- 1. Расставьте ударения: дремота, знамение, приданое, диоптрия, багроветь, закупорить, ржаветь, облегчить, намерение.
- Расставьте ударения в следующих словах?
- Распределите слова в три столбика в соответствии с постановкой ударения?
- Расставьте ударение в следующих словах ?
- Расположить слова в алфавитном порядке и расставьте правильно ударение, обратитесь за помощью к орфоэпическому словарю?
- Расставить ударение в словах?
- 1. Расставьте ударения?
- Очень срочно?
- Расставьте в словах ударения и найдите лишнее слово?
- Расставьте ударение : Баловаться, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, клеить, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать?
- Раставьте удорения?
- Поставить ударение в словах : Баловаться , заострить, кашлянуть, начать, ободрить, положить, понять, баловать, запломбировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила, проспала, сорвала, солгал?
- Контролирующие материалы по культуре речи в 11 классе
- 🔍 Видео
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
1. Расставьте
ударения: дремота, знамение, приданое, диоптрия, багроветь, закупорить,
ржаветь, облегчить, намерение.
2. Объясните значения слов с разными ударениями: характерный — характерный, броня – броня, склонен –
склонён, морщить – морщить.
3. Произведите
фонетический разбор слов: тент, ароматный, модель, оазис, горничная,
планер.
4. Устраните речевые
ошибки:
1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.
2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.
3. Ученики пристально слушали выступление артиста.
4. Но перед тем, как использовать материал и легко
вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове.
5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским
князьям воплотиться в единое княжество на защиту Русской земли.
6. Все это и рисует представление о «Слове о полку Игореве».
7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст.
Это своенравное объяснение.
8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.
5. Перепишите, ставя нужные знаки препинания:
когда фристайл
получил статус олимпийского вида?
Фристайл
(от английского free style — вольный стиль) очень молодой вид спорта. В современном
варианте он появился в 1971 году на первых официальных соревнованиях в
Нью-Хемпшире (США). До этого времени фристайл или лыжный балет существовал лишь
как виртуозное цирковое шоу проводимое на горнолыжных курортах. В 1926 году
горнолыжник Фритц Руэль (Германия) издал первый учебник с подробным описанием
сложных лыжных маневров. Через 40 лет в Колорадо была создана Школа лыжного
балета в которой обучение технике велось по книге Руэля. Руководил Школой
известный американский горнолыжник Дауг Пфейфер. По его инициативе одновременно
с развитием лыжного балета фигурного катания под музыку на склоне длиной 250
метров в учебную программу были также
включены: лыжная акробатика выполнение
двух прыжков и акробатических
элементов после прыжка
с трамплина и могул 250-метровый скоростной спуск с бугристого
склона с соблюдением максимальной прямолинейности езды и исполнением двух сложных
прыжков.
После организации Движения поклонников фристайла МОК
принял решение о включении в программу зимних Игр в Калгари показательных
выступлений лучших фристайлистов. А в сентябре 1988 году на Сеульской сессии
МОК фристайл на полном основании был включен в олимпийскую программу
Аль-бервилля-92. В олимпийский регламент был допущен могул а на Олимпиаде в
Лиллехаммере к нему были присоединены акробатические прыжки. В России первые
группы спортсменов стали тренироваться в 70-х годах и лишь в 1985-м фристайл
приобрел статус самостоятельного вида спорта.
Видео:Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать
Расставьте ударения в следующих словах?
Русский язык | 10 — 11 классы
Расставьте ударения в следующих словах.
Дремота, знамение, кремень, приданое, диоптрия, баловать, закупорить, ржаветь, облегчить, намерение.
Видео:Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Распределите слова в три столбика в соответствии с постановкой ударения?
Распределите слова в три столбика в соответствии с постановкой ударения.
1 на первый слог 2 второй слог, 3 на третий слог.
Апостроф, афиняне, баловаться, включит, генезис, госпитальный, гренки, диоптрия, догмат, жерло, завидно, знамение, зубчатый, избалованный, издревле, кашлянуть, квартал, кетчуп, кружится, ломота, мастерски.
Обеспечение, облегчить, плесневеть, предвосхитить.
Склады, сторицей, шрифты.
Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Расставьте ударение в следующих словах ?
Расставьте ударение в следующих словах .
Понятый, начатый, средства, привезена, создан, добела , аристократия, по двое, ржаветь, премировать.
Видео:Что такое ударение ?Скачать
Расположить слова в алфавитном порядке и расставьте правильно ударение, обратитесь за помощью к орфоэпическому словарю?
Расположить слова в алфавитном порядке и расставьте правильно ударение, обратитесь за помощью к орфоэпическому словарю.
Щавель, мельком, камбала, диагноз, ремень, единство, километр, амлет, статуя, умеренный, ворота, инструмент, кремировать, средство, закупорить, намерение, углубить, диалог, обеспечение, сироты, облегчить, петля, звонит, красивее.
Видео:Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать
Расставить ударение в словах?
Расставить ударение в словах.
Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
1. Расставьте ударения?
1. Расставьте ударения.
Асимметрия, бюрократия, вероисповедание, гастрономия, досуг, диоптрия, знамение, иконопись, искра, квартал, каталог, некролог, нефтепровод, приданое, свекла, созыв, упрочение, феномен, ходатайство, щавель.
Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Очень срочно?
Спишите, расставьте ударение в глаголах : багроветь, облегчить, упрочить, пломбировать, исчерпать, баловаться, премировать, блокировать, позвоним, включим.
Видео:Урок 128. Соударения телСкачать
Расставьте в словах ударения и найдите лишнее слово?
Расставьте в словах ударения и найдите лишнее слово.
1) Занял, прибыл, доверху, завидно.
2) намерение, закупорить, сорвала, прислала.
Видео:Определение позиций редуцированных гласных. Древнерусский язык. Историческая грамматика. Буквы ъ, ьСкачать
Расставьте ударение : Баловаться, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, клеить, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать?
Расставьте ударение : Баловаться, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, клеить, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать, предпринять.
Видео:36. Как правильно поставить ударение в словахСкачать
Раставьте удорения?
Особо отметьте слова, имеющие вариативное ударение.
Баловать, запломбировать, втридорога, облегчить, взвился, красивее, приданое, созыв, каталог, торгом, грузны, крупна, загнутый.
Видео:Когда ставить двоеточие, а когда тире? | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Поставить ударение в словах : Баловаться , заострить, кашлянуть, начать, ободрить, положить, понять, баловать, запломбировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила, проспала, сорвала, солгал?
Поставить ударение в словах : Баловаться , заострить, кашлянуть, начать, ободрить, положить, понять, баловать, запломбировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила, проспала, сорвала, солгала, ржаветь, черпать.
Вопрос Расставьте ударения в следующих словах?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 10 — 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
Ну тут все пословицы говорят о труде. Про труд. Что каждый человек, чтобы что — то зарабатывать , что — то получить должен трудиться. Понятно? Если не трудно подпишитесь ко мне пж.
Безличные глаголы употребляются только : в изъявительном наклонении –в форме 3 — го лица ед. Ч. настоящего времени : темнеет или будущего времени : будет темнеть ; в форме среднего рода прошедшего времени : стемнело, вечерело, светало ; в условном н..
В русском языке есть большая группа глаголов, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица (или предмета). Они называются безличными.
Ветер рвал бегущую из трубы струю дыма зловещие космы.
Ветер рвал, бегущую струю, нагонял космы.
1. Никита и Ваня радовались осени 2. Листья осенью бывают желтыми и красными.
Опальный—имя прилагательное (полное) : качественное неодушевлённое, мужской род, единственное число, винительный падежопальный—имя прилагательное (полное) : качественное мужской род, единственное число, именительный падеж.
Начальная форма : ОПАЛЬНЫЙ. Часть речи : Прилагательное. Грамматика : мужской род, единственное число, именительный падеж, неодушевленное.
Видео:Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги — Шишкина школаСкачать
Контролирующие материалы по культуре речи в 11 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контролирующие материалы по программе элективного курса
«Совершенствуем нашу речь» (основы культуры речи)
Нормы произношения и ударения.
Дремота, знамение, кремень, приданое, диоптрия, закупорить, ржаветь, облегчить, намерение.
Образуйте Р. п. и расставьте ударения.
Бант, дверь, гуляш, гусь, клок.
Объясните значения слов с разными ударениями.
Характерный – характерный, броня – броня, склонен – склонён, морщить – морщить.
Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.
Лиловый, полный, красивый, острый, круглый, тяжёлый.
Правильно произнесите слова и затранскрибируйте их.
Тент, ароматный, модель, Ромен Роллан, горничная, планер.
1. Расставьте ударения.
Газопровод, договор, апостроф, созыв, диспансер, гастрономия, ломота, статуя, нконопись, пиала.
2. Образуйте Р. п. и расставьте ударения.
Бинт, герб, жезл, ксендз, торт.
3. Объясните значения слов с разными ударениями.
Лоскут – лоскут, хаос – хаос, старина – старина, языковой – языковый.
4. Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.
Белый, естественный, красивый, красный, ясный, чёткий.
5. Правильно произнесите слова и затранскрибируйте их.
Коттедж, фойе, безнадёжный, гренадер, будничный, Джованни Боккаччо, патент.
1. Расставьте ударения.
Баловать, кашлянуть, лиловеть, принудить, намерение, феномен, дремота, созыв, искра, недуг.
2. Образуйте Фомы прошедшего времени (ж.р. и мн. ч.) и расставьте ударения.
Быть, вить, выть, взвиться, злиться, знать, пить, слыть.
3. Объясните значения слов с разными ударениями.
Кредит – кредит, бронировать – бронировать, погруженный – погружённый, клубы – клубы.
4. Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.
Красивый, смешной, хитрый, здоровый, лиловый, круглый.
5. Правильно произнесите слова и затранскрибируйте их.
Баобаб, поэт, кортеж, поблекший, гречневый, Россини, Мольер, тест
(после изучения раздела «Нормативный аспект культуры речи»).
Примерные тестовые задания
1. Слова, противоположные по значению:
2. Умышленное объединение не сочетаемых между собой слов:
3. Краткое образное изречение, не имеющее завершенной идеи, а дающие лишь образно-эмоциональную оценку:
б) крылатые слова,
4. Словарь, из которого можно узнать, как правильно произнести слово, где поставить ударение:
а) фразеологический словарь,
б) толковый словарь,
в) словарь синонимов,
г) орфоэпический словарь.
5. Паронимы – это:
а) употребление в речи большого количества слов,
б) слова, которые не входят в лексическую систему русского литературного языка,
в) слова, употребляющиеся преимущественно в устной речи,
г) близкие по звучанию, однокоренные слова с разным лексическим значением.
6. Один из видов многословия:
7. Синонимы – это:
а) слова, противоположные по значению,
б) слова, близкие по значению,
в) однокоренные слова с разным лексическим значением,
г) слова с неопределённым значением.
8. Лексическая неполнота – это:
а) пропуск необходимого в предложении слова,
б) повторение однокоренных слов и одинаковых морфем,
в) замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием,
г) употребление в речи близких по смыслу, а потому логически излишних слов.
9. Слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами:
10. Избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью, которые в результате частого употребления утратили первоначальную образность:
11. Слова, вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления, но имеющие синонимы в современном языке:
12. Слова и выражения, употребление которых возможно только в официально-деловом стиле:
13. Из предложенных выражений не является фразеологическим следующее:
а) метать бисер перед свиньями,
б) уставился как баран на новые ворота,
в) съесть ворону,
г) съесть собаку.
14. Для обозначения отрицательных изменений личности можно употребить слово:
15. Отметьте неудачный выбор формы множественного числа:
16. Выберите правильный вариант формы числительного:
Председатель правления нашего садоводства был избран
а) двумя тысячами пятьюстами сорока семью голосами,
б) две тысячью пятьсот сорок семью голосами,
в) две тысячи пятистами сорок семью голосами,
г) двумя тысячами пятьсот сорока семью голосов.
17. Выберите грамматически верный вариант:
а) Строительство этого объекта запланировано на двух тысячи шестой год.
б) К пушкинскому юбилею двух тысяч девятого года надо начинать готовиться уже сейчас.
в) В двухтысячном году мы на что-то надеялись.
г) Двух тысяча пятый год запомнился нам.
18. Отметьте, в каком слове содержится грамматическая ошибка:
а) воодушевлять к написанию гимна,
б) вдохновлять на новые открытия,
в) способствовать выздоровлению,
г) привлечь к работе над проектом.
19. Выберите верный вариант:
а) Нас убеждали о том, что.
б) Доказательство о том, что.
в) Сообщалось о том, что.
г) Нам внушают о том, что.
20. Найдите предложение с ошибкой:
а) Туристы поражались высоте небоскрёба
б) Участники игры составили и обменялись шутливыми посланиями.
в) Лаборанту был представлен отпуск для сдачи экзаменов.
г) Директор отметил юбиляра почётной грамотой.
21. Отметьте верное употребление деепричастного оборота:
а) Читая Гоголя, мне запомнился отрывок про птицу-тройку.
б) Перед нами теория Раскольникова, в долгих муках рождавшаяся в его сознании, находя аргументы в окружающей жизни.
в) Стоя на набережной Невы, мы не раз вглядывались в эту действительно прекрасную панораму.
г) Пресытившись жизнью, на него нападает хандра.
22. Какое предложение не нуждается в стилистической правке:
а) Эти сорта пшеницы наиболее урожайные и интенсивные в росте.
б) Россия должна посмотреть в будущее с тем, чтобы чувствовать себя демократической страной.
в) Императорское Русское географическое общество внесло весомый вклад в изучение стран Востока.
г) Для обнаружения движения в космосе можно допустить, что перемещение звёзд беспорядочные, хаотичные.
23. Отметьте, в каком предложении есть речевая ошибка:
а) Каждый человек в жизни написал хоть один раз автобиографию.
б) Нам ещё нужно успеть купить сувениры.
в) Суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
г) Во время экзаменов дорога каждая минута времени.
24. В каком предложении слово употреблено в неверном значении:
а) Кардинальные перемены в работе фирмы очевидны.
б) Два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников-авангардистов.
в) Достаточно вспомнить тех, кто стал жертвами репрессий.
г) Ожидается созыв очередного съезда.
25. Выражение, связанное с традицией зачитывать указы русских царей на городских площадях:
а) во всю ивановскую,
б) вот тебе, бабушка, и Юрьев день,
в) иерихонская труба,
г) вавилонское столпотворение.
26. В значении «тайное и недоброе намерение» употребляется следующий из синонимов:
27. Глаголу «погибнуть» соответствует фразеологический оборот:
б) потерять голову,
в) сложить голову,
г) слететь с катушек
28. Отметьте предложение, в котором есть ошибка:
а) Требуются специалисты по тестированию оборудования.
б) На предприятии имеется несколько свободных вакансий.
в) Тезисы статьи необходимо сократить.
г) Товарные биржи создавались как акционерные общества.
29. Выберите слово женского рода:
30. Отметьте неправильно образованную форму числительного:
а) более семиста двадцати участников,
б) с семьюстами двадцатью участниками,
в) о семистах двадцати участниках,
г) к семистам двадцати участникам.
31. Определите, в каком предложении есть речевая избыточность:
а) Чайковский преумножал славу России.
б) Девушка произвела на всех неизгладимое впечатление.
в) Вместе с Булгаковым сотрудничал Ю. К. Олеша.
г) Мне надолго запомнится эта поездка.
32. Сказать «Благодарю за внимание!» можно в следующей ситуации:
а) вам вручили награду за участие в олимпиаде,
б) мама отнесла в ремонт ваши часы,
в) вы закончили выступление на конференции,
г) сосед поинтересовался вашими успехами.
33. Что означают слова Фамусова: «Ну как не порадеть родному человечку!»? Он хочет:
а) порадовать родного человека,
б) помочь родному человеку,
в) поработать за родного человека,
г) понять родного человека.
34. Из перечисленных характеристик положительной является следующая:
35. Выражения «как с гуся вода» и «седой как лунь» — это:
а) свободные сочетания слов,
б) фразеологические единицы,
в) крылатые слова,
1.в; 2.в; 3.г; 4.г; 5.г; 6.б; 7.б; 8.а; 9.г; 10.а; 11.в; 12.а; 13.в; 14.б; 15.г; 16.а; 17.в; 18.а; 19.в; 20.б; 21.в; 22.в; 23.г; 24.б; 25.а; 26.б; 27.в; 28.б; 29.б; 30.а; 31.в; 32.в; 33.б; 34.в; 35.б.
Контрольная работа по русскому языку и культуре речи.
Стили речи. Прочитайте фрагмент судебной речи А. Ф. Кони «Дело об убийстве статского советника Рыжова». Какой книжный стиль используется автором? Почему? Какие характерные особенности можно выделить?
Я думаю, что нет возможности усомниться в правдивости показания вдовы Рыжовой. (…)
Положение её поистине ужасно: она лишилась мужа, которого горячо любила, лишилась в нём единственного защитника, единственной поддержки – и лишилась от руки своего брата. Являясь сюда, она должна или признать, что её брат был прав, и тем показать, что муж её сделал что-нибудь дурное, выходящее из ряда вон, для того чтобы вынудить его на убийство, или же сказать всё, как было, а это может быть гибельно для брата. Ей представляется её жестокой судьбой на выбор – или молчаливое согласие на опозоренье памяти покойного, любимого, неповинного мужа, чем, быть может, будет куплено спасение брата, или же горестное и тяжкое служение правде, которое, не возвращая ей мужа, должно подвести брата под справедливую кару. Для неё нет выхода из этого. (…) Мы знаем из дела, что у Рыжовой и у Шляхтина есть родные, жив отец, но знаем ли мы ту борьбу, те колебания, те муки, которые должна была пережить злополучная женщина, прежде чем решиться прийти сюда обличительницей брата – сына своего отца; прийти во имя чести отца своих детей и прийти, по-видимому, как дозволительно заключить из вырвавшихся у неё невольно слов, вопреки ожиданиям и требованиям своей семьи?! Знаем ли мы это?
Стили речи. Прочитайте фрагмент из лекции И. П. Павлова. Найдите в тексте элементы научного и разговорного стилей. Запишите фрагмент в научном стиле.
Вы знаете, то, что мы сейчас делаем, называется опытом или экспериментом. Мы сами создаём условия для явления, а не наблюдаем его, как оно есть. Я сначала не давал собаке есть и убедился, что слюны не было. Затем я положил ей в рот мясной порошок, и слюна потекла. Командую явлением. Вот такое воздействие на ход явления сообразно с моим умыслом и называется опытом, экспериментом. Если бы я только смотрел, не вмешиваясь активно в дело, то это было бы простое наблюдение.
Стили речи. Выпишите слова и выражения, употребляемые только в официально-деловой речи.
Пользоваться спросом, иметь место, как в воду глядеть, подлежит изъятию, медленно, согласно желанию заказчика, финотдел, налоговая инспекция, ни рыба ни мясо, соответствовать, домовладелец, расхититель, ластоногие, исходящий, роща, зелёные насаждения, стенография, злополучный, истец, кавардак, факт, паникёр, зачислить, платежеспособный, уведомление, основание, чудесный, забияка, мадам, анкета.
Стилистическая окраска слов. Найдите книжные, разговорные и устаревшие слова определите целесообразность их употребления в данном контексте. Исправьте предложения.
1)Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи. 2) Мы условились, что на другой день соберёмся у него окончательно и решим вопрос о нашей грядущей работе. 3) Деканат вынес решение загодя планировать закупку нужных учебников для факультетской библиотеки. 4) Его предложение отправиться в туристский поход ввергло меня в восторг. 5) Наши инженеры должны созидать новые машины для сельского хозяйства. 6) Сей случай вызвал немало разговоров на предприятии.
Дайте стилистическую характеристику словам синонимических рядов (книжная нейтральная, сниженная лексика). Составьте со словами любых трёх синонимических рядов предложения.
Архитектор – зодчий. 2) Работать – трудиться – вкалывать. 3) Банальный – тривиальный – заезженный. 4) Бандит – громила – гангстер. 5) Бегать – гонять — перемещаться. 6) Глаза – очи – гляделки.
Точность словоупотребления. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости Запишите предложения в исправленном виде .
1)Автор хрестоматии не составил ещё аннотации. 2) В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. 3) Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. 4) В деревне полными темпами идёт уборка урожая. 5) Большое внимание будет оказано благоустройству города. 6) Этому вопросу мы придаём первоочередное внимание. 7) Наши фермы завоевали мировой рекорд по настригу шерсти то тонкорунной овцы.
Качества речи. Вставьте вместо точек один из паронимов.
1)Паровоз, натруженно дыша, протащился по платформе, состав … (встать – стать). 2) Перед собранием … ( встать – стать ) такой принципиальный вопрос. 3) Испытания новой машины … (проводиться – производиться ) уже третью неделю. 4) люди, захваченные стихией отступления, не понимающие … (существо – сущность ) происходящих событий, нередко случайно оказывались в числе эмигрантов. 5) Конькобежцы США … ( опробовать – апробировать ) костюм из нового синтетического материала. 6) Мне кажется, что я припоминаю … ( лицо – личность ) этого человека.
Качества речи. Стилистическая оценка канцеляризмов, речевых штампов. Исправьте предложения: устраните канцелярский оттенок высказывания и другие речевые недочёты.
1)Обрыв яблок и укладка их в транспортные средства, доставка к месту складирования требует много рабочих рук. 2) Дождевую воду перед употреблением следует хорошо прокипятить ввиду наличия в ней загрязнений. 3) На совещании говорилось о фактах бездеятельности защитников правопорядка. 4) В работе административно-хозяйственной части имеют место недостатки по поддержанию в надлежащей чистоте и исправном состоянии арендуемых помещений и мебели. 5) Необходимо поднять на должную высоту уровень преподавания специальных дисциплин на нашем факультете. 6) Постоянного внимания заслуживает вопрос о работе с родителями. 7) На линейку готовности уже выведен прицепной и навесной инвентарь. 8) На высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий.
Качества речи. Использование заимствованных слов. Устраните речевые ошибки, связанные с немотивированным употреблением заимствованных слов, нарушением лексической сочетаемости и т. д.
1)Был обстрелян автобус, направлявшийся для шоппинга в Турцию. 2) Надо упражнять детей в развитии твёрдой и мягкой фактуры. 3) Интуиция подсказала Гаврилову, что направление поиска нужно кардинально менять. 4) Экс-чемпион мира получил микроскопическое преимущество, которое тонкой игрой трансформировал в нечто ощутимое. 5) Каждая из гимнасток имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортивной формы. 6) Третий результат в соревнованиях показал быстро прогрессирующий Сергеев. 7) Судьи довольно индифферентно усмиряли дравшихся игроков. 8) Всякая действительно серьёзная реконструкция требует в футболе немало времени.
Фразеологическая стилистика. Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их.
1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчёта. 2) Хоть он и был и не робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 3) Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил. 4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу. 5) Приведённые показатели играют мало места для нашей экономики. 6) Необходимо уделить самое серьёзное значение борьбе с преступностью. 7) В нашем административном округе придаётся большое внимание благоустройству дворовых территорий.
Образность, выразительность речи. Определите, какие виды тропов использованы в примерах.
1)Заметался пожар голубой. (С. Есенин) 2) Вечер чёрные брови насопил. (С. Есенин) 3) Снег, словно мёд ноздреватый, лёг под прямой частокол. ( С. Есенин) 4) Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А. С. Пушкин) 5) В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря. (А. Фет) 6) Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. (А. С. Пушкин) 7) Прошли гуськом полушубки, ватные куртки, фуфайки. 8) Я три тарелки съел. (И. А. Крылов) 9) Больше всех скандалит выцветшее пальто с собачьим воротником.
Образность, выразительность речи. Определите, какие стилистические фигуры использованы в данных примерах.
1) На нашей стороне сражается чувство чести, на той – наглость; здесь – стыдливость, там – разврат; здесь – верность, там – обман… (Цицерон) 2) Велик телом, да мал делом. (Посл.) 3) Чествовали героя дня всем коллективом. 4) Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. 5) Первым лодку заметил Николай. 6) Видели ли вы когда-нибудь северное сияние? Невозможно словами описать ту блистательную красоту… 7) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А. С. Пушкин)8) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. В. Гоголь) 9) Нет, я хотел … быть может, вы … я думал, Что уж барону время умереть. (А. С. Пушкин)
Акцентологические нормы русского языка. Определите место ударения в словах..
Аргумент, агент, бюрократия, благовест, вероисповедание, взапуски, втридорога, газопровод, диспансер, договор, доцент, жалюзи, завидно, иначе, инсульт, искони, изобретение, каталог, квартал.
Орфоэпические нормы языка. Прочитайте слова иноязычного происхождения, запишите их, указав , твёрдо или мягко произносится согласный перед Е.
Адекватный, альтернатива, академик, антенна, антресоли, артерия, афера, атеист, деградация, бизнесмен, бестселлер, гипотеза, деканат, детектив.
Морфологические нормы русского языка. Определите род имён существительных.
Конферансье, протеже, крупье, портье, маэстро, какаду, денди, колибри, мозоль, рояль, вуаль, салями, буржуа, леди, мадам, желе.
Морфологические нормы русского языка. Словосочетания, приведённые во множественном числе, поставьте в форму единственного числа.
Высокие жирафы, ужасные неряхи, красные георгины, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, строгие старосты, театральные занавесы, измятые банкноты, чёрные пожарища, высокие ботфорты, домашние тапочки.
Морфологические нормы. Употребление имён существительных во множественном числе.
А. Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных.
Носки, грузины, килограммы, апельсины, баклажаны, мандарины, джинсы, макароны, помидоры, очки, плечи, войска, валенки, сапоги, партизаны.
Б. Образуйте множественное число имён существительных.
Адрес, директор, купол, паспорт, профессор, договор, инженер, лектор, месяц, токарь, офицер.
Морфологические нормы русского языка. Исправьте ошибки, связанные с употреблением форм степеней сравнения имён прилагательных.
1)Это самый новейший проект. 2) Завод оказался более передовым. 3) Гоголь изображает помещиков более реалистичнее. 4) Вариант заместителя оказался более хзудшим. 5) Он бы сделал эту работу более лучше. 6) В комнате теперь стало более светлее. 7) Самая высочайшая гора Земли – Эверест. 8) Марианская впадина – самое глубочайшее место в океане
Морфологические нормы. Исправьте ошибки, связанные с употреблением глагольных форм.
1) Анна Фёдоровна организовывает экскурсию в библиотеку, знакомит ребят с её фондами. 2)После окончания школы Ковалёв поступает работать на завод. Где за короткое время приобрёл квалификацию. 3) Хорошая оценка приободрила бы девочку, заставила поверить в свои силы. 4) Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации. 5) Мы изготовляли изделия из железа, которые идут для строительства фабрик. Заводов.6) Формулы упрощаются и будут иметь следующий вид. 7) Измученный, он забылся коротким сном, но вдруг просыпался от резкого толчка вагона.
Словообразовательные нормы русского языка. Найдите ошибки, связанные с неправильным употреблением или выбором приставки в слове.
1) Он скипятил чайник и снял обвёртку с пачки печенья 2) Я давно отстал и плёлся взади, и мой спутник не переминул ехидно усмехнуться. 3) Совсем я в людях изуверилась: любой обокрасть норовит. 4) Свинью уже весили ? И сколько же она весит? 5) Соседний колхоз взял заимообразно 16 центнеров ржи. 6) Я понимаю, подчерк у меня ужасный. 7) Надсмехаться вы горазды! 8) На повороте я подскользнулся и упал. 9) Заглавная роль принадлежит Хлестакову. 10) Я уже за проезд оплатил.
Словообразовательные нормы русского языка. Исправьте ошибки, связанные с употреблением суффикса.
1) Здесь проявились его гордость и упрямость. 2) Как мне противно ваше угодничество и преклонничество перед ними! 3) Не вам, при вашей низости, судить о его благородности. 4) Кормаж хорошо сохранился, поедаемость его животными тоже хорошая. 5) Смысл его жизни в праздновстве. 6) Ему хорошо удались батальонные сцены. 7) Надгрызанный сухарь лежал на столе. 8) Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство. 9) Мой любимый компот – грушовый. 10) На съезде народных депутатов: «Переходим к сформировыванию комиссий».
Синтаксические нормы русского языка. Определите, какого управления требуют приведенные ниже слова.
За кого-нибудь, о чём-нибудь
В чём-нибудь, за что-нибудь
Над чем-нибудь, перед чем-нибудь
Стилистические нормы русского языка. Согласуйте подлежащее со сказуемым.
1)Через полчаса восемь вооружённых человек вошл… в дом. 2) За коляской бежал… четыре пса. 3) Заговорил… сначала несколько человек. 4) Несколько пуль провизжал… над моей головой. 5) Много книг стоял… на полке. 6) Сколько учеников присутствовал… на занятиях. 7) Сколько сказок и воспоминаний остал…сь в её памяти? 8) Большинство делегатов уже прибыл… . 9) Несколько солдат выскочил… вперёд. 10) Молодёжь охотно ехал… на стройку.
Стилистические нормы русского языка. Согласуйте определения.
1)В эту секунду три или четыре тяжёлы… снаряда разорвались позади блиндажей. 2) На изгороди из трёх жердей сидели три женски… фигуры. 3) Два крайни… окна в первом этаже закрыты изнутри газетами. 4) Последни… два слова были написаны крупным размашистым почерком. 5) Остальны… три лошади шли дальше. 6) Направо от двери были два окна, занавешенны… платками. 7) В комнате стояли коричневы… шкаф и диван. 8) Прошли мимо десятилетн.… мальчик и девочка.
Синтаксические нормы русского языка. Исправьте ошибки в построении простых осложнённых предложений.
1)Придя в лес, солнце село 2)Не успев моргнуть глазом, налетела туча. 3) Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 4) Входя в школу, у ребят открывается дорога к знаниям. 5) В тот день, выезжая из парка, тормоза барахлили. 6) Осыпавшиеся листья с деревьев устилали тропинку. 7) Листья тихо шуршали упавшие с деревьев. 8) Дорога покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Синтаксические нормы русского языка. Исправьте ошибки в построении сложных предложений.
1)Дети, когда возвращались с прогулки, то шли через берёзовую рощу. 2) Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 3) Когда ветер усиливался, и кроны деревьев шумели под его порывами. 4) Человек, когда предан своему делу, и тогда любимое дело в радость. 5) Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы. 6)Дети идут в вестибюль одеваться, где их уже ждут родители. 7) Роман кончается, что сын Болконского слушает разговор Николая Ростова и Пьера. 8) Все силы были направлены, чтоб удержаться от ужаса и не поддаться панике.
А. Вставьте пропущенные гласные в корне.
Кип…тильник, комп…тенция, обл…гация, рев…зор, к…лендарь, г…рение, к…снуться, укл…ниться, выр…внять, водор…сль, аб…немент, ц..ркуляр, би…логия, лаб…ратория, пт…нт, с…ртификат,
Б. Вставьте , где необходимо, пропущенные согласные в корне.
Програм…ный, аб…ревиатура, кристал…ьный, блес…нуть, окрес…ный, чудес…ный, инци…дент, крс…ный, опас…ный, вые…жать, ви…жать, гал…ерея, кол…егия, бюл…етень, ап…ел…яция.
В. Вставьте пропущенные буквы в приставках.
Б…здарный, пр…рода, р…зыграть, бе…вкусный, пр…восходный, бе…жалостный, пр…морский, пр…открыть, пр…думать, пр…ёмник, н…досмотреть, и…чезать, ни…падать, ра…смотреть.
Г. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах и приставках.
Зайч…нок, письмец…, проповед…вать, команд…вать, горош…к, прожаре…ая рыба, выраще…ый, солё…ый сыр, зажив…, справ…, ореш…к, потч…вать, сваре…ый, квалифицирова…ый, француз…ий, окруж…нный, вооруж…нный, утре…ий, лебеди…ый, держ…тся, кле…т, колюч…му .
1. Определить правильное объяснение значения слова:
в) старательный, живой.
2. Укажите номера предложений, в которых есть слова, употреблённые в несвойственном им значении.
а ) Стало вдруг непоправимо тихо: казалось, можно услышать, как в лесу растёт трава.
б) Лодка остановилась на середине озера, и как только я забросил удочку, её сразу повело.
в) На утренней заре, чуть задребезжал рассвет, мы отправились в путь.
3. Укажите предложения, в которых есть слова, употреблённые в несвойственном им значении.
а) Онегин был анахронизмом, и за это его не любили соседи-помещики.
б) После завершения операции в квартире нашли много оружия, наркотики.
в) Тоска по родине охватила его с новой силой, и в этом состоянии эйфории он оставался до конца, ограничив общение семейным кругом.
4. Укажите предложения, в которых есть слова, употреблённые в несвойственном им значении.
а) Как прекрасный знаток жизни и нравов купечества А.Н. Островский написал ряд пьес, в которых изображён купеческий быт.
б) Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылёва, на нартах.
В) Евгений Онегин отличался от прочих помещиков своей экзальтированностью: недаром «ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил».
5. В каких предложениях допущены логические ошибки? Выпишите предложения, в которых вы заметили: а) алогизм, б) подмену понятий, в) несоответствие посылки следствию, г) неоправданное расширение понятия.
1) В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображены женские характеры дворянского общества. 2) Характер пушкинской Татьяны совсем не похож на Ольгу. 3) На лето нам дали список произведений, которые нужно прочитать к новому учебному году. 4) Я не успел прочитать названия всех произведений, которые рекомендовал для самостоятельного чтения учитель литературы. 5) Я не помню содержания прочитанных книг, забываю имена героев, и за сочинения учитель мне ставит пятёрки. 6) Произведения русских классиков любят читать мои родители. 7) Я не смог прочитать «Войну и мир» Толстого, и вообще я всегда читаю отрывки из художественной литературы, а не полное произведение. 8) Мой отец говорит, что чтение воспитывает и облагораживает человека.
6. В каких предложениях допущены логические ошибки? Выпишите предложения, в которых вы заметили: а)анахронизмы, б)эвфемизмы, в) употребление слов без учёта их значения.
1) Пушкин описывает жизнь поместных дворян очень подробно. 2) Помещица Ларина сама брила лбы своих крепостных. 3) Татьяна, в отличие от Ольги, много читала и не увлекалась дискотекой. 4) Сёстры Ларины были не похожи: Ольга была красивая, весёлая, а Татьяна – несимпатичная, скучная. 5) Онегин на балу у Лариных вёл себя неправильно. 6) Дуэль между Онегиным и Ленским кончилась печально.
7. Укажите номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1) Катерина права в том, что не хочет подчиняться прихотям свекрови. 2) Всё, что делала для меня моя подруга, причиняло мне радость.3) Наша дружба была проверена временем, и ничто нас не могло разлучить. 4) Можно спорить, удачно ли выбранная автором тема, но талант его не вызывает сомнения.
8. Выпишите номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1) Прокуратор понял, что на площади уже собралась несметная толпа жителей Ершалаима и что она с нетерпением ждёт приговора. 2) Прототипом булгаковского героя, несомненно, был Иисусу Христос. 3) Стремление увидеть эти исторические места собственными глазами сделало эти туристические маршруты особенно привлекательными, заранее обрекло их на большой спрос. 4) Во время аварии крупно пострадали пять российских туристов.
9. Выпишите номера предложений, в которых возникла двусмысленность, неясность из-за употребления многозначных слов.
1) Я видел картины художника Иванова, разбросанные в разных музеях России, и удивлялся исполинскому труду художника, вложенному в его работы. 2) Прежде чем создать свою главную гениальную картину, Иванов написал множество эскизов, которые также свидетельствуют о его высоком мастерстве и удивительном трудолюбии. 3) В этой олимпиаде российские спортсмены не смогли занять ведущую роль. 4) Известный спринтер Р. Сербиев оступился и уступил по очкам Э Роузу. 5) Коллектив предприятия электрических сетей теперь будет работать с ещё большим напряжением. 6) Рабочие объявили голодовку, возмущённые задержкой заработной платы. 7) Люди теряются из-за отсутствия информации на транспорте, в магазинах, на улице. 8) Мы вас обуем! (Реклама в обувном магазине). 9) В магазине большой выбор обуви, но реклама и обслуживание оставляют желать лучшего.
10. Выпишите а) номера предложений, в которых возникла двусмысленность из-за употребления слов, имеющих омонимы, б) номера предложений, в которых двусмысленность возникла из-за употребления многозначного слова.
1) Я смотрю фигурное катание: вот на экране Волков в красивой комбинации. 2) Форма оборудована новой техникой: на оператора падает по 50 коров. 3) Ещё один матч футболисты закончили без голов. 40 Объявление в бане: «Билет годен для помывки одного лица». 5) Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 6) Будем ждать, что покажут данные обследования. 7) Сейчас судьи вынесут очки. 8) Маяковский хотел представить своё творчество через двадцать лет. 9) Ребёнок требует ухода матери.
11. Выпишите номера предложений, в которых неоправданно употребление а)книжных слов, б) разговорных слов, в) «смешение стилей».
1) Герои Василия Шукшина часто весёлые, шалопутные мужики. 2) Такие люди, как Тихон в «Грозе» Островского, поражены вирусом равнодушия, им на всё наплевать. 3) В нашем дворе возвели детскую площадку, которая имеет огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения. 4) Мы любим поэта за его искренность, патриотизм и высокое мастерство в изображении родной природы. 5) Татьяна проводила время в чтении художественной литературы. 6) Вращаясь в высшем свете, Татьяна утратила былую непосредственность и простоту. 7) Онегин обалдел, увидев в Татьяне хладнокровную княгиню. 8) Партию Татьяны в опере П.И. Чайковского доверяют лучшим певицам в России, и они никогда не позорятся, а поют классно.
12. Выпишите номера предложений, а) в которых допущена тавтология, б) плеоназмы.
1) Молодёжь целеустремлённо стремится к своей цели. 2) Цена лечения в этом учреждении не финансируется государством. 3) Эти ораторы призывали народ бороться за народное дело. 4) Лопухов любил Веру Павловну, которая разлюбила его и полюбила Кирсанова. 5) В дальнейшем развитии сюжета писатель психологически мотивирует поступки героев. 6) При чтении романа вас ждёт немало неожиданных интересных сюрпризов. 7) Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь. 8) У Нагульнова есть отрицательные недостатки. 9) В стране проведена приватизация земли и передача её в частные руки. 10) Когда люди сотрудничают вместе, они должны взаимно уважать друг друга.
🔍 Видео
ЛЕКЦИЯ #3. ТММ. Виды рычажных механизмов.Скачать
Как формулировать намерение? Как вставать на гвозди правильно?Гвоздестояние.Садху.Читай описание👇🏻Скачать
Теорема об изменении количества движенияСкачать
26. Односторонние пределы функции в точке / определение /примерыСкачать
9. Теоремы о сходящихся последовательностях ( свойства сходящихся последовательностей )Скачать
Статический момент площади сечения (фигуры) относительно осиСкачать