Раскройте скобки образуйте словосочетания со связью согласования амплуа широкий

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Раскройте скобки образуйте словосочетания со связью согласования амплуа широкий

Вопрос по русскому языку:

** Раскройте скобки, заключённые в них слова поставьте в нужной форме; образуйте словосочетания со связью согласования.

Амплуа (широкий), бюро (справочный), жюри (авторитетный), какао (вкусный), кафе (отремонтированный), кино (широкоэкранный), коммюнике (официальный), кофе (чёрный), меню (разнообразный), метро (ленинградский), портмоне (кожаный), резюме (краткий), трико (шёлковый), трюмо (стенной), фойе (просторный), Батуми (солнечный), Миссисипи (полноводный), Токио (многомиллионный), Чикаго (огромный).

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Раскройте скобки образуйте словосочетания со связью согласования амплуа широкий

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Таблица с примерами

Раскройте скобки образуйте словосочетания со связью согласования амплуа широкий

Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Согласование

ОпределениеСогласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

Раскройте скобки образуйте словосочетания со связью согласования амплуа широкий

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Управление

ОпределениеУправление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

Раскройте скобки образуйте словосочетания со связью согласования амплуа широкий

Примеры

  • писать (что?) кни­гу,
  • щел­кать (чем?) зуба­ми,
  • три (чего?) гри­ба,
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму),
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный),
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра),
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез),
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя),
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

Раскройте скобки образуйте словосочетания со связью согласования амплуа широкий

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

§ 40. Типы связи в словосочетании и предложении.

Интересная книга, написать изложение, встречаться изредка, уехать на юг, уединенное место, каждый ученик, войдя в комнату, советы родителей, писать быстро, заниматься по плану, проснуться рано, последние известия, подплыть к берегу, готовый услужить, достойный похвалы, стремление к знаниям, желание учиться, вытереть насухо, говорить по- английски, контроль над исполнением.

В предложениях приводимого текста выделите словосочетания со связью согласования, управления, примыкания.

Стоит ступить в росистый луг, шелохнуть плечом сонные ветки кустов, стоит вдохнуть полной грудью запахи молодых трав и лесной прели, обволокшие теплую землю, достаточно заглянуть на окутанную легким туманом ложбину ручья с вознесшимися кронами деревьев, уже освещенными первыми лучами солнца, чтобы охватили тебя великий мир и покой, показалась суетной и лишенной красоты наполнен-

ная соперничеством и раздорами жизнь, сердце и ум возликовали от необъяснимого, но полного понимания «любви и языка» живой природы.

Вид векового дерева говорит мне о преемственнос-ти жизни. О поколениях моих предков, останавливав-ших, как и я, взгляд свой на его раскидистой вершине и корявом вечном стволе и, может быть, думавших о тех, кто будет после них любоваться им. Давно ист-лели их кости, а дерево все стоит — молчаливым, но не чуждым нашей жизни свидетелем. Через него я вещественно связан со своей землей и с ее судьбами. И особенно истово гляжу я на зеркальце родника на дне заросшего черемухой и сиренью укромного овражка, неиссякаемо изливающего студеную свою и чистую живую воду. К нему с незапамятных времен протоптана стежка, углаженная ступнями длинной чреды деревенских женщин, ходивших сюда с ведрами на коромысле. Может ли, пока стоят такие деревья и не пересохли эти родники, ослабеть вера в свою землю!

Составьте схему последнего предложения текста.

Найдите в предложениях однородные члены.

Объясните написание полных и кратких причастий.

258. Раскройте скобки, заключенные в них слова по-ставьте в нужной форме; образуйте словосочетания со связью согласования. В случае затруднений справьтесь в словаре о роде несклоняемых существительных.

Амплуа (широкий), бюро (справочный), жюри (авторитетный), какао (вкусный), кафе (отремонтированный), кино (широкоэкранный), коммюнике (официальный), кофе (черный), меню (разнообразный), метро (московский), портмоне (кожаный), резюме (краткий), трико (шелковый), трюмо (стенной), фойе (просторный), Батуми (солнечный), Миссисипи (полноводный), Токио (многомиллионный), Чикаго (огромный).

Раскройте скобки, заключенные в них слова поставьте в правильной падежной форме и, где нужно, добавьте подходящий предлог; образуйте словосочетания со связью управления.

Образец: удивляться (талант юного художника) — удивляться таланту юного художника. Удивлен (ловкость гимнаста) — удивлен ловкостью гимнаста.

1. Вера (свои силы) — уверенность (победа хоккеистов). 2. Обидеться (сказанные слова) — обижен (оказанный прием). 3. Обрадоваться (возвращение брата) — обрадован (полученные результаты). 4. Обращать внимание (недостатки) — уделять внимание (каждая мелочь). 5. Опираться (научные данные) — базироваться (результаты опыта). 6. Основываться (проверенные факты) — обосновывать (фактические данные). 7. Графин, полный (вода) — сундук, наполненный (одежда). 8. Препятствовать (движение) — тормозить (развитие). 9. Рассердиться (неуместная шутка) — рассержен (глупая выходка). 10. Уплатить (проезд в автобусе) — оплатить (стоимость проезда).

Выразите своими словами основную мысль текста. Выделите предложения с однородными членами.

Русский язык принес нам из далеких времен редкий подарок — «Слово о полку Игореве», его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей.

Этот язык украшал сказками и песнями тяжелую долю простого русского человека.

Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о всем великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка.

(К. Г. Паустовский)

Сделайте фонетический разбор слова праздничный.

Найдите сложные слова, объясните их образование.

Объясните слитное написание не в словах непоколеби мым, неслыханной.

К каждой паре прилагательных подберите подходящие по смыслу существительные из числа заключенных в скобки; образуйте словосочетания.

1. Бережливый — бережный (обращение, отношение, хозяйка). 2. Деревянный — древесный (спирт, уголь, забор, выражение лица, игрушка). 3. Искусный — искусственный (работа, шелк, мастер, смех, орошение, освещение, препятствие). 4. Невежественный — невежливый (ответ, суждение, обращение, человек). 5. Нижний — низкий (течение реки, каблук, потолок, берег, конечности, температура, качество, ветки дерева, поступок, музыкальная нота). 6. Обидный — обидчивый (человек, характер, намек, прозвище). 7. Скрытный — скрытый (угроза, характер, недовольство, намерения). 8. Сытный — сытый (обед, жизнь, скот).

Приведите примеры различных видов связи в словосочетаниях, содержащихся в предложениях помещенного ниже текста. Озаглавьте его.

Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин, подарив его времени с бесподобною свободой и не отяжелив подарка стопудовой народной старательностью. Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичнос- /

ти, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею.

Есенин к жизни своей отнесся как к сказке.

Объясните дефисное написание сложных слов Иван- царевич, жар-птица.

Объясните постановку тире в последнем предложении текста.

Объясните постановку знаков препинания в первом предложении текста.

263. Укажите, с какими существительными, заключенными в скобки, сочетаются приводимые ниже прилагательные. Составьте словосочетания, согласуя прилагательные с существительными.

Дождевой — дождливый (вода, день, капля, облака, осень, погода, сезон).

Духовный — душевный (беседа, близость, бо-лезнь, запросы, интересы, отношение, потрясение, сила, человек).

Короткий — краткий (биография, визит, встреча, день, дистанция, лето, ночь, ответ, отчет, платье, пребывание, прилагательное, радиоволны, разговор, рассказ, сведения).

Мелкий — мелочный (деньги, дождь, дрожь, интересы, калоши, камешки, обиды, песок, побуждения, почерк, предприятие, река, тарелка, человек, черты лица).

Обыкновенный — обычный (деревянный дом, занятия, карандаш, писчая бумага, течение жиз-ни, человек, шум на улице).

264. Выпишите словосочетания со связью согласования.

Моя безбожная Россия, Священная моя страна! Ее равнины снеговые, Ее цыгане кочевые, —Ах, им ли радость не дана? Ее порывы огневые, Ее мечты передовые, Ее писатели живые, Постигшие ее до дна! Ее разбойники святые, Ее полеты голубые, И наше солнце и луна! И эти земли неземные, И эти бунты удалые, И вся их, вся их глубина! И соловьи ее ночные, И ночи пламно-ледяные, И браги древние, хмельные И кубки, полные вина! И тройки бешено-степные, И эти спицы расписные, И эти сбруи золотые, И крыльчатые пристяжные, Их шей лебяжья крутизна! И наши бабы избяные, И сарафаны их цветные, И голоса девиц грудные, Такие русские, родные, И молодые, как весна, И разливные, как волна, И песни, песни разрывные, Какими наша грудь полна,

И вся она, и вся она — Моя ползучая Россия, Крылатая моя страна!

Укажите состав слова пристяжные.

Объясните написание сложных прилагательных.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Укажите, в чем выражается связь согласования (в роде, падеже, числе) в словосочетаниях, содержащихся в предложениях приводимого ниже текста.

Недалеко от усадьбы, за речкой, на возвышенном месте, есть курган. Он невысок, его запахивают, и ржаной колос шуршит по его склонам. Тот, кто в давние времена выбрал это место, поступил правильно: место хорошее. Это древнейший пункт нашей земли.

Если спускаться с него вниз, к речке, то пересечешь овражек — крутой и довольно глубокий. Там течет небольшой ручей ключевой воды; кое-где на круче обнажен рыжеватый известняк. Некогда тут был непроходимый лес и у ручья стоял скит. Ничего не осталось от этого скита; верно, лишь ручей все тот же.

Пройдя далее лугом, можно вновь подняться к яблочному саду, и вы перед домом — небольшим помещичьим домом, одноэтажным, с террасой. Он ничем не замечателен и рядом с той стариной, от которой мы шли, очень молод. Перед ним цветник, лужайка, с боков он обрамлен старыми липами, тополями и кленами. Ниже лужайки три маленьких пруда.

Разберите по составу слова древнейший, известняк.

Охарактеризуйте как часть речи прилагательные помещичий, яблочный, ржаной.

Найдите в тексте синонимы к прилагательным небольшой и древний.

Составьте возможные словосочетания из приводимых ниже однокоренных прилагательных и заключенных в скобки существительных. Укажите, в каких слу- чаях полученные словосочетания синонимичны, а в каких расходятся по значению.

Героический — геройский (борьба, время, образ, поступок, поход, самопожертвование, усилия, эпоха).

Гигиенический — гигиеничный (костюм, меры, нормы, образ жизни, обстановка, требования).

Дипломатический — дипломатичный (агент, должность, курьер, миссия, неприкосновенность, нота, ответ, отказ, отношение, поступок, представительство, шаг, этикет).

Комический — комичный (актер, амплуа, вид, гримаса, история, манеры, поза, походка, произведение, роль, ситуация, сюжет, талант).

Лирический — лиричный (волнение, герой, жанр, настроение, песня, поэзия, поэт, произведение, стихотворение, тенор, чувство).

Логический — логичный (вопрос, вывод, высказывание, доказательство, категории, мнение, мышление, ответ, ошибка, поступок, противоречие, рассуждение, связь, следствие).

Практический — практичный (деятельность, занятия, знания, значение, материал, натура, опыт, помощь, пригодность, работы, руководство, сведения, совет, ткань, цвет, цель).

Тактический — тактичный (женщина, задача, замечание, обращение с людьми, поведение, поступок, предупреждение, разногласия, совет, учения).

ЛЕТНИЙ САД. Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой, А я их под невскою помню водой.

В душистой тени между царственных лип Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века, Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои О чьей-то высокой и тайной любви.

И всё перламутром и яшмой горит, Но света источник таинственно скрыт.

Поставьте ударение в слове статуи.

Объясните написание нн в словах единственный, царственный, таинственно.

268. Составьте план к приводимому ниже тексту. Перескажите его содержание.

БРЕВЕНЧАТЫЕ МАВЗОЛЕИ. Новгородчина. Восточная сторона. Сколько раз за эти дни проходил я заброшенные, словно вымершие деревни, сколько видел пустых домов с (давно) остывшими печами! И кажется, уже начал привыкать и к запустению и задичанию, но эта деревня меня взволновала: на углах домов я увидел (не) большие красные звездочки, вырезанные из жести, (в) память о погибших на войне. Обычай, ныне довольно распространенный на сельской Руси.

От единственной старушонки, которая жила в этой деревне (на лето из города приехала), я узнал, что поставил звезды на домах местный учитель со школьниками.

При (не) привычном свете (давно) забытой керосиновой лампешки мы с хозяйкой попили чаю, поговорили о том о сем, а потом перед сном я вышел глотнуть свежего воздуха.

Вечер был дивный. На голубом небе дружно высыпали звезды, да такие яркие, спелые. И была луна (с) лева, так что вся улица была закрещена чернильными тенями.

Путаясь в паутине этих теней, я прошел через всю деревню, вышел к старой, обвалившейся изгороди и опять потянулся глазами к небу.

Звезды стали еще ярче. И я (смотрел) смотрел на их алмазное мерцание и вдруг вспомнил притчу из далекого детства — о том, что после смерти людей души их поселяются на звездах, каждая душа на особой звезде.

Но, боже, как холодно, как одиноко и тоскливо на этих звездах, подумал я. И (по) чему (бы) душам погибших на войне из этой деревни (не) поселиться в собственных домах, за которые они отдали жизнь?

И едва я подумал так, как (тот) час (же) мертвые дома, чернеющие под ярким, алмазным небом, представились мне сказочными бревенчатыми мавзолеями, в каждом из которых покоится душа погибшего на войне хозяина — солдата.

Бревенчатые мавзолеи. По всей России.

Укажите состав слов старушонка, школьники.

Раскройте скобки, объясните написания.

Охарактеризуйте два первых и два последних предложения текста.

269. Составьте план к приводимому тексту. Изложите

в письменной форме его содержание.

КАК ДЕЛЬФИНУ ПОМОГЛИ.

Передвигался дельфин рывками, словно на исходе сил. Животное безбоязненно подплыло вплотную к траулеру, попыталось прыгнуть на его борт. Люди увидели, что на боку у дельфина большая рваная ра- на. Рыбаки решили помочь животному, подняли его на палубу. Судовой медик сделал дельфину укол, промыл и зашил рану. Операция длилась полтора часа. Необычного пациента бережно спустили на воду. Здесь его ждала большая стая сородичей. Они устроили вокруг судна хоровод. А когда траулер отправился в другой район промысла, дельфины долго сопровождали его своеобразным эскортом.

Укажите состав слов передвигался, безбоязненно, своеобразный.

Объясните написание слова рваная (рана), укажите, какая это часть речи.

Найдите предложения с однородными членами.

Образуйте возможные словосочетания со связью управления из существительных-синонимов и слов, заключенных в скобки.

1. Вереница, ряд, цепь, шеренга (автомашины, дикие гуси, ошибки, рассуждения, сани, события, солдаты, холмы). 2. Весть, извещение, сообщение, уведомление (синоптиков, из банка, из дому, о запуске искусственного спутника Земли, о приезде, о смерти, по радио, с почты). 3. Доля, доза, порция, часть (деньги, долг, дом, истина, котлеты, лекарство, мороженое, наследство, сутки, ученики). 4. Знак, признак, симптом (болезнь, внимание, кризис, отправление, согласие, старость, уважение, ум). 5. Имя, кличка, название, наименование, прозвище (кинофильм, литературное произведение, собака, товары широкого потребления, улица, ученик, человек).

Замените приводимые ниже беспредложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательными.

Образец: берег реки — речной берег.

Вершина горы, волны моря, время обеда, горы Кавказа, капля дождя, луч солнца, музеи Петербурга, окраина города, отношения родства, работник библиотеки, растительность степей, свет луны, счастье семьи, темнота ночи, ущелья гор.

Замените приводимые ниже предложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательными.

Образец: ария из оперы — оперная ария.

Банка из-под консервов, вагон для багажа, воротник из меха, жизнь в деревне, задача по арифметике, книги для детей, коробка из дерева, кувшин из глины, плавание под водой, платье из бархата, портфель из кожи, пространство без воздуха, простыни из полотна, работа по вечерам, статуя из мрамора, упражнения по орфографии, хлеб из пшеницы, чай из Индии, яблоки из Крыма.

Замените, где это возможно, сочетания существительных с прилагательными синонимическими сочетаниями (предложными или беспредложными) двух существительных.

Образец: велосипедное колесо — колесо велосипеда; танцевальная площадка — площадка для танцев.

Безоблачное небо, бесконечные поиски, военная служба олчья стая, городские жители, дворовая собака, дружеская поддержка, Кавказское побережье, карманные часы, коровье молоко, кухонная посуда, масляные краски, математические расчеты, морской берег, шерстяной костюм, народный праздник, овечье стадо, охотничьи рассказы, папиросная бумага, парусная лодка, приморские страны, речная вода, сливочное масло, стальной цвет, странные нравы, ученический кружок, часовая цепочка, чеховские пьесы, читальный зал, шелковая подкладка, школьная библиотека.

Выпишите словосочетания со связью примыкания.

Сегодня мы можем точно назвать даты всех космических стартов, довольно точно определить рубежи истории космоплавания, назвать имена дерзких меч- тателей и смелых первопроходцев, но мы никогда не узнаем, когда появилась мечта о полете к звездам. Мечта эта так же стара, как и само человечество.

Легенды и мифы о парении подобно птице, сказания о ковре-самолете, гигантской пушке сопровождали многие поколения людей, будоражили воображение, рождали силы и жажду познания, звали вперед. Человек рвался к Солнцу и звездам, чтобы приблизить бесконечно далекие миры, таинственно мерцающие в ночном небе.

(В. Шаталов, М. Ребров)

275. Выделите словосочетания с наречиями в роли зависимого слова.

Рано утром Оля часто и надолго уходила из дому, они с Володей забирались высоко над обрывом, круто срывавшимся к реке, и, лежа в траве, читали вслух.

Книги приносила всегда Оля. И читала всегда она. Володя настойчиво уверял, что от его голоса книги делаются намного скучнее, а если он пробовал читать за женщин, они получались всегда грубиянками, самому слушать противно.

Оля весело хохотала над ним и сама читала с удовольствием. Вокруг примятой книжкой травы у них перед самыми глазами, близко и четко, покачивали своими вершинками дикие колоски, метелочки, зонтики: целый волшебный травяной лес!

В траве деловито шла своя жизнь, немолчно что-то звенело, стрекотало; шмели сердито гудели, букашки настойчиво карабкались вверх, по стволам травы, сердито шевеля усиками.

Под вечер на страничку раскрытой книги робко ложились тени от трав. Оля, медленно и таинственно дочитав сказку, сорвала, закусила травинку и долго, равнодушно молчала, точно позабыв, что рядом Володя. На самом деле она чутко и напряженно ждала, что он скажет. А он как-то нечестно увиливал, потом вдруг быстро и решительно встал и засобирался домой.

Сделайте фонетический разбор слова нечестно.

Укажите состав слов грубиянка, метелочка, зонтик.

Подберите антонимы к словам рано, высоко, весело, близко. Составьте с ними предложения.

(повторение). Подготовьте небольшое устное сообщение на тему «Типы связи слов в словосочетании и предложении».

(повторение). Выделите предложения с однородными членами. Выясните их стилистическую роль.

ПЕРВЫЙ СОЛОВЕЙ. Тает, сияет луна в облаках. Яблони в белых кудрявых цветах.

Зыбь облаков и мелка и нежна. Возле луны голубая она.

В холоде голых, прозрачных аллей Пробует цокать, трещит соловей.

В доме, уж темном, в раскрытом окне, Девочка косы плетет при луне.

Сладок и нов ей весенний рассказ, Миру рассказанный тысячу раз.

Объясните написание глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Найдите прилагательные в краткой форме, каким членом предложения они являются?

Объясните отсутствие запятой перед союзом и в предложениях этого текста.

(повторение). Перескажите содержание приводимого текста.

Из Куоккала Репин приезжал на собрания Товарищества и изредка бывал в гостях у передвижников. Меня интересовало, как он воспринимает музыку.

В концертах и опере с ним мне не приходилось бывать, и я не знал, что его более всего интересует в этой области. Один раз он приехал к Дубовскому, у которого устраивался в этот день домашний концерт. Репин слушал внимательно, большое содержание великих композиторов его, видимо, захватило, но в то же время для него как будто и не хватало живого образа, слов, действия. Но он дождался своего. К концу вечера прямо из оперы приехал Ершов, певец с огненным темпераментом. С особым, ершовским, тембром голоса он запел арию Садко «Эй вы гости. ». Зал был заполнен сильным голосом певца. В музыке, жестах и мимике выступил яркий образ Садко, которого и Репин воплотил в картине в дни своей молодости. . Илья Ефимович бросился на шею Ершову. Какой восторг, какое сияющее и вдохновенное лицо было у Репина! Он был прекрасен в эти минуты и казался выше всех в этом зале.

Сделайте фонетический разбор слов приезжал, огненный.

Выпишите и разберите причастия.

Составьте схему последнего предложения.

279 (повторение). Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Выделите словосочетания со связью согласования, управления, примыкания.

ВЕСНА СВЕТА. В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, назван..ое мною весной света, когда первый воробей запоет (по) своему в стен..ой печурк. ж..лоб высун..т из себя лед..ной язык, и с него закапает, и (по) перек тр..туара побежит первый маленький ручей.

До со..нца леса оделись ин..ем, и, когда со..нце взошло, (не) которые крупные кристаллы ин..я на деревьях заг..релись, и так ярко, что нельзя было отличить от них забытую электрическую лампоч..ку. Тишина, мороз, свет, аромат мороза и со..нца, торжество.

Так до самого апреля оставалась весна света.

Объясните написание нн и и в словах названное, стенная, ледяная.

Найдите глаголы и глагольные формы, укажите их вид.

Составьте схему первого предложения.

280. Раскройте скобки, выберите подходящее словосочетание. Мотивируйте свой выбор (учтите возможность обоих вариантов). 1. Молодая женщина часто жаловалась то на боль в сердце, то на (боль в голове — головную боль). 2. Это лекарство применяется как средство против (боли в голове — головной боли). 3. Многочисленные (заботы по хозяйству — хозяйственные заботы) отнимают у матери много времени. 4. Каждое утро по всему саду разносилось (пение птиц — птичье пение). 5. В этих местах нередки (морозы, в 35 градусов — тридцатипятиградусные морозы). 6. В углу комнаты стоит массивный дубовый (шкаф для книг — книжный шкаф). 7. В сказках и поговорках часто говорится о (жадности волка — волчьей жадности) и о (хитрости лисы — лисьей хитрости). 8. Для творческой работы наиболее продуктивны (часы утра — утренние часы). 9. Во время каникул мы совершили интересное (путешествие по морю — морское путешествие). 10. Еще недавно на окраине города стояли низенькие деревянные домики, а теперь целые кварталы застраиваются (домами в десять этажей — десятиэтажными домами). 11. На огромном пространстве раскинулись (степи без воды — безводные степи). 12. До появления в Москве электричества на (улицах города — городских улицах) использовалось (освещение газом — газовое освещение). 13. (Рабочие завода — заводские рабочие) кончили смену. 14. (Решетка сада — садовая решетка) покрашена в зеленый цвет. 15. (Решетка сада — садовая решетка) ограждает и защищает зеленые насаждения.

Образуйте словосочетания с однокоренными главными словами, принадлежащими к разным частям речи. Укажите, чем объясняются одинаковые синтаксические связи в образованных словосочетаниях.

Образец: устать с дороги — усталый с дороги — усталость с дороги.

Готовиться к отъезду . ; отличаться от других . ; привыкать с детства. ; пригодиться для постройки . ; близиться к осуществлению . ; освободиться от предрассудков . ; робеть перед старшими . ; знакомиться между собой

Вместо точек вставьте предлог в или на.

Уехать . Сибирь, . Крым, . Кавказ, . Белоруссию, . Украину, . Черноморское побережье, . Поволжье, . Дальний Восток, . Закавказье, . Карпаты, . Крайний Север.

Пойти . школу, . почту, . телеграф, . кино, . концерт, . театр, . цирк, . представление, . спектакль, . оперу, . вокзал, . мэрию, . станцию.

Работать . учреждении, . предприятии, . мастерской, . акционерном обществе, . мясокомбинате, . заводе, . фабрике, . шахте, . фирме, . избирательном участке, . мельнице, . поле, . огороде, . кухне, . бульваре, . сквере, . приисках, . телевидении, . колхозе, . совхозе, . кооперативе, . ферме.

Ехать . трамвае, . карете, . автобусе, . поезде, . метро, . такси, . пароходе, . лодке, . санях, . грузовой машине, . коляске.

Вместо точек вставьте предлог из или с. Учтите, что при указании на направление движения образуются антонимические пары: в — из, на — с (уехать в деревню — приехать из деревни, пойти на мельницу — прийти с мельницы).

Вернуться . Алтая, . Крыма, . Кавказа, . Украины, . Поволжья, . Дальнего Востока, . цеха, . фабрики, . завода, . кино, . концерта, . театра, . лаборатории, . вокзала, . работы, . мастерской, . предприятия, . станции, . школы.

💡 Видео

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых. Практическая часть. 6 класс.

Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnline

Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых. 6 класс.Скачать

Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых. 6 класс.

Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать

Русский язык | Средства связи предложений в тексте.  Часть 1

8 задание ЕГЭ // Грамматические ошибки в сложных предложениях // ЕГЭ Русский язык 2022Скачать

8 задание ЕГЭ // Грамматические ошибки в сложных предложениях // ЕГЭ Русский язык 2022

Сложноподчиненное предложение | Русский языкСкачать

Сложноподчиненное предложение | Русский язык

Русский язык. Запятые при вводных словах (словосочетаниях). ВидеоурокСкачать

Русский язык. Запятые при вводных словах (словосочетаниях). Видеоурок

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: