Видео:Нет легче для спасения этой добродетели - преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)Скачать
Рабочая программа по русскому языку
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Ершовский агропромышленный лицей»
Директор ГБПОУ СО «ЕАЛ»
_____________ Поветкин Д.А.
Приказ № __ от «__»___2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА . РУССКИЙ ЯЗЫК»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для всех профессии социально-экономического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», разработанной Федеральным институтом развития образования, от 21 июля 2015 г. для профессиональных образовательных.
Рассмотрено на заседании методической
комиссии дисциплин общеобразовательного Согласовано с председателем
цикла. методического совета лицея ГБПОУ СО «ЕАЛ»
Протокол №1, от «28» августа 2019 г. Протокол № 1, «29» августа 2019 г.
________________/Рахматулина О.А./ Председатель МС _______________/Давыденко Л.И./
Составитель: Удалова А.С, преподаватель русского языка и литературы, первой категории ГБПОУ СО «ЕАЛ»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Русский язык» общеобразовательного цикла предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования естественно – научного, технического, социально-экономического профилей, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.
Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
Учебная дисциплина «Русский язык» является общеобразовательной учебной дисциплиной из обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального образования естественнонаучного профиля.
Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» ориентирована на достижение следующих целей :
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, кульзтуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося — 171 час
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося — 114 часов
самостоятельная работа студента – 57 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
— работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование лингвистических текстов);
— подготовка к практическим занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами, интернет-информация);
— составление текстов различных жанров;
— подготовка устных сообщений, рефератов;
— работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
— подбор примеров на различные темы;
— сообщения по темам;
— выполнение упражнений из ДИ;
— лингвистический анализ текста;
— знакомство изобразительно-выразительными средствами языка;
— составление схем предложений;
-создание индивидуального проекта.
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык и литература. Русский язык
Содержание учебного материала
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Раздел 1. Язык как знаковая система и общественное явление 5ч. + 4ч. (с/р)
Язык как знаковая система.
Содержание учебного материала
Значение слова «знак», знаковая система языка. Семиотика. Слово.
Самостоятельная работа обучающегося:
— проиллюстрировать на примере архаичных русских словосочетаний довольный вождь и преподобный топор свойство изменчивости языкового знака.
Язык и его функции.
Содержание учебного материала
Функции языка: коммуникативная, познавательная (когнитивная), регулятивная, эмоционально-экспрессивная, фатическая, метаязыковая, этническая и др.
— познакомиться с текстом, написанным известным российским филологом
— Подготовить сообщение на следующие вопросы: а) в каком состоянии находился русский язык в конце XX века и что активизировало его развитие; б) какие внешние воздействия влияют на происходящие в нем изменения; в) какие изменения в русском языке происходят наиболее активно, какие, по мнению автора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать; г) оправдались ли прогнозы лингвиста Л.И. Скворцова.
Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения.
Содержание учебного материала
Понятие «лингвистика». Общая и частная лингвистика. Теоретическая (фундаментальная) и прикладная лингвистика. Изучение русского языка М.В. Ломоносовым. Труды его предшественников – лингвистов.
— используя ресурсы Интернета, справочную и лингвистическую литературу составить статью об одном из лингвистов. (А.А, Шахматов, Л.В. Щерба, А.Х. Востоков, Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов, А.М. Пешковский, Н.М. Шанский, В.В. Виноградов и др.)
Язык и культура.
Содержание учебного материала
Национально своеобразие языка: фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова. Корпус языка. Лингвокультурология. Безэквивалентные слова. Советизмы. Историзмы. Диалекты и говоры. Пословицы. Работа со словарем, лингвистическими заметками.
— познакомиться с фразеологическим словарем Жукова А.В., Жуковой М.Е.;
— подготовить доклад «Крылатые слова»;
— привести примеры прецедентных текстов;
— разработать проект «Портрет одного слова».
Раздел 2 . Язык и общество 4ч. + 2ч. (с/р)
Русский язык в Российской Федерации.
Содержание учебного материала
Социальные функции языка. Национальный язык. Работа с фрагментами статей Федерального закона от 1 июня 2005 г.
— познакомиться с текстами В.В. Лопатина и В.Н. Белоусова;
-провести сравнительный анализ текстов.
Формы существования русского национального языка.
Содержание учебного материала
Формы существования современного русского языка: территориальные диалекты, просторечия, социальные и профессиональные говоры. Характерные черты литературного языка. Профессионализмы. Работа с фрагментом текста российского лингвиста
М.А. Кронгауза «Курс молодого словца». Работа с словарной статьей слова «бухнуть».
— составление предложений с рядом слов (кубышка, туман, лететь), относящимся к разной лексике;
— работа со словами и распределение их на две группы: нарушение собственной языковой нормы, нарушение этической нормы.
Словари русского языка.
Содержание учебного материала
Энциклопедические и лингвистические словари. Одноязычный толковый словарь. Словарь иностранных слов. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Орфоэпический словарь. Этимологический словарь. Топонимический словарь. Авторитетные интернет-проекты словарей и лингвистических корпусов. Решение лингвистических задач. Грамматики.
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи 19ч. + 12ч. (с/р)
Единицы языка. Уровни языковой системы.
Содержание учебного материала
Система языка. Единицы языка: морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Уровни языковой системы: фонетический, морфемный, лексический, синтаксический.
— предоставление лекционного материала в виде рисунка, схемы, конспекта и др.
— Дополнение имеющегося материала недостающими примерами.
Культура речи как раздел лингвистики.
Содержание учебного материала
Культура речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, уместность. Компоненты культуры речи: нормативность, коммуникативность, этичность. Языковые нормы. Понятие «Норма». Варианты нормы. Вариативная и обязательная, грамматическая норма.
— работа с текстом Л.К. Граудина;
Фонетика. Орфоэпические нормы.
Лингвистические понятия фонетического уровня: звук, речь, слог, ударение. Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы. Правила транскрипции слова.
— транскрипция слов: адекватный, бактерия, булочная, белесый.
— расстановка знаков ударения в фамилиях деятелей русской культуры.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
Понятие «лексика», «лексикология». Фразеология. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Тематические группы. Омонимы и разновидности омонимии. Паронимы. Синонимы: лексические, словообразовательные, синтаксические, стилистические. Синонимический ряд. Антонимы. Слова исконно русской лексики. Общеславянские слова. Восточнославянские слова. Собственно русские слова. Заимствованные слова. Активный и пассивные запас. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. Неологизмы. Фразеологические обороты.
— подготовить доклад «Лексические нормы русского литературного языка»;
— провести лингвистический эксперимент по фрагменту текста из повести И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада»;
— подобрать фразеологические обороты синонимичным словам и словосочетаниям.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
Понятие «Словообразование». Формообразование и словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательная норма. Морфемный разбор слова.
— морфемный и словообразовательный анализ слов: генеральша, деньжищи, табурет, коленка, коммуналка, волчиха, волчица и др.
Морфология. Морфологические нормы.
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, прилагательного, глагола, числительного, местоимения, причастия, деепричастия, наречия. Морфологические нормы. Морфологический анализ разных частей речи.
— поставить имена существительных в формы родительного падежа множественного числа.;
— записать глаголы во 2-м л. ед. ч. наст. и буд. вр. и в м.р. ед. ч. прош. вр. не меняя вида;
-просклонять составное числительное;
— подготовить пересказ текста.
Орфографические нормы русского языка.
Содержание учебного материала
Орфографические нормы русского языка. Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне. Правописание приставок. Буквы и, ы после приставок. Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни. Правописание предлогов, союзов, частиц.
— заполнить таблицу «Правила написания корней с чередующимися гласными»;
— Прочитать текст С.А. Воронин, выполнить краткий филологический анализ;
— определить значение березы, указать средства выразительности, выписать 5 слов с чередующимися гласными в корне, объяснить их написание, выписать антонимы и определить их роль в тексте, переписать последний абзац, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания;
— записать текст указывая слитное и раздельное написание частиц;
— выполнение упражнение на отработку правописания производных предлогов.
Раздел 4. Речь. Речевое общение 4ч. + 3ч. (с/р)
Содержание учебного материала
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное. Устная и письменная речь. Диалог и монолог.
— составление сложного плана текста Л.А. Введенскокй «Русский язык. Культура речи. Деловое общение.
Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения.
Речевое общение. Речевая ситуация. Сфера речевого общения и предмет речи. Внешние условия речевого общения: официальные и неофициальные. Речевая стратегия. Речевая тактика. Условия удачной коммуникации.
— определение речевой стратегии и тактического приема, использованного адвокатом
К.Ф. Хартулари по делу Лебедева.
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
Основные виды речевой деятельности. Речевой этикет. Работа с текстом, его анализ и ответы на вопросы.
— познакомиться с биографией Демосфена или Цицерона, приемами ораторского искусства;
— составить памятку «Несколько советов великих ораторов выступающему публично».
Раздел 5. Текст. Виды его преобразования 11ч. + 10ч. (с/р)
Содержание учебного материала
Основные признаки текста. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Типы речи. Лингвистические задачи.
— записать цитаты, используя разные способы оформления;
— редакция текста сочинения-рассуждения, написанного учащимся по высказыванию
В.Г. Белинского «У нас нет литературы, у нас есть книжная торговля»
Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект.
Правила сокращения текста. План. Тезисы. Синтаксическая синонимия. Конспект. План составления тематического конспекта.
— составление конспекта по теме очередного урока, используя ряд приемов;
— запись основных тезисов любого лингвистического текста.
Содержание учебного материала
Структура реферата и речевые клише. Структура аннотации. Работа с текстом.
— составление аннотации любимый книги;
Оценка текста. Рецензия.
Содержание учебного материала
План написания рецензии. Экскурсия по книге, постраничный анализ, словарь книги и др.
Написание рецензии на последнюю прочитанную книгу, используя предложенный план.
Раздел 6. Повторение 5ч. + 5ч. (с/р)
Повторение изученного (1-й курс)
Нормы русского литературного языка. Язык как знаковая система. Язык и общество. Культура речи. Речевое общение. Текст.
— работа со словарной статьей многозначного слова;
— филологический анализ текста;
— сбор основных культурологических правил;
— парная работа «Речевое общение»;
— запись содержания текста А.А. Леонтьева в жанре аннотации.
Раздел 7. Введение 4ч. + 2ч. (с/р)
Содержание учебного материала
Русский язык в современном мире.
— сообщение на тему «Русский в современном мире»;
— сформулировать тезис о том, что такое экология языка;
-привести примеры речевых ситуаций из современных средств массовой информации, своего речевого опыта, которые подтвердили бы позицию обучающегося.
Раздел 8. Язык и речь 26ч. + 9ч. (с/р)
Синтаксис. Синтаксические нормы.
Придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты.
— запись предложений, соблюдая синтаксические нормы.
Пунктуационные нормы русского языка.
Содержание учебного предмета
Знаки препинания и их функции в письменной речи.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.
Знаки препинания в ССП.
Знаки препинания в СПП.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
— списывание текста Л.Н. Толстого, обосновывая расстановку знаков препинания;
— составление предложений, опираясь на схемы;
— дополнение таблицы «Правила обособления определений и приложений» примерами;
-составление схемы «Разряды вводных слов по значению», дополняя ее примерами;
— запись предложений, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Составление соответствующих предложениям схем;
— изложение высказываний Д.С. Лихачева в виде косвенной речи с заменой местоимений и личных форм глагола;
-запись из учебной или художественной литературы примеров предложений, соответствующих всем способам связи предложений;
-подготовить культурологический комментарий по картинкам, используя сложные бессоюзные предложения.
Раздел 9. Функциональная стилистика и культура речи 29ч. + 13ч (с/р)
Понятие о функциональной стилистике.
Содержание учебного материала
Функциональные разновидности языка. Функциональные стили современного русского литературного языка. Стилистические нормы.
-подбор к существительным м.р. существительных ж.р.;
-сообщение о функциональных разновидностях языка.
Содержание учебного материала
Функция общения, стилевая принадлежность текстов, слов, микротексты, характерные черты разговорной речи, разговорные конструкций. Роль тире, двоеточий и многоточий.
— составить диалоги – телефонные разговоры для одной из предложенных речевых ситуаций.
Логичность изложения, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность. Собственно научный, научно-популярный, учебно-научный подстили. Перифраза. Основные способы словообразования.
-преобразование информации о научном стиле в виде таблицы;
— анализ текста с последовательным доказательством принадлежности к определенному стилю;
-лингвистическое исследование по алгоритму, приведенному в учебнике стр.207.
Содержание учебного материла
Точность формулировок, неличный характер, стандартизованность, предписывающий характер,. Деловые бумаги. Реквизиты – составные части делового текста, документа и последовательность их расположения. Основные блоки резюме. Данные при написании автобиографии.
— написание текста официально-делового стиля;
— работа с толковым словарем в группах (бартер, концессионер, брокер, ваучер, валюта, дебитор и др.);
— анализ автобиографии С.А. Есенина.
Содержание учебного материала
Жанры публицистики. Адресант, сфера, жанры публицистики, страстность, призывность.
Очерк. Документальность, достоверность, проблема. Очерк путевой, портретный и проблемный. Роспись и подпись.
Язык рекламы. Социальная реклама.
— написание текста в публицистическом стиле;
— создание слов с приставками, присущими публицистическому стилю, построение из них словосочетаний и предложений;
— конспектирование статьи С.П. Залыгина «Читая Гоголя»;
— написание сочинения в публицистическом стиле на одну из предложенных тем;
— сообщение о деятельности Д.С. Лихачеве;
— подбор текстов публицистического стиля в газетах и поиск в них средств художественной выразительности.
Культура публичной речи.
Содержание учебного материала
Устные выступления. Варианты построения начала речи. Основной тезис и частные тезисы. Доклад. План доклада об ученом. Основные правила речевого поведения в дискуссии.
-написание краткого очерка или сочинения-репортажа на самостоятельно избранную тему;
-запись фрагмента статьи В.Г. Распутина «Ищите женщину».
Язык художественной литературы.
Содержание учебного материала
Троп. Стилистические фигуры или фигуры речи. Взаимосвязь картины природы с эмоциональным состоянием героя. Стилистические возможности морфологии. Лексикографическое описание. Филологический анализ поэтического произведения.
-написание текста в художественном стиле;
-написание сочинения на предложенную тему;
— поиск художественных тропов и фигур;
— сравнительный анализ двух поэтических текстов;
— определение функционально-стилевой принадлежности текстов.
Раздел 10. Повторение 6ч. + 1ч. (с/р)
Содержание учебного материала
Правила правописания. Правописание приставок. Буквы и и ы после приставок. Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни. Обобщение пройденного материала.
-подготовка к экзамену.
Видео:Слова юродивого о русских (Алексей Осипов)Скачать
2.3 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Языковой портрет современника.
Молодежный сленг и жаргон.
А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
Вопросы экологии русского языка.
Виды делового общения, их языковые особенности.
Языковые особенности научного стиля речи.
Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
СМИ и культура речи.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
Русское письмо и его эволюция.
Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Исторические изменения в структуре слова.
Учение о частях речи в русской грамматике.
Грамматические нормы русского языка.
Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
Слова-омонимы в морфологии русского языка.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива.
Предложения с однородными членами и их функции в речи.
Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Монолог и диалог. Особенности построения и употребления слов в предложении и его роль в организации художественного текста
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, рабочее место учителя, доска, ящики для хранения таблиц.
Технические средства обучения:
3 в 1 (принтер, сканер, ксерокс),
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.М. Рыбченкова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 272 с.
Вакурова О.Ф., Львова С.И. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». — М., 2007.
Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л., Козлова Т.И. «Русский язык. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, практикум» — М., 2009.
Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. «Русский язык. ЕГЭ. 9 класс. Тренировочные тестовые задания» — М., 2010.
Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2006.
Тихонова В.В., Шановалова Т.Е. «250 диктантов по русскому языку» — М., 2006.
Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку (8-9 классы). Мастерская учителя» — М., 2008.
Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. «Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие». — М. 2007.
Михайлова Е.В. «Тесты и тексты для комплексного анализа (10-11 классы). Мастерская учителя» — М., 2007.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 8-е изд., испр. – М., 2009.
Методические рекомендации по выполнению практических работ/ Составитель: Зуева Н.А., Кизел. – 2014г.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) — http://rusgram.narod.ru
Грамота.ру — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» — http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка — http://slova.ndo.ru
Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке — http://www.ruscorpora.ru
Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы — http://www.lrc-lib.ru
Русский язык — ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы — http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку — http://www.rusjaz.da.ru
Русский язык: говорим и пишем правильно — ресурс о культуре письменной и устной речи — http://www.gramma.ru
Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности — http://character.webzone.ru
Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина — http://pushkin.edu.ru
Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) — http://www.ruslang.ru
Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) — http://www.ropryal.ru
Словари.Ру — ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка — http://www.slovari.ru
Словарь смыслов русского языка – справочное он-лайн издание по русскому языку — http://www.slovo.zovu.ru
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады, рефераты).
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература»:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике
— тестирование, аудиторные контрольные работы;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью
— в форме защиты проектов
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
— в форме защиты практических занятий;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Входной контроль: собеседование
— аудиторная контрольная работа;
знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой
— в форме защиты практических занятий
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения
— практическая творческая работа (исследование).
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания
— в форме защиты проектов
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
— в форме защиты практических занятий;
Оценочные средства для всех видов контроля отражены в комплекте контрольно-оценочных средств (ККОС) по данной учебной дисциплине.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
(личностные и метапредметные)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
— российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
— нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
— проявление гражданственности, патриотизма;
— знание истории своей страны;
— демонстрация поведения, достойного гражданина РФ
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
— гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
— готовность к служению Отечеству, его защите;
— проявление активной жизненной позиции;
— проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;
— уважение общечеловеческих и демократических ценностей
— демонстрация готовности к исполнению воинского долга
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
Своевременность постановки на воинский учет
Проведение воинских сборов
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
— сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
— демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
— проявление общественного сознания;
— воспитанность и тактичность;
— демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
— толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
— навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
— взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
— сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности
Успешное прохождение учебной практики.
Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях
— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— демонстрация желания учиться;
— сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
— эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
— умение ценить прекрасное;
Творческие и исследовательские проекты
Дизайн-проекты по благоустройству
— принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
— бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
— готовность вести здоровый образ жизни;
— занятия в спортивных секциях;
— отказ от курения, употребления алкоголя;
— забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
— оказание первой помощи
— осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
— демонстрация интереса к будущей профессии;
— выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач
Занятия по специальным дисциплинам
— сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
— знание основ рационального природопользования и охраны природы
Мероприятия по озеленению территории.
— ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
— уважение к семейным ценностям;
— ответственное отношение к созданию семьи
Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.
Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»
— умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
— организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;
— умение планировать собственную деятельность;
— осуществление контроля и корректировки своей деятельности;
— использование различных ресурсов для достижения поставленных целей
Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— демонстрация коммуникативных способностей;
— умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;
— умение разрешить конфликтную ситуацию
Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио
— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
— демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— использование различных методов решения практических задач
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— эффективный поиск необходимой информации;
— использование различных источников информации, включая электронные;
— демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;
— соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.
Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях .
— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
— сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)
Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
— демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;
— самоанализ и коррекция результатов собственной работы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной
— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
— умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Видео:Владимир Долинский Стихотворение ГромоотводСкачать
Проиллюстрируйте на примере архаичных словосочетаний довольный дождь и преподобный топор свойство изменчивости языкового знака
Видео:Протоиерей Олег Тэор - о службе в горячих точках, окормлении военных и духовной связи со старцамиСкачать
Ответы на вопрос
2) исполнительский, возможно написание критиками.
я хочу написать о том, как я выполняю устное по . сначала я внимательно читаю рассказ. предворительно отмечаю для себя главное. потом проверяю, правильно ли я все запомнил. и в конце устно рассказываю себе или родителям текст рассказа. наречие отвечает на вопрос (как).
2) утомленный дневным переходом, семенов заснул скоро.
💥 Видео
Иностранные языки. Протоиерей Андрей Ткачёв.Скачать
ПРИНИМАЙТЕ ИСКУШЕНИЯ С РАДОСТЬЮ! Священник Олег СтеняевСкачать
Супружеское воздержание в пост : обязанность или добровольный подвиг ? Протоиерей Феодор БородинСкачать
Пропасть. о.Андрей Ткачёв. Раскол общества. Преподобный Амвросий ОптинскийСкачать
Язык. Мысль и бессмыслица. о.Андрей Ткачев. О силе слова, благочестии, болезнях, болтливости и гневеСкачать
Слова, от которых в душу приходят мир и радость. Преподобный Никон Оптинский.Скачать
Преподобный Далмат Исетский,ПермскийСкачать
Упование наше воплощённое СловоСкачать
ПОЧЕМУ БОГ ПОПУСКАЕТ БЕСАМ ИСКУШАТЬ ЛЮДЕЙ? Архимандрит Михаил (Семёнов)Скачать
Притча об отречении от ХристаСкачать
В. Маяковский - Прощанье. 1925 (Стих и Я)Скачать
Многие гибнут безвозвратно! Мир погружается в пороки и беззакония. Варсонофий ОптинскийСкачать
А ЧЕМ ПЛОХО, ЕСЛИ "ВСЕ БУДУТ ГОВОРИТЬ О ВАС ХОРОШО" ? Протоиерей Михаил ДудкоСкачать
ПРОЧТИ ЕЁ СКОРЕЕ! СЕГОДНЯ ЧУДЕСНЫЙ ВЕЧЕР, КОГДА ВСЕ ПРОСЬБЫ ИСПОЛНЯЮТСЯ!Скачать
Как я получил благодать прозорливости. РАССКАЗ преп. Порфирия КавсокаливитаСкачать
Короткие и Необыкновенно Мудрые Ассирийские Пословицы и Поговорки | Великая Ассирийская МудростьСкачать