Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Путает ударение в словах
Психология речи является отраслью науки, которая занимается функциями речи в физиологических условиях, т.е. пониманием речи, самопроизвольной речью (диалоговой, повествовательной), повторением слов, фраз, а также исполнением приказаний. Чрезвычайно важным дополнением к перечисленным выше моментам является и изучение словесного мышления. Результаты наблюдений над нормально развитыми детьми свидетельствуют о том, что словесное мышление опережает громкую речь, что ребёнок начинает думать словами гораздо раньше, чем получает возможность произнести правильно или же в искаженной форме имеющийся у него запас слов, коротких фраз.
До 5 лет артикуляция обычно бывает неправильной, отсутствует координация во времени и форме между дыханием и фонацией. Этот период принято определять как «период физиологической дизлалии», признаки которой индивидуальны для каждого ребёнка. Исследование словесного мышления играет очень важную роль в патологии речи и часто помогает установлению правильного диагноза.
В тех случаях, когда ребенок не говорит и никогда не говорил до болезни, исследование словесного мышления на основании реакций в форме жестов имеет диагностическое значение. Таким образом можно определить состояние центрального отдела речевого аппарата, умственное развитие, способность к обобщениям и понимание речи. Причём во время исследования важным является не только определение состояния в момент исследования, но и выяснение перспектив развития словесного мышления, что связано с пониманием написанного слова, а также способностью читать с губ.
Для полноты вопроса важным является ознакомление с механизмом чтения и письма. Психология речи относит все перечисленные функции к категории психо-физических процессов. Ассоциационные функции, функции воспроизведения по памяти, наблюдения и мышления очень тесно связаны между собой. Процесс образования речи от них начинается и к ним возвращается. Он связан с деятельностью, поведением и пребыванием человека в человеческом обществе.
Вопрос ударений в речи больше относится к области патологии, т.к. неправильная их расстановка является характерной для определенных расстройств речи. Правильность ударений в речи зависит от чувствительности слухового аппарата по отношению к высоте, интенсивности, ритму и тембру акустических раздражителей. При некоторых нарушениях речи отмечается понижение или же полное отсутствие слуховой чувствительности по отношению ко всем четырем качествам звука. Если нарушается способность различать высоту акустических раздражителей, то резко изменяется мелодика слова.
Даже короткие фразы в таких случаях произносятся неправильно с точки зрения мелодики. Вопросительное предложение, мелодика которого характеризуется постепенным подъёмом, произносится без изменения интонации, на одном уровне. От способности воспринимать интенсивность акустических раздражителей зависит динамика речи, которая бывает у больных усиленной или пониженной.
Длительность отдельных звуков, и в особенности гласных, бывает укороченной или удлиненной; в связи с этим отмечаются нарушения ритма.
При слабо выраженной способности различать звуки, фонетически близкие и отличающиеся друг от друга только тем, что одни из них являются звонкими (например, б, в, д, з, г и т.д.), а другие глухими (например, н, т, с, к), больной вместо коза говорит коса, вместо боль говорит поль, т.к. чувствительность по отношению к тембру звуков у него отсутствует. Причина этого явления может заключаться не только в поражении сенсорной зоны, но также и двигательной.
Во время произношения звонких согласных голосовые связки сближаются до контакта в средней линии гортани (фонационная позиция) и одновременно колеблются точно так же, как это имеет место при произношении гласных. При произношении глухих согласных голосовые связки не контактируют (дыхательная позиция) и не колеблются. Причина отсутствия различия между звонкими и глухими согласными может заключаться, как в нарушениях слуха, так и в нарушениях координации функции мышц, сближающих голосовые связки, натягивающих их и обуславливающих их колебание. Иногда встречаются случаи, характеризующиеся одновременным нарушением обоих этих функций.
Это становится вполне понятным, если учесть, что при ряде заболеваний болезненный процесс не ограничивается образованием одного лишь очага в определенном пункте мозговой коры, а охватывает больший или меньший участок головного мозга, в пределах которого находится целый ряд различных центров, как напр., при воспалении мозговых оболочек. Менингитом чаще всего болеют дети между 1-ым и 2-ым годом жизни, т.е. в периоде, когда речь начинает лишь формироваться. Если заболевание сопровождается поражением слухового аппарата, независимо какого его отдела — периферического или воспринимающего — прогноз, касающийся восстановления речи, во всех случаях будет неблагоприятный.
Видео:Куда ставить ударение в словах ТОРТЫ, КРАСИВЕЕ, ДОГОВОР? [Топ 10 слов, где часто путают ударение]Скачать
Дислексия, или «Болезнь гениев»: матчасть
Есть одна вещь, которая объединяет Леонардо да Винчи, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Уинстона Черчилля, Никиту Хрущева, Джорджа Буша-младшего, Ганса Христиана Андерсена, Владимира Маяковского, Пабло Пикассо, Уолта Диснея, Мерлин Монро, Тома Круза, Стивена Спилберга, Квентина Тарантино, Стива Джобса и 40% самых богатых людей мира, включая Рокфеллера. Это болезнь, которую называют «болезнью гениев». Они все страдали дислексией.
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Что такое дислексия
Дислексия – частичное своеобразное нарушение процесса чтения, которое характеризуется несформированностью (нарушением) высших психических функций и представляет собой повторяющиеся ошибки, имеющие устойчивый характер. Расстройства письма и чтения бывают у детей, имеющих нормальный интеллект, сохраненную устную речь, полноценное зрение и слух, но у которых существует несформированность определенных психических процессов, которые препятствуют овладению чтением и письмом.
Отечественный подход выделяет дислексию (проблемы в овладении чтением), дисграфию (проблемы овладения письмом), дискалькулию (проблемы овладения счетом), дисорфографию (нарушение овладения орфорграфической стороной письма), диспраксию (расстройство координации) и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Зарубежный подход все эти расстройства называет дислексией, говоря о том, что, чаще всего, у дислексика наблюдается весь этот набор сложностей.
Ошибки чтения на начальных этапах встречаются у всех детей. Это не является показателем дислексии. Впоследствии у большинства детей эти ошибки исчезают.
Родители дислексиков в какой-то момент замечают, что ребенок никак не может овладеть азбукой, хотя все сверстники давно и без проблем с этим справились. Это удивляет, потому что ребенок хорошо говорит, активный и общительный, но никак не может запомнить написание букв. Проблема кроется в том, что ребенок не может выучить алфавит, потом не в силах связать буквы в слоги, не понимает то, что прочитал и не может воспроизвести прочитанное, неправильно ставит ударение. Для дислексиков характерное «угадывательное» чтение. Они в большей степени придумывают окончания слов. Они запоминают образ слова с целью понять написанное. У дислексиков такие ошибки остаются и носят стойкий специфический характер.
Видео:Слова, в которых все путают ударения 👇 ПодписывайсяСкачать
Таким образом, на что стоит обратить внимание родителям, или признаки дислексии:
- пропускает буквы или слова при чтении;
- меняет местами или путает буквы, пишет буквы зеркально;
- меняет последовательность слов в предложении;
- пропускает строку при чтении;
- отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания;
- заменяет и смешивает звуки при чтении;
- ошибается даже при списывании текста;
- имеет плохой почерк;
- запинается или останавливается;
- ускоряется или замедляется при чтении;
- не понимает прочитанного, не может пересказать;
- не обращает внимания на знаки препинания, неправильно ставит ударение;
- орфографические ошибки даже при понимании правил написания слова;
- бывает несосредоточенным, «витает в облаках»;
- дергает уголок страницы;
- слишком старается, концентрируется во время чтения, из-за чего очень устает;
- изменяется в голосе, может не усваивать информацию на слух;
- взгляд может быть блуждающим (из-за усталости и напряжения);
- краснеет или бледнеет;
- трясет или раскачивает ногой, неуклюжий;
- путает лево и право,
- часто меняется настроение, может быть снижен эмоциональный фон.
Если обычные люди видят буквы, формируют из них слова и сразу понимают смысл, который стоит за словом, то у дислексиков понимание слова не происходит. У них не формируется связь между словом и его значением. Не говоря о том, что буквы они видят как набор крючков и палочек. Пример того, как дислексик видят текст.
Видео:Русский язык | ТОП 10 СЛОВ, КОТОРЫЕ МЫ ПРОИЗНОСИМ НЕПРАВИЛЬНО!Скачать
Возможные причины возникновения дисграфии:
- нарушение развития речи;
- сложности со зрительным и зрительно-пространственным восприятием;
- несформированность рабочей памяти и внимания;
- нарушение произношения;
- несформированность слухового восприятия.
О сильных сторонах дислексиков и профилактике дисграфии у детей читайте в материале «Дислексия, или «Болезнь гениев»: суперсила».
Статью подготовила нейропсихолог Марина Вежис.
Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Ударим по ударениям: топ-20 слов, которые мы произносим неправильно
Русский язык богат и сложен. Но, если запомнить правила и проверочные слова можно, то с ударениями часто возникают проблемы. Многие ударные гласные даже с экранов телевизоров произносятся неверно. Сетевое издание «Учительская газета» предлагает своим читателям небольшой словарик с правильными ударениями: шпаргалку на каждый день.
Фото: pixabay.com
Ну что, договоримся?
Как же часто мы слышим до́говор и договора́ даже в официальной речи. Однако таких слов не существует. Словари фиксируют строгую литературную норму:
А стихотворение поможет нам запомнить постановку ударения.
Вышли мы во двор
И заключили догово́р.
В квартиру влезли во́ры,
Украли догово́ры!
Кондитерские изделия и не только
Я пришел купить торты́, предлагают мне шарфы́. Но они мне не нужны, заменю их на банты́.
Верно ли такое ударение? Заглянем в словарь М.В. Зарвы «Русское словесное ударение». Он фиксирует только один вариант – ударение на первый слог: то́рты, то́ртов, то́рта. То же касается и ша́рфа, ша́рфов, а также ба́нта и ба́нтов.
Получили гра́нты,
Повязали ба́нты.
Едем на куро́рты,
Есть нельзя нам то́рты.
Слушали мы а́рфы,
Потеряли ша́рфы.
От винта
И ещё несколько слов. Казалось бы, те же четыре буквы и один слог, а ударение в родительном падеже и во множественном числе падает как раз на окончание. Удивителен русский язык.
Ну и рифмы для запоминания:
Уж полверсты плывут плоты́,
Над ними простираются мосты́,
А в них винты́, болты́, зонты́.
Пошли туристы по грибы́,
Нашли старинные гербы́
Любви все во́зрасты покорны
Вспоминая А.С. Пушкина, запомним – во́зрасты, а не возраста́! Представим, как бы это звучало: любви все возраста́ покорны… и говорить так не будем!
Диалог про каталог
Катало́г – список, перечень. Слово греческого происхождения – от kata – внизу и logos – слово (Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов). Кстати, с корнем лог много слов: моноло́г, проло́г, эпило́г, диало́г, в которых ударение не вызывает сомнений и ставится правильно. Но откуда берется ката́лог? Возможно, из аналогии, ведь в слове ана́лог ударение падает на второй слог. И еще био́лог, психо́лог, фило́лог. Отсюда и неверная постановка ударения Такие слова лучше запомнить, используя собственные ассоциации. Например, через противопоставление – раз психо́лог, то катало́г.
Или с помощью наших рифм:
Мой моноло́г про катало́г
Имел проло́г и эпило́г.
Про шланг, юбку и прическу
Гофрированные щипцы женщинам известны с давних времен, они придают волосам красивые волны, позволяют увеличить объем. Все зависит от их размера и умения мастера. Огородники хорошо знакомы с гофрированным шлангом, а модницы – с юбкой.
Гофрировать – это создавать параллельные ровные складки на ткани, бумаге, металле, пластике. Мы ещё часто говорим – ребристый или рифлёный.
Но что с гофрированным? Зачастую слышим с ударением на второй слог с и́. Однако верным будет вариант с ударным о́. Так же, как и плиссиро́ванный, о котором мы не говорим плисси́рованный.
Так и запомним: раз плиссиро́ванный, то и гофриро́ванный.
Избалованы словом неясным
Услышав слово избалованный, мы представляем капризного, изнеженного, своенравного человека. А слышим-то и говорим мы зачастую изба́лованный. Возможно, проверяя словом ба́ловень.
Однако словари фиксируют правильный вариант – избало́ванный (избалова́ть, балова́ть).
Ударение на слог -ба- не падает никогда.
Ну а запомнить несложно. Вспоминаем детскую книжку А. Барто про медвежонка-невежу и сокрушения медведицы, которая
Три дня горева́ла:
Ах, какая дура я, сынка избалова́ла!
Ведать иль не ведать
Многострадальные исповедание и вероисповедание. Как их только ни произносят! В основном – с ударением на -да́.
Толковые словари обозначают вероисповедание как официальную принадлежность к определенной вере или собственно вероучение. А это говорит о том, что учение нам кто-то поведал (сообщил), или мы сами ведаем (знаем).
А, значит, и проблем с ударением возникать не должно. Если ве́дать, то и испове́дание (вероиспове́дание).
Ходатайство о трансфере
И ещё два слова, которые регулярно произносятся неверно. Первое означает официальное заявление, просьбу. У второго – значений много, ведь трансфер – это перемещение. А, значит, и использовать его можно в спорте (передача игроков из одного клуба в другой), и в текстильном производстве (перенос рисунков на ткань), и в банковской деятельности (перевод средств со счета на счет), в технологиях, бизнес-процессах и иных сферах. А мы привыкли слышать это слово применительно к пассажирским перевозкам. Например, трансфер из аэропорта в отель. Но ударение остаётся неизменным – трансфе́р.
А рифму для запоминания можно придумать любую, например -Трансфе́р доставит в Англете́р.
Хода́тайство часто становится ходата́йством. Возможно, пошло это из профессионального сленга: представители официальных органов часто говорят именно так. Но литературной норме соответствует только постановка ударения на второй слог (-да́-).
С рифмой здесь сложнее, но придумать можно. Кому что нравится, а мы предлагаем:
Подали нам ходатайство –
Не слог, а издевательство.
Напоследок еще несколько слов, которые вызывают затруднения.
Сосед сказал мне вслед ехидно,
Сначала было мне оби́дно.
Но понял я: ему зави́дно!
Если рифму подобрать сложно, нужно просто запомнить. Или вспомнить слово «исче́рпан».
Память наша всегда храни́т
Слово верное – звони́т
Тут все непросто. «Орфоэпический словарь русского языка» И.Л. Резниченко и «Русское словесное ударение» М.В. Зарвы предлагают только произношение с ударением на первый слог: ге́незис. Вариант гене́зис указывается как ошибочный. А вот «Русский орфографический словарь» РАН под редакцией В.В. Лопатина и «Большой толковый словарь» под редакцией С.А. Кузнецова рассматривают варианты ге́незис и гене́зис как равноправные.
Получается, что строгой норме соответствует ге́незис, но произносить гене́зис тоже можно.
Здесь история, как и с генезисом. Норме соответствует бу́нгало, но говорить (как обычно и происходит) можно бунга́ло.
Надеемся наш топ-20 поможет вам, дорогие читатели, узнать, как правильно ставится ударение, запомнить «непослушные» слова с помощью наших рифм и придумать свои ассоциации для запоминания.
Вы уже заметили, что сетевое издание «Учительская газета» создало новую рубрику «Грамотатор», где мы постараемся отвечать на все ваши вопросы о написании, произношении и значении слов и выражений.
А, чтобы рубрика стала интересной, нам очень нужна обратная связь, ведь именно вы, наши читатели, можете помочь и предложить идеи для новых материалов. Регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», пишите комментарии, заходите в наши группы в социальных сетях, спрашивайте, предлагайте, общайтесь.
📽️ Видео
ГОВОРИМ КРАСИВО💚РАССТАВЛЯЕМ УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ ПРАВИЛЬНО #русскийязык #logic #ударениеСкачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Куда ставить ударение в словах МАРКЕТИНГ, БАЛОВАТЬ, ХОДАТАЙСТВО, АПОСТРОФ и др.?Скачать
Изучаем ударение. Русский языкСкачать
⚠️Перестаньте путать ударение в этих словах!Скачать
Как запомнить, где стоит ударение в слове «обеспечение»?Скачать
Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Аэропорт #говоримправильно #ударение #ораторское_искусство #публичноевыступление #аэропортСкачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
Простые правила – ударение в слове «восприняла»Скачать
Учи правильные ударения вместе со мной! #ShortsСкачать
Ударные и безударные гласныеСкачать