Расставьте ударение абсцесс академия

Видео:Хирургия полости рта 7+8. Абсцессы, локализованные в полости ртаСкачать

Хирургия полости рта 7+8. Абсцессы, локализованные в полости рта

Русский язык и культура речи (стр. 5 )

Расставьте ударение абсцесс академияИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Расставьте ударение абсцесс академия

В большинстве заимствованных слов перед е согласные смягчаются: факуль[т*]ет, [т*]еория, [н*]ервы, [р*]ектор и др. – тенденция движения заключается в переходе от твёрдого произношения к мягкому.

Устранение диалектного произношения

Задача норм орфоэпии – устранение диалектных черт произношения. Среди них много грубых, режущих слух речевых ошибок.

Некоторые элементы произношения менее ощутимы, но более опасны:

1. Отвердение губных согласных на конце слова: сем, восем, голуп, насып.

2. Произношение твёрдых губных согласных перед окончанием глаголов –те. Например, насы[п]те, пригото[ф]те.

3. Произношение ударного «о» вместо «а» в глаголах плотит, заплотит, уплоченный.

Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неправильное ударение в словах.

Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который

называется акцентологией (от лат. аccentus – ударение).

Ударение это силовое выделение голосом одного (иногда двух) из слогов в слове в процессе его произношения.

Русское ударение свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определённым слогом. Например, в

эстонском, латышском, чешском, финском, английском ударным всегда бывает

первый слог, в польском, в латыни, грузинском – предпоследний, в армянском, французском – последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Например, к`омната, дор`ога, молотьб`а.

Русское ударение подвижное, т. е. может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова. Н-р, голов`а, г`оловы. Именно разноместность и подвижность ударения создают трудности при его усвоении.

Может быть неподвижное ударение (фиксированное) – ударение во всех словоформах остаётся на одном слоге (б`ант, б`анты, нет б`антов). Установлено, что 96% слов русского языка отличаются фиксированным ударением.

В сложных словах, кроме основного, может быть ещё второстепенное, или побочное ударение (р`адиоперед`ача)

1. Что принято понимать под орфоэпической нормой?

2. Каковы основные правила русского произношения?

3. Приведите примеры нарушения орфоэпических норм.

4. Каковы особенности произношения заимствованных слов?

5. Что принято понимать под акцентологической нормой?

6. Приведите примеры нарушения акцентологических норм.

7. Какова особенность русского ударения?

Задания для самостоятельной работы студентов

Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём.

А) Агрономия, аноним, аристократия, договор, доцент, жизнеобеспечение, издавна, испокон (веку), каталог, кладовая, кулинария, ломота, некролог, немота, петля, средства, упрочение, эксперт, алкоголь, дремота, заговор, квартал, наговор, обеспечение, свекла, творог, феномен, христианин, щавель, агент, алфавит, боязнь, диспансер, документ, досуг, жалюзи, индустрия, мышление, столяр, приданое, симметрия, пуловер.

Б) Балованный, гербовый, госпитальный, запломбированный, камфорный, мизерный, обетованный, премированный, украинский, автозаводской, августовский, валовой, грушевый, красивее, сливовый.

В) Блокировать, звонишь, созвонимся, облегчить, принудить, ходатайствовать, закупорить, заржаветь, исчерпать, ободрить, осведомить, кашлянуть, плесневеть, подбодрить, уведомить, усугубить, черпать.

Произнесите слова в соответствии с орфоэпическими нормами РЛЯ. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Афера, бесхребетный, двенадцатиперстная кишка, истекший, маневры, новорожденный, опека, желоб, заем, никчемный, острие, отключенный.

Асептика, кабаре, тембр, темп, агрессия, текст, музей, декада, тезис, термос, резюме, прогресс, дегустация, шинель.

Пользуясь терминологическим словарём, расставьте ударения в словах.

Абсцесс, академия, анальгин, анатом, гастроскопия, билирубин, биопсия, гемолиз, гипотония, динамометрия, кетонурия, коллапс, лапароскопия,

перкуссия, мегалобласт, пиелит, пневмоторакс, ступор, тахипноэ, цианоз, эндоскопия, кардиология, коклюш, ортопедия, хирургия, диоптрия.

Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.

1. Образуйте форму Р. п. ед. ч. Следующих существительных. Поставьте ударение. Составьте с ними словосочетания.

Образец: масс`аж – масс`ажа

Арбитраж, бандаж, бюллетень, инструктаж, гуляш, грош, герб.

2. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму мн. ч. следующих прилагательных. Поставьте ударение.

Образец: весёлый – в`есел, весел`а, в`есело, в`еселы.

Глухой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий.

3. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму мн. ч. следующих страдательных причастий. Поставьте ударение.

Образец: взятый – взят, взят`а, вз`ято, вз`яты.

Начатый, приданный, проданный, прожитый, созданный.

4. Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и форму мн. ч. следующих глаголов. Поставьте ударение.

Образец: брать – брал, брал`а, бр`ало, бр`али.

Баловать, взять, гнать, жить, задать, начать, положить, принять.

Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «чн» (используйте орфоэпический словарь под ред. Аванесова)

К копее[шн]ый — копее[чн]ый

Булочная, горчичник, дачник, конечно, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.

Поставьте правильное ударение в словах с предлогами. Обоснуйте свой выбор.

Горсть – в горсти, кровь – в крови, связь – в связи, кость – в кости, спина – на спину, душа – на душу, на босу ногу, берег – на берег, дверь – до двери, из двери, на двери, к двери.

Отметьте слова, в которых на месте выделенных букв не произносится твёрдо согласный звук.

Адекватный, аденоиды, акварель, анестезия, бенефис, вундеркинд, детектив, деликатес, интервью, идентичный, интернат, интерьер, компьютер, крем, лазер, пресса, свитер, сепсис, темп, тембр, термос, тире, шимпанзе, штемпель.

Произнесите в соответствии с орфоэпическими нормами РЛЯ следующую фразу (напишите транскрипцию предложения).

Прежде всего моё намерение – заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастроскопиями, дизентериями. Ведь лечить-то надо Вас, а не анализы (из разговора врача с пациентами).

С помощью толковых словарей русского языка, «Словаря трудностей русского языка» Д. э. Розенталя и подберите по 3 пары слов, которые в зависимости от места ударения различаются как варианты:

1) общеупотребительный и профессиональный; 2) стилистически нейтральный и стилистически маркированный; 3) современный и устарелый.

Факсимиле – (разг.) факсимиле

Украинский – (уст.) украинский

Составьте небольшой связный текст (7-10 предложений) на темы:

— «Работа в процедурном кабинете»

— «Функции палатной медсестры»

— «Работа детской медсестры»

— «Работа в лаборатории»

И произнесите его перед аудиторией, обращая внимание на соблюдение орфоэпических, акцентологических норм.

Тема 4. Графика и орфография. Позиционный принцип русской графики. Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм

Изящность слога русского основана на

правилах, языку свойственных.

Культура письменной речи состоит, прежде всего, в том, насколько грамотно каждый носитель языка может передать на письме особенности графического изображения слов, входящих в общую систему языка, и насколько точно

пунктуационно, то есть при помощи знаков, отражены интонационно-мелодические особенности звучащей речи.» Говорить есть мысли своим голосом изъявлять; а писать есть то же начертанием представлять», — писал в 1793 г. Вот образец текста этого автора: «Утро. Сквозь льдяныя кружева, покрывающiя оконные стёкла, пробивается въ дътскую яркiй солнечный свътъ. Ваня, мальчикъ лътъ шести, стриженый, съ носомъ, похожимъ на пуговицу, и его сестра Нина, четырёхлътняя дъевочка, кудрявая, пухленькая, малорослая неполътамъ. Просыпаются и черезъ ръшётки кроватокъ глядятъ сердито другъ на друга. У-у-у, безстыдники! – ворчитъ нянь».

Всё ли понятно? Думается, что читалось с трудом. А ведь текст написан на

русском языке, но по нормам орфографии 18 века. Как видим, без орфографии, одинаково понятной всем, читать письменный текст очень трудно.

Раздел науки о языке, исследующий правила написания слов, получил название орфография – «правильное письмо».

Орфографическими нормами следует считать научно обоснованные и утверждённые государством правила написания слов.

Орфографические нормы помогают единообразному выражению мысли и её адекватному восприятию. Именно соблюдение правил позволит сэкономить время при письменном общении и не доставит трудностей при расшифровке письменной информации.

Это интересно. Нормы русского правописания складывались долго и трудно. По причине отсутствия норм в письменной речи даже в работах столь выдающихся учёных и мыслителей прошлого, как , , встречалось написание вить (вместо ведь), бутто (вместо будто), мущина (вместо (мужчина), может-быть (может быть), тритцать (тридцать). Степень орфографического разнобоя была настолько велика, что даже заглавные и строчные буквы употреблялись совершенно произвольно, писались и в середине слова.

Видео:"Мы и наш язык".Трудные случаи русского литературного ударения ч.5Скачать

"Мы и наш язык".Трудные случаи русского литературного ударения ч.5

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ: «Орфоэпические и акцентологические нормы»

Видео:А. А. Зализняк: Эпизод из истории русского ударенияСкачать

А. А. Зализняк: Эпизод из истории русского ударения

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Расставьте ударение абсцесс академия

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

на заседании ЦМК зам. директора по УР

________________ Корнева Н. М.

протокол № _____ ________________

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ:

«Орфоэпические и акцентологические нормы»

дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен:

— владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой

выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями.

— знать особенности русского ударения и произношения,

«Культура общения медицинской сестры», «Особенности отношений среднего медицинского работника и пациента при различных заболеваниях»

Распределение часов по теме:

1.Учебно-методическая карта №­­1

5. Информационное обеспечение темы:

Воителева Т.М. .Русский язык и культура речи метод. реком. .М.: «Академия» 2008

Введенская Л.А. Культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2008. – 448 с.

Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2007. – 382 с.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 1

1. Тема: Орфоэпические и акцентологические нормы.

2. Продолжительность занятия: 180 мин

Уч.цель: способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения.

Воспит.цель: воспитывать речевую культуру, коммуникабельность, грамотность..

Развивающая цель: развивать культуру речи, расширять словарный запас студентов, развивать логику мышления, память, способность и готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

4. После изучения темы студент должен знать: фонетические средства языковой выразительности; орфоэпические нормы русского литературного языка; основные правила русского литературного произношения.

5. Методы обучения: комбинированное учебное занятие; работа в малых группах; ролевая игра

Воителева Т.М. .Русский язык и культура речи метод. реком. .М.: «Академия» 2008

Введенская Л.А. Культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2008. – 448 с.

Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности», календарно-тематический план, мультимедийная презентация.

Записать тему, цели занятия в тетрадь.

Ознакомится с оснащением занятия и литературой.

Ознакомится с теоретическим материалом по теме: «Орфоэпические и акцентологические нормы» (Приложение №1).

Законспектировать основные вопросы. (Приложение №1).

Используя помощь преподавателя, закрепить изученный материал (Приложение №2).

Выполнить самостоятельную работу в методическом пособии (Приложение №3).

Записать домашнее задание к следующему практическому занятию.

Самостоятельная работа студентов.

Председатель ЦМК ______________

1.Объяснение нового материала.

1. Для наблюдения даётся две группы слов

2. Произношение гласных, согласных звуков (по Р. Аванесову.)

Звуки речи делятся на две большие группы: гласные звуки и согласные звуки.

Гласные — это такие звуки, которые образуются в гортани колебанием голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха, причём воздушная струя не встречает препятствий в полости рта, т. е. звук состоит из голоса.

Гласные звуки различаются по месту образования и способу образования.

1. При определении места образования гласного звука учитывается способность языка двигаться в горизонтальном направлении (вперёд и назад), в связи с чем при произнесении того или иного гласного наиболее поднятая часть языка может оказаться против передней, средней или задней части неба. Поэтому существуют гласные переднего ряда (и, э), среднего ряда (а, ы) и заднего ряда (о, у).

2. Способ образования гласных — степень поднятия языка по отношению к нёбу. Этот способ классификации гласных основан на способности языка двигаться по вертикали (вверх и вниз). Отсюда образование гласных верхнего подъема (и, у, ы), среднего подъема (о, э) и нижнего подъема (а).

Существуют йотированные гласные, состоящие из двух звуков — согласного йот (условно обозначим его буквой й) и гласного звука: йа, йэ, йо, йу. На письме они передаются буквами я (яма), е (ель), ё (ёлка), ю (юг).

Звуковой закон в области гласных звуков состоит в их редукции — ослаблении гласных звуков в безударном положении. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге и позицию гласных в остальных (втором, третьем и т. д.) предударных слогах и во всех заударных слогах. Во второй позиции редукция сильнее, чем в первой.

Так, в слове голова в первом предударном слоге на месте буквы о произносится звук [а] (квадратные скобки указывают на звук, а не на букву), а во втором предударном слоге на месте буквы о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а]; его условно обозначают знаком [ъ]. Получается такая фонетическая передача: [гълава`].

После мягких согласных на месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, близкий к [и], например: весна [в , исна], пятно [п , итно]; в остальных предударных слогах и в заударных слогах произносится звук, напоминающий очень краткий [и]; его условно обозначают знаком [ь] например: великан [в , ьликан], пятачок [п , ьтачок].

Согласные — это такие звуки, которые состоят или из одного шума, образуемого различными преградами в полости рта на пути выдыхаемой из легких струи воздуха, или из шума и голоса. В первом случае образуются глухие согласные, во втором — звонкие согласные.

Рассмотрите таблицу «Орфоэпические нормы русского литературного языка».

Видео:Профессор Обрезан А.Г.: Эндокардиты: диагностика и лечениеСкачать

Профессор Обрезан А.Г.: Эндокардиты: диагностика и лечение

Орфоэпические нормы русского литературного языка.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Расставьте ударение абсцесс академия

Данный материал представляет учебное пособие по теме «Орфоэпические нормы русского литературного языка». Может быть использован для проведения учебных занятиий в средне-специальных учебных заведениях, для проведения спецкурсов, факультативов и т.д.

Видео:Лекция 1 (ЛФ-1) - Основные понятия и положения предметаСкачать

Лекция 1 (ЛФ-1) - Основные понятия и положения предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
kontr_rabota_orfoepich_slovar.doc72 КБ
metod_ruk_prepodavatelya_3_.doc132.5 КБ
metod_ruk_studentov.doc328.5 КБ
tablicy_1_2_3_.doc21.5 КБ
tablicy_4_5_6_.doc42 КБ

Расставьте ударение абсцесс академия

Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Видео:Разбираем щитовидную железуСкачать

Разбираем щитовидную железу

Предварительный просмотр:

по теме «Орфоэпические нормы русского языка»

Задание . Прочитайте предложения, устанавливая по словарю правильность ударения в выделенных словах.

1. Эксперт принял решение о повторной проверке качества творога на оптовом рынке.

2. В первом квартале мы заключим договор о прокладке газопровода .

3. На обложке каталога была изображена фарфоровая подвеска на серебряной цепочке .

4. У меня начал болеть запломбированный зуб. Чтобы облегчить мои страдания, доктору пришлось запломбировать его заново.

5. Во многих школах уже ввели школьную форму у мальчиков — брюки и пиджаки, а у девочек — красивые гофрированные юбки и блузки.

6. Цепочка с ракушками из фарфора смотрелись намного красивее у нее на шее, чем на руке.

7. Сегодня наша фирма отправила баржу с камбалой в Москву.

8. Продавщица начала поднимать тяжелую коробку с тортами , но служащий помог ей, тем самым, облегчив ее труд.

9. В каталоге этой фирмы вещи оказались еще красивее , чем в каталоге фирмы “Мария”.

10. Творог оказался невкусным, и пришлось выбросить его в мусоропровод .

11. Мы купили свеклу по оптовой цене.

12. В прошлом квартале цепочки в этом магазине были намного красивее и стоили дешевле.

13. Ввод нефтепровода в действие был запланирован на второй квартал этого года.

14. Договор о поставке партии высококачественного фарфора будет подписан только после того, как эксперт даст свое заключение.

15. В вечернем выпуске газеты был опубликован некролог , в котором ее сотрудники выразили соболезнование родным погибшего и сообщили о месте и дате похорон .

16. Для обеспечения здорового образа жизни желательно исключить из своего рациона торты и алкоголь .

17. Эксперты подготовили новый каталог качественной алкогольной продукции.

18. По ходатайству экспертной комиссии опека над объектом будет осуществляться мэрией города.

19. В последнем квартале этого года эксперты одной из фирм заключили выгодный договор , за что были премированы .

20. Избалованный ребенок не захотел есть тефтели и потянулся за тортом .

21. Камбала — морская рыба, которую можно купить по оптовой цене.

22. В старых кварталах города нет водопровода.

23. Обеспечение безопасности жителей, охрана нефтепровода — важнейшие задачи, стоящие перед спецподразделением.

24. На завтрак приготовили салат из творога со свеклой и отварную камбалу.

25. Во время конференции был подписан договор об обеспечении безопасности на воздушном транспорте.

26. Эксперт дал заключение об отсутствии нитратов в свекле и щавеле .

27. Морская ракушка на цепочке — красивое украшение.

28. Пока варился суп из щавеля, я делала тефтели .

29. На похоронах мы выразили соболезнования родственникам умершего.

30. Мы заключим договор об опеке только в следующем квартале .

31. При продолжительном плавании борта баржи обрастают ракушками .

32. Эксперт по недвижимости рассказал о различных аферах .

33. В наркологическом диспансере проводились беседы о вреде алкоголя .

34. В ресторане мы заказали свеклу под майонезом, картофель, камбалу , а на десерт — кусок торта .

35. Скоро домоуправление заключит договор со строительной кампанией на ремонт водопровода и мусоропровода .

36. Он звонит знакомым, чтобы выразить свои соболезнования и предупредить о том, что не сможет присутствовать на похоронах .

37. Фарфор нужно завернуть в простыню , иначе он может разбиться.

38. Он позвонит мне, когда получит новый каталог .

39. Фарфор и золотую цепочку выставили на продажу еще в прошлом квартале .

40. Эксперт обнаружил в крови у пострадавшего следы алкоголя .

41. Творог так же полезен, как и щавель .

42. В отдел социальной защиты поступило ходатайство об опеке над осиротевшими детьми.

43. Эксперты решили проверить условия договора .

44. Наши соседи заказали кухонный гарнитур по каталогу .

45. На обувную фабрику завезли каучук и кирзу .

46. Дирекция решила премировать сотрудника за своевременное обеспечение производства материалами.

47. В офисе был установлен компьютер , чтобы облегчить работу эксперта .

48. Заключить выгодный договор можно было только при ходатайстве эксперта .

49. Мы просмотрели каталог с предлагаемой продукцией и решили заключить договор с этой фирмой.

50. Молодому экономисту удалось заключить договор о финансировании разработок новейшего программного обеспечения и тем самым обойти фирму-конкурента, за что он был премирован советом директоров.

51. Эксперты утверждают, что в пищу необходимо употреблять творог и другие молочные продукты, как можно больше овощей, например свеклу , морковь, капусту, а из зелени — щавель , укроп, петрушку.

52. Избалованные дети едят в большом количестве конфеты и торты.

53. В соседнем квартале стоят гаражи- ракушки , а в нашем квартале их нет.

54. Маленький мальчик боялся пломбировать зуб, и мама пыталась ободрить его, пообещав купить ему много тортов .

55. Кладовщик после каждой смены должен пломбировать двери склада, в котором хранятся гофрированная бумага и каучук .

56. Обеспечение сотрудников предприятия новым инвентарем значительно облегчило их работу.

57. Через два квартала находится магазин по продаже тортов .

58. Вам нужно пройти два квартала до оптового рынка.

59. В этом каталоге представлены красивейшие изделия из фарфора .

60. Суд рассмотрит ваше ходатайство об опеке над сыном.

61. Мы сможем облегчить тебе жизнь, если ты скажешь, кто еще участвовал в этой афере .

62. Кухонный нож был настолько туп, что торты лишь ломал, а камбалу и свеклу не резал совсем.

63. Красивее этого кухонного гарнитура я ничего не видел.

64. Эксперты юридического отдела посоветовали включить в договор дополнительный пункт, касающийся приемки оптовой партии товара.

65. В мебельном отделе нашего торгового центра вы можете приобрести красивейшие кухонные гарнитуры, а также заключить договоры на оптовые поставки мебели.

Краткий орфоэпический словарь.

В словаре приведены слова, в которых часто наблюдаются колебания в ударении и произношении, ударный гласный в словах обозначен заглавной буквой.

Те слова, где колебания ударения наблюдаются не в основной форме (именительный падеж единственного числа), а в других грамматических формах (например, багаж, борода, борт и т. п.), отмечены следующими пометами, указывающими, к какому акцентологическому типу данное слово относится

(н) — слова с неподвижным ударением

(о) — слова, имеющие в косвенных падежах ударение на окончании

1 — слова, в которых происходит передвижение ударения типа 1;

2 — слова, в которых происходит передвижение ударения типа 2;

3 — слова, в которых происходит передвижение ударения типа 3;

4 — слова, в которых происходит передвижение ударения типа 4;

5 — слова, в которых происходит передвижение ударения типа 5.

адекв А тный (дэ)

акад Е мия (не дэ)

блок И рованный

бомбардиров А ть

бур И ть: бур И шь, бур И т и т. д.

вероиспов Е дание

взглян У ть: взглян У , взгл Я нешь, взгл Я нет и т. д.

включ И ть: включ И шь, включ И т и т. д.

Вмест И ть: вмест И шь, вмест И т и т. д.

глуш И ть: глуш И шь, глуш И т и т. д.

гофрир О ванный

гравир О ванный

декольтир О ванный

детект И в (дэ тэ)

догов О р, догов О ры

договор Е нность

долб И ть: долб И шь, долб И т и т. д.

ж Е лчь (допустимо ж Ё лчь)

ж Е лчный (допустимо ж Ё лчный)

заглуш И ть: заглуш И шь, заглуш И т и т. д.

за Е м: з А йма, з А йму и т. д. (н)

заключ И ть: заключ И шь, заключ И т и т. д.

законнорожд Е нный

замаскиров А ть

замор И ть: замор И шь, замор И т и т. д.

запломбиров А ть

запломбир О ванный

засор И ть: засор И шь, засор И т и т. д.

звон И ть: звон И шь, звон И т и т. д.

идент И чный (дэ)

исключ И ть: исключ И шь, исключ И т и т. д.

ист Е кший (срок)

кл Е ить: кл Е ю, кл Е ишь, кл Е ит и т. д.

костюмир О ванный

крен И ть: крен И шь, крен И т и т. д.

мор И ть: мор И шь, мор И т и т. д.

накрен И ть: накрен И шь, накрен И т и т. д.

непротор Е нный

новорожд Е нный

одел И ть: одел И шь, одел И т и т. д.

опломбиров А ть

осв Е домить, -ся

отключ И ть: отключ И шь, отключ И т и т. д.

откреп И ть: откреп И шь, откреп И т и т. д.

отщеп И ть: отщеп И шь, отщеп И т и т. д.

перемест И ть: перемест И шь, перемест И т и т. д.

план Ё р (допустимо Е )

пломбир О ванный

подключ И ть: подключ И шь, подключ И т и т. д.

подсв Е чник (шн)

позвон И ть: позвон И шь, позвон И т и т. д.

п О хороны: с похор О н, на похорон А х

приобрет Е нный

прищем И ть: прищем И шь, прищем И т и т. д.

произвед Е нный

Разлуч И ть: разлуч И шь, разлуч И т и т. д.

сверл И ть: сверл И шь, сверл И т и т. д.

сквор Е чник (шн)

собол Е знование

сосредот О чение

тенд Е нция (тэ, дэ)

удел И ть: удел И шь, удел И т и т. д.

умор И ть: умор И шь, умор И т и т. д.

ущем И ть: ущем И шь, ущем И т и т. д.

ход А тайствовать

шт Е мпель 1 (тэ)

экстрас Е нс (сэ)

Видео:Оскопление Абеляра. Из курса «Преступление и наказание в Средние века»Скачать

Оскопление Абеляра. Из курса «Преступление и наказание в Средние века»

Предварительный просмотр:

Тема: «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения»

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков).

Сформировать новые знания:

  1. о классификации норм устной речи;
  2. об основных правилах современного русского произношения;
  1. об особенностях произношения заимствованных слов;
  2. об основных тенденциях развития норм ударения;
  3. об основных правилах интонирования в русском литературном языке;

Сформировать практические умения и навыки:

  1. умение строить свою речь в соответствии с орфоэпическими, акцентологическими и интонационными нормами русского литературного языка;
  2. умение использовать полученные теоретические знания на практике: распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей устной речи и речи окружающих;
  3. навык использования орфоэпического словаря;
  4. умение конспектировать теоретический материал.
  1. развивать познавательные способности;
  1. развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное);
  2. развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  3. развивать внимание, память, эмоциональную сферу;
  4. развивать коммуникативные качества речи.
  1. формировать уважительное, бережное отношение к родному языку;
  2. формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
  3. воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся;
  4. формировать умение рационального использования времени;

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка и культуры речи.

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Внутрипредметные связи: морфология, синтаксис русского языка.

Оснащенность: таблицы (2 шт.) , методические разработки для преподавателя и учащихся.

Учебные места: кабинет для практических занятий.

Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.; Л.А.Введенская, «Культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г.; «Русский язык и культура речи»: Учебник, под ред. проф.О.Я.Гойхмана, 2005 г.; Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева, «Русский язык и культура речи. Высшее образование», 2004 г.; Р.И. Аванесова «Русское литературное произношение»; Орфоэпический словарь.

П.А.Лекант, Е.И.Домброва, Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, «Современный русский язык», 2000 г.; З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь, «Лингвистические словари и работа с ними в школе», «Просвещение», 1987 г., Р.И. Аванесов «Русское литературное произношение».

I. Организационный момент — 1 мин.

II. Мотивация занятия — 2 мин.

  1. III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся – 85 мин.
  2. 1. Сообщение по теме: «Ударение в русском языке» — 5 мин.
  1. Формирование новых представлений и знаний

1) Сообщение преподавателя — 10 мин

2) Самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом — 20 мин.

3. Выполнение практических заданий в малых подгруппах

с последующей самопроверкой — 40 мин.

4. Конечный контроль — 10 мин.

IY. Подведение итогов занятия. Домашнее задание — 2 мин.

Учебно-познавательная деятельность учащихся.

Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Отметка отсутствующих. Контроль внешнего вида учащихся (наличие халата, сменной обуви) и их готовности к занятию (наличие тетрадей для теоретического и практического материала).

Бригадир группы сообщает сведения об отсутствующих на за-нятии и причине неявки.

Мотивация к изучению новой темы.

Преподаватель сообщает тему, цель занятия и объясняет необходимость усовершенствования знаний о правилах русского литературного произношения. Они являются основой для точной, грамотной и выразительной устной речи, без которой невозможно полноценное общение в современном обществе для каждого образованного человека,

Учащиеся записывают в тетрадь тему и цели данного занятия.

Знакомятся с актуаль-ностью данной темы для будущих медицинских работников.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.

1) Прослушивание сообщений учащихся по темам: «Ударение в русском языке», «Стили произношения».

Формирование новых знаний и представлений.

1) Сообщение преподавателя (Приложение 1) .

2).Самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом, представленным в блоке информации (Приложение 2) .

  1. Самостоятельное выполнение учащимися практических заданий с последующей самопроверкой

Приложение 4, Таблицы №№ 4, 5, 6 .

Все задания, направлены на формирование навыков литературного произношения (правильная постановка ударения в слове).

1. Прочитай и запомни. Следует правильно выделять ударные слоги в словах. Составь свой орфоэпический словарик, используя материал упражнения.

2. Используя орфоэпический словарь, расставьте ударения в словах.

3. Прочитайте, выделив голосом ударные слоги.

4. Поставьте правильное ударение в словах с предлогами, обоснуйте выбор.

5. Прочитайте, соблюдая правильное ударение, приводимые ниже наречия.

6. Материал для наблюдений: обратите внимание на ударение в некоторых глаголах

7. Поставьте данные глаголы в прошедшем времени и укажите в них ударение.

12. Образуйте краткие формы прилагательных и укажите в них ударение.

9. От страдательных причастий прошедшего времени образуйте краткую форму и укажите в них ударение.

10. Поставьте существительные м.р. в форму Р.п. ед.ч. Укажите место ударения.

11. Поставьте существительные ж.р. в форму В.п. ед.ч. Укажите место ударения.

12. Поставьте существительные 3 скл. в форму Р.п. мн.ч. Укажите место ударения.

13. От глаголов образуйте форму 2 лица ед.ч.

Все задания направлены на формирование навыков литературного произношения (правильное произношение звуков в словах).

14. Материал для наблюдений: работа с материалом таблицы.

15. Произнесите предложенные слова так, как бы вы могли это сделать:

а) в строгой, официальной обстановке;

б) в дружеском разговоре, в ситуации непринужденного общения.

16. Прочитайте слова иноязычного происхождения, в которых перед гласным Е согласный произносится:

1) твёрдо, 2) мягко.

Задания направлены на формирование навыков интонирования (правильная постановка логического ударения, соблюдение интонации начала и конца предложениях в предложениях повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных )

17. Произнесите следующие фразы, соблюдая интонационные нормы русского литературного языка (расстановка логического ударения).

Произнесите фразы, расставив логическое ударение, подчеркнув:

  1. важность временных сроков;
  2. важность действия;
  3. направление действия;
  4. важность предмета действия.

18. Произнесите в соответствии с орфоэпическими, акцентологическими и интонационными нормами русского литературного языка следующие фразы:

Учащиеся прослу-шивают сообщение, конспектируя основные положения в тетрадь для теории. .

Учащиеся прослушивают лекцию и записывают основные положения

Учащиеся самосто-ятельно изучают и конспектируют основ-ные положения теоре-тического материала.

Дифференцированный подход: учащиеся рабо-тают в малых группах с учетом степени их подготовленности и выполняют практи-ческие задания разного уровня сложности.

Формирование навыка работы со словарями: орфоэпическим и медицинских те-рминов.

Устное выполнение задания.

Устное выполнение задания.

Устное выполнение задания.

Устное выполнение задания.

Устное выполнение задания.

Письменное выполнение задания.

Письменное выполнение задания.

Письменное выполнение задания.

Письменное выполнение задания.

Письменное выполнение задания.

Письменное выполнение задания.

Письменное выполнение задания.

Анализ языкового материала

Устное выполнение задания с учетом стилистических воз-можностей русского языка.

Устное выполнение задания.

Устное выполнение задания.

Устное выполнение задания.

Конечный контроль выполнения задания занятия.

Группы представляют отчет о проделанной работе. Коллективно проверяются задания, выполненные устно.

Учащиеся оценивают работу каждого члена малой группы, устно комментируют выполненные задания.

Подведение итогов занятия.

Оценки выставляются в журнал. Выясняются причины, препятствующие успешному проведению занятия. Сдаются на проверку тетради для практических заданий.

  1. Выучите теоретический материал (конспект).
  2. Выполните практические задания:
    1 подгруппа: №№ 20, 21 (т ворческое задание: р азвитие связной монологической речи, формирование навыков публичного выступления).

2 подгруппа: №№ 19, 20;

  1. Предварительно подготовьтесь к диагностическому тесту по теме: «Орфография».

Повторите основные орфограммы русского языка.

Учащиеся получают дифференцированное д/з на карточках, преподаватель его комментирует.

Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка, одно из главных коммуникативных свойств, поскольку именно правильность речи делает её понятной для адресата.

Чтобы устное выступление было успешным, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается четким и ясным произношением, правильной интонацией. Важную роль при этом играют нормативное произношение и ударение. Ошибки произношения отвлекают слушателей от содержания выступления, затрудняя тем самым общение, уменьшая степень воздействия на аудиторию.

Орфоэпия – система произносительных норм языка.

Материал для наблюдений:

Прочитайте слова, представленные в двух группах. Какие сложности могут возникнуть при произношении слов первой и второй группы?

Сви те р. Новор о ` жд ё ` нный.

П ре сса. Ортоп е ` д и ` я.

Гво зд ик. Ан а ` мн е ` з.

В 1-й группе затруднение может вызвать произношение отдельных звуков: сви[тэ]р или сви[т´э]р, п[рэ]сса или п[р´э]сса, гво[зд`]ик или гво[з´д´]ик.

Во 2-й группе затруднение вызывает постановка ударения.

собственно орфоэпические акцентологические

(связанные с произношением (связанные с постановкой

отдельных звуков). ударения в слове).

Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения – важный показатель культурного уровня человека .

Нормы устной речи включают в себя:

  1. Собственно орфоэпические нормы.
  2. Акцентологические нормы.
  3. Интонационные нормы.

Основные особенности русского литературного произношения определились в первой половине 18 в. на основе московского разговорного языка ( московское произношение к тому времени лишилось узкодиалектных черт и соединило в себе особенности произношения северных и южных говоров. Таким образом, московские нормы произношения усваивались в качестве образца.

В современном русском языке орфоэпические нормы представляют собой систему, которая развивается и совершенствуется.

Русская орфоэпия включает в себя:

  1. правила произношения безударных гласных (сильная и слабая позиции) .
  2. Звонких и глухих согласных (сильные и слабые позиции).
  3. Особенности произношения слов иноязычного происхождения.
  4. Произношения отдельных грамматических форм слов.

I. Произношение безударных гласных.

Сильные и слабые позиции. Редукция гласных в безударной позиции.

II. Произношение звонких-глухих согласных звуков.

Сильные и слабые позиции. Редукция согласных: ассимиляция (уподобление), позиция конца слова.

III. Произношение иноязычных слов.

Для русского языка характерна тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов к русским фонетически законам.

1. Многие слова «обрусели» и произносятся с мягким согласным перед Е (му[З`э]й, ака[Д`э]мия)

Твердый согласный Мягкий согласный

перед Е: перед Е:

[Мэ] [нэ]джер О[д`э]сса

  1. Двойной согласный произносится как двойной в одних словах (ва[нн]а, ка[сс]а, ма[сс]а, капе[лл]а) , в других – как одиночный (аккуратно — а[к]уратно, аккомпанемент — а[к]омпанемент, аккорд — а[к]орд, ассигновать — а[с]игновать, грамм — гра[м]).

Трудности часто встречаются и из-за особенностей печатного текста (Ё обозначается как Е).

1. Краткий список:

2. Е и Ё могут быть использованы для различения слов по смыслу:

Истекший год – истёкший кровью;

кричит, как оглашенный – приказ, оглашённый утром;

Y. Произношение –ЧТ- и ЧН-.

1. Старое московское произношение: -ШН-.

конечно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник;

в женских отчествах на –ична (Ильинична, Лукинична, Никитична, Кузьминична).

2. Современные нормы: –ЧН-.

Особенно слова книжного происхождения:

Недавно появившиеся слова:

  1. Всегда: – ШТ -: что, ничто, кое-что (кроме Нечто).

— ЧТ -: во всех других случаях : почта, мечта и др.

Булочная, прачечная, копеечный, порядочный, молочный, сливочный и др.

5. Дифференциация слов:

серде[ЧН]ый приступ серде[ШН]ый друг

полуно[ЧН]ая серенада — полуно[ШН]ик

YI. Устранение диалектного произношения – задача норм орфоэпии

Среди них много грубых, режущих слух речевых ошибок.

1. Неправильное произношение слов : коридор — ко[л`]идор, регулярный — [л`]егулярный, физика — [хв`]изика, кофта — ко[х]та, радио — ради[в]о, какао — кака[в]о, бабушка — ба[у]шка, дедушка — де[у]шка, скрип — скр[ы]п, грипп — гр[ы]пп.

2. Отвердение губных согласных на конце слова: семь — се[м], восемь — восе[м], голубь — голу[п], насыпь — насы[п], семьдесят — се[м]десят, насыпьте — насы[п]те, приготовьте — пригото[ф]те

3. Произношение ударного [о] вместо [а] в глаголах: пл[о]тит, запл[о]тит, упл[о]ченный.

Вывод: «Аканье», «цеканье», «оканье» и др. нарушения норм произношения – не только приводят к эстетическому искажению смысла, но и к отступление от точной передачи мыслей, затрудняют взаимопонимание, отвлекают от содержания речи, переключают внимание слушателей на фонетические особенности, отличные от общепринятых.

Акцентологические ошибки связаны с неправильной постановкой ударения в словах . (ш о фер, вместо шоф ё р; док у мент, вместо докум е нт).

Установлено: 96% слов русского языка отличаются фиксированным ударением;

Однако оставшиеся 4% являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику, отличаются разноместностью , подвижностью ударения : никаких определенных формальных признаков (правил, закономерностей) постановки ударений не существует – оно усваивается вместе со словом. Отсюда и затруднения, которые испытывают не только иностранцы, изучающие язык, но и люди, для которых русский язык является родным.

Овладеть нормами ударения, исправить ошибки можно, пользуясь специальными справочниками и словарями. Некоторую помощь может оказать и знание типов русского ударения, типовых схем его расположения в словах и их формах.

  1. Варианты ударения:
  1. Акцентологические варианты – двойное ударение :

Краткий перечень равноправных акцентологических вариантов:

  1. Семантические варианты – это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов (омографы – совпадают по написанию, различаются по ударению).

Краткий перечень слов, различающихся своим значение в зависимости от ударения:

занятОй (человек) – зАнятый (дом);

обходнОй (лист, путь) – обхОдный (маневр);

переноснОй (радиоприемник) – перенОсное (значение);

переходнОй (балл) – перехОдный (возраст);

развитОй (ребенок) – рАзвитый (в умственном отношении) – развИтый (волосы);

прИкус (общеупотребительное слово) – прикУс (специальное);

шЕлковый (общеупотребительное) – шелкОвый (поэтическое).

  1. Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны´м периодом употребления данного слова в речи:

запаснОй (современное) – запАсный (устаревшее);

украИнский (современное) – укрАинский (устаревшее);

рАкурс (современное) – ракУрс (устаревшее).

II. «Словарные слова».

В русском языке исследователи насчитывают более 5000 общеупотребительных слов, в которых зафиксированы колебания ударения.

Основное внимание орфоэпических норм (знакомство с таблицами) :

  1. Ударение в существительных (Таблица № 4,5) .
  2. Ударение в прилагательных: кратких (наименее утойчиво), в сравнительной степени (Таблица № 5) .
  3. Ударение в глаголах (Таблица № 6) . Формы прошедшего времени. Формы причастий.

Использование орфоэпического словаря.

1. Равноправные варианты (искр и ` стый, и ` скристый).

  1. Варианты норм, из которых один признается основным:

«Допустимо». «Допустимо устаревшее» (собр а ` лся доп.; собралс я ` (доп. устар.).

  1. Запретительные пометы: «не рекомендуется» (алфав и ` т! алф а ` вит (не рек.).
  2. «Неправильно» (к у ` хонный! неправ. кух о ` нный).

«грубо, неправильно» (докум е ` нт! неправ. док у ` мент).

Убедительный аргуме ′ нт, английская аристокра ′ тия, крупная буржуази ′ я, общественная де ′ ятельность, заключить догово ′ р , заржа ′ ве ′ ть от сырости, звони ′ т телефон, полезное изобрете ′ ние , плантации каучу ′ ка , новый жилой кварта ′ л , работать комбайнё ′ ром , твёрдое наме ′ рение , обле ′ гчить боль, место в парте ′ ре , выразить соболе ′ знование, сре ′ дства связи, чашка из фарфо ′ ра, новые хозя ′ ева , хода ′ тайствовать о зачислении на курсы.

Задание 20. Абсце′сс, ана′том, патологоана′том, ортопе′дия, акаде′мия, хирурги′я, анальги′н, парал′ич, гастроскопи′я, кардиоло′гия, билируби′н, биопс′ия, гемо′лиз, гипотони′я, ка´мфора, динамометри′я, медикам′енты, кетонури′я, колла′пс, санитари´я, лапароскопи′я, диспансе′р, новорожде´нный, перку′ссия, мегалобла′ст, пиели′т, кокл′юш, пневмото′ракс, сту′пор, тахипно′э, циано′з, эндоскопи′я, ана′мнез, анорекси′я, анури′я, бронхоскопи′я, брадикарди′я, гемофили′я, гиперте′нзия, диспепси′я, дисфаги′я, кифо′з, лейкоцитури′я, микроцефали′я, олигури′я, пальпа′ция, пиелонефри′т, тахикарди′я, термометри′я, эритроцито′з, эхогра′фия.

Государственное м едицинское училище г.Братска

Утверждаю: Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам. директора по УР: Протокол №____________________

практического занятия для преподавателя

Тема: «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения»

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», раздел I

Специальность: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

г.Братск 2006 год

Видео:Негинский Д. О. - Анатомия, хирургические патологии средостенияСкачать

Негинский Д. О. - Анатомия, хирургические патологии средостения

Предварительный просмотр:

Тема: « Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения ».

Актуальность: Правила русского литературного произношения входят в классификацию норм русского литературного языка. Выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведёт должного впечатления, если говорящий неправильно произносит слова, ошибается в постановке ударения и неграмотно интонирует. В связи с этим изучение норм произношения является необходимым для каждого образованного человека, в том числе для будущих медицинских работников, которым придётся много общаться с пациентами и их родственниками.

Цель занятия: после изучения темы студент должен:

  1. классификацию норм устной речи;
  2. основные правила современного русского произношения;
  3. особенности произношения заимствованных слов;
  4. основные тенденции развития норм ударения;
  5. основные правила интонирования в русском литературном языке.
  1. строить свою речь в соответствии с орфоэпическими, акцентологическими и интонационными нормами русского литературного языка;
  2. распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи;
  3. владеть голосом с целью сообщения, воздействия;
  4. пользоваться орфоэпическими словарями.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Вид занятия: практическое.

Место проведения занятия: кабинет для практических занятий.

Оснащенность: орфоэпические словари, методические разработки для преподавателя и учащихся.

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка и культуры речи.

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Внутрипредметные связи: морфология, синтаксис русского языка.

Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.; стр. 37 – 52; 219-243.; Л.А.Введенская, «Культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г.; стр. 213 – 230; Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, «Секреты стилистики. Правила хорошей речи», «Айрис», 2003 г.; стр. 131 – 139; В.Ф.Греков, «Пособие для занятий по русскому языку», «Просвещение», 2002 г., стр. 40 – 44.

А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 98 – 120., Р.И. Аванесов «Русское литературное произношение».

I. Организационный момент — 3 мин.

II. Проверка домашнего задания:

Сообщение по теме: «Ударение в русском языке» — 5 мин.

III. Сообщение преподавателя — 10 мин

IY. Самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом — 20 мин.

IY. Групповое выполнение практических заданий с последующей самопроверкой — 40 мин.

Y . Конечный контроль — 10 мин.

YI. Подведение итогов занятия. Домашнее задание — 2 мин.

Методические указания для работы на занятии и выполнения самостоятельной работы.

I. Организационный момент. Тема, её актуальность и цель занятия.

1. Проверьте свою готовность к занятию: внешний вид (наличие халата), тетради для теоретического материала и практических заданий.

2. Откройте тетради для теоретического материала, запишите тему и цель занятия.

Ознакомьтесь с актуальностью данной темы.

II. Проверка домашнего задания .

Прослушайте сообщение по теме: «Ударение в русском языке». Законспектируйте основные положения в тетрадь для теории.

III. Сообщение преподавателя.

Прослушайте сообщение преподавателя.

IY. Самостоятельная работа с теоретическим материалом .

Прочитайте блок информации (Приложение 2) и законспектируйте основные положения темы.

При выполнении данного задания проанализируйте представленный в блоке информации материал для наблюдений.

Y. Самостоятельное выполните практического задания

  1. Откройте практическую часть (Приложение 3) и выполните практические задания по группам:

1-я подгруппа: Задания №№ ______________________________________________________

2-я подгруппа: Задания №№ ______________________________________________________

При выполнении задания обращайтесь к справочному материалу: Таблицы №№ 4, 5, 6; орфографический словарик (Приложение 4) ; орфографический словарь русского языка.

Если у вас есть вопросы, задайте их преподавателю.

2. Выполнив задания, возьмите эталон у преподавателя и проверьте правильность выполнения заданий.

YI. Конечный контроль.

1. Отчет групп о проделанной работе. Коллективная проверка заданий, выполненных устно.

2. Тетради для практики сдаются на проверку преподавателю.

YII. Домашнее задание:

  1. Выполните практические задания:

1 подгруппа: №№ 19,20;

2 подгруппа: №№ 20, 21.

  1. Повторите основные орфограммы русского языка, изученные в школе.

2. Предварительно подготовьтесь к следующему занятию по теме : «Графика и орфография. Позиционный принцип русской графики. Принципы русской орфографии. Основные типы орфограмм»

Литература для самоподготовки:

  1. Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.; стр.260 — 316.
  2. Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г. стр.
  1. Классификация норм устной речи

Нормы устной речи включают в себя:

  1. Орфоэпические нормы.
  2. Акцентологические нормы.
  3. Интонационные нормы.
  1. Орфоэпические нормы произношения

Орфоэпия – система произносительных норм языка.

  1. [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч (лёгкий — лё[х]кий, легче — ле[х]че).
  1. Уподобление при сочетании сш , и зш . Они произносятся как долгий твердый согласный [ш¯] (низший — ни[шш]ий, высший — вы[шш]ий, расшуметься — ра[шш]уметься)
  1. Аналогичное уподобление в сочетаниях СЖ и ЖЖ — [ж¯] (разжать — ра[жж]ать, с жизнью — [жж]изнью, сжарить — [жж]арить).
  1. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как [ щ ] (счастье — [щ]астье, счёт — [щ]ёт), (приказчик — прика[щ]ик, образчик — обра[щ]ик) .
  2. Сочетания ТЧ и ДЧ — как [ч] (докладчик — докла[ч]ик, летчик — лё[ч]к).
  3. Сочетания Тц и Дц — как [ц ] (двадцать — два[ц]ать , золотце — золо[ц]е).
  4. Сочетания ТЧ и ДЧ — как [ч] (докладчик — докла[ч]ик, летчик — лё[ч]ик).
  1. Сочетания Стн и Здн – в них согласные звуки т и д выпадают (прелестный — преле[сн]ый, поздний — по[зн]ий, честный — че[сн]ый, участливый — уча[сл]ивый).

9. В соременном русском языке произношение [ШН] считается устаревшим, норма – [Ч`Н].

Сочетание ЧН , как правило, произносится в соответствии с написанием (анти[ч`н]ый, ве[ч`н]ый, да[ч`н]ый, ка[ч`н]уть, мле[ч`н]ый, но[ч`н]ой, отли[ч`н]о, поро[ч`н]ый, то[ч`н]ый).

Существуют традиционные отступления от нормы, узаконенные современными словарями и справочниками.

Исключение : В некоторых словах [шн] : коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, Савви[шн]а, Никити[шн]а, Фомини[шн]а и др.

Двоякое произношение допускается в словах: було[шн]([чн])ая, сливо[шн] ([чн])ый, яи[шн] ([чн])ый, гре[шн] ([чн])евый.

10. Сочетание ЧТ , в основном совпадает с произношением (ма[чт]а, ме[чт]а, не[чт]о, ни[чт]ожный, по[чт]и, про[чт]и, у[чт]и)

Но: в созюе что и в местоимении что (чтобы, что-то, кое-что) произносится [шт].

11. В возвратных глаголах на конце пишетс –ться или –тся , а произносится одинаково [цца]

12. Особенности перехода [Е] в [О] в современном языке.

  1. Общая тенденция – переход Е в О под ударением после мягких согласных (обрусение). Белесый – белёсый, клест – клёст, головешка – головёшка, поблекший – поблёкший.
  2. Наряду с этим имеются многочисленные факты сохранения [Е] (Истекший, валежник, опека, леска).
  1. Слова иноязычного происхождения:
  1. Смягчение согласных перед Е .
  1. В соответствии с нормами произношения в русском языке перед гласным Е произносится мягкий согласный звук : текст [т´э], брюнет [н´э], термин [т´э] , конкретно [р´э], терапевт [т´э].
  1. Но обычно в книжных словах и терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл [тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], асептика [сэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Декарт [дэ], Шопен [пэ], Лафонтен [тэ], бифштекс [тэ], кашне [нэ], тембр [тэ], термос [тэ]).
  1. Во многих иноязычных словах после согласных пишется Е , а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], парте [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [шэ]).
  1. Но в ряде слов согласные произносятся мягко (декада [д´э], академия [д´э], демагог [д´э], музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э])
  1. Двойной согласный произносится как двойной в одних словах (ва[нн]а, ка[сс]а, ма[сс]а, капе[лл]а) , в других – как одиночный (аккуратно — а[к]уратно, аккомпанемент — а[к]омпанемент, аккорд — а[к]орд, ассигновать — а[с]игновать, грамм — гра[м]).
  1. Акцентологические нормы/ошибки. Основные тенденции развития норм ударения.
  1. Акцентологические варианты – двойное ударение :

Краткий перечень равноправных акцентологических вариантов:

  1. Семантические варианты – это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов (омографы – совпадают по написанию, различаются по ударению).

Краткий перечень слов, различающихся своим значение в зависимости от ударения:

ЗабронИровать (закрепить что-то за кем-то) – забронировАть (покрыть броней);

занятОй (человек) – зАнятый (дом);

засОленный (об овощах) – засолЕнный (о почве);

затОченный (карандаш) – заточЕнный (узник);

нАголо (остричь) – наголО (держать шашки);

обходнОй (лист, путь) – обхОдный (маневр);

переноснОй (радиоприемник) – перенОсное (знанчение);

переходнОй (балл) – перехОдный (возраст);

погрУженный (на платформу) – погружЕнный (в воду);

прблИженный (к чему-нибудь) – приближЕнный (близкий);

призывнОй (возраст) – ПризЫвный (зовущий);

прОклятый (подвергшийся проклятию) – проклЯтый (ненавистный);

развитОй (ребенок) – рАзвитый (в умственном отношении) – развИтый (волосы);

склОнен (к чему-нибудь) – склонЕн (перед кем-то);

слОженный (из деталей) – сложЕнный (обладающий тем или иным телосложением);

хАос (в древнегреческой мифологии) – хаОс и хАос (беспорядок);

харАктерный (человек) – характЕрный (поступок);

языковОй (словесное выражение мыслей) – языкОвый (относящийся к органу в полости рта);

прИкус (общеупотребительное слово) – прикУс (специальное);

шЕлковый (общеупотребительное) – шелкОвый (поэтическое).

  1. Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны´м периодом употребления данного слова в речи:

запаснОй (современное) – запАсный (устаревшее);

украИнский (современное) – укрАинский (устаревшее);

рАкурс (современное) – ракУрс (устаревшее).

  1. «Словарные слова». Основные акцентологические нормы.

Тенденции изменения норм на месте ударения:

  1. у существительных – тенденция к подвижному ударению (народный язык вторгается в литературный);
  2. у глаголов – тенденция закрепления ударения на корневом слоге (влияние южнорусских говоров);
  3. общие тенденции – обнаруживается разнонаправленное движение ударения :
  1. Регрессивное — перемещение ударения с последнего слога на начало или ближе к началу слова;
  1. Прогрессивное – перемещение ударения с первого слога ближе к концу слова.
  1. Имя прилагательное.

Случаи расхождения в полной и краткой форме.

Б е лый – б е` л, бел а` , бел о` , бел ы` .

Бледный, близкий, бодрый, бойкий, бурый, быстрый, ветхий, вольный, высокий, вязкий, гибкий, сладкий, гневный, гнусный, годный, голый, грешный, грозный, грубый, грузный, грязный, гулкий, густой, далекий, дерзкий.

Вариантность норм: б е `лы, вел и `ки, выс о `ки, глуб о `ки, дал е `ки, м а `лы, п о `лны, пь я `ны, ст а `ры, шир о `ки – поэтическое звучание.

  1. Вести – в е` л, вел а` , вел о` , вел и` .

Беречь, брести, врасти, влечь, возрасти, донести, занести, зацвести, затечь.

2) Брать – бр а` л, бр а` ло, бр а` ли, брал а`.

Быть, взять, вить, врать, гнать, шить, дать, драть, ждать, лить, звать, класть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.

  1. Причастие.

Краткое страдательное причастие прошедшего времени.

  1. Если в полной форме ударение падает н суффикс –онн-(-енн-), то в краткой форме м.р. так же, а остальных кратких формах ударение перемещается на окончание.

Введенный – введ е `н, введен а `, введен о `, введен ы ` .

  1. Если в глаголе суффиксы –ну-, -о- ударные, то ударение в причастии перемещается на один слог вперед.

Перемол о `ть – перем о `л о тый, пропол о `ть – проп о `л о тый, занг у `ть – з а `гн у тый, воткн у `ть – в о `ткн у тый.

Сложные случаи колебания ударения.

  1. Имя существительное (Таблица № 5).
  2. Имя прилагательное (Таблица № 5).
  3. Глагол (Таблица № 6).

3. Интонационные нормы/ошибки.

Интонация – это ритмико-мелодическое и логическое членение речи.

Интонация является одним из средств выразительности речи.

Но интонационные нормы в русском языке касаются, прежде всего, правильного повышения /понижения/ интонации к концу предложения в зависимости от целей высказывания и правильной постановки логического ударения во фразе.

  1. К концу повествовательного предложения интонация понижается.

Сегодня у медсестры Наташи был очень тяжёлый день.

  1. К концу вопросительного предложения интонация, наоборот, повышается.

1. Интонационные ошибки связаны с неправильной интонацией (неуместное повышение или понижение интонации).

2. Кроме того, к интонационным ошибкам относятся: неправильная постановка пауз и логического ударения. Это нередко приводит к искажению смысла, особенно в поэтических произведениях, например:

Например: Постановка пауз.

Неправильно: В небесах / торжественно и чудно спит земля / в сияньи голубом.

Правильно : В небесах / торжественно и чудно// спит земля в сияньи голубом.

  1. Приложение № 3
  2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

II. Акцентологические нормы.

Формирование навыков литературного произношения (правильная постановка ударения в словах)

Задание 1. Прочитай и запомни . Следует правильно выделять ударные слоги в словах .

А´вгустовский, апостро′ф, анони´м, алкого´ль, аг′ент, атле´т, арб′уз, аргум′ент, ар′ест, аристократ′ия, баллот′ироваться, балов′ать, библиот′ека, буржуаз′ия, бро′ня ( закрепление за кем-то чего-либо) , брон′я (защитная облицовка из стали), в′ерба, гегемо′ния, гастрно′мия, гект′ар, демокр′атия, кинемотогра´фия, дефи′с, добы′ча, ди′агноз, догов′ор, дозвон′иться, докум′ент, зав′идно, за′ём, звон′ит, звон′ишь, зл′оба, ′изредка, ′издавна, изобрет′ение, индустр′ия, крап′ива, крас′ивее, крем′ень, ка′мбала, катал′ог, некрол′ог, кауч′ук, кварт′ал, килом′етр, кол′осс, магаз′ин, молод′ежь, нам′ерение, обостр′ить, опе´ка, облегч′ить, осв′едомиться, планё´р, пригово´р, за´говор (тайное соглашение), отч′асти, парт′ер, пепел′ище, портф′ель, премиров′ать, приобрете′ние, обесп′ечение, простын′я, проц′ент, револьв′ер, раку´шка, избра´нник, осв′едомиться, рем′ень, сантим′етр, сл′учай, св′ёкла, собол′езнование, сре′дства, ст′атуя, стол′яр, там′ожня, танцо´вщица, фарф′ор, формиров′ать, ф′орум, х′анжество, характ′ерный (танец, поступок), хар′актерный (человек), ход′атайствовать, хоз′яева, цыг′ан, ч′ерпать, шоф′ер, щав′ель, экспе´рт, юро´дивый.

Вариантность: зарж′ав′еть, прин′уд′ить, рж′ав′еть, сирот′а, мн.ч. сир′оты, швея´, мн.ч. шве´и, усуг′уб′ить, комбайн′ёр, комб′айнер.

Задание 2. Используя орфоэпический словарь, расставьте ударения в словах .

Афера, алкоголь, автозаводский, баловать, бесхребетный, высококвалифицированный, двенадцатиперстная кишка, диоптрия, дистиллированный, дремота, заговор, закупорить, запломбировать, заржаветь, изредка, истекший, исчерпать, квартал, класть — клала, красивее, летаргия, маневры, наговор, намерения, обезуметь, обеспечение, ободрить, опека, осведомить, премированный, свекла, творог, феномен, христианин, щавель, агрономия, аноним, аристократия, балованный, блокировать, гербовый, госпитальный, договор, доцент, донельзя, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, издавна, испокон (веку), камфорный, каталог, кладовая, коклюш, кулинария, ломота, мизерный, некролог, немота, обетованный, облегчить, ортопедия, петля, премирование, принудить, созвонимся, средства, упрочение, украинский, хирургия, ходатайствовать, эксперт, метеоролог, красивее, индустрия, избаловать, завсегдатай, километр, злоба, компас.

Задание 3 . Прочитайте, выделив голосом ударные слоги .

Слова-омографы, они одинаково пишутся, но по-разному произносятся:

хлопок, мука, орган, атлас, парить.

Ударение указывает на грамматическую форму:

руки, ноги, слова.

Ударение помогает различать лексическое значение слов и их формы:

белок, крою, пили, сушу, ловлю, мою.

Задание 4. Поставьте правильное ударение в словах с предлогами, обоснуйте выбор .

Горсть, — в горсти, кровь — в крови, связь — в связи, кость — в кости, спина — на спину, душа — на душу, на босу ногу, вода — на воду, берег — на берег, дверь — до двери, из двери, на двери, к двери.

Задание 5. Прочитайте, соблюдая правильное ударение, приводимые ниже наречия.

Без у′молку, во-пе′рвых, , и′здавна, и′зредка, и′сподволь, ме′льком, на′бело, на′искось, на′голо (остричь).

Наве′рное, наве′рх, жесто′ко, зави′дно, задо′лго, надо′лго, нао′тмашь, неподалёку, отча′сти. Поедо′м, поутру′, наголо′ (держать шашку), щегольски′.

Задание 6. Материал для наблюдений: обратите внимание на ударение в некоторых глаголах прошедшего времени, в кратких прилагательных и причастиях .

а) Бр′ать – бр′ал – бр′ало – бр′али – брал′а;

сп′ать – сп′ал – сп′ало – сп′али – спал′а;

б) груб – гр′убо – гр′убы – груб′а;

прав – пр′аво – пр′авы – прав′а;

в) пр′инят – пр′инято – пр′иняты – принят′а;

пр′одан – пр′одано – пр′оданы – продан′а.

Задание 7. Поставьте данные глаголы в прошедшем времени и укажите в них ударение.

  1. Класть – кла′л, кла′ла, кла′ло, кла′ли.

2. Дать – да′л, д′ало, д′али, дал′а.

Жить, звать, лить.

  1. Дожить – до′жил, до′жило, до′жили, дожила′.

Задать, занять, начать, отнять, поднять, понять, принять.

Задание 8. Образуйте краткие формы прилагательных и укажите в них ударение. .

Б′ыстрый – быстр, б′ыстро, б′ыстры, быстр′а.

Глупый, добрый, новый, правый, горький, честный. .

Задание 9. От страдательных причастий прошедшего времени образуйте краткую форму и укажите в них ударение.

Взять – взят, вз′ято, вз′яты, взят′а.

Начатый, прожитый, разданный.

Задание 10. Поставьте существительные м.р. в форму Р.п. ед.ч. Укажите место ударения.

Блин, болт, вред, герб, гриб, жгут, зонт, клок, клык, куль, след, штрих, плод, пласт.

Задание 11. Поставьте существительные ж.р. в форму В.п. ед.ч. Укажите место ударения.

1)Гроза — грозу′ 2)Вода — во′ду.

1)Беда, весна, графа, десна, длина, дыра, кора, плита, слюна, стопа, страна.

2) Борода, гора, доска, земля, зима, пора, спина, стена, цена, щека.

Задание 12. Поставьте существительные 3 скл. в форму Р.п. мн.ч. Укажите место ударения. 1) глупость – гл′упостей 2) весть — весте′й

  1. Местность, отрасль, прибыль, прядь, радость, шалость.
  2. Ведомость, горсть, должность, кисть, мелочь, новость, область, очередь, плоскость, площадь, скатерть, скорость, степень, четверть.

Задание 13. От глаголов образуйте форму 2 лица ед.ч.

Будить, варить, грузить, дарить, катить, клонить, крошить, кружить, лениться, проглотить, солить, студить, торопить, точить, ценить, цедить, чертить.

Формирование навыков литературного произношения (правильное произнесение звуков).

Задание 14. Пользуясь таблицей, определите, сколько слова из 12-ти сохраняют прежнее произношение [шн], сколько имеют равные варианты [шн] и [чн], у какого количества слов побеждает произношение [чн]. Сделайте вывод, в каком направлении изменяется данная норма.

Толк. Словарь русского языка 1935 – 1940 гг.

Орфоэпический словарь русского языка 1983 г.

💥 Видео

Защиты диссертации Паронян Х. В.Скачать

Защиты диссертации Паронян Х. В.

Защита диссертации Кандауров А. Э.Скачать

Защита диссертации Кандауров А. Э.

Закрыть рот и следовать рекомендациям. Воспитание в школеСкачать

Закрыть рот и следовать рекомендациям. Воспитание в школе

Защита диссертации Нефедова И. Е.Скачать

Защита диссертации Нефедова И. Е.

Защита диссертации Пирцхалава С. Д.Скачать

Защита диссертации Пирцхалава С. Д.

Защита диссертации: Ахиярова Е. Р.Скачать

Защита диссертации: Ахиярова Е. Р.

Урок биологии «Развитие военно- полевой хирургии . Военные врачи»Скачать

Урок биологии «Развитие военно- полевой хирургии . Военные врачи»

Защита дссертации Незнамова Е. И.Скачать

Защита дссертации Незнамова Е. И.
Поделиться или сохранить к себе: