- Контрольная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения» материал по русскому языку (8 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений. 1. Жизнь прекрасна и удивительна 2. Сияют переливаются купола собора. 3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт. 4. Краткость достоинство прозы. ДАЮ 35 поинтов
- Знаки препинания в простых предложениях.
- Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
- Знаки препинания при сравнительных и пояснительных членах предложения.
- Обращение в предложении.
- Вставные и вводные конструкции в простом предложении.
- 📸 Видео
Видео:Когда нужно ставить двоеточие в БСПСкачать
Контрольная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения»
материал по русскому языку (8 класс)
Контрольная работа по русскому языку. 8 класс. Задания по теме «Обособленные члены предложения».
Видео:Знаки препинания в простом и сложном предложении. Как ставятся запятые в сложном предложенииСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl.zadaniya.obosoblennye_chleny_predlozheniya.kontrol.docx | 28.76 КБ |
Видео:Сложносочинённое предложение | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Предварительный просмотр:
Обособленные члены предложения. Контрольные задания. 8 класс.
Распространить предложения словосочетаниями в скобках; расставить знаки препинания.
1.Снег скрипуче пел под ногами (схваченный морозцем).
2.Выпавший снег блестел алмазной пылью (сухой и сыпучий).
3.(Проголодавшийся и усталый от работы) он все же тотчас вернулся назад.
4.Стрелы (пущенные в него) упали (жалкие) обратно.
5.(Привлеченные светом) бабочки прилетали и кружились около фонаря.
Составьте из двух предложений одно:
Небо усеяно звездами. Небо всегда уподоблю груди заслуженного генерала. (Козьма Прутков)
Гений подобен холму. Холм возвышается на равнине. (Козьма Прутков)
Выберите одно из данных изречений и в 2-3 предложениях напишите, как вы его понимаете.
Внимательно прочтите текст. Выберите предложения, в которых есть обособленные члены предложения, и запишите их номера в строку ответов.
1. Кемеровская область входит в состав Российской Федерации, в современных границах образована 26 января 1943 г. 2. Кузбасс, занимая географически срединное положение между Москвой и Владивостоком, расположен на стыке Западно-Сибирской равнины и гор Южной Сибири. 3. Протяженность области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток — 300 км. 4. Большая часть, занятая Кузнецкой котловиной, содержит огромные угольные запасы.
5. Часто Кузбасс называют Кузнецкой землёй. 6. Истоки названия уходят к предкам современных шорцев, живших в верховьях Томи, Мрассу, Кондомы. 7. Коренных жителей, благодаря умению получать железо из руды, сибирские летописцы называли «кузнецами».
8. Кемеровская область представляет собой богатейший комплекс минеральных ресурсов, позволяющих эффективно развиваться горнодобывающей отрасли.
9. Разнообразие рельефа и климата создает пестроту почвенного, растительного покрова. 10. В Кузнецкой котловине преобладают черноземы, обладающие высоким плодородием.
Выписать предложения, которые иллюстрируют первый случай обособления определений: распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова.
1. Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом
2. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей
3. Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. (Е. Федоров)
Спишите. Найдите одиночные согласованные определения.
1.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А.П. Чехов)
2.Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться . (А.П. Чехов)
3.Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить (М.А. Шолохов)
Спишите. Найдите одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
1.А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой . (М.Ю. Лермонтов)
2.Рослый широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову . (М.А. Шолохов)
3.Ветер, сырой, холодный и пронизывающий, стучит в окно. (А.П. Чехов).
Спишите. Найдите несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже или сочетанием существительного с прилагательным, или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений.
1.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
2.Маша, в ярком, сверкающем костюме, выделялась в толпе гостей.
3.Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась.
Спишите. Расставьте знаки препинания, графически объясните их постановку.
Как весел грохот летних бурь,
Когда взметая прах летучий
Гроза нахлынувшая тучей
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист
И кой-где первый желтый лист
Крутясь слетает на дорогу. Ф.И. Тютчев
Прочитайте предложения, запишите их. Найдите в предложениях обособленные члены предложения, определите, чем они выражены, выделите графически.
Продолжая двигаться огромная туча опускаясь всё ниже к земле смешалась с туманом. Она словно ра(с,з)талкивала другие голубоватые облачка пытавшиеся расположит(?)ся по ветру. Облачка походили на корабли выстроившиеся для морского сражения.
Вскоре за синей тучей, ра(с,з)ползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако едва освещая землю. Затрепетав прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.
Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и осветившись ею небо словно раскололось. Удар грома достигший лесной опушки потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев по кустам. Полил дождь не прекращавшийся до самого утра.
Ответьте на вопросы: «Объединены ли предложения общей темой? Какой?»
Спишите. Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения, вставьте пропущенные безударные гласные в корне слова.
По пыльной дороге в..дущей к с..дам т..нулись скр..пучие арбы наполненные чёрным виноградом. (Л.Н.Толстой)
Порой она ск..льзила меж к..мней см..ясь неловкости своей. (М.Лермонтов)
В воздухе ст..ял прозрачный морозный блеск захватывающий при дыхании горло. (А.Куприн)
Щурясь от ветра я гл..жу в эту тёмную даль. (И.Бунин)
Спишите. Найдите в предложениях обособленные члены предложения.
Было больно смотреть на снег, ослепительно сверкавший на солнце.
Малыши, розовощекие от мороза, легко скользили по льду.
Снег, медленно кружась в воздухе, покрывал землю белым одеялом.
Ответьте на вопросы:
— Чем осложнены эти предложения?
— Каким членом предложения они являются?
— Почему эти определения и обстоятельства мы называем обособленными? В чем же их особое значение?
— Замените в первом предложении причастие глаголом. В предложении совершается не одно действие, а два? Докажите это. Какое действие является основным, а какое – добавочным?
— В каком еще предложении мы можем видеть добавочное действие?
— Выражает ли обособленное определение во втором предложении добавочное действие? Почему? А что оно выражает или на что указывает?
— Замените в первом предложении причастие глаголом. В предложении совершается не одно действие, а два? Докажите это. Какое действие является основным, а какое – добавочным?
— В каком еще предложении мы можем видеть добавочное действие?
— Выражает ли обособленное определение во втором предложении добавочное действие? Почему? А что оно выражает или на что указывает?
Запишите текст, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Графически выделите обособленные члены.
(Не)подвижно лежал передо мной (не)большой сад весь озаре…ый и как (бы) успокоенный серебристыми лучами луны. Разбитый (по)стри. . ому, он состоял из одной продолговатой поляны. Пр. . мые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу густо заросшую астрами. С одной стороны сада липы смутно зеленели облитые (не)подвижным (бледно)красным светом. Все дремало. Воздух, весь теплый, весь пахучий, даже не колыхался он только изредка дрожал как дрожит вода возмуще. . . ая падением ветки.
Спишите предложение, расставляя пропущенные запятые. Сделайте синтаксический разбор .
Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем каждое деревце над озером трепещущее в безветренных листьях каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.
Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.
Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.
Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе. (По А. Перегудову).
В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания?
А. Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким.
1)1,2,3 2)2,3 3)2,4 4)1,3
Б.И ёлка (1) залитая огнями (2) и озарявшая всё вокруг (3) так и манила сорвать (4) растущие на ней цветы и плоды.
1)1,2,3,4 2)3,4 3)1,4 4)1,3
В. Измученные дальней дорогой (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса.
1)1,3 2)2,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4
Г. На закате солнца облака (1) вытянувшиеся длинными полосами (2)летели от востока к западу и там загорались, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.
1)1,2,3,4 2)1,3 3) 1,2 4) 2,3,4
1. Береза, укутанная снегом, была особенно хороша.
2. Первый иней солью лежал на листьях, примерзших к мостовой, по которым медленно двигалась колонна грузовиков.
3. Ночь, вьюжная и морозная, кажется длинной.
4. Увлеченные рассказом, мы ничего не замечали вокруг.
5.Продрогшие, мы едва добрались до привала.
6. Деревянные дома, черные от времени, вросли в землю.
7. Ослепленный мраком, старик долго стоял, тревожно прислушиваясь к лесному шуму.
8. День клонился к вечеру, полный степных запахов.
Внимательно прочтите текст. Выберите предложения, в которых есть обособленные члены предложения, и запишите их номера в строку ответов.
Ключ: 2, 4, 6, 7, 8,10.
Ключи: В-1: 1-2; 2-3;3-1; 4-1,2; 5-2,3
В-2:1-2; 2-3; 3-3; 4-3; 5-1,3
I. Выберите верный ответ. Обособление — это
А) Слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
Б) Один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
В) Члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
А) Выделить по смыслу, т.е. интонационно;
Б) выделить запятыми;
В) В устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
1)Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.
2)Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
3)Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
1)Скупой теряет всё, желая всё достать.
2)Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
3)Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
V. Укажи предложения, в которых необходимо изменить порядок слов, чтобы выделить по смыслу обособленные члены предложения.
1)Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.
2)Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
3)Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.
I. Выберите верный ответ. Обособление — это
1) слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
2) один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
3) члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
- выделить по смыслу, т.е. интонационно;
- выделить запятыми;
- в устной речи произнести с особой интонацией, а на
письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
- Скупой теряет всё, желая всё достать.
- Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
- Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
- Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.
- Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.
3) Дым, остывая, стелется туманом.
V. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов.
1)Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.
2)В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.
3)Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.
I. Выберите верный ответ. Обособление — это
1. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
2. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
3. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
1. выделить по смыслу, т.е. интонационно;
2. выделить запятыми;
3. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
III. Укажите предложения с обособленными определениями
1. Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.
2. Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
3. Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.
IV. Найдите предложения с обособленными обстоятельствами.
1. Скупой теряет всё, желая всё достать.
2. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
3. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
V. Укажите предложения, в которых необходимо изменить порядок слов, чтобы выделить по смыслу обособленные члены предложения.
1. Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.
2. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
3. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.
Выберите верный ответ. Обособление — это
1. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
2. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
3. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
1. выделить по смыслу, т.е. интонационно;
2. выделить запятыми;
3. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
III. Укажи предложение с обособленными определениями
1. Скупой теряет всё, желая всё достать.
2. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
3. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
IV. Найди предложение с обособленным обстоятельством.
1. Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.
2. Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.
3. Дым, остывая, стелется туманом.
V. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов.
1. Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.
2. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.
3. Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.
Видео:Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании| Русский языкСкачать
записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений. 1. Жизнь прекрасна и удивительна 2. Сияют переливаются купола собора. 3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт. 4. Краткость достоинство прозы. ДАЮ 35 поинтов
1. Жизнь (подл.) прекрасна (сказ.) и удивительна (сказ.)!
2. Сияют (сказ.), переливаются (сказ.) купола (подл.) собора.
3. Незнакомка (подл.) долго пыталась (сказ.) раскрыть (сказ.) зонт.
4. Краткость (подл.) — достоинство (сказ.) прозы.
Видео:Пунктуация в ссп (в сложносочиненных предложениях)Скачать
Знаки препинания в простых предложениях.
В простом предложении можно встретить почти все существующие знаки препинания (кроме точки с запятой – этот знак чаще всего используется в сложном предложении). Для того, чтобы их расставлять правильно, нужно знать случаи, когда в простом предложении появляются какие-либо знаки препинания:
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания при сравнительных и пояснительных членах.
Знаки препинания при обращении.
Обособление вводных и вставных конструкций.
Видео:Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
Между подлежащим и сказуемым в простом предложении может ставиться тире в следующих случаях:
1) Когда подлежащие и сказуемое выражены именем существительным:
2) Когда главные члены предложения выражены существительным и инфинитивом (начальной формой глагола):
Быть мамой – лучшая профессия в мире.
3) Когда подлежащее и сказуемое выражены двумя инфинитивами (начальной формой глагола):
Жить – Родине служить.
4) Когда подлежащее и сказуемое выражены числительными:
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:
1) Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным или прилагательным:
Она учительница. Она красива.
2) Подлежащее и сказуемое выражено любыми частями речи, но перед сказуемым имеются слова как, точно, будто, как будто, словно и др. или отрицание не:
Глаза как небо. Бедность не порок.
Видео:ЗАПЯТЫЕ в предложении | Русский язык ОГЭ 2023 #огэ2023 #умскул #русскийязыкСкачать
Знаки препинания при сравнительных и пояснительных членах предложения.
Пояснительные обороты, в которых обычно используются слова то есть, а именно, особенно, даже, в том числе, главным образом, например, и притом и другие, в предложении выделяются запятыми:
Я смогу приехать летом, например в июле.
Иногда вместо запятой для обособления пояснительного оборота ставится тире:
В жизни бывает только одно настоящее счастье – любить и быть любимым.
Сравнительные обороты с союзами точно, как, чем, будто, словно, нежели, что и др. обосабливаются запятыми в простом предложении:
Голубые, как небо, глаза смотрели прямо и невинно.
На улице было теплее, чем вчера.
Не нужно выделять запятыми сравнительные обороты, которые стали устойчивыми фразами:
Красный как рак, черные как смоль, бледный как смерть, льет как из ведра и т.д.
Видео:Запятая между однородными членами предложения. Схема предложения с однородными членами. Часть 2Скачать
Обращение в предложении.
Обращение в предложении всегда выделяется запятыми:
Дорогой Ваня, любимый мой мальчик, здравствуй!
Частица о, которая используется для усиления перед обращением, не выделяется запятыми:
Тебя, о Великий, мы молим!
Если частицу о в обращении можно изменить на «ох» или «ах», то запятая после «о» ставится:
О, дорогой дневник! Как много мне нужно тебе рассказать!
Видео:Загадка про ненужные запятые: Казнить нельзя помиловать. Как правильно расставить знаки препинания?Скачать
Вставные и вводные конструкции в простом предложении.
Вставные и вводные конструкции также всегда выделяются на письме:
— вставные конструкции, которые имеют значение дополнения или пояснения, могут выделяться скобками или тире:
Тузик – так звали пса – весело бежал им навстречу.
— вводные слова, словосочетания или предложения выделяются запятыми:
К счастью, ранение не было серьезным.
Иногда вводное слово или конструкция может выступать в роли члена предложения. В таких случаях запятая не ставится:
📸 Видео
Однородные члены предложения. Как легко найти однородные члены?Скачать
Когда ставить двоеточие, а когда тире? | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитированииСкачать
Грамматическая основа за 30 минут! | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях| Русский языкСкачать
Разбор под цифрой 7. Пунктуационный разбор предложения. Знаки препинания. Схема. ОбразецСкачать
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения. | Русский язык TutorOnlineСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnlineСкачать