- Методика работы над слогом, ударными и безударными гласными.
- Работа над ударением в начальных классах
- Игры на выделение словесного ударения
- Звуковое царство. Дворец гласных звуков.
- Мастера Звуковых дел
- Игра — эксперимент «Волшебник – ударение»
- «Слова разнообразные – одинаковые и разные»
- Игра «Кастинг»
- «Кастинг».
- Данные игры на закрепление умения детей выделять в словах ударный звук и слог помогают лучше ориентироваться в звуковой системе языка.
- 💥 Видео
Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
Методика работы над слогом, ударными и безударными гласными.
Учитывая сложность понятия «слог», в начальной школе определение понятия «слог» (данной категории) не дается. Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. Учащиеся опираются на признак соответствия количества гласных и слогов: в слове столько слогов, сколько гласных. Со слогом дети знакомятся в период обучения грамоте. Произнесенное слово делится на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном слове учащиеся сначала находят гласные буквы, а затем делят слово на столько частей (слогов), сколько гласных. В период обучения грамоте упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные.
Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, над которыми идет работа в I классе. С опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике является ведущим. Устно: Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова, ученик прежде всего делит слово на слоги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков. Пример рассуждения ученика I класса:
— В слове родинатри слога.
— Первый слог — РО, звук [р ] — твердый, пишу ЭР, О.
— Второй слог — ДИ, звук [д’ ] — мягкий, пишу буквы ДЭ, И.
— Третий слог — НА, звук [н] — твердый, пишу ЭН, А. Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Потому работа над слогом должна включать:
— списывание по слогам,
— запись под диктовку по слогам с проговариванием,
— запись под диктовку с комментированием (с объяснением).
Умение делить слово на слоги необходимо учащимся для того, чтобы правильно переносить слова. В I классе школьники овладевают правилом переноса: слово переносится по слогам (слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строку и не оставляется на предыдущей строке: О-ля, мо-Я; при переносе слов с буквами Ь и Й эти буквы остаются на строчке: конЬ-ки, леЙ-ка). Правила переноса, соответствующего делению на морфемы, становится доступным учащимся после изучения во II классе состава слова.
Работа над выделением в слове ударного слога (представляет для первоклассника значительную трудность и требует систематических упражнений) начинается в I классе в период обучения грамоте. Для того, чтобы правильно воспринимать лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из его слогов произнести с большей силой. Умение выделять ударный слог в слове связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений.
Примеры упражнений:
1) Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который по счету ударный.
2) Обозначить в словах ударный слог и правильно прочитать: портфель, морковь, магазин, щавель и т.д.
3) Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).
4) Подобрать слова с ударением на втором слоге и т.п.
Упражнения в расстановке ударения в словах целесообразно предлагать учащимся ежедневно как в классных, так и в домашних упражнениях. Только систематические упражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быстро и безошибочно выделять в слове ударный слог. Осознанному выделению ударного слога способствует также поочередное произношение слова с ударением на том или ином слоге:
ма-ши-на ма-ши-на ма-ши-на. В этом случае учащиеся наглядно убеждаются в том, что правильное выделение ударного слога обеспечивает понимание смысла слова.
В программу I класса включена тема «Ударение. Гласные в ударных и безударных слогах», изучение которой направлено на обобщение наблюдений над ролью ударения в слове, а также на развитие умения распознавать в словах ударные и безударные слоги, сопоставлять гласные в этих слогах и правильно обозначать на письме безударные звуки. Написание слов с безударными гласными подчиняется орфографическому правилу. При формировании данного орфографического навыка фонетические навыки вступают во взаимосвязь со знаниями о составе слова.
Дата добавления: 2017-02-04 ; просмотров: 5229 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Видео:Как определить ударный слог?Скачать
Работа над ударением в начальных классах
Понятие “словесное ударение” относится к числу фундаментальных понятий программного курса русского языка. Овладение его содержанием необходимо как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников.
В работе над ударением можно выделить три направления:
- формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке,
- ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью,
- формирование у школьников умения находить и выделять в слове ударный слог.
Характеристика каждого направления.
1) Дети, поступающие в 1 класс практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия “ударение”. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: “ударение”, “ударный и безударный слог”, “ударные и безударные гласные” и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.
При освоении понятия “ударение” важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный.
Сначала устанавливается связь: ударение – ударный слог, затем: ударный слог – ударный гласный звук.
Итогом первичного знакомства становится вывод: “Один слог в слове выделяется “ударом”, т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.
В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной.
Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:
Разграничение лексических омографов более доступно для понимания учащихся начальных классов, чем грамматических, поэтому на ранних этапах над смыслоразличительной функцией ударения необходимо организовывать наблюдения над парами слов типа:
В дальнейшем – дифференцировать разные грамматические значения форм одного слова:
Знакомя детей с ударением как средством разграничения грамматических форм, важно обратить внимание на то, что ударение способно отличать не только отдельные, но и все формы, например формы единственного и множественного числа, имен, существительных:
В процессе работы хорошо использовать на уроке игровые приёмы. Можно использовать миниатюру “Ударение” Подгорецкой И.М.
Работу над ударением, наблюдения над ударением позволяют проводить и уроки чтения.
Большие возможности для такой работы даёт материал раздела “Устное народное творчество”:
Сопоставление пар слов:
помогает детям понять особую стилистическую окраску народнопоэтических вариантов, в отличие от литературных.
При чтении произведений русских писателей и поэтов XIX в. Можно осуществлять сравнение современных и устаревших вариантов слов. Например, чтение басен И.А. Крылова.
Целесообразно остановить внимание школьников на несовременном произношении отдельных слов:
Таким образом, в поисках ответа на вопрос: “Какую роль играет ударение?” – младшие школьники получают представление о многофункциональности словесного ударения в русском языке.
2) В русском языке ударение разноместное или свободное, то есть не закреплённое ни за определённым по счёту слогом, ни за определённой морфемой (приставкой, корнем, суффиксом, окончанием).
Свойство разноместности осваивается младшими школьниками сначала в плане соотнесения ударения со слоговым контуром слова, затем – в связи с изучением морфемной структуры слова.
Более последовательно в начальных классах ведётся работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают ритмические модели слов: двухсложных, трёхсложных.
Если для упражнений над ритмическими моделями подбирать в основном изолированные слова, то это приводит к монотонности в работе. А использование связных текстов способствует усилению интереса к работе. Дидактический материал должен содержать разные по структуре ритмические модели слов.
3) В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно:
а) ударный слог произносится с большой силой. Приём быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударного слога. Можно произносить и шёпотом.
б) выделение ударного слога с большей долготой и длительностью.
- Приём недостаточно надёжен на ранних этапах формирования умения определять ударный слог (дети начинают тянуть все слоги). Следует сочетать с приёмом искусственного изменения места ударения в слове (не протягивать).
- Отбивание, простукивание, прохлопывание ударного слога в слове.
Наиболее приемлемо различное чередование всех известных приёмов в процессе формирования умения находить и выделять в слове ударный слог.
Видео:Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
Игры на выделение словесного ударения
Фавзана Аюпова
Игры на выделение словесного ударения
Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать, прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче всего тянутся, произношению которых ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи для некоторых игр взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)
Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре «Позови друга». Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.
Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру «Найди ударный слог» (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).
Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок, определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.
Звуковое царство. Дворец гласных звуков.
Цель игры: продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.
Ход игры: — Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.
— Я самый главный, — хрустел румяной корочкой Хлеб, — Без меня никто за стол не садится!
— Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, — Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!
— Нет, я главнее, — возразила Соль, — Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.
— Нет, я главнее, — возразила Соль, — Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.
Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» — носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» — носили б (ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» — ж (ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире.
В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.
Мастера Звуковых дел
Они научат детей выделять в словах ударные звуки.
У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» — по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить — кому ударить молоточком? Помоги им договорится.
Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова «медвЕЕЕдь», «лисААА», » тИИИгр», «волчОООк»? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т. д.)
Игра — эксперимент «Волшебник – ударение»
Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.
Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.
Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:
«Слова разнообразные – одинаковые и разные»
Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.
Детям предлагаются пары слов:
Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.
Игра «Кастинг»
помогает детям понять подвижность ударения.
В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.
А теперь предлагаю игру
«Кастинг».
Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.
Данные игры на закрепление умения детей выделять в словах ударный звук и слог помогают лучше ориентироваться в звуковой системе языка.
Аппликация из ткани «Азбука» Несколько лет использую в своей работе необычную азбуку. Её я сделала с помощью аппликации из ткани. Детям очень нравится работать с этой.
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.
💥 Видео
Звуковые схемыСкачать
Ударные и безударные гласныеСкачать
Салова С.В. Фрагмент урока (работа над звуком)Скачать
Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слогиСкачать
Звуковая схема слова 1 класс. Как составить звуковую схему слова?Скачать
Звуковые схемыСкачать
Работа над шипяще-свистящими. Ставим звук С.Скачать
Русский язык 2 класс (Урок№32 - Как определить ударный слог?)Скачать
Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать
ЗВУК. СЛОГ. СЛОВО. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА С КАЖДЫМ ПОНЯТИЕМ.Скачать
АРТИКУЛЯЦИЯ. Лучшее упражнение для ДИКЦИИ. Упражнения для голоса | Vocal ImageСкачать
Слово и слог. Звуки и буквы | Русский язык 3 класс #6 | ИнфоурокСкачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДСЧИТЫВАТЬ БУКВЫ И ЗВУКИ ПРИ ФОНЕТИЧЕСКОМ РАЗБОРЕ СЛОВАСкачать
Изучаем ударение. Русский языкСкачать