Проект на тему нормы ударения

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Проект по теме «Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение»

Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Проект на тему нормы ударения

«Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение»

Цель: изучить основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка и особенности постановки ударения в русском языке.

1. Найти информацию об орфоэпических нормах

2. Найти информацию об ударении

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Орфоэпия (от греч. orthos — «правильный» и epos —«речь») — это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи. Это наука, изучающая «правильную речь», определяющая нормы произношения, их обоснование и закрепление в языке. Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические — нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится. Правила произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения). Произносительные нормы по тем или иным причинам могут начать «расшатываться»: возникают колебания произносительных норм, которые в случае приобретения ими массового характера приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем — к возникновению и укреплению новой произносительной нормы. Орфоэпия наряду с обязательными произносительными нормами в первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые сосуществуют в языке в какой-то момент времени, когда старый (обусловленный историей) вариант произношения еще активно используется наряду с новым вариантом.

Важнейшие особенности русского литературного произношения определились ещё к первой половине 18 в. на основе московского разговорного языка, основной чертой которого является аканье. Важнейшие языковые черты, которые определили русское литературное произношение, сложились еще в первой половине XVII века в составе разговорного языка города Москвы, так называемого старомосковского просторечия. Разговорный язык Москвы, сложившийся к XVII веку на северновеликорусской диалектной основе под сильным воздействием южновеликорусских говоров, определил основные нормы литературного русского языка, в том числе и нормы произносительные. Установившиеся в Москве нормы передавались в другие культурные центры в качестве единого образца, постепенно усваиваясь там, на почве своих местных диалектных особенностей. Полной унификации литературного произношения нет. Возможны произносительные варианты, имеющие стилистическую окраску. Кроме того, местное произношение всегда в определенной степени влияет на единое орфоэпическое произношение. Поэтому имеются местные отличия в произношении ряда крупных городов, таких, как Ленинград, Казань, Горький, Ростов-на-Дону, Рязань, Воронеж, Одесса и др. В советскую эпоху ранее выработавшаяся орфоэпическая система сохранилась во всех своих основных, решающих чертах. Из нее выпали лишь отдельные частные особенности, получившие просторечный или специфически местный, московский характер.

На характер произношения существенное влияние оказывают стили произношения. Выделяют два основных типа произношения: полный и неполный. Первый характеризуется соблюдением орфоэпической нормы, отчётливостью произношения, правильной расстановкой словесного и логического ударения. Для неполного (разговорно-просторечного) свойственно чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечёткость произношения, нежелательные паузы. Различаются также высокий (академический) стиль произношения, которому свойственна особая эмоциональность, и разговорный, используемый в общении. Высокий стиль отличает речь актеров, читающих стихотворный текст. Полный и высокий стиль произношения – неотъемлемое условие ораторского искусства.

Основные правила литературного произношения звуков

1. Произношение согласных звуков

-для русского языка характерно оглушение звонких согласных на конце слова (например, в слове дуб, вместо звука Д произносится П);

-оглушение звонких согласных перед глухими (например, в слове дорожка вместо звука Ж произносится Ш);

-озвончение глухих согласных перед звонкими (например, в слове просьба вместо звука С произносится З);

-твёрдый согласный, стоящий перед мягким, обычно (но не всегда!) смягчается

(например, в слове казнь звук З произносится мягко);

-сочетание звуков ЧН обычно произносится так же, как и пишется. Произношение ШН вместо орфографического ЧН в настоящее время требуется в женских отчествах на –ИЧНА: Ильинична, а также сохраняется в отдельных словах: КОНЕЧНО, ПЕРЕЧНИЦА, СКУЧНО и др.;

-сочетание звуков ЧТ произносится так же, как и пишется. Исключения составляют слова что, чтобы, ничто, что-то;

-в русском языке существует такое явление, как непроизносимые согласные. К их числу относятся сочетания следующих звуков: СТН (например, счастливый), ЗДН (праздник), РДЦ (сердце), ВСТВ (чувствовать).

2. Произношение иностранных слов

-в некоторых безударных слогах на месте буквы О произносится звук О: бОа, радиО, хаОс и т.д.;

— в отличие от исконно русских слов, в которых перед буквой Е согласные традиционно смягчаются, заимствованные слова могут произносится по-разному:

1) одни сохраняют твёрдое произношение перед Е

2) согласные, стоящие перед Е, смягчаются

3) допускается вариативное произношение

3. Произношение гласных звуков.

В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Эти изменения называются редукцией. Редукция – это ослабление гласного в безударном положении. Выделяют редукцию качественную и количественную. Количественная редукция – когда гласный меняет силу, долготу, но не качество. При качественной редукции гласный меняет силу, долготу и главное – качество. В русском языке количественной редукции подвергаются гласные (у), (ы), (и), качественной – (а), (о), (э). Редукция зависит от положения в слове по отношению к ударению и от соседства с согласными (твёрдыми или мягкими). Изменения звуков в речи не находят отражения на письме. После твердых шипящих (ж) и (ш) гласный (а) в первом предударном слове произносится как (а), например жаргон, шагать, но перед мягкими согласными произносится звук, средний между (и) и (э), например жалеть, лошадей. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв Е и Я произносится звук, средний между (и) и (э), например весна, часы. В остальных безударных слогах на месте букв Е и Я произносится очень краткий (и), например, великан, пятачок, вынести.

К нормам произношения гласных относят нормы ударения.

Ударение – это фонетическое выделение слога из какого-либо слова, осуществляемое при напряжении органов фонации и речи. Слог, на который оно падает, будет ударным. Оно выполняет различные функции в русском языке. Нормы ударения изучаются акцентологией.

Ударение может быть логическим, т.е. это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе, и словесным, т.е. это выделение слога в слове. В русском языке ударение свободное (разноместное), т.е. может находиться на любом слоге в слове. Другой особенностью русского ударения является его морфемная подвижность: ударение может перемещаться с одной значимой части слова на другую в разных его формах и однокоренных словах. Именно ударение может отличать одно слово от другого; быть показателем грамматической формы слова. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными. При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Видео:Нормы ударения. Русский язык ЕГЭ 2024. Задание 4Скачать

Нормы ударения. Русский язык ЕГЭ 2024. Задание 4

Исследовательская работа по дисциплине «Русский язык» на тему: «Нормы ударения в современном русском языке»

Проект на тему нормы ударения

Видео:Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать

Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Исследовательская работа по дисциплине «Русский язык» на тему: «Нормы ударения в современном русском языке»110.5 КБ

Видео:Орфоэпические нормы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. ЭкзамерСкачать

Орфоэпические нормы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Экзамер

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственного бюджетного образовательного учреждения

«Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности»

по дисциплине «Русский язык»

«Нормы ударения в современном русском языке»

Авторы: обучающийся группы №17 Бакеев Антон,

обучающийся группы №21 Барышников Никита

Руководитель: преподаватель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Попова Нина Ивановна

План исследования ________________________________________ 5

Глава 1. Нормы ударения в русском языке.

1.1. Что такое языковые нормы________________________________6

1.2. Особенности ударения в русском языке_____________________8

1.3 Причины отклонений от норм ударения_____________________11

1.4 Языковая реформа в 2009году_____________________________13

Выводы по главе 1___________________________________________15

Глава 2. Практическое исследование причин нарушения норм ударения в устной речи подростков.

2.1 Процедура исследования___________________________________16

2.2. Анализ результатов исследования___________________________17

Выводы по главе 2___________________________________________21

Список литературы_________________________________________ 23

Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели. В современном русском языке можно найти немало единиц, произношение которых служит показателем уровня культуры речи и общей культуры говорящего. К сожалению, нам редко приходится слышать содержательную, хорошо оформленную речь. Обучающиеся даже старшего возраста допускают большое количество ошибок, связанных с неправильной постановкой ударения в устной речи. Такие, казалось бы, мелкие ошибки впоследствии могут стать больными занозами в жизни людей. Ведь умение говорить правильно — основной признак общей культуры человека.

Общаясь с однокурсниками, мы часто слышим в их речи нарушение произношения самых общеупотребительных слов. Проведенный нами опрос показал, что процент допускаемых ошибок довольно высок [приложение 1]. Хотя на уроке задания, связанные с расстановкой ударения, выполняются чаще всего правильно. Так почему же разница между литературной и разговорной речью столь велика? И можно ли сказать, что поправки в нормах русского языка, подобные языковой реформе в 2009году, необходимы? И можно ли вообще исправить существующее на данный момент положение? На эти вопросы мы попытались ответить в своей работе.

Цель исследования: — выявление причин нарушения норм ударения в лексиконе подростков.
Объект исследования: лексикон подростков.

Предмет: связь факторов языковой среды с нарушением норм ударения.

Гипотеза состоит из предположения о том, что если выявить причины неправильной постановки ударения в речи подростков, то можно составить рекомендации для повышения их уровня культуры речи.

В соответствии целью, предметом, гипотезой в исследовании решались следующие задачи :

  1. Осуществить теоретический анализ учебных пособий по теме «Нормы ударения в русском языке».
  2. Изучить особенности ударения в русском языке.
  3. Изучить причины изменения орфоэпических норм русского языка в 2009 году.
  4. С помощью анкетирования выявить причины нарушения норм ударения в устной речи подростков.
  5. Разработать рекомендации для повышения культуры речи подростков.
  • изучение литературы по вопросу исследования;
  • анкетирование;
  • анализ полученных данных.

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют сделать вывод об актуальности и значимости поставленной проблемы, позволяют разработать рекомендации, которые могут помочь подросткам следить за грамотностью своей речи.

База исследования : исследование было проведено в Жуковском филиале ГБПОУ РМ «ТКММП» среди обучающихся 1,2 курсов в количестве 20 человек.

  1. Осуществить теоретический анализ учебных пособий по теме «Нормы ударения в русском языке».
  2. Изучить особенности ударения в русском языке.
  3. Изучить причины изменения орфоэпических норм русского языка в 2009 году.
  4. С помощью анкетирования выявить причины нарушения норм ударения в лексиконе обучающихся.
  5. Разработать рекомендации для повышения культуры речи обучающихся.

Глава 1. Нормы ударения в русском языке

1.1. Что такое языковые нормы?

Для того чтобы разобраться в причинах нарушения норм ударения в устной речи, сначала, необходимо понять, что же собой представляет слово «норма». Почему знание каких-либо норм так важно?

Сама по себе норма является образцом единообразного, общепризнанного употребления каких-либо элементов. Конкретно языковые нормы — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка.

Характерными чертами языковых норм являются:

— соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем.

К основным источникам языковой нормы относятся:

— произведения писателей — классиков;

— произведения современных писателей;

— общепринятое современное употребление;

— данные лингвистических словарей.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную. [Интернет-ресурсы]

Как было уже сказано ранее, любые языковые нормы являются образцом использования языковых средств в определенный период развития литературного языка. Значит, развитие языковых норм — это процесс, на который влияет, в первую очередь, человек. А все нормы, правила, традиции являются результатом, к которому приходит человек в результате изучения им языка.

Поскольку мы в своей работе обратились к проблеме нарушения норм ударения, то об особенностях ударения будет рассказано далее.

1.2. Особенности ударения в русском языке

Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называется ударением.

В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое.

Словесное ударение — это особое выделение одного из слогов слова. Семья.

Логическое ударение — это выделение целых слов в предложении: Я хочу учиться. — Я хочу учиться. — Я хочу учиться .

Эмфатическое ударение — это ударение, служащее для подчеркивания эмоциональной стороны слова, которое достигается долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного. Причем замечено, что положительные эмоции, а также крайнее удивление выражаются обычно продлением гласных (Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась), отрицательные эмоции — продлением согласных (А ну, гляди, каш-шеваррр!)

К особенностям русского ударения относятся:

* Подвижность и неподвижность. Ударение в словах может быть подвижным (дрожу, дрожишь, дрожим), в других — подвижным (голова, головы, голов).

* Профессионализмы. Вследствие подвижности ударения могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке (компас, шасси), а другое — ударение, встречающееся в профессиональной речи (компас — у моряков, шасси — у летчиков).

* Стили речи. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

Свекла (нейтральный) — свекла (просторечный);

Музыка (нейтральный) — музыка (устаревший).

Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

* Двойное ударение. В русском языке существуют слова с двойным ударением. Иногда они равноправны (пиццерия и пиццерия). Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого: творог (предпочтительный) — творог (дополнительный).

* Имена собственные. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных (Сальвадор Дали, Никарагуа, Соколов — Микитов). В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон — Ньютон, Линкольн — Линкольн. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно (Мориак — у Мориака).
* Главное и второстепенное ударения. Такие ударения встречаются в сложных словах. Второстепенное ударение обычно ставится впереди главного (суперобложка, телепередача, энергосистема). [Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы]

Таким образом, мы видим, что ударение в русском языке представляет для говорящих большую сложность, но играет важную роль. Разноместность ударения помогает отличать одно слово от другого, а подвижность ударения служит для различения грамматических форм. Но, несмотря на все сложности усвоения норм ударения, без их знания у человека могут возникнуть определенные трудности в разговоре с другими людьми, ведь неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Например: парить репу — парить в облаках, видение (призрак) — видение (точка зрения).

В некоторых случаях изменение места ударения не образует ни нового слова, ни новой грамматической формы. Тогда возникают колебания, и многим из нас приходится думать о том, как сказать: угля или угля. В разговорной речи число отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, что вызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений? Ответить на эти вопросы мы попытались далее.

1.3. Причины отклонений от нормы ударения

В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы.

Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимодействия литературного языка с такими факторами языковой среды, как:

* Местные диалекты. Литературная речь любого человека несвободна от региональных оттенков. В каждой области развиваются и действуют свои закономерности, которые оказывают влияние на общенациональный язык. Так, влияние северорусских говоров может объяснить такие отклонения, как завеса, приговор. А объясняются эти отклонения от нормы тем, что в северорусских говорах существует тенденция к переносу ударения на приставку.

* Заимствованные слова. Иностранные слова, попадая в нашу речь, русифицируются путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими словами. Например, бамбук — бамбука (вместо бамбука) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсук — барсука.

* Просторечие. В просторечии постановка ударения в устной речи происходит согласно своим законам — люди говорят так, как им удобно (звонишь, положил, красивее). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но, когда просторечие переходит в постоянное употребление — это становится отрицательным фактором языковой среды.

*Профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова — профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: искра — искра (у шоферов), добыча — добыча (у горняков).

*СМИ (средства массовой информации). А.П. Сковородников, профессор филологических наук, утверждал, что СМИ недаром называют четвертой властью, потому что влияние СМИ на умы, речевые вкусы миллионов людей не меньше, чем у семьи, школы». К сожалению, в настоящее время сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи могут служить как примеры литературно-нормированной речи. [Е.В. Язовицкий. Говорите правильно]

Таким образом, мы видим, что существование подобных факторов в русском языке может негативно влиять на развитие и использование языка. Упомянутые выше факторы — это основные причины нарушения нормы ударения, ведь подобных явлений в русском языке много. Отсюда следует, что лишь привычное ударение в слове облегчит слушателям понимание его смысла. Так и в 2009 году поправки в нормах русского языка вызвали много вопросов почти у всех жителей нашей страны. Не только ученые — лингвисты, но и простые люди задались вопросом: «К чему такие поправки?» Об этом и будет рассказано далее.

1.4. Языковая реформа в 2009 году

1 сентября 2009 года — день, начавшийся для жителей нашей страны с кричащих газетных заголовков: «Кофе сменило пол», «Чиновники узаконили безграмотность», «Безумный день, или женитьба брачащихся». Сенсационная новость о том, что теперь можно говорить договор и йогурт прозвучала в теле- и радио- эфире, облетела блоги и форумы, попутно обрастая домыслами наподобие: «Скоро разрешат положить и звонит» и иными выводами, апокалипсичности которых нет предела. Так что же произошло на самом деле?

1 сентября 2009 года в силу вступил приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2009 года № 195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ».

Согласно приказу, образцовыми признаны: 1) «Орфографический словарь русского языка» Брониславы Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы Чельцовой; 2) «Грамматический словарь русского языка» под редакцией Андрея Зализняка; 3) «Словарь ударений русского языка» Ирины Резниченко; 4) «Большой фразеологический словарь русского языка» с культурологическим комментарием Вероники Телия.

Сразу после обнародования списка многие российские СМИ предположили, что словари из данного перечня закрепляют новые правила русского языка, которые теперь станут обязательными. Вот одни из них:

  • уравнозначить договор и договор, по средам и по средам, йогурт и йогурт, творог и творог, петля и петля;
  • говорить свекла;
  • употреблять слово «кофе» в среднем и мужском роде.

Так что не удивительно, что документ вызвал оживленную дискуссию и в академических кругах, и в СМИ, и среди простых людей. Интерес к документу оказался настолько велик, что представителям ведомства пришлось выступить с разъяснениями. Авторы проекта поясняют, что перечень нормативных словарей не означает «изменение языковой нормы» и носит «рекомендательный характер». Одобренные Министерством образования и науки издания станут эталоном для российских чиновников, так как эти книги официально одобрены именно для использования русского языка в качестве государственного. Так что, если вы привыкли говорить черный кофе, договор, йогурт — вы имеете полное право так говорить и впредь, это ни в коем случае не будет расценено как ошибка. Переучиваться и менять языковые привычки не нужно.

А ученые — лингвисты озадачились лишь составом списка утвержденных словарей. Почему же новые нормы не возмутили лингвистов? Потому что ничего нового в этих нормах нет. На допустимость в разговорной речи ударения договор и употребления слова «кофе» в среднем роде словари указывают в течение последних десяти лет. Но все же, зачем лингвисты зафиксировали эти варианты? Это объективная фиксация изменившейся литературной нормы. Главная особенность нормы — ее динамичность. Если в языке ничего не меняется, значит, язык этот мертв. В живом языке постоянно рождаются новые варианты и умирают старые; то, что вчера было недопустимо, сегодня становиться возможным, а завтра — единственно верным. И если лингвист видит, что норма меняется, он обязан зафиксировать это изменение. [Интернет-ресурсы] Так можно ли после этого утверждать, что, например, ударение договор появилось в русском языке 1 сентября 2009 года? Мы полагаем — НЕТ!

Выводы по главе 1

Норма ударения — это образец единообразного, общепризнанного употребления ударения. Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Однако в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию. Но все же поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.

Итогом первой главы можно считать понимание того, что такая проблема как нарушение норм ударения в устной речи есть. На данный момент она не ярко выражена, но отголоски ее слышны по всей стране. От многих взрослых людей мы, подростки, часто слышим, что орфоэпические нарушения уже никого не удивляют. Безграмотность не должна становиться обычной!

В Российских учебных заведениях педагоги стараются привить учащимся любовь к русскому языку, к сожалению, значительных результатов нет. Но зато этот факт дает возможность задуматься над тем, что нас ждет впереди, если люди будут бездействовать.

Глава 2. Практическое исследование причин нарушения норм ударения в устной речи подростков

2.1. Процедура исследования

Анализ теоретического материала помог перейти к практической части работы.

Целями практической части исследования было изучение причин нарушения норм ударения в устной речи обучающихся Жуковского филиала 1,2 курсов, определение отношения подростков к поставленной проблеме.

— разработать анкету, позволяющую исследовать поставленную проблему;

— выявить причины нарушения норм ударения в устной речи обучающихся Жуковского филиала 1,2 курсов;

— определить отношение подростков к проблеме нарушения норм ударения.

Наше практическое исследование проходило в Жуковском филиале ГБПОУ РМ «ТКММП» среди обучающихся 1,2 курсов в количестве 20.

В ходе исследования была использована анкета, разработанная нами проекта, предназначенная для выявления причин нарушения норм ударения в устной речи подростков, определения отношения обучающихся к поставленной нами проблеме. Анкета включает в себя десять вопросов.

Перед началом исследования испытуемые получают инструкцию:

«Прочтите внимательно вопросы и дайте ответы. Там, где требуется, аргументируйте свой ответ. Анкета анонимная, а правильных или неправильных ответов нет, поэтому постарайтесь ответить как можно честнее и как можно правильнее».

2.2. Анализ результатов исследования

Во время проведения исследования царила непринужденная атмосфера. Обучающиеся предупреждались заранее, что анкета анонимная, а правильных или неправильных ответов нет.

В исследовании приняло участие 20 обучающихся 1,2 курсов.

С помощью первых пяти вопросов мы хотели выявить отношение обучающихся к проблеме правильности постановки ударения в устной речи. Ответы обучающихся на первые пять вопросов показали:

1. 12 обучающихся из 20-и думают, что в настоящее время подростки часто допускают ошибки в постановке ударения в устной речи;

2. 5 обучающихся задумываются, как правильно поставить ударение в том или ином слове, 10 обучающихся не всегда задумываются, а 5 обучающихся даже не думают об этом;

3. Лишь 6 обучающихся замечают ошибки в постановке ударения в речи окружающих;

4. 5 обучающихся соблюдают правила постановки ударения в устной речи;

5. 15 обучающихся хотели бы научиться говорить без ошибок.

Соотнеся ответы обучающихся с реальным положением дела (смотрите положение 1), можно сделать вывод: проблема правильности постановки ударения не считается старшими подростками серьезной. Реальное положение дела расходится с представлениями обучающихся о правильности постановки ударения в устной речи.

Ответы обучающихся не 6, 7 и 8 вопросы дают основание на следующие выводы:

*Речевое поведение обучающихся меняется в зависимости от обстановки (учебное заведение, дом, улица): 5 обучающихся ответило, что они соблюдают правила постановки ударения в филиале, двое обучающихся ответило, что на улице, 1 обучающийся, что дома, а 14 обучающихся ответило, что они стараются следовать нормам ударения.

Рис. 1. Показатели уровней речевого поведения обучающихся.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод: для всех испытуемых филиал является местом, где речь должна быть нормированной. И это радует! Но вот у пяти обучающихся, а это 32% всех испытуемых, дома и в общении с друзьями побеждает произношение, используемое окружающими, то есть просторечное.

Вот и выявлена первая причина — просторечие;

*Соотношение параметров 7 вопроса оказалось практически равнозначно:

для 3-х обучающихся образец речевого поведения — друзья; для

3-х обучающихся — популярные теле- или радио ведущие; для 3-х обучающихся — родители; для 4 обучающихся — педагоги; 7 обучающихся стараются не подражать никому.

Рис. 2. Показатели уровней речевых образцов.

Эти показатели говорят о том, что главной причиной нарушения норм ударения в речи подростков является влияние окружающей среды. А также эти результаты подтверждают мысль о равнодушии большинства испытуемых к общей культуре речи.

Анализ ответов на 7 вопрос показал, что 4 обучающихся попытались следовать новым требованиям, но у них этого не получилось, а остальные 16 испытуемых даже не стали пытаться менять языковые привычки. Опираясь на эти ответы, можно утверждать, что вопрос, поднятый учеными — лингвистами в 2009 году, оставил обучающихся старшего возраста равнодушными. Утверждать, что это однозначно положительно или отрицательно нельзя, поэтому итогом анализа этого вопроса можно считать понимание того, что такой фактор, как «изменение нормы» на речь испытуемых нами подростков не влияет.

Ответы обучающихся на вопрос «С кого начинается общая культура речи?» показали: 3 обучающихся считают, что с государства; 4 обучающийся считает, что с преподавателя; 13 обучающихся считают, что с каждого из нас.

Респонденты, на наш взгляд, правы, считая, что в вопросе повышения культуры речи каждый человек должен начинать с себя. Но сказать, что 3 обучающихся, которые ответили «с государства» или «с преподавателя», неправы, будет неверно. Ведь, если государство не будет заинтересовано в повышении культуры речи населения, то, что будет с самим населением? А если педагоги не будут стараться прививать ученикам любовь к русскому языку и будут сами нарушать в своей речи нормы ударения, то о каком культурном поколении может быть речь?

В последнем вопросе «Пригодится ли в дальнейшей жизни умение ясно излагать свои мысли, не допуская ошибок?» испытуемым необходимо было прокомментировать свой ответ. Результаты показали: 3 обучающихся не знают, пригодится ли в дальнейшей жизни умение говорить без ошибок; 9 обучающихся думают, что пригодится, но не знают зачем; 4 обучающихся утверждает, что умение говорить без ошибок нужно для понимания людьми друг друга; 3 обучающихся утверждают, что умение говорить без ошибок нужно для того, чтобы быть образованными; 1 обучающийся утверждает, что умение говорить без ошибок нужно для сохранения культуры русского языка, для успешного развития государства.

Отсюда следует, что лишь 36% испытуемых (8 человек) считают проблему правильности постановки ударения в устной речи не серьезной. 8 учащихся из 20-и — это не хороший показатель, но и плохим его назвать нельзя, ведь остальные 4 человека пессимистически не настроены. А поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.

Согласно цели исследования, мы должны были выявить причины нарушения норм ударения в устной речи подростков, что и удалось нам сделать. Итак, исходя из полученных нами во время анкетирования данных, мы можем утверждать, что основными причинами нарушения норм ударения в устной речи обучающихся старшего возраста нашего филиала является влияние таких факторов языковой среды как просторечия, СМИ, местных диалектов, а также личного равнодушия.

Таким образом, мы выявили основные причины, влияющие на нормы ударения в речи подростков.

Видео:Орфоэпические нормы (ударение) для ЕГЭ по русскому языку 2024Скачать

Орфоэпические нормы (ударение) для ЕГЭ по русскому языку 2024

Исследовательская работа учащегося «Соблюдение норм ударения жителями деревни Криволукская»

Проект на тему нормы ударения

Работа рассматривает актуальную для старшеклассников тему соблюдения норм произношения через анализ соблюдения норм ударения жителями разных возрастных и социальных групп деревни и способствует углублению знаний об орфоэпической норме, видах ударения, причинах возможных ошибок при постановке ударения, истории русского ударения. (Третье место на районной конференции молодых исследователей)

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащегося «Соблюдение норм ударения жителями деревни Криволукская»»

Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Эврика»

ЖИТЕЛЯМИ ДЕРЕВНИ КРИВОЛУКСКАЯ

Шашова Виктория Евгеньевна,

МАОУ «Хохловская СОШ»

Терентьева Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Хохловская СОШ»

филиал Криволукская ООШ

Глава 2. Особенности ударения в русском языке—————————————стр. 6

Глава 4. Причины отклонений от норм ударения—————————————стр. 8

Обращаться с языком кое-как –

значит и мыслить кое-как: неточно,

приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой

Важно сохранить все ценное, что есть в

языке, что отражает доброе, вечное,

Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели. Мы гордимся, что можем разговаривать на языке А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского. Необходимо сохранить богатство и красоту родного языка. А как это сделать? Прежде всего, мы должны научиться говорить правильно, без ошибок. Одной из главных задач современной лингвистики является борьба за чистоту русского языка. В современном русском языке можно найти немало слов, произношение которых служит показателем уровня культуры речи и общей культуры говорящего. К сожалению, нам редко приходится слышать содержательную, хорошо оформленную речь. На телевидении, радио, в системе Интернет, в газетах и журналах встречаются речевые ошибки, которые легко запоминаются. Особенно часто допускаются ошибки, связанные с неверной постановкой ударения в словах.

Мне не раз приходилось слышать из уст окружающих «позво́нишь», «красиве́е», «жда́ла», «поняла», «торты’». Стало интересно, а как соблюдают нормы ударения жители разных возрастов нашей деревни, какие ошибки они допускают? Как предупредить появление орфоэпических ошибок? Поэтому я задалась целью исследовать соблюдение норм ударения жителями деревни Криволукская.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что орфоэпические нормы являются наиболее «коварными» и сложными, нелегко запомнить все тонкости и особенности ударений в русском языке. Отсутствие четких правил произношения многих слов приводит к трудностям при выполнении заданий по подготовке к единому государственному экзамену.

Цели исследования – выяснить состояние норм ударения и предупреждение появления орфоэпических ошибок в речи жителей, в том числе учащихся и работников школы.

изучить литературу по теме исследования;

разъяснить понятие «языковая норма»;

изучить особенности ударения в русском языке;

выяснить причины нарушения норм ударения;

исследовать соблюдение норм ударения жителями деревни Криволукская;

внести посильный вклад в решение проблемы нарушения орфоэпических норм жителями деревни Криволукская, в том числе школьниками и работниками школы.

Гипотеза исследования: жители Криволукской нарушают нормы ударения, так как не задаются целью усвоить их, не придают значения правильному произношению слов.

В своей работе я использовала следующие методы исследования: анкетирование, частично-поисковый, систематизация сведений, анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Объект исследования – культура речи деревенских школьников и представителей старшего поколения.

Предмет исследования – ошибки, связанные с нарушением норм ударения.

Новизна исследовательской работы состоит в том, что в ней проанализировано отношение жителей Криволукской к орфоэпическим нормам, рассмотрены ошибки, допускаемые людьми разного возраста, а также предложен материал, помогающий запомнить нормы ударения.

Работая над данной темой, я изучила различную литературу: научно-популярную, Интернет-ресурсы.

I. Основная часть

Глава 1. Вопрос о нормах ударения.

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. С.И. Ожегов, известный русский лингвист, составитель «Словаря русского языка», общий тираж которого свыше 7 миллионов экземпляров, писал: «Что такое культура речи. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».

Уровень каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неверное ударение в слове режет слух, создает помехи взаимодействию в деловом и личном общении. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями орфоэпические особенности русского языка. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Неточность постановки ударения отражает недостаточный уровень культуры, личную незрелость.

Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает сейчас столь ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Все хотят знать, как же все-таки правильно: творог или творог, индустрия или индустрия, родился или родился?

Еще в IV в. известный филолог Диомед назвал ударение «душой речи», на него долгое время смотрели как на малосущественный объект науки о языке. Поэтому не случайно Я. К. Грот в 1876 г. замечал «Известно, что одну наименее обработанных частей теории русского языка составляют правила ударения». Примечательно, что еще в 1927 г. Д. Н. Ушаков на вопрос, существуют ли законы правильной постановки ударения, ответил, что «установленных правил ударения нет». Но в 70-е годы 20 века появились серьезные теоретические исследования (например, работы: Р. И. Аванесова, В.В. Колесова, В.Л. Воронцовой, В.А. Редькина), благодаря чему «капризы» в развитии ударения получили научное объяснение. Издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение. Однако еще не все в этой области оказалось достаточно разработанным.

Норма (нормы) — общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило, образец поведения или действия. Значит «нормы ударения» — это правило произношения. В литературном языке ученые выделяют орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы. В нашей работе мы остановимся на орфоэпической норме. Чтобы понять о чем идет речь, мы познакомились с понятием «орфоэпия».

Орфоэпия — система правил, определяющих правильное литературное произношение. Орфоэпическая норма – это единственный вариант правильного произношения слова.

Особенности ударения в русском языке.

Ударение в русском языке свободное, может стоять на разных по счету слогах: берег, река, потолок и на любой части слова – приставке, суффиксе, окончании: отзвук, звучный, звучащий, звуковой. Разноместность ударения позволяет использовать его как различительное средство: атлас – «сборник географических карт» и атлас – «вид материи». Ударение может быть подвижным и неподвижным. При неподвижном ударении его место в слове остается неизменным при образовании грамматических форм, а также при словообразовании: доля, доли, долей, долька, долюшка. Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение (96 %).

Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность. Переходы, передвижения ударения происходят не хаотично. Есть строго определенные типы подвижного ударения. Один из них представлен в словах голова, борода, рука, нога в Винительном падеже единственного числа и им. п. мн.ч. ударение с окончанием в этих словах переходит на основу: голова – голову, головы. Подвижное ударение при изменении слова может перемещаться с одного слова на другие и даже уходить за пределы слова: спина, спину, на спине.

Но вот уже в слове губа несколько иной тип размещения ударения: здесь в форме Вин. П. ед. ч. ударение на основу не переходит (губу, а не губу). То же в словах слеза, серьга.

Слово вода представляет третий тип подвижности. В формах единственного числа оно ведет себя как слово голова: в вин. П. воду, а в форме мн. ч. размещение ударения совсем иное: воды, вод, водам, водами, водах. Такое ударение у слов зима, цена, спина, душа, земля.

Нормы ударения в частях речи.

Существительные могут иметь постоянное ударение на основе (береза, березу, березы, заяц, , зайца, зайцу, зайцы), постоянное ударение на окончании (стол, стола, столу, столы, столов), подвижное ударение, перемещающееся с основы на окончание (город, города, городу, городам).

Прилагательные имеют или постоянное ударение на основе (красивый, красивое, красивейший, красив, красивее). В редких случаях у прилагательных наблюдается перемещение ударения (молодой, молодая, молодое, но молоды, молода, молод, молодо, моложе).

У глаголов ударение может быть постоянным на основе (читаю, читаешь, читаете), постоянным на окончании (кричу, кричишь, кричите). В настоящее время в качестве тенденции отмечается перемещение ударения у глаголов с окончания на основу. Но: звоню, звонишь, звонит, звоните, звонят.

Причины отклонений от норм ударения.

В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы.

Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимодействия литературного языка с такими факторами языковой среды, как:

* Местные диалекты. Литературная речь любого человека несвободна от региональных оттенков. В каждой области развиваются и действуют свои закономерности, которые оказывают влияние на общенациональный язык. Так, влияние северорусских говоров может объяснить такие отклонения, как за́веса, при́говор. А объясняются эти отклонения от нормы тем, что в северорусских говорах существует тенденция к переносу ударения на приставку.

* Заимствованные слова. Иностранные слова, попадая в нашу речь, русифицируются путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими словами. Например, бамбу́к — бамбука́ (вместо бамбу́ка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсу́к — барсука́.

* Просторечие. В просторечии постановка ударения в устной речи происходит согласно своим законам — люди говорят так, как им удобно (зво́нишь, поло́жил, красиве́е). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но когда просторечие переходит в постоянное употребление, это становится отрицательным фактором языковой среды.

*Профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова — профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: и́скра — искра́ (у шоферов), добы́ча — до́быча (у горняков, нефтяников).

*СМИ (средства массовой информации). Влияние СМИ на умы, речевые вкусы миллионов людей не меньше, чем у семьи, школы. В настоящее время сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи могут служить как примеры литературно-нормированной речи.

Таким образом, мы видим, что существование подобных факторов в русском языке может негативно влиять на развитие и использование языка. Упомянутые выше факторы — это основные причины нарушения нормы ударения, ведь подобных явлений в русском языке много.

Мы собрали слова, которые представлены в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена за 2013 – 2017 годы. Получился список из 190 слов. В этот список вошли слова иноязычного происхождения, исконно русские слова, общеупотребительные.

Со списком можно познакомиться в приложении 1.

Всего мною опрошено 68 человек. Всех респондентов мы разделили на 4 группы.

С таблицей групп респондентов и состоянием норм ударения в речи разных социальных групп жителей, а также с наиболее частыми нарушениями норм ударения в речи жителей можно познакомиться в приложении 2.

Я провела также анкету «Чья речь для вас является образцовой?»

С результатами анкеты можно познакомиться в приложении 3.

Мы провели анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2013 – 2017 учебные годы.

С результатами анализа можно познакомиться в приложении 4.

Мы задавали вопрос «Нужно ли соблюдать нормы ударения»?

С результатами анализа можно познакомиться в приложении 5.

С результатами ответов на вопрос «Как вы думаете, почему ваши сверстники допускают ошибки в постановке ударения?» можно познакомиться в приложении 6.

С результатами ответов на вопрос «Что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы запомнить нормы ударения и не допускать ошибок?» можно познакомиться в приложении 7.

После проведенного исследования оказалось, что есть большая группа слов, в которых ни одна группа опрашиваемых не сделала ошибок, 2 группа – вариативное произношение, 3 группа – нарушены нормы ударения.

В первую группу вошли слова: магазин, агент, автобус, алфавит, арбуз, аргумент, арест, астроном, библиотека, мастерская, медикамент, монолог, морковь. Они произносятся во всех социальных группах без нарушений орфоэпических норм. Следовательно, те слова, которые 20 — 30 назад произносились с нарушением норм ударения, сейчас органично вошли в язык, так как уровень образования достаточно высок.

Во вторую группу, пусть и небольшую, вошли слова с вариативным произношением. Это слова типа волка, индустрия, гуся, комбайнер, мельком, мизерный, наголо, планер, феномен.

В третью группу вошли слова с нарушением норм ударения.

Основываясь на данных анкетирования, можно заметить, что нарушения норм ударения в разных возрастных группах существенно различаются.

Самый низкий уровень норм ударения оказался у учащихся школы. Самый высокий — у студентов ВУЗов и колледжей г. Тюмень. Сейчас они изучают предмет «Культура речи» и серьезно готовятся к продолжению учебы. Родители оказались на 3 месте. Считаем, что, сказался уровень образования. Все родители имеют среднее специальное и высшее образование.

Основываясь на данных анкетирования, можно создать общий портрет современного старшеклассника. Он прислушивается к речи учителей. Становясь старше, особенно ценит речь своих родителей. Телевидение не является образцом речи. Современные школьники представляют особый тип языковой личности, которая формируется под влиянием новых социально-экономических условий, и ситуаций, когда сам русский язык претерпевает значительные изменения. Основной проблемой формирующейся языковой личности является отсутствие ориентиров, эталонов подлинной культуры речи. К сожалению, не всегда родители могут дать образец речевой культуры, так как в последнее время все больше сил и времени отнимает работа. Большую часть времени родители решают, как одеть, накормить, ребенка, не уделяют должного внимания развитию внутреннего мира. И тогда возрастает роль окружения школьника в формировании его отношения к языку. Оставаясь в одиночестве, ребята продолжают испытывать влияние чужой речи: находятся в системе Интернет, смотрят телевизор, таким образом, средства массовой информации начинают выступать в качестве воспитателей.

Мы провели анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2013–2017 учебные годы и сделали вывод, что уровень ошибок по нормам ударения и произношения весьма высок: от 36% до 42%. В основном сюда входят те ошибки, которые выпускники делают вследствие вариативного произношения и нарушения норм ударения. Дополнительно мы проанализировали результаты пробных экзаменов в текущем учебном году.

Подавляющее большинство опрошенных считают, что нормы ударения соблюдать необходимо, так как это показатель культуры и образованности человека. И лишь единицы ответили, что совершенно неважно, как произносить слова.

Размышляя о причинах отклонений от норм ударения, большинство анкетируемых отмечают, что их собеседникам попросту не хватает знаний, а также некоторые ссылаются на невнимательность, влияние круга общения, отсутствие желания и стремления говорить грамотно.

Отвечая на вопрос «Что можно и нужно сделать, чтобы правильное произношение вошло в норму?», анкетируемые разных возрастов сходятся в одном: правильное ударение в словах нужно просто заучивать. Некоторые опрашиваемые отмечали, что необходимо уделять внимание этой проблеме в средствах массовой информации, а также больше общаться с образованными людьми. Интересно, что анкетируемые одним из средств усвоения норм ударения называли чтение. Ведь известно, что в последнее время интерес к чтению упал.

Таким образом, гипотеза о том, что жители Криволукской нарушают нормы ударения, так как не задаются целью усвоить их, не придают значения правильному произношению слов, не подтвердилась.

Человек, свободно владеющий русским языком, должен знать языковые нормы, в том числе и нормы ударения, должен говорить правильно. Однако в настоящее время большинство людей, ориентируясь на собственную интуицию, допускает ошибки в постановке ударения, тем самым показывая свою малообразованность. А ведь язык — необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. Умение говорить правильно — основной признак общей культуры человека. Безответственное отношение к нормам языка приводит к снижению уровня культуры языка, уничтожению достояния, переданного нам нашими предками.

Большинство опрошенных понимают важность соблюдения языковых норм и стараются не допускать ошибок, следят за качеством своей речи. А ошибки связаны с недостатком знаний в области орфоэпии.

Проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекли внимание как взрослых, так и учеников. Взрослые должны внимательнее относиться к своей речи. А старшеклассники смогут хорошо подготовиться к экзаменам по русскому языку, умело пользоваться своей речью.

Считаем, что работа над этой темой может быть продолжена, дополнена новыми данными.

🔍 Видео

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Урок орфоэпии. Ударение в русском языке. Смена нормСкачать

Урок орфоэпии. Ударение в русском языке. Смена норм

Ударения в словах. Орфоэпические нормы.Скачать

Ударения в словах. Орфоэпические нормы.

Видеоурок по русскому языку "Орфоэпия"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Орфоэпия"

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Русский язык 11 класс.Скачать

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Русский язык 11 класс.

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)

Русский язык 10 класс (Урок№5 - Ударение. Фонетика и орфография.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№5 - Ударение. Фонетика и орфография.)

ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК | Вебинар на тему УДАРЕНИЯ Задание №4Скачать

ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК | Вебинар на тему УДАРЕНИЯ Задание №4

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. УРОК 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ПОСТАНОВКА УДАРЕНИЯ)Скачать

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. УРОК 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ПОСТАНОВКА УДАРЕНИЯ)

Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать

Где правильно поставить ударение  Тест на знание ударений русского языка  Подготовка к ВПР

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнение

БШУ - ЕГЭ по русскому, задание 4 \ Нормы ударенияСкачать

БШУ - ЕГЭ по русскому, задание 4 \\ Нормы ударения

Орфоэпические нормы. Трудности произношения и ударения (24.12.2020)Скачать

Орфоэпические нормы. Трудности произношения и ударения (24.12.2020)
Поделиться или сохранить к себе: