Прочитайте какие словосочетания являются свободными укажите фразеологические обороты точить деталь

Видео:ФразеологизмыСкачать

Фразеологизмы

Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие – фразеологически связанными

1. Белый танец, белая бумага, белая рубашка, белые воротнички, белый уголь, белые руки, белый билет, белая кость, белые стены, белый стих, белое вино, белая ворона, белое пятно, белый свет, белые мухи, белое золото.
2. Золотое дно, золотой дождь, золотой мешок, золотая серьга, золотая молодежь, золотой телец, золотая осень, золотой фонд, золотая душа, золотые горы, золотая середина, золотые руки, золотая

Прочитайте какие словосочетания являются свободными укажите фразеологические обороты точить деталь

простые — 1. белая бумага, белая рубашка, белый уголь, белые руки, , белые стены, белое вино, белое пятно, белый свет, белое золото.
2. золотой мешок, золотая серьга, , золотой телец, золотая осень, золотой фонд, золотые горы, золотая середина,

фразеологически связаны все остальные

вот Вы сами подумайте — золотые руки — это не от того, что руки сделаны из золота, а потому что руки все умеют делать, поэтому и назвыаются золотыми. Значит это не простое словосочетание.
Белый танец — не потому что танец белый, черный или другого цвета. Ведь танцы не бывают цветными. Белый танец — дамы приглашают кавалеров. Значит не простое.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Прочитайте какие словосочетания являются свободными укажите фразеологические обороты точить деталь

Прочитайте какие словосочетания являются свободными укажите фразеологические обороты точить деталь

Ответ:

простые — 1. белая бумага, белая рубашка, белый уголь, белые руки, , белые стены, белое вино, белое пятно, белый свет, белое золото.

2. золотой мешок, золотая серьга, , золотой телец, золотая осень, золотой фонд, золотые горы, золотая середина,

фразеологически связаны все остальные

вот Вы сами подумайте — золотые руки — это не от того, что руки сделаны из золота, а потому что руки все умеют делать, поэтому и назвыаются золотыми. Значит это не простое словосочетание.

Белый танец — не потому что танец белый, черный или другого цвета. Ведь танцы не бывают цветными. Белый танец — дамы приглашают кавалеров. Значит не простое.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Урок русского языка по теме «Свободные сочетания слов и фразеологизмы»

Цели урока:

  • Образовательные:
    • научить видеть признаки фразеологизмов, выяснить особенности их строения и употребления в речи
    • учить навыкам исследовательской работы
    • развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи
  • Развивающие:
    • формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов
    • отличать их от других речевых единиц в потоке речи
    • развивать творческие способности и образное мышление кадет
    • обогащать словарный запас обучающихся
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности

Урок в системе уроков: второй урок в разделе «Фразеология. Культура речи».

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Оборудование урока: тетради, учебники, тетради-справочники, фразеологические словари, раздаточный материал, компьютер, презентация, интерактивная доска.

Технологии: исследовательская работа, дифференцированное обучение

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Начинаем урок. Очень не хотелось бы, чтобы на нашем уроке возникла ситуация, подобная той, о которой идёт речь в этом небольшом стихотворении. Чтобы стал понятен смысл стихотворения, необходимо вставить пропущенные слова. (Коллективная работа)

Глеб у доски повесил … (нос),
Краснеет до корней … (волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь… (землю провалиться).

Какие интересные выражения употреблены в этом стихотворении. И необычные. Прочитайте их. Что это такое?
– Как называются такие выражения? (Фразеологизмы)
– Что означает слово «Фразеология»? (Учение о выражении)
Целью нашего урока является более близкое знакомство с фразеологизмами. Мы должны выявить их особенности употребления в речи, а также нас ждёт знакомство с историей возникновения некоторых фразеологизмов.

III. Исследовательский этап урока

Цель работы: выявить отличия фразеологизмов от свободных словосочетаний; вывести определение фразеологизмов.
Чтобы умело использовать фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать, что это такое.

Задание 1. Рассмотрим предложения:

бежать быстро

бежать со всех ног

слово употреблено в прямом значении

слова употреблены в переносном значении

от перестановки слов смысл не меняется

перестановка слов невозможна, т.к. не понятен смысл словосочетания

Прочитайте какие словосочетания являются свободными укажите фразеологические обороты точить деталь каждое слово играет свою синтаксическую роль в предложении

Прочитайте какие словосочетания являются свободными укажите фразеологические обороты точить деталь словосочетание подчёркивается как один член предложения

Свободное словосочетание

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Бежать быстро должен тот спортсмен, который рассчитывает на победу.Дождь полил такой сильный, что ребята бросились бежать со всех ног.
– Что общего у этих двух предложений? (В обоих употреблено слово БЕЖАТЬ)
– Выпишите из каждого предложения словосочетание со словом БЕЖАТЬ
– Что вы можете сказать о том, какой смысл имеют эти словосочетания?
(Обозначают одно и то же)
– В первом словосочетании признак действия назван 1 словом, а во 2-м словосочетании – целым выражением
– Что можно сказать о значении слова «быстро» и выражения «со всех ног»?
– Попробуйте поменять местами слова внутри этих конструкций. Что заметили?
– Как покажут себя слова из словосочетаний при выполнении синтаксического разбора предложений?
Вывод (после перечисления всех особенностей, полученных в ходе наблюдения за словосочетаниями):

Даётся определение ФРАЗЕОЛОГИЗМА:

Фразеологизм – это неделимое сочетание слов, в котором

– значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом;
– слова употребляются в переносном смысле;
– в предложении фразеологизм является одним членом предложения.

Задание 2. Прочитайте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологическими оборотами. Укажите фразеологизмы.

1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык (фразеологизм). Я хотел завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык(свободное словосочетание).

2. Ваня махнул рукой (свободное словосочетание) и побежал нам навстречу. Пётр Сергеевич давно уже махнул рукой (фразеологизм) на жизнь и живёт кое-как, нехотя.
Вывод: назовите ещё раз отличительные особенности фразеологизмов, которые помогли вам выполнить задание.

IV. Толкование фразеологизмов.

– Теперь вас ждёт самостоятельная работа.

Самостоятельная работа с последующей проверкой на доске.

Задание для 1 группы:

Ответьте фразеологизмом на вопросы. Как говорят о человеке?

1. Который часто меняет свои решения? (У него семь пятниц на неделе)
2. Который испытывает сильное желание сделать что-нибудь, заняться чем-либо? (У него руки чешутся)
3. Который пришёл некстати, не вовремя? ( Свалился как снег на голову)
4. Который излишне болтлив? (У него язык без костей)
Для справок: язык без костей, как снег на голову, семь пятниц на неделе, руки чешутся.

Задание для 2 группы:

Распределите данные фразеологизмы (большей частью разговорные) в колонки таблицы по их значениям:

Быстро бежать
Сильно смеяться
Очень тесно
Очень мало
Очень близко

Для справок: в двух шагах, во весь дух, кататься со смеху, повернуться негде, кот наплакал, сломя голову, яблоку негде упасть, животики надорвать, рукой подать, раз, два и обчёлся.

Задание для 3 группы:

Объяснить значение выделенных фразеологизмов.

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Выводы: значение имеет не отдельно взятое слово, а весь фразеологизм в целом.

Физминутка

V. Из истории фразеологизмов

Цель: познакомить с историей возникновения фразеологизмов; на примере литературного произведения (В. Железникова «Чучело) показать, как используется фразеологизм в жизни; развить навык использования фразеологизмов в речи.

– Мы на уроке говорим о фразеологизмах, некоторые из них вспомнили, какие-то узнали новые. А кто-нибудь подумал о том, откуда берутся фразеологизмы?

1. Источники фразеологизмов:

Художественные произведения (И. А. Крылов «Медведь – надсмотрщик»: «И ухом не ведёт…»)

Из мифов (нить Ариадны, Домоклов меч, Ахиллесова пята)

Усечение пословиц (укороченный вариант: «Собака на сене (лежит, сама не ест, и другим не даёт»)

Из свободных словосочетаний (плыть по течению:

1. Передвигаться по водной поверхности (прямое значение)
2. Быть пассивным, смириться со всем, что происходит вокруг тебя (переносный смысл) – фразеологизм

Из истории страны, народа ( бить баклуши, спустя рукава, на лбу написано)

Фразеологизмы имеют собственную историю. Они по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

2. Видеоролики об истории возникновения фразеологизмов:

БИТЬ БАКЛУШИ

Вопрос: Как вы поняли, какое значение имеет фразеологизм БИТЬ БАКЛУШИ? Составьте и запишите предложение с фразеологизмом. (1 группа – составляет сложное предложение; все остальные – простое). Выполняется разбор предложения на доске.

БЕЛАЯ ВОРОНА

После просмотра предлагается задание.
Объяснение значения фразеологизма воспитанниками.

Пояснения учителя: фразеологизм «белая ворона» может употребляться и в значении «положительный», и в значении «отрицательный».
Какого человека, по-вашему, можно назвать «белой вороной» в положительном смысле этого фразеологизма? А за что человека можно назвать «белой вороной» в отрицательном смысле?
Давайте попробуем привести примеры употребления фразеологизма:
Он «белая ворона», потому что:

– увлекается поэзией, пишет стихи (положительный)
– не даёт списывать, а предлагает свою помощь (положительный)
– прогуливает уроки, проводя время на улице в компании друзей (отрицательный)
– слушает панк-, рок- музыку (положительный)
– придумывает всем обидные клички (отрицательный)

А скажите: вам приходилось в жизни встречаться с такими людьми, которых можно было бы назвать «белой вороной»?
– Я хочу вам немного напомнить о том, что вы уже встречались, по крайней мере, с одним таким человеком. Вспомните, пожалуйста, героиню повести Владимира Железникова «Чучело». (Видеоролик.)
– Как звали девочку из повести «Чучело»? (Лена Бессольцева)
– Можно ли её назвать «белой вороной»? Почему? (Не похожа на всех остальных ребят в классе, потому что добрая, смелая, гордая, открытая)

3. Рассказ о фразеологическом словаре. Работа со словарём

Цель: дать сведения об устойчивых оборотах, об их происхождении и употреблении.

Найти в словаре и прочитать толкование фразеологизмов:

1) Знать назубок

На основе дореволюционного обычая прове­рять подлинность золотых монет зубами (у настоя­щей монеты после прикуса не должно остаться вмятины) возникло устойчивое выражение знать назубок, означающее «знать что-либо доскональ­но, отменно выучить»

2) На лбу написано

У та­кого человека все сразу видно по выражению лица. А происхо­дит этот фразеологизм от жестокого обычая клеймить преступ­ников раскаленным железом, оставляя неизгладимые уродливые знаки. При царе Алексее Михайловиче «бунтовщикам» выжигали знак «буки», т. е. буквы б чтобы они (преступники) «от прочих добрых людей отличны были». У этих несчастных и на самом деле всегда было «на лбу написано» их горькое прошлое.

VI. Фразеологизмы в английском языке

1. Недавно произошёл такой забавный случай. Один иностранец, изучающий русский язык, никак не мог разобраться во фразеологизмах, даже картинки к ним нарисовал. И вот что у него получилось. Назовите эти фразеологизмы, объясните их смысл.

Прочитайте какие словосочетания являются свободными укажите фразеологические обороты точить деталь

– В чём состояла ошибка иностранца, который захотел изобразить фразеологизмы на картинке? (Использовал прямое значение слов, а внутри фразеологизма слова утрачивают своё прямое значение и употребляются в переносном смысле)

Записать фразеологизмы и их толкование в тетрадь!

2. Анализ английских предложений, содержащих фразеологизмы (идиомы)

– А вы знаете, что фразеологизмы есть и в других языках мира. Например, устойчивые выражения, в которых значение имеет не каждое отдельное слово, а всё выражение целиком, – в английском языке называются ИДИОМАМИ. И многие английские идиомы очень даже узнаваемы в нашем языке.

When I get good marks at the lesson, I am on cloud nine.Когда я получил на уроке хорошую оценку, я был на седьмом небе от счастья.
We must prick up our ears every lesson.Мы должны держать ушки на макушке на каждом уроке.
I like look through the window when rain cats and dogs.Я люблю смотреть в окно, когда дождь льёт как из ведра.

Записать английские идиомы с русским переводом:

on cloud nine – быть на седьмом небе от счастья;
prick up our ears – ушки на макушке;
rain cats and dogs – дождь как из ведра.

Вывод: в английском языке встречаются устойчивые сочетания слов – фразеологизмы (идиомы).

VII. Подведение итогов

– Что такое фразеологизм? (Цельное словосочетание)
– Для чего мы используем в речи фразеологизмы? (Украшают речь, делают её более выразительной)

VIII. Творческая работа

Синквейн на тему «Фразеологизмы».

Задание на самоподготовку: упр.104 (устно), упр. 105.
По желанию: проиллюстрировать несколько фразеологизмов.

🎦 Видео

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Устойчивые сочетания словСкачать

Устойчивые сочетания слов

7 класс. Русский язык. Фразеология и фразеологизмыСкачать

7 класс. Русский язык. Фразеология и фразеологизмы

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое фразеологизмы? Определяем значение фразеологизмовСкачать

Что такое фразеологизмы? Определяем значение фразеологизмов

Фразеологические оборотыСкачать

Фразеологические обороты

Что означает фразеологизм? Тест на знание фразеологизмовСкачать

Что означает фразеологизм? Тест на знание фразеологизмов

Русский язык | ФразеологияСкачать

Русский язык | Фразеология

Фразеологические обороты | Урок русского языка 3 класса | Школа 60 минутСкачать

Фразеологические обороты | Урок русского языка 3 класса | Школа 60 минут

Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnline

Фразеологизмы | Русский язык | Учитель года – 2019 – Лариса ГивиевнаСкачать

Фразеологизмы | Русский язык | Учитель года – 2019 – Лариса Гивиевна

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать

Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | Инфоурок

Уроки русского Источники фразеологизмовСкачать

Уроки русского Источники фразеологизмов

А ВЫ ЗНАЕТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?🌹 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ🌹 ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК🌹Скачать

А ВЫ ЗНАЕТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?🌹 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ🌹 ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК🌹

Фразеологизмы (рассказывает Наталья Василькова)Скачать

Фразеологизмы (рассказывает Наталья Василькова)
Поделиться или сохранить к себе: