Распредели словосочетания на группы разговор ни о чем

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

ГДЗ, русский язык, 8 класс, Ладыженская, упр. 58. Распределите словосочетания на группы

Распределите словосочетания на группы: называющие предмет (явление)
и его признак; называющие признак действия и степень его проявления; обозначающие действия и предметы (явления), по отношению к которым осуществляется действие; действия и обстоятельства, характеризующие их. Графически обозначьте связь слов в словосочетаниях; определите, какими частями речи являются
главное и зависимое слово. С помощью каких средств осуществляется связь слов
в этих словосочетаниях?

Не говорят громко, (ни)когда не говорят, уст..явшаяся тишина,
занимает(?)ся над зар..слями, слабая син..ва, з..ревой час, пылает
над землёй, быстро светает, квадраты света, сл..истый янтарь, путаем понятия, заг..раются янтарём, зайдёт за край земли, овл..девает
небом, разл..вает множество красок, медле(н, нн)о переходит, очень
быстро, первые звёзды, переходит в ночь, долго дотл..вает, дотл..вает
над далями, поют за окол..цами, пастуш(?)и жалейки.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Виды связей в словосочетаниях

Распредели словосочетания на группы разговор ни о чем

О чем эта статья:

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Сделайте ЭТО, если с вами не хотят договариваться! Как правильно вести переговорыСкачать

Сделайте ЭТО, если с вами не хотят договариваться! Как правильно вести переговоры

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слогиСкачать

Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слоги

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:🎙 Честное слово с Григорием ЮдинымСкачать

🎙 Честное слово с Григорием Юдиным

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Виды словосочетаний»

Тип урока: комбинированный

Цель: ознакомление с видами словосочетаний.

Задачи:

  1. Определять главное и зависимое слово в словосочетании
  2. Отрабатывать умение составлять словосочетания
  3. Различать именные и глагольные словосочетания
  1. Обогащение словарного запаса школьников
  2. Обучение умению связно излагать свои мысли
  3. Развитие логического мышления школьников
  4. Овладение нормами литературного языка
  1. Воспитание любви к родному русскому языку
  2. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, перфокарты, карточки, тесты, картины художника Васнецова В.М.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Запись в тетрадь: число, классная работа.

2. Психологический настрой.

Знания мы в круг собрали.
Словосочетания мы изучали.
Нам преграды все пройти надо.
И к концу пути
Будем мы ещё умнее,
А от этого сильнее.
Сила наша не в руках,
А в умах и головах.
И сегодня всё расскажем,
И запишем, и покажем.
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем,
Навсегда запоминаем.
В добрый путь же, господа!

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа по эпиграфу. (Слайд).

Эпиграф к уроку: «Язык неистощим в соединении слов» А.С. Пушкин.

Учитель: О чем пойдет речь на нашем уроке? (Соединение слов – это есть словосочетание.)

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение» (сочетание слов)

(Учащиеся называют основную тему урока – «Словосочетание»)

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах.

2. Фронтальный опрос.

  1. Какая синтаксическая единица называется словосочетанием? (Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)
  2. Чем словосочетание отличается от слова? (Словосочетание более точно называет предмет)
  3. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
  4. Как связываются слова в словосочетании (По смыслу и грамматически)
  5. Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании (С помощью вопроса от главного слова к зависимому.)
  6. Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в словосочетании? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием)

3. Парная работа. «Проверь себя» (Слайд)

Реши кроссворд:

Распредели словосочетания на группы разговор ни о чем

4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам;
5. Сочетание слов;
6;7. Способы грамматической связи.

1. Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания;
2;3. Части словосочетания.

Проверь себя:

  • По горизонтали: 4. Смысловая; 5. Словосочетание; 6;7 Предлог, окончание.
  • По вертикали: 1. Грамматическая; 2;3 Зависимое, главное.

4. Практическая работа по изученному материалу. (Слайд)

Учитель: Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетаний, вставьте пропущенные буквы.

Учитель: Что необычного вы заметили?

Ученики: Нельзя составить словосочетание из двух последних слов.

Учитель: Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов?

(Это случайный подбор слов, сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания)

Обобщение знаний учащихся.

Учитель: Ребята, какие понятия вами усвоены по теме «Словосочетание»

(Понятие о словосочетании как о сочетании слов, конкретизирующих предмет или действие; ознакомление со структурой словосочетаний, выделение в словосочетании главного и зависимого слова, установление смысловой связи между зависимым словом и главным словом, установление грамматической связи между словами в словосочетании с помощью окончаний и предлога)

5. Гимнастика для глаз. (Слайд)

III. Работа над новым материалом. Проблемная ситуация.

(Слайд)

А) Учитель: Найдите закономерность в построении словосочетании.

(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя». В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол».)

Б) Учитель: Прочитайте словосочетания. Распределите словосочетания в два столбика по главному слову. (Слайд)

Интересная книга, праздник в деревне, очень интересная, не справился с заданием, готовиться к урокам, слышится издалека.

Учитель: Какие видите факты? (В первый столбик мы отнесли словосочетания, где главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, во второй столбик – словосочетания, где главное слово – глагол.)

Учитель: Как вы думаете, как можно назвать словосочетания, если главное слово «имя»? (Именное). А если главное слово – «глагол»? (Глагольное)

В) Работа по таблице. (Слайд)

Распредели словосочетания на группы разговор ни о чем

Учитель: Давайте сделаем вывод. Составьте лингвистический рассказ на тему «Виды словосочетаний». (Учащиеся составляют лингвистический рассказ: Словосочетания бывают именные и глагольные. В именном словосочетании главное слово – имя существительное и имя прилагательное, в глагольном словосочетании – главное слово – глагол.)

IV. Работа по усвоению нового материала.

1. Коллективная работа. (Слайд.)

Учитель: Прочитайте текст стихотворения И. Грекова

Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.

Задание: заполнить таблицу.

Виды именных словосочетаний.

Прилагательное + существительноеСуществительное + существительное

2. Самостоятельная работа. (Слайд)

Прочитайте отрывок из стихотворения М. Исаковского.

По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Желтолистая река.

Задание: Найти глагольные словосочетания, записать их в тетрадь.

Виды глагольных словосочетаний.

Глагол + существительноеГлагол + наречие

V. Физкультминутка.

Упражнения на релаксацию.

(Упражнения на мышечное расслабление необходимо применять на практике с целью управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать, что приводит к новому напряжению групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечные расслабления способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 минут).

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следить, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Проверочная работа. (Слайд)

Учитель: Заполнение перфокарты. (Перфокарта у каждого ученика: учитель читает словосочетания, ученик ставит знак «+» в нужной графе)

  1. Слышится издалека
  2. Торжественный марш
  3. Праздничный салют
  4. Рапорт дежурного
  5. Приветствовать гостей
  6. Обращаться к героям
  7. Серьезно готовиться
  8. Помощь взрослым
  9. Приближаться к цели
  10. Школьная олимпиада

2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд)

А) Сообщение ученика о художнике В.М. Васнецове

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Б) Задание:Описать картину (5-6 предложений). Из предложений выделить словосочетания и указать их вид. (Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает картину В.М. Васнецова: 1 – «Богатыри», 2 – «Алёнушка», 3 – «Царевич на сером волке»)

(Выводы по творческой работе)

3. Индивидуальная работа. Тест. (У каждого ученика)

Цель проведения: проверка умения различать именные и глагольные словосочетания.

  1. Укажите именные словосочетания.
    1. Устный счет;
    2. Участие в соревновании;
    3. Участвовать в игре;
    4. Чествовать победителя;
    5. Шел по дороге;
  2. Укажите глагольные словосочетания.
    1. Гигантский завод;
    2. Сверкнуть на солнце;
    3. Доблестный воин;
    4. Неприятный запах;
    5. Работать на поле;
  3. Найдите глагольные словосочетания.
    1. Ужасный ветер;
    2. Расстилаться по равнине;
    3. Искусный мастер;
    4. Вершина ели;
    5. Собирать крыжовник;

Контрольный листок учителя с правильными ответами: I. 1, 2; II. 2, 5; III. 2, 5.

VII. Обобщение и выводы по новому материалу.

  1. На какое слово надо обращать внимание, когда мы делим словосочетания на группы (на главное слово)
  2. Что нужно знать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено?)
  3. Следовательно, по какому признаку делятся словосочетания на виды? (По тому, какой частью речи выражено главное слово)
  4. Какие виды словосочетаний можно выделить? (Именные и глагольные)
  5. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке «Виды словосочетаний» и составить 5 словосочетаний, характеризующих нашу тему.

VIII. Домашнее задание. (Дифференцированное)

Повторить параграф 26, выполнить упражнение 131. Задание к упражнению: Рассмотреть рисунок. Составить по нему словосочетания.

Для слабых учащихся – задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

Для остальных учащихся – задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

IX. Подведение итогов.

1. Выявление степени участия на уроке.

– Какие знания и умения вы приобрели в процессе работы над темой сегодняшнего урока?

– Что для вас оказалось трудным и непонятным?

– Над чем стоит поработать еще?

– Какое из заданий не вызвало у вас затруднений?

2. Выставление оценок.

(Пока учащиеся выполняют творческую работу, учитель оценивает работу каждого ученика по таблице)

X. Рефлексия.

(У каждого ученика цветная сигнальная карточка: зеленая – легко, усвоил полностью, желтая – обычно, усвоил частично, красная – трудно, не усвоил)

Оцените степень сложности урока:

  1. Вам было на уроке
    • Легко
    • Обычно
    • Трудно
  2. Оцените степень вашего усвоения материала на уроке
    • Усвоил полностью
    • Усвоил частично
    • Не усвоил

🔍 Видео

Когнитивные нарушения у молодых: миф или реальность?Скачать

Когнитивные нарушения у молодых: миф или реальность?

Твердые и мягкие согласные. Как различать твердые и мягкие согласные звуки?Скачать

Твердые и мягкие согласные. Как различать твердые и мягкие согласные звуки?

Словосочетание - что это такоеСкачать

Словосочетание - что это такое

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 класс

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Что такое суффикс? Как найти суффикс в слове?Скачать

Что такое суффикс? Как найти суффикс в слове?

Простая схема как правильно строить предложения в английскомСкачать

Простая схема как правильно строить предложения в английском
Поделиться или сохранить к себе: