Прочитайте словосочетания определите к какой функциональной разновидности принадлежит каждая группа

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Функциональные разновидности языка

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Функциональный стиль.

2. Официально-деловой стиль.

3. Научный стиль.

4. Публицистический стиль.

5. Разговорный стиль.

6. Художественный стиль (язык художественной литературы).

7. Языковые особенности функциональных разновидностей (стилей).

Научный стиль – передача информации и доказательство её истинности. Такая функциональная разновидность языка встречается в учебниках, научных статьях, докладах, рефератах и т. п.

Официально-деловой стиль – передача информации. Используется в письменных формах речи (документах, уставах, соглашениях и иных жанрах официальной документации).

Публицистический стиль – встречается в газетных и журнальных статьях/ блогах/в материалах радио- и тележурналистики, в речи выступающих на митингах, съездах и др. Главной целью является информирование аудитории средствами СМИ, донесение актуальных сведений.

Разговорный стиль является сферой неформального общения, активно используется в различных социальных сетях; цель – обмен мнениями.

Функциональные стили речи – это разновидности литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.

Художественный стиль используется в жанрах литературы: стихотворениях, поэмах, очерках, рассказах, романах и др. Этот стиль эмоционально воздействует на читателя с помощью образных средств: метафор, олицетворений, эпитетов, приёмов персонификации и др.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – с. 100

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – с. 59

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – с. 72

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – с. 88

Теоретический модуль для самостоятельного изучения

Слово стиль происходит от греческого «стилос» – это палочка с заострённым концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Гораций советовал «почаще перевёртывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать ещё лучше.

Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

Что же такое функциональный стиль, или функциональная разновидность языка? Функциональные стили речи – это разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.

В настоящее время языковеды выделяют пять функциональных сталей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

Рассмотрим каждый стиль подробнее.

Официально-деловой стиль: жанры: официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ, соглашение сторон, отчет и др.;

основная функция – передача информации;

языковые черты: точность выражения мысли, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

Пример: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Научный стиль: жанры: учебник, доклад, ответ на зачёте, статья, реферат, аннотация, лекция, монография и др.; основная функция – передача информации и доказательство её истинности; языковые черты: использование терминов, точность выражения мысли, логичность высказывания, недопустимость экспрессивных средств.

Пример: местоиме́ние (лат. pronomen) – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное, числительное.

Публицистический стиль: жанры: газетные и журнальные статьи, статьи из интернета, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.; основная функция – информирование об актуальных событиях; языковые черты: социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Пример: «С возрастом молодые люди всё более активно участвуют в политической жизни общества, ибо понимают, что от этого зависят условия их реальной жизнедеятельности, их будущее».

Разговорный стиль: сфера употребления: неформальное общение, современный Интернет; основная функция – общение (коммуникативная); языковые черты: естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстраивание под получателя информации.

– Ну, ты, наверное, от страха со всех ног бросилась наутёк.

– Наоборот. Встала и стою как столб. Боюсь пошевелиться.

Художественный стиль: жанры художественной литературы (стихотворение, поэма, очерк, рассказ, роман, роман-эпопея и др.); основная функция – эмоциональное воздействие на читателя с помощью образа; языковые черты: использование средств других стилей и нелитературных элементов (диалектизмов, просторечий, жаргонизмов); широкое использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, поэтического синтаксиса); стиль писателя.

Пример: «Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей». (В. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.

Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336 — 1405, среднеазиатский полководец и завоеватель, предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию.

1) в предложении есть фразеологизм;

2) это сложное предложение;

3) это простое предложение, осложнённое обособленным приложением и рядом однородных членов;

4) это предложение в научном стиле;

5) это предложение в публицистическом стиле;

6) это предложение в художественном стиле

3) это простое предложение, осложнённое обособленным приложением и рядом однородных членов;

4) это предложение в научном стиле;

Зачеркните характеристики, не относящиеся к разговорному стилю.

Для разговорного стиля характерны:

1. Обмен впечатлениями, общение.

2. Конкретность, образность, эмоциональность.

3. Официальность, точность, бесстрастность.

4. Эмоционально-окрашенные слова, слова с суффиксами -очк-, -еньк-, -к-, -ик-, -оват-, -еват- и др.

5. Спор, объяснение.

2. Конкретность, образность, эмоциональность.

3. Официальность, точность, бесстрастность.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Разумовская. §2. Что мы знаем о функциональных разновидностях языка. Упражнение №12

  1. Прочитайте текст К. Г. Паустовского. Об одном и том же явлении природы в этом тексте говорится дважды: в одном случае оно изображается, в другом — называется или объясняется. Выпишите эти фрагменты, в скобках укажите стиль речи.
    Анна Петровна выписывала в общую тетрадь стихи и прозаические отрывки из произведений разных поэтов и писателей, связанные с метеорологическими явлениями.
    Уже мороз сребри́т скудеющие долы,
    И от селений синий дым
    Восходит ввысь. Поют, поют эолы
    По рощам золотым.

Около этих строчек рукою Анны Петровны было написано: «Осенний антициклон». Лена переворачивала страницу:

Но силой ветра от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.

Под этими строчками Анна Петровна записала: «Подпор воды сильными западными ветрами — причина наводнений на Неве».

  • В фрагментах какого стиля вам встретились слова в переносном значении? Подчеркните их.
  • Решение

    Анна Петровна выписывала в общую тетрадь стихи и прозаические отрывки из произведений разных поэтов и писателей, связанные с метеорологическими явлениями. (Художественный стиль)
    Уже мороз сребри́т скудеющие долы,
    И от селений синий дым
    Восходит ввысь. Поют, поют эолы
    По рощам золотым . (Художественный стиль)

    Около этих строчек рукою Анны Петровны было написано: «Осенний антициклон». Лена переворачивала страницу:

    Но силой ветра от залива
    Переграждённая Нева
    Обратно шла , гневна, бурлива,
    И затопляла острова. (Художественный стиль)
    Под этими строчками Анна Петровна записала: «Подпор воды сильными западными ветрами — причина наводнений на Неве». (Научный стиль).
    Слова в переносном значении используются в отрывке художественного стиля.

    Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

    Словосочетания: согласование, управление, примыкание

    7.3. Функционально-смысловые типы текстов

    Упражнение 127. Прочитайте отрывки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них. Для обоснования ответа используйте данные таблицы, приведенной в п. 7.3.

    а) В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и чёрных тапочках.

    б) В течение её [ласточки] полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергнет его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.

    в) Иван ахнул за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.
    Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную.

    📸 Видео

    Что такое словосочетаниеСкачать

    Что такое словосочетание

    Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

    Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

    Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

    Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

    Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждениеСкачать

    Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждение

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

    Стили речиСкачать

    Стили речи

    Русский язык 5 класс (Урок№2 - Стили речи (функциональные разновидности языка).)Скачать

    Русский язык 5 класс (Урок№2 - Стили речи (функциональные разновидности языка).)

    Функциональные разновидности языкаСкачать

    Функциональные разновидности языка

    СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

    СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

    Русский язык 6 класс (Урок№12 - Функциональные разновидности языка.)Скачать

    Русский язык 6 класс (Урок№12 - Функциональные разновидности языка.)

    Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

    Словосочетание | Русский язык TutorOnline

    Что такое словосочетаниеСкачать

    Что такое словосочетание

    Работа с текстами различных функционально смысловых типов речи и функциональных разновидностей языкаСкачать

    Работа с текстами различных функционально смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

    6 класс - Русский язык - Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка. Разговорная речьСкачать

    6 класс - Русский язык - Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь

    Как найти грамматическую основу предложения?Скачать

    Как найти грамматическую основу предложения?
    Поделиться или сохранить к себе: