Примером слов спутников может служить следующее словосочетание

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Задачи Определите стиль выступления по следующим параметрам

Авторство: Strela

Год: 2016 | Страниц: 10

Ситуационное задание 1

Определите стиль выступления по следующим параметрам: публичность «говорения» на темы права в условиях групповой коммуникации; официальная ситуация; форма – устная. Какова функциональная направленность данного выступления? Подберите контекст, соответствующий этим параметрам, укажите его источник. Отметьте реализацию в речи говорящего фактора адресата и опоры на пресуппозицию.

Ситуационное задание 2

Разбейте тексты на абзацы. Какой из них, по-вашему, легче отредактировать? Почему? Ответ аргументируйте. Отметьте в одном из текстов (на выбор) все логические ошибки. Предложите варианты правки. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы.

1. Точность, логичность, отвлеченность являются стилеобразующими чертами

2. Речевых ошибок нет в предложении

3. Установите соответствие методов исследования с именами исследователей, предложивших их

4. Не изменяются по числам существительные следующих лексико-грамматических разрядов

5. Отсутствие форм 1 лица единственного числа наблюдается

6. Устранение логических ошибок осуществляется с опорой на законы логики

7. Примером «слов-спутников» может служить следующее словосочетание

8. Какая из перечисленных единиц стилистически маркирована

9. Установите соответствие между способом изложения текста и задачей автора

10. Впишите термин

Ситуационное задание (практическая задача) №1

Определите стиль выступления по следующим параметрам: публичность «говорения» на темы права в условиях групповой коммуникации; официальная ситуация; форма – устная. Какова функциональная направленность данного выступления? Подберите контекст, соответствующий этим параметрам, укажите его источник. Отметьте реализацию в речи говорящего фактора адресата и опоры на пресуппозицию.

По перечисленным параметрам можно определить следующий стиль выступления – это устная публичная речь.

Для устной публичной речи социальной задачей общения является публичность «говорения» на темы науки, права, политики, эта речь реализуется в ситуации официальности, в условиях групповой коммуникации, в устной форме.

Устная публичная речь — это форма деятельности, которая осуществляется в условиях непосредственного общения (речь, адресованная определённой аудитории).

Качества публичной речи:

— Точность — использование слов в их значении

— Ясность — обеспечение адекватного понимания сказанного

— Правильность — владение нормами литературного языка

— Выразительность — воздействие на эмоции

— Уместность — соответствие текста целям и условиям

— Конкретность — слова и выражения должны создавать образ (не «шёл», а «ковылял», «плёлся», «тащился»)

— Особенности: литературность, книжность.

Виды публичной речи:

— Социально-политическая (доклад на социально-политические и политико-экономические темы; отчетный доклад на собрании (конференции, съезде); политическая речь; дипломатическая речь; политическое обозрение; военно-патриотическая речь; митинговая речь; агитаторская речь.)

— Академическая (лекция вузовская; научный доклад; научный обзор; научное сообщение или информация)

— Судебная (прокурорская, или обвинительная, речь; общественно-обвинительная речь; адвокатская, или защитительная, речь; общественно-защитительная речь; самозащитительная речь обвиняемого)

Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Хотя следует отметить, что на официальных заседаниях, собраниях, где речь идет о цифрах и точных данных, нужно именно читать по подготовленному материалу, так как приблизительность здесь недопустима.

Большое значение при произнесении речи имеют произношение, ударение и интонации. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Слушатели должны ощущать внимание с вашей стороны, должна присутствовать обратная связь с аудиторией. Следует делать небольшие паузы и обсуждения по ходу выступления, чтобы понять, как публика реагирует на содержание. Но все это возможно при полном овладении материалом.

Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Грамотность является основой любого публичного выступления. Отсюда вытекает необходимость тщательной подготовки такового, неоднократность правки. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Неточности, штампы, отсутствие логики делают самую интересную тему провальной. Автору можно посоветовать хорошо продумать содержание, критически оценить свою возможность подать материал. Этот вопрос включает в себя не только громкость и ясность речи, но и умение быстро осмыслить то, что вам предстоит передать слушателю.

Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.

Фактор адресата в речевом воздействии – это один из важнейших факторов коммуникации, предполагающий учет говорящим или пишущим специфических особенностей той аудитории, к которой он обращается в устной публичной речи или письменно. Адресатом может быть и человек, и группа, и национальная аудитория в целом. Учет особенностей адресата в речевом воздействии означает, что говорящий (или пишущий) должен изменять приемы речевого воздействия в зависимости от того, на кого он воздействует – на детей или взрослых, на молодых или пожилых, на мужчин или женщин, на гуманитариев или «технарей», на образованных или малообразованных, на большую или маленькую аудиторию и т.д. и т.п.

В устно-разговорной речи собеседников объединяет так называемая общая “пресуппозиция”, т. е. наличие общей ситуации и общего запаса предварительной доречевой информации, которая шире общих фоновых знаний по теме разговора. В таких случаях люди понимают друг друга “с полуслова”, иногда достаточно намека, чтобы быть понятым. В разговорной речи поэтому многое недоговаривается, опускаются моменты, ясные из ситуации. В устной речи-беседе, помимо смыслового содержания, имеется целая гамма выразительных средств (модуляция голоса, интонация, паузирование, голосовые подчеркивания и т. д.), при помощи которых передается то, что недосказано в самом содержании.

1. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. — М.: Наука, 2011

2. Сопер П. Основы искусства речи. — М.: Прогресс, 2012

3. Стернин И.А. Практическая риторика. Учебное пособие. Гриф УМО по педобразованию. – Изд. 6. — Москва: Издательский центр «Академия», 2010. — 269 с.

4. Стернин И.А. Фактор адресата в речевом воздействии. — Воронеж: «Истоки», 2012. – 51 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Виды связей в словосочетаниях

Примером слов спутников может служить следующее словосочетание

О чем эта статья:

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:РОЛИК по №8. Грамматические ошибки. Вся теория.Скачать

РОЛИК по №8. Грамматические ошибки. Вся теория.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Что такое окончание слова? Как найти окончание в слове?Скачать

Что такое окончание слова? Как найти окончание в слове?

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

Назовите лексикографа – исследователя диахронных процессов в лингвистике (в т.ч. и стилистике) конца ХХ века

2. Речевых ошибок нет в предложении (обведите кружком номер правильного ответа):

1) Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка;

2) Будучи проездом в провинциальной деревне, известного профессора пригласили посетить местный университет;

3) Старик не ответил, что он будет делать с кладом;

4) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

3. Такие слова, как человек, проблема, образ, факт, дело, при определенных условиях, в данном случае, по следующему вопросу, целый день участвуют (обведите кружком номер правильного ответа):

1) в прономинализации;

2) в метафоризации;

3) в семантизации.

4. Обособленные члены предложения, выраженные причастными и деепричастными оборотами, придают письменной речи (обведите кружком номер правильного ответа):

1) оттенок книжности;

2) разговорный характер;

5. Выделяют три основных разновидности коннотативных сем (дополните ответ, вставьте пропущенные слова):

6. Однокоренные слова, отличающиеся словообразовательным компонентом в плане содержания, – это (обведите кружком номер правильного ответа):

7. Сколько причастий в норме можно образовать от переходного глагола совершенного вида: (обведите кружком номер правильного ответа)?

8. Впишите в определение пропущенное слово:

Фигуры речи – 1) в широком смысле: любые языковые средства, включая ______________, придающие речи образность и выразительность; 2) в узком смысле: синтагматически образуемые средства выразительности.

9. Среди стандартных оборотов речи выделяют две основные группы: (дайте их определения, обратив внимание на различия)

1. Штампы – ______________;

2. Клише – ______________.

10. Найти плеонастическое словосочетание, закрепившееся в языке и не противоречащее норме (обведите кружком номер правильного ответа):

1) патриот своей родины;

2) монументальный памятник;

3) памятный сувенир;

5) огромная махина; взаимно друг к другу.

Вариант 7

Ситуационное задание (практическая задача) №1.Определите стиль выступления по следующим параметрам: публичность «говорения» на темы права в условиях групповой коммуникации; официальная ситуация; форма – устная. Какова функциональная направленность данного выступления? Подберите контекст, соответствующий этим параметрам, укажите его источник. Отметьте реализацию в речи говорящего фактора адресата и опоры на пресуппозицию.

Ситуационное задание (практическая задача) №2.Разбейте тексты на абзацы. Какой из них, по-вашему, легче отредактировать? Почему? Ответ аргументируйте. Отметьте в одном из текстов (на выбор) все логические ошибки. Предложите варианты правки. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Логические основы редактирования»).

Опасное заболевание

Среди инфекционных болезней, особенно опасных для человека, с древних времен известно бешенство (или водобоязнь), вызываемое фильтрующимся вирусом. Это заболевание смертельно для людей и теплокровных животных. Но против него есть очень эффективные средства профилактики, применяемые при заражении. На территории Украины, юге России, в Казахстане в настоящее время встречается эта болезнь. Это в основном больные, которые после укуса животными не обратились за помощью в медицинские учреждения. Вирус бешенства при укусе животными проникает через кожу и распространяется по нервным волокнам, достигает спинного и головного мозга, выделяется с человеческой слюной. Возможно заражение и при ослюнении кожи без повреждения её. Зараженное бешенством животное ещё за десять дней до появления заболевания выделяет вирус со слюной, а следовательно, становится заразным для окружающих. У человека инкубационный период (время от заражения и до начала заболевания) составляет от десяти дней до года, но чаще всего это от 20 до 60 дней. Следовательно, всегда есть время получить эффективную помощь. В городе Жданове пока не зарегистрировано случаев бешенства среди животных, но в прилегающих районах отмечены случаи бешенства среди диких и домашних животных. Если же случился контакт с животным, а тем более повреждение кожи животным, необходимо срочно обратиться за помощью и советом к врачу-специалисту.

Чтобы лед был прочным

Те, кто часто бывает на стадионе «Водник», наверное, обратили внимание на ледяное поле. Отполировано оно до блеска, так что при свете прожекторов человек видит свое отражение. Для конькобежцев, хоккеистов такой лед – победа. Поэтому и знают ему цену. Стоит льду дать трещину, выбоину, как тут же сбавляется скорость движения спортсмена, увеличивается время пробега заданной дистанции. Вот почему перед выходом на ледяное поле спортсмены Камчатского морского пароходства дружно приветствуют Григория Петровича. В чем же секрет его мастерства в подготовке ледяного поля? «Надо знать поле, как свой дом», — говорит он. Петрович, как называют его спортсмены, приходит на работу вовремя. Включает зажигание, и машина плавно трогается с места. В кабине тепло, а за стеклом крепкий февральский морозец. Глаза Григория Петровича пристально всматриваются в снежное поле, его натруженные, мозолистые руки легко управляют машиной. Постепенно усиливаются обороты двигателя, мощная струя воды выбрасывается на поле. Машина продолжает кружить по ледяной дорожке, доносится знакомый гул мотора. И я понял, как получается прочный лед, как приходит победа.

Тестовое задание

1. Точность, логичность, отвлеченность являются стилеобразующими чертами(обведите кружком номер правильного ответа):

1) публицистического стиля;

2) научного стиля;

3) художественного стиля.

2. Речевых ошибок нет в предложении (обведите кружком номер правильного ответа):

5) Артист был удостоен высокой наградой;

6) В ближайшие дни ей предстоит операция;

7) Старики снисходительны до шалостей детей;

8) Море глаз устремились на знаменитого актера.

3. Установите соответствие методов исследования с именами исследователей, предложивших их:

1. Л.В.Щерба а) стилистический эксперимент;

2. А.М.Пешковский б) стилистика декодирования;

3. И.В.Арнольд д) лингвистический эксперимент

Ответы: 1_____, 2______, 3______.

4. Не изменяются по числам существительные следующих лексико-грамматических разрядов (впишите недостающий элемент):

1) абстрактные (или отвлеченные);

5. Отсутствие форм 1 лица единственного числа наблюдается(обведите кружком номер правильного ответа):

1) у изобилующих глаголов;

2) у недостаточных глаголов;

3) у перформативов.

6. Устранение логических ошибок осуществляется с опорой на законы логики(дополните):

1) закон тождества, когда каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание;

2) закон противоречия, когда не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении;

3) закон исключенного третьего, когда _____________________________;

4) _________________________, когда всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

7. Примером «слов-спутников» может служить следующее словосочетание (обведите кружком номер правильного ответа):

1) крепкое рукопожатие;

2) люди в белых халатах;

3) торопливой скороговоркой.

8. Какая из перечисленных единиц стилистически маркирована:(обведите кружком номер правильного ответа)

9. Установите соответствие между способом изложения текста и задачей автора:

а) цель – обобщить знания о действительности, выяснить причины явлений, обосновать выводы, доказать истинность и ложность определенных положений
б) цель – создать картину действительности

2) Повествование

в) цель – передать движение событий во времени

Ответы: 1___, 2____, 3____.

10. Впишите термин:

_______________________ – элемент официально-делового стиля, введенный в стилистически чуждый для него контекст. В настоящее время ощущается недокомплект педагогических кадров.

Вариант 8

Ситуационное задание (практическая задача) №1. Как составить портрет-ориентировку разыскиваемой женщины, у которой большие выразительные черные глаза, маленький аккуратный носик, пухленькие губки (чуть выше которых, в правом уголке, — очаровательная маленькая родинка), лучезарная улыбка, пышные кудрявые волосы. Когда уходила из дома, была одета в крепдешиновое нежно-голубое платье с малюсенькими синенькими цветочками. Подумайте, какие элементы плана содержания каждого слова нежелательны и как их можно устранить. Напишите текст, дополнив ориентировку необходимыми, на ваш взгляд, данными. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Лексическая стилистика»).

Ситуационное задание (практическая задача) №2. Изучив литературу по теме «Стилистика имени числительного», заполните таблицу:

Сочетание слов с собирательными и количественными числительными

с собирательнымис количественными

Тестовое задание

1. Социолингвистический портрет языковой личности включает следующие характеристики:(дополните)

2. Установите родо-видовые отношения фигур замещения и совмещения:

1. Фигуры количества а) каламбур

2. Фигуры качества б) оксюморон

3. Фигуры тождества г) ирония

4. Фигуры неравенства д) синоним

5. Фигуры противоположности е) мейозис

Ответы: 1_____, 2______, 3______, 4_______,5______.

3. Примером перифразы может служить следующее словосочетание (обведите кружком номер правильного ответа):

а) крепкое рукопожатие;

б) люди в белых халатах;

в) торопливой скороговоркой.

4. Предлоги благодаря и вопреки сочетаются (обведите кружком номер правильного ответа):

1) с существительными в дательном падеже;

2) с существительными в родительном падеже;

3) с существительными в дательном и в родительном падеже в зависимости от стиля.

5. В официально-деловом стиле выделяются следующие подстили(дополните):

6. Тот факт, что в словарях представлены разные стилистические пометы для одной и той же единицы, можно объяснить (обведите кружком номер правильного ответа):

1) диахронными процессами в русском языке;

2) нечеткостью самих помет;

3) диахронными процессами в русском языке и функциональным многообразием оснований для выделения помет.

7. Речевая реализация единой синтаксической структуры (предложения) несколькими коммуникативно самостоятельными единицами – фразами называется(обведите кружком номер правильного ответа):

8. Какие синтаксические фигуры по расположению выделяются в функциональной стилистике(дополните)?

9. Нормы сочетаемости слов не нарушены в словосочетании (обведите кружком номер правильного ответа):

1) превратить мечту в жизнь;

2) предостеречь от опасности;

3) заведующий первого отдела;

4) взаимно уважать друг друга;

5) написать тему театра.

10. Впишите в определение недостающие слова:

Хиазм – это синтаксическая _____________, перекрестное расположение _______________ членов в двух смежных словосочетаниях или предложениях.

Вариант 9

Ситуационное задание (практическая задача) №1.Напишите, в чем, по-вашему, заключаются смысловые различия предложений.

Я приказываю следовать за мной. / Приказываю следовать за мной.

Газета опубликовала заметку. / Заметка опубликована газетой.

Он вспомнил о предложении. / Ему вспомнилось предложение.

С рассветом мы выедем. / Рассветет, и мы выедем.

Я пошел сказать. / Я пошел, чтобы сказать.

Он не читал ни книг, ни газет, ни журналов. / Он не читал книг, газет, журналов.

Обнял по-братски. / Обнял, как брат.

Я дал указание. / Мной дано указание.

Он пришел и сказал. / Придя, он сказал.

Приведите собственные примеры вариативных синтаксических конструкций, несущих семантические различия. Прокомментируйте их, опираясь на рекомендованную литературу (см. тему «Синтаксическая стилистика»).

Ситуационное задание (практическая задача) № 2.Изучив литературу по теме «Стилистика местоимений», произведите компонентный анализ слов: всякий, каждый и любой. В каждом примере вместо точек вставьте одно из этих местоимений (использованы фрагменты выступлений юристов, собранные Н.Н.Ивакиной). Обоснуйте свой выбор.

У нас …гражданину бесплатно в его районной поликлинике доступны совет и консультация профессора и его ассистентов по … специальности, не говоря уже о безотказной помощи участкового врача, скорой, неотложной, помощи, выезжающих в … время суток по первому сигналу.

… из участников конференции была оказана финансовая поддержка.

В одиночестве способен жить не … .

Известно, что … случай нарушения дисциплины не должен оставаться без внимания трудового коллектива.

Как и во … деле, здесь нужны порядок и дисциплина.

Не … эгоист может стать разбойником.

…знает, сколько положено получить в качестве аванса.

Наверное, …житель Запрудья толком даже не ответит на вопрос о религиозном смысле «девятой недели от Пасхи», но … знает, что этот престольный праздник в старину отмечался.

Одно деяние расчленяется на два самостоятельных действия, и … из них рассматривается как независимое друг от друга преступление.

Можно отписаться от … претензии, отмахнуться от … иска.

… из нас когда-то был наивным в этих вопросах.

Тестовое задание

1. В каком словосочетании есть историзм: (обведите кружком номер правильного ответа)

2) купить авокадо;

3) обратиться к отроку;

2. Впишите в определение пропущенное слово:

Ляпалиссиада разновидность речевой избыточности,утверждение самоочевидной истины, граничащее с ____________________.Наш командир ещё за 25 минут до своей смерти был жив.

3. Явление, заключающееся в семантическом, но не структурном повторе – это(обведите кружком номер правильного ответа):

1) лексический повтор;

4. Впишите в определение пропущенное слово:

Эллипсис – это синтаксическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не _______________с целью придания тексту большей выразительности, динамичности.

5. Устаревшие союзы (обведите кружком номер правильного ответа):

1) имеют стилистическую маркированность;

2) не имеют стилистической маркированности;

3) не используются в речи.

6. Ограничение в образовании синтетических форм степеней сравнения прилагательных имеет (обведите кружком номер правильного ответа):

1) формальную причину;

2) формальный и семантический характер;

3) семантическую природу.

7. В учебном курсе «Стилистика и литературное редактирование» выделяются три составляющих(впишите недостающий элемент):

1. Основы редактирования;

2. Функциональная стилистика;

8. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении (обведите кружком номер правильного ответа):

1) Марис Лиепа был выдающимся бенефисом современного русского балета, его танцевальные партии помнит не одно поколение зрителей;

2) На Ратушной площади возвышался собор в готическом стиле;

3) Пароход задрожал от резких ударов винта и боком пристал к дебаркадеру.

9. Экспрессивность – это(обведите кружком номер правильного ответа):

1) приведение цитаты с намерением опереться на авторитет другого лица или оспорить его;

2) совокупность признаков языковых единиц, которые выражают эмоциональное или эмоционально-оценочное отношение говорящего к содержанию и/или адресату речи;

3) речевая реализация единой синтаксической структуры (предложения) несколькими коммуникативно самостоятельными единицами – фразами.

10. Практическая стилистика должна учитывать не только принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю, но и к подстилю, жанру (обведите кружком номер правильного ответа):

1) из-за наличия классификаций разных уровней;

2) вследствие жесткости/ вариативности соблюдения нормы в рамках отдельных подстилей;

Вариант 10

Ситуационное задание (практическая задача) №1. Перепишите текст статьи «Будем строить сами» из газеты «Строительные ведомости», устранив все стилистические ошибки». Помните о соответствии текста требуемому стилю.

Завод вынужден постоянно привлекать сторонние фир­мы для производства строи­тельно-ремонтных работ на территории ЗЖБИ. Привлечение таких фирм обходится предприятию недешево. На завод ложится бремя оплаты не только строительных ма­териалов и труда рабочих, но и многих других расходов подрядчиков. Элементарный расчет свидетельствует о том, что осуществление ремонтно-строительных работ собст­венными силами обойдется предприятию гораздо дешев­ле. Кроме того, очень остро стоит вопрос строительства и приобретения жилья для своих рабочих. Сегодня практически невозможно реализовать железобетон за день­ги. А вот те же строительные материалы, вложенные в строительство жилья, возвра­щаются уже рублями, а не бартером. Выход один: строить самим. Тем более, что для создания собственной строительной базы на заводе есть практически все люди, строительные механизмы, транспорт, стройматериалы, лицензия на строительно-монтажные работы. Строительство дешевого жилья собственными силами, помо­жет решить предприятию вопрос о сокращении текучести кадров, заинтересует мо­лодежь. Первой новострой­кой, возможно, будут доброт­ные двухэтажные трехком­натные дома в районе биат­лон. Наблюдательный Совет ЗЖБИ принял решение соз­дать заводское СМУ для реа­лизации строительной программы.

Ситуационное задание (практическая задача) №2.Назовите в следующих парах глагольных форм стилистически нейтральные, правильные. Если оба варианта допустимы в литературном языке, то укажите их стилистические и смысловые различия. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Стилистика глагола»). Сгруппируйте слова, систематизируйте данные, представив их в виде таблицы.

Ассигновать – ассигновывать, брызгает – брызжет, видал – видел, выйди – выйдь, выгляни – выглянь, вылезть – вылезти, выпив – выпивши, высыпешь – высыплешь, двигает – движет, достигла – достигнула, едь – поезжай, засох – засохнул, изготавливать – изготовлять, каплет – капает, класть – ложить, колыша – колыхая, легализоваться – легализироваться, ляг – ляжь, мурлычет – мурлыкает, напои – напой, нормализовать – нормализировать, обвесить – обвешать, обезлесила – обезлесела, обусловливать – обуславливать, ослабеть – ослабнуть, переубежу – переубедю, плещет – плескает, подытоживать – подытаживать, полоскают – полощут, привык – привыкнул, промок – промокнул, проявить – проявлять, разостлать – расстелить, рыскает – рыщет, сказав – сказавши, слушаешь – слушаешься, сох – сохнул, стлать – стелить, удостоивать – удостаивать, умертвлю – умерщвлю, умея – умеючи, уполномачивать – уполномочивать, хотят – хочут, щиплет – щипает — щипет.

Тестовое задание

1. Кто из указанных ученых ввел в научный обиход термин «лингвистический эксперимент» (обведите кружком номер правильного ответа)?

2. Фамилии на -аго, -яго, -ых, -их, -ово, -ко (обведите кружком номер правильного ответа)

1) не склоняются;

2) склоняются нерегулярно, в зависимости от пола субъекта-носителя фамилии;

🔥 Видео

Словосочетание. 8 классСкачать

Словосочетание. 8 класс

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетанийСкачать

Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетаний

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Русский язык 8 класс: синтаксический разбор словосочетанияСкачать

Русский язык 8 класс: синтаксический разбор словосочетания

Русский язык 3 класс (Урок№47 - Обобщение знаний о правописании частей слова.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№47 - Обобщение знаний о правописании частей слова.)

Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

Все правила русского языка за 3 часа. Полный курсСкачать

Все правила русского языка за 3 часа. Полный курс

Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова
Поделиться или сохранить к себе: