Приемы знакомства с понятием ударение

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Приемы ознакомления дошкольников с ударением, ударным слогом 1. Подберите приемы ознакомления дошкольников с понятием «ударный слог», «ударение»

Видео:Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Приемы знакомства с понятием ударение

Приемы ознакомления дошкольников с ударением, ударным слогом

1. Подберите приемы ознакомления дошкольников с понятием «ударный слог», «ударение»

2. Подберите дидактические игры, упражнения по формирование умений по теме «Ударение. Ударный слог»

Методика ознакомления дошкольников со слогом
и слоговым ударением.
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте. Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована слоговым образом. Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе. В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно. На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям. Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов. На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения); моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям); подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан; разнообразные игровые приемы:«Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»; загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» – медведь учит мишку произносить слова по частям; «Магазин игрушек» – продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам; «Накорми животное» – дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов; «Кто в каком домике будет жить» – в домиках-квадратах живут насекомые, в названиях которых один, два, три слога (эти и другие интересные игры даются в указанной выше книге Г. А. Тумаковой).В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например, имени ребенка – Mа-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»).На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в словах детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: миш-ка, миш-ка, миш-ка; ма-ши-на, ма-ши-на, ма-ши-на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает. Ударение демонстрируют также на слоговых линейках путем более длительного показа соответствующих ударным слогам окошечек, а также на схемах слов при помощи указки (ее движение замедляется при произнесении ударного слога).Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога); произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением»

Приемы знакомства с понятием ударение Алла Бикмаева
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением»

Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема. Знакомство с ударением.

Программные задачи:

1. Дать понятие об ударении.

2. Учить правильно, ставить ударение.

3. Продолжать учить анализу и синтезу слов; развивать фонематический слух.

4. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове.

5. Работать над ритмико-слоговой структурой слова

1. Закреплять знания о гласных звуках;

2. Закрепить навыки печатания слов;

3. Развивать внимание, память, логическое мышление.

1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

«Физическое развитие»: 1. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

«Художественно-эстетическое развитие»: 1. Воспитывать аккуратность при работе на маркерных досках.

Оборудование: предметные картинки,папки для звукового анализа, маркерные доски, звенящий кубик (молоточек,

Видео:Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать

Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. Ударение

Ход НОД

I.Открытый вход в деятельность

Мурлычит. чирикает -. жужжит.

Ревёт -. воет -. фыркает -. каркает -.

Поёт -. пищит -. шипит -. .

Дети получают мяч, возвращают, называя существительное.

II. Мотивация на деятельность

Логопед:– Какие звуки называются гласными?

– Назовите гласные звуки.

– Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.

III.Расширение имеющихся знаний:

1. Работа над ритмом.

Игра «Повтори – не ошибись».

Простучать ритмический рисунок.

IV Знакомство с новым материалом.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.

ПА – па – па, па – ПА – па.

Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?

Дети. Один слог звучит громче.

Логопед:- Оказывается, когда мы произносим слова, то один слог всегда звучит громче, чем остальные, слог который мы произносим громче, чем остальные, называется ударным.

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром …

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Логопед. Итак, сегодня мы познакомимся — с ударением.

Выделение ударного звука.

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием, ударный слог выделяем с большей силой.

Волосы, малина, эхо, голова, посуда, мыло.

Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?

Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т. д.

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.

V. Динамическая пауза

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят,

Как они сядут,покажем:

Крылья сложили назад.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

VI. Практическая работа

Смыслоразличительная роль ударения.

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.

а) Показать ирис.

Логопед. Что это?

– Выложите слоговую схему, поставьте ударение.

б) Логопед показывает ирис.

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.

Логопед:– Сравните схемы и буквенное написание.

– Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.

– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?

– Что же сделало ударение с одним и тем же словом?

Дети. Изменило значение.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

Игра «Найдите ударение».

Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, назовите ударный гласный.

Слова : лиса, мыло, карета, молоко, веник, дети называют ударный гласный звук.

Логопед: В некоторых словах, ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник один предмет превращает в другой.

Например: Гвоздики — гвоздики

VII. Открытый выход из деятельности.

Логопед:– Какой гласный звук в слове называется ударным?

– Как называются остальные?

– Может ли влиять ударение на смысл слова?

Конспект ООД по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Л’]» ООД по программе «Детский сад 2100». Используется пособие Т. Р. Кисловой, Р. Н. Бунеева «По дороге к Азбуке» 4 часть. Тема: Знакомство со.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в Абвгдйку» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В АБВГДйку» Цель: закрепить знания детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки. Задачи: закрепить знания.

Конспект занятия по обучению грамоте «Алфавит» Цели занятия: подвести итог по всему курсу обучения гра- моте, познакомить детей с алфавитом. Оборудование: альбом (на каждого ребенка).

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие с мультяшками» Программное содержание: 1. Упражнять в составлении описательных рассказов в форме объявлений. 2. Развивать умение проводить звуковой анализ.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К, к» (подготовительная группа) Технологическая карта Образовательная область: Коммуникация. Разделы: Обучение грамоте (подг. гр.) Тема :Буква «К к»,звуки «к к;» Цель:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [й]. Буква Й» Цели занятия: познакомить детей с буквой Й, научить чи- тать слова с данной буквой; совершенство- вать навыки правильного, выразительного.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ш]. Буква Ш» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ш, учить узна- вать ее зрительно, читать с ней слоги и слова; закреплять умение делить слова на.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Группа: старшая группа. Учитель-логопед: Радикальцева Татьяна Михайловна Группа: старшего.

Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) «Знакомство с буквой «Л» и звуком [Л]» Тема: Знакомство с буквой и звуком «Л». Цели: Познакомить детей со звуком «л», «ль», буквой «л», научить характеризовать звук «Л» Закреплять.

Знакомство со звуком и буквой У. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: 1. Продолжать учить детей давать характеристику звука. 2. Учить выделять звук в словах. 3. Развивать слуховое внимание.

Видео:Порядок слов в предложении Интонация Логическое ударениеСкачать

Порядок слов в предложении  Интонация   Логическое ударение

Работа над ударением в начальных классах

Понятие “словесное ударение” относится к числу фундаментальных понятий программного курса русского языка. Овладение его содержанием необходимо как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников.

В работе над ударением можно выделить три направления:

  1. формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке,
  2. ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью,
  3. формирование у школьников умения находить и выделять в слове ударный слог.

Характеристика каждого направления.

1) Дети, поступающие в 1 класс практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия “ударение”. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: “ударение”, “ударный и безударный слог”, “ударные и безударные гласные” и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.

При освоении понятия “ударение” важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный.

Сначала устанавливается связь: ударение – ударный слог, затем: ударный слог – ударный гласный звук.

Итогом первичного знакомства становится вывод: “Один слог в слове выделяется “ударом”, т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.

В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной.

Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:

Приемы знакомства с понятием ударение

Разграничение лексических омографов более доступно для понимания учащихся начальных классов, чем грамматических, поэтому на ранних этапах над смыслоразличительной функцией ударения необходимо организовывать наблюдения над парами слов типа:

Приемы знакомства с понятием ударение

В дальнейшем – дифференцировать разные грамматические значения форм одного слова:

Приемы знакомства с понятием ударение

Знакомя детей с ударением как средством разграничения грамматических форм, важно обратить внимание на то, что ударение способно отличать не только отдельные, но и все формы, например формы единственного и множественного числа, имен, существительных:

Приемы знакомства с понятием ударение

В процессе работы хорошо использовать на уроке игровые приёмы. Можно использовать миниатюру “Ударение” Подгорецкой И.М.
Работу над ударением, наблюдения над ударением позволяют проводить и уроки чтения.
Большие возможности для такой работы даёт материал раздела “Устное народное творчество”:

Приемы знакомства с понятием ударение

Сопоставление пар слов:

Приемы знакомства с понятием ударение

помогает детям понять особую стилистическую окраску народнопоэтических вариантов, в отличие от литературных.

При чтении произведений русских писателей и поэтов XIX в. Можно осуществлять сравнение современных и устаревших вариантов слов. Например, чтение басен И.А. Крылова.

Целесообразно остановить внимание школьников на несовременном произношении отдельных слов:

Приемы знакомства с понятием ударение

Таким образом, в поисках ответа на вопрос: “Какую роль играет ударение?” – младшие школьники получают представление о многофункциональности словесного ударения в русском языке.

2) В русском языке ударение разноместное или свободное, то есть не закреплённое ни за определённым по счёту слогом, ни за определённой морфемой (приставкой, корнем, суффиксом, окончанием).

Свойство разноместности осваивается младшими школьниками сначала в плане соотнесения ударения со слоговым контуром слова, затем – в связи с изучением морфемной структуры слова.

Более последовательно в начальных классах ведётся работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают ритмические модели слов: двухсложных, трёхсложных.

Если для упражнений над ритмическими моделями подбирать в основном изолированные слова, то это приводит к монотонности в работе. А использование связных текстов способствует усилению интереса к работе. Дидактический материал должен содержать разные по структуре ритмические модели слов.

3) В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно:

а) ударный слог произносится с большой силой. Приём быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударного слога. Можно произносить и шёпотом.
б) выделение ударного слога с большей долготой и длительностью.

  • Приём недостаточно надёжен на ранних этапах формирования умения определять ударный слог (дети начинают тянуть все слоги). Следует сочетать с приёмом искусственного изменения места ударения в слове (не протягивать).
  • Отбивание, простукивание, прохлопывание ударного слога в слове.

Наиболее приемлемо различное чередование всех известных приёмов в процессе формирования умения находить и выделять в слове ударный слог.

🎦 Видео

ЗНАКОМСТВО С УДАРЕНИЕМ ВМЕСТЕ С ГРУЗОВИЧКОМ ЛЁВОЙ.Скачать

ЗНАКОМСТВО С УДАРЕНИЕМ ВМЕСТЕ С ГРУЗОВИЧКОМ ЛЁВОЙ.

Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

[Видеокурс Понятно.Ру] – развитие речи – ударениеСкачать

[Видеокурс Понятно.Ру] – развитие речи – ударение

Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Как определить ударный слог?Скачать

Как определить ударный слог?

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 6. Определение ударного слогаСкачать

Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 6. Определение ударного слога

10 слов с правильным ударениемСкачать

10 слов с правильным ударением

Грамота знакомство с ударениемСкачать

Грамота знакомство с ударением

Ударные и безударные гласныеСкачать

Ударные и безударные гласные

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Лекция 1. Часть 4. Ударение.Скачать

Лекция 1. Часть 4. Ударение.

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?
Поделиться или сохранить к себе: