Проведи синтаксический разбор словосочетания туманным утром 1 начальная форма

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Синтаксический разбор простого словосочетания.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

План синтаксического разбора словосочетания.

Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Для этого необходимо найти подлежащее и сказуемое, которые, как мы знаем, не могут быть словосочетанием.

В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.

По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).

Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).

Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.

Видео:Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Пример разбора словосочетания.

На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.

Ветер — главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный — зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное, способ связи — согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.

На улице поднялся

Поднялся — главное слово, выражено глаголом; на улице — зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога «на». Смысловые отношения обстоятельственные.

Солнцеглавное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее — зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное; способ связи — согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения — определительные.

Спряталось — главное слово, выражено глаголом; испуганно — зависимое слово, выражено наречием.

Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.

Спряталось за тучи

Спряталось — главное слово, выражено глаголом; за тучи — зависимая часть, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом «за». Смысловые отношения — обстоятельственные.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Синтаксический разбор словосочетания

При осуществлении различных видов анализа предложения нам может понадобиться провести синтаксический разбор имеющихся в предложении словосочетаний. Подобная операция обычно проводится по определённому плану, с задействованием определённой лингвистической терминологии, знании ряда правил. В данной статье мы расскажем, какова последовательность шагов при реализации указанной задачи.

Видео:Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетанийСкачать

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Особенности построения словосочетания

Напомним читателям, что словосочетанием называют совокупность нескольких слов (словоформ), связанных друг с другом подчинительной связью (как по смыслу, так и грамматически).

В составе словосочетания имеется главное слов о (при разборе отмечают крестиком) и зависимое слово . Главное слово – это слово, которое обозначает действие, предмет, или признак, а зависимое обычно поясняет главное слово, распространяет его. Для определения специфики взаимосвязи составных частей вы можете задать вопрос идущий от главного слова к зависимому.

Не являются словосочетаниями :

  • Предложения в виде лишь соединения подлежащего и сказуемого (например, «поезд прибывает»);
  • Соединение служебного и знаменательного слов (например, «около школы»);
  • Несколько однородных членов предложения, которые связаны сочинительной связью, например «журналы, газеты, книги»;
  • Составные формы слов (например, «самый смешной»);
  • Фразеологические обороты, ведь их можно заменить одним словом-синонимом.Проведи синтаксический разбор словосочетания туманным утром 1 начальная форма

Видео:Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетанийСкачать

Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетаний

Последовательность синтаксического разбора нужного словосочетания

Рассмотрим последовательность действий для выполнения синтаксического анализа:

  1. Выделите нужное словосочетание из какого-либо предложения;
  2. Поищите в рассматриваемом словосочетании главное и зависимое слово, укажите, какими частями они выражены, правильно установите вопрос от главного слова к зависимому;
  3. Определите тип рассматриваемого словосочетания. (именное, глагольное, наречное — смотрите соответствующие правила).
  4. Определите способ подчинительной связи, задействованный в данном словосочетании (то есть согласование, примыкание, управление). Напомню читателю, что согласование – это особенность связи, при котором зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже что и главное слово; управление – зависимое слово ставится падёжной форме, обусловленной главным словом; примыкание – зависимость подчинённого слова выражена лексически, с помощью интонации и определённого порядка слов;
  5. Укажите, чем выражена подчинительная связь в данном словосочетании (окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова, только по смыслу);
  6. Определите характер отношений между словами (существуют определительные отношения – обозначают предмет и признак данного предмета, объектные – указывают на предмет и действие, на который действие переходит; обстоятельственные – указывают на действие, а также на его признак).

Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Несколько примеров анализа

Приведём несколько примеров подобного разбора:

Пример №1

Возьмём предложение « Встану я в утро туманное, солнце ударит в лицо ».

Из данного предложения проведём разбор словосочетания «утро туманное»:

  • Начальная форма – утро туманное (им.п. ед.ч.);
  • Данное словосочетание простое и свободное;
  • Главное слово здесь «утро» — существительное, а зависимое слово «туманное» — прилагательное;
  • Данное словосочетание именное, ведь главное слово выражено существительным;
  • Способ подчинительной связи в данном словосочетании – это согласование, так как прилагательное «туманный» согласуется с существительным «утро», используется средний род, именительный падёж, единственное число;
  • Подчинительная связь выражена с помощью окончания зависимого слова «-ое»;
  • Смысловые отношения здесь определительные.

Предложение « На дворе поднялся холодный ветер ».

Проведём разбор словосочетания «холодный ветер».

  • Начальная форма – холодный ветер;
  • Ветер здесь главное слово, выраженное именем существительным, стоит в именительном падеже, холодный – зависимое слово, выраженное прилагательным;
  • Словосочетание это именное;
  • Способ подчинительной связи – согласование;
  • Подчинительная связь выражена окончанием зависимого слова;
  • Смысловые отношения в данном словосочетании определительные.

Кстати, для проверки своей способности выполнять синтаксический анализа можно воспользоваться возможностями ресурса yaklass.ru (необходимо будет пройти регистрацию на сайте).

Проведи синтаксический разбор словосочетания туманным утром 1 начальная форма

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Заключение

Выполнения синтаксического разбора какого-либо словосочетания предполагает знание особенностей согласования слов, их типов, способов подчинительной связи и других характеристик. Без этого квалифицированное выполнение анализа становится невозможным. При этом важно не спутать словосочетание с другими видами словесной связи, а также чётко придерживаться плана разбора. Это позволит избежать различного рода методологических ошибок.

Видео:Русский язык 8 класс: синтаксический разбор словосочетанияСкачать

Русский язык 8 класс: синтаксический разбор словосочетания

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Проведи синтаксический разбор словосочетания туманным утром 1 начальная форма

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

📸 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание практика. Синтаксический разбор словосочетания.Скачать

Словосочетание практика. Синтаксический разбор словосочетания.

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)

ЧТО СКРЫВАЕТ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ?Скачать

ЧТО СКРЫВАЕТ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

Синтаксический разбор простого предложенияСкачать

Синтаксический разбор простого предложения

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Как сделать синтаксический разбор предложения? Практика по Второстепенным членам.Скачать

Как сделать синтаксический разбор предложения? Практика по Второстепенным членам.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетанийСкачать

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Для тех кто идёт в 5-6 класс🌿 #shorts #школа #туториал #математика #урокСкачать

Для тех кто идёт в 5-6 класс🌿 #shorts #школа #туториал #математика #урок

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания
Поделиться или сохранить к себе: