствоведения (1941)

Сталинская премия первой степени (1946) — за Концерт для голоса с оркестром

Сталинская премия первой степени (1948) — за Четвертый струнный квартет

Сталинская премия первой степени (1950) — за балет «Медный всадник» (1949)

Орден Трудового Красного Знамени (1937) — за музыкальную драму «Гюльсара»

Орден «Знак Почета» (1938)

Орден Ленина (11.01.1945) — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»

Орден Ленина (1950) — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»

Орден Ленина (1955) — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «В память 800-летия Москвы»

Произведения Рейнгольда Глиэра

Оперы

«Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900)

«Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923-1925, 2-я ред. 1934)

«Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).

«Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940)

«Рашель», либретто М. Булгакова в переработке М. Алигер по новелле Ги де Мопассана

«Мадемуазель Фифи» (1942-1943).

Балеты

«Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)

«Клеопатра» («Египетские ночи»), балет-пантомима, либретто Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратов по поэме А. С. Пушкина. Премьера: 11 января 1926 года, Москва, Музыкальная студия Художественного театра имени Вл. И. Немировича — Данченко. Дирижер — В. Бакалейников, постановка Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратова.

«Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926-1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена 12-17 февраля 2010 в Римском оперном театре, постановка Н. Андросова, дирижер А. Аниханов, художник Е. Пулити). Новую российскую постановку представил В. В. Васильев в Красноярске 23 ноября 2010

«Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922-1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).

«Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. С. Пушкину (1945-1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)

«Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. В. Гоголю (1951-1952)

Симфонические произведения

Первая симфония (1899)

Вторая симфония (1907)

Третья симфония «Илья Муромец» (1909-1911)

«Сирены», поэма (1908)

«Тризна», симфоническая картина (1915)

«Запорожцы», картина (1921, по И. Е. Репину)

Торжественная увертюра (1937)

Героический марш Бурят-Монгольской АССР (1937)[14]

«Заповит», поэма (1939)

«Ферганский праздник», увертюра (1940)

«Дружба народов», увертюра (1941)

Увертюра на славянские темы (1941)

Симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов (1943)

«Победа», увертюра (1944-1945)

Кантата «Слава Советской Армии» (1953)

Концерты

Концерт для арфы с оркестром (1938)

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром (1943)

Концерт для виолончели с оркестром (1945-46)

Концерт для валторны с оркестром (1951)

Концерт для скрипки с оркестром (1956, закончен и инструментован Б. Н. Лятошинским)

Первый квартет (1899)

Второй квартет (1905)

Третий квартет (1928)

Четвертый квартет (1946)

Первый секстет (1898)

Второй секстет (1904)

Третий секстет (1905)

Для духового оркестра

«На праздник Коминтерна» (фантазия, 1924)

«Марш Красной Армии» (1924)

«25 лет Красной Армии» (увертюра, 1943)

Прочее

Около 150 фортепианных пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара, в том числе 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 легких пьес (1909).

Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано (для скрипки, в том числе 12 дуэтов для 2 скрипок (1909), для виолончели — свыше 70 пьес, в том числе 12 листков из альбома (1910).

Около 150 романсов («В порыве слез», сл. Т. Гольденвейзер (1903), «Придешь ли с новою весною» (сл. М. Лохвицкой, 1903), «О, не вплетай цветов» (сл. Д. Ратгауза, 1904), «Коль любить, так без рассудка» (сл. А. К. Толстого, 1906), «О, если б грусть моя» (сл. Россвейн, 1906), «Жить, будем жить» (сл. Галиной, 1906), «Сладко пел душа соловушко» (сл. И. Лажечникова, 1908), «Ночь серебристая» (сл. Д. Ратгауза, 1908), «Мы плыли с тобой» (сл. С. Скитальца, 1909), «Ночь идет» (сл. И. Бунина, 1909), «Проснись, дитя» (сл. М. Лохвицкой, 1909), «Лада» (сл. Л. Столицы, 1912) и др.) и песен («Будет Гитлеру конец» (сл. И. Доронина, 1941), «Храброе сердце» (сл. А. Коваленкова, 1939) для голоса и фортепиано.

Сочинения для оркестра народных инструментов — «Симфония-фантазия» (1943).

Музыка к спектаклям драматического театра (в том числе «Царь Эдип» Софокла (1921, «3-й театр РСФСР. Комедия», Москва), «Лисистрата» Аристофана (1923, Музыкальная студия MXAT), «Меловой круг» (1924, Московский драматических театр), «Свадьба Фигаро» Бомарше (1927, MXAT), «Мольер» М. Булгакова (1936, Москва), «Фархад и Ширин» С. Вургуна (1946, Москва), «Цюй-Юань» Го Можо (1954, Москва)

Память об Рейнгольде Глиэре

Имя Р. Глиэра носят:

Киевское музыкальное училище (Украина)

Детские музыкальные школы (Москва, Калининград (Россия), Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен (Германия), Алма-Ата (Казахстан)

улицы в поселке Загорянский (Щелковский район, Московская область), Магнитогорске (Челябинская область), Луцке (Волынская область, Украина), Донецке (Украина), Киеве (Украина) (бывшая Школьная (недоступная ссылка), в 1974-1980 — Р. Глиэра, ликвидирована в связи с перестройкой района, 7 декабря 2015 года улице В. Примакова возвращено имя Р. Глиэра).

В 1924-1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Р. Глиэра.

Дом в Москве по адресу Петровский бульвар, 5, в котором композитор жил с семьей и работал в 1904-1913 и 1920-1938 годах является выявленным объектом культурного наследия, но многие десятилетия находится в состоянии запустения и саморазрушения.

Известны живописные, графические и скульптурные портреты Р. Глиэра, исполненные в разные годы, в том числе М. К. Аникушиным (1954).

Его именем назван пассажирский теплоход (прогулочный катер) типа «Александр Грин», построенный в начале 1980-х годов и приписанный к Николаевскому порту.

🌟 Видео

Reinhold Glière - Symphony No.3 in B-minor, Op.42 "Ilya Muromets" (1911)Скачать

Reinhold Glière - Symphony No.3 in B-minor, Op.42 "Ilya Muromets" (1911)

R. Gliere. Voice concerto / Рейнгольд Глиэр. Концерт для голосаСкачать

R. Gliere. Voice concerto / Рейнгольд Глиэр. Концерт для голоса

Р.Глиэр. Концерт для голоса с оркестром.1 часть.aviСкачать

Р.Глиэр. Концерт для голоса с оркестром.1 часть.avi

Иканович Арсений; Р Глиэр У ручьяСкачать

Иканович Арсений; Р Глиэр   У ручья

Р.Глиэр "Вальс" из балета "Медный всадник"Скачать

Р.Глиэр "Вальс" из балета "Медный всадник"

Р.М.Глиэр "Грёзы"Скачать

Р.М.Глиэр "Грёзы"

Екатерина Тарасова, "Прелюдия" Глиэр Рейнгольд Морицевич, ЧелябинскСкачать

Екатерина Тарасова, "Прелюдия" Глиэр Рейнгольд Морицевич, Челябинск

Рейнгольд Глиер - РассветСкачать

Рейнгольд Глиер - Рассвет

Рейнгольд Глиэр. Торжественная увертюра. Играет Оркестр Большого театра. Дирижер Е.Светланов (1963)Скачать

Рейнгольд Глиэр. Торжественная увертюра. Играет Оркестр Большого театра. Дирижер Е.Светланов (1963)

Gliere | Concerto for coloratura soprano | Nadine KoutcherСкачать

Gliere | Concerto for coloratura soprano | Nadine Koutcher

Р. Глиэр, Листок из альбомаСкачать

Р. Глиэр, Листок из альбома

Reinhold Glière - Selected Works for PianoСкачать

Reinhold Glière - Selected Works for Piano

Р.Глиэр - «Романс» ор.45 №3Скачать

Р.Глиэр - «Романс» ор.45 №3

Рейнгольд Глиэр. Концерт для голоса с оркестром. Поет Бэла Руденко (1974)Скачать

Рейнгольд Глиэр. Концерт для голоса с оркестром. Поет Бэла Руденко (1974)

Р. Глиэр Гопак из балета "Тарас Бульба"Скачать

Р. Глиэр Гопак из балета "Тарас Бульба"

Глиэр ВальсСкачать

Глиэр Вальс

Р. Глиэр "Коль любить, так без рассудку."; R. Glier "Love without reason."Скачать

Р. Глиэр "Коль любить, так без рассудку."; R. Glier "Love without reason."
Поделиться или сохранить к себе: