- Синтаксический разбор простого словосочетания.
- План синтаксического разбора словосочетания.
- Пример разбора словосочетания.
- Синтаксический разбор словосочетания
- Что такое синтаксический разбор словосочетания
- Какие виды словосочетаний существуют
- Определение типа словосочетания
- Определение вида связи в словосочетании
- Определение вида словосочетания по количеству компонентов
- Выражение связи слов в словосочетании
- Смысловые отношения между словами словосочетания
- Порядок проведения полного синтаксического разбора
- Примеры синтаксического разбора
- Образец разбора словосочетания для 5 класса
- 💡 Видео
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Синтаксический разбор простого словосочетания.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
План синтаксического разбора словосочетания.
Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Для этого необходимо найти подлежащее и сказуемое, которые, как мы знаем, не могут быть словосочетанием.
В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).
Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).
Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Пример разбора словосочетания.
На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.
Ветер — главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный — зависимое слово, имя прилагательное.
Словосочетание именное, способ связи — согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.
На улице поднялся
Поднялся — главное слово, выражено глаголом; на улице — зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога «на». Смысловые отношения обстоятельственные.
Солнце — главное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее — зависимое слово, имя прилагательное.
Словосочетание именное; способ связи — согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения — определительные.
Спряталось — главное слово, выражено глаголом; испуганно — зависимое слово, выражено наречием.
Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.
Спряталось за тучи
Спряталось — главное слово, выражено глаголом; за тучи — зависимая часть, выражена существительным с предлогом.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом «за». Смысловые отношения — обстоятельственные.
Видео:Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать
Синтаксический разбор словосочетания
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Что такое синтаксический разбор словосочетания
Синтаксический разбор — анализ единиц синтаксиса, к которым относится как целое предложение, так и словосочетание. Выявляет типы словосочетаний и используемые виды связи при их построении.
Синтаксический разбор нужен для систематизации и обобщения сведений о словосочетаний. Знание структуры синтаксической единицы помогает строить предложения без грамматических ошибок и правильно расставлять знаки препинания.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Какие виды словосочетаний существуют
Словосочетание — совокупность двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу. Наличие подчинительной связи обусловлено наличием в словосочетании главного и подчинительного слов, при этом от главного слова к зависимому можно задать вопрос. Главным называется слово, называющее действие, признак или предмет, зависимое слово поясняет и распространяет главное.
Словосочетанием не являются:
- Сочетание подлежащего и сказуемого (Электричка прибывает; День жаркий).
- Однородные члены предложения (То снег, то дождь; Машинки, куклы, конструктор).
- Соединение служебного слова со знаменательным (Около магазина; Как в тумане).
- Составные формы слов (Самый красивый; Менее интересный).
- Фразеологические обороты (Водить за нос; Бить баклуши).
Определение типа словосочетания
Существует три вида словосочетаний в зависимости от морфологического характеристики главного слова — глагольные, именные и наречные.
В именных словосочетаниях главное слово может быть выражено:
- Существительным.
- Прилагательным.
- Числительным.
- Местоимением.
В глагольных словосочетаниях главное слово может быть выражено:
В наречных словосочетаниях главное слово может быть выражено наречием.
Определение вида связи в словосочетании
Для определения вида связи нужно задать вопрос зависимому слову от главного:
- Какой? Чей? — согласование. При согласовании зависимое слово ставится в ту же форму числа, рода, падежа, что и главное слово и приобретает его характеристики.
- Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (вопросы косвенных падежей) — управление. Зависимая часть становится управляемой и ставится в падеже, может меняться или не меняться в зависимости от сочетаний слов.
- Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? — примыкание. Грамматическая связь только смысловая, так как зависимым словом является неизменяемая часть речи.
Определение вида словосочетания по количеству компонентов
Разделяют на две группы:
- Простые, которые состоят из двух знаменательных слов (Рассматривать экспонаты; Новый учебник).
- Сложные, которые состоят более чем из двух знаменательных слов. Образуются распространением слова целым словосочетанием или распространением словосочетания словом (Выполнение домашнего задания; Девочка с голубыми глазами).
Выражение связи слов в словосочетании
Может быть смысловая и грамматическая:
- грамматическая связь выражается окончанием или окончанием и предлогом (рабочий (какой?) стул, рассказать (о чем?) о поездке);
- смысловая связь устанавливается вопросами от главного слова к зависимому (бежать (куда?) домой, разглядывать (как?) заинтересованно).
Смысловые отношения между словами словосочетания
Бывают трех видов — объектные, обстоятельственные и определительные.
- При определительных смысловых отношениях в словосочетании указывается предмет и его признак: студеный (прилагательное) ветер (существительное).
- При объектных смысловых отношениях указывается действие и объект: рвал (глагол) полы (существительное в винительном падеже).
- При обстоятельственных смысловых отношениях указывается действие и его признак, характеристика действия: резко (наречие) рвал (глагол).
Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Порядок проведения полного синтаксического разбора
- Найти словосочетание в предложении.
- Выделить главное и зависимое слова. Определить, какими частями речи они выражены. От главного слова к зависимому поставить вопрос.
- Определить вид словосочетания по числу компонентов (простое, сложное).
- Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
- Определить способ подчинительной связи (согласование, примыкание, управление).
- Указать, чем связь выражена (окончанием зависимого слова, только по смыслу, окончанием и предлогом).
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Примеры синтаксического разбора
Для разбора используем приведенную выше схему-образец.
На улице подул теплый ветер.
- Находим в предложении словосочетание — «теплый ветер».
- От слова «ветер» задаем вопрос «какой?», таким образом, определяем, что главным словом является «ветер» и выражено оно существительным, а зависимым словом является «теплый» и выражено оно прилагательным.
- Состоит из двух знаменательных слов, значит вид — простой.
- Если главное слово выражено существительным, значит словосочетание по типу является именным.
- Так как от главного слова к зависимому можно задать вопрос «какой?», значит вид связи слов — согласование.
- Связь между словами выражена грамматически, окончанием зависимого слова.
- Так как в словосочетании указан объект и его признак, значит смысловые отношения у главного и зависимого слов определительные.
Солнце спряталось за тучи.
- Находим в предложении словосочетание — «спряталось за тучи».
- От слова «спряталось» задаем вопрос «куда?», таким образом выясняем, что главным словом является «спряталось» и выражено оно глаголом, а зависимым словом является «за тучи» и выражено оно существительным с предлогом.
- Если главное слово выражено глаголом, значит словосочетание по типу является глагольным.
- Состоит из двух знаменательных слов, значит вид — простой.
- Так как от главного слова к зависимому можно задать вопрос «куда?», «за что?» значит вид связи слов — управление.
- Связь между словами выражена грамматически, через окончание зависимого слова и предлог «за».
- Так как в словосочетании указано действие и его признак, значит смысловые отношения у главного и зависимого слов обстоятельственные.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Образец разбора словосочетания для 5 класса
ПЛАН РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА
Выписать словосочетание из предложения.
Указать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
Определить, какой частью речи выражены главное и зависимое слова. Указать вид словосочетания (глагольное, именное).
Обозначить средства связи слов в словосочетании.
Определить связь в словосочетании (смысловая, грамматическая).
На стене справа висела красивая и известная картина 5 .
висела на стене – глагольное словосочетание с грамматической связью.
висела справа – глагольное словосочетание со смысловой связью.
красивая картина – именное словосочетание с грамматической связью.
на стене, картина висела, красивая и известная не являются словосочетаниями.
ОБРАЗЕЦ УСТНОГО РАЗБОРА
В словосочетании висела на стене главное слова висела . От него задаем вопрос к зависимому слову: висела (где? на чем?) на стене . Главное слово выражено глаголом, поэтому перед нами глагольное словосочетание. Зависимое слово выражено именем существительным и связано с главным по смыслу, с помощью окончаний -а в слове висела и -е в слове стене , а также предлога на , поэтому связь – грамматическая.
В словосочетании висела справа главное слово висела . От него задаем вопрос к зависимому слову: висела (где?) справа . Главное слово выражено глаголом, поэтому перед нами глагольное словосочетание. Зависимое слово выражено неизменяемой частью речи – наречием, и связано с главным по смыслу, поэтому связь – смысловая.
В словосочетании красивая картина главное слово картина. От него задаем вопрос к зависимому слову: картина (какая?) красивая. Главное слово выражено именем существительным, поэтому перед нами именное словосочетание. Зависимое слово выражено именем прилагательным и связано с главным по смыслу и с помощью окончаний -а в слове картина и -ая в слове красивая , поэтому связь – грамматическая.
💡 Видео
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
самые сложные предметы в 5 классеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Для тех кто идёт в 5-6 класс🌿 #shorts #школа #туториал #математика #урокСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
Та самая девочка, которая перешла в 5 классСкачать